З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768 icon

З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768




НазваЗ. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768
Сторінка1/6
Дата14.05.2013
Розмір0.7 Mb.
ТипДокументи
  1   2   3   4   5   6
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд Зигмунд/Freid-Rat 1.doc
3. /Фрейд Зигмунд/Kon (2) Френйд Я и Оно.doc
4. /Фрейд Зигмунд/Kon Френйд Я и Оно.doc
5. /Фрейд Зигмунд/Leonardo.doc
6. /Фрейд Зигмунд/~$ Бессознательное.doc
7. /Фрейд Зигмунд/~$ Массовая психология и анализ человеческого Я.doc
8. /Фрейд Зигмунд/Алфавитка книг ФРЕЙДА .doc
9. /Фрейд Зигмунд/Влечения и их судьба - Фрейд.doc
10. /Фрейд Зигмунд/Глава 16 в книге 4 из ПЕРЕНОС.doc
11. /Фрейд Зигмунд/Глава 17 из третьей книги Метапсихология.doc
12. /Фрейд Зигмунд/Глава 4 Основные принципы манипуляции сознания.doc
13. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд - Толкование сновидений.doc
14. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд - Три статьи по теории сексуальности.doc
15. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд Бессознательное.doc
16. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд Недовольство культурой 11.doc
17. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд Недовольство культурой.doc
18. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд По ту сторону принципа удовольствия.doc
19. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд-Влечения и их судьба.doc
20. /Фрейд Зигмунд/ЗФ - Человек Моисей и монотеистическая религия.doc
21. /Фрейд Зигмунд/ЗФ 1.doc
22. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Bessozn.doc
23. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Leonardo.doc
24. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Анализ конечный и бесконечный.pdf
25. /Фрейд Зигмунд/ЗФ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 1.doc
26. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Бессознательное.doc
27. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Будущее одной иллюзии.doc
28. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Будущее одной иллюзии.pdf
29. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в ПА лекции.pdf
30. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 1 - 15.doc
31. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 16 - 28.doc
32. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 29 - 35.doc
33. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психологию.doc
34. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Влечения и их судьба 1.doc
35. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Влечения и их судьба.doc
36. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Вытеснение.doc
37. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Гипноз .doc
38. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Гипноз 1.doc
39. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Дискуссия с посторонним.doc
40. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Достоевский и отцеубийство.doc
41. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Достоевский.doc
42. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Женственность.doc
43. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Заметки о случае обессивного невроза от СИ.doc
44. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Заметки о случае обессивного невроза.doc
45. /Фрейд Зигмунд/ЗФ История болезни Анны О.doc
46. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Йозеф Брейер никролог.doc
47. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ..doc
48. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология 1.doc
49. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология и анализ человеческого Я.doc
50. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология.doc
51. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях.doc
52. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Механизм навязчивых идей и фобий.doc
53. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Мы и смерть.doc
54. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Мы и смерть.pdf
55. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Недовольство культурой.doc
56. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Недовольство культурой.pdf
57. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Некоторые замечания относительно понятия БСЗ в ПА.doc
58. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Несколько замечаний по повобу понятия БСЗ.doc
59. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Неудовольство культурой.doc
60. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О ПРЕВРАЩЕНИИ ВЛЕЧЕНИЙ В ОСОБЕННОСТИ АНАЛЬНОЙ ЭРОТИКИ.doc
61. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О параное 111.doc
62. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О преврацении влечений в особенности анальной эротики.doc
63. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О сновидении.doc
64. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА 2.doc
65. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Об унижении любовной жизни.doc
66. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Остроумие и его отношение к бессознательному.doc
67. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерк истории ПА.doc
68. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерк истории психоанализа.doc
69. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерки об истерии.doc
70. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ПА религия культура.pdf
71. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ПОЛОЖЕНИЯ О ДВУХ ПРИНЦИПАХ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc
72. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ППОЖ Забывание иностранных слов .doc
73. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Печаль и меланхолия 1.doc
74. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Печаль и миланхолия.doc
75. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону принципа Удовольствия.doc
76. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону принципа наслаждения.pdf
77. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону удовольствия.doc
78. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Положение о 2 принципах психической деятельности.doc
79. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Представление о мотивах и личности в ПА.doc
80. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Психология масс и анализ человеческого Я.doc
81. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Психопатология обыденной жизни.doc
82. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Разделение психической лекции Л 31.doc
83. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Ребенка бьют ......doc
84. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Ребенка бьют к вопросу о происхождении сексуальных извращ.doc
85. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сексуальная жизнь человека.doc
86. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сознание и бессознательное.doc
87. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сочинен Строки биогр О снов Псих масс и анал чел Я.pdf
88. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сочинения Строки биографии.doc
89. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Строки биографии.doc
90. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ТРУДНОСТЬ НА ПУТИ ПСИХОАНАЛИЗА.doc
91. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Табу девственности.doc
92. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Теория личности.doc
93. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Толкование сновидений.doc
94. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Три статьи по теории сексуальности.doc
95. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Трудности на пути ПА.doc
96. /Фрейд Зигмунд/ЗФ УС Представлени о мотивах и личности в ПА.doc
97. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Человек Моисей и монотеистическая религия.pdf
98. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Этот человек Моисей.doc
99. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Этюды об истерии предисловия.doc
100. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Я и Оно.doc
101. /Фрейд Зигмунд/ЗФ.doc
102. /Фрейд Зигмунд/Заметки о контрпереносе.doc
103. /Фрейд Зигмунд/Зигмунд Фрейд Введение в психологию.doc
104. /Фрейд Зигмунд/Оккупация Метапсихология.doc
105. /Фрейд Зигмунд/Печаль и меланхолия.doc
106. /Фрейд Зигмунд/Список Фобий и извращений.doc
107. /Фрейд Зигмунд/Фрейд БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.doc
108. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ДОСТОЕВСКИЙ И ОТЦЕУБИЙСТВО.doc
109. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ..doc
110. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я.doc
111. /Фрейд Зигмунд/Фрейд Я и Оно.doc
112. /Фрейд Зигмунд/Фрейд- Человек Моисей и монотеизм.doc
Сознание и бессознательное См.: Фрейд З. Я и оно
Строки биографии психология масс и анализ человеческого "Я"
З. Фрейд сексуальная жизнь человека* [1]
Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
Лекции по психоанализу. М., С. 334-349. Зигмунд фрейд разделение психической личности (тридцать первая лекция)
З. Фрейд Психология масс и анализ человеческого Я
З. Фрейд Психопатология обыденной жизни
Зигмунд фрейд
Уильям С. Буллит, Зигмунд Фрейд представления о мотивах и личности в психоанализе
З. Фрейд По ту сторону удовольствия
З. Фрейд Печаль и меланхолия
По ту сторону принципа удовольствия
Печаль и меланхолия
З. Фрейд забывание иностранных слов
З. Фрейд положения о двух принципах психической деятельности
Этюды об истерии
Очерк истории психоанализа Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 Не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
Зигмунд фрейд очерк истории психоанализа не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
З. Фрейд Заметки о случае обессивного невроза
Ii. Случай I. Истории болезней (Бройер и Фрейд) Фройлен Анн О. (Бройер)
З. Фрейд женственность*
Отчет о начале лечения, данный Фрейдом, и дальнейшее его обсуждение в Венском Психоаналитическом обществе, заняли два вечера 30 октября и 6 ноября
Достоевский и отцеубийство
Статья из первого издания «Терапевтического лексикона практикующего врача», изданного доктором Антоном Бумом в 1891 году
З. Фрейд Дискуссия с Посторонним
Фрейд З. Достоевский и отцеубийство
Статья из первого издания «Терапевтического лексикона практикующего врача», изданного доктором Антоном Бумом в 1891 году
Остров доброты татьяны бонне
Остров доброты татьяны бонне
З. Фрейд влечения и их судьба
З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768
Влечения и их судьба
З. фрейд строки биографии
З. фрейд строки биографии
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
Основные доктрины манипуляции сознанием § Технология манипуляции как закрытое знание
Из третьей книги "Метапсихология", входящей в цикл "
Определение
Название книг и статей
Влечения и их судьба
Что же это было, что мешало современникам понять личность Леонардо
Сознание и бессознательное
Сознание и бессознательное
3игмунд фрейд
Примечание издателя
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством
Сознание и бессознательное
З. Фрейд «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» из кн. З. Фрейд «Психоаналитические этюды»
Психология масс и анализ человеческого я*
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
Достоевский и отцеубийство
Печаль и меланхолия
Список различных фобий и извращений
Оккупация (пленённость, захваченность объектом)
Зигмунд Фрейд. Введение в психологию
З. Фрейд Заметки о контрпереносе
Зигмунд Фрейд Сборник произведений
Отчет о начале лечения, данный Фрейдом, и дальнейшее его обсуждение в Венском Психоаналитическом обществе, заняли два вечера 30 октября и 6 ноября
Этюды об истерии
З. Фрейд Этот человек Моисей
Остров доброты татьяны бонне
Уильям С. Буллит, Зигмунд Фрейд представления о мотивах и личности в психоанализе
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
З. Фрейд: теория личности
З. Фрейд табу девственности
З. Фрейд трудность на пути психоанализа
Строки биографии строки биографии
З. Фрейд об унижении любовной жизни
З. Фрейд Остроумие и его отношение к бессознательному
З. Фрейд очерк истории психоанализа не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
Остров доброты татьяны бонне
Зигмунд Фрейд о сновидении
Ii томе «Kleiner Schriften zur Neurosenlehre». О превращении влечений
От редактора статьи
З. Фрейд недовольство культурой
Остров доброты татьяны бонне
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они
З. Фрейд Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе
З. Фрейд мы и смерть
Остров доброты татьяны бонне
Механизм навязчивых идей и фобий
З. Фрейд Массовая психология
Книга З. Фрейд "Массовая психология и анализ человеческого "Я"
З. Фрейд Массовая психология
З. Фрейд «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» из кн. З. Фрейд «Психоаналитические этюды»
З. Фрейд Йозеф Брейер
З. Фрейд введение в психоанализ
Введение в психологию
З. Фрейд введение в психоанализ
З. Фрейд введение в психоанализ
З. фрейд будущее одной иллюзии
Остров доброты татьяны бонне
З. Фрейд бессознательное
Что же это было, что мешало современникам понять личность Леонардо
Примечание издателя
Бессознательное
З. Фрейд человек моисей и монотеистическая религия

З.Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768.


В психоаналитической теории мы без колебания при­нимаем положение, что течение психических процессов автоматически регулируется принципом удовольствия (Lust-prinzip), возбуждаясь каждый раз связанным с неудоволь­ствием напряжением и принимая затем направление, совпадающее в конечном счете с уменьшением этого на­пряжения, другими словами, с устранением неудовольст­вия (Unlust) или получением удовольствия (Lust). Рас­сматривая изучаемые нами психические процессы в связи с таким характером их протекания, мы вводим тем самым в нашу работу «экономическую» точку зрения. Мы пола­гаем, что теория, которая кроме топического и динамичес­кого момента учитывает еще и экономический, является самой совершенной, какую только мы можем себе пред­ставить в настоящее время, и заслуживает названия мета-психологической.

При этом для нас совершенно не важно, насколько с введением «принципа удовольствия» мы приблизились или присоединились к какой-либо определенной, историчес­ки обоснованной философской системе. К таким спеку­лятивным положениям мы приходим путем описания и учета фактов, встречающихся в нашей области в каждо­дневных наблюдениях. Приоритет и оригинальность не яв­ляются целью психоаналитической работы, и явления, ко­торые привели к установлению этого принципа, настолько очевидны, что почти невозможно проглядеть их. Напро­тив, мы были бы очень признательны той философской или психологической теории, которая могла бы нам пояс-

711

нить, каково значение того императивного характера, каке имеет для нас чувство удовольствия или неудовольств!

К сожалению, нам не предлагают ничего приемлемо! в этом смысле. Это самая темная и недоступная областьЦ психической жизни, и если для нас никак невозможш обойти ее совсем, то, по моему мнению, самое свободщ предположение будет и самым лучшим. Мы решились ставить удовольствие и неудовольствие в зависимость от»! количества имеющегося в душевной жизни и не связанно-; го как-либо возбуждения таким образом, что неудовольствие^ соответствует повышению, а удовольствие — понижению! этого количества. При этом мы не думаем о простом OT-J ношении между силой этих чувств и теми количественны-! ми изменениями, которыми они вызваны; менее же все->| го, согласно со всеми данными психофизиологии, можнй| предполагать здесь прямую пропорциональность; возмож*! но, что решающим моментом для чувства является боль*£| шая или меньшая длительность этих изменений. ВозможУ! но, что эксперимент нашел бы себе доступ в эту область/? для нас, аналитиков, трудно посоветовать дальнейшее уг-дубление в эту проблему, поскольку здесь нами не будуй| руководить совершенно точные наблюдения.

Для нас, однако, не может быть безразличным то, такой глубокий исследователь, как Т. Фехнер, выдвинул! теорию удовольствия и неудовольствия, в существенном! совпадающую с той, к которой приводит нас психоанализ: тическая работа. Положение Фехнера, высказанное в его< небольшой статье «Einige Ideen zur Schopftmgs und Entwick^l lungsgeschichte der Organismen», 1873, Abschn. 9, Zusatz,; S. 94, гласит следующее: «Поскольку определенные стрем- | ления всегда находятся в связи с удовольствием или не-* удовольствием, можно также удовольствие и неудовольствие Ц мыслить в психофизической связи с условиями устойчи­вости и неустойчивости, и это позволяет обосновать раз- | витую мной в другом месте гипотезу, что всякое психо-/ физическое движение, переходящее за порог сознания, связано до известной степени с удовольствием, когда оно, перейдя известную границу, приближается к полной ус- 1 тойчивости, и — с неудовольствием, когда, также переходя i известный предел, оно отдаляется от этого; между обеими I границами, которые можно назвать качественным поро-

772

гом удовольствия и неудовольствия, в определенных гра­ницах лежит известная область чувственной индифферент­ности...»

Факты, побудившие нас признать господство принци­па удовольствия в психической жизни, находят свое выра­жение также в предположении, что психический аппарат обладает тенденцией удерживать имеющееся в нем коли­чество возбуждения на возможно более низком или по меньшей мере постоянном уровне. Это то же самое, лишь выраженное иначе, так как если работа психического ап­парата направлена к тому, чтобы удерживать количество возбуждения на низком уровне, то все, что содействует нарастанию напряжения, должно быть рассматриваемо как нарушающее нормальные функции организма, т. е. как не­удовольствие. Принцип удовольствия выводится из прин­ципа константности (Konstanzprinzip). В действительности к принципу константности приводят нас те же факты, ко­торые заставляют нас признать принцип удовольствия. При подробном рассмотрении мы найдем также, что эта пред­полагаемая нами тенденция душевного аппарата подчи­няется, в качестве частного случая, указанной Фехнером тенденции к устойчивости, с которой он поста­вил в связь ощущение удовольствия и неудовольствия.

Мы должны, однако, сказать, что, собственно, непра­вильно говорить о том, что принцип удовольствия управ­ляет течением психических процессов. Если бы это было так, то подавляющее большинство наших психических процессов должно было бы сопровождаться удовольстви­ем или вести к удовольствию, в то время как весь наш обычный опыт резко противоречит этому. Следовательно, дело может обстоять лишь так, что в душе имеется сильная тенденция к господству принципа удовольствия, которой, однако, противостоят различные другие силы или усло­вия, и, таким образом, конечный исход не всегда будет соответствовать принципу удовольствия. Ср. примечание Фехнера при подобном же рассуждении (там. же, с. 90): «Причем, однако, стремление к цели еще не означает до­стижения этой цели, и вообще цель достижима только в приближении...» Если мы теперь обратимся к вопросу, какие обстоятельства могут затруднить осуществление прин­ципа удовольствия, то мы снова вступим на твердую и из-

713

вестную почву и можем в широкой мере использовать наш аналитический опыт.

Первый закономерный случай такого торможения прии*-ципа удовольствия нам известен. Мы знаем, что принцип удовольствия присущ первичному способу работы психш-ческого аппарата и что для самосохранения организма среди трудностей внешнего мира он с самого начала оказывает*-ся непригодным и даже в значительной степени опасным.

Под влиянием стремления организма к самосохране­нию этот принцип сменяется «принципом реально­сти», который, не оставляя конечной цели — достижения удовольствия, — откладывает возможности удовлетворе-ния и временно терпит неудовольствие на длинном околь­ном пути к удовольствию. Принцип удовольствия остается еще долгое время господствовать в сфере трудно «воспи­тываемых» сексуальных влечений, и часто бывает так, что он в сфере этих влечений, или же в самом Я, берет верх над принципом реальности даже во вред всему организму.

Между тем несомненно, что замена принципа удоволь­ствия принципом реальности объясняет нам лишь незна­чительную и притом не самую главную часть опыта, свя­занного с неудовольствием. Другой, не менее закономерный источник неудовольствия заключается в конфликтах и рас­щеплениях психического аппарата, в то время как Я раз­вивается до более сложных форм организации. Почти вся энергия, заполняющая этот аппарат, возникает из наличе­ствующих в нем влечений, но не все эти влечения допус­каются до одинаковых фаз развития. Вместе с тем постоянно случается так, что отдельные влечения или их компоненты оказываются несовместимыми с другими в своих целях или требованиях и не могут объединиться во всеохватывающее единство нашего Я. Благодаря процессу вытеснения они откалываются от этого единства, задерживаются на низ­ших ступенях психического развития, и для них отнима­ется на ближайшее время возможность удовлетворения. Если им удается, что легко случается с вытесненными сек­суальными влечениями, окольным путем достичь прямого удовлетворения или замещения его, то этот успех, кото­рый вообще мог бы быть удовольствием, ощущается Я как неудовольствие. Вследствие старого вытеснения конфлик­та принцип удовольствия испытывает новый прорыв как

714

раз тогда, когда известные влечения были близки к полу­чению, согласно тому же принципу, нового удовольствия. Детали этого процесса, посредством которого вытеснение превращает возможность удовольствия в источник неудо­вольствия, еще недостаточно поняты или не могут быть ясно описаны, но бесспорно, что всякое невротическое неудовольствие есть подобного рода удовольствие, кото­рое не может быть воспринято как таковое1.

Оба отмеченные здесь источника неудовольствия дале­ко не исчерпывают полностью всего многообразия наших неприятных переживаний, но об остальной их части мож­но, по-видимому, утверждать с полным правом, что ее существование не противоречит господству принципа удовольствия. Ведь чаще всего нам приходится ощущать неудовольствие от восприятия (Wahrnehmungsunlust), будь то восприятие напряжения от неудовлетворенных влече­ний или внешнее восприятие, все равно, является ли оно мучительным само по себе или же возбуждает в психичес­ком аппарате неприятные ожидания, признаваемые им в качестве «опасности». Реакция на требования этих влече­ний и сигналы опасности, в которых, собственно, и выра­жается деятельность психического аппарата, может быть должным образом направляема принципом удовольствия или видоизменяющим его принципом реальности. Это как будто бы не заставляет признать дальнейшее ограничение принципа удовольствия, и как раз исследование психической реакции на внешние опасности может дать новый матери­ал и новую постановку для обсуждаемой здесь проблемы.

II

Уже давно описано то состояние, которое носит назва­ние «травматического невроза» и наступает после тяжелых механических потрясений, как столкновение поездов и дру­гие несчастья, связанные с опасностью для жизни. Ужас­ная, только недавно пережитая война подала повод к возникновению большого количества таких заболеваний и положила конец попыткам сводить это заболевание к органическому поражению нервной системы вследствие

1 Существенным является то, что удовольствие и неудовольствие связаны как сознательные ощущения с Я.

715

влияния механического воздействия1. Картина состояния при травматическом неврозе приближается к истерии по богатству сходных моторных симптомов, но, как правило, превосходит ее сильно выраженными признаками субъек­тивных страданий, близких к ипохондрии или меланхолии, и симптомами широко разлитой общей слабости и наруше­ния психических функций. Полного понимания как воен­ных неврозов, так и травматических неврозов мирного времени мы еще не достигли. В военных неврозах, с одной стороны, проясняет дело, но вместе с тем и запутывает, то, что та же картина болезни иногда возникала и без участия грубого механического повреждения. В обыкновенном трав­матическом неврозе привлекают внимание две основные воз­можности: первая — когда главным этиологическим усло­вием является момент внезапного испуга, и вторая — когда одновременно перенесенное ранение или повреждение пре­пятствовало возникновению невроза.

Испуг (Schreck), страх (Angst), боязнь (Furcht) непра­вильно употребляются как синонимы. В их отношении к опасности их легко разграничить. Страх означает опреде­ленное состояние ожидания опасности и приготовление к последней, если она даже и неизвестна; боязнь предпола­гает определенный объект, которого боятся; испуг имеет в виду состояние, возникающее при опасности, когда субъ­ект оказывается к ней не подготовлен, он подчеркивает момент неожиданности. Я не думаю, что страх может вызвать травматический невроз; в страхе есть что-то, что защища­ет от испуга и, следовательно, защищает и от невроза, вы­зываемого испугом. К этому положению мы впоследствии еще вернемся.

Изучение сновидения мы должны рассматривать как самый надежный путь к исследованию глубинных психи­ческих процессов. Состояние больного травматическим нев­розом во время сна носит тот интересный характер, что он постоянно возвращает больного в ситуацию катастрофы, поведшей к его заболеванию, и больной просыпается с новым испугом. К сожалению, этому слишком мало удив­ляются. Обычно думают, что это только доказательство

1 Ср. «Zur Psychoanalyse der Kriegsneurosen» с докладами Ференци, Абрахама, Зиммеля, Э. Джонса (Internationale Psyhoanalytishe Bibliothek 1919, Bd.l).

716

силы впечатления, произведенного травматическим пере­живанием, если это впечатление не оставляет больного да­же во сне. Больной, если можно так выразиться, фикси­рован психически на этой травме. Такого рода фиксация на переживаниях, вызвавших болезнь, давно уже нам из­вестна при истерии. Брейер и Фрейд в 1893 году выстави­ли такое положение: истерики по большей части страдают от воспоминаний. И при так называемых «военных невро­зах» исследователи, как, например, Ференци и Зиммель, объясняют некоторые моторные симптомы как следствие фиксации на моменте травмы.

Однако мне не известно, чтобы больные травматичес­ким неврозом в бодрственном состоянии уделяли много времени воспоминаниям о постигшем их несчастном слу­чае. Возможно, что они скорей стараются вовсе о нем не думать. Принимая как само собой разумеющееся, что сон снова возвращает их в обстановку, вызвавшую их болезнь, они обычно не считаются с природой сна. Природе сна больше отвечало бы, если бы сон рисовал больному сцены из того времени, когда он был здоров, или картины ожи­даемого выздоровления. Если мы не хотим, чтобы сны трав­матических невротиков ввели нас в заблуждение отно­сительно тенденции сновидения исполнять желание, нам остается заключить, что в этом состоянии функция сна так же нарушена и отклонена от своих целей, как и многое другое, или мы должны были бы подумать о загадочных мазохистских тенденциях Я.

Я предлагаю оставить темную и мрачную тему травма­тического невроза и обратиться к изучению работы пси­хического аппарата в его наиболее ранних нормальных фор­мах деятельности. Я имею в виду игру детей.

Различные теории детской игры лишь недавно сопо­ставлены и оценены с аналитической точки зрения 3. Пфей-фером в «Imago» (V, H. 4). Я могу здесь лишь сослаться на эту работу. Эти теории пытаются разгадать мотивы игры детей, не выставляя на первый план экономическую точку зрения, т. е. учитывая получение удовольствия. Не имея в виду охватить все многообразия проявлений игры, я ис­пользовал представившийся мне случай разъяснить пер­вую самостоятельно созданную игру полуторагодовалого

7/7

ребенка. Это было больше чем мимолетное наблюдение^ так как я жил в течение нескольких недель под одной крьй шей с этим ребенком и его родителями и наблюдение мое продолжалось довольно долго, пока это загадочное и по^ стоянно повторяемое действие не раскрыло передо мной свой смысл.

Ребенок был не слишком продвинувшимся вперед в своем интеллектуальном развитии, он говорил в свои пол­тора года только несколько понятных слов и произносил, кроме того, много полных значения звуков, которые были понятны окружающим. Он хорошо понимал родителей и единственную прислугу, и его хвалили за его «приличный» характер. Он не беспокоил родителей по ночам, честно соблюдал запрещение трогать некоторые вещи и ходить куда нельзя, и, прежде всего, он никогда не плакал, когда мать оставляла его на целые часы, хотя он и был нежно привязан к матери, которая не только сама кормила своего ребенка, но и без всякой посторонней помощи ухаживала за ним и нянчила его. Этот славный ребенок обнаружил беспокойную привычку забрасывать все маленькие пред­меты, которые ему попадали, далеко от себя в угол ком­наты, под кровать и проч., так что разыскивание и со­бирание его игрушек представляло немалую работу. При этом он произносил с выражением заинтересованности и удовлетворения громкое и продолжительное «о-о-о-о!», ко^-торое, по единогласному мнению матери и наблюдателя, было не просто междометием, но означало «прочь» (Fort). Я наконец заметил, что это игра и что ребенок все свои игрушки употреблял только для того, чтобы играть ими, отбрасывая их прочь. Однажды я сделал наблюдение, ко­торое укрепило это мое предположение. У ребенка была деревянная катушка, которая была обвита ниткой. Ему никогда не приходило в голову, например, тащить ее за собой по полу, т. е. пытаться играть с ней как с тележкой, но он бросал ее с большой ловкостью, держа за нитку, за сетку своей кроватки, так что катушка исчезала за ней, и произносил при этом свое многозначительное «о-о-о-о!», вытаскивал затем катушку за нитку снова из кровати и встречал ее появление радостным «тут» (Da). Это была за­конченная игра, исчезновение и появление, из которых по

718

большей части можно было наблюдать только первый акт, который сам по себе повторялся без устали в качестве игры, хотя большее удовольствие, безусловно, связывалось со вторым актом1.

Толкование игры не представляло уже труда. Это нахо­дилось в связи с большой культурной работой ребенка над собой, с ограничением своих влечений (отказом от их удовлетворения), сказавшемся в том, что ребенок не со­противлялся больше уходу матери. Он возмещал себе этот отказ тем, что посредством бывших в его распоряжении предметов сам представлял такое исчезновение и появле­ние как бы на сцене. Для аффективной оценки этой игры безразлично, конечно, сам ли ребенок изобрел ее или ус­воил ее по чьему-либо примеру. Наш интерес должен ос­тановиться на другом пункте. Уход матери не может быть для ребенка приятным или хотя бы безразличным. Как же согласуется с принципом удовольствия то, что это мучи­тельное переживание ребенок повторяет в виде игры? Мо­жет быть, на это ответят, что этот уход должен сыграть роль залога радостного возвращения, собственной целью игры и является это последнее. Этому противоречило бы наблюдение, которое показывало, что первый акт, уход, как таковой, был инсценирован ради самого себя, для игры, и даже гораздо чаще, чем вся игра в целом, доведенная до приятного конца.

Анализ такого единичного случая не дает точного раз­решения вопроса. При беспристрастном размышлении воз­никает впечатление, что ребенок сделал это переживание предметом своей игры из других мотивов. Он был до этого пассивен, был поражен переживанием и ставит теперь се­бя в активную роль, повторяя это же переживание, не­смотря на то, что оно причиняет неудовольствие, в каче­стве игры. Это побуждение можно было бы приписать

1 Это толкование было потом вполне подтверждено дальнейшим на­блюдением. Когда однажды мать отсутствовала несколько часов, она была по своем возвращении встречена известием «Беби о-о-о», которое вначале осталось непонятным. Скоро обнаружилось, что ребенок во время этого долгого одиночества нашел для себя средство исчезать. Он открыл свое изображение в стоячем зеркале, спускавшемся почти до полу, и затем приседал на корточки, так что изображение в зеркале ухо­дило «прочь».

719

стремлению к овладению (Bemachtigungstrieb), независи­мому от того, приятно ли воспоминание само по себе или нет. Но можно попытаться дать и другое толкование. Отбрасывание предмета, так что он исчезает, может быть удовлетворением подавленного в жизни импульса мщения матери за то, что она ушла от ребенка, и может иметь значение упрямого непослушания: «да, иди прочь, мне те­бя не надо, я сам тебя отсылаю». Этот же самый ребенок, которого я наблюдал в возрасте 1 1/2 года, при его первой игре, имел обыкновение годом позже бросать об пол иг­рушку, на которую он сердился, и говорить при этом: «Иди на войну!» («Geh in K(r)ieg!») Ему тогда рассказывали, что его отсутствующий отец находится на войне, и он вовсе не чувствовал отсутствия отца, но обнаруживал ясные при­знаки того, что не желал бы, чтобы кто-нибудь мешал ему одному обладать матерью1. Мы знаем и о других детях, которые пытаются выразить подобные свои враждебные побуждения, отбрасывая предметы вместо лиц2. Здесь воз­никает сомнение, может ли стремление психически пере­работать какое-либо сильное впечатление, полностью ов­ладеть им, выявиться как нечто первичное и независимое от принципа удовольствия. В обсуждаемом здесь случае ребенок мог только потому повторять в игре неприятное впечатление, что с этим повторением было связано дру­гое, но прямое удовольствие.

Также и дальнейшее наблюдение детской игры не раз­решает нашего колебания между двумя возможными тол­кованиями. Часто можно видеть, что дети повторяют в игре все то, что в жизни производит на них большое впечатле­ние, что они могут при этом отрегулировать силу впечат­ления и, так сказать, сделаться господами положения. Но, с другой стороны, достаточно ясно, что вся их игра нахо­дится под влиянием желания, доминирующего в их воз­расте, — стать взрослыми и делать так, как это делают

1 Когда ребенку было 5 3/4 года, умерла мать. Теперь, когда она действительно ушла «прочь» (о-о-о), мальчик не выказывал печали. Но незадолго перед этим родился другой ребенок, который возбудил в нем сильнейшую ревность.

2 Ср. воспоминание из детства из Dichtung und Wahrheit // Imago, Bd. V. H. 4; Sammlung kleiner Schriften zur Neurosenlehre, IV Folge.

720

1

взрослые. Можно наблюдать также, что неприятный ха­рактер переживания не всегда делает его непригодным в качестве предмета игры. Если доктор осматривал у ребенка горло или произвел небольшую операцию, то это страш­ное происшествие, наверно, станет предметом ближайшей игры, но здесь нельзя не заметить, что получаемое при этом удовольствие проистекает из другого источника. В то время как ребенок переходит от пассивности переживания к активности игры, он переносит это неприятное, которое ему самому пришлось пережить, на товарища по игре и мстит таким образом тому, кого этот последний замещает. Из этого во всяком случае вытекает, что излишне пред­полагать особое влечение к подражанию в качестве мотива для игры. Напомним еще, что артистическая игра и под­ражание взрослым, которое, в отличие от поведения ре­бенка, рассчитано на зрителей, доставляет им, как, напри­мер, в трагедии, самые болезненные впечатления и все же может восприниматься ими как высшее наслаждение. Мы приходим, таким образом, к убеждению, что и при господ­стве принципа удовольствия есть средства и пути к тому, чтобы само по себе неприятное сделать предметом воспо­минания и психической обработки. Пусть этими случаями и ситуациями, разрешающимися в конечном счете в удо­вольствие, займется построенная на экономическом прин­ципе эстетика; для наших целей они ничего не дают, так как они предполагают существование и господство прин­ципа удовольствия и не обнаруживают действия тенден­ций, находящихся по ту сторону принципа удовольствия, т. е. таких, которые первично выступали бы как таковые и были бы независимы от него.
  1   2   3   4   5   6

Схожі:

З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768 iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768 iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768 iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768 iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768 iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768 iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768 iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768 iconХарьков – хнагх 2009 удк 711. 01: 711 01: 711. 5 Ббк 85. 11 71 Семенов В. Т., Штомпель Н. Э
...
З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768 iconПанин А. В. Философия: Учебник. 3-е изд
Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб и доп. – М.: Тк велби, Изд-во Проспект, 2003. — 608 с
З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768 iconPulmonary pathophysiology michael A. Grippi, M. D. Associate Professor of Medicine
Патофизиология легких, изд. 2-е испр. — М.; Спб.: Зао «Издательство бином», «Нев­ский Диалект», 1999. — 344 с., ил
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи