Тема Понятие «культура» иее сущность icon

Тема Понятие «культура» иее сущность




НазваТема Понятие «культура» иее сущность
Сторінка1/5
Дата04.08.2012
Розмір1.07 Mb.
ТипДокументи
  1   2   3   4   5



Учебно-методический материал

по курсу

«Основы теории культуры»


Содержание


Тема 1. Понятие «культура» и ее сущность



    1. К истории понятия «культура»

1.2. Основные аспекты определения культуры как общественного явления

1.3 Информационно-семиотическая концепция культуры

Тема 2. Культура и цивилизация


    1. О смысле понятия « цивилизация»

    2. Соотношение понятий «культуры» и «цивилизации» в рамках деятельностной концепции культуры

    3. Типология цивилизаций


Тема 3. Основные функции культуры


^ 3.1. Основные задачи культуры

3.2. Векторные функции культуры

3.3. Социализирующие функции культуры

3.4. Преобразующие функции культуры


Тема 4. Структура культуры


    1. Основные виды культуры

4.2. Материальная составляющая культура и ее элементы.

^ 4.3. Духовная составляющая культура и ее элементы.

4.3.1 .Мифология как форма духовной культуры

4.3.2.Религиозная культура и ее функции

4.3.3. Моральная культура и ее особенности

^ 4.3.4.Художественная культура и искусство


Тема 5. Социальная культура


5.1. Политическая культура

5.2. Правовая культура


Тема 6.Наука и ее роль в культуре


6.1.Наука и основные этапы ее развития

^ 6.2. Основные функции науки и ее смыслы


7.Культура как общественный феномен


7.1. Основные уровни культуры

7.2. Понятие субкультуры и ее разновидности.

7.3. Основные формы культуры

7.4.Феномен «массовой» культуры


Тема 8. Этническая и национальная культуры


^ 8.1. Социально-культурные общности людей и их эволюция

8.2. Характер соотношения этнической и национальной культуры

8.3. Особенности этнокультурных стереотипов


Тема 9. Универсалии культуры и компоненты системы культуры


^ 9.1. Национальное и интернациональное в культуре

9.2. Универсалии культуры и особенности их классификации


Тема 10. Динамика культуры


^ 10.1. Творчество – движущая сила культуры

10.2. Механизмы культурной динамики

10.3. Основные противоречия культурного процесса


Тема 1. Понятие «культура» и ее сущность


1.1. К истории понятия «культура»


В современном гуманитарном знании понятие «культура» относится к числу фундаментальных. Вместе с тем, оно имеет множественных смысловых оттенков. На бытовом уровне понятие «культура» воспринимается как оценочное и относится к чертам личности, которые правильнее было бы назвать культурностью. В науке обычно говорится о развитии, прогрессе или упадке культур. Согласно подсчетам американских культурологов А.Кребера и К.Клакхона, если в конце в XIX века существовало семь определений культуры, Ио с 20-х по 50- е года прошлого столетия их возросло до 150. Сейчас число определений измеряется четырехзначными цифрами.

Объясняется такое многообразие трактовок тем, что культура выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия. ^ Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремиться искать смысл своей жизни и деятельности. И, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры, вне культуры. И когда в обычном смысле употребляется понятие «безкультурный» человек, то имеется в виду только то, что человек действует вне соответствующего уровня культуры. Поэтому понять сущность культуры можно только через призму деятельности человека.

Здесь важно определить особенности человеческой деятельности, что обязательно упирается в решение вопроса о соотношении природы, человека и культуры. В отличие от деятельности любого животного, человек в своей деятельности преобразует окружающий мир. Многие животные могут делать нечто такое, похожее на культуру: пчелы строят соты, бобры строят плотины, муравьи воздвигают муравейники и т.п. Но их деятельность всегда запрограммирована инстинктом и они могут сотворить только то, что заложено в их природной программе. К свободной, целенаправленной, творческой деятельности способен только человек.

Еще античный философ Демокрит определял культуру как «вторую природу», подчеркивая, тем самым, ее рукотворное, «надприродное» начало. Но культура является природным феноменом, потому что ее творец человек, и он, прежде всего, биологическое существо. И даже создавая искусственный, рукотворный мир, он использует ресурсы природы. Однако если бы человек не переступал пределов природы, он остался бы без культуры. Но сама возможность такого преодоления связана с его природной данностью, с разумностью. Именно это позволяет человеку:

- творчески преобразовывать, изменять окружающий мир

- передавать социальным путем свои навыки от поколения к поколению

- изменять самого себя

Поэтому, несмотря на огромное разнообразие точек зрения по вопросу о сущности культуры, есть нечто существенное, что изначально объединяет исследователей явления культуры. Это «нечто» заложено и самой этимологией слова «cultura», которое появилось свыше двух тысяч лет назад в Древнем Риме. Первоначально понятие «культура» означало: «возделывать», «обрабатывать» и применялось лишь как агрономический термин (лат. cultura agri – обработка земли, возделывание почвы).

В новом качестве его впервые употребил выдающийся римский оратор Марк Туллий Цицерон в своей работе «Тускуланские беседы». Заслуга Цицерона состояла в том, что он применил слова «cultura» по отношению к возделыванию на человеческий разум – возделывание, развитие ума.

И сразу же «cultura» стала противопоставляться латинскому понятию «nutura», т.е. природа. В данном контексте слово» культура» означает явление, созданное человеком, внеприродное. С тех пор мир культуры, любой предмет или явление воспринимаются не как следствие действия природных сил, а как результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что непосредственно дано природой.

Поэтому в самом широком смысле под культурой понимают творческую, преобразовательную, целенаправленную деятельность человеком, все то, что было создано и придумано человеком.

В процессе социально-исторического развития общества и накопления человечеством знаний, меняется, углубляется, расширяется научное представление о культуре. С одной стороны, культура продолжается рассматриваться очень широко, как явление, охватывающее все основные сферы жизнедеятельности человека и общества. С другой стороны, всеобъемлющей характер феномена культуры делает его объектом изучения в самых разных областях познания. Культуру изучают: философы, историки, социологи, психологи, политологи, антропологи, аксиологии, исследующие духовные ценности. И поэтому характеристики этого многогранного явления культуры, во многом зависящие от специализации исследователя и задач исследования, как правило, отличаются однобокостью. Но это – всего лишь одна из многих трудностей, кс которыми сталкиваются исследователи культуры.


1.2. Основные аспекты определения культуры как общественного явления


Учитывая сложность постоянно изменяющегося и развивающегося понятия «культура», а также многообразие и противоречивость существующих определений, в науке были выделены основные аспекты определения культуры как общественного явления. Рассмотрим некоторые их них.

В генетическом аспекте культура представлена как продукт общества, общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни. То есть культура есть способ существования человечества, она есть специфически человеческий способ деятельности.

Данный подход также закрепляет качественное своеобразие сложившихся на разных этапах общественного развития исторически-конкретных форм этой жизнедеятельности. Речь идет обо всем многообразии культур различных эпох, отдельных этнических и национальных общностей. В этом отношении, справедливо замечания А.Кребера, который отмечал, что феномен культуры можно рассматривать в качестве «особого измерения общества»

В гносеологическом или познавательном аспекте культура предстает как приобщение ко всему, что было открыто, изобретено, сказано в истории человеческой мысли. В природе человека изначально заложены стремления и способность к познанию окружающего мира и самого себя. Культура, в этом отношении, является универсальным механизмом освоения и описания мироздания.

Аксиологический аспект раскрывает культуру как совокупность достигнутых в процессе освоения человеком мира материальных и духовных ценностей. При этом, материальные и духовные ценности, с одной стороны, являются отражение достигнутого уровня культуры, а с другой, выступают как специфический объект освоения. То есть, в свою очередь, включенными в культурный процесс, они становятся образцами, эталоном для последующих поколений. И не случайно, многие ученые, с позиции аксиологии, считают культуру системой ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов.

В гуманистическом аспекте культура раскрывается как развитие, совершенствование самого человека, его духовного мира и творческих способностей.

В нормативном аспекте культура выступает как система, которая формирует и регулирует отношения в обществе, ориентирует человека в мире, в котором он живет. Продуктом культуры являются не только материальные и опредмеченные духовные ценности, но и все формы отношений, которые складываются в обществе между людьми в процессе их взаимодействия: нравственные, экономические, политические, психологические. Поэтому, согласно нормативному аспекту, культуру нередко определяют как исторически и социально обусловленное отношение человека к природе, обществу и самому себе.

В социологическом аспекте культура рассматривается как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу. Человек – общественное животное, и являясь членом той или иной организованной группы, он не может существовать без культуры. Выступая в качестве важнейшего механизма человеческого взаимодействия, культура обеспечивает взаимодействие людей в социальной среде. Это достигается путем создания, усвоения, сохранения и распространения предметов, идей, ценностных ориентиров, опыта, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социокультурных ситуациях. Воспитание, образование, весь процесс социализации – это ничто иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому.

Каждое конкретное сообщество (племя, народность, нация, государство) веками создает собственную суперкультуру, в которую индивид оказывается включенным на протяжении всей своей жизни. Культура и означает приобщение человека к социуму. А сформированная определенной культурой личность вносит свой вклад в культурный слой, в свою очередь, обогащая, оплодотворяя, улучшая его.


1.3.Современные подходы к понятию «культура». Информационно-семиотическая концепция культуры.


Таким образом, термин «культура» в научном языке с самого начала был средством, с помощью которого выражалась идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке».

Однако эта идее допускала неоднозначное толкование.

^ С одной стороны, культура трактовалась как средство возвышения человека, как средство исправления общества. Этим отличался, прежде всего, аксиологический подход. С этой точки зрения, культура должна восприниматься как совокупность лучших достижений человечества, высших непреходящих ценностей. Однако такой подход сужает сферу культуры, относя к ней лишь ценности, то есть позитивные результаты деятельности людей и исключает из нее такие явления, как преступность, рабство, социальное неравенство, наркоманию и многое другое. Кроме того, ценностные оценки всегда имеют элемент субъективности. Так, восхищаясь ценностями, выработанные в своей культуре, люди нередко склонные принижать ценности, имеющиеся в других культурах.

С другой стороны, формируется антропологическое понимание культуры, которое предполагает, что культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы. С этой точки зрения в культуре наряду с позитивными достижениями есть много неразумного, негативного, но и это все включено в культуру. Эволюция антропологического подхода к трактовке культуры привела к распаду общего содержания этого понятия на ряд частных представлений, отражающих отдельные стороны и проявления культуры.

Однако обе эти трактовки культуры лишь фиксируют различные проявления культуры, но объясняют ее сущности. Уровню теоретического анализа, раскрывающего сущность культуры, сегодня отвечает информационно-семиотическая концепция культуры.

В информационно-семиотической концепции культура выступает:

а) как мир артефактов

б) как мир смыслов

в) как мир знаков

г) как мир информации

а). Исходным пунктом концепции является тезис о том, что в ней воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности. В данной концепции признается не только то, что деятельность есть способ существования человека, но рассматривается и ее особенность. Отмечается, что отличительной особенностью деятельности является: сознательная постановка цели и совершенствование средств деятельности. При этом цель рассматривается как «заключительная фаза» деятельности, а изготовление орудий труда как «подготовительная». Отсюда следует, что вся сфера общественного производства есть, в сущности, не что иное, как колоссально разросшаяся «подготовительная» фаза. На эту «промежуточную» цель – создание и совершенствование средств деятельности – направлен почти весь общественный труд людей, а «заключительная» фаза – удовлетворение биологических потребностей – занимает гораздо меньше места.

Отмеченные особенности человеческой деятельности позволяют понять возникновение и развитие культуры. ^ В основе культурного прогресса лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цель, а цели в средства. Поэтому рано или поздно во всякой сфере деятельности и совершенствование ее средств (т.е. «промежуточная цель») становятся самостоятельной целью и обособляются в отдельную область деятельности. Весь свойственный человеку образ жизни – результат «оборачивания» средств и цели.

В информационно-семиотической концепции культуры отмечается, что человечество как бы живет на грани двух миров: существующего независимого от него мира природы и созданного им мира материальной культуры. Причем в ходе исторического развития человеческого общества первый все больше заслоняется вторым. Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называют артефактами. Артефактами - феноменами культуры – являются сделанные человеком вещи, рожденные мысли, найденные и используемые им средства и способы действия.

Итак, культура есть мир человеческой деятельности или мир артефактов – это ее первейшая характеристика (особенно если речь идет о материальной культуре – «второй природе»). Но одной этой характеристики еще недостаточно для понимания сущности культуры.

б) В информационно-семиотической концепции рассматривается разница между предметами культуры и вещами природы. Явления природы, обладают свойственным им объективной определенностью. Артефакты обладают двойственной определенностью. С одной стороны, у них есть объективная определенность, т.е. их можно рассматривать как реальность, которая существует сама по себе и характеризуется объективно присущими ей свойствами. Но, с другой стороны, артефакты имеют еще и иную, субъективную определенность. Это заключенный в них «смысл», «значение». Смысл имеет, все что делает человек и что составляет среду его обитания: произведения искусств и правила этикета, религиозные обряды и научные исследования, спорт, предметы быта и т.п. Смысл любого предмета, с которым имеют дело люди, выражается хотя бы в его предназначении, в его функциях. Но помимо этого, все предметы могут иметь еще и иной субъективный смысл. Так, например, смыслом наручных часов для их владельца может стать «бренд», престижность марки.

Выделяются и основные виды смыслов: знания, ценности, регулятивы.

Мир смыслов при этом выделяется как духовное содержание культуры.

в) Выступая в качестве носителя смысла, «обработанные» (физически и духовно) человеком вещи, процессы и явления становятся знаками.

^ Знак есть предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи.

Знаки и системы знаков исследуются специальной наукой - семиотикой. Понятие знаковой системы в семиотике охватывают очень широкой круг предметов: это и разговорные и искусственные языки (язык математики, химии, «машинные» и т.п.); языки, системы сигнализации; языки искусств, правила этикета; религиозные символы и ритуалы. То есть мы живем не только в мире вещей, но и в мире знаков. Это третья важнейшая черта культуры.

Явления культуры – это не только знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация, то есть вложенное в них людьми содержание, значение, смысл.

Понимать какое-либо явление культуры – значит: воспринимать «невидимый» субъективный смысл. Именно постольку, поскольку явление выступает в качестве знака, смысла, «текста», который нужно не только наблюдать, но и осмысливать, оно становится фактом культуры. Когда какой–либо предмет культуры используется в чисто утилитарных целях, его знаковая функция отходит на второй план. При этом мы не воспринимает их как предметы культуры. Как только мы воспринимаем их знаковый характер, они уже выступают как предметы культур.

Информационно-семиотическая концепция показывает, что если рассмотрение культуры как мира человеческой деятельности раскрывает главным образом ее материальные проявления, а как мира смыслов – ее духовного содержания, то культуры как мир знаков предстает перед нами в единстве материального и духовного.

г). Культура представляет собой особый тип информационного процесса. С возникновением культуры у людей появляется особая, отсутствующая у животных, «надбиологическая» форма и передачи информация. Информация приобретает самостоятельное, внеличностное существование. Она становится социальной информацией, носителем которой становится не отдельный индивид, а общественная культура. Культура образует специфически человеческий, внегенетический «механизм» наследования – социальную наследственность. Таким образом, культура – это созданный человечеством механизм, имеющий целью выработку и хранение информации. Она включает в себя множество знаков и знаковых систем, с помощью которых образуются культурные «тексты», в которых эта информация и хранится.

Сказанное позволяет сформулировать краткое определение культуры в рамках информационно-семиотической концепции. ^ Культура – это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых с помощью создаваемых людьми знаковых систем.


^ Вопросы для самостоятельной работы


1.Обясните, в чем заключается разница между понятием «культуры» и «культурность»?

2.Перечислите основные признаки, по которым деятельность человека отличается от деятельности любого животного.

3. Поясните, на чем основываются утверждения о взаимосвязи природы и культуры?

4.Считается, человек, благодаря разумности и созданию культуры, преступил «пределы природы». Перечислите то, что явилось следствием.

5.Объясните, почему существует такое большое количество определений культуры и насколько они достоверны?

6.Определение понятия «культура» дается в разных аспектах. Перечислите основные.

7.Объясниете, в чем состоит особенность информационно-семиотического подхода к понятию «культура»?

8. Какое единство позволяет нам увидеть рассмотрение культуры как «мира знаков»?

Тема 2. Культура и цивилизация.


    1. О смысле понятия « цивилизация»


Следует обратить внимание на то, что обращение к цивилизационной проблематике в современной научной мысли происходит на фоне крайней размытости смысла самого термина «цивилизация». Понятие «цивилизация» нередко воспринимается как синоним понятия «культура». Однако слово цивилизация латинского происхождения и означает civilis -гражданский, государственный. И поэтому его также нередко употребляют как синоним государства. Когда ученые пишут о первых государствах, зародившихся в 5-3 тыс. до н.э. на Востоке, (Шумер, Египет, Китай и т.д.), то называют их цивилизациями. Именно там зарождается письменность, происходит разделение труда, появляются научные знания и технические устройства. Но надо понимать, что полного отождествления государства и цивилизации не должно быть, поскольку известны некоторые уникальные народы, которые не знали ни государственного устройства, ни письменности, и. тем не менее, создавшие удивительные цивилизации, как, например, народ нуагары.

Итак, в своем происхождение, термин «цивилизация» восходит к качествам «гражданина» как «городского жителя». В наше время это значение сохранилось в слове «цивильный», по-прежнему несущем в себе качества, подобающие гражданину – учтивость, любезность, приветливость и привычность к городской среде. И в этом смысле оно близко к понятию культуры.

Однако этимология этого слова и его раннее употребление разительно отличается от тех смыслов, которое оно приобрело впоследствии. И если в ХУ11-ХУ111 веках «цивилизованность» понималась как противоположность «дикости», то в Х1Х веке под цивилизацией стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. Л.Морган и Ф. Энгельс и другие философы стали рассматривать цивилизацию как ступень социального прогресса, следующую за дикостью и варварством. А так как на этой ступени возникают различные формы общества, то в историко-философской литературе получила признание мысль о существовании различных цивилизаций. Наиболее развитой цивилизацией представлялся тип общества, сложившейся к тому времени в европейских странах.

К концу Х1Х века вера в прогресс европейской цивилизации была поколеблена. Маркс, Ницше и другие философы стали говорить о ее неискоренимых пороках. Постепенно цивилизацию стали отличать то культуры. Возникло представление о цивилизации как о совокупности материальных и социальных благ, доставляемы человеку развитием общественного производства. Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматривая их как противоположности. Таких взглядов придерживались и многие философы, включая П.Флоренского, Г.Зиммеля, Г.Маркузе, Шпенглера и др.

Согласно их точки зрения, культура есть внутренне духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры. Если культура создает средства и способы развития духовного начала в человеке и направлена на удовлетворение духовных потребностей, то цивилизация снабжает людей средствами существования, направлена на удовлетворение практических нужд. Так П.Флоренский, говоря о культуре как о «второй природе», указывает на то, что «вторая природа» включает в себя акты простого воспроизведения, копирования. Он пишет о том, что человек, который изобрел колесо, - творец культуры. Работник, который прилаживает колесо на оси – человек цивилизации. Поэтому он утверждает, что цивилизация, - это, условно говоря, вещественное воплощение культуры.

О.Шпенглер, характеризуя соотношение между культурой и цивилизацией, пишет, что культура и цивилизация – это живое тело душевности и ее мумия. При сравнении этих взаимосвязанных понятий, у Шпенглера четко просматривается то, что мы сегодня можем характеризовать как различный по своей природе характер культуры, в которой проявляются гетерогенные тенденции, и цивилизации, с проявлением гомогенных тенденций. Так Шпенглер указывает на то, что:

-культура творит многообразие, она предполагает неравенство, индивидуальную неповторимость личностей; цивилизация стремиться к равенству, унификации и стандарту;

-культура элитарна и аристократична, цивилизация демократична;

-культура нацелена на духовные идеалы; цивилизация утилитарна, она ориентирует людей на достижение практически полезных результатов;

-у культурного человека энергия обращена вовнутрь, к развитию его духа; у цивилизованногововне, на покорение окружающей среды;

-культура привязана к земле, к ландшафту; царство цивилизации – город;

-культура национальна, цивилизация интернациональна;

-культура связана с мифом, культом, религией; цивилизация атеистична.

Ученый отмечает, что цивилизацию вообще отличает экспансия: для нее характерны гигантские империи, гигантские города, гигантские машины, гигантские предприятия. Цивилизация стремиться распространиться на все человечество, превратить мир в один громадный город, неизбежно порождающий империализм. В этом мире искусство вырождается в массовые зрелища, в арену сенсаций и скандалов. Философия становится никому не нужной. Наука превращается в служанку техники, экономики и политики. Интересы людей сосредотачиваются на проблемах власти, насилия, денег, удовлетворения материальных потребностей. Таким образом, цивилизация по Шпенглеру, есть не что иное, как умирающая культура, ее завершение, последняя стадия развития всякого социокультурного мира.

Однако в английском языке такое толкование слова «цивилизация» не закрепилась. У одного из крупнейших историков XX века А.Тойнби цивилизациями называются различные типы общества, которые выступают как относительно самостоятельные социокультурные миры. Данное А.Тойнби определение культуры стало наиболее популярной научной дефиницией. И под цивилизацией начинают понимать крупное межнациональное сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее особые устойчивые черты в социально - политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу. Современный американский исследователь С.Хантингтон определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга.

Итак, понятие цивилизация в различных философско-культурологических концепциях может означать:

-исторический процесс совершенствования жизни общества (Гольбах);

-образ жизни общества после выхода из первобытного, варварского состояния (Морган);

-материальную, утилитарно-технологическую сторону общества, противостоящую культуре как сферу духовности, творчества и свободы (Зиммель);

-последнюю, завершающую фазу эволюции какого-то типа культуры (Шпенглер);

-социальную общность, представляющую собой самый высший уровень культурной идентичности людей (Хантингтон).

Таким образом, понятие цивилизация рассматривается или в «узком» смысле, как материально составляющая культуры, или в «широком» смысле, как наиболее широкую социокультурную общность. Но надо понимать, что полного противопоставления культуры и цивилизации не должно быть, так как они являются разными сторонами одного и того же процесса. Существенная разница между ними заключается только в том, что в принятых трактовках культура всегда связана с этнической составляющей. Так, можно говорить об ирландской, узбекской, украинской и т.п. культурах. Цивилизация понятие внеэтническое и ее особенности определяются не этническим составом населения, а характером социокультурного устройства. И для того, чтобы уточнить понятие цивилизации, нужно раскрыть сущность самой культуры в рамках деятельностного подхода.


    1. Соотношение понятий «культуры» и «цивилизации» в рамках деятельностной концепции культуры.


Согласно деятельностной концепции культуры, в человеческой реальности существует два слоя: творчески-продуктивный и утилитарно-репродуктивный. Когда мы говорим о культуре, мы обязательно имеем в виду один из трех способов или форм ее бытования. Мы понимаем культуру

  1. ^ Культуру как продукт деятельности, как некоторую предметную реальность.

  2. Культуру как деятельность, которая может быть: внутренней и внешней.

Так, например, книга – культура как предметная реальность. Ее написание или чтение – культура в качестве деятельности. То же написание книги – внешняя деятельность. А вот пребывающие в человеке, приходящие на ум образы, идеи – это внутренняя деятельность. Таким образом, ничего помимо предметной реальности, внутренней и внешней деятельности примыслить к культуре невозможно

Культура как деятельность и как предметная реальность всегда представляют собой процесс и результат двух взаимодополнительных видов деятельности: опредмечивания и распредмечивания.

Опредмечивание (воплощение) – это превращение внутреннего мира человека во внешнюю (предметную) реальность. При этом внутренняя деятельность человека сначала превращается во внешнюю деятельность, а затем «застывает» в предмете. В акте опредмечивания человек всегда пользуется тем или иным природным материалом, но оформляет этот материал таким образом, что он становится внешним выражением души.

Очень важно понять, что опредмечивая свой внутренний мир, человек опредмечивает нечто уникальное. Каждый человек неповторим, в каждом есть что-то несводимое ни к кому другому. Это аксиома. Но из этой аксиомы вытекает уникальность, неповторимость всего, что составляет мир культуры. Культура возникает только тогда, когда человек оказывается способным пробиться к самому себе, и не только пробиться, но и подобрать внешние формы его выражения.

Распредмечивание (развоплощение) представляет собой превращение внешней реальности во внутренний мир человека, расширение и углубление внутреннего мира человека, расширение и углубление внутреннего мира до внутреннего мира, воплотившего себя в предметной реальности творца. Распредмечивание – это еще и самосозидание, когда из внешней реальности созидается внутренний мир человека.

Опредмечивание – распредмечивание образуют единую цепь творчества и сотворчества и в явном или не явном виде представляют собой общение, коммуникацию.

Таким образом, мы можем сделать следующий вывод. Если процесс деятельности человека «запечатлевает» его уникальность, то мир культуры - это мир не мертвых вещей, а живых личностей, индивидуальностей.

Отдавая или не отдавая себе в этом отчета, мы подходим к явлению культуры с вопросом, кто это, какая душа воплотилась в этом предмете. И здесь становится ясным, почему О.Шпенглер, рассматривая культуру не на индивидуальном, а на национальном уровне, утверждал, что всякая национальная культура несет в себе особую идею, составляющую душу культуры, и мир культуры – это всегда мир, соотнесенный с определенной душой.

Из вышесказанного мы может сделать выводы: во-первых, что всякая культура по своей природе уникальна, во-вторых, она базируется на творчестве, охватывая преимущественно духовное производство, в-третьих, культура разворачивается в пространстве коммуникации. Это ее определяющие, доминантные черты.

Проникнув в существо культуры до некой минимально необходимой грани, мы можем теперь уточнить понятие цивилизация. Для цивилизации, раскрытия ее смысла, ключевыми являются иные понятия. Это понятия «производство», «потребление» и «обмен информацией».

Производят обычно на основе образца, то есть нечто уже в принципе найденного. При этом производство как таковое не опредмечивает внутренний мир производящего человека. Оно может быть имитированием, тиражированием, штамповкой. Поэтому производство безлично и анонимно, в нем созданное ничего не говорит о создателе.

Потребление, как и распредмечивание, предполагает освоение и восприятие. Но здесь важно отметить: потребление восстанавливает равновесие человека с самим собой и со средой. Внутренний мир человека не меняется, не расширяется, не углубляется. Обмен информацией объединяет с производством и потреблением его безлично-анонимный характер. У информации, в отличие от общения, нет носителя в том смысле, что она добывается и распространяется таким образом, что не несет на себе индивидуально-личностного отпечатка. В принципе, обмен информации может осуществляться вне человека и помимо него. Наличие информационных систем вовсе не обязательно предполагает межличностные контакты. Уже одно это обстоятельство свидетельствует о том, что в обмене информацией люди задействуют свои собственные качества. Получается, что цивилизация в спектре от производства до обмена информацией все менее очеловечена.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что в основе цивилизации доминирует материальная составляющая. А так как итогом материального развития общества становится производство и потребление, то возникает тенденция к их унифицированным формам. Этому способствует и развитие науки, которая все более ориентируется на создание новых форм для удовлетворения потребностей человека и их стандартизацию. Информационные потоки в условиях цивилизации становятся доминирующими в системе личных и общественных контактов.

И все же, проведенный анализ терминов говорит о тот, что культура и цивилизация - это понятия, неразрывно взаимосвязанные и взаимообуславливающие друг друга. Это две стороны одно и того же явления, сопровождающего становление социальной общности людей.

Разграничение между ними можно свести к следующим параметрам.

^ 1. Время возникновения:

- культура предшествует цивилизации, является ее матрицей, кодом;

- цивилизация на определенном этапе эволюции общества;

^ 2. Базисные понятия:

- в культуре – это универсальные, общечеловеческие ценности и, прежде всего, духовность;

- в цивилизации - прогресс, польза, выгода, рационализм;

^ 3.Соотношение со сферой культурной деятельности:

- культура связана с духовно-теоретической деятельностью: искусством, религией, философией, наукой;

- цивилизация связана с предметно-практической деятельностью: экономикой, политикой, техникой.

^ 4. Функциональное назначение:

- культура выражает человеческую деятельность как явление позитивное, творческое и уникальное;

- цивилизация обеспечивает технологические и социально-организационные средства развития культуры на основе массового тиражирования.

^ 5. Результаты воплощения:

- в культуре – в шедеврах и памятниках культуры, становящихся народным достоянием;

- в цивилизации – в достижениях научно-технического прогресса, в росте индустриализации, росте индустрии, атеизме, продуктах массовой культуры.

6. Значение:

- культура способствует росту духовности, увеличивает степень внутренней и внешней свободы человека;

- цивилизация способствует подъему материального благосостояния, комфортабельности и стандартизации жизни, увеличению численности населения, урбанизации и т.д.


2.3.Типология цивилизаций


На основании вышесказанного, можно утверждать, что понятие цивилизации имеет общий характер и охватывает самые различные типы обществ. Эти типы можно выделить по таким признакам, как

-экономический строй общества;

-организация политической власти;

-господства определенной религии в общественном сознании;

-языковая общность;

-сходство природных условий и др.

В науке нет единства по вопросу численности цивилизаций. Это касается и классификации типов цивилизационных сообществ. Рассмотрим некоторые из них.

Так, беря за основу экономический строй общества, К.Маркс в качестве различных цивилизаций выделил общественно-экономические формации – рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, социалистическую. Поэтому описание исторических типов культуры выступает как конкретно-исторические формы, в которых воплотилась на европейском континенте рабовладельческая, феодальная и другие цивилизации. Как особые типы цивилизаций можно рассматривать сложившиеся в древности региональные социокультурные миры Египта, Китая, Месопотамии, Ирана.

В культурологии проводится различие между аграрной и индустриальной цивилизациями. В аграрной цивилизации господствует культура патриархального, «традиционного» типа, для которой характерны такие черты, как

- близость к природе;

- консерватизм, прочность традиций и обычаев;

- большая роль семейно-родственных связей, замкнутость быта и слабость межкультурных контактов;

- господство фольклорно-этнического начала в культуре и т.п.

Разновидностью аграрной цивилизации являются земледельческая (с оседлым образом жизни) и скотоводческая (у кочевых народов) с соответствующими культурами.

^ Индустриальная цивилизация отличается приоритетом:

-городской культуры;

- быстрым ростом образования и развитием научных знаний;

-ускоренными темпами жизни, развитием средств коммуникации и информации, усилением мобильности населения;

- большей свободой нравов и выбора жизненных ценностей и пр.

По мнению многих ученых, в настоящее время в западной цивилизации идет перерастание индустриальной цивилизации в цивилизацию нового типа - постиндустриальную, или информационную. В постиндустриальной цивилизации в результате научно-технической революции и автоматизации производства из сферы производства высвобождаются огромные массы населения, которые заполняют другие сферы деятельности, и, прежде всего, в сферу обслуживания, что вызывает крупные перемены в обществе.

Особое место среди цивилизаций занимают общества, объединенные метакультурами. Для метакультур характерно то, что они, во-первых, имеют надэтнический характер, во-вторых, объединяют разные, но сходные по некоторым признакам параметры культуры. В основе выделения таких цивилизаций может лежать:

- языковая общность, которая обуславливает многие другие стороны культурной жизни людей (например, испаноязычная цивилизация, охватывающая кроме Испании ряд стран Латинской Америки);

- общность природных условий (например, метакультура народов Кавказа);

- религиозная общность, которая играет существенную роль в образовании метакультур (так, выделяют христианскую, буддийскую, исламскую и т.п. цивилизации).

Существует и иная типологизация цивилизаций. В этой классификации выделяются следующие типы.

^ Первичный тип цивилизаций – непрогрессивная форма существования сообществ бесписьменных народов, живущих в условиях первобытно-экономической формации (аборигены Австралии, некоторые народы Океании, часть племен Африки и Южной Америки).

^ Ранние цивилизации – первые по времени образования, собственно человеческие цивилизации, возникшие на основе этнической, хозяйственной и

религиозной общности (цивилизации Древнего Востока, Античного мира и Доколумбовой Америки).

Протоцивилизации – социально-культурное сообщество народов, недавно вышедших из недр первобытного типа цивилизаций (современное культурное сообщество стран Тропической Африки).

^ Мировые цивилизации – наиболее устойчивый тип социокультурной всеобщности, связанный с распространением мировых религий в районах самых разных народов (буддистское, христианское и исламское сообщества народов).

^ Цивилизации Востока – универсалистский застойный тип цивилизации, сложившихся в зоне субтропического климата бассейнов великих рек при господстве верховной государственной собственности на средства производства (цивилизации Азии и Северных Африки, сложившиеся в Древности и Средневековье).

^ Цивилизации Запада – универсалистский прогрессивный тип цивилизации, сформировавшийся в городах-государствах Средиземноморского региона на стадии античности в условиях значимости частнособственнических отношений, отсутствия сильной централизованной власти (классические греко-латинская античная цивилизация, христианская, европейская, США, Канада и Австралия).

^ Региональные цивилизации – синтетический тип сообщества, определяемый замкнутостью географического региона и его локализацией (российская, латиноамериканская, североамериканская, дальневосточная).


^ Вопросы для самостоятельной работы

1. Объясните, чем отличаются понятия «цивильность», «цивилизованность», «цивилизация»?

2. Перечислите основные трактовки понятия «цивилизация» в философско – культурологических концепциях.

3. В современной культурологии понятия «культура» и «цивилизация» нередко противопоставляют. Перечислите основные принципы этого противопоставления по Шпенглеру.

4. Объясните, каким образом категории опредмечивания и распредмечивания позволяют увидеть существенную разницу между культурой и цивилизацией?

5.Перечислите основные признаки, по которым выделяются основные типы цивилизаций.

6.Объясните, что обозначает понятие «метакультура»?


  1   2   3   4   5

Схожі:

Тема Понятие «культура» иее сущность iconТема Понятие «культура» иее сущность
move to 1064-20409
Тема Понятие «культура» иее сущность iconТема Сущность и содержание менеджмента Понятие управления
Понятие управления. В науке управления фундаментальным поня­тием является понятие "управление". Не давая его строгого формального...
Тема Понятие «культура» иее сущность iconТема Сущность и содержание менеджмента Понятие управления
Понятие управления. В науке управления фундаментальным поня­тием является понятие "управление". Не давая его строгого формального...
Тема Понятие «культура» иее сущность iconТема 21. Организационная культура понятие организационной культуры
Понятие организационной культуры. На любом предприятии существуют сложившиеся убеждения от­носительного того, как должна быть организована...
Тема Понятие «культура» иее сущность iconТема исторические пути формирования украинской культуры. Понятие «культура» Тест Существует множество различных понятий культуры, при этом наиболее признанным является следующее
move to 0-15635609
Тема Понятие «культура» иее сущность iconТемы рефератов по дисциплине «Теория экономического анализа» для специальности «Менеджмент организаций»
Понятие, экономическая сущность и подсчет хозяйственных резервов в экономическом анализе
Тема Понятие «культура» иее сущность iconТема Характеристика и типы организаций Понятие организации
Понятие организации. Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятель­ность...
Тема Понятие «культура» иее сущность iconТема 17. Комплектование малых групп понятие группы
...
Тема Понятие «культура» иее сущность iconПонятие и сущность организации Анализ философии и стратегий организаций В
Никуленко Т. Г. Психология менеджмента/Т. Г. Никуленко. — Рос­тов н/Д: Феникс, 2007. — 349 с. — (Высшее образова­ние)
Тема Понятие «культура» иее сущность iconТема 10. Прогнозирование как функция менеджмента понятие прогнозирования
Понятие прогнозирования. Динамичный и неопреде­ленный характер внешней среды предприятия делает необходимым прогнозирование ее состояния...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи