Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». Киев: мсу, 1998 г. 56 с. Составитель icon

Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». Киев: мсу, 1998 г. 56 с. Составитель




Скачати 420.8 Kb.
НазваУчебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». Киев: мсу, 1998 г. 56 с. Составитель
и.н. доц
Дата10.09.2012
Розмір420.8 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие

Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». - Киев: МСУ, 1998 г. - 56 с.

Составитель: к.и.н. доц. Елисаветский С.Я.

Рецензенты: д.и.н. проф. Крыжановский О.Н. д.и.н. Фролкин Н.М.

Технический редакгор: Бильмак Т.

Утверждено Ученым Советом Международного Соломонова университета протокол №4 от 26 апреля 1998 года



Ответственный за выпуск: к.т.н. Терзян Т.К.

© ИПЦ «Международный Соломонов университет», 1999. Печатается с авторской редакцией

Программа учебного курса "История еврейского народа"

Объяснительная записка

Курс истории еврейского народа призван дать студентам содержательные знания об основных этапах и главных событиях многовековой истории евреев, Содер­жание курса должно ответить на вопрос, почему, пере­жив столь бурную и трагическую историю на протяже­нии четырех тысячелетий, евреи сохранились как народ, как нация.

Выдающийся русский философ Сергей Булгаков в работе "Расизм и христианство" писал: "Царства египтян, персов, вавилонян, эллинов, греков с иными их современ­никами миновали в веках древней, средней и новой исто­рии, и на фоне этого сохранение Израиля есть настоя­щее чудо истории, которого не хотят видеть слепотству-ющие. Еврейство вместо того, чтобы давно уже исчезнуть с лица земли... не только сохраняется, но и умножается, крепнет и побеждает в историческом соревновании наро­дов". Как объяснить это "чудо истории"? Традиционное объяснение гласит: еврейский народ сохранился благода­ря верности своей религии - иудаизму, заветам Моисеева закона, своим традициям, культуре, земле предков. Макс Даймонт, американский раввин, еврейский историк и фи­лософ, полагает, что бессмертием еврейство обязано своему исключительному духовному богатству - своей постоянной связи с источником все новых духовных пре­вращений, которые позволяют евреям выжить и поднять­ся к вершинам каждой последующей цивилизации. Эту связь Даймонт видит в "постоянном диалоге с Богом" -диалоге, который, по его словам, и составляет суть ев­рейской истории.

Но есть и другая причина "чуда истории". Оно свершилось потому, что на протяжении многих столетий еврейский народ непрерывно и самоотверженно вел ге­роическую борьбу за свою религиозную и национальную свободу, за свое право жить в родной стране. История евреев свидетельствует о том, что этот народ подарил человечеству одну из первых монотеистических религий, ставшую источником христианства и ислама. В течение почти 1400 лет, прошедших со времени завоевания Хана­ана евреями под предводительством Иехошуа бин-Нуна (Иисуса Навина) до восстания Бар-Кохбы, народ Израи­ля не раз доказывал, что он готов и может защищать свободу своей религии и страны как от соседних племен, так и от могучих империй. Первое слово, которым от­крывается "Шулхан арух", гласит:"Быть сильным" ("итгабер"). Из того же еврейского корня "гбр" происхо­дит слово "гибор", что значит "герой". Еврейский народ умел бороться, будучи миролюбивым, и древняя еврей­ская история и традиция не содержат никаких востор­женных слов по поводу военного героизма. Иудаизм не является пацифистским учением, он признает войну фак­том реальной истории, но не считает военный героизм высшим проявлением справедливости и человечности. Мы сталкиваемся с весьма многозначительным фактом биб­лейского периода еврейской истории. В еврейском кален­даре нет дня памяти, благодарения или поминовения в честь завоевания Ханаана и превращения его в Землю Израиля, не отмечено в календаре и завоевание Иеруса­лима царем Давидом и превращение его в место Храма, не упомянуты и боевые успехи царя-воина Иерована, взявшего Дамаск. Только войну хасмонеев и их победу народ Торы почтил восьмидневным праздником. Почему? Потому, что в иудаизме освящается лишь та война, кото­рая ведется во имя Торы.

Первым и важнейшим источником изучения исто­рии еврейского народа является Библия ("ТаНаХ"). Осо-

4

бенность Библии заключается в том, что она сохранилась как живое наследие живого народа, через посредство ко­торого Библия стала достоянием всего культурного чело­вечества. Как священное писание, Библия во все времена сохранялась в основном без изменений, и тем самым текст ее был убережен от искажений и добавок - факт, который значительно увеличил ее ценность для историка. Библейские книги являются источником особого истори­ческого мировоззрения, согласно которому военная мощь и политический успех, даже если они привели к со­зданию могущественной империи и владычеству над по­рабощенными народами, ни в какой мере не являются критерием исторической справедливости: именно народ, порабощенный другими, может быть носителем идей гу­манности и справедливости.

Выдающийся еврейский религиозный философ Мартин Бубер рассматривал процесс еврейской истории как стремление ко все более совершенной реализации трех взаимно связанных идей: идеи цельности, идеи дей­ствия и идеи будущего. "Когда я говорю про идеи, - под­черкивал Бубер, - я имею ввиду, разумеется, не абстракт­ные понятия, а органические тенденции народного харак­тера, проявляющиеся со столь мощной силой и столь устойчивые во времени, что они определяют совокуп­ность духовных ценностей и творений..." Ужо упомяну­тый историк и философ М.Даймонт, находясь под влия­нием концепций Бубера, отмечает:"0 древних евреях мы знаем в основном благодаря их идеям и тому влиянию, которое эти идеи оказали на другие народы и другие ци­вилизации. Сохранилось очень мало памятников, говоря­щих о былой славе. Но парадокс состоит в том, что на­роды, оставившие материальные памятники своего су­ществования, исчезли с лица земли. Между тем евреи, оставившие нам идеи, сохранились". Согласно Максу Даймонту в его книге: "Евреи, Бог и история", шесть раз на протяжении истории существования евреев оказыва-

5

лось под угрозой, и всякий раз евреи преодолевали ее и сохранялись как народ. Велик их вклад в развитие миро­вой цивилизации. Роль евреев совершенно не пропорци­ональна их малой численности. Духовная и интеллекту­альная активность еврейского народа продолжается свыше трех тысячелетий; евреи прожили 2000 лет без собственного государства и тем не менее сохранили свою этническую идентичность, не смешавшись с другими на­родами; евреи выразили свои идеи не только на собст­венном языке, но и, в сущности, на всех основных язы­ках человечества. Не менее 12% всех Нобелевских пре­мий по физике, химии и медицине принадлежат евреям. Необычайно много евреев стали общественными деяте­лями, работали в области гуманитарных и общественных наук, были юристами, философами, деятелями литерату­ры и искусства. Даже в тяжелейших условиях еврейские общины поддерживали высокий уровень общественной морали. Еврейский математик Альберт Эйнштейн своими исследованиями в теоретической физике возвестил наступление атомного века. Еврейский психиатр Зигмунд Фрейд приподнял завесу над тайнами человеческого ра­зума. За три столетия до Фрейда Барух Спиноза провоз­гласил освобождение философии от мистики, открыв тем самым путь к рационализму и современной науке.

Еврейские пророки учили, что завоевания не мо­гут быть подлинной целью жизни народа; они вооружили человечество мечтой о всеобщем мире и братстве. "И пе­рекуют мечи свои на орала, и копья свои - на серпы; Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать". (Исайя, 2:2,4). В ходе столетий евреи выработа­ли и ввели в свой обиход такие понятия, как молитва, церковь, спасение души, всеобщее образование, благо­творительность - понятия, позже воспринятые другими народами.

Еврейская история не может быть раскрыта лишь как история одних евреев, ибо они на всем протяжении

6

своего исторического пути жили во взаимодействии с другими цивилизациями. Еврейский народ всегда оказы­вал влияние на нееврейский мир и, в свою очередь, испы­тывал его воздействие. Однако даже глубокое, основа­тельное изучение всех внешних влияний не способно объяснить до конца то особенное, что отличает историю еврейского народа. Это особенное, считает Абба Эвен, следует искать в сокровенных глубинах еврейского рели­гиозного духа и еврейского национального гения,

Задача курса истории еврейского народа - рас­крыть становление евреев в Эрец-Исраэль, образование и развитие еврейской государственности, борьбу евреев против многочисленных чужеземных поработителей и ассимиляторов. Еще одна целевая установка изучаемого курса - на основе усвоения значительной фактографии осмыслить многогранный общественный процесс истории еврейского народа от древнейших времен до наших дней как в Эрец-Исраэль, так и в странах рассеяния, в первую очередь, европейской диаспоры. Сегодня существуют разные точки зрения о месте, значении и будущем еврей­ской диаспоры в разных странах. Естественно, что пози­ции израильских историков и политологов порой прямо противоположны взглядам их американских коллег. Уже упомянутый Макс Даймонт считает, что подавление Ри­мом еврейских восстаний "изгнало евреев на свободу, и г; результате они унесли в диаспору высоко развитую куль­туру в ее экспортной упаковке, подготовленной пророка­ми, святыми и законодателями'". Согласно Даймонту, на­личие диаспоры является необходимым условием сохра­нения еврейства в будущем, ибо она - "универсальная душа еврейства". Такой подход представляется утриро­ванным, односторонним. Изучение курса еврейской исто­рии должно объективно осветить роль диаспоры того или другого региона на разных этапах общественного развития.

Важной составной частью курса истории еврей­ского народа является история евреев Украины и России. Выдающийся еврейский историк Семен Дубнов призывал к изучению истории российских евреев, подчеркивал, что нельзя жить настоящим и стремиться в будущее, не осмыслив прошлого. В Советском Союзе в послевоенные годы даже отрывочные сведения по истории еврейского народа были исключены из школьных и вузовских программ. Официальный курс бывшего советского руководства, в частности широко развернутая ан­тисионистская пропаганда, ложная интерпретация ряда исторических и современных событий, полное замалчива­ние роли и вклада советских евреев, как и мирового еврейства, в исторический прогресс - все это не только свидетельствовало о преступной дискриминации, но вело к ассимиляции в самом худшем смысле этого слова: абсо­лютное большинство советских евреев, в первую очередь молодые поколения, совершенно не знали истории соб­ственного народа. Искомый учебный предмет, впервые вводимый в вузе суверенной Украины, призван воору­жить еврейскую молодежь знанием своей национальной истории, всех студентов МСУ - знанием и пониманием вклада еврейского народа в мировую и отечественную цивилизацию и культуру. Изучение курса истории еврей­ского народа, как и истории Украины, других историчес­ких дисциплин, должно способствовать формированию культуры межэтнических отношений, преодолению наци­ональной ограниченности.

Одной из основных задач курса истории еврей­ского народа является объективное и глубокое изучение причин, процесса и последствий Катастрофы европейско­го еврейства во Второй Мировой войне и многосторон­него вклада евреев в победу над фашизмом.

Ключевой проблемой истории еврейского народа является освещение длительного периода борьбы за соз­дание национального государства евреев от возникно-

8

вения сионистского движения до провозглашения госу­дарства Израиль. Заключительный раздел программы ориентирован на изучение истории становления и разви­тия государства Израиль, внешних и внутренних условий его существования, жизни евреев в Советском Союзе с конца Второй Мировой войны до начала 90-х годов в условиях дискриминации и ассимиляции, первых шагов к возрождению еврейской общности в независимой, суве­ренной Украине.

Многие исследователи усматривают в еврейской истории целостность с первых этапов и до наших дней. История евреев, считают они, это история народа, в ко­торой объединяющее начало преодолевает тенденцию дробления, несмотря на рассеяние в разных странах и включение в общественную жизнь народов, населяющих эти страны. О единстве еврейской истории и ее преем­ственности свидетельствуют основные исторические факты: жизнь еврейской диаспоры в различных цивили­зациях - персидской, эллинистической, римской, араб­ской и европейской; проявление всеобщей еврейской солидарности со времен Филона Александрийского; ин­терес к прошлому народа со стороны евреев, которые живут в разных странах, говорят на разных языках и воспитаны на разных культурах; наконец, воссоздание еврейского государства на древней родине нации, после двух тысячелетий изгнания и рассеяния.

Существенен вопрос о периодизации истории еврейского народа. Многие даты еврейской истории, особенно ее библейского периода, спорны. Мы будем исходить из той датировки и в большой мере той пери­одизации, которые предложены в двухтомном "Очерке истории еврейского народа" под редакцией профессора Ш.Эттингера - единственном русскоязычном издании, пригодном в качестве учебного пособия для студентов. В Краткой Еврейской Энциклопедии (Т.З, Иерусалим, 1986) в статье "Израиль. Исторический очерк" выделено много

9

периодов в жизни еврейского народа в Эрец-Исраэль и в диаспоре. Б "Краткой истории евреев" С.Дубнов отличал четыре исторических периода. Очень своеобразна перио­дизация истории еврейского народа в переведенных на русский язык книгах С.Рот "История евреев с древней­ших времен по Шестидневную войну", А.Эвена "Мой на­род", Й.Телушкина "Еврейский мир".

В предлагаемой программе учебного курса "Исто­рия еврейского народа" использована более традицион­ная периодизация:

  • Библейский период

  • Период Второго Храма

  • Талмудический период

  • Средние века

  • Новое время

  • Новейший период

Рамки новейшего периода еврейской истории так­же традиционные от событий Первой Мировой войны до наших дней.

Курс истории еврейского народа рассчитан на 98 лекционных часов и 28 часов семинарских занятий.

^ Вводная лекция.

Источники, периодизация и содержание курса "История еврейского народа." Специфика еврейской истории. Вклад еврейского народа в историю мировой цивилизации и культуры.

^ Библейский период

  1. Патриархи. Моисей. Исход из Египта.

  2. Завоевание и заселение евреями Ханаана. Пери­
    од Судей.

10

3. Объединенное царство. Саул и Давид,

  1. Царь Соломон. Образ жизни и материальная
    культура евреев эпохи Первого Храма.

  2. Распад Объединенного царства. Израильское
    царство (928-721 гг. до н.э.).

6. Иудейское царство (928-586 гг. до н.э.).

7. Библейские пророки. Особенности еврейского
пророчества.

^ Период Второго Храма

  1. Вавилонский плен и "возвращение на Сион".
    Персидское владычество в Эрец-Исраэль. Эзра м Нехе-
    мия. Царь Кир и его Декрет. Первое возвращение из ва­
    вилонского плена в Эрец-Исраэль. Зрубавел. Двенадцать
    колен Израилевых. Самаритяне. Иерусалимская община.
    Строительство Второго Храма. Религиозная реформа.

  2. Иудея под властью Птолемеев и Селевкидов.
    Влияние эллинистической цивилизации. Завоевание Эрец-
    Исраэль войсками Александра Македонского. Демогра­
    фические перемены в стране. Автономность Иудеи. Пер­
    восвященник, герусия. Дом Товии. Гонения Литиоха [V
    Эпифана.

  3. Восстание Маккавеев. Иехуда Маккавей. Пред­
    посылки восстания. События в Модиине. Победа Иехуды
    Маккавея над эллинскими войсками при Эммаусе. Пере­
    растание борьбы за религиозную свободу в борьбу за по­
    литическую независимость. Освобождение Иерусалима.
    Битва под Бет-Хороном.

  4. Хасмонейское государство. Ионатан и Шимон
    Хасмонеи. Завоевание независимости. Великий Собор.

11

Гиркан I Иоханан. Борьба между фарисеями и саддуке­ями. Александр Яннай.

  1. Завоевание Иудеи Римом. Ирод I. Возникнове­
    ние христианства. Вмешательство Рима в межусобный
    конфликт хасмонейских правителей. Взятие Иерусалима
    римскими войсками Помпея. Политика и личность Иро­
    да I. Иисус Христос в еврейской традиции и литературе.
    Евреи и христианство в первые века нашей эры.

  2. Великое восстание евреев против Рима. Разру­
    шение Второго Храма. Иудея под римским владычеством.
    Причины восстания евреев против власти Рима и его ход.
    Иосиф Флавий. Умеренные, зелоты, сикарии. Падение
    Иерусалима и разрушение римлянами Второго Храма.
    Масада.

  3. Восстание Бар-Кохбы. Национальная катастро­
    фа евреев. Возрождение еврейского национально-религи­
    озного центра в Явне. Антиримские восстания евреев в
    Северной Африке. Успехи повстанцев Бар-Кохбы. Рабби
    Акива. Падение крепости Бетар. Подавление восстания.
    Репрессии и террор римлян. Еврейское рассеяние и ев­
    рейская диаспора.


Талмудический период

  1. Мишна и Талмуд. Вавилонская диаспора. Уст­
    ный Закон. Иехудаха-Наси. Мишна и Гемара. Амораи.
    Вавилонский Талмуд.

  2. Евреи на территории Римской империи в пери­
    од ее упадка. Позитивные перемены в отношении к евре­
    ям при императорах Северах. Евреи в Римской империи
    после Миланского эдикта императора Константина.

12

Средние века

  1. Арабское завоевание и владычество арабских
    династий в Эрец-Исраэль. Возникновение ислама и его
    распространение. Изгнание византийцев арабами из Зем­
    ли Израиля. Евреи под властью арабских династий. Пе­
    риод Гаонов. Саадия Гаон. Караимы. Мессианские дви­
    жения и секты.

  2. Евреи в Испании."Золотой век" испанского ев­
    рейства. Иехуда Галеви. Расцвет духовного творчества.
    Моше бен Маймон (Рамбам). Гонения против евреев Ис­
    пании при христианских правителях Реконкисты. Изгна­
    ние евреев с Пиренейского полуострова.

  3. Крестовые походы. Крестоносцы и мамлюки в
    Эрец-Исраэль. Крестовые походы и бедствия, обрушив­
    шиеся на евреев Западной Европы. Эрец-Исраэль под
    властью крестоносцев. Четвертый Латеранский собор.
    Желтый знак. Папство против евреев. Гонения. Сожже­
    ние Талмуда. Земля Израиля под властью мамлюков.

  4. Евреи Западной Европы в Х1-ХУ веках. Занятия
    и социальный строй евреев Западной Европы в период
    классического средневековья, их влияние на экономичес­
    кое и культурное развитие стран расселения. Клеветни­
    ческие обвинения против евреев. Погромы еврейских об­
    щин Западной Европы в Х1У-ХУ веках. Изгнание евреен
    из Англии, Франции, Германских государств. Запрет
    многоженства. Декреты раввинов Гершома и Раши. Ев­
    рейское образование. Каббала.

  5. Евреи в Восточной Европе в Х-ХУ веках. Евреи
    в Хазарском каганате. Евреи в Крыму. Еврейские общины
    в Киевской Руси и древнерусских княжествах. Переме­
    щение евреев в Польшу и Литву в
    XV веке. Евреи в Мос­
    ковской Руси.

  6. Экономическая и духовная жизнь западноевро­
    пейского еврейства в позднее средневековье. Происхож-


13

дение гетто. Жизнь еврейского гетто средневековой Ев­ропы. Кодекс еврейского права - "Шулхан Арух". Иосеф Каро и Моще Иссерлес. Мартин Лютер и евреи. Протес­тантская реформация. Занятия и духовная жизнь запад­ноевропейского еврейства в ХУ1-ХУП веках. Ашкеназы и сефарды. Акоста. Спиноза, его отлучение.

  1. Евреи Центральной и Восточной Европы в поз­
    днее средневековье. XVI век - век процветания евреев
    Польши и Литвы. Социальная структура и занятия поль­
    ско-литовского еврейства. Самоуправление еврейских об­
    щин в Польше и Литве. Кагалы и Ваады. Раввинизм. Ев- .
    реи Украины под властью Польши.

  2. Эрец-Исраэль под турецким владычеством. Ев­
    реи в Османской империи. Перемещение евреев из Испа­
    нии и Португалии в Османскую империю. Иосеф Наси.
    Жизнь евреев при турецком владычестве. Мессианские
    движения в XVII веке. Саббатай Цви, Саббатианство.

Новое время

1. Евреи в Западной и Центральной Европе в
ХУП-ХУШ веках. Еврейская миграция и экономическая
деятельность в странах Западной Европы в ХУП-ХУШ
веках. Еврейская диаспора в Нидерландах. Придворные
евреи в Германии. Политическая и национальная дискри­
минация евреев в абсолютных монархиях Западной Ев­
ропы. Еврейский вопрос в европейском обществе в XVIII
веке. Просветители. Перемены в правовом положении ев­
реев произошедшие во время Французской революции
конца XVIII века. Эмансипация. Синедрион Наполеона.
Моисей Мендельсон. Хаскала. Вклад еврейства в разви­
тие науки, культуры и общественной мысли Европы.

2. Евреи Украины и Польши в ХУП-ХУШ веках.
Евреи Украины и Польши и национально-освободитель­
ная борьба украинского народа против владычества Речи


14

Посполитой. Богдан Хмельницкий и массовые убийства евреев в 1648-1649 гг. Бегство евреев в Западную Европу во время и после погромов 1648-1660 гг. Франкизм. Кри­зис польского общества в XVIII веке, его последствия для еврейства Польши и Украины. Колиивщина. Разделы Польши и раскол еврейской диаспоры Речи Посполитой.

  1. Хасидизм. Предпосылки и сущность хасидизма.
    Баал-Шем-Тов. Дов Бер. Леви Ицхак из Бердичева. Ха~
    бад - рациональный хасидизм. Шнеур Залман из Ляды.
    Митнагдим и их борьба против хасидизма. Виленский Га-
    он.

  2. Евреи в Российской империи (1793-1914). Введе­
    ние черты оседлости. Традиционная система еврейского
    образования. Хаскала в российском еврействе. Политика
    Николая I по еврейскому вопросу. Дискриминация. Ре­
    формы Александра II и российское еврейство. Погромы
    1881-1882 гг. Ограничительные меры и законы против ев­
    реев правительства Александра III. Массовая эмиграция
    российских евреев. Жизненный уклад еврейских общин
    Украины и России в XIX - начале XX века. Мужество
    проявленное солдатами-евреями в войнах Российской
    империи во второй половине XIX - начале XX века.
    Кишиневский погром. Еврейские погромы в октябре 1905
    года. "Протоколы сионских мудрецов". Дело Бейлиса.


  3. Возникновение и развитие политического сио­
    низма. Социально-экономические процессы, идейные и
    религиозные течения в еврействе Западной Европы в XIX
    веке. Ассимиляция. Палестинофильство. Реформистский
    иудаизм. М.Бубер. Обострение антисимитизма в государ­
    ствах Западной Европы. Дело Дрейфуса. Возникновение
    политического сионизма. Теодор Герцль. "Еврейское го­
    сударство". Первый Сионистский конгресс. План Уганды.
    Хаим Вейцман. Владимир Жаботинский. Ахад-ха-Ам.

  4. Еврейское социалистическое движение в конце
    XIX - начале XX века. Возникновение еврейского социа-

15

диетического движения. Бунд. Поалей Цион. Националь­ные и ассимиляторские тенденции в европейском еврей­стве в XIX - начале XX века.

  1. Эрец-Исраэль в XIX - начале XX века. Эрец-Ис-
    раэль под властью Османской империи. Дамасский кро­
    вавый навет. Первая алия. Конфликт между старым и но­
    вым ишувом. Вторая алия. Халуцим. Кибуцы и мошавы в
    Эрец-Исраэль. Йосеф Трумпельдор.


  2. Еврейская общественная мысль и литература в
    Украине и России в начале XX века. Рост влияния сио­
    низма в российском еврействе. Участие евреев в обще­
    ственно-политической, экономической и культурной жиз­
    ни Украины и России в начале XX века. С.Дубнов. Шо-
    лом-Алейхем. М.Мойхер-Сфорим. И.Перец. Н.Бялик.

^ Новейший период

  1. Евреи и еврейские проблемы в воюющих стра­
    нах в годы Первой Мировой войны. Бедствия российско­
    го еврейства в годы войны. Февральская революция в
    России. "Постановление об отмене вероисповедных и на­
    циональных ограничений". Эрец-Исраэль в годы Первой
    Мировой войны. Декларация Бальфура. Еврейский леги­
    он. Конец османского господства в Эрец-Исраэль. Пале­
    стина - подмандатная территория Великобритании.

  2. Эрец-Исраэль в 1921-1939 гг. Сионистское дви­
    жение и развитие "национального очага" в Палестине.
    Нападение арабов на еврейские поселения, политическая
    борьба в Эрец-Исраэль. Ревизионисты в сионизме. Пятая
    алия и экономическое развитие Эрец-Исраэль в ЗО-е годы
    XX столетия. Английская "Белая книга" (17 мая 1939 г.).

  3. Евреи Украины и России в годы гражданской
    войны (1917-1920 гг.). Отношение евреев к Октябрьскому
    перевороту 1917 года. Украинская национально-демокра-

16

тическая революция и евреи, Еврейские погромы в Ук­раине в 1919-1920 годах. Последствия погромов.

  1. Евреи в Советском Союзе (1922-1941 гг.). Совет­
    ская власть и сионистское движение, репрессии. Комис­
    сариат по еврейским делам при Наркомнаце и Евсекция.
    Еврейское национально-государственное строительство в
    СССР в 20-30 годы. Создание ЕАО. Социальные и куль­
    турные перемены в советском еврействе в межвоенный
    период и нерешенные вопросы. Интенсивность ассимиля­
    ционных процессов. Рост еврейского населения Украины
    и Советского Союза в 1939-1940 гг. Нарастание антисе­
    митских тенденций в советской государственной полити­
    ке в предвоенные годы.

  2. Евреи США, Западной и Восточной Европы в
    период между двумя мировыми войнами. Гитлеризм с
    истории евреев Германии. Еврейская община в Америке.
    Евреи как национальное меньшинство в странах Восточ­
    ной и Центральной Европы (1919-1939 гг.). Усиление ан­
    тисемитизма в Германии в период Веймарской респуб­
    лики. Расовый антисемитизм нацистов. Нюрнбергские за­
    коны. "Хрустальная ночь".

6. Катастрофа европейского еврейства. Нацист­
ская политика и механизмы "окончательного решения ев­
рейского вопроса". Айнзацгруппы и айнзацкоманды. Ба­
бий Яр. Тотальное уничтожение еврейского населения
Украины нацистскими палачами и их пособниками. Пра­
ведники народов мира. Совещание в Ванзее. Гетто. Конц­
лагеря и лагеря уничтожения. Освенцим, Треблинка,
Майданек. Нюрнбергский процесс. "6 000 000 обвиняют!
Суд над Эйхманом. Ревизионисты Катастрофы.

7. Вклад еврейского народа в победу над нациз­
мом. Евреи оккупированной Европы в антинацистском
Сопротивлении. Евреи - подпольщики, повстанцы, парти­
заны в борьбе против оккупантов в Украине. Евреи в

17

борьбе с нацистской Германией в рядах армий Советско­го Союза, стран антигитлеровской коалиции.

  1. Провозглашение государства Израиль.Палести-
    нский ишув в первые послевоенные годы. Голосование в
    ООН по вопросу о разделе Палестины.Образование госу­
    дарства Израиль. Война за независимость (1948-1949 гг.).
    Кнессет. Закон о репатриации. Партия Труда. Ликуд. Ре­
    лигиозные партии. Армия обороны Израиля. Яд-ва-Шем.
    Давид Бен-Гурион.

  2. Израиль с 60-х годов до наших дней. Шести­
    дневная война. Моше Даян. Голда Меир. Война Судного
    дня. Менахем Бегин. Ливанская кампания и ее неудача.
    Мирный договор с Египтом. Соглашение между Израи­
    лем и ООП. И.Рабин и Ш.Перес. Израиль и арабский
    мир на современном этапе. Алия после 1948 года. Изра­
    иль и мировое еврейство.




  1. Еврейские диаспоры Европы и США во второй
    половине XX века. Миграционные процессы. Ассимиля­
    ция. Всемирные еврейские организации, еврейские орга­
    низации в США, их общественная и социальная роль.
    Евреи и всемирные религиозные конфессии. Второй Ва­
    тиканский собор.

  2. Евреи в Советском Союзе после Второй Миро­
    вой войны. Усиление государственного антисемитизма.
    Репрессии против деятелей литературы и искусства. Раз­
    гром Европейского антифашистского комитета и уничто­
    жение его руководителей. Дело врачей. Антисионистская
    кампания в СССР. Отказники. Массовая репатриация со­
    ветских евреев в Израиль с конца 80-х годов.


  3. Первые шаги к возрождению еврейской общ­
    ности и культуры в независимой, суверенной Украине.
    Развал СССР. Акт независимости Украины. Закон о на­
    циональных меньшинствах. Развитие еврейского образо­
    вания. Еврейские организации в суверенной Украине.

18

Учебный план по курсу "История еврейского народа"

К-во К-во

Темы лекций и семинаров лек. часов

час. семи­наров

Т~ 2 3 "~ 4

Вводная лекция 2

Библейский период 14

  1. Патриархи. Моисей. Исход из 2
    Египта

  2. Завоевание и заселение евреями 2

Ханаана. Исход из Египта.

  1. Объединенное еврейское царство. 2
    Саул и Давид

  2. Царь Соломон. Образ жизни и 2
    материальная культура евреев
    эпохи Первого Храма

  3. Распад Объединенного царства. 2
    Израильское царство (928-721 гг.

до н.э.)

6. Иудейское царство (928-586 гг. 2
до н.э.). Разрушение Иерусалима

и Первого Храма

7. Библейские пророки. Особен- 2 2
ности еврейского пророчества

Период Второго Храма 14 __

1. Вавилонский плен и "возвраще- 2
ние на Сион". Персидское влады­
чество в Эрец-Исраэль. Эзра и
Нехемия

19

Продолжение таблицы

1 1 2 1 3 Г 4

2. Иудея под властью птолемеев и 2

селевкидов

  1. Восстание Маккавеев. Иехуда 2
    Маккавей

  2. Хасмонейское государство 2

  3. Завоевание Иудеи Римом. Ирод I 2

  4. Великое восстание евреев против 2 2
    Рима. Разрушение Второго Храма

  5. Восстание Бар-Кохбы. Нацио- 2

нальная катастрофа евреев

Талмудический период 4

1. Мишна и Талмуд. Вавилонская 2
диаспора

2. Евреи на территории Римской 2
империи в период ее упадка

Средние века 18

  1. Арабское завоевание и владычес- 2
    тво арабских династий в Эрец-
    Исраэль

  2. Евреи в Испании 2 2

  3. Крестовые походы. Крестоносцы 2
    и мамлюки в Эрец-Исраэль

  4. Евреи Западной Европы в Х1-ХУ 4 2
    веках

  5. Евреи Восточной Европы в Х- 2

XV веках

6. Экономическая и духовная жизнь 2 2
западноевропейского еврейства в

позднее средневековье

7. Евреи Центральной и Восточной 2
Европы в позднее средневековье

20

Продолжение таблицы

8. Эрец-Исраэль под Турецким вла- 2 дычеством. Евреи в Османской

империи

Новое время 20

1. Евреи Западной и Центральной 2 2
Европы в ХУИ-ХУШ веках. Хас-

кала

2. Евреи Украины и Польши в 2
ХУН-ХУШ веках

  1. Евреи в Российской империи 4 2
    ___ (1793-1914 гг.) I

  2. Хасидизм 2 2

  3. Возникновение и развитие поли- 4 2
    тического сионизма

  4. Еврейское социалистическое дви- 2
    жение в конце XIX -начале XX

века __ __

7. Эрец-Исраэль в XIX -начале XX 2

века _ _

8. Европейская общественная мысль 2
и литература в Украине и России

в начале XX века

Новейший период 26

1. Евреи и еврейские проблемы в 2 2

воюющих странах в годы Первой Мировой войны

Т~ Эрец-Исраэль в'1921-1939 гг. 2

3. Евреи Украины и России в годы 2
гражданской войны (1917-1920

гг.)

4. Евреи в Советском Союзе (1922- 2

I 1941) I I

21

Продолжение таблицы

I \ 2 | 3 1 4

5. Евреи США, Западной и Восточ- 2
ной Европы в период между дву­
мя мировыми войнами. Гитлеризм

в истории евреев Германии

  1. Катастрофа европейского еврей- 4 2
    ства

  2. Вклад еврейского народа в побе- 2
    ду над нацизмом

  3. Образование государства Изра- 2 2
    иль

9. Израиль с 60-х годов наших дней 2
10 Еврейские диаспоры Европы и 2

США во второй половине XX века

II Евреи в Советском Союзе после 2
Второй Мировой войны

12 Первые шаги к возрождению ев- 2 рейской общности и культуры в

независимой, суверенной Украине

Всего часов 98 28

Основная литература

  1. Очерк истории еврейского народа /Под ред.
    проф. Ш.Эттингера. Т. 1-2. Библиотека-Алия (28-29).


  2. Израиль. Исторический очерк. Краткая Ев­
    рейская Энциклопедия. Т. 3. Иерусалим, 1986.


3. Рот С. История евреев с древнейших времен по
Шестидневную войну. Иерусалим, 1986.

22

  1. Телушкин Й. Еврейский мир. Важнейшие знания
    о еврейском народе, его истории и религии. Иерусалим-
    Москва, 5753-1992.

  2. Эвен А. Мой народ. Т. 1-2. Б.-А. Молодежная
    серия (21-22).

  3. Дубнов СМ. Краткая история евреев. Спб., 1912
    (репринт).

  4. Тора (Пятикнижие Моисеево). Иерусалим, 5752
    (1992).

  5. Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и
    мидрашей. М., 1993.

  6. Библейская Энциклопедия. М., 1991.




  1. Ойербах М. История еврейского народа от
    разрушения Первого Храма до наших дней. Ч. 1-4. Ие­
    русалим - Санкт-Петербург, 1992.

  2. Евреи и еврейство. Сборник историко-фило­
    софских эссе. Иерусалим, 1991.




  1. Даймонт М. Евреи, бог и история. М., 1994.

  2. Гилберт М. Атлас по истории еврейского на­
    рода. Б.-А. (56).

14. Социальная жизнь и социальные ценности
еврейского народа. Б.-А. (50).

  1. Клаузнер И.Г. Когда нация борется за свою
    свободу. Б.-А. (56).

  2. Герцог X. Герои Израиля. Исторические пор­
    треты. Иерусалим-Санкт-Петербург, 1992.

  3. Нудельман Р. Загадки еврейской истории. Ие­
    русалим, 1990.

  4. Кауфман И. Еврейская история и религия. Б.-
    А. (66).

  5. Маркус Р., Кохен Г., Галкин А. Три великие
    эпохи в истории еврейского народа. Б.-А. (167).

  6. Гесс М. Рим и Иерусалим. Б.-А. (74).

  7. Субтельний О. Украша. 1стор1я. К.,1993.

  8. Хонигсман Я.С, Найман А.Я. Евреи Украины
    (краткий очерк истории). К., 1992.

23

  1. Кандель ф. Очерки времен и событий из исто­
    рии российских евреев. Ч. 1,2,3. Иерусалим, 1989-1994.

  2. Гессен Ю. История еврейского народа в Рос­
    сии. Издание исправленное с предисловием и библиог­
    рафией. Москва-Иерусалим, 1993-5753.


  3. Герцль Т. Избранное. Б.-А. (13).

  4. Сионизм в контексте истории. Книги 1,2. Б.-А.
    (177-178).

  5. "Черная Книга". Иерусалим, 1980.

  6. Гутман И., Шацкер X. Катастрофа и ее значе­
    ние. Б.-А. (149).


  7. Арад И. Холокост. Катастрофа европейского
    еврейства. Иерусалим, 1990.

  8. Хаузнер Г. 6 000 000 обвиняют. Б.-А. (8).




  1. Уничтожение евреев СССР в годы немецкой
    оккупации (1941-1944). Сборник документов и материа­
    лов. Иерусалим, 1991.

  2. Государство Израиль. Становление и развитие.
    Книги 1, 2. Б.-А. (137-138).

  3. Сахар Говард М. История Израиля. Книги 1, 2.
    Б.-А. (173-174).

Тематика семинарских занятий

1.Объединенное еврейское царство. Израиль и Иудея.

2.Библейские пророки. Особенности еврейского пророчества.

З.Эрец-Исраэль под властью эллинистических монархий. Восстание Маккавеев. Хасмонейское государ­ство.

4. Рим и Иерусалим.

5. "Золотой век евреев Испании". Испанское ев­
рейство в ХШ-Х1У веках.

24

  1. Евреи Западной и Центральной Европы в клас­
    сическое средневековье.

  2. Евреи Европы и Эрец-Исраэль в период рефор­
    мации.

  3. Европейское еврейство в ХУП-ХУШ столетиях.

  4. Возникновение и развитие хасидизма. Евреи Ук­
    раины в XVIII веке.




  1. Евреи в Российской империи. Дискриминация.
    Погромы.

  2. Возникновение и развитие сионистского дви­
    жения. Еврейское социалистическое движение.

  3. Евреи и еврейские проблемы в годы Первой
    Мировой войны. Эрец-Исраэль в период .между двумя
    мировыми войнами.

13. Катастрофа и сопротивление европейского
еврейства.

14. Образование и становление государства Изра­
иль.

Тематика и планы семинарских занятий

Тема 1. Объединенное еврейское царство. Израиль и Иудея

1. Образование Объединенного еврейского цар­
ства. Саул.

  1. Царь Давид.

  2. Царь Соломон. Строительство Первого Храма.
    Иудаизм.

  3. Расцвет и падение Самарии.

5. Взятие халдеями Иерусалима и разрушение
Первого Храма. Вавилонский плен и вавилонское влады­
чество.

25

Схожі:

Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». Киев: мсу, 1998 г. 56 с. Составитель iconУчебно-методический комплекс по курсу "История Украины" для студентов дневной и заочной формы обучения. / Составитель: Тараненко Н. Г. К.: Мсу, 2000. 81 c
Учебно-методический комплекс по курсу “История Украины” для студентов дневной и заочной формы обучения. / Составитель: Тараненко...
Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». Киев: мсу, 1998 г. 56 с. Составитель iconУчебно-методическое пособие для выполнения контрольной работы по дисциплине
Данное учебно-методическое пособие является частью учебных материалов по курсу «Финансы предприятий». В пособии упорядочена система...
Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». Киев: мсу, 1998 г. 56 с. Составитель iconУчебно-методическое пособие для врачей общей практики, урологов, гинекологов, неврологов. Челябинск 2003
Учебно-методическое пособие подготовлено сотрудниками кафедры урологии и андрологии Уральской государственной медицинской академии...
Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». Киев: мсу, 1998 г. 56 с. Составитель iconУчебно-методическое пособие. Донецк: Норд-Пресс, 2005. 79 с
К14 Казаков, В. Н. Дистанционное обучение в медицине : учебно-методическое пособие. Донецк: Норд-Пресс, 2005. 79 с
Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». Киев: мсу, 1998 г. 56 с. Составитель iconВ. А. Лелюк информационные системы с базами знаний учебно-методическое пособие
Информационные системы с базами знаний: Учебно-методическое пособие. Харьков: хнагх, 2005. – 60 с ил
Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». Киев: мсу, 1998 г. 56 с. Составитель iconУчебно-методические материалы
Учебно-методическое обеспечение курса «Инвестиционный менеджмент» для бакалавров и магистров всех форм обучения программа, конспект...
Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». Киев: мсу, 1998 г. 56 с. Составитель iconСокровища еврейского народа в фондах Научной библиотеки Одесского национального университета имени И. И. Мечникова
Одессе. На экспозиции было представлено более 100 книг, среди которых редкие и старопечатные книги, издания XVI-XXI веков. Книги...
Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». Киев: мсу, 1998 г. 56 с. Составитель iconПлан підготовки та видання методичної літератури кафедри економічної теорії на 2010–2011 н р
Учебно-методическое пособие по курсу „Микроэкономическая теория производства и затрат”
Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». Киев: мсу, 1998 г. 56 с. Составитель iconМетодическое пособие / Под науч. Ред. Н. В. Кузьминой. М., 2006. С. 16 34
Аргунова Е. Р., Жуков Р. Ф., Маричев И. Г. Активные методы обучения: Учебно – методическое пособие / Под науч. Ред. Н. В. Кузьминой....
Учебно-методическое пособие по курсу «История еврейского народа». Киев: мсу, 1998 г. 56 с. Составитель iconБбк 78. 30 3-63 Зиновьева Н. Б
Зиновьева Н. Б. Документоведение. Учебно-методическое пособие. М.: Профиздат, 2001. – 208 с
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи