О работе «Протестантская этика и дух капитализма» icon

О работе «Протестантская этика и дух капитализма»




Скачати 38.29 Kb.
НазваО работе «Протестантская этика и дух капитализма»
Дата12.09.2012
Розмір38.29 Kb.
ТипДокументи

О работе « Протестантская этика и дух капитализма»


Исходная содержательная посылка веберовской социологии – убеждение в том, что поведение людей может быть понято лишь в рамках их общего концептуального представления о своём существовании и что религиозные верования – наиболее репрезентативная часть общих представлений. Данную посылку Вебер исследует на трёх разных уровнях:


- на философском как проблему соотношения ценностных ориентаций и поведения;

- на общесоциологическом как соотношение религии и хозяйства;

- на конкретно социологическом как соотношение протестантской этики и духа капитализма.


В своём знаменитом исследовании «Протестантская этика и дух капитализма»,отталкиваясь от понимания капитализма как социокультурного феномена, Вебер решительно порывает с традицией, в русле которой предполагалось одного-единственного капитализма и социокультурная сущность которого сводилась к беззастенчивому добыванию денег любыми средствами. Вебер убедительно показывает, что капитализм, сущность которого заключается в обогащении любыми средствами, имел место в любых хозяйственных системах как в древности, так и в средневековье; не чужд он также современности. Как является повсеместным авантюристское мышление, пренебрегающее этическими рамками, так повсеместным было (и остаётся) и капиталистическое предпринимательство, сочетающее разбой и торговлю, спекуляцию и грабёж. Этот тип капитализма Вебер называет авантюристическим, или архаическим, и отмечает, что он существует по крайней мере три тысячи лет.

Однако триста лет назад начал складываться новый тип специфически западного капитализма, который Вебер называет современным, или буржуазно-промышленным капитализмом. Принципиальное отличие современного капитализма от всех иных форм сводится, по Веберу, к следующим двум моментам: во-первых, к возникновению субъекта этой организации- западной буржуазии. Эти два новых феномена имеют общее мотивационное основание, сформировавшееся в ходе протестантской реформации с её этикой продуктивного труда, профессионального долга и частной инициативы. Благодаря этому её этическому ядру протестантская религиозность оказалась в отношении адекватности или «избирательного сродства» (И.-В.Гете) с хозяйственной этикой формы капитализма, какой только предстояло возникнуть,- с промышленным, высокопродуктивным капитализмом.

Именно в этом своём качестве протестантизм и стал, согласно Веберу, первоисточником этоса, являющегося отличительной чертой «современного капитализма». При этом Вебер подчёркивает, что он далёк от убеждений, что капиталистический дух (понятие, которое он терменологически не определяет и под которым, судя по контексту, понимает систему морально-организационных принципов этически безупречного эффективного хозяйствования) мог возникнуть только под влиянием этического содержания реформации. Капитализм обязан реформации лишь тем, что она сыграла «конституционную роль» в формировании его духовных основ. Отвергая моно-казуальный подход к объяснению происхождения духа капитализма, Вебер говорит о неповторимой констелляции самых разнообразных фактов духовного и экономического, правового и политического и т.д. порядка, обеспечившего «встречу» безрелигиозного капитализма и религиозной этики.« Религиозно окрашенный аскетизм,-комментирует эту «встречу» Ю.Давыдов,- вылился в методическое самообуздание будущих функционеров современного капиталистического производства, позволившее укротить «к злату проклятую страсть» настолько, что она вылилась в рационально организованную и математически выверенную систему непрерывного добывания прибыли».

Разумеется, Вебер тщательно анализирует экономико-организационные основания продуктивности современного капитализма. К их числу он в первую очередь относит :

А).техническое применение научного знания, обеспечивающее конкурентоспособность производства;

Б).формирование рационального рынка, рациональное право и управление (как общегосударственное, так и внутрипроизводственное);

В).рациональная организация свободного труда, образующая одновременно и простейшую клеточку, и всеобщую стихию новой социальности.

Вебер обращает внимание и на специфическую социальную дислокацию носителей капиталистического духа. Оказывается, носителями этого строя мышления были не столько капиталистические предпринимателииз кругов торгового патрициата, сколько поднимающиеся слои ремесленников. При этом сталкивались с немалым социальным сопротивлением. Основным, самым массовым их противником стали носители традиционалистического сознания, стремившиеся сохранить традиционный образ жизни, традиционную прибыль, традиционный рабочий день, традиционное ведение дел и т.д. Ещё более ожесточённое сопротивление они встречали со стороны торгово –ростовщической верхушки, сохранявшей в своих руках благодаря союзу с государством фискальную сферу и оптовую торговлю. Но история распорядилась так, что капитализм нового типа шаг за шагом стал вытеснять как традиционализм, так и авантюристический капитализм старого типа и, в конце концов, утвердился в качестве господствующей формы социокультурной организации нового современного западного общества.

В чем же, по Веберу, заключены источники той особой жизненной силы, которую столь наглядно демонстрирует промышленный буржуазный капитализм? Ответ Вебера на этот вопрос вполне однозначен: сила в присущем ему духе обогащения, коренным образом отличающегося от алчности, которой вдохновлялся авантюристический капитализм . Коперникиатский переворот в хозяйстве Европы, по словам Вебера, совершил « не приток новых денег», а внедрение «нового духа», не обладатели больших денег, а люди, прошедшие суровую жизненную школу, осмотрительные и сдержанные одновременно, умеренные и упорные по своей природе, полностью преданные своему делу, со строго буржуазными воззрениями и принципами.


«Социология для студентов вузов» Т.Л.Кончанин, С.Я.Подопригора,С.Н.Ярёменко

Схожі:

О работе «Протестантская этика и дух капитализма» iconМ. Вебер ( 1884 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается " Протестантская этика и дух капитализма", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимы
М. Вебер ( 1884 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается " Протестантская этика и дух капитализма",...
О работе «Протестантская этика и дух капитализма» iconГригорий Сковорода. Розмова п'яти подорожніх про істине щастя в житті. Товариська розмова про душевний мир
Одне слово, всіма рахубами, які лише вигадати можемо, намагаємося звеселювати дух наш. О, якими значними веселощами користуються...
О работе «Протестантская этика и дух капитализма» iconНеобходима действенная и эффективная структура методической службы в образовательной организации
Рекомендации предназначены для заместителей директоров по учебно воспитательной работе, заместителей директоров по научно – методической...
О работе «Протестантская этика и дух капитализма» iconСумський державний університет Бібліотека. Інформаційно-бібліографічний відділ
Зарубина, Н. Н. О трансформации глобального капитализма /Н. Н. Зарубина // Полис. – 2010. – №  – С. 162-165
О работе «Протестантская этика и дух капитализма» iconМетодические указания по оформлению литературы, используемой в квалификационной работе
Литература к квалификационной работе рекомендуется научным руководителем, а также подбирается студентом самостоятельно
О работе «Протестантская этика и дух капитализма» iconМетодические указания по оформлению литературы, используемой в магистерской работе
Литература к магистерской работе рекомендуется научным руководителем, а также подбирается студентом самостоятельно
О работе «Протестантская этика и дух капитализма» iconПроблема капитализма в социологии
Так что в итоге капитализм предстал уже даже как не столько политэкономическое, сколько социологическое понятие, аккумулирующее,...
О работе «Протестантская этика и дух капитализма» iconВопросы к экзамену по курсу «история украины» Народы, обитающие на территории Украины в древние времена (II-I тыс до н э.). Особенности развития капитализма на Украине (II пол. XIX нач. XX в в.)
Сталинская индустриализация и коллективизация и их последствия для украинского общества
О работе «Протестантская этика и дух капитализма» iconСоциологическая группа нму
И. В., заместителем председателя по научно-экспертной работе была назначена старший преподаватель кафедры философии и социологии...
О работе «Протестантская этика и дух капитализма» iconДокументи
1. /Этика ВД.doc
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи