К. В. Ушакова icon

К. В. Ушакова




Скачати 35.88 Kb.
НазваК. В. Ушакова
Дата21.07.2013
Розмір35.88 Kb.
ТипДокументи



К. В. Ушакова

ОНУ имени И. И. Мечникова

Одесса (Украина)


Проблема интеллигенции в тоталитаризме

1. Исследования феномена тоталитаризма как типа цивилизации, возникшего в 20 веке, началось в 30-годах и возобновилось после окончания Второй мировой войны, сегодня по-прежнему являются актуальными. Дело в том, что ставшие классическими труды по тоталитаризму в его «каноническом варианте» - Х. Арендт, З. Бжезинского, Р. Арона, и др. – делали преимущественный акцент на социально- политической и политико-идеологической сторонах тоталитарных режимов. Однако эти исследователи тоталитаризма оказались не способными объяснить предпосылки и причины распада, краха тоталитарных режимов. Кроме того, они не затрагивали проблему того, почему так трудно изживаются последствия тоталитаризма в культуре, общественном сознании и структурах поведения. Не вызывает сомнение, что дальнейшее изучение тоталитаризма возможно лишь как дисциплинарное исследование, на стыке культурологии, истории, политологии, философии, социологии и др.

2. В рамках культурологического анализа тоталитаризма сегодня акцент делается на том, что все тоталитарные режимы, как правого, так и левого толка, во многих отношениях почти неотличимо похожи друг на друга и взаимно обучаются приемам «культурной работы»: в декларировании культурных инноваций, управления культурными учреждениями, манипулированием сознанием и т.п. Этим объясняется типологическое сходство всех явлений и процессов в культуре тоталитарного общества, где бы оно ни возникало: в философии и науке, литературе и искусстве, архитектуре и массовых зрелищах, в культурной политике.

3. Как известно, тоталитаризм в любом его проявлении преследует главную цель – консолидацию и сплочению нации вокруг властных структур государства и монополизации, всех сфер жизни, включая духовную. При этом целостность и непротиворечивость общества и его культуры достигается при тоталитаризме за счет включения и нагнетания до небывалого размаха социокультурного механизма селекции. Этот механизм позволяет властным структурам отвергать, изгонять, а порою и уничтожать все то, что противоречит художественно-политическому проекту идеального государства и мешает его функционированию. Отсюда и вытекает неизбежность насилия как «повивальной бабки истории» (К.Маркс), классовой или национальной борьбы, акций «устрашения» и «возмездия». Это и объясняет то, почему во всех тоталитарных режимах проводятся идеологические кампании против «инакомыслящих» всех направлений и видов как инструмента «переделки» общества, волевой «перекодировки» человека из «старого» на «нового». При этом во всех этих «преобразовательный» процессах культуре отводится роль «придатка политики», «служанки режима». И эта вспомогательная роль культуры не только пряника». В результате интеллигенция, деятели культуры, ученые и инженеры, по сути, самая прогрессивная, творческая часть общества, становится объектом целенаправленной селекции.

4. Следует обратить внимание на тот факт, что в своем социокультурном «отборе» идеологически обосновывается, но и всячески стимулировалась методом «кнута и тоталитарные власти ориентировались не только на соблюдение каких-то политико-идеологических догм, но и апеллировали к «здравому смыслу», «обыденному сознанию», к общественному мнению «простого народа». А именно: необразованных критиков современной философии, науки, литературы и искусства, обличителей «заблуждающихся» мастеров культуры. В результате в культуре сменились местами «верх» и «низ»: народные массы «поучали и просвещали» интеллигенцию, которую именовали «прослойкой общества». А последняя должна была смиренно «учиться» у народа. Таким образом, тоталитарная власть мотивировала свои решения и вкусы народными интересами и требованиями, симулируя свое «служение народу». Народ же фактически становился пассивным материалом партийно-государственного строительства, из которого можно было «лепить» любые фигуры в замысленном культурном проекте, отсекая все лишнее и ненужное самой власти.

5. Это, в конечном, итоге, на наш взгляд, и способствовало распаду и кризису тоталитаризма. С одной стороны, вмешательство, со стороны властей, в развитие науки, техники, в творческий процесс деятелей культуры, с необходимостью приводил государство в состояние «застоя», стагнации и кризиса. Интеллигенции было отказано в праве на «признание» ее творчества. А стремление «к признанию» нельзя не учитывать в политической жизни, потому что оно, во-первых, является важной базовой потребностью человека, а во-вторых, универсальным психологическим фундаментом таких политических добродетелей, как дух гражданственности и справедливости.

С другой, именно представители интеллигенции, которые определялись тоталитарным режимом как «лишние», «ненужные» или «опасные», в конечном счете, становились носителями антитоталитарных тенденции в истории культуры. Так рождались антифашизм и антисоветизм, развивавшиеся в условиях эмиграции, за пределами тоталитарных государств, вынуждавших оппозиционные силы выехать за пределы тоталитарных государств. И внутри страны – в качестве диссидентского или иного общественного движения, принимавшего политические и культурные формы сопротивления тоталитаризму. Борьба прототалитарных и антитоталитарных сил в той или иной национальной культуре становилась магистральным направлением социокультурной борьбы в двадцатом веке в масштабах не только той или иной страны, но и всего мира. Поэтому поражение прототалитарных сил в этой всемирно- исторической борьбе оказывается, рано или поздно, неизбежным.

Схожі:

К. В. Ушакова iconУшакова К. В. доцент кафедры культурологии Курс «Культура XX века»
Социально- исторические условия первой половины ХХ века и их влияние на культуру
К. В. Ушакова iconУшакова К. В. доцент кафедры культурологии Курс «Типология и хронология культуры»
Назовите принципы, которые лежат в основе классификации и типологизации культуры
К. В. Ушакова iconУшакова К. В. доцент кафедры культурологии Курс «Типология и хронология культуры»
Перечислите и дайте основные характеристики наиболее важным принципам типологизации культуры
К. В. Ушакова iconУшакова К. В. доцент кафедры культурологии Курс «Универсалии культуры»
Кикие исследования, и в каких областях знания способствовали развитию представлений об универсалиях культуры?
К. В. Ушакова iconУшакова К. В. доцент кафедры культурологии Курс «Универсалии культуры»
Характеристика основных концепций, предметом исследования которых являются универсалии культуры
К. В. Ушакова iconНаталія Мильнікова
В. П. Зінченко, Т. М. Ушакова. Зокрема, з певним спрощенням можна прийняти значення засвоєного слова, що складається із сукупності...
К. В. Ушакова iconЗагальна характеристика роботи актуальність теми
Вагнера, Е. Жардіна, А. П. Ковальова, Р. Н. Колегаєва, А. Кофмана, В. Я. Омельченка, Д. М. Палтеровича, І. А. Ушакова. Розвиток матеріально-технічної...
К. В. Ушакова iconНе так давно состоялся Круглый стол, на котором обсуждались проблемы и перспективы философского факультета ону
В нем приняли участие профессора и доценты философского факультета: заведующий кафедрой доцент О. Ф. Погорелов, профессора А. И....
К. В. Ушакова iconMintt-2011 заявка на участь у конференції
Заповнену заявку разом із матеріалами відправте до Оргкомітету конференції електронною поштою mintt@kmi kherson ua, blah@kmi kherson...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи