Тема Понятие литературы. Литература как вид искусства icon

Тема Понятие литературы. Литература как вид искусства




Скачати 93.72 Kb.
НазваТема Понятие литературы. Литература как вид искусства
Дата10.09.2012
Розмір93.72 Kb.
ТипЛитература
1. /Теория литературы Киченко А.С УМК/библиография и ресурсы интернет.doc
2. /Теория литературы Киченко А.С УМК/вопросы к зачету.doc
3. /Теория литературы Киченко А.С УМК/задания к индивидуальной работе.doc
4. /Теория литературы Киченко А.С УМК/задания к самостоятельным работам.doc
5. /Теория литературы Киченко А.С УМК/критерии оценивания.doc
6. /Теория литературы Киченко А.С УМК/планы лекций.doc
7. /Теория литературы Киченко А.С УМК/практичкские занятия.doc
8. /Теория литературы Киченко А.С УМК/распределение баллов по ВВЛ.doc
Литература : Основная Абрамович Р. Л. Введение в литературоведение. М., 1979. Введение в литературоведение
Вопросы к зачету
Индивидуальная работа задание №1 Законспектируйте статью «Композиция»
Тема Литература как вид искусства
Шкала оценивания модульной работы и индивидуальной работы студентов основными критериями оценивания модульной и индивидуальной работы являются
Содержательный модуль I. Специфика литературы тема 1
Тема Понятие литературы. Литература как вид искусства
Распределение баллов

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Тема 1. Понятие литературы. Литература как вид искусства.

Количество часов 2

Цель: углубить знания, полученные в лекционном курсе.

Вопросы и задания:

  1. Художественная литература – одна из форм общественного сознания. Различные формы познания действительности. Искусство как особая форма духовного освоения мира. Взаимосвязь и взаимодействие форм общественного сознания:

    1. Влияние на литературу политики, религии, философии, науки.

    2. Наука и литература, близость и различие.

    3. Литература как вид искусства, ее место среди других видов искусства.

  2. Специфика литературы как искусства слова. Особенности выразительных форм в литературе. Образное мышление, художественный вымысел.

  3. Соотношение языка в литературном произведении с языком повседневной коммуникации, научным языком.

  4. “Состав литературы” с точки зрения синхронии и диахронии

  5. Особенности восприятия литературного образа, отличие от других вводов искусств.

Литература:

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

  2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

  3. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: понятия и определения, Москва 1999

  4. Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С. 255 - 270.

  5. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1998

  6. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

  7. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.



Тема 2. Тема, проблема, идея художественного произведения.

Количество часов 2

Цель: углубить знания, полученные в лекционном курсе; вырабатывать навыки литературоведческого анализа текста художественного произведения.


Вопросы и задания:

  1. Понятие о теме литературного произведения. Тема рассказа «Старуха Изергиль» в творчестве М. Горького (инд. сообщение «Ранние романтические произведения М. Горького). Причины (объективные и субъективные) обращения писателя к избранной теме.

  2. Понятие проблемы литературного произведения. Основная проблема, поставленная писателем в рассказе. Её актуальность для русской действительности конца ХIХ- начала ХХ века.

  3. Понятие об идее литературного произведения. Её образная природа. Основная идея (идейный смысл) рассказа «Старуха Изергиль».

  4. Пути и формы художественного раскрытия содержания «Старуха Изергиль»:

а) своеобразие композиции рассказа;

б) образы Ларры и Данко: два мировоззрения, две морали, две жизненных философии. «Итог жизни» каждого из героев как выражение авторской оценки их поведения;

в) старуха Изергиль как центральный персонаж рассказа. Воспоминания героини о прошлом и их идейно-композиционная роль в произведении. Приёмы описания внешнего облика старухи Изергиль (портретная характеристика, описание манеры поведения и т. п.) как средство выражения авторского отношения к персонажу;

г) значение «природного обрамления» в раскрытии идейного замысла произведения

д) образ рассказчика, его место и роль в произведении.


Литература:

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

  2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

  3. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. Учебное пособие. – М.: Наука. Флинта, 1999

  4. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

  5. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.

  6. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1998

Тема 3. Событие в литературном произведении. Сюжет и фабула в литературном произведении.

Количество часов 2

Цель – Закрепить знания, полученные в лекционном курсе. Выработать навыки анализа литературного произведения.

Вопросы и задания


1. Вспомните основные понятия, изученные ранее: художественное время и художественное пространство как важнейшие характеристики художественного образа; событие в литературном произведении, сюжет и фабула в литературном произведении. Основные трактовки этих понятий.

2. Проанализируйте повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза".

  • Попытайтесь обрисовать изначальную ситуацию повести, обращая внимание на формы пространственно-временной локализации героев, систему их ценностей. Как соотносятся мир Москвы и мир деревни, в которой живут Лиза с матерью. Имеют ли эти хронотопы общие точки схождения, или же они абсолютно не совпадают друг с другом и ценностно поляризованы?

  • Определите основные события повести и мотивируйте, обозначая какие границы (пространственные, временные, ценностные) пересекаются персонажами. Меняются ли миры после событий, или же изменения касаются только судеб героев, а миры остаются тождественными самим себе?

  • Попытайтесь разграничить сюжет и фабулу в этом произведении, используя известные вам критерии разграничения этих понятий.

  • Событие, о котором рассказывается, и событие самого рассказывания в произведении. Подумайте почему для смыслового и сюжетного уровня повести важно, что рассказчик рассказывает историю, переданную ему Эрастом?

Литература:

  1. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., - М., 1975.

  2. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

  3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

  4. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М.,1989, с. 300 - 307.

  5. Кожинов В. В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы. Основные проблемы историческом освещении. - М., 1964.

  6. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1998

  7. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

  8. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.


Тема 4. Разделение литературы на роды и жанры

Количество часов 2

Цель занятия – углубить знания, полученные в лекционном курсе, научить самостоятельно определять традиционные жанры литературы. Выработать основные навыки литературоведческого анализа драматического произведения.


Вопросы и задания

  1. Дайте характеристику эпоса как литературного рода. Назовите жанры большого эпоса, жанры малого эпоса.

  2. Дайте характеристику лирики как литературного рода. Классификация лирических произведений.

  3. Объясните своеобразие драматического рода литературы. Назовите жанры драмы.

  4. Проанализируйте комедию А. С. Грибоедова "Горе от ума".

    • Попытайтесь определить, какой тип коллизии является доминирующим в этом произведении: а) коллизия между характером и обстоятельствами; б) между характерами; в) внутри характера. Попытайтесь определить природу этой коллизии.

    • Определите элементы сюжета – экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Какую роль в комедии играет экспозиция? Какое значение имеет фраза: "Вы баловник, к лицу ль вам эти лица..."?

    • Определите игровые (театральные) и естественные формы поведения персонажей. Можно ли сказать, что данное противоречие разрешается в мире комедии?

    • Обратите внимание на речевые портреты персонажей, их жесты. Можно ли сказать, что интимная и выставленная на показ сферы жизни оформляются с помощью разных "образов языка", или же они существуют по одинаковым языковым законам? Можно ли сказать, что фигура Чацкого в комедии соответствует фигуре резонёра (ср. с образами Стародума и Правдина) в классицистической драматургии?

    • Слово героя и сюжет в пьесе "Горе от ума". Насколько адекватны оценки, данные Чацким, "глупому миру", Молчалину, Фамусову, Скалозубу и оценки, которые "глупый мир" даёт Чацкому? "Говорящие" и "молчащие" персонажи в пьесе. Есть ли в пьесе персонажи, у кого не возникает ценностного разрыва между словом и действием, поступком? Или же у всех персонажей слово существует в отрыве от его конкретных действий и поведения в той или иной ситуации?

    • Почему автор определил жанр своего произведения как комедию? Выделите жанровые признаки комедии. В чем жанровое своеобразие произведения?

Литература:

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

  2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

  3. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

  4. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.

  5. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1998.



Тема 5. Особенности лирики как рода литературы.

Количество часов 2

Цель занятия – выработка навыков комплексного литературоведческого анализа лирического произведения.

Вопросы и задания:

  1. В чём заключается специфика субъектной организации лирического произведения в сравнении с эпическим произведением;

  2. Какие разновидности субъектов сознания существуют в отдельном лирическом стихотворении; лирический герой и лирический субъект в лирическом произведении;

  3. Что такое композиция лирического произведения, что лежит в основе понимания этого термина; продуктивно ли для лирического произведения понимание композиции как смены ракурсов литературного изображения?

  4. Тематический, синтаксический и фонетический уровни композиции лирического произведения.

  5. Комплексный анализ лирического произведения (М. Ю. Лермонтов "Выхожу один я на дорогу...").

1. Обратите внимание на способ бытия лирического героя в 1 строфе стихотворения? Какие пространственно-временные характеристики его сопровождают? Как соотносятся в начальных строфах стихотворения образы "верха" и "низа", замкнутого и разомкнутого, горизонтально и вертикально организованного пространства?

2. Сюжет и субъектно-объектная организация лирического произведения. Охарактеризуйте формально-субъектную и содержательно-субъектную организацию стихотворения. Кто является носителем события переживания? Есть ли в этом стихотворении фабульный ряд событий? Как представлено в стихотворении событие переживания? Обратите внимание на форму его желательного размещения в пространстве. Чем это желаемое пространство отличается от пространства в первой строфе стихотворения?

3. Особенности поэтического слова в стихотворении. Как вы объясните наличие в стихотворении грамматически и фонетически неправильных форм (как например, скопление согласных звуков: "и звезда с звездою говорит")?

4. Докажите по известным Вам критериям, почему данное произведения относится к лирике как роду литературы?

Литература:

  1. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

  2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

  3. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

  4. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.

  5. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1998



Тема 6. Язык художественного произведения.

Количество часов 2

Цель: углубить знания, полученные в лекционном курсе, вырабатывать, внимание к художественному слову, научить определять стихотворный размер.


Вопросы и задания:


  1. Бытовой язык, литературный язык и язык художественной литературы. Язык как «первоэлемент» литературы (М. Горький).

  2. Общеупотребительные слова как основа поэтической лексики. Синонимы и их использование в художественной речи.

  3. «Особые лексические ресурсы языка» (архаизмы, неологизмы, варваризмы и т.п.), их функция в художественных текстах.

  4. Изобразительно-выразительные средства языка, их идейно-эстетическая роль в произведениях: а) эпитет, сравнение и перифраз, (их виды, использование в поэтической речи); б) переносное употребление слов и выражений (тропы). Виды тропов (метафора, метонимия, гипербола и т.п.), их роль в художественных текстах.

Задание: выделить и проанализировать художественные средства в стихотворении А. Пушкина «Анчар».


Литература:

  1. Абрамович Р.Л. Введение в литературоведение. - М., 1979.

  2. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд. – М., 1988.

  3. Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины: Учебное пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. / Под ред. Л.В.Чернец. – М., 1999.

  4. Квятковский А. Поэтический словарь. - М., 1966.

  5. Федотов О.И. Введение в литературоведение: Учебное пособие. – М: Издательский центр «Академия», 1998

  6. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Учебное пособие. – М: Флинта: Наука, 2001.

  7. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения: Практикум. – М: Флинта: Наука, 2003.

Схожі:

Тема Понятие литературы. Литература как вид искусства iconТема 21. Организационная культура понятие организационной культуры
Понятие организационной культуры. На любом предприятии существуют сложившиеся убеждения от­носительного того, как должна быть организована...
Тема Понятие литературы. Литература как вид искусства iconПрограма вступного іспиту
Своеобразие древнерусской литературы как отражения духовной жизни средневековья. Ее синкретичность, мифологизм, анонимность, двуязычие...
Тема Понятие литературы. Литература как вид искусства iconТема 10. Прогнозирование как функция менеджмента понятие прогнозирования
Понятие прогнозирования. Динамичный и неопреде­ленный характер внешней среды предприятия делает необходимым прогнозирование ее состояния...
Тема Понятие литературы. Литература как вид искусства iconТема 12. Организация как функция менеджмента понятие организационной деятельности
Понятие организационной деятельности. Необхо­димость организационной деятельности обусловлена следующими аспектами
Тема Понятие литературы. Литература как вид искусства iconКафедра всемирной литературы Преподаватели: Погорелова Дарья Алексеевна Романова Наталья Николаевна
Курс «литература англии и сша» подготовлен кафедрой всемирной литературы лну имени Тараса Шевченко
Тема Понятие литературы. Литература как вид искусства iconПрограмма курса раздел Основы менеджмента качества. Тема Управление качеством, как специализированный вид управленческой деятельности. Понятие качества и формирование качества
Менеджмент качества в концепции «Управление по целям». Приоритеты в конкуренции товаров на современном рынке. Построение «дерева...
Тема Понятие литературы. Литература как вид искусства iconТема 14. Контроль как функция менеджмента понятие и этапы контроля
Понятие и этапы контроля. Целью контроля, с од­ной стороны, является выявление слабых мест и оши­бок в процессе производства и управления,...
Тема Понятие литературы. Литература как вид искусства iconИстория русской литературы ХХ века
Русская литература XX века (часть Еторая-20 е 90 е годы) одна из главных дисциплин специальности «русский и англ язык», хронологически...
Тема Понятие литературы. Литература как вид искусства iconТема 11. Планирование как функция менеджмента понятие планирования
Понятие планирования. Планирование пред­ставляет собой заблаговременное принятие решений о том, что следует делать и что для этого...
Тема Понятие литературы. Литература как вид искусства iconТема Сущность и содержание менеджмента Понятие управления
Понятие управления. В науке управления фундаментальным поня­тием является понятие "управление". Не давая его строгого формального...
Тема Понятие литературы. Литература как вид искусства iconТема Сущность и содержание менеджмента Понятие управления
Понятие управления. В науке управления фундаментальным поня­тием является понятие "управление". Не давая его строгого формального...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи