Знаменитый писатель Н. В. Гоголь любил бывать в известном монастыре Оптина пустынь. Однажды на пути в обитель он навестил родного дядю. Генерал постарел, одряхлел, болезни доставляли ему много страданий и мучений icon

Знаменитый писатель Н. В. Гоголь любил бывать в известном монастыре Оптина пустынь. Однажды на пути в обитель он навестил родного дядю. Генерал постарел, одряхлел, болезни доставляли ему много страданий и мучений




Скачати 97.83 Kb.
НазваЗнаменитый писатель Н. В. Гоголь любил бывать в известном монастыре Оптина пустынь. Однажды на пути в обитель он навестил родного дядю. Генерал постарел, одряхлел, болезни доставляли ему много страданий и мучений
Дата05.09.2013
Розмір97.83 Kb.
ТипДокументи

1089406

Старость

Знаменитый писатель Н.В. Гоголь любил бывать в известном монастыре Оптина пустынь. Однажды на пути в обитель он навестил родного дядю. Генерал постарел, одряхлел, болезни доставляли ему много страданий и мучений. И Гоголь с болью в сердце подумал, как ужасна старость, не дай Бог дожить до нее и вот так превратиться в беспомощного человека, который сам себе стал в тягость. И деваться ему некуда, надо терпеть. И Николай Васильевич невольно подумал: а хватит ли ему терпения достойно выстоять в старости? Смириться с угасанием, жить, чтобы есть, пить, цепляться за жизнь и за людей, досаждая им своим присутствием. Эти мысли писатель гнал, хотя они все чаще являлись ему и наполняли его сердце тревогой, тоской.

Однако Гоголь видел и другую старость, когда приезжал в Оптину пустынь. Он общался с жизнерадостными старцами, среди которых были высокообразованные и культурные люди с богатым духовным опытом. И особенно поражал его старец Макарий. Поражала тишина, покоившаяся в его сердце и изливающаяся из глаз, из всего его ясного облика, словно бы освещающего келью. Старец Макарий обладал удивительной проницательной и феноменальной памятью. Каждый, у кого хватало духу сказать ему хотя бы несколько искренних слов о себе, был навсегда занесен вместе со своими неповторимыми чертами личности, грехами, бедами и немощами в «книгу жизни», хранимую в душе Макария. Всего лишь раз поговорив с человеком, он, встретив его спустя годы, задавал ему такие вопросы, словно они расстались только вчера и продолжают свою беседу.

Мирно и спокойно было у Гоголя на душе, когда он уезжал из монастыря. На пути ему повстречалась девочка, которая на опушке собирала землянику. Писатель неожиданно подозвал ее к себе и спросил, как ее зовут. Девочка назвала свое имя и протянула Николаю Васильевичу пучок земляники. «Угощайтесь», - сказала она и ясно, спокойно, с доверием и любовью взглянула ему в глаза. Гоголя так поразил детский взгляд, наполненный душевной красотой, что он притянул девочку к себе и погладил. И слезы выступили у него на глазах. Он потом долго не мог забыть этой встречи.

^ Помилуй меня, Господи, ибо к Тебе взываю каждый день

Предчувствуя скорое завершение своего жизненного пути, великий писатель Лев Толстой мучительно искал ответы на духовные вопросы. Он страдал, душа его была в смятении, но обрести жизненный покой в сердце своими силами он не мог. И приехал за помощью в Оптину пустынь. Остановившись в монастырской гостинице, писатель сказал одному из монахов: «Я Лев Толстой, приехал поговорить с вашими старцами». И Толстой отправился на прогулку по территории монастыря. Шел медленно, иногда останавливался, погруженный в свои думы, но к старцам в скит не зашел. Вернулся в гостиницу. О чем думал великий писатель в те минуты, какая борьба шла в его душе? Он создал талантливые произведения, вместе со своими героями радовался и страдал, обретал надежду и умирал. Шел невероятно трудным путем поиска жизни. Но душа великого писателя, который проник в самые потаенные глубины человеческой природы, к концу жизни так и не обрела желанного покоя.

Походив по территории монастыря еще некоторое время, Толстой так и не зашел в старческий скит, где его ждали известные христианские подвижники. Он уехал, увозя в своем сердце неразрешенные сомнения, тоску и одиночество, от которых он уже не избавится до конца жизни. И, не совладав с ними, уйдет из дома, чтобы мучительно умирать вдали от родного гнезда. Ибо гордыня его была непомерной, как сказал один из выдающихся оптинских старцев преподобный Амвросий. Потому что одного желания, даже очень большого, обрести Божественную благодать, оказалось недостаточно. Чтобы получить ответы на мучительные вопросы, Толстому прежде всего надо было исповедаться в своих грехах, очистив душу покаянием.

Все проходит в нашей земной жизни. Неотвратимо наступает время старости. Тело слабеет, чувства одно за другим угасают и льстящий мир начинает убегать от человека. Приходят горькие немощи, затем и последняя болезнь. А потом ударит и последний час, когда душа разлучится с телом.

^ Без Бога прожить нельзя

В молодости моим любимым писателем был Эрнест Хемингуэй, благодаря своему таланту получивший мировое признание. За выдающиеся достижения в литературном творчестве ему была присуждена Нобелевская премия. Это был мужественный, жизнерадостный человек, который написал хорошие книги. Его любили, к нему тянулись люди, у него было много друзей. Но я с содроганием в душе думаю о том, как Хемингуэй завершил свою земную жизнь.

К шестидесяти годам нагрянули болезни. Писатель чувствовал себя все хуже. За полнотой жизни, к которой он привык, проглядывала пугающая пустота. Все больше одолевало одиночество, навалилась депрессия. Ранним воскресным утром писатель взял любимое ружье, в каждый ствол загнал по патрону и поставил прикладом вниз. Плотно обхватил ртом холодную сталь и спустил оба курка. Так страшно Хемингуэй покончил с жизнью и отдался соблазну смерти. Эта трагедия произошла в отсутствии Бога. Знаменитый писатель, прославивший в своих произведениях любовь, добро, сострадание, убил себя. Нарушил шестую заповедь Закона Божия: «Не убий!». Господь запрещает отнятие жизни у самого себя, потому что жизнь является величайшим даром Божьим. В самоубийстве заключается тяжкий грех отчаяния, ропота против Бога. Да, христианская вера сопряжена с непрестанной борьбой с силами зла, которые ввергают человека в одиночество, отчаяние, печаль. Но Бог дает силы верующему выстоять в трудной борьбе.

Современником Хемингуэя был Альберт Швейцер. Ученый, писатель, музыкант, он успешно выступал с органными концертами в лучших залах Европы. Перед ним открывалась широкая дорога к славе, успеху, богатству, а он резко изменил течение своей жизни и отправился в самые гиблые африканские леса, где свирепствовали страшные болезни. Швейцер решил посвятить свою жизнь служению Богу и людям.

Жизнь в африканских лесах оказалась еще ужаснее, чем он предполагал: нищета, болезни, голод. Требовалось большое терпение и самообладание. Швейцер был в чужой стране, среди чужих людей, которые жили по совершенно незнакомым ему, европейцу, обычаям. В их отношениях преобладали необузданные страсти, темные инстинкты. Швейцер понимал, что в любой момент с ним может случиться самое непредвиденное. Его могли даже убить. И глухими ночами Швейцер чувствовал, как в его душу закрадывается одиночество, начинала одолевать тоска, мучили сомнения. О своем тогдашнем состоянии он писал: «Я проверял себя, спрашивал, смогу ли я жить без науки, искусства, интеллектуального окружения. И всегда в конце моих размышлений я находил в себе ответ – радостное «Да!». Почему? Да потому, что можно прожить без науки, искусства, но без Бога прожить нельзя». Швейцер знал, что это Бог призвал его в эти изнурительно тяжелые африканские места для спасения душ человеческих. И для него было «великим счастьем служить Богу там, где более всего мы Ему нужны». И в африканской гибельной глухомани он был не один. С ним был великий, всемогущий, любящий Господь Бог.

Шестьдесят лет Швейцер жил и работал в небольшом африканском поселке Ламборене, название которого благодаря великому доктору стало известно во всем мире. Он основал и своими руками построил больницу, единственную в тех местах. Великий доктор лечил не только телесные недуги, но и приводил людей к Богу.

Христианский подвиг Альберта Швейцера вызвал большой отклик в мире. Его наградили Нобелевской премией. «Наше христианство превратится в ложь и позор, если оно не будет искупать грехов, которые творятся в мире, - говорил Альберт Швейцер. – Если за каждого насильника не придет помогающий от имени Иисуса Христа, за каждого грабителя – дающий, за каждого проклинающего – благословляющий». И африканец, который был старейшим помощником Швейцера, скажет о нем: «Великий доктор был для нас светом в лесу». Тем светом, о котором говорил Иисус Христос: «Вы свет мира… И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». И свою свечу Альберт Швейцер зажег от Бога, и Господь помог ему пронести ее через всю жизнь.

^ Господи, объяли меня муки смертные, просвети очи мои

Ничто не может защитить человека в старости от жизненных напастей, в числе которых не только болезни, безденежье, но, что гораздо хуже, - нелюбовь окружающих, нападки и козни врагов, тягостное чувство одиночества, отчаяние. И ничто не поможет: ни крепость стен, ни железо оград. Ничто не спасет из того, что считается у людей надежным. И если попущено будет Богом, то не избежать унижения, разорения, насмешек, как говорит священник Александр Худошин. Человек выпьет горькую чашу до дна. Отчего же? Оттого, что не там человек искал защиты, не у Христа Спасителя, а у сильных мира сего, во власти человеческой, в могуществе земной силы. Полагался исключительно на заступничество и помощь людскую. Помощью же Бога пренебрег, не предал воле Отца Небесного свою волю.

Жизнь показывает, что преодоление чувства одиночества собственными силами, без Бога, чревато печальными последствиями. Известный философ Фридрих Ницше в свое время провозгласил «смерть Бога». Он утверждал, что для счастливой жизни на земле человеку необходимо быть «сверхчеловеком», неким мифическим идеалом. Но в старости Ницше почувствовал себя самым одиноким и несчастным человеком на земле, и его постигло психическое расстройство. Эту беду медики объясняют одиночеством и отчаянием, которые философ не мог преодолеть. Испытывая невероятные душевные муки, Ницше с болью сказал: «Если действительно есть живой Бог, то я самый жалкий из всех людей».

Человек не может своими силами избавиться от греховных пристрастий. Все попытки это сделать без исповеди перед Богом заканчиваются неудачей. Молитва в храме, покаяние, причащение святых таинств очищают человеческую душу.

Всемирно известный ученый Зигмунд Фрейд пытался облегчить душевные муки своих пациентов с помощью психоанализа. Прошло уже много лет после смерти ученого, но не нашлось такой страны в мире, которая бы решилась на практике внедрить психоанализ, сделать его основой мировоззрения. Да и сам Фрейд не мог помочь себе, когда в глубокой старости (он умер в возрасте 83 лет) столкнулся с одиночеством, депрессией, отчаянием, которые привели к глубоким душевным мучениям в старости. Творец психоанализа совершил медицинское самоубийство: шприц врача по его просьбе положил конец его страданиям.

Врач-психоаналитик Фрейд попытался взять на себя хотя бы часть функций священника и потерпел неудачу. Потому что психоанализ, как говорят мудрые люди, явился атеистической пародией на исповедь. Ведь во время таинства святой исповеди в храме присутствует Бог. И человек исповедуется в своих грехах Отцу Небесному, который нас создал по своему образу и подобию. Значит, мы неразрывно духовно связаны с Господом, и Он единственный имеет самое глубокое духовное влияние на наш духовный мир.

^ Господи, благослови молитву мою

Старость верующего человека, украшенная трудами благочестия, является старостью блаженной, как говорит священник Александр Худошин. А блаженными называются боящиеся Бога и любящие заповеди Господа. В блаженной старости ничто не может смутить уже душу: ни непонимание людское, ни искушения лукавого, ни надорванность телесных сил, ни близость конца жизни. Напротив, чем внешние и духовные обстоятельства представляют больше затруднений, тем выше вера уповающего на всесильную помощь Божию, на твердую поддерживающую руку Господа.

И тут для христиан служат добрым примером христианские подвижники. В старости, принимая болезни как источник для смирения, они просили Бога не отнимать их. При тяжелейших недугах они не оставляли ни поста, ни молитвы. Будучи прикованы к постели, праведники исцеляли людей, врачевали их души, помогали страждущим. И Господь давал страдальцам долголетие.

Великий оптинский старец иеросхимонах Амвросий всю свою долгую жизнь тяжело болел. Когда ему было тридцать три года, он простудился и с тех пор уже никогда не смог по-настоящему поправиться. Он еле передвигался, не выносил холода и сквозняков, страдал от испарины, так что переодевался и переобувался по нескольку раз в сутки. Но и в полном изнеможении сил старец Амвросий ежедневно принимал толпы народа. Исцелениям, которые творил иеросхимонах Амвросий, не было числа. Людей он принимал с любовью и благорасположением.

Святитель Тихон Задонский – выдающийся проповедник Евангелия и богослов. В сорок три года он тяжело заболел и поселился в монастыре. Человек необычайно слабого здоровья, немощный, ему иногда трудно было даже передвигаться без посторонней помощи, он поставил своей задачей проповедовать Евангелие людям до тех пор, пока у него хватит сил. К святителю Тихону приезжали сотни страждущих, больных, отчаявшихся, уставших от жизни людей. И он исцелял их молитвой и верой.

Верующие люди в старости все больше времени посвящают молитве, которая обладает огромной духовной силой. И в этом убедились и современные ученые. Они доказали, что регулярно молящиеся люди легче переносят стрессы и серьезные заболевания. Больные гипертонией могут снизить давление благодаря постоянным беседам с Богом. Исследовав 1000 пациентов, врачи Колумбийского университета пришли к выводу, что те больные, кто полагается на помощь Бога, реже страдали депрессией, чем неверующие.

В одном из медицинских университетов ученые изучили результаты более тридцати экспериментов. Несколько сот пациентов, которые перенесли операции на сердце, условно поделили на две группы, за одну из которых усердно молились верующие. Но при этом никто не знал, молятся за него или нет. И вот оказалось, что быстрее выздоравливают те, за кого сердечно молились. В кардиологическое отделение Герцогского университета в американском городе Дареме пригласили группу монахов и священников, которые ежедневно молились о здоровье 700 пациентов. В итоге, как засвидетельствовали ученые, выздоровление больных ускорилось в два раза.

Сегодня ученые уже признают целебное действие вечерней молитвы перед сном. Она помогает бороться с ночными кошмарами и неприятными снами. Это установил немецкий нейрофизиолог доктор Детлев Линке, специализирующийся на нарушениях сна. Дело в том, что содержание сновидений отражает наши конфликты с самим собой и окружающими. Человек может не осознавать их, но если они есть, то обязательно присутствуют в подсознании и проявляются в том, что ему снится. Чтобы этого не происходило, нужно «смягчить» остроту внутренних переживаний, оттеснить их на задний план психики, который не влияет на сновидения. Самый просто и эффективный способ добиться этого – молитва перед сном, как считает доктор Линке.

Ученые получили согласие престарелых монахинь нескольких монастырей США на регулярные медицинские и психологические обследования и посмертное вскрытие. У некоторых после вскрытия была обнаружена далеко зашедшая болезнь Альцгеймера. Но при жизни до самого смертного часа эта болезнь в монахинях никак не проявлялась. Вот что значит высокодуховный, молитвенный образ жизни.

Исследователи говорят, что посещение церкви раз в неделю уменьшает риск смерти приблизительно на двадцать процентов. Такие выводы основаны на анализе здоровья и образа жизни около 92 тысяч участников исследования, которые вели христианский образ жизни и регулярно молились Богу в храме и дома.

В Священном Писании сказано, что придет день, когда мы все предстанем перед Богом. В этот день время веры пройдет, потому что вера – это уверенность в вещах невидимых. А в тот день в ослепительном сиянии славы Божией мы уже будем видеть Христа Спасителя, как Он видит нас, мы узнаем Его, как Он знает нас. И время надежды пройдет, потому что надежда – это ожидание, а в тот день уже все исполнится, как говорит известный во всем мире архипастырь и проповедник Евангелия, митрополит Сурожский Антоний. Это будет восьмой день – последний день становления. Это будет первый день вечности. И на этом пороге мы будем стоять. Каков будет плод нашей земной жизни? С чем мы предстанем перед Богом?

Иван Морозов, писатель.

г. Луганск.

Схожі:

Знаменитый писатель Н. В. Гоголь любил бывать в известном монастыре Оптина пустынь. Однажды на пути в обитель он навестил родного дядю. Генерал постарел, одряхлел, болезни доставляли ему много страданий и мучений iconГосподи, исправь мою жизнь
Исцели от тяжких грехов мое сердце, мою душу. Исправь мою жизнь, Господи, как Ты исправил пути многих моих современников, которые...
Знаменитый писатель Н. В. Гоголь любил бывать в известном монастыре Оптина пустынь. Однажды на пути в обитель он навестил родного дядю. Генерал постарел, одряхлел, болезни доставляли ему много страданий и мучений iconМежду жизнью и смертью
По пути мы заехали в монастырскую обитель Иоанна Предтечи, где встретились с игуменом, иеромонахом Варфоломеем. Мы говорили с ним...
Знаменитый писатель Н. В. Гоголь любил бывать в известном монастыре Оптина пустынь. Однажды на пути в обитель он навестил родного дядю. Генерал постарел, одряхлел, болезни доставляли ему много страданий и мучений iconНа пути в обитель
Я написал книги, в которых откровенно поведал о моем пути к Богу. Родители мои уже ушли из жизни. Ничто теперь меня не удерживает,...
Знаменитый писатель Н. В. Гоголь любил бывать в известном монастыре Оптина пустынь. Однажды на пути в обитель он навестил родного дядю. Генерал постарел, одряхлел, болезни доставляли ему много страданий и мучений iconНаучная библиотека нфаУ презентует Азбука здоровья
И. Т. Фролов Существует огромное количество способов, помогающих человеку стать больным, и есть столько же способов помочь ему получить...
Знаменитый писатель Н. В. Гоголь любил бывать в известном монастыре Оптина пустынь. Однажды на пути в обитель он навестил родного дядю. Генерал постарел, одряхлел, болезни доставляли ему много страданий и мучений iconЗнаменитый писатель Иван Алексеевич Бунин как-то оказался в богатой усадьбе, которую хозяева покинули в силу роковых обстоятельств. Он бродил по ее залам, любовался ее великолепием
Лев Николаевич знал, о чем говорил. В свое время он пережил трагедию одиночества, о которой рассказывает в дневнике: «Развратная...
Знаменитый писатель Н. В. Гоголь любил бывать в известном монастыре Оптина пустынь. Однажды на пути в обитель он навестил родного дядю. Генерал постарел, одряхлел, болезни доставляли ему много страданий и мучений iconСтрасти Христовы
Заставили умирать мучительной смертью. Дорогой ценой заплатил Сын Божий за спасение грешного человечества. Неужели нельзя Ему было...
Знаменитый писатель Н. В. Гоголь любил бывать в известном монастыре Оптина пустынь. Однажды на пути в обитель он навестил родного дядю. Генерал постарел, одряхлел, болезни доставляли ему много страданий и мучений iconСтрасти Христовы
Заставили умирать мучительной смертью. Дорогой ценой заплатил Сын Божий за спасение грешного человечества. Неужели нельзя Ему было...
Знаменитый писатель Н. В. Гоголь любил бывать в известном монастыре Оптина пустынь. Однажды на пути в обитель он навестил родного дядю. Генерал постарел, одряхлел, болезни доставляли ему много страданий и мучений iconН. В. Гоголь об истоках украинской философии в повести “вий”
М. Драгоманов отмечал, что Гоголь “может, независимо от своих намерений и желаний, неосознанно для себя самого, стал одним из первых...
Знаменитый писатель Н. В. Гоголь любил бывать в известном монастыре Оптина пустынь. Однажды на пути в обитель он навестил родного дядю. Генерал постарел, одряхлел, болезни доставляли ему много страданий и мучений iconЖивотные родного края

Знаменитый писатель Н. В. Гоголь любил бывать в известном монастыре Оптина пустынь. Однажды на пути в обитель он навестил родного дядю. Генерал постарел, одряхлел, болезни доставляли ему много страданий и мучений icon1. ведение. 2 олос компьютера. 4 3D-звук. 5 рименение звука. 5
Термин «мультимедиа» можно перевести на русский язык как «много сред» (иногда переводят как много носителей). Как правило, под термином...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи