З., Шарипова Э. Р. Элементы технического творчества как основа проектной деятельности в обучении будущих инженеров-педагогов постановка проблемы icon

З., Шарипова Э. Р. Элементы технического творчества как основа проектной деятельности в обучении будущих инженеров-педагогов постановка проблемы




Скачати 124.45 Kb.
НазваЗ., Шарипова Э. Р. Элементы технического творчества как основа проектной деятельности в обучении будущих инженеров-педагогов постановка проблемы
Дата24.04.2013
Розмір124.45 Kb.
ТипДокументи

УДК 378.147

© 2006

Тархан Л.З., Шарипова Э.Р.


ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ОСНОВА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ


Постановка проблемы. Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством развития человека.

Творческая проектная деятельность в процессе обучения формирует у студентов ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере будущего инженера-педагога. Сегодня уже у педагогов не вызывает сомнения, что система проектов является действенной системой развития творческих способностей обучающихся.

Проектирование является в настоящее время единственным методом обучения, в котором перед студентами напрямую ставятся задачи поиска нерешенных проблем и формулировки требований к объекту проектирования. Использование проектов в учебном процессе позволяет, в принципе, реализовать индивидуальный подход в обучении, сделать обучение личностно-ориентированным, значимым.

Подготовка инженера-педагога – сложный и многогранный процесс обучения, содержащий в себе изучение общепедагогических и инженерных дисциплин. Одной из основных целей в подготовке инженеров-педагогов является развитие технического мышления и обучение проективным действиям как инженеров, педагогическому мышлению и педагогическому проектированию – как будущих педагогов. В том и ином случае присутствует элемент творчества. Особенностью двух видов мышления является то, что они базируются на накопленных знаниях, носят оперативный и поисковый характер, предполагают творческий компонент. [1, с. 136].

Творчество и проектная деятельность всегда были тесно связаны между собой. Предметы труда, быта, жилища, одежда, машины, произведения искусства – все, что нас окружает, является результатом творческой деятельности людей. [2, с. 146].

Проектирование – обязательная часть профессионального обучения, в том числе инженерно-педагогического. В качестве его продуктов хорошо известны учебные и технические проекты. В опыте вузовского инженерно-педагогического обучения проектная деятельность используется в разных направлениях. С одной стороны, традиционно (особенно в инженерной подготовке) дипломное проектирование является обучающей и одновременно контролирующей формой организации подготовки специалиста. С другой – проектирование все шире начинает применяться как особый вид педагогической деятельности, в том числе для решения гуманитаризации образования. Каково же влияние проектного метода обучения на развитие технического мышления и творчества студента?

^ Анализ последних исследований и публикаций. Проектная деятельность как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности в истории культуры формировалась достаточно длительный период.

Формирование технологического типа культуры на рубеже XX-XXI веков стимулировало ученых к анализу методологических основ проектной деятельности как совершенно особого явления. Проектирование стало рассматриваться как особый вид мыследеятельности.

Опыт проектирования развития общественных систем в рамках методологии систем мыследеятельности (О.И. Анисимов, Д.Б. Генисаретский, В.М. Розин, Г.П. Щедровицкий), реализация проектирования как управленческой процедуры (Н.И. Лапин, И.И. Ляхов, Б.В. Сазонов, Ж.Т. Тощенко, С.Ф. Фролов) дали толчок к перенесению методологии проектирования в область образования (Ю.В. Громыко, В.И. Борзенков, О.Г. Прикот, В.И. Слободчиков, Г.Л. Ильин, Н.А. Масюкова). Применение проектной деятельности к сфере обучения и воспитания особенно активизировалось во второй половине 1990-х годов в связи с развитием идей стандартизации образования. Появились трактовки проектирования как культурной формы образовательных инноваций (Н.Г.Алексеев, Ю.В. Громыко, В.А. Никитин, В.В. Рубцов), как полифункциональной деятельности, носящей неклассический, нетрадиционный характер (В.Е. Родионов). Практические возможности проектной деятельности в образовании еще больше расширились с появлением и интенсивным развитием сетевых и информационно-коммуникационных технологий.

Идеи проектирования распространяются на уровень педагогических систем, образовательной среды, личности, содержания воспитания и обучения, предполагаемых результатов личностного развития. Можно сказать, что на наших глазах формируется особое проектное пространство жизнедеятельности участников образования. Проектирование становится для педагогики специфическим способом «будущетворения» (И.А. Колесникова).

От метода проектов педагогическое сообщество переходит к проектному обучению, проектному воспитанию (О.С. Газман) и проективному образованию (Г.Л. Ильин). Проектная среда приобретает свойства образовательной среды. Использование возможностей логики создания типовых проектов выступает в качестве основного средства обучения. [3, с. 15].

По мере развития общества проектирование охватывает все большее образовательное пространство. От единичного средства оно расширяется до образовательной идеологии в целом.

^ Постановка задачи. Анализ особенностей взаимовлияния элементов технического творчества в проектной деятельности студентов инженерно-педагогического вуза.

^ Изложение основного материала. Педагоги рассматривают техническое творчество не только как вид деятельности, направленный на ознакомление обучающихся с разнообразным миром техники, развития их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования. Психологи в творчестве больше внимания уделяют своевременному выявлению у обучающихся способностей к определенному виду творчества, установлению уровня их формирования и последовательности развития. Таким образом, с учетом педагогической и психологической точек зрения техническое творчество – это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей обучающихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.

Анализ психолого-педагогических исследований и опыта позволяет прийти к выводу, что техническое творчество создает, прежде всего, благоприятные условия для развития технического мышления обучающихся. Техническое мышление проявляется при решении технических задач. Под такой задачей обычно понимается любая, связанная с применением совокупности знаний, навыков и умений в сфере производства. [1, с. 135].

Технико-технологические задачи в большинстве случаев являются творческими. Это объясняется тем, что в каждом конкретном случае одну и ту же деталь можно изготовить, используя различное оборудование, режим обработки, приспособления, инструменты, из различных материалов и т.п.

Техническое творчество способствует также приобретению опыта технической творческой деятельности, имеющего огромное значение для формирования личности будущего инженера-педагога. Во-первых, он позволяет на основе полученных знаний и умений приобретать новые компетентности. Во-вторых, опыт в определенной степени уменьшает вероятность выбора ошибочного пути при решении технических задач. В-третьих, опыт способствует выработке умений в новых условиях применения.

В практике творческой деятельности известно много случаев, когда сложные технические задачи решались именно благодаря переносу опыта решения аналогичных задач. [4, с. 9].

Целью технического проектирования на этапе профессионального обучения может быть не только создание нового объекта (инновационного продукта), но и придание ему нового, более высокого качества или изменение условий его существования. Процесс проектирования в инженерии происходит по определенному алгоритму:

  • предварительное изыскание в области деятельности или практики;

  • составление задания на проектирование;

  • создание эскизного (ориентировочного, на уровне общего представления) проекта;

  • создание проектно-сметной и технической документации;

  • организация и обеспечение самого процесса проектирования.

Очевидно, что для успешного выполнения этих операций необходима как предварительная базовая подготовка студента, так и решение целого ряда педагогических задач, связанных с развитием проектного типа мышления, формированием комплекса профессиональных умений и навыков, а также соответствующего ценностного отношения и волевых черт характера.

Практика показывает, что проектирование становится одним из действенных способов формирования исходных профессиональных установок. [3, с. 109].

Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Результатом творческой деятельности студентов должен быть рост интеллектуальной активности, легкость возникновения творческого состояния, стремление к работе, требующей собственного вклада в дело, пребывание в «состоянии творчества», умение видеть в творческой работе радость удовлетворения. И чем больше запас творческих, а вместе ними научных и жизненных впечатлений личности, ее субъективный опыт восприятия окружающего мира, тем более интересен создаваемый проект.

Техническое творчество используют в практической работе со студентами посредством установления связей с производством. Знакомясь с производством, студенты находят возможность для совершенствования оборудования, инструментов, технологических процессов, а затем формируют технические задания и разрабатывают их. И нередко находят такие решения, которые являются рационализаторскими предложениями и даже изобретениями. В последние годы все больше возрастает потребность предприятий региона в творческих технических продуктах студентов, подтверждением чему являются справки о внедрении их курсовых и дипломных разработок. Выполненный курсовой или дипломный проект выступает в качестве результирующего акта, свидетельствующего о способности студента к самостоятельному созданию и публичному предъявлению профессионального продукта.

Требование результативности особенно важно, так как получаемый результат вызывает положительный эмоциональный настрой, стимулирует творческую активность студентов. Результативность творческой деятельности следует рассматривать не только по отношению к конечному «продукту», но и применительно к каждому этапу выполнения творческого задания. Экономический эффект (редко реализующийся) технических (творческих) усилий студента является мощным стимулом к творческой (технической) деятельности.

Первым этапом процесса инженерного проектирования является четкое определение цели, которая должна быть достигнута, или требование, которое должно быть удовлетворено. Затем идет описание конкретной задачи, которая должна быть решена для достижения общей цели. Задача определяется с учетом возможности ее решения, хотя пути ее решения могут быть различными. Поэтому, на следующем этапе проектирования принимается решение: какой путь избрать для реализации цели? Этот этап называется формированием идеи. Он составляет основу проектирования. Часто формирование идеи требует огромного творческого воображения, искусства и изобретательности. Иногда это – шаблонное применение известного принципа в новых условиях. Однако в любом случае от правильного выбора идеи во многом зависит исход дела. Дальше сформированная идея подвергается инженерному анализу. На этом этапе задача конкретизируется, при необходимости строится модель – идеализированное приближение к реальной ситуации, происходит накопление данных и применение физических принципов. Сюда входят также проверка, оценка, обобщение и оптимизация результатов. На основе инженерного анализа составляется техническое задание. Оно содержит все исходные данные, необходимые для разработки проекта.

Существенным моментом первого этапа творческого процесса является возникновение проблемной ситуации. При этом студент осознает замысел технического несоответствия, констатирует наличие задачи, проблемы. Посредством сравнения противоречий происходит локализация области поиска – студент осознает смысл задачи. Сначала она у него возникает в виде нечетко поставленного вопроса перед собой. Затем в процессе переработки собранной информации техническая задача уточняется и формируется. В практике технического творчества техническую задачу преподаватель часто формирует сам, дает ее в готовом виде. В таких случаях после анализа ее условия и под воздействием возникшей проблемной ситуации студент может принять задачу в той формулировке, которая ему была предложена преподавателем, но может изменить, переформулировать ее. Как показывает опыт, в большинстве случаев студенты предложенные им задачи формулируют сами. Это происходит под влиянием субъективного понимания сущности явлений, отраженных в задаче, и является показателем того, что студент ее «принял». [5, с. 11].

На втором этапе, сформулировав задачу или осознав ее формулировку, данную преподавателем, студент приступает к поиску способа решения. Вначале, как правило, он обращается к прошлому опыту, мысленно отвечая на поставленные вопросы: что известного можно использовать для решения задачи? Не встречалась ли раньше аналогичная задача? Иногда студент отказывается от намерений воспользоваться известными способами решения задач и приступает к поиску новых. В ходе такой деятельности может возникнуть догадка о новом способе решения задачи. Если же этого не произойдет, студент продолжает анализ создавшейся ситуации, в процессе которого происходит отбор информации, установление связей между данными задачами и ее требованием. Частое консультирование с преподавателем, выдвижение предположений о способах решения стоящей перед ним задачи позволяет найти оптимальное решение.

Проектирование тесно связано с конструированием – последовательные этапы приближения замысла к его предметной реализации. В процессе конструирования разрабатываются детали, элементы проектируемого объекта, а при проектировании создается система взаимосвязей этих элементов, разрабатывается и оформляется проект. Проектирование предполагает разработку общей конструкции изделия. Конечной целью проектирования является создание технического задания на разработку проекта. Разработка технического задания ведется на основе результатов прогнозирования и научных исследований возможностей их воплощения в натуральном виде.

Прогнозирование и проектирование называют поисковой частью создания проекта. [4. с.79]. Успешная разработка технического задания зависит от степени подготовленности студента и проектно-творческой направленности преподавателя участвующих в нем. При этом обе стороны должны обладать изобретательностью – умением генерировать ценные идеи и принципы, лежащие в основе объектов и процессов; склонностью к аналитической деятельности – способностью анализировать данный элемент, систему или процесс, используя технические или научные принципы для получения правильных результатов; глубоким знанием техники – наличием обобщенных знаний о технике, технических устройствах; знанием технологии производства – пониманием возможностей технологических процессов; умением принимать решение в сложных условиях, с полным учетом всех существенных факторов; способностью выражать свои мысли четко и убедительно.

Проектирование также связано с моделированием как методом исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях). [3, с. 29]. Моделирование широко используется в проектировании для представления и преобразования объектов, явлений процессов, которых еще нет в реальности или они по каким-то причинам недоступны. Модель позволяет оперировать с ними, определяя устойчивые свойства, выделять отдельные сущностные аспекты проектируемых объектов, явлений и процессов и подвергать их более скрупулезному логическому анализу. В рамках проектирования модель позволяет:

  • создавать образы объектов или явлений;

  • имитировать реальные процессы будущей деятельности;

  • проигрывать, сравнивать и оценивать возможные результаты проектирования;

  • делать обоснованный выбор альтернативных вариантов решения проблем.

В круг проектных процедур входит создание моделей будущих объектов, процессов и явлений, поэтому моделирование можно считать частью проектирования. [3, с. 29].

В результате педагогических исследований и большой практической работы педагогов определен ряд эффективных методов, к которым относятся конструирование, моделирование изделий, применение технической документации с сокращенными данными, решение и выполнение творческих заданий, повторное выполнение работ с изменением ранее изготовленных конструкций, мысленный эксперимент, поиск и устранение неисправностей с использованием технических средств. Использование этих методов в определенной системе позволяет развивать творческие способности студентов и пробуждать у них интерес к поиску технических решений.

Вывод. Таким образом, инженерное проектирование имеет много общего с другими видами интеллектуальной деятельности, что позволяет органично применять их методы для реализации проектных целей. Элементы технического творчества основаны на мотивации личности, на умении трансформировать необходимую информацию, используя для этого познавательные процессы (восприятие, ощущение, память, внимание, воображение, мышление) и регуляторные свойства, обеспечивающие стабильность внутреннего раскрытия личности.

^ Перспективы дальнейших исследований предполагают изучение и анализ принципов проектной деятельности в процессе обучения инженеров-педагогов, интеграцию инженерных и педагогических проектных замыслов и их развитие в мыследеятельности студентов.


Литература

  1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика, Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. – Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996. – 334 с.

  2. Заёнчик В.М. Основы творческо-конструкторской деятельности: методы и организация: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Заёнчик, А.А. Карачёв, В.Е. Шмелев. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с.

  3. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А. Колесников, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой, - М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с.

  4. Техническое творчество учащихся: Учебное пособие для студентов пединститутов и учащихся педучилищ по индустр.-пед. спец. / Ю.С. Столяров, Д.М. Комский, В.Г. Гатта и др.; Под ред. Ю.С. Столярова, Д.М. Комского. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.


Тархан Л.З., Шарипова Э.Р.

Элементы технического творчества как основа проектной деятельности в обучении будущих инженеров-педагогов

В статье рассмотрены вопросы взаимодействия и взаимопроникновения методов проектной деятельности студентов и преподавателей в инженерно-педагогическом процессе обучения. Проанализированы этапы проектной деятельности в профессиональной подготовке студентов.


Тархан Л.З., Шарипова Э.Р.

Елементи технічної творчості як основа проектної діяльності в навчанні майбутніх інженерів-педагогів

У статті розглянуті питання взаємодії і взаємопроникнення методів проектної діяльності студентів і викладачів в інженерно-педагогічному процесі навчання. Проаналізовані етапи проектної діяльності в професійній підготовці студентів.


L.Z. Tarkhan, E.R. Sharipova

Elements of Technical Creation as Basis of Project Activity is in Teaching of Future Engineers-Teachers

In the article the questions of co-operation and interpenetration of methods of project activity of students and teachers are considered in the engineer-pedagogical process of teaching. The stages of project activity are analyses in professional preparation of students.


Стаття надійшла до редакції. 05.11.2006р.

Схожі:

З., Шарипова Э. Р. Элементы технического творчества как основа проектной деятельности в обучении будущих инженеров-педагогов постановка проблемы iconРазвитие навыков технического творчества будущих инженеров-педагогов дизайнерского профиля в процессе производственной практики постановка проблемы
Мы. Инженерно-педагогическое образование ставит перед собой задачи не только развитие профессиональных качеств личности будущих инженеров-педагогов,...
З., Шарипова Э. Р. Элементы технического творчества как основа проектной деятельности в обучении будущих инженеров-педагогов постановка проблемы iconИспользование метода проектов при формировании проектной культуры будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля постановка проблемы
Использование метода проектов при формировании проектной культуры будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля
З., Шарипова Э. Р. Элементы технического творчества как основа проектной деятельности в обучении будущих инженеров-педагогов постановка проблемы iconПсихолого-педагогические основы личностно-ориентированного подхода в обучении будущих инженеров-педагогов постановка проблемы
Психолого-педагогические основы личностно-ориентированного подхода в обучении будущих инженеров-педагогов
З., Шарипова Э. Р. Элементы технического творчества как основа проектной деятельности в обучении будущих инженеров-педагогов постановка проблемы iconЦель статьи. Наше исследование направлено на решение проблемы формирования индивидуального стиля педагогической деятельности у будущих инженеров-педагогов еще во время обучения в вузе. Постановка проблемы
Теоретические предпосылки формирования индивидуального стиля педагогической деятельности будущих преподавателей профессиональных...
З., Шарипова Э. Р. Элементы технического творчества как основа проектной деятельности в обучении будущих инженеров-педагогов постановка проблемы iconСтруктурные и функциональные компоненты дидактической компетентности будущих инженеров-педагогов постановка проблемы
Х конструктах. Содержательный перечень этих конструктов для общего образования можно считать обозначенным, сформулированным, в том...
З., Шарипова Э. Р. Элементы технического творчества как основа проектной деятельности в обучении будущих инженеров-педагогов постановка проблемы icon1. Проблема формирования эргономической подготовки будущих инженеров–педагогов
Формирование требований к эргономическим знаниям и умениям будущих инженеров педагогов
З., Шарипова Э. Р. Элементы технического творчества как основа проектной деятельности в обучении будущих инженеров-педагогов постановка проблемы iconФормирование аналитических умений экспертизы условий труда в процессе эргономической подготовки будущих инженеров-педагогов: состояние проблемы постановка проблемы
Формирование аналитических умений экспертизы условий труда в процессе эргономической подготовки будущих инженеров-педагогов: состояние...
З., Шарипова Э. Р. Элементы технического творчества как основа проектной деятельности в обучении будущих инженеров-педагогов постановка проблемы iconОсобенности разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля
Здания качественно новой национальной системы профессионально-технического образования. В связи с этим главное внимание должно быть...
З., Шарипова Э. Р. Элементы технического творчества как основа проектной деятельности в обучении будущих инженеров-педагогов постановка проблемы iconОпределение структурных компонентов и содержания понятия готовности будущих инженеров-педагогов к разработке и использованию автоматизированных обучающих систем постановка проблемы
Пределение структурных компонентов и содержания понятия готовности будущих инженеров-педагогов к разработке и использованию автоматизированных...
З., Шарипова Э. Р. Элементы технического творчества как основа проектной деятельности в обучении будущих инженеров-педагогов постановка проблемы iconПроблемы формирования содержания обучения техническому творчеству студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля постановка проблемы
Постановка проблемы. Интеграция Украины в Европейское сообщество требует приведения как учебной документации, так и учебного процесса...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи