Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они icon

Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они




НазваНевозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они
Сторінка1/6
Дата14.05.2013
Розмір1.14 Mb.
ТипДокументи
  1   2   3   4   5   6
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд Зигмунд/Freid-Rat 1.doc
3. /Фрейд Зигмунд/Kon (2) Френйд Я и Оно.doc
4. /Фрейд Зигмунд/Kon Френйд Я и Оно.doc
5. /Фрейд Зигмунд/Leonardo.doc
6. /Фрейд Зигмунд/~$ Бессознательное.doc
7. /Фрейд Зигмунд/~$ Массовая психология и анализ человеческого Я.doc
8. /Фрейд Зигмунд/Алфавитка книг ФРЕЙДА .doc
9. /Фрейд Зигмунд/Влечения и их судьба - Фрейд.doc
10. /Фрейд Зигмунд/Глава 16 в книге 4 из ПЕРЕНОС.doc
11. /Фрейд Зигмунд/Глава 17 из третьей книги Метапсихология.doc
12. /Фрейд Зигмунд/Глава 4 Основные принципы манипуляции сознания.doc
13. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд - Толкование сновидений.doc
14. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд - Три статьи по теории сексуальности.doc
15. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд Бессознательное.doc
16. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд Недовольство культурой 11.doc
17. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд Недовольство культурой.doc
18. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд По ту сторону принципа удовольствия.doc
19. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд-Влечения и их судьба.doc
20. /Фрейд Зигмунд/ЗФ - Человек Моисей и монотеистическая религия.doc
21. /Фрейд Зигмунд/ЗФ 1.doc
22. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Bessozn.doc
23. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Leonardo.doc
24. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Анализ конечный и бесконечный.pdf
25. /Фрейд Зигмунд/ЗФ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 1.doc
26. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Бессознательное.doc
27. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Будущее одной иллюзии.doc
28. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Будущее одной иллюзии.pdf
29. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в ПА лекции.pdf
30. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 1 - 15.doc
31. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 16 - 28.doc
32. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 29 - 35.doc
33. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психологию.doc
34. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Влечения и их судьба 1.doc
35. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Влечения и их судьба.doc
36. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Вытеснение.doc
37. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Гипноз .doc
38. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Гипноз 1.doc
39. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Дискуссия с посторонним.doc
40. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Достоевский и отцеубийство.doc
41. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Достоевский.doc
42. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Женственность.doc
43. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Заметки о случае обессивного невроза от СИ.doc
44. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Заметки о случае обессивного невроза.doc
45. /Фрейд Зигмунд/ЗФ История болезни Анны О.doc
46. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Йозеф Брейер никролог.doc
47. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ..doc
48. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология 1.doc
49. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология и анализ человеческого Я.doc
50. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология.doc
51. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях.doc
52. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Механизм навязчивых идей и фобий.doc
53. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Мы и смерть.doc
54. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Мы и смерть.pdf
55. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Недовольство культурой.doc
56. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Недовольство культурой.pdf
57. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Некоторые замечания относительно понятия БСЗ в ПА.doc
58. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Несколько замечаний по повобу понятия БСЗ.doc
59. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Неудовольство культурой.doc
60. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О ПРЕВРАЩЕНИИ ВЛЕЧЕНИЙ В ОСОБЕННОСТИ АНАЛЬНОЙ ЭРОТИКИ.doc
61. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О параное 111.doc
62. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О преврацении влечений в особенности анальной эротики.doc
63. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О сновидении.doc
64. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА 2.doc
65. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Об унижении любовной жизни.doc
66. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Остроумие и его отношение к бессознательному.doc
67. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерк истории ПА.doc
68. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерк истории психоанализа.doc
69. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерки об истерии.doc
70. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ПА религия культура.pdf
71. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ПОЛОЖЕНИЯ О ДВУХ ПРИНЦИПАХ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc
72. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ППОЖ Забывание иностранных слов .doc
73. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Печаль и меланхолия 1.doc
74. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Печаль и миланхолия.doc
75. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону принципа Удовольствия.doc
76. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону принципа наслаждения.pdf
77. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону удовольствия.doc
78. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Положение о 2 принципах психической деятельности.doc
79. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Представление о мотивах и личности в ПА.doc
80. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Психология масс и анализ человеческого Я.doc
81. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Психопатология обыденной жизни.doc
82. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Разделение психической лекции Л 31.doc
83. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Ребенка бьют ......doc
84. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Ребенка бьют к вопросу о происхождении сексуальных извращ.doc
85. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сексуальная жизнь человека.doc
86. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сознание и бессознательное.doc
87. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сочинен Строки биогр О снов Псих масс и анал чел Я.pdf
88. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сочинения Строки биографии.doc
89. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Строки биографии.doc
90. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ТРУДНОСТЬ НА ПУТИ ПСИХОАНАЛИЗА.doc
91. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Табу девственности.doc
92. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Теория личности.doc
93. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Толкование сновидений.doc
94. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Три статьи по теории сексуальности.doc
95. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Трудности на пути ПА.doc
96. /Фрейд Зигмунд/ЗФ УС Представлени о мотивах и личности в ПА.doc
97. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Человек Моисей и монотеистическая религия.pdf
98. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Этот человек Моисей.doc
99. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Этюды об истерии предисловия.doc
100. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Я и Оно.doc
101. /Фрейд Зигмунд/ЗФ.doc
102. /Фрейд Зигмунд/Заметки о контрпереносе.doc
103. /Фрейд Зигмунд/Зигмунд Фрейд Введение в психологию.doc
104. /Фрейд Зигмунд/Оккупация Метапсихология.doc
105. /Фрейд Зигмунд/Печаль и меланхолия.doc
106. /Фрейд Зигмунд/Список Фобий и извращений.doc
107. /Фрейд Зигмунд/Фрейд БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.doc
108. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ДОСТОЕВСКИЙ И ОТЦЕУБИЙСТВО.doc
109. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ..doc
110. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я.doc
111. /Фрейд Зигмунд/Фрейд Я и Оно.doc
112. /Фрейд Зигмунд/Фрейд- Человек Моисей и монотеизм.doc
Сознание и бессознательное См.: Фрейд З. Я и оно
Строки биографии психология масс и анализ человеческого "Я"
З. Фрейд сексуальная жизнь человека* [1]
Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
Лекции по психоанализу. М., С. 334-349. Зигмунд фрейд разделение психической личности (тридцать первая лекция)
З. Фрейд Психология масс и анализ человеческого Я
З. Фрейд Психопатология обыденной жизни
Зигмунд фрейд
Уильям С. Буллит, Зигмунд Фрейд представления о мотивах и личности в психоанализе
З. Фрейд По ту сторону удовольствия
З. Фрейд Печаль и меланхолия
По ту сторону принципа удовольствия
Печаль и меланхолия
З. Фрейд забывание иностранных слов
З. Фрейд положения о двух принципах психической деятельности
Этюды об истерии
Очерк истории психоанализа Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 Не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
Зигмунд фрейд очерк истории психоанализа не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
З. Фрейд Заметки о случае обессивного невроза
Ii. Случай I. Истории болезней (Бройер и Фрейд) Фройлен Анн О. (Бройер)
З. Фрейд женственность*
Отчет о начале лечения, данный Фрейдом, и дальнейшее его обсуждение в Венском Психоаналитическом обществе, заняли два вечера 30 октября и 6 ноября
Достоевский и отцеубийство
Статья из первого издания «Терапевтического лексикона практикующего врача», изданного доктором Антоном Бумом в 1891 году
З. Фрейд Дискуссия с Посторонним
Фрейд З. Достоевский и отцеубийство
Статья из первого издания «Терапевтического лексикона практикующего врача», изданного доктором Антоном Бумом в 1891 году
Остров доброты татьяны бонне
Остров доброты татьяны бонне
З. Фрейд влечения и их судьба
З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768
Влечения и их судьба
З. фрейд строки биографии
З. фрейд строки биографии
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
Основные доктрины манипуляции сознанием § Технология манипуляции как закрытое знание
Из третьей книги "Метапсихология", входящей в цикл "
Определение
Название книг и статей
Влечения и их судьба
Что же это было, что мешало современникам понять личность Леонардо
Сознание и бессознательное
Сознание и бессознательное
3игмунд фрейд
Примечание издателя
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством
Сознание и бессознательное
З. Фрейд «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» из кн. З. Фрейд «Психоаналитические этюды»
Психология масс и анализ человеческого я*
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
Достоевский и отцеубийство
Печаль и меланхолия
Список различных фобий и извращений
Оккупация (пленённость, захваченность объектом)
Зигмунд Фрейд. Введение в психологию
З. Фрейд Заметки о контрпереносе
Зигмунд Фрейд Сборник произведений
Отчет о начале лечения, данный Фрейдом, и дальнейшее его обсуждение в Венском Психоаналитическом обществе, заняли два вечера 30 октября и 6 ноября
Этюды об истерии
З. Фрейд Этот человек Моисей
Остров доброты татьяны бонне
Уильям С. Буллит, Зигмунд Фрейд представления о мотивах и личности в психоанализе
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
З. Фрейд: теория личности
З. Фрейд табу девственности
З. Фрейд трудность на пути психоанализа
Строки биографии строки биографии
З. Фрейд об унижении любовной жизни
З. Фрейд Остроумие и его отношение к бессознательному
З. Фрейд очерк истории психоанализа не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
Остров доброты татьяны бонне
Зигмунд Фрейд о сновидении
Ii томе «Kleiner Schriften zur Neurosenlehre». О превращении влечений
От редактора статьи
З. Фрейд недовольство культурой
Остров доброты татьяны бонне
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они
З. Фрейд Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе
З. Фрейд мы и смерть
Остров доброты татьяны бонне
Механизм навязчивых идей и фобий
З. Фрейд Массовая психология
Книга З. Фрейд "Массовая психология и анализ человеческого "Я"
З. Фрейд Массовая психология
З. Фрейд «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» из кн. З. Фрейд «Психоаналитические этюды»
З. Фрейд Йозеф Брейер
З. Фрейд введение в психоанализ
Введение в психологию
З. Фрейд введение в психоанализ
З. Фрейд введение в психоанализ
З. фрейд будущее одной иллюзии
Остров доброты татьяны бонне
З. Фрейд бессознательное
Что же это было, что мешало современникам понять личность Леонардо
Примечание издателя
Бессознательное
З. Фрейд человек моисей и монотеистическая религия

Фрейд З.

НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ


Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они

рвутся к власти, успеху и богатству, восхищаются теми, кто всем этим обладает, зато

недооценивают истинные блага жизни. Правда, такое обобщение как всегда небезопасно:

предается забвению многокрасочность человеческого мира и душевной жизни. Есть люди,

которым не отказывают в почтении их современники, хотя все их величие покоится на таких

свойствах и деяниях, которые совершенно чужды целям и идеалам толпы. Допустим, что

великими их признает тоже меньшинство, тогда как подавляющее большинство ничего не

желает о них знать; но и тут не все так просто, если учесть расхождение человеческих слов и

дел, многообразие людских желаний.

Один из этих замечательных людей в письмах называет меня своим другом. Я послал ему

свою небольшую работу, где религия расценивается как иллюзия. Он отвечал мне, что был бы

целиком согласен с моей оценкой, но сожалеет, что я не воздал должного подлинному

источнику религиозности. Таковым он считает особое чувство, никогда его не покидающее,

обнаруживаемое им у многих других и, предположительно, присущее миллионам. Это чувство

он называет <ощущением вечности>, чувством чего-то безграничного, бескрайнего,

<океанического>. Такое чувство - дело чисто субъективное, это не вопрос веры. Здесь не

примешивается обещание личного бессмертия, но зато в этом чувстве - источник религиозной

энергии, питающей различные церкви и религиозные системы. Они направляют его по

определенным каналам, где оно и поглощается. Лишь на основании такого <океанического>

чувства человек может называть себя религиозным - даже если он отвергает всякую веру и

любую иллюзию.

Это суждение моего уважаемого друга, который сам однажды отдал дань волшебству

поэтической иллюзии, поставило меня перед лицом немалых трудностей. У себя я не нахожу

этого <океанического> чувства; научному подходу чувства вообще создают неудобства. Можно

попытаться описать их физиологические признаки. Там, где это получается,- а я опасаюсь, что

<океаническое> чувство такой характеристике не поддается,- не остается ничего, кроме

содержания тех представлений, которые ассоциативно связаны с этим чувством. Если я

правильно понял моего друга, он имеет в виду то же самое, что и один оригинальный и весьма

своеобразный поэт, утешавший своего героя перед самоубийством: <Нам не уйти из этого

мира>**. Таким образом, речь идет о чувстве неразрывной связи, принадлежности к мировому

целому. Для меня это имеет, скорее, характер интеллектуального умозрения - конечно, не без

сопровождающих чувств, но их ведь хватает и при других мыслительных актах сходной

значимости. Личный опыт не убеждает меня в том, что такие чувства первичны по своей

природе. Я не могу оспаривать на этом основании факта наличия их у других; вопрос лишь в

том, насколько верно они истолковываются и могут ли считаться всех

религиозных запросов.

Мне нечего предложить для окончательного решения этой проблемы. Идея о

непосредственном, изначальном оповещении человека этим чувством - о его связи с

окружающим миром - звучит столь странно, так плохо совместима с нашей психологией, что

следовало бы предпринять психоаналитическое, т. е. генетическое исследование подобного

чувства. Тогда в нашем распоряжении следующий путь: в нормальном состоянии для нас нет

ничего достовернее чувства самих себя, нашего собственного <Я>, кажущегося нам

самостоятельным, целостным, ясно отличимым от всего остального. Видимость обманчива, не

существует четкой внутренней границы между <Я> и бессознательной душевной субстанцией,

обозначаемой нами как <Оно>. <Я> для нее служит лишь фасадом -

* Liluli, 1923 После появления обеих книг - <Жизнь Рамакришны> и <Жизнь Вивекананды> (1930) мне нет

нужды скрывать, что упомянутым другом является Ромен Роллан.

** Граббе Д Хр Ганнибал. <Да, из мира нам не уйти Мы в нем однажды>.

этому научил нас психоанализ. Ему предстоит еще во многом уточнить отношения между

<Я> и <Оно>, однако, по крайней мере в отношениях с внешним миром, <Я> кажется

отделенным от последнего резкой разграничительной линией. Только в одном, хотя и

необычайном, но не патологическом состоянии дело обстоит иначе. На вершине влюбленности

граница между <Я> и объектом угрожающе расплывается. Вопреки всякой очевидности,

влюбленный считает <Я> и <Ты> единым целым и готов вести себя так, будто это соответствует

действительности. То, что на время может устранить известная физиологическая функция,

может, конечно, быть результатом и болезнетворных процессов. Из патологии нам известно

большое число состояний, когда грань между <Я> и внешним миром делается ненадежной,

либо границы пролагаются неверно. Таковы случаи, при которых части нашего собственного

тела или даже душевной жизни - наши восприятия, мысли, чувства - кажутся нам как бы

чужими, не принадлежащими нашему <Я>. Либо те случаи, когда на внешний мир переносится

нечто порожденное или явно принадлежащее <Я>. Таким образом, чувство <Я> также

подвержено нарушениям, а границы <Я> неустойчивы.

Дальнейшие размышления показывают, что чувство <Я> взрослого человека не могло быть

таковым с самого начала. Оно должно было пройти долгий путь развития. Понятийно это

зачастую недоказуемо, но реконструируется с достаточной степенью вероятности*. Младенец

еще не отличает своего <Я> от внешнего мира как источника приходящих к нему ощущений.

Его постепенно обучают этому различные импульсы. Сильнейшее впечатление должно

производить на него то, что одни источники возбуждения все время могут посылать ему

ощущения (позже он узнает в них органы собственного тела), тогда как другие источники

время от времени ускользают. Самый желанный из них - материнская грудь, призвать

которую к себе можно только настойчивым криком. Так <Я> противопоставляется некий

<объект>, нечто находимое <вовне>, появляющееся только в результате особого действия.

Дальнейшим побуждением к вычленению <Я> из массы

* См. многочисленные работы Ференци о развитии <Я> и чувства <Я>, начиная с его <Этапов развития

чувства реальности> (1913) и вплоть до статей П. Федерна (1926, 1927 и далее).

ощущений, а тем самым к признанию внешнего мира, являются частые, многообразные и

неустранимые ощущения боли и неудовольствия. К их устранению стремится безраздельно

господствующий в психике принцип удовольствия. Так возникает тенденция к отделению <Я>

от всего, что может сделаться источником неудовольствия. Все это выносится вовне, а <Я>

оказывается инстанцией чистого удовольствия, которому противостоит чуждый и угрожающий

ему внешний мир. Границы такого примитивного <Я> - чистого удовольствия -

исправляются под давлением опыта. Многое из того, что приносит удовольствие и от чего

нельзя отказаться, принадлежит все же не <Я>, а <объекту>. И наоборот, многие страдания, от

которых хотелось бы избавиться, неотделимы от <Я>, имеют внутреннее происхождение.

Целенаправленная деятельность органов чувств и соответствующих умственных усилий учит

человека методам различения внутреннего (принадлежащего <Я>) и внешнего, пришедшего из

окружающего мира. Тем самым он делает первый шаг к утверждению принципа реальности,

который будет управлять дальнейшим его развитием. Такое различение, понятно, служит и

практическим целям - защите от угрожающих неприятных ощущений. То обстоятельство, что

<Я> способно применять для защиты от внутреннего неудовольствия те же методы, которыми

оно пользуется против внешних неприятностей, является исходным пунктом некоторых

серьезных психических расстройств.

Так <Я> отделяется от внешнего мира. Вернее, первоначально <Я> включает в себя все, а

затем из него выделяется внешний мир. Наше нынешнее чувство <Я> - лишь съежившийся

остаток какого-то широкого, даже всеобъемлющего чувства, которое соответствовало

неотделимости <Я> от внешнего мира. Если мы примем, что это первичное чувство <Я> в той

или иной мере сохранилось в душевной жизни многих людей, то его можно признать своего

рода спутником более узкого и ограниченного чувства <Я> в зрелом возрасте. Этим же

объясняются представления о безграничности и связи с мировым целым, именуемые моим

другом <океаническим> чувством. Но вправе ли мы из остатков первоначального,

существующего наряду с возникшим позже, выводить второе из первого?

Конечно, в этом не было бы ничего удивительного - ни в области душевной жизни, ни в

любой иной. Мы твердо убеждены, что в животном царстве высокоразвитые виды произошли

от самых низших, причем простейшие формы жизни встречаются и поныне. Гигантские

динозавры вымерли, освободив место млекопитающим, но такой представитель этого вида, как

крокодил, продолжает здравствовать и сегодня. Эта аналогия может показаться несколько

натянутой, да и ущербной, поскольку выжившие низшие виды по большей части не являются

истинными предками современных более развитых видов. Промежуточные звенья по большей

части вымерли, они известны только по реконструкциям. Напротив, в душевной жизни

сохранение примитивного наряду с возникшим из него и преобразованным встречается столь

часто, что тут даже можно обойтись без примеров. Происходят перерывы в развитии, какая-то

количественно определенная часть влечения остается неизменной, тогда как другая развивается

дальше.

Мы затрагиваем тем самым общую проблему сохранения психического, еще почти не

разработанную, но столь увлекательную и значимую, что даже без достаточного к тому повода

уделим ей толику внимания. С тех пор, как мы преодолели заблуждение, будто обычное

забывание есть разрушение следа в памяти, иначе говоря, уничтожение, мы склонны

придерживаться иного взгляда. А именно, в душевной жизни ничто, раз возникнув, не исчезает,

все каким-то образом сохраняется, и при известных условиях, например, в случае далеко

зашедшей регрессии, может вновь всплыть на поверхность. Попробуем содержательно

пояснить это на примере из другой области. В качестве такой иллюстрации возьмем развитие

Вечного Города*. Историки учат нас, что древнейший Рим был Roma quadrata, огороженным

поселением на Палатине. Затем следует период Septimontium - объединения поселений на

семи холмах, из которых возникает город, границей коего была стена Сервия Туллия, а потом,

после всех перестроек республиканского и раннеимперского времен, стены, воздвигнутые

императором Аврелианом. Не прослеживая далее истории города, зададим себе вопрос: что

найдет от этих ранних стадий посетитель сегодняшнего Рима, даже если он снабжен самыми

совер-

* The Cambridge Ancient History. Т. VII, 1928. by Hugh Last.

шенными познаниями истории и топографии. Стену Аврелиана, несмотря на некоторые

повреждения и проломы, он увидит почти не изменившейся. Кое-где, благодаря раскопкам, он

сможет увидеть остатки вала Сервия. Имея достаточные познания - превосходящие знания

современной археологии - он мог бы, наверное, восстановить очертания этих стен по всему

периметру, даже контуры Roma quadrata. Но от зданий, когда-то заполнявших эти рамки

древнего города, он не обнаружит ничего или почти ничего - эти здания более не существуют.

Великолепные познания в римской истории в лучшем случае позволят ему установить, где

стояли храмы и общественные здания той эпохи. Теперь на их месте руины, да и не самих этих

сооружений, а позднейших пристроек после пожаров и разрушений. Нет нужды напоминать,

что все эти останки древнего Рима вкраплены сегодня в хаос большого города, возникшего за

последние века, начиная с эпохи Возрождения. Конечно, многие древности погребены в

городской почве или под современными зданиями. Таков способ сохранения прошлого в

исторических городах, вроде Рима.

Сделаем теперь фантастическое предположение, будто Рим - не место жительства, а

наделенное психикой существо - со столь же долгим и богатым прошлым, в котором ничто,

раз возникнув, не исчезало, а самые последние стадии развития сосуществуют со всеми

прежними. В случае Рима это означало бы, что по-прежнему возносились бы ввысь

императорский дворец на Палатине и Septimontium Септимия Севера, а карнизы замка Ангела

украшались теми же прекрасными статуями, как и до нашествия готов и т. д. Больше того, на

месте Палаццо Каффарелли - который, однако, не был бы при этом снесен - по-прежнему

стоял бы храм Юпитера Капитолийского, причем не только в своем позднейшем облике, каким

его видели в императорском Риме, но и в первоначальном облике, с этрусскими формами,

украшенном терракотовыми антефиксами. Там, где ныне стоит Колизей, можно было бы

восхищаться и исчезнувшим Domus Aurea Нерона; на площади Пантеона мы обнаружили бы не

только сохраненный для нас Пантеон Адриан - на том же месте находилась бы и

первоначальная постройка Агриппы. На одном и том же основании стояли бы церковь Maria

Sopra Minerva и древний храм, на месте которого она была построена. И при небольшом

изменении угла зрения появлялось бы то одно, то другое здание.

Нет смысла развивать эту фантазию далее - она ведет к чему-то несообразному и даже

абсурдному. Историческая последовательность представима лишь посредством

пространственной рядоположенности: одно и то же пространство нельзя заполнить дважды.

Наша попытка может выглядеть праздной забавой, но тому есть оправдание - она показывает

всю сложность передачи душевной жизни с помощью наглядных образов.

Следует предупредить возможный упрек: почему мы избрали для сравнения с душевным

прошлым именно историю города? Гипотеза о сохранности всего прошедшего относится и к

душевной жизни - при том условии, что не были повреждены органы психики, их ткань не

пострадала от травмы или воспаления. Но историю всякого города, даже если у него не столь

бурное прошлое, как у Рима, или если он не знал вторжений неприятеля, как Лондон, не

миновали разрушительные воздействия - сравнимые с указанными причинами заболевания.

Самое мирное развитие любого города всегда сопровождается разрушением и сносом зданий, и

уже поэтому история города изначально несопоставима с душевным организмом.

Это возражение заставляет нас оставить яркую палитру контрастов; мы обращаемся к

более близкому объекту сравнения, каковым является тело животного или человека. Но и здесь

мы сталкиваемся с чем-то сходным. Ранние стадии развития никоим образом не сохранились,

они стали строительным материалом для более поздних форм и растворились в них. Зародыш

исчез во взрослом теле, загрудинная железа ребенка после достижения им половой зрелости

заменяется соединительной тканью, но как таковая более не существует. В полых костях

взрослого можно узнать очертания костей ребенка, но последние принадлежат прошлому, они

вытягивались и утолщались, пока не приобрели окончательную форму. Сохранение всех

ранних стадий, наряду с завершенными, возможно лишь в душевной жизни, а мы не в

состоянии наглядно это представить.

Возможно, мы заходим слишком далеко с предположениями такого рода, и нам следовало

бы удовлетвориться утверждением, что прошлое может сохраняться в душевной жизни, что

здесь нет неизбежного разрушения. Вероятно, в психике многих стариков - в виде нормы или

исключения - все настолько стирается или разъедается, что прошлого уже никак не оживить и

не восста новить. Быть может, сохранение вообще связано с определенными благоприятными

условиями. Вполне возможно, но об этом мы ничего не знаем. Поэтому нам следует твердо

держаться того, что сохранение прошлого в душевной жизни есть, скорее, правило, нежели

исключение.

Если мы готовы полностью принять наличие <океанического> чувства у многих людей и

склонны сводить его к ранней стадии чувства <Я>, то возникает следующий вопрос: может ли

такое чувство притязать на роль источника религиозных потребностей?

Такое притязание не кажется мне убедительным. Чувство может служить источником

энергии лишь в том случае, если само оно является выражением какой-то сильной потребности.

Мне кажется неопровержимым выведение религиозных нужд из детской беспомощности и

связанного с нею обожания отца. Тем более, что это чувство не только проистекает из детства,

но и в дальнейшем поддерживается страхом перед всемогуществом судьбы. Мне трудно

привести другой пример столь же сильной в детстве потребности, как нужда в отцовской

защите. Поэтому роль <океанического> чувства второстепенна, оно могло бы служить только

восстановлению безграничного нарциссизма. Мы в состоянии четко проследить первоистоки

религиозных воззрений - вплоть до чувства детской беспомощности. За ним может

скрываться что-нибудь еще, но пока все это окутано густым туманом.

Я допускаю, что в дальнейшем <океаническое> чувство оказалось связанным с религией.

Единство со всем сущим (его идейное содержание) выступает как первая попытка религиозного

утешения, как еще один способ отрицания той опасности, которая угрожает <Я> со стороны

внешнего мира. Признаюсь, мне трудно оперировать этими едва уловимыми величинами.

Другой мой друг, неутолимая жажда знаний которого привела к самым необычным


экспериментам и сделала его чуть ли не всеведущим, уверял меня, что практика йоги

действительно может пробудить такие новые ощущения и чувство всеобщности (отключением

от внешнего мира, концентрацией внимания на телесных функциях, особыми дыхательными

упражнениями). Он склонен считать это регрессией к древнейшим состояниям душевной

жизни, уже давно покрытым позднейшими наслоениями. В этом он видит, так сказать,

физиологическое обоснование мистической премудрости. На первый план здесь выступает

связь с многообразными темными проявлениями души, такими, как транс и экстаз. Меня это

заставляет лишь вспомнить слова из <Ныряльщика> Шиллера:

Блажен, кто там дышит в розовом свете.


II

В моей работе <Будущее одной иллюзии> речь шла не столько о глубинных истоках

религиозного чувства, сколько о религии обычных людей - системе догм и обещаний, которая,

с одной стороны, с завидной полнотой объясняет загадки этого мира, с другой же - уверяет

человека в том, что заботливое. Провидение стоит на страже его жизни и возместит ему

лишения посюстороннего существования. Это Провидение обычный человек представляет не

иначе, как в облике чрезвычайно возвеличенного отца. Только ему ведомы нужды детей

человеческих, а они могут его умилостивить мольбами и знаками раскаяния. Все это настолько

инфантильно, так далеко от действительности, что стороннику гуманистических убеждений

становится больно от одной мысли о том, что подавляющее большинство смертных никогда не

поднимется над подобным пониманием жизни. Но еще постыднее попытки защиты религии

большим числом наших современников, которые должны были бы видеть, что такой религии

нельзя придерживаться. Они отстаивают ее пункт за пунктом в жалких арьергардных боях.

Может возникнуть даже желание влиться в ряды верующих, чтобы напомнить философам,

спасающим Бога религии, заменяя его безличным, призрачно абстрактным принципом, о

предостережении: <Не поминай всуе имени Господа Бога твоего!>. Не стоило бы им ссылаться

на иных великих мыслителей прошлого - известно, почему тем приходилось делать нечто

подобное.

Вернемся к нашему обычному человеку и его религии - единственной, которая

заслуживает этого имени. Тут можно вспомнить известное высказывание одного из наших

великих поэтов и мудрецов, который так выразился об отношении религии к искусству и науке:

Кто владеет наукой и искусством, Тот владеет и религией;

Кто лишен их обоих, Тому остается религия*.

Это изречение, с одной стороны, противопоставляет религию двум величайшим

достижениям человеческого рода, а с другой стороны, предполагает, что они сопоставимы по

своей жизненной ценности, могут заменять друг друга. Если мы хотим удалить от религии даже
  1   2   3   4   5   6

Схожі:

Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они iconВ. В. Бекмеметьев
Времена расцвета тоталитарных обществ прошли, но нельзя сказать, что их негативный опыт был в должной мере усвоен. Мы до сих пор...
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они iconБиблиотека Альдебаран
Потом их самих тоже убили. И все равно люди как убивали, так и убивают – то друг друга, а то и себя. Вот о чем мы читаем, о чем говорим...
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они iconКак я узнаю его всего тут! сказал он княжне Марье, подошедшей к нему
Михаиле Ивановиче, сморкавшемся в углу в клетчатый платок, доказывал, что все люди равны, и не раз внушал своей дочери, что Михайла...
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они iconАкушерство 618. 2 А 44 Акушерство
...
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они iconС. Г. Секундант Монадологический подход в истории философии и философии истории
Они презирают все им неизвестное. Изучение наук они считают пустой тратой времени. Об абстракциях схоластиков они ничего не хотят...
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они iconСценарий переделанной на финансовый лад английской сказки «Три поросенка»
Ниф-ниф, Нуф-нуф, Наф-наф. Всю жизнь они кентовались по модным клубнякам, грелись на солнышке на Гаваях, нежились в джакузи и все...
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они iconЗнаменитый писатель Н. В. Гоголь любил бывать в известном монастыре Оптина пустынь. Однажды на пути в обитель он навестил родного дядю. Генерал постарел, одряхлел, болезни доставляли ему много страданий и мучений
И николай Васильевич невольно подумал: а хватит ли ему терпения достойно выстоять в старости? Смириться с угасанием, жить, чтобы...
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они iconЖан Жак Руссо. Об Общественном договоре, или Принципы политического Права книга 1
Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах. Иной мнит себя повелителем других, что не мешает ему быть рабом в большей еще...
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они iconАномалии иммунного ответа
Обычно иммунные реакции развертываются скрытно, при этом они приводят либо к полному разрушению антигенного агрессора, либо к частичному...
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они iconАномалии иммунного ответа
Обычно иммунные реакции развертываются скрытно, при этом они приводят либо к полному разрушению антигенного агрессора, либо к частичному...
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они iconТест практикум №2 как читать гистограммы ситуация 1
Стремитесь, чтобы изделия были похожи друг на друга и на то, что надо (обычно центр допуска)
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи