Особенности разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля icon

Особенности разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля




Скачати 116.26 Kb.
НазваОсобенности разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля
Дата11.06.2013
Розмір116.26 Kb.
ТипДокументи

УДК 371.134:687


Кириченко О.М.


ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ-ПЕДАГОГОВ ШВЕЙНОГО ПРОФИЛЯ


В настоящее время инженерно–педагогические работники должны стать основной движущей силой возрождения и создания качественно новой национальной системы профессионально-технического образования. В связи с этим главное внимание должно быть сосредоточено на повышении профессиональной квалификации инженеров – педагогов, общей культуры и социального статуса до уровня, который соответствует их роли в обществе.

Исходя из этого, цель вузовского этапа подготовки будущего инженера-педагога состоит в том, чтобы способствовать формированию мыслящего человека, способного ориентироваться в сложных педагогических ситуациях, умеющего быстро принимать правильные решения, владеющего новейшими технологиями в области инженерии, т.е. способствовать формированию творческой личности студента. Кроме этого, нужно также учитывать специфику профессии швейного профиля, особенности которой обусловливают необходимость формирования у будущего специалиста определенных творческих умений, художественно-эстетического восприятия окружающего мира.

Поэтому на первый план выступает проблема формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля, проблема подготовки специалистов с высоким творческим потенциалом. Научный анализ проблемы формирования творческих умений и современных требований к личности и деятельности инженерно-педагогических работников позволил выявить наличие противоречия между необходимостью формирования творческого стиля профессионально-педагогической деятельности и отсутствием методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля.

Анализ публикаций, отражающих современные позиции известных педагогов (С.У. Гончаренко [1], М.Н. Скаткина [2], Г.И. Саранцева [3] и др.) по проблеме содержания методики обучения конкретному предмету, а также анализ структуры и содержания методики индивидуализации (Т.А. Девятьяровой [4]) позволил выделить основные компоненты различных методик обучения. Изучение психолого-педагогической литературы и существующей практики профессионального обучения (по вопросу содержания методик формирования умений) подтверждает то, что большинство таких методик предполагают использование упражнений, как наиболее эффективного средства формирования умений в процессе обучения.

Основанные на данной позиции методики формирования умений [5] чаще всего ориентированы на освоение готовых способов и приемов, которые закрепляются студентами. Это, как правило, приводит к тому, что закрепленные таким образом модели деятельности консервируют скрытый потенциал активности личности. Следовательно, они не позволяют будущему инженеру-педагогу выходить за рамки сложившихся обстоятельств, а также не могут обеспечить творческий характер инженерно-педагогической деятельности, постоянно требующей перестройки этих моделей в зависимости от изменяющихся условий. Это означает, что указанные методики направлены на формирование умений, которые носят репродуктивный характер.

При подготовке инженеров-педагогов возникает необходимость в формировании как репродуктивных, так и творческих умений. Репродуктивные умения призваны обеспечить решение типовых задач будущей профессиональной деятельности. Творческие умения обеспечивают решение творческих задач и в инженерной деятельности сферы швейного производства, и в педагогической деятельности в системе профессионального образования.

Цель статьи – выявить особенности разработки методики формирования творческих умений с учетом специфики подготовки инженеров-педагогов швейного профиля, определить основные задачи, которые должны быть решены в процессе разработки названной методики.

Формирование творческих умений может осуществляться только в творческой деятельности студентов путем решения творческих задач, а также путем введения творческих ситуаций в учебный процесс инженерно-педагогического вуза. Именно такой подход и был положен в основу разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля.

За основу для формирования творческих умений у студентов выбрана конструкторская подготовка по следующим причинам.

1. Содержание дисциплины «Конструирование одежды» полностью охватывает содержание работы конструктора, которая носит творческий характер, как по сущности процедур деятельности (формирование творческого замысла, создание эскиза модели одежды, разработка чертежа конструкции модели, конструктивное моделирование и т.д.), так и по перечню умений, которыми должен обладать специалист швейного профиля для качественного выполнения своих профессиональных обязанностей.

2. Содержание и формы обучения, применяемые при изучении дисциплины «Конструирование одежды», дают возможность систематического использования во всех видах учебной деятельности студентов эвристических методов преподавания и методов поиска решения творческих задач.

3. Структура дисциплины позволяет применить достаточно разнообразный спектр самостоятельных работ студентов, а самостоятельная работа по выполнению индивидуальных творческих заданий является важнейшим компонентом в подготовке продуктивно мыслящих специалистов, способных творчески решать профессиональные задачи.

Анализ вышеназванных причин обусловил вывод о необходимости создания методики, позволяющей формировать творческие умения, в процессе именно художественно-конструкторской подготовки.

Разработка методики формирования творческих умений требует решения ряда частных задач, к которым следует отнести:

  1. определение перечня формируемых творческих умений;

  2. выбор средств диагностики творческих умений;

  3. выбор методов формирования творческих умений;

  4. прогнозирование результатов внедрения методики формирования творческих умений;

  5. разработку методических рекомендаций по использованию разработанной методики другими преподавателями.

Рассмотрим эти задачи более детально.

^ Определение перечня формируемых творческих умений. На основе анализа литературы по педагогике и психологии творчества и особенностей деятельности инженеров-педагогов швейного профиля составлен перечень их творческих умений. Эти творческие умения можно сгруппировать в блоки [6]: интеллектуально-эвристические, интеллектуально-логические и коммуникативно-творческие умения.

Для выявления среди выделенных аналитическим путем творческих умений наиболее весомых был использован метод экспертных оценок. При обработке результатов экспертной оценки получен перечень наиболее важных для инженера-педагога швейного профиля творческих умений. Такими, по мнению компетентных экспертов, являются умения:

1) переносить знания, умения в новые ситуации; 2) оперировать образами двух- и трехмерных объектов (пространственное воображение необходимо при создании силуэта и объемной формы одежды из плоских деталей); 3) генерировать идеи (например, при разработке новых моделей и нетрадиционных конструктивных решений одежды); 4) использовать аналогии, ассоциации; 5) анализировать, сравнивать (например, конструктивно-композиционное решение моделей одежды); 6) видеть противоречия, проблемы; 7) систематизировать, классифицировать; 8) выделять главное, основное; 9) сотрудничать и помогать другим в творческой деятельности и другие, всего 15 умений. Данный комплекс умений не претендует на исчерпывающую полноту и ограничен по количеству в учебных целях.

^ Выбор методов и средств диагностики творческих умений. Для оценки уровня сформированности перечисленных выше творческих умений студентов составлен комплект диагностирующих документов на основе разработок В.И. Андреева [6], Ю.З. Гильбуха [7], Е.И. Рогова [8], З.Хорста [9]. Так как непосредственная разработка тестовых заданий не являлась задачей данной работы, то были использованы задания, предложенные и проверенные другими исследователями и скорректированные с учетом особенностей профессиональной деятельности инженера-педагога швейного профиля.

Диагностирование уровня сформированности творческих умений производилось методом тестирования и анкетирования студентов, а также анкетирования и интервьюирования преподавателей по следующим документам:

  • карта педагогической оценки и самооценки творческих умений студента [6];

  • анкета для определения творческого потенциала студента [10];

  • тестовые задания [7-9].

Выбор методов формирования творческих умений. С целью правильного выбора методов формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов в процессе их конструкторской подготовки были учтены следующие факторы: этап обучения; вид и дидактические цели занятия; содержание изучаемой темы; индивидуальные особенности обучаемых; начальный уровень сформированности творческих умений студентов.

Проведенный анализ учебного плана показал, что дисциплине «Конструирование одежды» предшествует изучение дисциплин «Рисунок и основы композиции», «Материаловедение швейных изделий». Следовательно, начальная база знаний и частичное формирование творческих умений происходит еще до изучения дисциплины «Конструирование одежды». А раз это так, то налицо возможность применения эвристических методов обучения.

Изучение теоретических основ формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля и оценка креативного потенциала различных дисциплин и видов учебной деятельности позволили установить, что степень творчества при различных формах обучения (лекции, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа студентов) различна. В данном исследовании мы остановили свое внимание более подробно на самостоятельной работе студентов, так как она в полной мере обеспечивает формирование и развитие творческих умений и качеств личности специалиста.

Разработанная система индивидуальных творческих заданий (ИТЗ) для самостоятельной работы предусматривает использование этих заданий в рамках модульно-рейтинговой технологии обучения. В течение семестра студент выполняет от двух до четырех ИТЗ по учебным модулям.

Темы ИТЗ разработаны с учетом уровней сложности творческих заданий, предложенных в [11]. Уровень сложности творческого задания выбирается в соответствии с выявленным уровнем сформированности творческих умений студента по восходящей сложности. Задания имеют творческий характер и соответствуют профессиональной специфике будущих инженеров-педагогов швейного профиля, учитывают декоративно-прикладной характер их труда.

^ Прогнозирование результатов внедрения методики формирования творческих умений. При внедрении разработанной методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов можно рассчитывать на положительный эффект, исходя из следующих соображений. Во-первых, формирование творческих умений происходит в процессе изучения дисциплины «Конструирование одежды», а именно конструкторская подготовка предоставляет значительные возможности для формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля [12]. Во-вторых, наличие творческих умений, приобретенных в процессе конструкторской подготовки, поможет студентам в изучении других дисциплин. Данное предположение делается исходя из того, что при изучении дисциплины «Конструирование одежды» студенты овладевают теми закономерностями процесса творчества и приемами решения творческих задач, которые могут прилагаться ко всем сферам деятельности человека. В самом общем предположении мы исходим из того, что уровень сформированности творческих умений у студентов на конечном этапе внедрения методики повысится по сравнению с начальным уровнем.

^ Методические рекомендации по использованию разработанной методики другими преподавателями. Для эффективного использования методики целесообразно разработать методические рекомендации, которые должны включать:

- общие сведения о процессе творчества и методах формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов;

- методы и средства диагностики уровня сформированности творческих умений с учетом профессиональной направленности деятельности студентов;

- методику формирования творческих умений у студентов инженерно-педагогического вуза в процессе проведения различных видов занятий;

- систему индивидуальных творческих заданий для самостоятельной работы в рамках модульно-рейтинговой технологии обучения.

Наличие методических рекомендаций и следование им преподавателями, участвующими в процессе подготовки инженеров-педагогов, позволит со временем преобразовать методику формирования творческих умений в технологию, дающую гарантированно высокий конечный результат.

Эпизодическое использование разнообразных эвристических методов не дает положительных результатов в процессе формирования у студентов творческих умений. Поэтому процесс преподавания дисциплины «Конструирование одежды» необходимо поставить на путь системного использования эвристических методов во всех формах учебной деятельности студентов: на лекционных и лабораторных занятиях, а также при выполнении домашних заданий в рамках самостоятельной работы. Это подтверждает необходимость разработки и применения научно обоснованной методики формирования творческих умений с целью развития у будущих инженеров-педагогов инициативы, раскрытия их индивидуальных творческих способностей и перевода их в разряд умений.

Таким образом, анализ основных подходов и задач, решаемых в процессе разработки методики формирования творческих умений, позволил сформулировать следующие выводы.

1. Методика формирования творческих умений ориентирована на развитие профессионально важных качеств личности будущих инженеров-педагогов швейного профиля, основой которых является креативность личности и деятельности специалиста-швейника.

2. В основу разработки методики формирования творческих умений должно быть положено содержание требований к личности и деятельности инженера-педагога швейного профиля.

3. Методы формирования творческих умений должны быть адаптированы для применения в рамках учебной дисциплины «Конструирование одежды», как дисциплины, имеющей большой творческий потенциал.

4. В основе формирования творческих умений студентов лежит их самостоятельная работа по выполнению индивидуальных творческих заданий, однако методика предусматривает и набор методов по их формированию, как на лекционных занятиях, так и на лабораторных работах.

5. Методика формирования творческих умений будущих инженеров-педагогов позволяет на практике реализовать дифференциацию в обучении при условии, что за основу деления студентов на подгруппы принят их наличный творческий потенциал.

6. Предложенный набор стандартных средств диагностики позволяет осуществлять мониторинг сформированности творческих умений на различных этапах обучения.

Перспективным представляется использование в составе методики средств компьютерной диагностики творческих умений, совершенствования системы индивидуальных творческих заданий, расширение разнообразия методов и методических приемов формирования творческих умений, адаптация методики к условиям профессионально-технических учебных заведений, а также экстраполяция на преподавание родственных учебных дисциплин.


Литература

  1. Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. – Київ: Либідь, 1997. – 376 с.

  2. Энциклопедия профессионального образования в 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО, 1999. – Т. 2: М-П. – 440 с.

  3. Саранцев Г.И. Метод обучения как категория методики преподавания. // Педагогика. – 1998. - № 1. – С. 28-34.

  4. Девятьярова Т.А. Индивидуализация методической подготовки будущих инженеров-педагогов швейного профиля: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.02 / Украинская инженерно-педагогическая академия. – Харьков, 2001. –325 с.

  5. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С.Сухобской. – М.: Педагогика, 1981. – 119 с.

  6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. – Изд-во Казанского университета, 1988. – 238 с.

  7. Гільбух Ю.З. Як учитися і працювати ефективно. НОП для учнів гімназій і ліцеїв.- Вид. 2-е, перероб. – К.: фірма «ВІПОЛ», 1993. - 128с.

  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 528 с.

  9. Хорст З. Тестирование личности. Пер. с нем.– М.: Изд-во «Немедж», 1997. – 110 с.

  10. Андреев В.И. Проверь себя. Десять тестов оценки интеллигентности, конкурентоспособности и творческого потенциала личности. – М.: Народное образование, 1994. – 64 с.

  11. Кириченко О.М. Самостійна робота студентів з конструювання одягу як засіб формування творчих умінь / 36. наук. пр. «Проблеми інженерно-педагогічної освіти». Випуск 1. – Харків: УІПА, 2001. – С.99-102.

  12. О.М.Кириченко, І.Б.Васильєв, С.М.Вілков Художньо-конструкторська підготовка як основа розвитку творчих здібностей інженерів-педагогів // Наукові записки Ніжинського державного педагогічного інституту ім. М. В. Гоголя. – Ніжин, 1998. – С. 45 – 47.



^

Кириченко О.М


Особенности разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля

Определены общие подходы к разработке методики формирования творческих умений с учетом специфики подготовки инженеров-педагогов швейного профиля. Рассмотрены задачи, решаемые в процессе разработки указанной методики на примере художественно-конструкторской подготовки.

^

Кириченко О.М


Особливості розробки методики формування творчих умінь у майбутніх інженерів-педагогів швейного профілю

Визначені загальні підходи до розробки методики формування творчих умінь з урахуванням специфіки підготовки інженерів-педагогів швейного профілю. Розглянути завдання, які були вирішені в процесі розробки вказаної методики на прикладі художньо-конструкторської підготовки.


Kirichenko O.M.

Peculiarities of Developing Methodology of the Formation of Creative Skills in Future Teacher - Engineers in the Field of Sewing.

The general approaches has been outlined to the formation of creative skills, that take into account the specificities of training teacher - engineers for sewing production. The problems are reviewed that have been solved in the process of developing the mentioned methodology exemplified by artistic design training.

Схожі:

Особенности разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля iconРазвитие навыков технического творчества будущих инженеров-педагогов дизайнерского профиля в процессе производственной практики постановка проблемы
Мы. Инженерно-педагогическое образование ставит перед собой задачи не только развитие профессиональных качеств личности будущих инженеров-педагогов,...
Особенности разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля iconМетодическая система формированиЯ эргономической подготовки будущих инженеров – педагогов компьютерного профиля
Етодическая система формированиЯ эргономической подготовки будущих инженеров – педагогов компьютерного профиля
Особенности разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля icon1. Проблема формирования эргономической подготовки будущих инженеров–педагогов
Формирование требований к эргономическим знаниям и умениям будущих инженеров педагогов
Особенности разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля iconИспользование метода проектов при формировании проектной культуры будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля постановка проблемы
Использование метода проектов при формировании проектной культуры будущих инженеров-педагогов компьютерного профиля
Особенности разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля iconСтруктура и содержание проектных умений инженеров педагогов компьютерного профиля

Особенности разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля iconРезультаты экспериментальной проверки эффективности методики формирования творческих умений постановка проблемы
Результаты экспериментальной проверки эффективности методики формирования творческих умений
Особенности разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля iconФормирование аналитических умений экспертизы условий труда в процессе эргономической подготовки будущих инженеров-педагогов: состояние проблемы постановка проблемы
Формирование аналитических умений экспертизы условий труда в процессе эргономической подготовки будущих инженеров-педагогов: состояние...
Особенности разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля iconМетод выбора содержания и последовательности изложения учебного материала для обучения будущих инженеров-педагогов эргономической экспертизе условий труда. Часть Выбор умений Постановка проблемы
Метод выбора содержания и последовательности изложения учебного материала для обучения будущих инженеров-педагогов эргономической...
Особенности разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля iconЦель статьи. Наше исследование направлено на решение проблемы формирования индивидуального стиля педагогической деятельности у будущих инженеров-педагогов еще во время обучения в вузе. Постановка проблемы
Теоретические предпосылки формирования индивидуального стиля педагогической деятельности будущих преподавателей профессиональных...
Особенности разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля icon1. Исходные предпосылки
Экспериментальное исследование эффективности методики формирования информационной культуры будущих инженеров
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи