Историческое введение icon

Историческое введение




Скачати 126.8 Kb.
НазваИсторическое введение
Дата05.06.2013
Розмір126.8 Kb.
ТипДокументи
1. /возрастная психология/Абрамова Г. практикум по возраст психологии.doc
2. /возрастная психология/Алис Миллер. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.doc
3. /возрастная психология/Байярд Роберт ТВаш беспокойный подросток.doc
4. /возрастная психология/Бенджамин Спок.doc
5. /возрастная психология/Винникот Разговор с родителями.rtf
6. /возрастная психология/Выготский л с Основы дефектологии.doc
7. /возрастная психология/Гиппенрейтер Ю общаться с реб КАК.doc
8. /возрастная психология/КНИГА Эда Ле Шан Когда Ваш реб сводит с ума.doc
9. /возрастная психология/Карен Прайор не рычите на собаку.doc
10. /возрастная психология/Корчак Януш Как любить ребенка.doc
11. /возрастная психология/Любимов игры.doc
12. /возрастная психология/Миллер Психология игры/118_49.doc
13. /возрастная психология/Миллер Психология игры/176_99.doc
14. /возрастная психология/Миллер Психология игры/200_14.doc
15. /возрастная психология/Миллер Психология игры/215_53.doc
16. /возрастная психология/Миллер Психология игры/21_65.doc
17. /возрастная психология/Миллер Психология игры/254_74.doc
18. /возрастная психология/Миллер Психология игры/275_91.doc
19. /возрастная психология/Миллер Психология игры/5_7.doc
20. /возрастная психология/Миллер Психология игры/66_117.doc
21. /возрастная психология/Миллер Психология игры/8_20.doc
22. /возрастная психология/Мухина возр психология.doc
23. /возрастная психология/Никитин Развивающие игры.doc
24. /возрастная психология/детская сексология.doc
25. /возрастная психология/после 3 уже поздно.doc
26. /возрастная психология/физич и психич развитие реб.doc
On-line библиотека Грамотей
Масару Ибука. После трех уже поздно
Справочник для среднего и старшего школьного возраста детская сексология консультант О. А. Ковалева ответственный за выпуск Л. П. Костикова редактор Л. А. Румянцева технический редактор М. В. Гагарина корректор Л. А. Рогова введение
Б. П. Никитин. Развивающие игры
Учебник для студ вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 456 с. Isbn 5-7695-0408-0
Историческое введение
Игры у животных
Зачем нужна игра ? "Почему вы так себя ведете?" очень часто
Психологи не могут использовать общепринятый
Игровая терапия формы игровой терапии
"игра" в психологических
Влияние на игру индивидуальных и социальных различий
Социальная игра развитие социальной игры
Игра и подражание
Исследовательские и подвижные игры
Александр Любимов
Януш Корчак Как любить ребенка
Карен Прайор. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей Предисловие
Эда Ле Шан Когда ваш ребенок сводит вас с ума
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком – Как?
Оглавление Часть первая. Общие вопросы дефектологии
Винникотт Д. В
Бенджамин Спок. Ребенок и уход за ним
Байярд Роберт Т., Байярд Джин "Ваш беспокойный подросток"
Алис Миллер. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я
Практикум по возрастной психологии удк 159. 922. 6(076. 58) Ббк 88. 4я73 А16 Абрамова Г. С. А16 Практикум по возрастной психологии: Учеб по­собие для студ вузов. 2-е изд., стереотип. М

Глава I

ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ

Когда я пишу эти строки, мой годовалый малыш стоит посреди комнаты, рассматривая окружающий мир вверх тормашки, просунув свою голову между ног. Моя 3-летняя дочь сидит рядом за маленьким столиком, старательно склонившись над листочками бумаги. Она тоже пишет книгу. Ее ручка должна быть такого же цвета, как и у меня, ее листы бумаги должны быть такого же размера, как мои. Время от времени она поднимает голову, чтобы убедиться, что ее каракули похожи на мои. Мирная сцена, кото­рая не продлится слишком долго, но которую можно поставить в ряд примеров поведения, носящих имя "игра". Молодые обезьянки наклоняются, глядя между ног, точно так же, как это делают маленькие дети, а дети, сколько существует Мир, подражают взрослым - готовят пищу, стирают, пишут. Однако только сравнительно недавно стали обращать сколь-ни­будь серьезное внимание на эти виды активности и понимать, что именно здесь могут быть идеи, которые дадут нам в руки волшебный ключик к пониманию детства и причин, которые заставляют людей и живот­ных вести себя так, а не иначе.

Конечно, всегда соблазнительно найти паралле­ли с современными взглядами в прошлом. Часто цитируют Платона, как первого, признавшего прак­тическую ценность игры, с его рекомендациями обучать мальчиков арифметике на примере реального распределения яблок, а детям, которые в буду­щем станут строителями, уже сегодня давать ма­ленькие настоящие инструменты. Аристотель также думал, что детей следует поощрять к играм, в которых они поведут себя так же серьезно, как взрослые. Вслед за великими реформаторами обра­зования, начиная от Каменского в XVII веке до Руссо, Песталоцци и Фробеля в XVIII начале XIX веков, все больше учителей соглашались с мыслью о том, что воспитание должно учитывать естествен­ные склонности ребенка и уровень его развития. Особенно упорно важность игры в обучении под­черкивал Фробель. Несчастное собственное детство пробудило в нем интерес к маленьким детям, а его восхищение романтической философией Шеллинга сделало для него идею свободы и самовыражения почти что символом веры. Способность Фробеля к сопереживанию и богатый практический опыт учи­теля позволили ему понять какого рода игры нравятся детям, какие игрушки больше всего при­влекают их внимание, а также, каким образом, используя детский интерес, развивать их характер и способности. Идеи Фробеля имели огромную прак­тическую ценность. Но в его время знания о закономерностях детского развития были слабо сис­тематизированы и поэтому его концепция игры - как "раскрытие цветка потенциалов детства" - ничего нам не объясняет.

Первые формулировки теории игры стали появ­ляться под влиянием эволюционной теории во второй половине XIX века. Если основная часть жизненной энергии направлена на удовлетворение физических потребностей - на поддержание жизни и сохранение вида, - какие функции можно при­писать игре? Ранним, может быть довольно прими­тивным, ответом было то, что игра необходима для восстановления сил после работы. Эта идея встре­чалась уже в XVII веке, но обычно ее связывают с двумя немецкими мыслителями XIX века - Шаллером и Лазарусом, написавших книги об игре. Шаллер считал, что игра возвращает силы исто­щенному организму. Лазарус рассматривал игру как противоположность и работе, и безделью, считая активный отдых в форме игры тонизирующим ле­карством. Игра в футбол или метание дротиков, даже окраска садовых ворот могут быть способом уменьшения напряжения. Однако этот подход не может объяснить активность малышей. Никакая напряженная работа не предшествует прыжкам ко­тенка за мячом. Щенки возятся друг с другом до полного изнеможения, но затем начинают игру снова.

Избыточная энергия

Непрестанная беготня, прыжки, кувырки - все, что характерно для маленьких детей и животных, может иметь разное толкование. Герберт Спенсер, английский философ XIX века, написавший свои знаменитые "Принципы философии", детально раз­работал понятие, известное сегодня в теории игры как "избыточная энергия". В самой простой своей форме представление о том, что детская игра необходима, для того чтобы "спустить пар", вероят­но, было общепринятым очень давно. Спенсер не скрывал, что извлек оригинальную мысль об игре из работ по философии и эстетике Фридриха фон Шиллера, хотя он откровенно признавался, что не мог вспомнить имя немецкого поэта. Шиллер счи­тал игру проявлением "бьющей через край" энергии и началом всякого искусства. Почти веком позже Спенсер также рассматривал игру как источник искусства и бесцельную растрату избыточной энер­гии, однако, придавал своей идее типично эволю­ционную окраску. Он доказывал, что чем ниже стоит животное на лестнице эволюции, тем больше энергии оно затрачивает на поиски пиши и спасение от врагов. Высшие животные поднимаются по ступенькам эволюции с помощью игры, так как новые навыки, приобретенные с ее помощью, поз­воляют животным затрачивать меньше времени и сил на поддержание своей жизнеспособности. Они лучше питаются, имеют соответственно лучшее здо­ровье, и поэтому у них больше жизненной энергии.

Представление об избытке энергии вызывает в воображении картину водопровода или газопровода, в котором содержимое распределяется по разным каналам и может где-то прорваться наружу, если давление все растет, а диаметр выходных отверстий очень маленький. Такого типа аналогии для объяс­нения игры часто использовались в психологичес­ких теориях начала века, однако, их уже нельзя признать адекватными. На ум приходят очевидные возражения. Например, игра сама по себе может действовать как стимул. Уставший на прогулке ребенок оживляется и спешит домой, если пообе­щали дома с ним поиграть. Для игры не требуется дополнительной энергии.

Малыш будет кричать: "Хочу играть еще!" -

даже когда по всем признакам он очень хочет спать или отдыхать. Футболист-любитель не более энер­гичен, чем профессионал. В действительности тео­рия Спенсера не была столь уж незрелой. Его подробные объяснения отдыха опираются на раз­мышления о психологии усталости нервных цент­ров. По словам автора, они дезинтегрируются в процессе деятельности, и необходимо время для их восстановления. Нервный центр, который отдыхал в течение длительного времени, становится физи­чески более лабильным, он будет быстрее реагиро­вать на возбуждение и вызывать действия, свойст­венные этому конкретному центру, чем объясняется элемент подражания в игре. Например, когда дли­тельное время не возникает поводов для серьезной борьбы, животное играет в борьбу, или, если это человек, то он играет в шахматы. Кроме того, в

форме игры может проявляться основанная на эгоистических чувствах конкуренция. Бесхитрост­ные психологические рассуждения Спенсера устаре­ли, а его теория уже не охватывает всех накоплен­ных фактов. Конторский служащий, или делопро­изводитель, не обязательно использует свои навыки в свободное от работы время. Чемпион по боксу может в свое свободное время изучать Шекспира, но это менее вероятно, чем увлечение математика шахматами, поскольку здесь будут применяться навыки, сходные с теми, которые он использует в своей работе.

Тем не менее факты, на которые опирался Спенсер, требуют объяснения. Любой, кто видел класс здоровых 8-летних детей, выпущенных на волю после урока арифметики, не усомнится в их потребности двигаться, прыгать и кричать. Взрос­лым людям тоже нужно размять ноги и прочистить горло в перерывах между концертом или спектак­лем. Ч. Дарвин в своей работе "Выражение эмо­ций" (1872) отмечал, что сильная радость или приятное возбуждение заставляют танцевать, хло­пать в ладоши, топать ногами и смеяться. Это послужило причиной для появления впоследствии множества теорий, подобных теории избыточной энергии Часто это понятие использовалось как аргумент в пользу создания игровых площадок и гимнастических залов. Некоторые современные теории также пытаются связать воедино психоло­гические, физиологические и социальные факторы, как это делал Спенсер.

Теория суммации

Эволюционная теория, опубликованная в XIX ве-

ке, придала мощный импульс исследованиям ребен-

ка, так же как и развитию всех биологических наук. Ранние работы Спенсера были слишком гипотетичными, а по некоторым отзывам, слишком плохо написаными, для того чтобы оказать сильное влия­ние на современников. А вот обширные доказатель­ства Ч. Дарвина в его "Происхождении видов" (1859) нельзя было не принять во внимание. Инте­рес к эволюционному развитию человека от низших биологических видов вызвал интерес к развитию человека от новорожденного младенца до взрослого человека. Акцент сместился от размышлений к наблюдениям. Гордые отцы, и не последний из них Дарвин, начали записывать наблюдения за развити­ем своих детей со всей серьезностью и научной тщательностью, ранее обращенной только на жуков. До этого работ по систематическому исследованию детей было мало.

Самым ранним исследованием в этой области является работа немца Тайдемана, которая была напечатана в 1787 г. Однако начало изучения дет­ской психологии обычно связывают с Прейером, немецким психологом, который тщательно записал свои систематические наблюдения за развитием своего сына, от рефлексов до более сложно органи­зованного поведения. Его работа .Душа ребенка", появившись на свет в 1882 г., стала на многие годы учебником по развитию детей. За ней последовал целый поток детских биографий.

Другим "отцом" детской психологии можно назвать Г. Холла, американского профессора психоло­гии и педагогики, работавшего под руководством великого философа и психолога Вильяма Джеймса.

К проблеме изучения психологии детей его привел интерес к теории эволюции и теории развития. Впервые серьезный ученый посвятил себя таким вопросам, как например, какие куклы предпочита­ют дети, или как скоро они дают им имена. Его "Теория суммации" игры основывается на понятии, что дети - это связующее звено между животным и человеком в эволюционной цепочке, и они в эмбриональном периоде жизни проходят в своем развитии через все стадии, от одноклеточного жи­вотного до человека.

Некоторые из стадий, через которые проходит плод человека от зачатия до рождения, сходны с последовательностью развития строения и пове­дения от рыбы до человека. Это, по-видимому, является доказательством того, что индивиду­альное развитие (онтогенез) является кратким повторением исторического развития вида (фи­логенеза). Холл расширил идею суммации на весь период детства в своей знаменитой книге о юности, вышедшей в 1904 г. Ребенок пережива­ет историю развития своего вида таким же обра­зом, как эмбрион повторяет историю развития своих далеких предков. Опыт его предков насле­дуется, и ребенок возрождает в игре интерес и занятия в той последовательности, в какой они имели место у доисторического и примитивного человека.

Использование теории суммации позволило более подробно разработать механизм содержания игр, чем другие. Удовольствие детей при игре с водой может быть связано с удовольствием, получаемым их предками-рыбами в море; их настойчивое лаза­ние по деревьям и качание на ветках демонстри­руют следы жизни обезьяноподобных предков. Дети в возрасте от 8 до 12 лет любят рыбачить, плавать на лодке, охотиться, обустраивать палатки, и нра­вится им это делать в группах. Здесь очень сооб­лазнительно увидеть аналогию с примитивной пле­менной жизнью. К сожалению, теория основыва­лась на предположении, что навыки, полученные одним поколением, и культурный опыт могут на­следоваться следующим поколением.

Большинство западных генетиков отвергали такую ламаркистскую точку зрения на эволюцию и не допускали мысли о том, что приобретенные ха­рактеристики могут передаваться по наследству по крайней мере в какой-то форме, которая могла

бы сделать теорию суммации Холла достоверной. Не существует точного линейного развития от примитивной до более сложной цивилизации. Де­ти - это не миниатюрное повторение дикарей. Катание на велосипеде и игра с игрушечным радиотелефоном вряд ли повторяют древний опыт. Но нет смысла корректировать теорию, чтобы она принесла какую-то пользу. Теория суммации Холла уже произвела свой замечательный эффект - она пробудила интерес к поведению детей в разном возрасте.

Практика навыков

Другая теория была выдвинута Карпом Гроссом, профессором философии в Басле, в его книгах об игре животных (1896) и игре человека (1899). Он заинтересовался игрой как возможной основой эс­тетики. Пребывая под впечатлениями от исследо­ваний Вейсмана, который первым поставил под сомнение то, что приобретенные характеристики могут передаваться по наследству, Гросс полностью построил свое объяснение на принципе естествен­ного отбора, который по Дарвину является одним из главных факторов эволюции. Выживают только те животные, которые лучше приспособлены к окружающей среде, а их потомки способны еще лучше адаптироваться к изменяющимся условиям. Если животные играют, то потому что игра полезна в борьбе за выживание, так как в процессе игры отрабатываются и совершенствуются навыки, не­обходимые во взрослой жизни. Младенец постоян­но двигает ручками, пальчиками рук и ног, лепечет и кричит, и благодаря таким, казалось бы, беспо­рядочным действиям, учится контролировать свое собственное тело. Котенок, подкрадываясь и пре­следуя клубки пряжи, получает навык ловли мы­шей.

Только у животных, наделенных врожденными инстинктивными паттернами поведения, которые проявляют свое совершенство при первой же про­бе сил, нет необходимости играть. Паразитирующая оса-отшельник появляется на свет из червячка, в которого она попала, будучи яйцом, благодаря своей матери, и, разумеется, никогда этого не видела. Однако она безошибочно повторяет опыт матери-осы: находит червячка для своих яиц, пара­лизует его уколом жала и, таким образом, обеспе­чивает свежую пищу своим личинкам, которые через определенное время появятся и улетят.

В сложной и изменяющейся окружающей среде такие жесткие стреотипы поведения нецелесообраз­ны. Естественный отбор отдает предпочтение при­спосабливающимся животным, тем, чьи инстинкты, благодаря опыту, достаточно фрагментарны и плас­тичны. Такие животные должны упражняться и совершенствовать свои не полностью наследуемые навыки прежде чем возникнет серьезная необходи­мость их использовать. Они должны играть. Игра - обобщенный импульс, направленный на отработку инстинктов, тесно связана с подражанием - дру­гим обобщенным импульсом, благодаря которому отпадает необходимость в большом количестве спе­циализированных инстинктов. Учиться посредством подражания важно для молодняка тех животных, чьи наследственные модели поведения ограничены. Чем более способен к адаптации и более развит вид, тем больший период защищенного младен­чества и детства необходим ему для практики, приобретаемой в игре и подражаниях.

В подтверждение своей теории Грос собрал огромное количество примеров из книг, периоди­ческой печати и личных наблюдений. Наиболее убедительны для практической теории игры расска­зы об игре-борьбе. Приставания и драки молодняка кажутся легко объяснимыми, если считать их совер­шенствованием инстинкта, используемого в будущем. Возражение, что драки и борьба отличаются от игры в борьбу только тем, что животные не вредят друг другу в игре, и что они, скорее, возобновят игру снова, чем убьют соперника или разбегутся, несерьезно. Вид, который отрабатывает свои навыки, убивая в младенчестве всех, кроме самых сильных животных, вскоре вымрет. В дейст­вительности Грос рассмотрел многие формы игры­борьбы не как подготовку к борьбе за выживание, а как практику соревнования в ухаживании среди взрослых мужских особей многих видов, после которой женские особи уступают победителю без сопротивления.

Игра взрослых животных не так просто согла­суется с теорией, утверждающей, что игра - это инстинкт отработки навыков, необходимых во взрослой жизни. Без сомнения, практика полезна даже взрослым, и точка зрения Гроса, что они продолжают играть, потому что игра в юности была приятна, допускает элемент обучения в игре. Но она ослабляет позиции изначальной теории. Более того, прекрасная классификация Гроса игры жи­вотных и людей включает не только борьбу и любовную игру, но также движение, узнавание, запоминание - фактически все функции орга­низма. То, что мы называем все это "инстинкты" и допускаем, что два специальных инстинкта, игра и борьба, тренируют все остальные, кажется со­мнительным. Если живые организмы упражняют­ся в своих функциях и навыках, то это не говорит о том, что они имеют соответствующий инстинкт, для того чтобы делать так, а не иначе. Ценность теории Гроса состоит в том, что наличие деятель­ности, казалось бы, на первый взгляд бесценной и бесполезной, может иметь серьезную биологическую цель. В модифицированной форме (не допуская наличие специального инстинкта) теория игры, как практики, до сих пор часто рассматривается как валидная.

Игра как отношение

Игра может быть полезна, но при этом также может быть связана со смехом и весельем. Дарвин упоминал, как часто дети смеются, когда играют. Джеймс Сулли в своем "Очерке о смехе" (1902) предположил, что смех выступает как признак игры и является существенной частью социальной дея­тельности. Поддразнивание и щекотка - ласковое нападение и будут рассматриваться как таковые, но только благодаря сопровождению смехом, который сообщает участникам, что никакой вред не замыш­ляется. Сулли говорит об игре-настроении или игровом отношении, в котором смех выступает как один из ее элементов. Это отношение сброса на­пряжения, а удовольствие и радость - неотъемле­мая его часть.

В рассмотрении игры как взаимодействия есть

свои преимущества. Гросс показал, что в игре могут быть использованы почти все естественные функ­ции организма. Игра не может быть, с его точки зрения, специальным видом деятельности с харак­теристиками, отличающими ее от других видов активности. Эту трудность избегают, классифици­руя, скорее, настроения личности, а не то, что она делает. К сожалению, трудно выделить критерии, с помощью которых можно определить, когда живот­ное или маленький ребенок счастлив^ или доволен, а наблюдение за детьми не позволяет выявить устойчивые связи между очевидным удовольствием и игрой. З-годовалый малыш, пытаясь построить сложный домик из кубиков, сосредоточен и сердит­ся, если младший братишка ломает его, огорчается, если дела не идут, и при этом он совсем не весел и не особенно игрив. Напротив, он демонстрирует все признаки серьезности. Мы допускаем, что ему нравится строить дом просто потому, что он выбрал это сам. Свобода выбора, не будучи навязанной другими людьми или обстоятельствами, - харак-

терный признак игры, хотя и не является ее абсолютной отличительной особенностью. Люди часто свободно выбирают работу, чтобы зарабаты­вать себе на жизнь. В одном из романов Тролоха, Планта Пализер, весьма богатый наследник герцог­ства, с возможностью выбора деятельности боль­шей, чем у любого ребенка, посвящает свое время работе над любимой схемой усовершенствования финансовой системы нации и воспринимает любое обычное времяпрепровождение, вроде охоты или вечеринки, как досадную помеху. Прыганье со скакалкой, естественно, рассматривается как игра, но только не тогда, когда это делает перед публи­кой за деньги чемпион по боксу в тяжелом весе, даже если ему ничего в жизни так сильно не нравится, как это занятие. Как бы то ни было, определенная степень выбора, отсутствие принуж­дения, с точки зрения традиционных способов работы с объектами, материалами и идеями, неотъ­емлемы из концепции игры. В этом состоит ее главная связь с искусством и другими формами изобретательства. Может быть, слово "игра" лучше использовать как наречие, а не как обозначение рода деятельности или сопутствующего настроения, но для описания того, как и при каких условиях действие реализуется.

Смелые попытки дать ясную, глубокую теорию

игры несостоятельны, отчасти потому что при этом пытаются игру определить как единую по сути деятельность с характеристиками, которые отличают ее от всего прочего. Фактически каждая теория выделяет различные аспекты игры. Теория вос­становления сил касается, главным образом, актив­ности взрослых во время досуга. Это весьма слабая попытка дать психологическое объяснение феноме­ну игры. Спенсеровская теория избыточной энергии наиболее достоверна в отношении резвящихся ягнят и беготни малышей. Его мнение, выраженное в терминах физиологических функций, звучит так,

что игра - это деятельность нервных центров или что-то в этом роде. Холл пытался объяснить, как игра изменяется с возрастом, и почему определен­ные ее формы, очевидно, повторяются с некоторы­ми отличиями в пространстве, времени и культуре. Гросс пытается объяснить тот факт, что играют, главным образом, молодые представители видов, и что такая игра выражает характерные особенности активности тех видов, к которым они принадлежат. Продвижение в понимании условий, которые опре­деляют игру, может появиться только при рассмот­рении ее как аспекта различных вариантов поведе­ния людей и животных, которые нуждаются в систематических исследованиях. Это должно быть сферой деятельности психологии.

Схожі:

Историческое введение iconСписок литературы по курсу: Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1975. Берков П. Н. Введение в технику литературоведческого анализа. Л., 1976
Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные понятия и термины. – М., 1999
Историческое введение iconДокументи
1. /Литературно-историческое краеведение под ред. Алтабаевой Е..doc
Историческое введение iconДокументи
1. /ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ/I.Введение/Введение.doc
2. /ВВЕДЕНИЕ...

Историческое введение iconДокументи
1. /Введение в литературоведение Киченко А.С УМК/Вопросы к зачету.doc
2. /Введение...

Историческое введение iconИндивидуальное задание по курсу: «Альтернативные источники энергии» на тему: «энергия ветра»
В данном индивидуальном задании рассмотрены такие вопросы: историческое развитие ветроэнергетики, типы ветров. Изучены конструкции...
Историческое введение iconА. Б. Хавин Сидоров П. И., Парников А. В. С34 Введение в клиническую психологию: Т. II.: Учебник
С34 Введение в клиническую психологию: Т. II.: Учебник для студентов медицинских вузов. — М.: Академический Проект, Екатеринбург:...
Историческое введение iconМвф приветствует успешное введение единой европейской валюты
Вашингтон. Директор-распорядитель Международного валютного фонда (мвф) Мишель Камдессю (Michael Camdessus) приветствует успешное...
Историческое введение iconМвф приветствует успешное введение единой европейской валюты
Вашингтон. Директор-распорядитель Международного валютного фонда (мвф) Мишель Камдессю (Michael Camdessus) приветствует успешное...
Историческое введение iconКурс лекций Введение в буддологию. Курс лекций. Спб
Введение в буддологию. Курс лекций. Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 304 С
Историческое введение iconДокументи
1. /Введение в языкознание Моря-Мицык Л.А УМК/Вопросы к экзамену.doc
2. /Введение...

Историческое введение iconНавчальний посібник з дисципліни "Введение в функциональный анализ"
Назва розробки. Навчальний посібник з дисципліни “Введение в функциональный анализ”
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи