Результаты экспериментальной проверки эффективности методики формирования творческих умений постановка проблемы icon

Результаты экспериментальной проверки эффективности методики формирования творческих умений постановка проблемы




Скачати 266.36 Kb.
НазваРезультаты экспериментальной проверки эффективности методики формирования творческих умений постановка проблемы
Дата25.04.2013
Розмір266.36 Kb.
ТипАнализ

УДК 371.134:687

Ó 2006

Кириченко О.М.


РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ


Постановка проблемы. Перспектива вхождения Украины в единое европейское пространство образования требует переосмысления традиционной образовательной практики в нашей стране на основании интенсивного поиска эффективных технологий обучения и воспитания обучаемых. Одной из актуальных проблем разработки новой парадигмы образования является формирование личности, которая способна к саморазвитию, самосовершенствованию, творческому решению стоящих перед ней задач. Прогрессивные тенденции в развитии общества заставляют ученых все больше внимания уделять методам формирования качеств творческой личности обучаемого. Поэтому основной проблемой, решаемой в процессе данного исследования, стала проблема формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля. В современных условиях инженерно-педагогической высшей школе отводится особое место, поскольку ее выпускники ответственны за воспроизведение конкурентоспособного рабочего потенциала - гаранта благосостояния народа и экономического могущества любого государства.

^ Анализ последних исследований и публикаций. Анализ исследований по проблеме формирования и развития творческих умений показал, что данная проблема по-прежнему глубоко не изучена. Необходимость формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля и отсутствие методики, учитывающей специфику инженерно-педагогического образования, обусловило разработку методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов. Содержание методики изложено в рекомендациях [1], которые разработаны на примере конструкторской подготовки будущих инженеров - педагогов швейного профиля. Апробация данной методики осуществлялась в Украинской инженерно-педагогической академии.

^ Постановка задачи. Цель статьи – выполнить количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента по проверке эффективности разработанной методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов.

^ Изложение основного материала. По организации проведения этот педагогический эксперимент относится к естественному, так как протекал в обычных для испытуемых условиях учебно-воспитательного процесса [2, с.25].

Среди основных задач эксперимента были следующие:

– разработка алгоритма проведения эксперимента;

– выбор экспериментальных и контрольных групп;

– анализ результатов констатирующего этапа эксперимента;

– осуществление формирующего этапа эксперимента, то есть внедрение в учебно-воспитательный процесс разработанной методики;

– обработка и анализ результатов контрольного этапа эксперимента.

Эксперимент охватывал студентов технологического факультета УИПА пяти наборов, обучающихся в период 4 – 7 семестров с 1998 по 2004 год.

В эксперименте были заняты 212 будущих инженеров-педагогов швейного профиля, из которых:

- группы ДХТ-Т6-1, ДХТ-Т7-1, ДХТ-Т8-1, ДХТ-Т9-1, ДХТ-Т0-1 – экспериментальные – 108 студентов (далее по тексту – Т6-1, Т7-1, Т8-1,Т9-1, Т0-1);

- группы ДХТ-Т6-2, ДХТ-Т7-2, ДХТ-Т8-2, ДХТ-Т9-2, ДХТ-Т0-2 – контрольные – 104 студента (далее по тексту – Т6-2, Т7-2, Т8-2,Т9-2, Т0-2).

Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контролирующий.

В процессе констатирующего этапа эксперимента определялся начальный уровень сформированности творческих умений и академической успеваемости студентов по результатам обучения в течение первых трех семестров. Отсутствие статистически значимых различий между начальными уровнями сформированности творческих умений и академической успеваемости студентов экспериментальных и контрольных групп было подтверждено с использованием непараметрического критерия Манна-Уитни [3]. Так, группы Т6-1,2, Т8-1,2, Т9-1,2, Т0-1,2 по начальным уровням сформированности творческих умений и уровню академической успеваемости существенно не отличаются, в то время, как у студентов группы Т7-1 (экспериментальная группа) уровень сформированности творческих умений даже ниже, чем у студентов группы Т7-2 (контрольная группа). Такой выбор был сделан преднамеренно, чтобы более наглядно доказать, в случае успеха, что методика формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов дает положительный результат. Уровни академической успеваемости студентов, как допол

нительный показатель, в группах Т7-1 и Т7-2 существенно не различаются.

Следующим шагом в нашем эксперименте было воздействие на испытуемых новым фактором (формирующий эксперимент). Обучение в экспериментальных группах на протяжении 4-7 семестров в процессе художественно-конструкторской подготовки по дисциплинам «Рисунок и основы композиции» и «Конструирование одежды» проходило с использованием разработанной методики [1], в контрольных же группах – по традиционной методике. При этом ни учебные планы, ни программы подготовки не изменялись.

Заключительный контроль уровня сформированности творческих умений (контролирующий этап) в экспериментальных и контрольных группах осуществлялся с помощью комплексного анкетирования и тестирования студентов, используемого для проведения констатирующего этапа эксперимента, а также заданий итогового анкетирования и интервьюирования респондентов: преподавателей УИПА, преподавателей и мастеров производственного обучения текстильного техникума и профессионально-технических училищ, знающих испытуемых по процессу обучения и по первой педагогической практике.

Обработка результатов эксперимента осуществлялась на основе применения методов математической статистики. Для доказательства того, что в результате применения методики у студентов экспериментальных групп уровень сформированности творческих умений стал выше, чем у студентов контрольных, мы определили по каждой группе в ходе констатирующего и контрольного эксперимента среднее арифметическое значение уровня сформированности творческих умений [4, с.254] и дисперсию как показатель варьирования элементов совокупности [4, с.263] (таблица 1).

Данные таблицы показывают, что на конечном этапе эксперимента средний уровень сформированности творческих умений у студентов экспериментальных групп (;; ; ; ) выше, чем у студентов контрольных групп (; ; ; ; ). Величина значений дисперсии данного признака в экспериментальных группах Т8-1, Т9-1 и Т0-1 меньше, чем в соответствующих контрольных группах. Это свидетельствует о том, что оцениваемая величина (уровень сформированности творческих умений) в первом случае ближе к средней величине, и, следовательно, в экспериментальных группах произошло выравнивание уровней сформированности умений в сторону улучшения. При сопоставлении значений дисперсии в других группах наблюдается противоположная зависимость, которая указывает на то, что у студентов экспериментальных групп разброс уровней сформированности творческих умений относительно среднего значения больше, чем у студентов контрольных групп, то есть у студентов групп Т6-1 и Т7-1 творческие умения сформированы как на высоком, так и на среднем уровне.

Таблица 1

Результаты расчета среднеарифметического значения и дисперсии уровней творческих умений для экспериментальных и контрольных групп на начальном и конечном этапах эксперимента


Группа

Начальный этап

Конечный этап

Прирост

в группах

Прирост в экспериментальных группах по сравнению с контрольными









Балл

%

Балл

%

Т6-1

4,6

0,27

7,2

0,63

2,6

56,5

1,1

18

Т6-2


4,9

0,35

6,1

0,32

1,2

24,5

-

-

Т7-1

3,9

0,31

7,1

0,72

3,2

82,1

1,2

20

Т7-2

4,1

0,30

5,9

0,43

1,8

43,9

-

-

Т8-1

4,3

0,31

7,2

0,50

2,9

67,4

1,3

22

Т8-2

4,6

0,32

5,9

0,58

1,3

28,3

-

-

Т9-1

4,4

0,48

6,8

0,62

2,4

54,5

1,5

28

Т9-2

4,6

0,36

5,3

0,68

0,7

15,2

-

-

Т0-1

4,4

0,27

6,9

0,48

2,5

56,8

1,4

25

Т0-2

4,5

0,36

5,5

0,51

1,0

22,2

-

-


Сравнение среднего балла уровня сформированности творческих умений на конечном этапе показало, что в экспериментальных группах Т6-1, Т7-1, Т8-1,Т9-1, Т0-1 он на 18, 20, 22, 28 и 25 процентов выше, чем в соответствующих контрольных группах. Для решения вопроса о том, отличаются ли эти значения средних величин статистически достоверно друг от друга, используется t –критерий Стьюдента [5, с.568], который рассчитывается по формуле:

(1)

где – среднее значение переменной по одной выборке данных;

– среднее значение переменной по другой выборке данных;

и – интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.

Значения и вычисляются по формуле:

, (2)

где – выборочная дисперсия переменной (по первой или второй выборке);

– число частных значений переменной (в первой или второй выборке).

Расчет t-критерия Стьюдента для подтверждения гипотезы: «Введение методики формирования творческих умений повысит уровень творческих умений у студентов экспериментальных групп по сравнению со студентами контрольных групп, подготовка которых осуществлялась по традиционной методике», представлен в таблице 2.

Таблица 2

Результаты расчета t – критерия Стьюдента

Обозначения

величин

Значения величин по группам

Т6-1

Т6-2

Т7-1

Т7-2

Т8-1

Т8-2

Т9-1

Т9-2

Т0-1

Т0-2



7,2

6,1

7,1

5,9

7,2

5,9

6,8

5,3

6,9

5,5



0,63

0,32

0,72

0,43

0,50

0,58

0,68

0,62

0,48

0,51



15

16

21

15

22

18

22

24

28

31



0,04

0,02

0,03

0,03

0,03

0,03

0,03

0,03

0,02

0,02



4,6

5,0

5,4

6,3

7,0

Степень свободы

29

34

38

44

57

Вероятность допустимой ошибки

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05



2,05

2,04

2,04

2,02

2,00

Сравнивая значения и , мы видим, что во всех случаях >, что позволяет сделать вывод о том, что сравниваемые средние значения из каждой пары выборок действительно статистически различаются и выдвинутая гипотеза подтверждается [5].

Для повышения надежности выводов в исследовании был использован критерий Манна-Уитни (U ) [3]. В качестве рядов мы принимали средний балл, набранный каждым студентом при проведении комплексного анкетирования и тестирования студентов и анкетирования преподавателей на контрольном этапе эксперимента. Результаты подсчета критерия Манна-Уитни (U ) подтверждают, что уровень сформированности творческих умений у студентов экспериментальных групп существенно отличается от уровня сформированности творческих умений студентов контрольных групп, на основании чего можно заключить, что это различие определяется влиянием не случайных факторов, а применением экспериментальной методики формирования творческих умений.

При обработке результатов заданий и анкет использовалась девятибалльная шкала, предложенная В.И. Андреевым [6], а также, в соответствии с данной шкалой, распределение баллов, предложенное Е.И. Роговым [7] и В.И. Андреевым [6]. Согласно исследованиям В.И. Андреева выделяется 9 уровней сформированности творческих умений студентов: 1 – очень низкий; 2 – низкий; 3 – ниже среднего; 4 – чуть ниже среднего; 5 – средний уровень; 6 – чуть выше среднего; 7 – выше среднего; 8 – высокий; 9 – очень высокий.

В нашем иследовании мы сочли возможным перейти от девяти- к пятиуровневой шкале творческих умений путем укрупнения первого и пятого уровней. Это связано с тем, что удельный вес студентов с очень низким и высоким уровнем сформированности творческих умений очень мал (3% студентов с очень низким уровнем), либо равен нулю (отсутствие студентов с очень высоким уровнем сформированности творческих умений). Этот переход также обусловлен тем, что большое количество уровней затрудняет и усложняет работу преподавателя по разработке и выдаче индивидуальных заданий студентам в соответствии с уровнем их творческих умений.

Распределение студентов по подгруппам с различным уровнем сформированности творческих умений представлено в таблице 3.

Таблица 3

Распределение студентов по уровням сформированности творческих умений

Уровень сформированности творческих умений

Количество

баллов

Количество студентов

Экспериментальные группы

Контрольные группы

Констатирующий этап эксперимента

Т6-1

Т7-1

Т8-1

Т9-1

Т0-1

Т6-2

Т7-2

Т8-2

Т9-2

Т0-2

Низкий

1-4

3

13

6

7

10

2

5

4

6

8

Удовлетворительный

4,1-5

9

7

14

9

12

7

10

11

12

16

Средний

5,1-6

3

1

2

6

5

7

-

3

6

7

Достаточный

6,1-7

-

-

-

-

1

-

-

-

-

-

Высокий

7,1-9




-

-

-




-

-

-

-










Контрольный этап эксперимента







Т6-1

Т7-1

Т8-1

Т9-1

Т0-1

Т6-2

Т7-2

Т8-2

Т9-2

Т0-2

Низкий

1-4

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Удовлетворительный

4,1-5

-

-

-

1

1

-

1

1

9

4

Средний

5,1-6

2

4

2

5

6

8

9

11

8

13

Достаточный

6,1-7

6

2

8

6

12

7

4

4

5

8

Высокий

7,1-9

7

15

12

10

9

1

1

2

2

5

Констатирующий этап эксперимента показал, что у студентов как экспериментальных и так и контрольных групп преобладает низкий, удовлетворительный и средний уровень сформированности творческих умений. При этом, в экспериментальных группах Т6-1, Т7-1, Т8-1 по сравнению с контрольными большее количество студентов имеет удовлетворительный и низкий уровень сформированности творческих умений. Контролирующий эксперимент позволил выявить, что уровень сформированности творческих умений почти у всех студентов повысился, однако в экспериментальных группах уровень сформированности творческих умений более высокий, чем в контрольных.

Как показывает распределение студентов экспериментальных и контрольных групп пяти потоков по указанным уровням, число студентов с высоким уровнем сформированности творческих умений значительно выше в экспериментальных группах – от 33% до 75%. В то же время, в контрольных группах это количество находится в пределах от 6% до 16%. В экспериментальных группах наблюдается повышение уровней творческих умений сразу на 2, 3 и даже 4 уровня, в то время как у подавляющего большинства студентов контрольных групп уровень творческих умений повысился на 1 – 2 пункта, причем у трех студентов группы Т8-2 и у одного студента Т0-2 уровень сформированности творческих умений остался прежним (таблица 4).

Таблица 4

Динамика перехода студентов экспериментальных и контрольных групп по уровням сформированности творческих умений

Количество уровней

перехода

(+ - повышение,

- - понижение)

Количество студентов по группам

экспериментальным

контрольным

Т6-1

Т7-1

Т8-1

Т9-1

Т0-1

Т6-2

Т7-2

Т8-2

Т9-2

Т0-2

0

-

-

-

-

-

-

-

3

3

1

+1

-

-

1

2

8

10

7

5

18

16

+2

6

4

7

15

11

2

7

9

3

13

+3

5

8

13

4

7

1

1

1

-

1

+4

1

8

1

1

2

-

-

-

-

-




- экспериментальные группы - контрольные группы

Рис. Диаграмма прироста уровня сформированности творческих умений у студентов экспериментальных и контрольных групп

Данная тенденция хорошо прослеживается при сопоставлении столбиковых диаграмм прироста уровня сформированности творческих умений студентов в каждой из контрольных и экспериментальных групп пяти наборов, представленных на рисунке.

Для выяснения степени влияния методики формирования творческих умений студентов на их успеваемость был произведен анализ средних значений академической успеваемости по группам (экспериментальным и контрольным) на контрольном этапе. Результаты подсчета сведены в таблицу 5.

Таблица 5

Сводная таблица средних значений академической успеваемости студентов экспериментальных и контрольных групп на контрольном этапе

Академическая успеваемость

студентов

Средний балл по группам

экспериментальным

контрольным

Т6-1

Т7-1

Т8-1

Т9-1

Т0-1

Т6-2

Т7-2

Т8-2

Т9-2

Т0-2

По всем дисциплинам

4,5

4,4

4,4

4,5

4,4

4,4

4,2

4,1

4,1

4,0

По специальным дисциплинам

4,5

4,4

4,5

4,5

4,3

4,4

4,1

4,0

4,1

4,1

По дисциплине "Конструирование одежды"

4,4

4,3

4,5

4,6

4,5

4,4

3,9

3,8

4,0

4,1


В ходе анализа было выяснено, что будущие инженеры-педагоги, обучающиеся в экспериментальных группах имеют лучшую успеваемость, чем студенты контрольных групп. Так у студентов экспериментальных групп успеваемость по дисциплине «Конструирование одежды» выше, чем в контрольных группах на 0,4-0,7 балла (кроме групп Т6-1,2), по специальным дисциплинам успеваемость выше на 0,3-0,5 балла.

Количественный и качественный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать следующие выводы.

  1. Традиционная методика преподавания дисциплины «Конструирование одежды» вне сомнений обеспечивает в определенной степени формирование и развитие творческих умений, так как уровень их сформированности у студентов как экспериментальных, так и контрольных групп повысился.

  2. В экспериментальных группах, по сравнению с контрольными, средний балл уровня сформированности творческих умений повысился в значительно большей степени, что бесспорно свидетельствует о преимуществах разработанной методики по сравнению с традиционной.

  3. Выявлено превосходство экспериментальных групп над контрольными как по приращению, так и по уровню сформированности творческих умений, и это различие определяется влиянием не случайных факторов, а применением экспериментальной методики формирования творческих умений.

  4. Разработанная методика не только обеспечивает формирование творческих умений, но и оказывает положительное влияние на качество знаний, приобретенных студентами как по дисциплине «Конструирование одежды», так и по всем дисциплинам, которые изучались студентами на протяжении 4 – 7 семестров.

^ Перспективы дальнейших исследований. Перспективным представляется использование в составе методики средств компьютерной диагностики, совершенствование системы индивидуальных творческих заданий, экстраполяция методики на преподавание родственных учебных дисциплин.

Литература

  1. Кириченко О.М. Методика формування творчих умінь у майбутніх інженерів-педагогів: Методичні рекомендації. – Харків: УИПА, 2003. – 56 с.

  2. Зеер Э.Ф. Психолого-педагогические методы исследования инженерно-педагогического образования: Учебное пособие – Свердловск: Свердловский инженерно – педагогический институт, 1986. – 48с.

  3. Сидоренко В.А. Методы математической обработки в психологии. – Санкт – Петербург. – 1996. – 350с.

  4. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. – Таллинн: Валгус, 1980. – 334с.

  5. Немов Р.С. Психология: Учебн. Для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика: Введение в научн. психол. исслед. с элементами мат. статистики. – 4-е изд. – М., гуманитар. изд.центр «Владос», 2001. – 630с.

  6. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

  7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании; Учебное пособие, - М.: Владос, 1996. -528с.



^

Кириченко О.М.


Результаты экспериментальной проверки эффективности методики формирования творческих умений

Выполнен количественный и качественный анализ результатов педагогического эксперимента и подтверждена эффективность разработанной методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля.
^

Кириченко О.М.


Результати експериментальної перевірки ефективності методики формування творчих умінь

Виконано кількісний і якісний аналіз результатів педагогічного експерименту й підтверджена ефективність розробленої методики формування творчих умінь у майбутніх інженерів-педагогів швейного профілю.


O.M. Kirichenko

Results of Experimental Check of Efficiency the Creative Skills Forming Method of Application

The quantitative and qualitative analysis of results of pedagogical experiment is executed in this article. Efficiency of the creative skills forming method of application for the future engineers-teachers of a sewing structure is executed.


Стаття надійшла до редакції 28.04.2006р.

Схожі:

Результаты экспериментальной проверки эффективности методики формирования творческих умений постановка проблемы iconИспользование метода непрерывного усовершенствования для формирования умений решать творческие задачи постановка проблемы
Использование метода непрерывного усовершенствования для формирования умений решать творческие задачи
Результаты экспериментальной проверки эффективности методики формирования творческих умений постановка проблемы iconОсобенности разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля
Здания качественно новой национальной системы профессионально-технического образования. В связи с этим главное внимание должно быть...
Результаты экспериментальной проверки эффективности методики формирования творческих умений постановка проблемы iconПроблемы формирования содержания обучения техническому творчеству студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля постановка проблемы
Постановка проблемы. Интеграция Украины в Европейское сообщество требует приведения как учебной документации, так и учебного процесса...
Результаты экспериментальной проверки эффективности методики формирования творческих умений постановка проблемы iconСостояние исследований по методам и технологиям формирования проектной культуры у будущих магистров профессионального обучения постановка проблемы
Целью данной статьи является определить степень изученности проблемы формирования проектной культуры у магистров профессионального...
Результаты экспериментальной проверки эффективности методики формирования творческих умений постановка проблемы iconП., Симонов В. А. Об особенностях проверки знаний студентов по общеинженерным дисциплинам с помощью тестов постановка проблемы
Постановка проблемы. Контроль знаний студентов занимает важное место в процессе обучения. Различают предварительный (вводный) контроль,...
Результаты экспериментальной проверки эффективности методики формирования творческих умений постановка проблемы icon1. Исходные предпосылки
Экспериментальное исследование эффективности методики формирования информационной культуры будущих инженеров
Результаты экспериментальной проверки эффективности методики формирования творческих умений постановка проблемы iconЦель статьи. Наше исследование направлено на решение проблемы формирования индивидуального стиля педагогической деятельности у будущих инженеров-педагогов еще во время обучения в вузе. Постановка проблемы
Теоретические предпосылки формирования индивидуального стиля педагогической деятельности будущих преподавателей профессиональных...
Результаты экспериментальной проверки эффективности методики формирования творческих умений постановка проблемы iconПро повышение эффективности самостоятельного обучения студентов инженерно-педагогических специальностей в курсе дисциплин метрологического профиля постановка проблемы
Постановка проблемы. На современном этапе интеграция Украины в ес требует приведения как учебной документации, так и учебного процесса...
Результаты экспериментальной проверки эффективности методики формирования творческих умений постановка проблемы iconРазвитие навыков технического творчества будущих инженеров-педагогов дизайнерского профиля в процессе производственной практики постановка проблемы
Мы. Инженерно-педагогическое образование ставит перед собой задачи не только развитие профессиональных качеств личности будущих инженеров-педагогов,...
Результаты экспериментальной проверки эффективности методики формирования творческих умений постановка проблемы iconАктуальность проблемы формирования информационной культуры у младших специалистов постановка проблемы
Актуальность проблемы формирования информационной культуры у младших специалистов
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи