Ирина Медведева, Александр Медведев «Технология счастья» icon

Ирина Медведева, Александр Медведев «Технология счастья»




НазваИрина Медведева, Александр Медведев «Технология счастья»
Сторінка1/30
Дата14.05.2013
Розмір1.9 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30
1. /Медведева Ирина технологии счастья.docИрина Медведева, Александр Медведев «Технология счастья»



Ирина Медведева, Александр Медведев

«Технология счастья»

Книга 1. Формулы счастья


Для счастья ума не надо.

Русская народная пословица

Если человек ищет смысл жизни, то он ничего не найдёт. Если человек ищет саму жизнь, то он найдёт и её смысл. Бегущий от жизни обкрадывает и себя и тех, кому не смог подарить счастье.

Изречение Шоу-Дао

ПРЕДИСЛОВИЕ


Идея создания серии «Технология счастья» возникла после публикации наших книг серии «Путь Шоу-Дао»: «Тайное учение даосских воинов» и «Обучение у воды». Психотехники, изложенные в этих книгах, мировоззрение клана Спокойных и шоу-даосские представления о структуре личности человека, о том, почему люди чувствуют себя счастливыми или несчастными и как добиться истинной гармонии как внутри себя, так и в отношениях с внешним миром и окружающими людьми, стали подлинным откровением для значительного количества читателей.

Многие люди, приходя к Александру Медведеву, рассказывали о том, что, прочитав книги о его ученичестве у Ли, мастера эзотерической даосской школы Шоу-Дао, они многое переосмыслили для себя и в свете новой полученной информации смогли понять некоторые неосознанные мотивы своего поведения и поступков окружающих людей, приводящих к неудовлетворённости собой и своей жизнью, к конфликтам, разочарованиям и стрессу. Они говорили, что, несколько раз перечитав эти книги, чтобы лучше понять изложенные в них идеи, и начав применять эти идеи на практике, они сразу заметили положительные перемены в своём отношении к жизни, к окружающим людям и к самим себе, то, что они стали более жизнерадостными, оптимистичными, творческими и активными.

Поскольку книги серии «Путь Шоу-Дао» задумывались скорее как художественные произведения, а не как учебники по даосским психотехникам, мы решили создать новую серию книг, предназначенных непосредственно для тех, кто не полностью удовлетворён своей жизнью или, даже будучи удовлетворённым ею, тем не менее хотел бы ещё больше повысить её качество, поскольку нет предела совершенствованию и точно так же нет предела человеческой способности наслаждаться фактом своего существования в этом огромном и прекрасном мире.

Для тех, кто ещё не знаком с творчеством Александра Медведева и моими книгами, написанными о нём, а также с учением Шоу-Дао, идеи, теории и психотехники которого и составляют основу этой книги, я вкратце расскажу о том, как возник наш творческий союз и что представляет собой учение Спокойных.

Вопрос о том, почему люди ухитряются чувствовать себя несчастными в достаточно благоприятных ситуациях и почему они регулярно прилагают значительное количество усилий, чтобы портить жизнь себе и другим, волновал меня с самого раннего детства. Возможно, это было связано с тем, что я родилась в неблагополучной семье и меня всегда приводили в недоумение и травмировали ссоры моих родителей, а также дедушки с бабушкой, в семье которых я прожила несколько лет.

Бабушка «пилила» добродушного и спокойного деда каждый день, с момента, когда он, возвращаясь с работы, переступал порог дома, регулярно доводя до белого каления и себя, и его. Мне было четыре года, когда дед, обычно спокойный и сдержанный, однажды схватил нож и приставил его к своей груди, в сердцах крикнув» что, если бабушка его сейчас же не оставит в покое, он покончит с собой, чтобы больше не слышать её воплей.

Поскольку предлоги, которые бабушка отыскивала для того, чтобы устроить очередной скандал, казались мне более чем абсурдными, я никакие могла понять, зачем она ведёт себя таким странным образом, тратя всё своё время на приготовление еды, уборку и склоки вместо того, чтобы заняться чем-то приятным и полезным - например, погулять с дедом и со мной, почитать интересную книгу, сходить в кино или ещё как-нибудь развлечься.

Думая, что, возможно, подобный стиль поведения был характерен только для моей семьи, я стала изучать жизнь окружающих людей и с удивлением убедилась, что ссоры, скандалы и проблемы, к сожалению, были неотъемлемым атрибутом быта большинства семей моих знакомых и одноклассников.

Рано научившись читать, я надеялась, что в книгах смогу отыскать ответы на то, каким нужно быть и какие качества нужно в себе выработать для того, чтобы быть счастливым и не отравлять существование себе и другим, но жизнь и приключения положительных героев совершенно не походили на то, что я видела вокруг себя, и мне казалось, что всё написанное в них относится к совершенно другому миру, где добро решительно побеждало зло и где большинство людей, за исключением некоторых быстро устраняемых с пути отрицательных персонажей, были добрыми, умными, благородными и справедливыми.

Не то чтобы я считала, что люди, окружающие меня, были злыми, глупыми или плохими, вовсе нет. Вызывало удивление то, что человеческие существа, вроде бы вполне разумные и симпатичные, вели себя таким странным образом, что их поведение заставляло страдать и их самих, и их близких.

Поскольку в детстве мне не попадались книги по психологии, объясняющие, как формируется личность человека и чем определяются особенности его поведения, я сделала вполне логичный для ребенка вывод, что по мере взросления люди теряют здравый смысл, способность наслаждаться жизнью и ладить с себе подобными и что на смену присущим детству чувствам радости, любопытства, интересу ко всему новому, доброжелательности и терпимости к людям у них приходят подозрительность, враждебность, тревожность, злоба, зависть и недоверчивость. Конечно, мне встречались взрослые, у которых положительные эмоции в значительной мере перевешивали отрицательные, но всё-таки подавляющее большинство моих; знакомых регулярно испытывало впечатляющий набор более или менее интенсивных отрицательных эмоций. Мне же хотелось открыть универсальный секрет того, как, выживая в этом мире, сохранить способность быть весёлым, доброжелательным, уравновешенными счастливым.

В поисках ответа на этот вопрос, в подростковом возрасте я обратилась к восточной философии и эзотерическим учениям. Однако основной постулат буддизма о том, что желания порождают страдания и, чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний, показался мне весьма сомнительным, а сам процесс освобождения от желаний в условиях развитого социализма, а не под раскидистой пальмой в жаркой стране, где не существует законов о тунеядстве и где можно питаться плодами деревьев и спать под открытым небом, казался дедом весьма непростым, тем более что буддизм, наметив стратегическую цель, не давал достаточно действенных тактических рекомендаций, как этой цели добиться, по крайней мере рекомендаций, подходящих для специфического типа мышления советских людей и для условий жизни в Советском Союзе.

Тем не менее я не сдавалась, и в поисках людей, знающих ответы на интересующие меня вопросы, стала посещать группы, возглавляемые только начинающими в то время появляться экстрасенсами и новоявленными «учителями», проповедующими всевозможные восточные эзотерические учения. К сожалению, уровень подготовки этих «учителей» оставлял желать лучшего и, кроме того, в их личностях зачастую слишком явно прослеживались тщеславие и желание произвести впечатление на публику.

Однажды, отдыхая в Крыму, я услышала о том, что в Симферополе живёт Александр Медведев, специалист высокого класса по рукопашному бою, много лет обучавшийся у корейца, мастера какой-то древней даосской школы. Друзья мне рассказали, что, помимо боевой подготовки, Медведев приобрёл знания и по медицине, что он обучался исключительно интересным психотехникам тайного китайского клана, история, мировоззрение и идеи которого были совершенно неизвестны европейцам.

Мне захотелось познакомиться с Медведевым, хотя я и не питала особых надежд по поводу этой встречи, поскольку мне довелось повидать немало шарлатанов и патологических врунов, претендующих на обучение у неведомых Мастеров и на знание Универсальной Истины.

С первой же встречи я почувствовала, что напала на золотую жилу. Александр не пылал желанием учительствовать и делиться своими воспоминаниями, но из того, что мне удалось узнать, я поняла, что этот человек действительно получил уникальный объём знаний, многие из которых вообще были неведомы европейской аудитории и которые, на мой взгляд, стоили того, чтобы люди о них узнали.

Кроме того, меня поразила личность самого Александра. В ней чувствовались удивительная гармония, спокойствие и уверенность в себе. Ему не нужно было самоутверждаться, рассказывая о своём опыте. Он просто существовал, он был ровно и доброжелательно настроен к людям, в нем чувствовалась мудрость, необычная для его возраста, и было очевидно, что он умел наслаждаться жизнью и дарить радость другим.

Мы познакомились в период правления Андропова, когда эзотерические учения считались враждебной идеологией и я даже мечтать не могла о том, что когда-нибудь опубликую книгу, посвященную учению Шоу-Дао. Вскоре мы поженились. Период глубокого застоя сменился горбачевской оттепелью, и Александр смог наконец открыто рассказывать о техниках, показанных ему мастером Ли.

На основе техники рукопашного боя Шоу-Дао Медведев разработал систему УНИБОС (универсальная боевая система), которая в настоящее время внедряется в подготовку российской армии, правоохранительных органов и частных охранных структур, он регулярно проводил семинары, посвященные как рукопашному бою, таки оздоровительным методикам Шоу-Дао, многие из которых нашли применение во врачебной практике» техникам цигун Шоу-Дао и методам управления сексуальной энергией.

Александр Медведев выпустил десятки книг и видеофильмов, и переданные ему знания древнего даосского клана уже принесли пользу многим людям. Тема счастья неоднократно всплывала в лекциях Медведева и в его беседах с учениками. В процессе занятий ученики Александра менялись, буквально на глазах становясь более сильными, здоровыми, уравновешенными, уверенными в себе и, несомненно, более счастливыми.

Если отбросить в сторону все высокие материи учения Шоу-Дао, которые в основном интересуют приверженцев восточной философии, забыть о техниках рукопашного боя, о медицине, методах продления жизни и о многом другом, останется один вопрос, который представляет интерес практически для каждого человека. Это - вопрос о счастье.

Западная культура научила нас многим нужным и полезным вещам, но она не научила нас главному - как быть счастливым. Вопрос о счастье издревле вдохновлял писателей и поэтов, дававших множество его толкований вроде: «счастье - как птица, улетит - не поймаешь», и других, более или менее оптимистичных, но, к сожалению, при проведении опросов населения выясняется, что в основном люди не считают себя счастливыми и с уверенностью утверждают, что бывают лишь мгновения счастья, но в целом счастье, как таковое, не существует.

Последователи Шоу-Дао придерживаются по этому вопросу совершенно противоположного мнения. Они считают, что быть счастливым - долг человека перед собой, обществом и природой. Счастье - это состояние души, и лишь человек, умеющий быть счастливым и делиться своим счастьем с семьей и с окружающими людьми, достигает истинной гармонии.

Естественно, что сделать счастливыми всех невозможно, особенно тех, кто подсознательно или даже сознательно не желает быть счастливым, а встречаются и такие, но учение Шоу-Дао и не ставит таких целей. Оно учит своих последователей отыскивать компромиссы в своём взаимодействии с окружающей средой и достигать поставленных целей, не противопоставляя себя миру, а относясь к нему с мудростью и пониманием.

Шоу-даос, путешествуя по жизни, как драгоценные жемчужины, собирает прекрасные воспоминания о моментах счастья. Он учится смотреть на мир таким образом, чтобы из каждого опыта извлекать что-то позитивное и полезное, дающее новые силы, новые ресурсы и энергию для этого путешествия. Это, фактически, умение во взрослой и сознательной жизни сохранять, несмотря на трудности, подстерегающие тебя на жизненном пути, взгляд любознательного и живого, незакомплексованного и не напуганного ребёнка, взгляд оптимистичный и жизнеутверждающий. Это непростое искусство, но оно стоит того, чтобы его изучить.

Каждый человек имеет свой собственный взгляд на мир, обусловленный множеством факторов, как биологических, так и социальных. Некоторые видят жизнь в розовом свете, некоторые в голубом, а кто-то в чёрном или сером. Мир же всегда один и тот же. Различается лишь только взгляд на него, и, хотя мы не в силах изменить мир, мы можем изменить то, как мы воспринимаем его.

Мои друзья как-то рассказали мне историю о двух котах, которых они знали. Один кот рос на даче, вольным и свободным, как ветер. Он носился по округе, с наслаждением гоняясь за бабочками, увлеченно охотясь на мышей и страстно распевая серенады соседским кошечкам.

Другой кот вырос в доме, привыкнув к мягким диванным подушкам, ласкам хозяйки и мисочкам столь активно рекламируемого кошачьего корма. Его жизнь была великолепна, но в один прекрасный день она превратилась в кошмар. В этот день хозяева решили отвезти его на дачу, ту самую, где наслаждался вольной жизнью первый кот.

Когда домашнего любителя «Вискас» вынули из корзинки, в которой его перевозили, и он впервые в жизни увидел поросший травой дачный участок, ужасу его не было предела. Насмерть перепуганный кот, мяукнув, вскочил на плечо хозяина и прижался к его шее.

Для того чтобы оторвать от себя пребывающее в панике животное, хозяину пришлось приложить немало усилий, но наконец кота впервые в жизни положили на поросшую травой землю. Кот понял, что настал его последний час, и смирился с неизбежным. Он съёжился, чтобы стать совершенно незаметным, и замер с широко открытыми глазами, не шевелясь и не дыша, в ожидании конца света.

Здесь мир, в котором оказался домашний кот, - тот же самый, в котором блаженствовал и резвился кот дачный, и различие в реакциях животных было обусловлено не миром, а их взглядом на мир, в случае домашнею кота полном ужаса и отчаяния, хотя на самом деле ему не угрожала никакая реальная опасность, и в случае кота дачного - полном радости и интереса.

То же самое относится и к нашему подходу к ситуациям, в которые мы попадаем. Часто источником наших мучительных отрицательных эмоций является не сама ситуация, которая иногда действительно может быть тяжёлой и мучительной, а то, как мы её воспринимаем.

В качестве примера мне хотелось бы привести истории Милтона Эриксона, известного психотерапевта и гипнотизера, вышедшего победителем из, казалось бы, безвыходного положения, и одного испанца, уже не помню его имени, в сходном случае в качестве выхода выбравшего самоубийство.

В возрасте девятнадцати лет Милтон Эриксон заболел полиомиелитом. Он полностью потерял способность двигаться и даже говорить, и поэтому все считали, что он в коме. Настроенный пессимистически врач приговорил его к смерти, но Милтон не собирался так просто сдаваться.

Собрав все свои силы, он попытался пошевелить хотя бы одним мускулом. Некоторое время спустя он обнаружил, что может слегка двигать веками. Несколько недель ему понадобилось, чтобы родные обратили внимание на то, что почти незаметным движением век он подаёт им какие-то знаки. Потом родные помогли ему разработать язык общения, и он смог наконец попросить мать, чтобы его кровать поставили поближе к окну, и теперь по утрам он мог наблюдать восход солнца. Это было его первой победой. Затем он сотворил чудо, исключительно благодаря своей воле и настойчивости вернувшись к жизни.

Впоследствии Эриксон стал знаменитым учёным и выдающимся психотерапевтом, что и неудивительно, поскольку лишь человек, сам умеющий преодолевать препятствия и находить выход из кажущихся безвыходными ситуаций, способен научить других людей тому, как позитивно смотреть на жизнь и как преодолевать собственные проблемы.

Один из учеников Эриксона рассказал историю о том, как он был у него в гостях и Милтон показал ему открытку, которую прислала его дочь. На открытке был изображен герой мультфильма, находящийся на крошечной планете среди бескрайних просторов вселенной. Под картинкой была сделана подпись, гласящая: «Когда вы задумываетесь о том, насколько огромна, беспредельна и сложна вселенная, не начинаете ли вы чувствовать себя маленьким и ничтожным?»

На обороте открытки почерком Эриксона было написано: «Только не я!»

Это - тоже взгляд на мир. Кто-то чувствует себя маленьким и ничтожным перед лицом вечности и бесконечности, а кто-то, наоборот, ощущает себя в том же сравнении уникальным, неповторимым и полным сил.

Нельзя сказать, что один из этих взглядов - правильный, а другой - неправильный, что один взгляд - истинный, а другой - ложный. В данном случае оценка каждым человеком своего состояния субъективна, и мы можем говорить лишь о том, приносит ли данная субъективная оценка человеку пользу или вред. Эриксоновский взгляд на мир помог ему победить неизлечимую болезнь и достичь выдающихся успехов в жизни и в науке. В то же время человек, чувствующий себя бессильным и ничтожным перед лицом обстоятельств, теряет волю к борьбе и в конечном счёте проигрывает.

Никто не ставит под сомнение истинность поговорки: «Лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным», но почему-то люди редко задумываются о том, что лучше быть жизнерадостным, оптимистичным и готовым к борьбе, чем унылым, пессимистичным и пассивным.

Дело в том, что свой собственный взгляд на мир мы принимаем как непреложную данность, высшую инстанцию истины, не задумываясь о том, что наш способ оценивать ситуации - результат случайного стечения обстоятельств, в которые мы вовлекались с момента нашего рождения, и что он не является чем-то непреложным и неизменным. Счастливый человек отличается от несчастного в первую очередь тем, как он видит мир, и тем, как он оценивает происходящие события. Одной из основных целей учения Шоу-Дао было выработать у своих последователей оптимистический и жизнеутверждающей взгляд на окружающую действительность, подкрепленный реальными умениями побеждать обстоятельства и добиваться поставленных целей.

Случай с испанцем, назовем его Хосе, обошёл зимой 1998 года страницы большинства испанских газет. После автомобильной аварии Хосе остался парализован и много лет испытывал невыносимые моральные и физические страдания. Он не хотел жить, если его тело не слушалось его, не хотел бороться, и единственное, о чём он мечтал, - это умереть и раз и навсегда покончить со своими страданиями. О своих мучениях он написал книгу, по-моему, она называлась «Записки из ада». В конце концов он таки покончил с собой, выпив большую дозу снотворного, и, поскольку он сам не мог бы достать нужное для самоубийства количество таблеток, полиция начала расследование дела, подозревая в пособничестве самоубийству, то есть, фактически, в убийстве, жену и детей покойного.

Это действительно печальная история, но если вспомнить примеры Дикуля, вылечившегося по собственной методике от паралича после того, как врачи раз и навсегда приговорили его к неподвижности, и даже работавшего после этого силовым жонглёром в цирке, если вспомнить примеры многих других людей, победивших свой недуг в подобных обстоятельствах или даже, будучи инвалидами, сумевших сделать свою жизнь полноценной и интересной, мы поймём, насколько сильно взгляд на мир определяет судьбу человека.

То, что произошло с Милтоном Эриксоном и Хосе, конечно, ситуации экстремальные и, к счастью, довольно редко встречающиеся в жизни. Но люди - существа изобретательные, и они ухитряются отравлять жизнь себе и другим по гораздо менее серьезным поводам.

Так, известны случаи разводов, когда основным камнем преткновения между супругами было то, каким образом выдавливать зубную пасту из тюбика - из середины или аккуратно заворачивая тюбик с кончика.

Причиной невыносимых страданий одной моей знакомой были прыщи на спине, по моему мнению почти незаметные. Тем не менее Ася, к тому времени уже закончившая университет, жутко комплексовала по этому поводу и стеснялась встречаться с молодыми людьми, боясь, что когда-нибудь они смогут увидеть её прыщи и тогда они начнут презирать её.

Ася регулярно горько рыдала по поводу своей трагической одинокой судьбы, не реагируя на мои доводы о том, что можно довольно неплохо и в течение достаточно долгого времени проводить время с мужчинами, не показывая им свою спину. Но, увы, мои увещевания были абсолютно бесполезны. Согласно взгляду на мир в остальном вполне разумной выпускницы физфака, мужчины должны были презирать женщин с прыщами на спине, и она не хотела даже знакомиться с ними, чтобы впоследствии избежать невыносимой боли разочарования.

Не стоит смеяться над Асей. Почти каждый из нас имеет свои «прыщи на спине», причиняющие более или менее сильные страдания. Это может быть маленький рост, или маленькая зарплата, или слишком длинный нос, или ранняя лысина, или отсутствие такого же платья, как у подруги, или магнитофон, который слишком громко включают соседи за стеной, или косой взгляд, брошенный на вас незнакомцем в автобусе.

Если бы люди научились не быть несчастными по поводам, которые явно того не стоят, мир стал бы лучше и добрее. Всё, что для этого нужно сделать, - это отыскать те самые «прыщи на спине», которые лишают вас покоя и гармонии, а затем просто изменить свой взгляд на мир. Как сделать это и многое другое, что вернёт вам ежедневный заряд положительных эмоций, радость жизни и уверенность в себе, вы узнаете из книг серии «Технология счастья».

И, в заключение, мне хотелось бы вкратце рассказать о том, что же представляет собой Шоу-Дао, как возникло и сформировалось это удивительное и мудрое учение.

Клан Шоу-Дао, ещё не имея этого названия, начал формироваться в глубокой древности, около пяти тысяч лет назад, когда небольшое языческое племя, жившее где-то на севере Европы и поклонявшееся дереву, вынуждено было покинуть родные леса из-за вражды с другими племенами. Племя, иногда на долгие годы задерживаясь в понравившихся им местах, кочевало на восток, через Индию, добравшись наконец в Китай.

Постепенно формировался клан, члены которого, несмотря на различную племенную, национальную и расовую принадлежность, сохраняли общность ритуалов и поклонялись Дереву Жизни как символу жизни. Впоследствии, уже в Китае, культ поклонения дереву слился с учением о пяти первоэлементах - у-син и превратился в учение о «человеке-дереве», где «дерево» - это символ совершенства.

«Человеком-деревом» шоу-даосы считали мудрого и доброго человека с гармонично развитой личностью, лишённой внутренних противоречий и необоснованных страхов и сомнений, способного наслаждаться жизнью и нести другим людям радость общения. «Человек-дерево» был воином и философом, хранителем знаний и носителем добра, врачом и поэтом, художником и крестьянином в одном лице.

Непосредственно перед переходом из Индии в Китай члены клана стали называть себя Спокойными. Китайское название клана «Шоу-Дао» в переводе означает «Путь спокойствия». В Китае, после слияния с некоторыми местными эзотерическими школами Спокойные иногда стали именовать себя «Бессмертными», а членов своего клана они называли «воинами жизни».

Жизнь Спокойные считали бесценным подарком судьбы, и одной из основных целей учения Шоу-Дао стало достижение бессмертия или, по крайней мере, предельного долголетия и крепкого здоровья для каждого члена клана.

Условия существования в средневековой Индии и Китае были крайне тяжелыми, особенно для инородных переселенцев, и наука выживания для членов клана стала крайне важной. Поскольку выжить в подобных суровых условиях мог лишь человек с крепким здоровьем, живым умом, устойчивой психикой, здравыми оптимистическим взглядом на мир, к тому же обладающий необходимыми навыками в рукопашном бою, медицине, искусствах, ремёслах и прочих областях знаний, позволяющих разрешать возникающие проблемы, Спокойные разработали сложную, но очень эффективную теорию формирования и построения гармонично развитой личности.

Дети, рождавшиеся в клане, воспитывались со всеми необходимыми качествами счастливого гармоничного человека, и точности согласно мировоззрению шоу-даосов, но, поскольку в клан нередко принимали людей со стороны, выросших и сформировавшихся в других условиях, Спокойные разработали специальные методики и психотехники, направленные на приведение в гармонию неуравновешенных или противоречивых типов личности, а также создали всевозможные классификации сипов личности и теории возникновения нарушений в личности человека. Фактически, можно сказать, что они изобрели методику воспитания счастливого человека, хотя, конечно, диапазон качеств, развиваемых с помощью упражнений Шоу-Дао, гораздо более широк. Но поскольку в данном случае нас волнует исключительно тема счастья, ею мы и займемся.

Члены клана Шоу-Дао на страницах этой книги иногда будут именоваться Спокойными или воинами жизни, также время от времени я буду цитировать некоторые высказывания Ли, мастера Шоу-Дао и Учителя Александра Медведева, ранее приведенные мною в книгах серии «Путь Шоу-Дао» - «Тайное учение даосских воинов», «Обучение у воды» и «Обучение женщиной».

Ирина Медведева

ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?

Существует много разных определений счастья и его философских осмыслений, но в данной книге мы будем рассматривать счастье не как достижение какого-то нравственного или социально-этического идеала, а как состояние удовлетворённости жизнью в целом» позитивное отношение к прошлому и оптимистический взгляд в будущее в сочетании с постоянно испытываемыми человеком интенсивными, но не истощающими положительными эмоциями.

В современном западном обществе в качестве идеала счастья выступает постоянное» полное и обоснованное удовлетворение человека своей жизнью, её условиями, наполненностью, достигаемым в ней раскрытием человеческих возможностей.

В восточном, точнее, в даосском понимании счастье заключается в универсальной гармонии тела, духа и окружающего мира. Это значительно более широкая формулировка, содержащая гораздо больше составляющих, чем европейское понятие о счастье. Счастье - это состояние души, и во многих восточных эзотерических и религиозных традициях умение быть счастливым было необходимой составляющей жизни человека, чем-то вроде изучения ремёсел или искусств. Крестьянин знал, как и когда нужно вспахивать и засеивать землю, чтобы получить хороший урожай, и точно так же он знал, что он должен делать и как он должен жить, чтобы быть счастливым, ибо только счастливый человек угоден богам.

К сожалению, в европейской культуре к вопросу о счастье относились с гораздо меньшим вниманием и интересом, чем к вопросу профессиональной подготовки, и современный человек имеет о счастье довольно смутное представление, обычно как о состоянии, которое ему иногда приходилось испытывать, но постоянное пребывание в котором, в принципе, недостижимо. Хотя, согласно опросам населения в Европе и США, значительный процент людей называет себя счастливыми, большей частью их представление о счастье ограничивается чувством удовлетворённости жизнью, поскольку подавляющее число считающих себя счастливыми людей признает, что они именно удовлетворены жизнью, но при этом не могут сказать, что они регулярно испытывают положительные эмоции.

Согласно опросу института Гэллопа в 1976 году, были получены следующие данные, выявляющие количество счастливых людей в разных странах мира. Эти данные в процентах приведены в расположенной ниже таблице.

Данные эти довольно любопытны. Действительно ли европейцы в два раза менее счастливы, чем американцы? Почему значительное количество европейцев и американцев, глубоко удовлетворённых своим уровнем жизни, жилищными условиями и семейной жизнью, тем не менее не считают себя счастливыми? Почему африканцы, не удовлетворённые своим уровнем жизни и жилищными условиями, невзирая на это, считают себя счастливыми? Почему латиноамериканцы, живущие на грани нищеты, счастливее, чем жители богатой и преуспевающей Европы?

Сравнительные данные исследований в США, проведённые между 1957 и 1972 гг. показали, что, несмотря на возросшее материальное благосостояние, количество людей, считающих себя счастливыми, заметно снизилось.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Схожі:

Ирина Медведева, Александр Медведев «Технология счастья» iconДокументи
1. /Медведева Ирина технологии счастья.doc
Ирина Медведева, Александр Медведев «Технология счастья» iconДокументи
1. /Медведева Ирина технологии счастья.doc
Ирина Медведева, Александр Медведев «Технология счастья» iconДокументи
1. /Медведева Ирина технологии счастья.doc
Ирина Медведева, Александр Медведев «Технология счастья» iconДокументи
1. /Медведева Ирина технологии счастья.doc
Ирина Медведева, Александр Медведев «Технология счастья» iconДокументи
1. /Медведева Ирина технологии счастья.doc
Ирина Медведева, Александр Медведев «Технология счастья» iconДокументи
1. /Медведева Ирина технологии счастья.doc
Ирина Медведева, Александр Медведев «Технология счастья» iconДокументи
1. /Медведева Ирина технологии счастья.doc
Ирина Медведева, Александр Медведев «Технология счастья» iconДокументи
1. /Медведев/Анализ структур кол БСЗ соврем российского общества применит.doc
2.
Ирина Медведева, Александр Медведев «Технология счастья» iconДокументи
1. /Медведев/Анализ структур кол БСЗ соврем российского общества применит.doc
2.
Ирина Медведева, Александр Медведев «Технология счастья» iconДокументи
1. /Медведев/Анализ структур кол БСЗ соврем российского общества применит.doc
2.
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи