Грищенко Елена г. Луганск «Я – мы» как прагматическая рамка философского текста icon

Грищенко Елена г. Луганск «Я – мы» как прагматическая рамка философского текста




Скачати 19.68 Kb.
НазваГрищенко Елена г. Луганск «Я – мы» как прагматическая рамка философского текста
Дата13.09.2012
Розмір19.68 Kb.
ТипДокументи

УДК 811.161.1:1

Грищенко Елена

г. Луганск


«ЯМЫ» КАК ПРАГМАТИЧЕСКАЯ РАМКА ФИЛОСОФСКОГО ТЕКСТА

Философия имеет свой собственный язык, отличный от языка других сфер жизни. В последнее время интересы не только лингвистов, но и философов обращены к «неспециализированным знакам» языка философии, в частности к личным местоимениям.

Данное исследование акцентировано на рассмотрении местоимений я и мы в языке русской философии. Я как личностное и индивидуальное начало является философской категорией, многогранным понятием, представленным в работах многих великих философов.

Выбор местоимения мы обусловлен несколькими причинами: альтерэгоцентричностью русского языкового сознания, самим типом русской культуры — коллективистской (характеризуется представлением «мы-образа») и ширококонтекстной [3].

Нами были проанализированы труды величайших русских мыслителей XIX — XX веков — В.С. Соловьёва, В.В. Розанова, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева,

И.А. Ильина, М.К. Мамардашвили и С. Б. Бураго.

В философском мы-дискурсе местоимение мы представлено набором сем, где мы обозначает множественность: 1) обобщающе-ограничительное мы; 2) совместно-ограничительное мы; 3) обобщённо-личное мы.

Личное местоимение мы предстаёт в качестве новой философской категории, требующей особого внимания, изучения в неразрывной связи с я-категорией.

Более того, философские тексты демонстрируют множественность переходов я в мы (более 80% случаев).

Мы-дискурс и основные категории учений русских мыслителей (соборность, софийность, всеединство) отражают особенности русской культуры и проявляют сущность русской ментальности. В этом отношении язык философии возможно назвать «языком совместности»: совместности философа (адресанта) и читателя (адресата), человека и человека, человека и нации, Бога и человека, человека и человечества, философии и человека.

Обозначенная модель «ямы» отношений в языке русской философии позволяет определить прагматическую рамку философского текста, в которой находят место две центральные философские категории Я и Мы, тяготеющие к сближению, ищущие его с тем, чтобы пребывать в общем поле совместности.


Литература

  1. Бердяев Н.А. Самопознание (Опыт философской

автобиографии) / Н.А. Бердяев. – Книга, 1991. – 446 с. 2. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта / И.А. Ильин. – М., 2004. – 596 с. 3. Ларина Т.В. Категория вежливости и стиль коммуникации [Электронный ресурс] / Т.В. Ларина. – Режим доступа к ресурсу: http://depositfiles.com/fsles/5228wrakd 4. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. – М.: Прогресс, 1992. – 409 с. 5. Розанов В.В. О понимании / В.В. Розанов. – СПб., 1994. – 540 с. 6. Синельникова Л.Н. Философ как языковая личность / Синельникова Л.Н. Жизнь текста, или Текст жизни. – Луганск, 2005. – С. 333 – 362.

Схожі:

Грищенко Елена г. Луганск «Я – мы» как прагматическая рамка философского текста iconХронотоп и перевод: взаимопомощь и помехи елена Ивановна Панченко
Все эти и другие особенности затрудняют перевод подобного текста на другой язык и, как следствие, его понимание иностранцами
Грищенко Елена г. Луганск «Я – мы» как прагматическая рамка философского текста iconДокументи
1. /border/Опис альбому 1 стор.DOC
2. /border/Опис...

Грищенко Елена г. Луганск «Я – мы» как прагматическая рамка философского текста iconДекан философского факультета кфу, профессор, член-корреспондент ан рт м. Д
Философского общества, философский факультет Казанского федерального университета с прискорбием восприняли весть о кончине Авенира...
Грищенко Елена г. Луганск «Я – мы» как прагматическая рамка философского текста iconЕлена Соболевская
Как известно, две выше обозначенные надписи были начертаны на фронтоне храма Аполлона в Дельфах и уже ко II веку н э имели довольно...
Грищенко Елена г. Луганск «Я – мы» как прагматическая рамка философского текста iconНе так давно состоялся Круглый стол, на котором обсуждались проблемы и перспективы философского факультета ону
В нем приняли участие профессора и доценты философского факультета: заведующий кафедрой доцент О. Ф. Погорелов, профессора А. И....
Грищенко Елена г. Луганск «Я – мы» как прагматическая рамка философского текста iconЕлена Соболевская,к филол н., доц. (Одесса)
А. Скрябину, Л. Толстому, Н. Сапунову, М. Волошину, Андрею Белому, автор проясняет феномен судьбы художника в конкретных текстах,...
Грищенко Елена г. Луганск «Я – мы» как прагматическая рамка философского текста iconАбитуриентов философского факультета девизы
Й факультет ону. Например: "Я мыслю следовательно, я поступаю на фф". "Не родись красивой, а родись абитуриенткой философского факультета!"....
Грищенко Елена г. Луганск «Я – мы» как прагматическая рамка философского текста iconТ. д шубейкина Луганск синтез науки, религии и философии на основе единой спирали эволюции, вписанной в периодический закон
В статье также раскрывается суть физического понятия «время», как четвертой координаты*, фиксирующей созданное живое вещество в пространстве,...
Грищенко Елена г. Луганск «Я – мы» как прагматическая рамка философского текста iconА. А. Барвинский Сумской государственный университет научная школа как связующее звено интеграции науки и высшего образования
В. М. Глушков, Н. М. Амосов, и создание новых, привлечение студентов к участию в их работе. В статье отдельное место отводится проблеме...
Грищенко Елена г. Луганск «Я – мы» как прагматическая рамка философского текста iconН. П. Аблицов; Луган гос мед ун-т. Луганск : Изд-во лгму, 2010. 30 с ил
Б79 Болезни оперированного желудка [Текст] : информ пособ для студ. 4-6 курсов, обучающихся на русском языке / Н. П. Аблицов; Луган...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи