З. Фрейд Массовая психология icon

З. Фрейд Массовая психология




НазваЗ. Фрейд Массовая психология
Сторінка1/7
Дата14.05.2013
Розмір0.95 Mb.
ТипДокументи
  1   2   3   4   5   6   7
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд Зигмунд/Freid-Rat 1.doc
3. /Фрейд Зигмунд/Kon (2) Френйд Я и Оно.doc
4. /Фрейд Зигмунд/Kon Френйд Я и Оно.doc
5. /Фрейд Зигмунд/Leonardo.doc
6. /Фрейд Зигмунд/~$ Бессознательное.doc
7. /Фрейд Зигмунд/~$ Массовая психология и анализ человеческого Я.doc
8. /Фрейд Зигмунд/Алфавитка книг ФРЕЙДА .doc
9. /Фрейд Зигмунд/Влечения и их судьба - Фрейд.doc
10. /Фрейд Зигмунд/Глава 16 в книге 4 из ПЕРЕНОС.doc
11. /Фрейд Зигмунд/Глава 17 из третьей книги Метапсихология.doc
12. /Фрейд Зигмунд/Глава 4 Основные принципы манипуляции сознания.doc
13. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд - Толкование сновидений.doc
14. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд - Три статьи по теории сексуальности.doc
15. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд Бессознательное.doc
16. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд Недовольство культурой 11.doc
17. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд Недовольство культурой.doc
18. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд По ту сторону принципа удовольствия.doc
19. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд-Влечения и их судьба.doc
20. /Фрейд Зигмунд/ЗФ - Человек Моисей и монотеистическая религия.doc
21. /Фрейд Зигмунд/ЗФ 1.doc
22. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Bessozn.doc
23. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Leonardo.doc
24. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Анализ конечный и бесконечный.pdf
25. /Фрейд Зигмунд/ЗФ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 1.doc
26. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Бессознательное.doc
27. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Будущее одной иллюзии.doc
28. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Будущее одной иллюзии.pdf
29. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в ПА лекции.pdf
30. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 1 - 15.doc
31. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 16 - 28.doc
32. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 29 - 35.doc
33. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психологию.doc
34. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Влечения и их судьба 1.doc
35. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Влечения и их судьба.doc
36. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Вытеснение.doc
37. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Гипноз .doc
38. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Гипноз 1.doc
39. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Дискуссия с посторонним.doc
40. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Достоевский и отцеубийство.doc
41. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Достоевский.doc
42. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Женственность.doc
43. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Заметки о случае обессивного невроза от СИ.doc
44. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Заметки о случае обессивного невроза.doc
45. /Фрейд Зигмунд/ЗФ История болезни Анны О.doc
46. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Йозеф Брейер никролог.doc
47. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ..doc
48. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология 1.doc
49. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология и анализ человеческого Я.doc
50. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология.doc
51. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях.doc
52. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Механизм навязчивых идей и фобий.doc
53. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Мы и смерть.doc
54. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Мы и смерть.pdf
55. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Недовольство культурой.doc
56. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Недовольство культурой.pdf
57. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Некоторые замечания относительно понятия БСЗ в ПА.doc
58. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Несколько замечаний по повобу понятия БСЗ.doc
59. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Неудовольство культурой.doc
60. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О ПРЕВРАЩЕНИИ ВЛЕЧЕНИЙ В ОСОБЕННОСТИ АНАЛЬНОЙ ЭРОТИКИ.doc
61. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О параное 111.doc
62. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О преврацении влечений в особенности анальной эротики.doc
63. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О сновидении.doc
64. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА 2.doc
65. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Об унижении любовной жизни.doc
66. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Остроумие и его отношение к бессознательному.doc
67. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерк истории ПА.doc
68. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерк истории психоанализа.doc
69. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерки об истерии.doc
70. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ПА религия культура.pdf
71. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ПОЛОЖЕНИЯ О ДВУХ ПРИНЦИПАХ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc
72. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ППОЖ Забывание иностранных слов .doc
73. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Печаль и меланхолия 1.doc
74. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Печаль и миланхолия.doc
75. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону принципа Удовольствия.doc
76. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону принципа наслаждения.pdf
77. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону удовольствия.doc
78. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Положение о 2 принципах психической деятельности.doc
79. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Представление о мотивах и личности в ПА.doc
80. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Психология масс и анализ человеческого Я.doc
81. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Психопатология обыденной жизни.doc
82. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Разделение психической лекции Л 31.doc
83. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Ребенка бьют ......doc
84. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Ребенка бьют к вопросу о происхождении сексуальных извращ.doc
85. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сексуальная жизнь человека.doc
86. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сознание и бессознательное.doc
87. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сочинен Строки биогр О снов Псих масс и анал чел Я.pdf
88. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сочинения Строки биографии.doc
89. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Строки биографии.doc
90. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ТРУДНОСТЬ НА ПУТИ ПСИХОАНАЛИЗА.doc
91. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Табу девственности.doc
92. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Теория личности.doc
93. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Толкование сновидений.doc
94. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Три статьи по теории сексуальности.doc
95. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Трудности на пути ПА.doc
96. /Фрейд Зигмунд/ЗФ УС Представлени о мотивах и личности в ПА.doc
97. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Человек Моисей и монотеистическая религия.pdf
98. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Этот человек Моисей.doc
99. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Этюды об истерии предисловия.doc
100. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Я и Оно.doc
101. /Фрейд Зигмунд/ЗФ.doc
102. /Фрейд Зигмунд/Заметки о контрпереносе.doc
103. /Фрейд Зигмунд/Зигмунд Фрейд Введение в психологию.doc
104. /Фрейд Зигмунд/Оккупация Метапсихология.doc
105. /Фрейд Зигмунд/Печаль и меланхолия.doc
106. /Фрейд Зигмунд/Список Фобий и извращений.doc
107. /Фрейд Зигмунд/Фрейд БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.doc
108. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ДОСТОЕВСКИЙ И ОТЦЕУБИЙСТВО.doc
109. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ..doc
110. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я.doc
111. /Фрейд Зигмунд/Фрейд Я и Оно.doc
112. /Фрейд Зигмунд/Фрейд- Человек Моисей и монотеизм.doc
Сознание и бессознательное См.: Фрейд З. Я и оно
Строки биографии психология масс и анализ человеческого "Я"
З. Фрейд сексуальная жизнь человека* [1]
Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
Лекции по психоанализу. М., С. 334-349. Зигмунд фрейд разделение психической личности (тридцать первая лекция)
З. Фрейд Психология масс и анализ человеческого Я
З. Фрейд Психопатология обыденной жизни
Зигмунд фрейд
Уильям С. Буллит, Зигмунд Фрейд представления о мотивах и личности в психоанализе
З. Фрейд По ту сторону удовольствия
З. Фрейд Печаль и меланхолия
По ту сторону принципа удовольствия
Печаль и меланхолия
З. Фрейд забывание иностранных слов
З. Фрейд положения о двух принципах психической деятельности
Этюды об истерии
Очерк истории психоанализа Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 Не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
Зигмунд фрейд очерк истории психоанализа не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
З. Фрейд Заметки о случае обессивного невроза
Ii. Случай I. Истории болезней (Бройер и Фрейд) Фройлен Анн О. (Бройер)
З. Фрейд женственность*
Отчет о начале лечения, данный Фрейдом, и дальнейшее его обсуждение в Венском Психоаналитическом обществе, заняли два вечера 30 октября и 6 ноября
Достоевский и отцеубийство
Статья из первого издания «Терапевтического лексикона практикующего врача», изданного доктором Антоном Бумом в 1891 году
З. Фрейд Дискуссия с Посторонним
Фрейд З. Достоевский и отцеубийство
Статья из первого издания «Терапевтического лексикона практикующего врача», изданного доктором Антоном Бумом в 1891 году
Остров доброты татьяны бонне
Остров доброты татьяны бонне
З. Фрейд влечения и их судьба
З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768
Влечения и их судьба
З. фрейд строки биографии
З. фрейд строки биографии
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
Основные доктрины манипуляции сознанием § Технология манипуляции как закрытое знание
Из третьей книги "Метапсихология", входящей в цикл "
Определение
Название книг и статей
Влечения и их судьба
Что же это было, что мешало современникам понять личность Леонардо
Сознание и бессознательное
Сознание и бессознательное
3игмунд фрейд
Примечание издателя
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством
Сознание и бессознательное
З. Фрейд «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» из кн. З. Фрейд «Психоаналитические этюды»
Психология масс и анализ человеческого я*
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
Достоевский и отцеубийство
Печаль и меланхолия
Список различных фобий и извращений
Оккупация (пленённость, захваченность объектом)
Зигмунд Фрейд. Введение в психологию
З. Фрейд Заметки о контрпереносе
Зигмунд Фрейд Сборник произведений
Отчет о начале лечения, данный Фрейдом, и дальнейшее его обсуждение в Венском Психоаналитическом обществе, заняли два вечера 30 октября и 6 ноября
Этюды об истерии
З. Фрейд Этот человек Моисей
Остров доброты татьяны бонне
Уильям С. Буллит, Зигмунд Фрейд представления о мотивах и личности в психоанализе
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
З. Фрейд: теория личности
З. Фрейд табу девственности
З. Фрейд трудность на пути психоанализа
Строки биографии строки биографии
З. Фрейд об унижении любовной жизни
З. Фрейд Остроумие и его отношение к бессознательному
З. Фрейд очерк истории психоанализа не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
Остров доброты татьяны бонне
Зигмунд Фрейд о сновидении
Ii томе «Kleiner Schriften zur Neurosenlehre». О превращении влечений
От редактора статьи
З. Фрейд недовольство культурой
Остров доброты татьяны бонне
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они
З. Фрейд Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе
З. Фрейд мы и смерть
Остров доброты татьяны бонне
Механизм навязчивых идей и фобий
З. Фрейд Массовая психология
Книга З. Фрейд "Массовая психология и анализ человеческого "Я"
З. Фрейд Массовая психология
З. Фрейд «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» из кн. З. Фрейд «Психоаналитические этюды»
З. Фрейд Йозеф Брейер
З. Фрейд введение в психоанализ
Введение в психологию
З. Фрейд введение в психоанализ
З. Фрейд введение в психоанализ
З. фрейд будущее одной иллюзии
Остров доброты татьяны бонне
З. Фрейд бессознательное
Что же это было, что мешало современникам понять личность Леонардо
Примечание издателя
Бессознательное
З. Фрейд человек моисей и монотеистическая религия

З.Фрейд

Массовая психология

ВВЕДЕНИЕ

Противопоставление индивидуальной и социальной или массовой психологии, которая

на первый взгляд может показаться столь значительной, многое из своей остро ты

при ближайшем рассмотрении теряет. Правда, психология личности исследует

отдельного человека и те пути, которыми он стремится удовлетворить импульсы

своих первичных позывов, но все же редко, только при определенных исключительных

обстоятельствах, в состоянии она не принимать во внимание отношений этого

отдельного человека к другим индивидам. В психической жизни человека всегда

присутствует "другой" Он, как правило, является образцом, объектом, помощником

или противником, и поэтому психология личности с самого начала является

одновременно также и психологией социальной в этом расширенном, но вполне

обоснованное смысле.

Отношение отдельного человека к его родителям, сестрам и братьям, к предмету его

любви, к его учителю к его врачу, то есть все отношения, которые до сих пор были

главным образом предметом психоаналитического исследования, имеют право

считаться социальными феноменами и становятся тогда противопоставленными

известным другим процессам, названным нами нарцистическими, при которых

удовлетворение первичных позывов от влияния других лиц уклоняется или

отказывается. Итак, противопоставленность социальных и нарцистических душевных

процессов - Блейлер, может быть, сказал бы: аутистических- несомненно входит в

область психологии личности и не может быть использована с целью отделить эту

психологию от психологии социальной или массовой. В упомянутых отношениях к

родителям, сестрам и братьям, к возлюбленной, к другу, учителю и к врачу

отдельный человек встречается с влиянием всегда лишь одного лица или очень

незначительного числа лиц, из которых каждое приобрело очень большое для него

значение. Теперь - если речь идет о социальной или массовой психологии- эти

отношения перестали принимать во внимание, выделяя как предмет особого

исследования одновременное влияние на одного человека большого числа лиц, - с

которыми он чем-то связан, хотя они во многом могут ему быть чужды. Таким

образом, массовая психология рассматривает отдельного человека как члена

племени, народа, касты, сословия, институции или как составную часть

человеческой толпы, в известное время и для определенной цели организующейся в

массу. Такой разрыв естественной связи породил тенденцию рассматривать явления,

обнаруживающиеся в этих особых условиях, как выражение особого глубже

необоснованного первичного позыва - социального первичного позыва - который в

других ситуациях не проявляется. Мы, однако, возражаем, что нам трудно приписать

численному моменту столь большое значение, что он один пробуждает в душевной

жизни человека новый и в других случаях остававшийся в бездействии первичный

позыв. Наши ожидания обращаются тем самым на две другие возможности: что

социальный первичный позыв может быть не исконным и не неделимым, и что начала

его образования могут быть найдены в кругу более тесном, как например, в

семейном.

Массовая психология, - пусть только зарождающаяся, включает еще необозримое

множество отдельных проблем и ставит перед исследователем бесчисленные, пока еще

даже не систематизированные задачи. Одна только группировка различных форм

образования масс и описание проявленных ими психических феноменов требуют

усиленных наблюдений и умелого отображения и уже породили обильную литературу.

Сравнивая эту небольшую работу со всем объемом задания, следует, конечно,

учесть, что здесь могут быть обсуждены лишь немногие пункты всего материала. Мы

остановимся лишь на некоторых вопросах, особенно интересных для глубинного

психоаналитического исследования.

I. ЛЕ БОН И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА МАССОВОЙ ДУШИ

Думается, что более целесообразно начинать не с определения, а с указания на

известную область явлений, а затем уже выделить из этой области несколько

особенно явных и характерных фактов, с которых может начаться исследование.

Чтобы выполнить эти условия, мы обращаемся к выдержкам из книги Ле Бона

"Психология масс", по праву получившей широкую известность.

Уясним себе еще раз положение вещей; если бы психология, наблюдающая склонности

и исходящие из первичных позывов импульсы, мотивы и намерения отдельного

человека вплоть до его поступков и отношений к наиболее близким ему людям,

полностью свою задачу разрешила и все эти взаимосвязи выяснила, то она внезапно

оказалась бы перед новой неразрешенной задачей. Психологии пришлось бы объяснить

тот поразительный факт, что этот ставший ей понятным индивид при определенном

условии чувствует, думает и поступает совершенно иначе, чем можно было бы от

него ожидать, и условием этим является его включение в человеческую толпу,

приобретшую свойство "психологической массы". Но что же такое "масса", чем

приобретает она способность так решающе влиять на душевную жизнь отдельного

человека и в чем состоит душевное изменение, к которому она человека вынуждает?

Ответить на три эти вопроса - задача теоретической массовой психологии. Нам

думается, что для разрешения задачи правильнее всего начать с третьего вопроса.

Материал для массовой психологии дает наблюдение над измененной реакцией

отдельного человека: ведь каждой попытке объяснения должно предшествовать

описание того, что надлежит объяснить.

Я предоставляю слово самому Ле Бону. Он говорит: "В психологической массе самое

странное следующее: какого бы рода ни были составляющие ее индивиды, какими

схожими или несхожими ни были бы их образ жизни, занятие, их характер и степень

интеллигентности, но одним только фактом своего превращения в массу они

приобретают коллективную душу, в силу которой они совсем иначе чувствуют, думают

и поступают, чем каждый из них в отдельности чувствовал, думал и поступал бы.

Есть идеи и чувства, которые проявляются или превращаются в действие только у

индивидов, соединенных в массы. Психологическая масса есть провизорное существо,

которое состоит из гетерогенных элементов, на мгновение соединившихся, точно так

же, как клетки организма своим соединением создают новое существо с качествами

совсем иными, чем качества от дельных клеток".

Мы берем на себя смелость прервать здесь изложение Ле Бона замечанием: если

индивиды в массе образуют единство, то должно существовать что-то, что их

связывает, и этим связующим качеством могло бы быть именно то, что характерно

для массы. Ле Бон, однако, на этот вопрос не отвечает; он обсуждает только

изменение индивида в массе и описывает его в выражениях, которые вполне

согласуются с основными предпосылками нашей глубинной психологии. "Легко

установить степень различия между индивидом, принадлежащим к массе, и индивидом

изолированным, менее легко вскрыть причины этого различия.

Чтобы хоть приблизительно найти эти причины, нужно прежде всего вспомнить факт,

установленный современной психологией, а именно, что не в одной лишь жизни

органической, но и в интеллектуальных функциях преобладающую роль играют

бессознательные феномены. Сознательная умственная жизнь представляет собой лишь

довольно незначительную часть бессознательной душевной жизни. Тончайший анализ,

острейшее наблюдение способны обнаружить лишь малое количество сознательных

мотивов душевной жизни. Наши сознательные действия исходят из созданного в

особенности влиянием наследственности бессознательного субстрата. Субстрат этот

содержит в себе бесчисленные следы прародителей, следы, из которых созидается

расовая душа. За мотивами наших поступков, в которых мы признаемся, несомненно,

существуют тайные причины, в которых мы не признаемся, а за ними есть еще более

тайные, которых мы даже и не знаем. Большинство наших повседневных поступков

есть лишь воздействие скрытых, незамечаемых нами мотивов".

В массе, по мнению Ле Бона, стираются индивидуальные достижения отдельных людей

и, тем самым, исчезает их своеобразие. Расовое бессознательно проступает на

первый план, гетерогенное тонет в гомогенном. Мы сказали бы, что сносится,

обессиливается психическая надстройка, столь различно развитая у отдельных

людей, и обнажается (приводится в действие) бессознательный фундамент, у всех

одинаковый. Таким путем возник бы средний характер массовых индивидов. Ле Бон,

однако, находит, что у этих индивидов наличествуют и новые качества, которыми

они не обладали, и ищет причины этого в трех различных моментах.

"Первая из этих причин состоит в том, что в массе, в силу одного только факта

своего множества, индивид испытывает чувство неодолимой мощи, позволяющее ему

предаться первичным позывам, которые он, будучи одним, вынужден был бы

обуздывать. Для обуздания их повода тем меньше, так как при анонимности, и тем

самым, и безответственности масс, совершенно исчезает чувство ответственности,

которое всегда индивида сдерживает".

Появлению новых качеств мы, с нашей точки зрения, придаем меньше значения. Для

нас достаточным было бы сказать, что в массе индивид попадает в условия,

разрешающие ему устранить вытеснение бессознательных первичных позывов. Эти

якобы новые качества, которые он теперь обнаруживает, являются на самом деле как

раз выявлением этого бессознательного, в котором ведь в зародыше заключено все

зло человеческой души; угасание при этих условиях совести или чувства

ответственности нашего понимания не затрудняет. Мы давно утверждали, чти зерни

так называемой совести - "социальный страх"'.

"Вторая причина - заражаемость - также способствует проявлению у масс

специальных признаков и определению их направленности. Заражаемость есть легко

констатируемый, но необъяснимый феномен, который следует причислить к феноменам

гипнотического рода, к изучению каковых мы тут же приступим. В толпе

заразительно каждое действие, каждое чувство, и при том в такой сильной степени,

что индивид очень легко жертвует своим личным интересом в пользу интереса

общества. Эго - вполне противоположное его натуре свойство, на которое человек

способен лишь в качестве составной части массы"

Эту последнюю фразу мы возьмем впоследствии как обоснование для предположения

большой значимости.

"Третья и притом важнейшая причина обуславливает у объединенных в массу

индивидов особые качества, совершенно противоположные качествам индивида

изолированного. Я имею в виду внушаемость, причем упомянутая заражаемость

является лишь ее последствием. Для понимания этого явления уместно восстановить

в памяти новые открытия физиологии. Мы теперь знаем, |тг. при почсщи

pJJHoooptiJiibiK процедур человека можно привесчи в такое состояние, что он

после потери всей своей сознательной личности повинуется всем внушениям лица,

лишившего его сознания своей личности, и что он совершает действия, самым резким

образом противоречащие его характеру и навыкам И вот самые тщательные наблюдения

показали, что индивид, находящийся в продолжение некоторого времени в лоне

активной массы, впадает вскоре вследствие излучений, исходящих от нее, или по

какой-либо другой неизвестной причине - в особое состояние, весьма близкое к

"зачарованности", овладевающей загипнотизированным под влиянием гипнотизера .

Сознательная личность совершенно утеряна, воля и способность различения

отсутствуют, все чувства и мысли ориентированы в на правлении, указанном

гипнотизером.

Таково, приблизительно, и состояние индивида, принадлежащего к психологической

массе Он больше не сознает своих действий Как у человека под гипнозом, так и у

него известные способности мои т быть изъяты, а другие доведены до степени

величайшей интенсивности. Под влиянием внушения он в непреодолимом порыве

приступит к выполнению определенных действий И это неистовство у масс еще

непреодалимее, чем у загипнотизированного, ибо равное для всех индивидов

внушение возрастает в силу взаимодействия

"Следовательно, главные отличительные признаки находящегося в массе индивида

таковы, исчезновение сознательной личности, преобладание бессознательной

личности, ориентация мыслей и чувств в одном и том же направлении вследствие

внушения и заряжения, тенденция к безотлагательному осуществлению внушенных

идей. Индивид не является больше самим собой, он стал безвольным автоматом"

Я привел эту цитату так подробно, чтобы подтвердить, что Ле Бон действительно

признает состояние индивида в массе состоянием гипнотическим, а не только его с

таковым сравнивает. Мы не намереваемся противоречить, но хотим все же

подчеркнуть, что последние две причины изменения отдельного человека в массе, а

именно: заражаемость и повышенная внушаемость - очевидно, не однородны, так как

ведь заражение тоже должно быть проявлением внушаемости Нам кажется, что и

воздействия обоих моментов у Ле Бона недостаточно четко разграничены Может быть,

мы лучше всего истолкуем его высказывания, если отнесем заражение к влиянию друг

на друга отдельных членов массы, а явления внушения в массе, равные феноменам

гипнотического влияния, - к другому источнику. Но к какому? Тут мы замечаем

явный пробел: у Ле Бона не упоминается центральная фигура сравнения с гипнозом,

а именно лицо, которое массе заменяет гипнотизера Но он все же указывает на

различие между этим не разъясненным "зачаровывающим" влиянием и тем заражающим

воздействием, оказываемым друг на друга отдельными индивидами, благодаря

'которому усиливается первоначальное внушение.

Приведем еще одну важную точку зрения для суждения о массовом индивиде: - "Кроме

того, одним лишь фактом своей принадлежности к организованной массе человек

спускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. Будучи единичным,

он был, может быть, образованным индивидом, в массе он - варвар, то есть

существо, обусловленное первичными позывами. Он обладает спонтанностью,

порывистостью, дикостью, а также и энтузиазмом и героизмом примитивных существ".

Затем Ле Бон особо останавливается на снижении интеллектуальных достижении,

происходящем у человека при растворении его в массе'.

Оставим теперь отдельного человека и обратимся к описанию массовой души в

изложении Ле Бона. В нем нет моментов, происхождение и классификация которых

затруднила бы психоаналитика. Ле Бон указывает нам путь, подтверждая

соответствие между душевлой жизнью примитивного человека и ребенка.

Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит

бессознательное2. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть, смотря по

обстоятельствам, благородными или жестокими, героическими или трусливыми, но во

всех случаях они столь повелительны, что не дают проявляться не только личному

интересу, но даже инстинкту самосохранения. Ничто у нее не бывает

преднамеренным. Если она и страстно желает чего-нибудь, то всегда не надолго,

она неспособна к постоянству воли. Она не выносит отсрочки между желанием и

осуществлением желаемого. Она чувствует себя всемогущей, у индивида в массе

исчезает понятие невозможного.

Масса легковерна и чрезвычайно легко поддается влиянию, она некритична,

неправдоподобного для нее не существует. Она думает образами, порождающими друг

друга ассоциативно, - как это бывает у отдельного человека, когда он свободно

фантазирует, - не выверяющимися разумом на соответствие с действительностью.

Чувства массы всегда просты и весьма гиперболичны. Масса, таким образом, не

знает ни сомнений, ни неуверенности'.

Масса немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же

превращается у нее в непоколебимую уверенность, зерно антипатии - в дикую

ненависть.

Склонную ко всем крайностям массу и возбуждают тоже лишь чрезмерные раздражения.

Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей

аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и

всегда повторять то же самое.

Так как масса в истинности или ложности чего-либо не сомневается и при этом

сознает свою громадную силу, она столь же нетерпима, как и подвластна

авторитету. Она уважает силу, добротой же, которая представляется ей всего лишь

разновидностью слабости, руководствуется лишь в незначительной мере. От своего

героя она требует силы, даже насилия. Она хочет, чтобы ею владели и ее

подавляли, хочет бояться своего господина. Будучи в основе своей вполне

консервативной, у нее глубокое отвращение ко всем новшествам и прогрессу и

безграничное благоговение перед традицией.

Для правильного суждения о нравственности масс следует принять во внимание, что

при совместном пребывании индивидов массы у них отпадают все индивидуальные

тормозящие моменты и просыпаются для свободного удовлетворения первичных позывов

все жестокие, грубые, разрушительные инстинкты, дремлющие в отдельной особи как

пережитки первобытных времен. Но, под влиянием внушения, массы способны и на

большое самоотречение, бескорыстие и преданность идеалу. В то время как у

изолированного индивида едва ли не единственным побуждающим стимулом является

личная польза, в массе этот стимул преобладает очень редко. Можно говорить о

повышении нравственного уровня отдельного человека под воздействием массы. Хотя

и интеллектуальные достижения массы всегда много ниже достижений отдельного

человека, ее поведение может как намного превышать уровень индивида, так и

намного ему уступать.

Некоторые другие черты в характеристике Ле Бона подтверждают право отождествить

массовую душу с душой примитивного человека. У масс могут сосуществовать и

согласоваться самые противоположные идеи, без того чтобы из их логического

противоречия возник конфликт. То же самое мы находим в бессознательной душевной

жизни отдельных людей, детей и невротиков, как это давно доказано

психоанализом'. ' Амбивалентные эмоциональные переживания маленького ребенка к

близким ему людям могут долгое время сосуществовать, причем выражение одного из

них не мешает выражению противоположного. Если, наконец, все же возникает

конфликт, то он разрешается тем, что ребенок меняет объект и переносит одно из

амбивалентных душевных движений на другое лицо. Из истории развития невроза у

взрослого человека мы также можем узнать, что подавленное душевное переживание

часто долгое время продолжает жить в бессознательных и даже сознательных

фантазиях, содержание которых, конечно, прямо противоположно доминирующему

стремлению, причем эта противоположность не вызывает, однако, активного

противодействия "Я" к тому, что было им отброшено. Это "Я" часто довольно долго

потворствует фантазии. Но затем внезапно, обычно вследствие повышения

аффективного характера фантазии, конфликт между фантазией и "Я" разверзается со

всеми своими последствиям".

Далее, масса подпадает под поистине магическую власть слов, которые способны

вызывать в массовой душе страшнейшие бури или же эти бури укрощать. "Разумом и

доказательствами против определенных слов и формул борьбы не поведешь. Стоит их

произнести с благоговением, как физиономии тотчас выражают почтение и головы

склоняются. Многие усматривают в них стихийные силы или силы сверхъестественные.

Вспомним только о табу имен у примитивных народов, о магических силах, которые

заключаются для них в именах и словах. И наконец: массы никогда не знали жажды

истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить. Ирреальное для них

всегда имеет приоритет перед реальным, нереальное влияет на них почти так же

сильно, как реальное. Массы имеют явную тенденцию не видеть между ними разницы.

Это преобладание жизни фантазии, а также иллюзии, создаваемой не исполнившимся

  1   2   3   4   5   6   7

Схожі:

З. Фрейд Массовая психология iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

З. Фрейд Массовая психология iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

З. Фрейд Массовая психология iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

З. Фрейд Массовая психология iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

З. Фрейд Массовая психология iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

З. Фрейд Массовая психология iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

З. Фрейд Массовая психология iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

З. Фрейд Массовая психология iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

З. Фрейд Массовая психология iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

З. Фрейд Массовая психология iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи