Строки биографии строки биографии icon

Строки биографии строки биографии




НазваСтроки биографии строки биографии
Сторінка1/17
Дата05.06.2013
Розмір2.72 Mb.
ТипДокументи
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд Зигмунд/Freid-Rat 1.doc
3. /Фрейд Зигмунд/Kon (2) Френйд Я и Оно.doc
4. /Фрейд Зигмунд/Kon Френйд Я и Оно.doc
5. /Фрейд Зигмунд/Leonardo.doc
6. /Фрейд Зигмунд/~$ Бессознательное.doc
7. /Фрейд Зигмунд/~$ Массовая психология и анализ человеческого Я.doc
8. /Фрейд Зигмунд/Алфавитка книг ФРЕЙДА .doc
9. /Фрейд Зигмунд/Влечения и их судьба - Фрейд.doc
10. /Фрейд Зигмунд/Глава 16 в книге 4 из ПЕРЕНОС.doc
11. /Фрейд Зигмунд/Глава 17 из третьей книги Метапсихология.doc
12. /Фрейд Зигмунд/Глава 4 Основные принципы манипуляции сознания.doc
13. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд - Толкование сновидений.doc
14. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд - Три статьи по теории сексуальности.doc
15. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд Бессознательное.doc
16. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд Недовольство культурой 11.doc
17. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд Недовольство культурой.doc
18. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд По ту сторону принципа удовольствия.doc
19. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд-Влечения и их судьба.doc
20. /Фрейд Зигмунд/ЗФ - Человек Моисей и монотеистическая религия.doc
21. /Фрейд Зигмунд/ЗФ 1.doc
22. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Bessozn.doc
23. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Leonardo.doc
24. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Анализ конечный и бесконечный.pdf
25. /Фрейд Зигмунд/ЗФ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 1.doc
26. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Бессознательное.doc
27. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Будущее одной иллюзии.doc
28. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Будущее одной иллюзии.pdf
29. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в ПА лекции.pdf
30. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 1 - 15.doc
31. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 16 - 28.doc
32. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 29 - 35.doc
33. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психологию.doc
34. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Влечения и их судьба 1.doc
35. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Влечения и их судьба.doc
36. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Вытеснение.doc
37. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Гипноз .doc
38. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Гипноз 1.doc
39. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Дискуссия с посторонним.doc
40. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Достоевский и отцеубийство.doc
41. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Достоевский.doc
42. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Женственность.doc
43. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Заметки о случае обессивного невроза от СИ.doc
44. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Заметки о случае обессивного невроза.doc
45. /Фрейд Зигмунд/ЗФ История болезни Анны О.doc
46. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Йозеф Брейер никролог.doc
47. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ..doc
48. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология 1.doc
49. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология и анализ человеческого Я.doc
50. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология.doc
51. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях.doc
52. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Механизм навязчивых идей и фобий.doc
53. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Мы и смерть.doc
54. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Мы и смерть.pdf
55. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Недовольство культурой.doc
56. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Недовольство культурой.pdf
57. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Некоторые замечания относительно понятия БСЗ в ПА.doc
58. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Несколько замечаний по повобу понятия БСЗ.doc
59. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Неудовольство культурой.doc
60. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О ПРЕВРАЩЕНИИ ВЛЕЧЕНИЙ В ОСОБЕННОСТИ АНАЛЬНОЙ ЭРОТИКИ.doc
61. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О параное 111.doc
62. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О преврацении влечений в особенности анальной эротики.doc
63. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О сновидении.doc
64. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА 2.doc
65. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Об унижении любовной жизни.doc
66. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Остроумие и его отношение к бессознательному.doc
67. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерк истории ПА.doc
68. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерк истории психоанализа.doc
69. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерки об истерии.doc
70. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ПА религия культура.pdf
71. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ПОЛОЖЕНИЯ О ДВУХ ПРИНЦИПАХ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc
72. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ППОЖ Забывание иностранных слов .doc
73. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Печаль и меланхолия 1.doc
74. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Печаль и миланхолия.doc
75. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону принципа Удовольствия.doc
76. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону принципа наслаждения.pdf
77. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону удовольствия.doc
78. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Положение о 2 принципах психической деятельности.doc
79. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Представление о мотивах и личности в ПА.doc
80. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Психология масс и анализ человеческого Я.doc
81. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Психопатология обыденной жизни.doc
82. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Разделение психической лекции Л 31.doc
83. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Ребенка бьют ......doc
84. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Ребенка бьют к вопросу о происхождении сексуальных извращ.doc
85. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сексуальная жизнь человека.doc
86. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сознание и бессознательное.doc
87. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сочинен Строки биогр О снов Псих масс и анал чел Я.pdf
88. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сочинения Строки биографии.doc
89. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Строки биографии.doc
90. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ТРУДНОСТЬ НА ПУТИ ПСИХОАНАЛИЗА.doc
91. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Табу девственности.doc
92. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Теория личности.doc
93. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Толкование сновидений.doc
94. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Три статьи по теории сексуальности.doc
95. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Трудности на пути ПА.doc
96. /Фрейд Зигмунд/ЗФ УС Представлени о мотивах и личности в ПА.doc
97. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Человек Моисей и монотеистическая религия.pdf
98. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Этот человек Моисей.doc
99. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Этюды об истерии предисловия.doc
100. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Я и Оно.doc
101. /Фрейд Зигмунд/ЗФ.doc
102. /Фрейд Зигмунд/Заметки о контрпереносе.doc
103. /Фрейд Зигмунд/Зигмунд Фрейд Введение в психологию.doc
104. /Фрейд Зигмунд/Оккупация Метапсихология.doc
105. /Фрейд Зигмунд/Печаль и меланхолия.doc
106. /Фрейд Зигмунд/Список Фобий и извращений.doc
107. /Фрейд Зигмунд/Фрейд БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.doc
108. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ДОСТОЕВСКИЙ И ОТЦЕУБИЙСТВО.doc
109. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ..doc
110. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я.doc
111. /Фрейд Зигмунд/Фрейд Я и Оно.doc
112. /Фрейд Зигмунд/Фрейд- Человек Моисей и монотеизм.doc
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством
Сознание и бессознательное
Психология масс и анализ человеческого я*
З. Фрейд «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» из кн. З. Фрейд «Психоаналитические этюды»
Достоевский и отцеубийство
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
Список различных фобий и извращений
Печаль и меланхолия
Оккупация (пленённость, захваченность объектом)
Зигмунд Фрейд. Введение в психологию
З. Фрейд Заметки о контрпереносе
Этюды об истерии
Зигмунд Фрейд Сборник произведений
Отчет о начале лечения, данный Фрейдом, и дальнейшее его обсуждение в Венском Психоаналитическом обществе, заняли два вечера 30 октября и 6 ноября
З. Фрейд Этот человек Моисей
Уильям С. Буллит, Зигмунд Фрейд представления о мотивах и личности в психоанализе
Остров доброты татьяны бонне
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
З. Фрейд: теория личности
З. Фрейд табу девственности
З. Фрейд трудность на пути психоанализа
Строки биографии строки биографии
Строки биографии психология масс и анализ человеческого "Я"
Сознание и бессознательное См.: Фрейд З. Я и оно
З. Фрейд сексуальная жизнь человека* [1]
Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
Лекции по психоанализу. М., С. 334-349. Зигмунд фрейд разделение психической личности (тридцать первая лекция)
З. Фрейд Психопатология обыденной жизни
З. Фрейд Психология масс и анализ человеческого Я
Уильям С. Буллит, Зигмунд Фрейд представления о мотивах и личности в психоанализе
Зигмунд фрейд
З. Фрейд По ту сторону удовольствия
По ту сторону принципа удовольствия
З. Фрейд Печаль и меланхолия
Печаль и меланхолия
З. Фрейд забывание иностранных слов
З. Фрейд положения о двух принципах психической деятельности
Этюды об истерии
Очерк истории психоанализа Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 Не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
Зигмунд фрейд очерк истории психоанализа не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
З. Фрейд об унижении любовной жизни
З. Фрейд Остроумие и его отношение к бессознательному
З. Фрейд очерк истории психоанализа не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
Остров доброты татьяны бонне
Зигмунд Фрейд о сновидении
От редактора статьи
Ii томе «Kleiner Schriften zur Neurosenlehre». О превращении влечений
З. Фрейд недовольство культурой
Остров доброты татьяны бонне
З. Фрейд Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они
З. Фрейд мы и смерть
Остров доброты татьяны бонне
Механизм навязчивых идей и фобий
З. Фрейд Массовая психология
Книга З. Фрейд "Массовая психология и анализ человеческого "Я"
З. Фрейд Массовая психология
З. Фрейд «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» из кн. З. Фрейд «Психоаналитические этюды»
З. Фрейд Йозеф Брейер
Ii. Случай I. Истории болезней (Бройер и Фрейд) Фройлен Анн О. (Бройер)
З. Фрейд Заметки о случае обессивного невроза
Отчет о начале лечения, данный Фрейдом, и дальнейшее его обсуждение в Венском Психоаналитическом обществе, заняли два вечера 30 октября и 6 ноября
З. Фрейд женственность*
Достоевский и отцеубийство
Фрейд З. Достоевский и отцеубийство
З. Фрейд Дискуссия с Посторонним
Статья из первого издания «Терапевтического лексикона практикующего врача», изданного доктором Антоном Бумом в 1891 году
Статья из первого издания «Терапевтического лексикона практикующего врача», изданного доктором Антоном Бумом в 1891 году
Остров доброты татьяны бонне
Остров доброты татьяны бонне
З. Фрейд влечения и их судьба
Введение в психологию
З. Фрейд введение в психоанализ
З. Фрейд введение в психоанализ
З. Фрейд введение в психоанализ
З. фрейд будущее одной иллюзии
Остров доброты татьяны бонне
З. Фрейд бессознательное
Что же это было, что мешало современникам понять личность Леонардо
Бессознательное
Примечание издателя
З. Фрейд человек моисей и монотеистическая религия
Влечения и их судьба
З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768
З. фрейд строки биографии
З. фрейд строки биографии
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
Основные доктрины манипуляции сознанием § Технология манипуляции как закрытое знание
Из третьей книги "Метапсихология", входящей в цикл "
Определение
Название книг и статей
Влечения и их судьба
Сознание и бессознательное
Что же это было, что мешало современникам понять личность Леонардо
Сознание и бессознательное
Примечание издателя
3игмунд фрейд

З.ФРЕЙД


Сочинения


СТРОКИ БИОГРАФИИ

СТРОКИ БИОГРАФИИ

Психология масс и анализ человеческого "Я"

О сновидении

СТРОКИ БИОГРАФИИ

Психология масс и анализ человеческого "Я"

О сновидении


З.ФРЕЙД - СТРОКИ БИОГРАФИИ

Выкуп - 100 тысяч шиллингов


Родился в городке Фрайберг в Моравии (тогда провинция Австрии) 6 мая

1856 года. Поступил на медицинский факультет Венского университета в

1873 году. Работал в терапевтической, психиатрической клиниках Вены, у

Шарко - в Париже, у Бернхайма - в Нанси. В 1881 г. получил степень док-

тора медицины. Вместе с Йозефом Брейером разработал катартический метод

лечения неврозов. В 1895 г. в и шла их книга "Исследования истерий". От

нее принято вести историю психоанализа. С 1902 г. - профессор Венского

университета.

Более сорока лет посвятил разработке теории и практике психоанализа.

Работы: "Толкование сновидений" (1899), "Психопатология обыденной жизни"

(1901), "Тотем и табу" (1913), "Лекции по введению в психоанализ"

(1917), "Психология масс и анализ человеческого "Я" (1921), "Я" и "Оно"

(1923), "Будущее одной иллюзий" (1927), "Неудовлетворенность в культуре"

(1930) и другие. В 1930 году удостоен Премии Гете, в 1936 г. избирается

иностранным членом Королевского научного общества (Лондон).

Фрейда называют и ученым, и провидцем, и основоположником нового нап-

равления в науке. С его именем связывают понятие бессознательного в пси-

хике человека. Его теория обогатила многие области современных знаний.

В 1938 году, после вторжения нацистов в Австрию, стал узником гетто.

Его лишили паспорта, конфисковали имущество, библиотеку. Международное

психоаналитическое общество пыталось вызволить Фрейда. Фашисты потребо-

вали выкуп. Одна из пациенток Фрейда, принцесса Мария Бонапарт, заплати-

ла 100 тысяч шиллингов за его освобождение. Семья Фрейда переехала в

Лондон, а четыре его сестры погибли в газовых камерах.

Умер в Лондоне 23 сентября 1939 года.


З.ФРЕЙД

НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ


I

Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной ме-

рой: они рвутся к власти, успеху и богатству, восхищаются теми, кто всем

этим обладает, зато недооценивают истинные блага жизни. Правда, такое

обобщение как всегда небезопасно; предается забвению многокрасочность

человеческого мира и душевной жизни. Есть люди, которым не отказывают в

почтении их современники, хотя все их величие покоится на таких

свойствах и деяниях, которые совершенно чужды целям и идеалам толпы. До-

пустим, что великими их признает тоже меньшинство, тогда как подавляющее

большинство ничего не желает о них знать; но и тут не все так просто,

если учесть расхождение человеческих слов и дел, многообразие людских

желаний.

Один из этих замечательных людей в письмах называет меня своим дру-

гом. Я послал ему свою небольшую работу, где религия расценивается как

иллюзия. Он отвечал мне, что был бы целиком согласен с моей оценкой, но

сожалеет, что я не воздал должного подлинному источнику религиозности.

Таковым он считает особое чувство, никогда его не покидающее, обнаружи-

ваемое им у многих других и, предположительно, присущее миллионам. Это

чувство он называет оощущением вечностип, чувством чего-то безгранично-

го, бескрайнего, оокеаническогоп. Такое чувство - дело чисто субъектив-

ное, это не вопрос веры. Здесь не примешивается обещание личного бесс-

мертия, но зато в этом чувстве - источник религиозной энергии, питающей

различные церкви и религиозные системы. Они направляют его по определен-

ным каналам, где оно и поглощается. Лишь на основании такого оокеаничес-

когоп чувства человек может называть себя религиозным - даже если он от-

вергает всякую веру и любую иллюзию.

Это суждение моего уважаемого друга, который сам однажды отдал дань

волшебству поэтической иллюзии, поставило меня перед лицом немалых труд-

ностей1. У себя я не нахожу этого оокеаническогоп чувства; научному под-

ходу чувства вообще создают неудобства. Можно попытаться описать их фи-

зиологические признаки. Там, где это получается, - а я опасаюсь, что оо-

кеаническое. чувство такой характеристике не поддается, - не остается

ничего, кроме содержания тех представлений, которые ассоциативно связаны

с этим чувством. Если я правильно понял моего друга, он имеет в виду то

же самое, что и один оригинальный и весьма своеобразный поэт, утешавший

своего героя перед самоубийством: оНам не уйти из этого мирап2. Таким

образом, речь идет о чувстве неразрывной связи, принадлежности к мирово-

му целому. Для меня это имеет, скорее, характер интеллектуального умоз-

рения - конечно, не без сопровождающих чувств, но их ведь хватает и при

других мыслительных актах сходной значимости. Личный опыт не убеждает

меня в том, что такие чувства первичны по своей природе, Я не могу оспа-

ривать на этом основании факта наличия их у других; вопрос лишь в том,

насколько верно они истолковываются и могут ли считаться оfons et origoп

всех религиозных запросов.

Мне нечего предложить для окончательного решения этой проблемы. Идея

о непосредственном, изначальном оповещении человека этим чувством - о

его связи с окружающим миром - звучит столь странно, так плохо совмести-

ма с нашей психологией, что следовало бы предпринять психоаналитическое,

т.е. генетическое исследование подобного чувства. Тогда в нашем распоря-

жении следующий путь: в нормальном состоянии для нас нет ничего досто-

вернее чувства самих себя, нашего собственного оЯп, кажущегося нам са-

мостоятельным, целостным, ясно отличимым от всего остального, Видимость

обманчива, не существует четкой внутренней границы между оЯп и бессозна-

тельной душевной субстанцией, обозначаемой нами как оОноп. оЯп для нее

служит лишь фасадом - этому научил нас психоанализ. Ему предстоит еще во

многом уточнить отношения между оЯп и оОноп, однако, по крайней мере в

отношениях с внешним миром, оЯп кажется отделенным от последнего резкой

разграничительной линией. Только в одном, хотя и необычайном, но не па-

тологическом состоянии дело обстоит иначе. На вершине влюбленности гра-

ница между оЯп и объектам угрожающе расплывается. Вопреки всякой очевид-

ности, влюбленный считает оЯп и оТып единым целым и готов вести себя

так, будто это соответствует действительности. То, что на время может

устранить известная физиологическая функция, может, конечно, быть ре-

зультатом и болезнетворных процессов, Из патологии нам известно большое

число состояний, когда грань между оЯп и внешним миром делается ненадеж-

ной, либо границы пролагаются неверно. Таковы случаи, при которых части

нашего собственного тела или даже душевной жизни - наши восприятия, мыс-

ли, чувства - кажутся нам как бы чужими, не принадлежащими нашему оЯп.

Либо те случаи, когда на внешний мир переносится нечто порожденное или

явно принадлежащее оЯп. Таким образом, чувство оЯп также подвержено на-

рушениям, а границы оЯп неустойчивы.

Дальнейшие размышления показывают, что чувство оЯп взрослого человека

не могло быть таковым с самого начала, Оно должно было пройти долгий

путь развития. Понятийно это зачастую недоказуемо, но реконструируется с

достаточной степенью вероятности3. Младенец еще не отличает своего оЯп

от внешнего мира как источника приходящих к нему ощущений, Его постепен-

но обучают этому различные импульсы. Сильнейшее впечатление должно про-

изводить на него то, что одни источники возбуждения все время могут по-

сылать ему ощущения (позже он узнает в них органы собственного тела),

тогда как другие источники время от времени ускользают. Самый желанный

из них- - материнская грудь, призвать которую к себе можно только нас-

тойчивым криком. Так оЯп противопоставляется некий ообъектп, нечто нахо-

димое ововнеп, появляющееся только в результате особого действия.

Дальнейшим побуждением к вычленению оЯп из массы ощущений, а тем самым к

признанию внешнего мира, являются частые, многообразные и неустранимые

ощущения боли и неудовольствия. К-их устранению стремится безраздельно

господствующий в психике принцип удовольствия. Так возникает тенденция к

отделению оЯп от всего, что может сделаться источником неудовольствия.

Все это выносится вовне, а оЯп оказывается инстанцией чистого удо-

вольствия, которому противостоит чуждый и угрожающий ему внешний мир.

Границы такого примитивного оЯ п - чистого удовольствия - исправляются

под давлением опыта.Многое из того, что приносит удовольствие и от чего

нельзя отказаться, принадлежит все же не оЯп, а ообъектуп. И наоборот,

многие страдания, от которых хотелось бы избавиться, неотделимы от ооЯп,

имеют внутреннее происхождение. Целенаправленная деятельность органов

чувств и соответствующих умственных усилий учит человека методам разли-

чения внутреннего (принадлежащего оЯп) и внешнего, пришедшего из окружа-

ющего мира. Тем самым он делает первый шаг к утверждению принципа ре-

альности, который будет управлять дальнейшим его развитием. Такое разли-

чение, понятно, служит и практическим целям - защите от угрожающих неп-

риятных ощущений. То обстоятельство, что оЯп способно применять для за-

щиты от внутреннего неудовольствия те же методы, которыми оно пользуется

против внешних неприятностей, является исходным пунктом некоторых

серьезных психических расстройств.

Так оЯп отделяется от внешнего мира. Вернее, первоначально оЯп вклю-

чает в себя все, а затем из него выделяется внешний мир. Наше нынешнее

чувство ооЯп - лишь съежившийся остаток какого-то широкого, даже все-

объемлющего чувства, которое соответствовало неотделимости оЯп от внеш-

него мира. Если мы примем, что это первичное чувство ооЯп в той или иной

мере сохранилось в душевной жизни многих людей, то его можно признать

своего рода спутником более узкого и ограниченного чувства оЯп в зрелом

возрасте. Этим же объясняются представления о безграничности и связи с

мировым целым, именуемые моим другам оокеаническимп чувством. На вправе

ли мы из остатков первоначального, существующего наряду с возникшим поз-

же, выводить второе из первого?

Конечно, в этом не была бы ничего удивительного - ни в области душев-

ной жизни, ни в любой иной. Мы твердо убеждены, что в животном царстве

высокоразвитые виды произошли от самых низших, причем простейшие формы

жизни встречаются и поныне. Гигантские динозавры вымерли, освободив мес-

то млекопитающим, но такой представитель этого вида, как крокодил, про-

должает здравствовать и сегодня. Эта аналогия может показаться несколько

натянутой, да и ущербной, поскольку выжившие низшие виды по большей час-

ти не являются истинными предками современных более развитых видов. Про-

межуточные звенья по большей части вымерли, они известны только по ре-

конструкциям. Напротив, в душевной жизни сохранение примитивного наряду

с возникшим из него и преобразованным встречается столь часто, что тут

даже можно обойтись без примеров. Происходят перерывы в развитии, ка-

кая-то количественно определенная часть влечения остается неизменной,

тогда как другая развивается дальше.

Мы затрагиваем тем самым общую проблему сохранения психического, еще

почти не разработанную, но столь увлекательную и значимую, что даже без

достаточного к тому повода уделим ей толику внимания. С тех пор, как мы

преодолели заблуждение, будто обычное забывание есть разрушение следа в

памяти, иначе говоря, уничтожение, мы склонны придерживаться иного

взгляда. А именно, в душевной жизни ничто, раз возникнув, не исчезает,

все каким-то образом сохраняется, и при известных условиях, например, в

случае далеко зашедшей регрессии, может вновь всплыть на поверхность.

Попробуем содержательно пояснить это на примере из другой области, В ка-

честве такой иллюстрации возьмем развитие Вечного Города4. Историки учат

нас, что древнейший Рим был Roma quadrata, огороженным поселением на Па-

латине. Затем следует период Septimontium - объединения поселений на се-

ми холмах, из которых возникает город, границей коего была стена Сервия

Туллия, а потом, после всех перестроек республиканского и раннеимперско-

го времен, стены, воздвигнутые императором Аврелианом. Не прослеживая

далее истории города, зададим себе вопрос: что найдет от этих ранних

стадий посетитель сегодняшнего Рима, даже если он снабжен самыми совер-

шенными познаниями истории и топографии. Стену Аврелиана, несмотря на

некоторые повреждения и про ломы, он увидит почти не изменившейся.

Кое-где, благо даря раскопкам, он сможет увидеть остатки вала Сервия

Имея достаточные познания - превосходящие знания современной археологии

- он мог бы, наверное, восстановить очертания этих стен по всему пери-

метру, даже контуры Roma quadrata. Но от зданий, когда-то заполнявших

эти рамки древнего города, он не обнаружит ничего или почти ничего - эти

здания более не существуют. Великолепные познания в римской истории в

лучшем случае позволят ему установить, где стояли храмы и общественные

здания той эпохи. Теперь на их месте руины, да и не самих этих сооруже-

ний, а позднейших пристроек после пожаров и разрушений. Нет нужды напо-

минать, что все эти останки древнего Рима вкраплены сегодня в хаос

большого города, возникшего за последние века, начиная с эпохи Возрожде-

ния. Конечно, многие древности погребены в городской почве или под сов-

ременными зданиями Таков способ сохранения прошлого в исторических горо-

дах, вроде Рима.

Сделаем теперь фантастическое предположение, будто Рим - не место жи-

тельства, а наделенное психикой существо - со столь же долгим и богатым

прошлым в котором ничто, раз возникнув, не исчезало, а самые последние

стадии развития сосуществуют со всеми прежними. В случае Рима это озна-

чало бы, что по-прежнему возносились бы ввысь императорский дворец на

Палатине и Septimontium Септимия Севера, а карнизы замка Ангела украша-

лись теми же прекрасными статуями, как и до нашествия готов и т. д.

Больше того, на месте Палаццо Каффарелли - который, однако, не был бы

при этом снесен - по-прежнему стоял бы храм Юпитера Капитолийского, при-

чем не только в своем позднейшем облике, каким его видели в императорс-

ком Риме, но и в первоначальном облике, с этрусскими формами, украшенном

терракотовыми антефиксами. Там, где ныне стоит Колизей, можно было бы

восхищаться и исчезнувшим Domus Aurea Нерона; на площади Пантеона мы об-

наружили бы не только сохраненный для нас Пантеон Адриан - на том же

месте находилась бы и первоначальная постройка Агриппы. На одном и том

же основании стояли бы церковь Maria Sopra Minerva и древний храм, на

месте которого она была построена. И при небольшом изменении угла зрения

появлялось бы то одно, то другое здание.

Нет смысла развивать эту фантазию далее - она ведет к чему-то несооб-

разному и даже абсурдному. Историческая последовательность представима

лишь посредством пространственной рядоположенности: одно и то же прост-

ранство нельзя заполнить дважды. Наша попытка может выглядеть праздной

забавой, но тому есть оправдание - она показывает всю сложность передачи

душевной жизни с помощью наглядных образов.

Следует предупредить возможный упрек: почему мы избрали для сравнения

с душевным прошлым именно историю города? Гипотеза о сохранности всего

прошедшего относится и к душевной жизни - при том условии, что не были

повреждены органы психики, их ткань не пострадала от травмы или воспале-

ния. Но историю всякого города, даже если у него не столь бурное прош-

лое, как у Рима, или если он не знал вторжений неприятеля, как Лондон,

не миновали разрушительные воздействия - сравнимые с указанными причина-

ми заболевания. Самое мирное развитие любого города всегда сопровождает-

ся разрушением и сносом зданий, и уже поэтому история города изначально

несопоставима с душевным организмом.

Это возражение заставляет нас оставить яркую палитру контрастов; мы

обращаемся к более близкому объекту сравнения, каковым является тело жи-

вотного или человека. Но и здесь мы сталкиваемся с чем-то сходным. Ран-

ние стадии развития никоим образом не сохранились, они стали строи-

тельным материалом для более поздних форм и растворились в них. Зародыш

исчез во взрослом теле, загрудинная железа ребенка после достижения им

половой зрелости заменяется соединительной тканью, но как таковая более

не существует. В полых костях взрослого можно узнать очертания костей

ребенка, но последние принадлежат прошлому, они вытягивались и утолща-

лись, пока не приобрели окончательную форму. Сохранение всех ранних ста-

дий, наряду с завершенными, возможно лишь в душевной жизни, а мы не в

состоянии наглядно это представить.

Возможно, мы заходим слишком далеко с предположениями такого рода, и

нам следовало бы удовлетвориться утверждением, что прошлое может сохра-

няться в душевной жизни, что здесь нет неизбежного разрушения. Вероятно,

в психике многих стариков - в виде нормы или исключения - все настолько

стирается или разъедается, что прошлого уже никак не оживить и не восс-

тановить. Быть может, сохранение вообще связано с определенными благоп-

риятными условиями. Вполне возможно, но об этом мы ничего не знаем. Поэ-

тому нам следует твердо держаться того, что сохранение прошлого в душев-

ной жизни есть, скорее, правило, нежели исключение.

Если мы готовы полностью принять наличие оокеаническогоп чувства у

многих людей и склонны сводить его к ранней стадии чувства оЯп, то воз-

никает следующий вопрос: может ли такое чувство притязать на роль источ-

ника религиозных потребностей?

Такое притязание не кажется мне убедительным. Чувство может служить

источником энергии лишь в том случае, если само оно является выражением

какой-то сильной потребности. Мне кажется неопровержимым выведение рели-

гиозных нужд из детской беспомощности и связанного с нею обожания отца.

Тем более, что это чувство не только проистекает из детства, но и в

дальнейшем поддерживается страхом перед всемогуществом судьбы. Мне труд-

но привести другой пример столь же сильной в детстве потребности, как

нужда в отцовской защите. Поэтому роль оокеаническогоп чувства второсте-

пенна, оно могло бы служить только восстановлению безграничного нарцис-

сизма. Мы в состоянии четко проследить первоистоки религиозных воззрений

- вплоть до чувства детской беспомощности, За ним может скрываться

что-нибудь еще, но пока все это окутано густым туманом.

Я допускаю, что в дальнейшем оокеаническоеп чувство оказалось связан-

ным с религией. Единство со всем сущим (его идейное содержание) выступа-

ет как первая попытка религиозного утешения, как еще один способ отрица-

ния той опасности, которая угрожает оЯп со стороны внешнего мира. Приз-

наюсь, мне трудно оперировать этими едва уловимыми величинами; Другой

мой друг, неутолимая жажда знаний которого привела к самым необычным

экспериментам и сделала его чуть ли не всеведущим, уверял меня, что

практика йоги действительно может пробудить такие новые ощущения и

чувство всеобщности (отключением от внешнего мира, концентрацией внима-

ния на телесных функциях, особыми дыхательными упражнениями). Он склонен

считать это регрессией к древнейшим состояниям душевной жизни, уже давно

покрытым позднейшими наслоениями. В этом он видит, так сказать, физиоло-

гическое обоснование мистической премудрости. На первый план здесь выс-

тупает связь с многообразными темными проявлениями души, такими, как

транс и экстаз. Меня это заставляет лишь вспомнить слова из оНыряльщикап

Шиллера:

Блажен, кто там дышит в розовом свете.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Схожі:

Строки биографии строки биографии iconДодаток Вимоги до оформлення тез
Після тексту тез з нової строки напівжирним пишеться слово Література (якщо є посилання). З наступної строки друкується список літератури...
Строки биографии строки биографии iconСтроки прийому заяв і документів, проведення фахового випробування, конкурсного відбору та зарахування на навчання за освітньо-кваліфікаційними рівнями «спеціаліст», «магістр»
Прийом заяв І документів, вступні випробування, що проводить двнз «Криворізький національний університет», конкурсний відбір та зарахування...
Строки биографии строки биографии iconСтроки прийому заяв І документів, вступних екзаменів, конкурсного відбору та зарахування на навчання у криворізькому педагогічному інституті двнз «криворізький національний університет»
Прийом заяв І документів, вступні випробування, що проводить Криворізький педагогічний інститут двнз «Криворізький національний університет»...
Строки биографии строки биографии iconИз биографии профессора-невропатолога григория ивановича россолимо (1860-1928)
СумГУ, кафедра гигиены и экологии, социальной медицины и организации здравоохранения
Строки биографии строки биографии iconКритерии оценивания по русскому языку и литературе
Задания закрытой формы по литературе (11 баллов) требуют от учащихся знаний биографии писателей в объеме курса
Строки биографии строки биографии iconПерелік спеціальностей та строки навчання в інтернатурі

Строки биографии строки биографии iconОсновні строки проведення вступної кампанії
move to 0-3601260
Строки биографии строки биографии iconСтроки настанової сесії заочного факультету у 2012/2013 навчальному році

Строки биографии строки биографии iconСтроки осінньої настановної сесії заочного факультету у 2013/2014 навчальному році

Строки биографии строки биографии iconДекану фдзн
Прошу дозволу продовжити строки лабораторно-екзаменаційної сесії, у зв'язку з хворобою
Строки биографии строки биографии iconДекану фдзн
Прошу дозволу продовжити строки лабораторно-екзаменаційної сесії, у зв'язку з хворобою
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи