Проблема капитализма в социологии icon

Проблема капитализма в социологии




Скачати 40.29 Kb.
НазваПроблема капитализма в социологии
Дата12.09.2012
Розмір40.29 Kb.
ТипДокументи

Проблема капитализма в социологии


Несмотря на колоссальную широту охвата конкретного материала, как того потребовала от Макса Вебера его идея универсально-исторической социологии, в которой сконцентрировались, в конце концов теоретические искания этого крупнейшего социального мыслителя нашего века, основным и наиболее чётко очерченным предметом веберовских исследований оставался капитализм. И этим в очередной раз была подтверждена та мысль, полузабытая сегодня ввиду её кажущейся тривиальности, что социология- это прежде всего и главным образом теоретическое осмысление капитализма, взятого, однако, не в одном из его измерений – пусть это будет даже политэкономическое измерение,- а в его культурно-исторической целостности, воплощающей в себе «единство многообразия» самых различных его измерений.

Если уже экономический анализ, какому Адам Смит подверг современное ему общество, получившее в последствии название «промышленного общества» или капиталистического, открывал возможность социологической расшифровки соответствующих теоретических понятий, то в русле примкнувшей к нему социально-философской традиции –эта возможность шаг за шагом превращалась в действительность. Так что в итоге капитализм предстал уже даже как не столько политэкономическое, сколько социологическое понятие, аккумулирующее, подчас, агрессивную тенденцию к «снятию» в себе его собственно социологического содержания.

М.Веберу, пришедшему к своей версии социологии через немецкую историческую политэкономию, предстояло развить дальше эту общую тенденцию социологической «расшифровки» понятий и категорий политической экономии капитализма. Хотя, Вебер, не упускавший случая подчеркнуть, «насколько… в разработке всех своих формулировок»он «обязан самому факту существования классических трудов Зомбарта с их чётко поставленными проблемами», в то же самое время оговаривался, что «все основные положения» его «Протестантской этики» были «высказаны в значительно более ранних» его работах, тем не менее остаётся фактом, что впервые общие контуры веберовской концепции прорисовались с определённостью именно в цикле статей, объединённых этим общим названием. Причём в немалой степени определённостью своих контуров концепция, предложенная Вебером в «Протестантской этике», была обязана именно её полемической направленности против тех решений, которые предложил Зомбарт. Это был ответ на те самые проблемы, чёткость постановки каковых заслужила столь высокую веберовкую оценку. А следующий решающий шаг в разработке теории капитализма был сделан Вебером опять-таки прежде всего в споре с тем же Зомбартом, сформулировавший основные возражения автору «Протестантской этики» в своей книги «Буржуа»(1913), причём Вебер назвал её наиболее слабой в данном аспекте из всех больших работ Зомбарта.

Во втором параграфе первого раздела своей большой статьи под названием «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер делает в высшей степени ответственное заявление : «Капитализм существовал в Китае, Индии, Вавилоне в древности и в средние века. Однако ему не доставало … именно того своеобразного этоса , который есть у Франклина. Речь идёт о том «духе», который, по словам автора «Протестантской этики», имел « характер этически окрашенной нормы, регулирующей весь уклад жизни» и которым были «проникнуты поучения Франклина».

В приведённом веберовском утверждении чётко обозначены два принципиально важных пункта, резко отличающие точку зрения Вебера от концепции Зомбарта, а также Маркса, к которому тот был очень близок в общем понимании капитализма.

И именно потому перед ним встал второй вопрос- о специфике этого капитализма , в отличие от того капитализма, который он усмотрел уже в древнем Китае, древней Индии, Вавилоне и т.д. И если, как мы сможем убедиться, общее понятие капитализма, под которое Вебер фактически подводит все его типы- и современный, и древние, он формулирует, отправляясь от политэкономического определения, то то отличие современного капитализма от его архаических разновидностей он акцентирует , пользуясь категорией, заимствованной из области этики, хотя и порядком социологизированной

Полемизируя с Зомбартом, акцентировавшим «материалистические» мотивы, которыми руководствовались якобы провозвестники капитализма в Европе, Вебер настаивает на том, что для его генезиса решающей была именно этическая- нравственно-религиозная- мотивация носителей «капиталистического духа».

«Повсеместное господство абсолютной беззастенчивости и своекорыстия в деле добывания денег было специфической характерной чертой именно тех стран, которые по своему буржуазно-капиталистическому развитию являются «отсталыми по западноевропейским масштабам».

В рамках этой же системы координат следует понимать и всё то, что сказано в данной связи Вебером о различии «между капиталистическим и докапиталистическим «духом».» Ибо то, что является «докапиталистическим» по отношению к современному- специфически западному- типу капитализма, вовсе не означает у автора «Протестантской этики» некапиталистического вообще.

Дело в том, что, по его утверждению, существует «капиталистическое предпринимательство» не одного лишь современного, специфически западного типа. Читаем в «Протестантской этике»: «…капиталистическое предпринимательство в своих внешних чертах и в своём «авантюристическом» аспекте было известно всем тем хозяйственным системам, где существовали имущество денежного характера и возможность использования его для получения прибыли( посредством комменды, откупа налогов, ссуды, государству, финансирования войн, княжеских дворов и должностных лиц),авантюристический склад мышления, пренебрегающая этическими рамками, так же был явлением повсеместным».

В одном из примечаний ко второму параграфу под название «Дух капитализма» первого раздела своей статьи «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер указывает на «существующий во всём мире в течение трёх тысячелетий – в Китае, Индии, Вавилоне, Древней Греции, Риме, Флоренции и в наше время- капитализм ростовщиков, военных поставщиков, откупщиков должностей и налогов, крупных предпринимателей и финансовых магнатов.»

Веберовская универсально-историческая социология капитализма, взятая одновременно в узком политэкономическом и в широком социально-философском смысле сыграла особую роль в решении проблемы капитализма в социологии.

Схожі:

Проблема капитализма в социологии iconО работе «Протестантская этика и дух капитализма»
Этот тип капитализма Вебер называет авантюристическим, или архаическим, и отмечает, что он существует по крайней мере три тысячи...
Проблема капитализма в социологии iconМеждународная конференция по социологии управления в Донецке
Донецкой социологической школой во главе с заведующим кафедрой социологии управления Донгуу, заслуженным работником образования Украины,...
Проблема капитализма в социологии iconБарвинский Анатолий Александрович, к и. н., доц каф политологии, социологии и психологии Сумского государственного университета гендерные аспекты влияния трудовых миграций на рынок труда в украине
Барвинский Анатолий Александрович, к и н., доц каф политологии, социологии и психологии Сумского государственного университета
Проблема капитализма в социологии iconСумський державний університет Бібліотека. Інформаційно-бібліографічний відділ
Зарубина, Н. Н. О трансформации глобального капитализма /Н. Н. Зарубина // Полис. – 2010. – №  – С. 162-165
Проблема капитализма в социологии iconМ. Вебер ( 1884 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается " Протестантская этика и дух капитализма", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимы
М. Вебер ( 1884 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается " Протестантская этика и дух капитализма",...
Проблема капитализма в социологии iconК. М. Волошина, студентка окр «Бакалавр», 4 р н. О. М. Ткаченко
Т-фахівців залишатиметься актуальним десятки років. Останні роки засвідчили, що у вищій освіті існує проблема розриву актуальності...
Проблема капитализма в социологии iconВопросы к экзамену по курсу «история украины» Народы, обитающие на территории Украины в древние времена (II-I тыс до н э.). Особенности развития капитализма на Украине (II пол. XIX нач. XX в в.)
Сталинская индустриализация и коллективизация и их последствия для украинского общества
Проблема капитализма в социологии iconК. В. Ушакова
Не вызывает сомнение, что дальнейшее изучение тоталитаризма возможно лишь как дисциплинарное исследование, на стыке культурологии,...
Проблема капитализма в социологии iconШихирев П. Н. Современная социальная психология
Книга предназначена для студентов психологических и социологических факультетов вузов, преподавателей и научных специалистов в области...
Проблема капитализма в социологии iconПроблема свідомості. Штучний інтелект
Конспект лекції з теми „Проблема свідомості. Штучний інтелект” курсу «Філософія» / Укладач О.І. Швирков. – Суми: Вид-во СумДУ, 2009....
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи