М. Вебер ( 1884 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается \" Протестантская этика и дух капитализма\", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимы icon

М. Вебер ( 1884 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается " Протестантская этика и дух капитализма", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимы




Скачати 106.16 Kb.
НазваМ. Вебер ( 1884 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается " Протестантская этика и дух капитализма", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимы
Дата12.09.2012
Розмір106.16 Kb.
ТипДокументи

М. Вебер ( 1884 - 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из

основных его работ считается " Протестантская этика и дух капитализма", в

продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимых

религий и проанализировал взаимодействие экономических условий, социальных

факторов и религиозных убеждений. Впервые данное произведение было

опубликовано в 1905 г. в Германии и с тех пор является одной из лучших

работ по анализу причин возникновения современного капитализма.

В начале своей знаменитой книги М. Вебер проводит детальный анализ

статистических данных, отражающих распределение протестантов и католиков в

различных социальных слоях. На основание данных, собранных в Германии,

Австрии и Голландии он приходит к выводу, что протестанты преобладают среди

владельцев капитала, предпринимателей и высших квалифицированных слоев

рабочих.

Кроме того, совершенно очевидны различия в образовании. Так, если

среди католиков преобладают люди с гуманитарным образованием, то среди

протестантов, готовящихся, по мнению Вебера, к "буржуазному" образу жизни

больше людей с техническим образованием. Он объясняет это своеобразным

складом психики, складывающийся в процессе начального воспитания.

Так же Вебер замечает, что католики, не занимая ключевых постов в

политике и коммерции, опровергают тенденцию о том, что национальные и

религиозные меньшинства, противостоящие в качестве подчиненных какой-либо

другой "господствующей" группе …. концентрируют свои усилия в области

предпринимательства и торговле. Так было с поляками в России и Пруссии, с

гугенотами во Франции, квакерами в Англии, но не католиками в Германии.

Он задается вопросом, с чем связанно столь четкое определение

социального статуса во взаимосвязи с религией. И, не смотря на то, что

действительно существуют объективно-исторические причины преобладания

протестантов среди наиболее обеспечнных слоев населения, он все же

склоняется к тому, что причину различного поведения следует искать в

"устойчивом внутреннем своеобразии", а не только в историко-политическом

положении.

Далее следует попытка дать определение так называемого "духа

капитализма", вынесенного в заглавие книги. Под духом капитализма Вебер

понимает следующие: " комплекс связей, существующих в исторической

действительности, которые мы в понятии объединяем в одно целое под углом

зрения их культурного значения.

Автор приводит целый ряд цитат Бенджамина Франклина, который является

неким пропагандистом философии скупости. В его понимании идеальный человек

- " кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматривать

приумножение своего капитала как самоцель". На первый взгляд речь идет о

чисто эгоистичной, утилитарной модели мира, когда "честность полезна

только потому, что дает кредит". Но высшее благо этой этики в наживе, при

полном отказе от наслаждения. И, таким образом, нажива мыслится как

самоцель. В данном случае речь идет не просто о житейских советах, а о

некой своеобразной этике. Так же можно сказать, что такая позиция является

прекрасным этическим основанием теории рационального выбора. Вебер считает,

что честность, если она приносит кредит столь же ценна как и истинная

честность.

Вебер замечает такую характерную особенность, что если рассматривать

капитализм с точки зрения марксизма, то все его характерные черты можно

обнаружить в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало

именно духа современного капитализма. Там всегда была жажда к наживе,

деление на классы, но не было нацеленности на рациональную

организованность труда.

Так, южные штаты Америки были созданы крупными промышленниками для

извлечения наживы, но там дух капитализма был менее развит, нежели в

позднее образованных проповедниками северных штатах.

Исходя из этого, Вебер разделяет капитализм на "традиционный" и

"современный", по способу организации предприятия. Он пишет, что

современный капитализм повсюду натыкаясь на традиционный, боролся с его

проявлениями. Автор приводит пример с введением сдельной оплаты труда на

сельскохозяйственном предприятии в Германии. Так как сельхозработы носят

сезонный характер, и во время уборки урожая необходима наибольшая

интенсивность труда, то была проведена попытка стимулировать

производительность труда за счет введения сдельной заработной платы, и

соответственно, перспективы ее повышения. Но увеличение заработанной платы

привлекало человека, порожденного "традиционным" капитализмом, гораздо

менее чем облегчение работы. В этом сказывалось докапиталистическое

отношение к труду.

Вебер считал, что для развития капитализма, необходим некоторый

избыток населения, обеспечивающий наличие на рынке дешевой рабочей силы. Но

низкая заработанная плата отнюдь не тождественна дешевому труду Даже чисто

в количественном отношении производительность труда падает в тех случаях,

когда не обеспечивает потребностей физического существования. Но низкая

заработная плата не оправдывает себя и дает обратный результат в тех

случаях, когда речь идет о квалифицированном труде, о высокотехнологичном

оборудовании. Т. е. там, где необходимо и развитое чувство ответственности,

и такой строй мышления, при котором труд становился бы самоцелью. Такое

отношение к труду не свойственно человеку, а может сложиться лишь в

результате длительного воспитания.

Таким образом, радикальное различие между традиционным и современным

капитализмом не в технике, а в человеческих ресурсах, точнее, отношении

человека к труду.


|Традиционный человек |Современный протестант |

|Работает, чтобы жить |Живет, чтобы работать |

|Профессия -бремя |Профессия- форма существования |

|Простое производство |Расширенное производство |

|Не обманешь- не продашь |Честность -лучшая гарантия |

|Основной вид деятельности - |Основной вид деятельности - |

|торговля |производство |


Идеальный тип капиталиста, к которому приближаются некоторые немецкие

промышленники того времени, Вебер обозначал так: "ему чужды показная

роскошь и расточительство, упоение властью, ему присущ аскетический образ

жизни, сдержанность и скромность". Богатство дает ему иррациональное

ощущение хорошо исполненного долга.

Поэтому этот тип поведения так часто осуждался в традиционных обществах,

"неужели нужно всю жизнь напряженно работать, чтобы потом все свое

богатство унести в могилу ?"

Далее Вебер анализирует современное общество и приходит к выводу о том, что

капиталистическое хозяйство не нуждается больше в санкции того или иного

религиозного учения и видит в любом ( если это возможно) влиянии церкви на

хозяйственную жизнь такую же помеху, как и регламентация экономики со

стороны государства. Мировоззрение теперь определяется интересами торговли

и социальной политики. Все эти явления той эпохи, когда капитализм, одержав

победу, отбрасывает ненужную ему опору. Подобно тому, как он в свое время

сумел разрушить старые средневековые формы регламентирования хозяйства

только в союзе со складывающейся государственной властью, он, может быть

использовал и религиозные убеждения. Ибо едва ли требует доказательство то,

что концепция наживы противоречит нравственным воззрениям целых эпох.

Отношение носителей новых веяний и церкви складывались достаточно сложно. К

торговцам и крупным промышленникам церковь относилась достаточно сдержано,

считая то, что они делают в лучшем случае только терпимым. Торговцы же, в

свою очередь, опасаясь грядущего после смерти, старались задобрить Бога,

посредством церкви, подарками в виде крупных сумм денег, передаваемых как

при жизни, так и после смерти.

Вебер проводит глубокий анализ эволюции взглядов на занятие мирской

деятельностью предреформенной церкви. Он сразу же оговаривается, что

программа этических реформы никогда не стояла в центре внимания кого-либо

из реформаторов. Спасение души, и только оно, было основной целью их жизни

и деятельности. Этические воздействия их учений были лишь следствием

религиорзных мотивов. Вебер считает, что культурные влияния реформ в

значительной своей части были непредвиденными и даже нежелательными для

самих реформаторов.

Вебер проводит морфологический разбор слова призвание в немецком и

английском языках. Это слово впервые появилось в Библии и далее оно обрело

свое значение во всех светских языках народов, исповедующих протестантизм.

Новое в этом понятии то, что выполнение долга в рамках мирской профессии

рассматривается как наивысшая нравственная задача человека. В этом

утверждении находит подтверждение центральный догмат протестантской этики в

противу католицизму, отвергающий пренебрежение мирской нравственностью с

высот монашеской аскезы, а предлагает выполнение мирских обязанностей так,

как они определены для каждого человека его местом в жизни. Тем самым

обязанность становится его призванием. Т. е. декларируется равенство всех

профессий перед Богом.

Основные значимые догматы протестантизма:


.Человек изначально грешен

До начала жизни все предопределено

Знак о том, спасен ты или нет можно получить лишь совершенствуясь в своей

профессии.

Послушание властям

Отрицание превосходства аскетического долга над мирским.

Примирение со своим местом в мире.


Протестантская церковь отменила выкуп грехов. Взаимоотношения Бога и

человека были определены предельно жестко - есть избранные и есть

неизбранные, изменить ничего нельзя, но можно почувствовать себя избранным.

Для этого необходимо, во-первых, тщательно исполнять свой профессиональный

долг, а во вторых, избегать наслаждений - и в совокупности это должно

обеспечить рост богатства. Так появился веберовский предприниматель -

трудолюбивый, инициативный, скромный в потребностях, любящий деньги ради

самих денег.


Список использованной литературы:


М. Вебер " Избранные произведения", М. Просвящение, 1990

Схожі:

М. Вебер ( 1884 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается \" Протестантская этика и дух капитализма\", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимы iconО работе «Протестантская этика и дух капитализма»
Этот тип капитализма Вебер называет авантюристическим, или архаическим, и отмечает, что он существует по крайней мере три тысячи...
М. Вебер ( 1884 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается \" Протестантская этика и дух капитализма\", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимы iconПонятие капитализма «Капиталистическим,- пишет Вебер в «Предварительных замечаниях»
«Ведь решающим для всех этих типов приобретательства является учёт капитала в денежной форме», свидетельствующий о том, что везде...
М. Вебер ( 1884 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается \" Протестантская этика и дух капитализма\", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимы iconТема: острые и хронические заболевания носа
Актуальность темы: Воспалительные заболевания носа являются одной из наиболее актуальных проблем оториноларингологии, так как это...
М. Вебер ( 1884 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается \" Протестантская этика и дух капитализма\", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимы iconТема: острые и хронические заболевания носа. Травмы носа, носовые кровотечения
Актуальность темы: Воспалительные заболевания носа являются одной из наиболее актуальных проблем оториноларингологии, так как это...
М. Вебер ( 1884 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается \" Протестантская этика и дух капитализма\", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимы iconТемы контрольных работ (эпф, 1 курс, заочн.)
Дайте сравнительный анализ философского и научного знания (по структуре, источнику и способу получения)
М. Вебер ( 1884 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается \" Протестантская этика и дух капитализма\", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимы iconТема: острые и хронические заболевания околоносовых пазух. Риногенные орбитальные и внутричерепные осложнения. Опухоли онп
Актуальность темы: Воспалительные заболевания околоносовых пазух (онп) являются одной из наиболее актуальных проблем оториноларингологии,...
М. Вебер ( 1884 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается \" Протестантская этика и дух капитализма\", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимы iconТема: острые и хронические заболевания околоносовых пазух. Риногенные орбитальные и внутричерепные осложнения. Опухоли онп
Актуальность темы: Воспалительные заболевания носа и околоносовых пазух (онп) являются одной из наиболее актуальных проблем оториноларингологии,...
М. Вебер ( 1884 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается \" Протестантская этика и дух капитализма\", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимы iconУдк 622. 235 Сравнительный анализ продуктов
Введение. В настоящее время одной из принципиально важных для Украины задач является уничтожение имеющихся запасов противопехотных...
М. Вебер ( 1884 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается \" Протестантская этика и дух капитализма\", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимы iconИ отчет о нирс сравнительный анализ соответствия корпоративных информационных систем международным стандартам
Целью работы является изучение стандартов и основных принципов функционирования управленческих систем масштаба предприятия, позволяющих...
М. Вебер ( 1884 1920 ) -виднейший немецкий социолог. Одной из основных его работ считается \" Протестантская этика и дух капитализма\", в продолжении которой Вебер написал сравнительный анализ наиболее значимы iconНесколько слов необходимо сказать об общей тенденции трудов Макса
...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи