Проблемы формирования содержания обучения техническому творчеству студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля постановка проблемы icon

Проблемы формирования содержания обучения техническому творчеству студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля постановка проблемы




Скачати 126.67 Kb.
НазваПроблемы формирования содержания обучения техническому творчеству студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля постановка проблемы
Дата25.04.2013
Розмір126.67 Kb.
ТипАнализ

УДК 378.147

 2006

Павлова А.А., Рихтер Е.Е.


ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В КУРСЕ ДИСЦИПЛИН МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ


Постановка проблемы. Интеграция Украины в Европейское сообщество требует приведения как учебной документации, так и учебного процесса в целом в соответствии с положениями Болонского процесса. Это касается и подготовки инженеров-педагогов.

Проблема эффективной организации учебного процесса является одной из наиболее актуальных проблем современной педагогики. Рассмотрение процесса обучения с позиций управления позволяет проектировать результат деятельности педагога, а именно – формирование всесторонне развитой личности студента, высококвалифицированного специалиста. На современном этапе развития науки «не вызывает сомнения тот факт, что обучение возможно и без управления, но оно подобно блужданию в глухом лесу без компаса и без дороги» [5].

^ Анализ последних исследований и публикаций показывает, что одним из элементов педагогической системы, требующих преобразования, является содержание отдельных дисциплин и форма их изложения [2], которая одновременно бы развивала творческий потенциал личности. При подготовке инженеров-педагогов машиностроительных специальностей эта проблема особенно остро проявляется для дисциплин метрологического профиля.

Смирнов С.Д. важным психологическим критерием творческого мышления считает наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения. Наличие такого переживания и его предшествование во времени творческому акту (озарению) показаны в экспериментальных исследованиях Тихомирова O.K. Роль эмоционального переживания, которое направляет сам поиск решения, отмечал А. Пуанкаре.

Творческая мысль обычно требует устойчивой и длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.

Г. Гельмгольц, А. Пуанкаре и ряд других авторов выделили четыре фазы любого творческого решения: фаза собирания материала, накопления знания, которые могут лечь в основу решения или переформулирования проблемы; фаза созревания, или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью; фаза озарения, или инсайта, когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании; фаза контроля, или проверки, которая требует полной включенности сознания по Вудвортсу Р. Другие авторы, например Якобсон П. М., выделяют большее количество фаз или стадий, но принципиальная схема протекания творческого акта остается такой же .

Многочисленные исследования, начавшиеся с описания фаз творческого акта, свидетельствуют о важнейшей роли подсознательных процессов в нахождении творческих решений. Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания (видит разнообразные по содержанию сны, обладает подпороговой чувствительностью, переживает феномены синестезии и т.п.); любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.п.

В англоязычной литературе главным качеством творческой личности часто называют чувство самоидентичности ("The Sense of Personal Identity"). Творческий человек должен ценить свою уникальную и неповторимую (как и у всех других людей) личность, "не стыдиться" ее. Ведь любой творческий акт - это форма духовного "самообнажения", что особенно трудно делать "на публике". Способность "творить" на виду у других людей относится к числу профессионально важных качеств артистов, музыкантов, преподавателей вузов, проповедников. Хорошая публичная лекция предполагает творческий экспромт, импровизацию. Только в этом случае слушатель становится соучастником творческого процесса и способен не просто усвоить систему значений, передаваемых с помощью озвученного текста, но и проникнуть за значения, в личностные смыслы, порождаемые в данный момент, в данном месте.

В педагогической, психологической, а зачастую и технической литературе можно встретить обсуждение вопроса возможно ли обучение творчеству. Широкую известность получили попытки обучать деятельности изобретателя. Однако, по мнению большинства психологов, такая постановка вопроса не имеет смысла, ибо в само определение творческой деятельности входит ее неалгоритмический характер. Но если прямое обучение творчеству невозможно, то вполне реально косвенное влияние на него за счет создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность.

Но главным условием появления творческих личностей является, конечно, соответствующая система обучения и воспитания, о которой мы поговорим несколько подробнее.

Всякое знание является не только поставщиком новых областей для творческой активности, высоких примеров творческой деятельности других людей, но при определенных условиях и убийцей творчества. Ведь если человек уже знает, как решать задачу или как осуществлять ту или иную деятельность, чтобы добиться желаемого результата, он будет действовать в соответствии с этим знанием и не станет "изобретать велосипед".

"Творчествоподавляющее" действие знания во многом определяется способом его получения, степенью "уроднения", как выражались поэты-символисты, человека с этим знанием. Было ли оно творчески воссоздано, переоткрыто самим человеком или осталось для него чем-то формальным, чуждым и инородным? От ответа на этот вопрос и зависит дальнейшая роль приобретенного знания в нашей жизни. Ниже приводятся некоторые рекомендации, обобщающие опыт педагогов и психологов, которые могут быть напрямую перенесены в условия вузовского обучения или использованы в консультационной работе со студентами:

- ни в коем случае не подавлять интуицию ученика. Часто встречаются педагогические ситуации, когда учащийся, высказывающий догадку или предположение, получает порицание от преподавателя за то, что не может логически обосновать их. Проверка интуиции логикой необходима, но это уже следующий этап творческого акта. Если не будет первого, то не будет и второго; негативные оценки опирающегося на интуицию предположения могут привести именно к этому. Учащегося следует поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

- формировать у учащегося уверенность в своих силах, веру в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной, но важно понять, что переоценка своих возможностей учащимся менее опасна, чем недооценка. Проблема состоит в том, что завышенная самооценка может негативно сказаться на развитии интеллекта и совершенствовании профессионального мастерства.

- в процессе обучения желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т.п.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

- необходимо всемерно стимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения (как в больших, так и в частных вопросах). Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности.

- следует в довольно широких пределах поощрять склонность к рискованному поведению. Разумеется, любой риск таит в себе массу опасностей, в том числе и для физического здоровья. Исследования показывают, что склонность к риску - одна из фундаментальных черт творческой личности.

- не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства. Преподаватель может позволить себе создать искусственную педагогическую ситуацию, в которой студент, демонстрирующий слишком высокий уровень конформизма, попадает в неловкое положение, бездумно поддержав заведомо абсурдную точку зрения только потому, что за нее высказалось большинство других участников дискуссии. Разумеется, здесь необходимы чувство меры и такт, чтобы не унизить "конформиста".

- развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с выдаванием выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения. Любовь детей к сказкам демонстрирует ведущую роль воображения на определенном этапе их умственного развития. Но даже в подростковом возрасте дети часто неполно дифференцируют воображаемые и реальные ситуации. В таких случаях упреки в адрес учащегося в злонамеренной лжи могут создать весьма неблагоприятный фон для педагогического общения в дальнейшем.

- формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их. В этом могут помочь специальные задачи из психологического практикума, содержащие противоречия в картинках, рассказах и т.п. При этом само противоречие, даже формально-логическое, отнюдь не должно отождествляться с ошибкой, которую просто надо исправить. Основная роль противоречий в мыслительной деятельности состоит в их способности служить источником новых вопросов и гипотез.

- использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное решение, которое остается только найти или угадать (см. предыдущие параграфы). Сама по себе тренировка в продуцировании возможных решений (гипотез) существенно повышает показатели беглости, гибкости и оригинальности мышления.

- применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливает веру учащегося в свою способность к таким открытиям. Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, знания, полученные с помощью проблемных методов обучения, не оказывают такого тормозящего влияния на творчество, как это свойственно знаниям, полученным с помощью более традиционных методов.

- полезным для развития творческого мышления является обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа.

- условием развития творчества студентов является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь в ситуации, когда решается задача, ответ на которую не знает ни студент, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает "пул" мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др. Для актуализации этих мотивов и формирования внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность со студентом.

- поощрять стремление человека любого возраста быть самим собой, его умение слушать свое "Я" и действовать в соответствии с его "советами". Для этого на всех этапах обучения преподаватель должен не просто декларировать свое уважение к личности ученика, но и реально чувствовать, переживать непреходящую и ни с чем не сравнимую ценность каждой живой личности [7].

Содержание инженерно-педагогического образования включает систему знаний, умений и навыков студента, а также должно быть направлено на решение творческих, научно-исследовательских задач и, в конечном счете, готовить студента к процессу самообразования. Общеизвестно, что быстрый прогресс во всех областях науки приводит к тому, что прикладные знания устаревают за 5-7 лет. Таким образом, знания, полученные студентом в вузе, становятся базой, которая требует постоянного пополнения и обновления с целью повышения качества подготовки специалистов. Главным фактором определения содержания учебного материала считает модель личности студента, которую, в свою очередь, рассматривает как общую цель обучения [1].

^ Постановка задачи. Целью данной работы является анализ образовательно-квалификационных характеристик будущего инженера-педагога для внесения последующих изменений и корректировок в содержание метрологических дисциплин.

Профессионально-педагогические умения образуют основу подготовки будущего инженера-педагога. Инженерно-педагогические умения можно разделить на две группы [7]. Деятельностные умения составляют основу выполнения конкретных профессионально значимых видов деятельности (дидактические, организационно-методические, коммуникативные, прогностические и гностические). Операциональные умения характеризуют способ выполнения профессионально значимых действий и операций и составляют основу профессионально-педагогической техники (группы умений: общеинженерные, организационно-технологические, конструктивно-технические и умения по педагогической технике).

Рассмотрим характеристику будущего инженера-педагога по специальности «Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении». Выпускник данной специальности должен знать: и уметь: выбирать способы и средства измерения, настраивать универсальные измерительные средства, оценивать качество изготовления деталей, уметь выбирать порядок проведения аттестации и сертификации продукции, процессов и систем качества, знать порядок аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, выбирать и применять международные стандарты на системы качества (уметь составлять сопроводительную сертификационную документацию).

Дидактические средства классифицируются на простые и сложные. Простые объединяют словесные (учебники и тексты) и визуальные (предметы, модели, картины, диаграммы, карты). К разряду сложных относятся механические визуальные средства, которые разрешают передавать изображения с помощью ТСО, и аудиовизуальные, что автоматизируют процесс обучения (компьютеры, лингвистические кабинеты и т.п.) [6]. Выбор средств обучения осуществляется соответственно целям, принципам и содержанию учебного предмета. Проблема проектирования комплекса учебных средств для студентов инженерно-педагогических специальностей, которая отвечает всем требованиям современной педагогической науки, является одной из наиболее актуальных проблем инженерно-педагогического образования.

В соответствии с уровнями усвоения [1] возможно выделить умения будущего инженера-педагога, а также спроектировать комплекс дидактических средств управления, который предлагается использовать в курсе изучения дисциплин метрологического профиля с целью оптимизации процесса обучения и развития потенциала для технического творчества, которые представлены в таблице.


Таблица




п/п

Характеристика уровня

Требования к умениям инженера-педагога

Дидактические средства управления учебной деятельностью будущих инженеров-педагогов

1.

Наличие у студента общего представления о материале и учебных действиях (репродуктивный уровень узнавания)

Студент должен уметь воспроизвести определение, формулу, закон и т.д.

Учебные тексты на родном и иностранном языке; рисунки; диаграммы; графики; нормативная документация на иностранном языке

2.

Выполнение студентом деятельности по воспроизведению имеющихся знаний и умений (репродуктивный уровень понимания)

Студент должен понимать учебный материал, объяснять его содержание, сопровождать объяснение примерами

Учебные тексты на родном и иностранном языке с комплексом вопросов по содержанию; алгоритмы выполнения заданий; блок-схемы;

3.

Выполнение студентом продуктивной деятельности (конструктивный уровень)

Студент должен уметь обобщать, конкретизировать, анализировать, решать нестандартные задачи

Учебные тексты на родном и иностранном языке с комплексом вопросов на сравнение, анализ, вывод; эвристики; проблемные задачи

4.

Выполнение студентом элементов творческой деятельности, применение знаний на практике (творческий уровень)

Студент должен уметь переносить имеющиеся знания в новые ситуации, проектировать результаты учебной деятельности

Проблемные и творческие задания; проекты; научно-исследовательские задачи


Разделение мышления на продуктивное (творческое) и репродуктивное (воспроизводящее) достаточно условно. В любом мыслительном акте существует творческая, порождающая часть, связанная с генерацией гипотез, и исполнительная часть, связанная с их реализацией и проверкой. Эти две указанные составляющие могут быть выделены не только в мышлении, но и в любом познавательном процессе

Творческое мышление связывают обычно не столько с решением уже поставленной кем-то задачи, сколько со способностью самостоятельно увидеть и сформулировать проблему. Математики утверждают, что математический талант проявляется не в умении решать математические задачи (в этом можно "натаскать" почти любого), но, прежде всего, в способности сформулировать на математическом языке проблему, которая взята из реальной жизни или другой области знания, т. е. поставить ее как математическую задачу.

Выводы. Глобализация отношений Украины с миром и, как следствие, повсеместное внедрение международных стандартов и другой нормативно-правовой документации (основной язык которой английский) требует интеграции метрологических дисциплин и английского языка.

^ Перспективой дальнейшего развития в данном направлении является разработка комплекса дидактических средств, применяемых при изучении дисциплин метрологического профиля, с использованием иностранного языка на основании принципа модульности.


Литература

  1. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. – М.: Педагогика, 1988. – 160с.

  2. Болонський процес: Нормативно-правові документи / Укладачі: З.І. Тимошенко, І.Г. Оніщенко, А.М. Грехов, Ю.І. Палеха. К.: Вид-во Європ. ун-ту, 2004. – 102 с.

  3. Кравцов М.К., Акимов В.Т. Некоторые проблемы подготовки инженерных и педагогических кадров. /Проблеми інженерно-педагогічної освіти. Сб.науч.тр., УИПА – Харьков, 2005 – №10. – С. 97 - 103.

  4. Коваленко Е.Э. Методика профессионального обучения: инженерная педагогика. – Харьков: УИПА, 2002. – 158с.

  5. Леонтьев Л.П., Гохман О.Г. Проблемы управления учебным процессом: Математические модели. – Рига: Зинатне, 1984. – 239 с.

  6. Оконь В. Введение в общую дидактику. – М.: Высшая школа, 1990. – 384с.

  7. Содержание и перспективы развития инженерно-педагогического образования / Науч. ред. проф. Е.Ф. Ткаченко; Свердл. инж.-пед. ин-т. – Свердловск, 1990. – 128с.


Павлова А.А., Рихтер Е.Е.

Проблемы формирования содержания обучения техническому творчеству студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля

Рассмотрены вопросы повышения эффективности содержания обучения техническому творчеству студентов за счет проектирования дидактических средств управления учебной деятельностью будущих инженеров-педагогов в курсе дисциплин метрологического профиля.


Павлова А.О., Ріхтер О.Є.

Проблеми формування змісту навчання технічній творчості студентів інженерно-педагогічних спеціальностей в курсі дисциплін метрологічного профілю

Розглянуті питання підвищення ефективності змісту навчання технічній творчості студентів за рахунок проектування дидактичних засобів управління учбовою діяльністю майбутніх інженерів-педагогів в курсі дисциплін метрологічного профілю.


A.A. Pavlova, E.E. Rikhter

Problems of forming technical creativeness training content for students of engineering pedagogical specialities in the course of metrological discipline

There are considered issues of increasing content efficiency of teaching students to technical reactivates through designing didactic means of educational activity control of future teacher-engineers in the course of metrological disciplines.


Стаття надійшла до редакції. 10.08.2006р.

Схожі:

Проблемы формирования содержания обучения техническому творчеству студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля постановка проблемы iconПро повышение эффективности самостоятельного обучения студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля постановка проблемы
Постановка проблемы. На современном этапе интеграция Украины в ес требует приведения как учебной документации, так и учебного процесса...
Проблемы формирования содержания обучения техническому творчеству студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля постановка проблемы iconД., Емченко Е. А. Метод генерации новых идей при обучении техническому творчеству постановка проблемы
Отсюда проблема поиска новых методов и средств обучения студентов творческому мышлению и техническому творчеству приобретает в настоящее...
Проблемы формирования содержания обучения техническому творчеству студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля постановка проблемы iconМетодические основы непрерывной экономической подготовки студентов инженерно-педагогического профиля постановка проблемы
Са их подготовки. Сегодня требуется работник «нового типа» профессионально и социально мобильный, имеющий кроме глубоких профессиональных...
Проблемы формирования содержания обучения техническому творчеству студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля постановка проблемы iconМетод формирования заданий на самостоятельную работу студентов инженерно-педагогических специальностей при обучении эргономической экспертизе трудовой среды постановка проблемы
Метод формирования заданий на самостоятельную работу студентов инженерно-педагогических специальностей при обучении эргономической...
Проблемы формирования содержания обучения техническому творчеству студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля постановка проблемы iconПроблемы обучения студентов устной иноязычной речи постановка проблемы
Между тем, в практике преподавания, особенно, в инженерно-педагогическом вузе именно этому аспекту языковой деятельности нередко...
Проблемы формирования содержания обучения техническому творчеству студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля постановка проблемы iconОсновные направления формирования условий для творчества инженерно-педагогических кадров экономических специальностей постановка проблемы
Основные направления формирования условий для творчества инженерно-педагогических кадров экономических специальностей
Проблемы формирования содержания обучения техническому творчеству студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля постановка проблемы iconПути совершенствования графической подготовки студентов инженерно-педагогических специальностей постановка проблемы
Пути совершенствования графической подготовки студентов инженерно-педагогических специальностей
Проблемы формирования содержания обучения техническому творчеству студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля постановка проблемы iconРазработка и применение метода переориентации направленности мышления студентов при обучении техническому творчеству постановка проблемы
Психолого-педагогическим системам – креативным технологиям обучения, суть которых заключается в творческом и созидательном подходе...
Проблемы формирования содержания обучения техническому творчеству студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля постановка проблемы iconРазвитие профессиональной зрелости у студентов инженерно-педагогических вузов во время педагогической практики постановка проблемы
Постановка проблемы. Психологические аспекты становления и развития профессиональной зрелости личности выступают в качестве объекта...
Проблемы формирования содержания обучения техническому творчеству студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля постановка проблемы iconСостояние исследований по методам и технологиям формирования проектной культуры у будущих магистров профессионального обучения постановка проблемы
Целью данной статьи является определить степень изученности проблемы формирования проектной культуры у магистров профессионального...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи