Сознание и бессознательное icon

Сознание и бессознательное




Скачати 245.9 Kb.
НазваСознание и бессознательное
Дата05.07.2013
Розмір245.9 Kb.
ТипДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд Зигмунд/Freid-Rat 1.doc
3. /Фрейд Зигмунд/Kon (2) Френйд Я и Оно.doc
4. /Фрейд Зигмунд/Kon Френйд Я и Оно.doc
5. /Фрейд Зигмунд/Leonardo.doc
6. /Фрейд Зигмунд/~$ Бессознательное.doc
7. /Фрейд Зигмунд/~$ Массовая психология и анализ человеческого Я.doc
8. /Фрейд Зигмунд/Алфавитка книг ФРЕЙДА .doc
9. /Фрейд Зигмунд/Влечения и их судьба - Фрейд.doc
10. /Фрейд Зигмунд/Глава 16 в книге 4 из ПЕРЕНОС.doc
11. /Фрейд Зигмунд/Глава 17 из третьей книги Метапсихология.doc
12. /Фрейд Зигмунд/Глава 4 Основные принципы манипуляции сознания.doc
13. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд - Толкование сновидений.doc
14. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд - Три статьи по теории сексуальности.doc
15. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд Бессознательное.doc
16. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд Недовольство культурой 11.doc
17. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд Недовольство культурой.doc
18. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд По ту сторону принципа удовольствия.doc
19. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд-Влечения и их судьба.doc
20. /Фрейд Зигмунд/ЗФ - Человек Моисей и монотеистическая религия.doc
21. /Фрейд Зигмунд/ЗФ 1.doc
22. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Bessozn.doc
23. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Leonardo.doc
24. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Анализ конечный и бесконечный.pdf
25. /Фрейд Зигмунд/ЗФ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 1.doc
26. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Бессознательное.doc
27. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Будущее одной иллюзии.doc
28. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Будущее одной иллюзии.pdf
29. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в ПА лекции.pdf
30. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 1 - 15.doc
31. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 16 - 28.doc
32. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 29 - 35.doc
33. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психологию.doc
34. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Влечения и их судьба 1.doc
35. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Влечения и их судьба.doc
36. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Вытеснение.doc
37. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Гипноз .doc
38. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Гипноз 1.doc
39. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Дискуссия с посторонним.doc
40. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Достоевский и отцеубийство.doc
41. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Достоевский.doc
42. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Женственность.doc
43. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Заметки о случае обессивного невроза от СИ.doc
44. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Заметки о случае обессивного невроза.doc
45. /Фрейд Зигмунд/ЗФ История болезни Анны О.doc
46. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Йозеф Брейер никролог.doc
47. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ..doc
48. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология 1.doc
49. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология и анализ человеческого Я.doc
50. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология.doc
51. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях.doc
52. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Механизм навязчивых идей и фобий.doc
53. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Мы и смерть.doc
54. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Мы и смерть.pdf
55. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Недовольство культурой.doc
56. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Недовольство культурой.pdf
57. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Некоторые замечания относительно понятия БСЗ в ПА.doc
58. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Несколько замечаний по повобу понятия БСЗ.doc
59. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Неудовольство культурой.doc
60. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О ПРЕВРАЩЕНИИ ВЛЕЧЕНИЙ В ОСОБЕННОСТИ АНАЛЬНОЙ ЭРОТИКИ.doc
61. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О параное 111.doc
62. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О преврацении влечений в особенности анальной эротики.doc
63. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О сновидении.doc
64. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА 2.doc
65. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Об унижении любовной жизни.doc
66. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Остроумие и его отношение к бессознательному.doc
67. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерк истории ПА.doc
68. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерк истории психоанализа.doc
69. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерки об истерии.doc
70. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ПА религия культура.pdf
71. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ПОЛОЖЕНИЯ О ДВУХ ПРИНЦИПАХ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc
72. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ППОЖ Забывание иностранных слов .doc
73. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Печаль и меланхолия 1.doc
74. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Печаль и миланхолия.doc
75. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону принципа Удовольствия.doc
76. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону принципа наслаждения.pdf
77. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону удовольствия.doc
78. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Положение о 2 принципах психической деятельности.doc
79. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Представление о мотивах и личности в ПА.doc
80. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Психология масс и анализ человеческого Я.doc
81. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Психопатология обыденной жизни.doc
82. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Разделение психической лекции Л 31.doc
83. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Ребенка бьют ......doc
84. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Ребенка бьют к вопросу о происхождении сексуальных извращ.doc
85. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сексуальная жизнь человека.doc
86. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сознание и бессознательное.doc
87. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сочинен Строки биогр О снов Псих масс и анал чел Я.pdf
88. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сочинения Строки биографии.doc
89. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Строки биографии.doc
90. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ТРУДНОСТЬ НА ПУТИ ПСИХОАНАЛИЗА.doc
91. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Табу девственности.doc
92. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Теория личности.doc
93. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Толкование сновидений.doc
94. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Три статьи по теории сексуальности.doc
95. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Трудности на пути ПА.doc
96. /Фрейд Зигмунд/ЗФ УС Представлени о мотивах и личности в ПА.doc
97. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Человек Моисей и монотеистическая религия.pdf
98. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Этот человек Моисей.doc
99. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Этюды об истерии предисловия.doc
100. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Я и Оно.doc
101. /Фрейд Зигмунд/ЗФ.doc
102. /Фрейд Зигмунд/Заметки о контрпереносе.doc
103. /Фрейд Зигмунд/Зигмунд Фрейд Введение в психологию.doc
104. /Фрейд Зигмунд/Оккупация Метапсихология.doc
105. /Фрейд Зигмунд/Печаль и меланхолия.doc
106. /Фрейд Зигмунд/Список Фобий и извращений.doc
107. /Фрейд Зигмунд/Фрейд БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.doc
108. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ДОСТОЕВСКИЙ И ОТЦЕУБИЙСТВО.doc
109. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ..doc
110. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я.doc
111. /Фрейд Зигмунд/Фрейд Я и Оно.doc
112. /Фрейд Зигмунд/Фрейд- Человек Моисей и монотеизм.doc
3игмунд фрейд
Примечание издателя
Сознание и бессознательное
Сознание и бессознательное
Что же это было, что мешало современникам понять личность Леонардо
Название книг и статей
Влечения и их судьба
Определение
Из третьей книги "Метапсихология", входящей в цикл "
Основные доктрины манипуляции сознанием § Технология манипуляции как закрытое знание
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
З. фрейд строки биографии
З. фрейд строки биографии
З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768
Влечения и их судьба
З. Фрейд человек моисей и монотеистическая религия
Примечание издателя
Бессознательное
Что же это было, что мешало современникам понять личность Леонардо
З. Фрейд бессознательное
Остров доброты татьяны бонне
З. фрейд будущее одной иллюзии
З. Фрейд введение в психоанализ
З. Фрейд введение в психоанализ
З. Фрейд введение в психоанализ
Введение в психологию
З. Фрейд влечения и их судьба
Остров доброты татьяны бонне
Остров доброты татьяны бонне
Статья из первого издания «Терапевтического лексикона практикующего врача», изданного доктором Антоном Бумом в 1891 году
Статья из первого издания «Терапевтического лексикона практикующего врача», изданного доктором Антоном Бумом в 1891 году
З. Фрейд Дискуссия с Посторонним
Фрейд З. Достоевский и отцеубийство
Достоевский и отцеубийство
З. Фрейд женственность*
Отчет о начале лечения, данный Фрейдом, и дальнейшее его обсуждение в Венском Психоаналитическом обществе, заняли два вечера 30 октября и 6 ноября
З. Фрейд Заметки о случае обессивного невроза
Ii. Случай I. Истории болезней (Бройер и Фрейд) Фройлен Анн О. (Бройер)
З. Фрейд Йозеф Брейер
З. Фрейд «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» из кн. З. Фрейд «Психоаналитические этюды»
З. Фрейд Массовая психология
Книга З. Фрейд "Массовая психология и анализ человеческого "Я"
З. Фрейд Массовая психология
Остров доброты татьяны бонне
Механизм навязчивых идей и фобий
З. Фрейд мы и смерть
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они
З. Фрейд Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе
Остров доброты татьяны бонне
З. Фрейд недовольство культурой
Ii томе «Kleiner Schriften zur Neurosenlehre». О превращении влечений
От редактора статьи
Остров доброты татьяны бонне
Зигмунд Фрейд о сновидении
З. Фрейд очерк истории психоанализа не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
З. Фрейд об унижении любовной жизни
З. Фрейд Остроумие и его отношение к бессознательному
Зигмунд фрейд очерк истории психоанализа не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
Очерк истории психоанализа Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 Не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
Этюды об истерии
З. Фрейд положения о двух принципах психической деятельности
З. Фрейд забывание иностранных слов
Печаль и меланхолия
З. Фрейд Печаль и меланхолия
По ту сторону принципа удовольствия
З. Фрейд По ту сторону удовольствия
Зигмунд фрейд
Уильям С. Буллит, Зигмунд Фрейд представления о мотивах и личности в психоанализе
З. Фрейд Психология масс и анализ человеческого Я
З. Фрейд Психопатология обыденной жизни
Лекции по психоанализу. М., С. 334-349. Зигмунд фрейд разделение психической личности (тридцать первая лекция)
Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
З. Фрейд сексуальная жизнь человека* [1]
Сознание и бессознательное См.: Фрейд З. Я и оно
Строки биографии психология масс и анализ человеческого "Я"
Строки биографии строки биографии
З. Фрейд трудность на пути психоанализа
З. Фрейд табу девственности
З. Фрейд: теория личности
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
Остров доброты татьяны бонне
Уильям С. Буллит, Зигмунд Фрейд представления о мотивах и личности в психоанализе
З. Фрейд Этот человек Моисей
Этюды об истерии
Зигмунд Фрейд Сборник произведений
Отчет о начале лечения, данный Фрейдом, и дальнейшее его обсуждение в Венском Психоаналитическом обществе, заняли два вечера 30 октября и 6 ноября
З. Фрейд Заметки о контрпереносе
Зигмунд Фрейд. Введение в психологию
Оккупация (пленённость, захваченность объектом)
Печаль и меланхолия
Список различных фобий и извращений
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
Достоевский и отцеубийство
З. Фрейд «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» из кн. З. Фрейд «Психоаналитические этюды»
Психология масс и анализ человеческого я*
Сознание и бессознательное
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того, что не­однократно высказывалось раньше.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и подвергнуть научному исследованию часто наблюдающиеся и очень важные па­тологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может считать сознательное сущностью психического, но должен рассматривать сознание как ка­чество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Если бы я мог рассчитывать, что эта книга будет про­чтена всеми интересующимися психологией, то я был бы готов и к тому, что уже на этом месте часть читателей остановится и не последует далее, ибо здесь первый шиб-болет1 психоанализа. Для большинства философски обра­зованных людей идея психического, которое одновременно не было бы сознательным, до такой степени непонятна, что представляется им абсурдной и несовместимой с про­стой логикой. Это происходит, полагаю я, оттого, что они

1 По поводу этого слова у Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона читае*с «Шибболет (евр. «колос», Кн. Судей, XII). По произношению этого слова жители галаадские во время междоусобной войны с ефремлянамн при Иеффае узнавали ефремлян при переправе их через Иордан и ><>и-вали их. Ефремляне произносили это слово «сибболет»: это была осо­бенность их диалекта» (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, т. XXXIXa (78), с. 551). В переносном смысле означает «особенность», «отличие». — Примеч. ред. перевода.

841

никогда не изучали относящихся сюда феноменов гипноза и сновидений, которые — не говоря уже о всей области патологических явлений — требуют такого понимания. Од­нако их психология сознания не способна и разрешить проблемы сновидения и гипноза.

Быть сознательным — это прежде всего чисто описа­тельный термин, который опирается на самое непосред­ственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наобо­рот, характерным для него является то, что состояние осо­знанности быстро проходит; представление, в данный мо­мент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при из­вестных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период — мы не знаем; можно сказать, что оно было латентным, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать созна­тельным. Если мы скажем, что оно было бессозна­тельным, мы также дадим правильное описание. Это бес­сознательное в таком случае совпадает с латентным или потенциально сознательным. Правда, философы возрази­ли бы нам: нет, термин «бессознательное» не может здесь использоваться; пока представление находилось в латент­ном состоянии, оно вообще не было психическим. Но если бы уже в этом месте мы стали возражать им, то затеяли бы совершенно бесплодный спор о словах.

К термину или понятию бессознательного мы пришли другим путем, путем переработки опыта, в котором боль­шую роль играет душевная динамика. Мы узнали, т. е. вынуждены были признать, что существуют весьма силь­ные душевные процессы или представления,— здесь прежде всего приходится иметь дело с некоторым количествен­ным, т. е. экономическим, моментом, — которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие послед­ствия, которые могут быть осознаны опять-таки как пред-стааления, хотя сами в действительности не являются со­знательными. Нет необходимости подробно повторять то, о чем уже часто говорилось. Достаточно сказать: здесь на-

842

пинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными по­тому, что им противодействует известная сила, что без это­го они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнан­ных психических элементов. Эта теория оказывается не­опровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответст­вующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытесне­нием, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживаю­щая его, ощущается нами во время нашей психоаналити­ческой работы как сопротивление.

Понятие бессознательного мы, таким образом, получа­ем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматри­ваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть два вида бессознательного: латентное, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое са­мо по себе и без дальнейшего не может стать сознатель­ным. Наше знакомство с психической динамикой не может не оказать влияния на номенклатуру и описание. Латент­ное бессознательное, являющееся бессознательным только в описательном, но не в динамическом смысле, называет­ся нами предсознательным; термин «бессозна­тельное» мы применяем только к вытесненному дина­мическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: «сознательное» (bw), «предсознательное» (vbw) и «бессознательное» (ubw)1, смысл которых уже не только чисто описательный. Предсознательное (Vbw) предполагается нами стоящим гораздо ближе к сознатель­ному (Bw), чем бессознательное, а так как бессознатель­ное (Ubw) мы назвали психическим, мы тем более назовем так и латентное предсознательное (Vbw)....

1 bw — сокр. от bewubt (сознательное), vbw — от voibcwubt (предсо-знательное), ubw — unbewubt (бессознательное). Заглавная и строчная буквы в начале всех абревиатур означают, что последние обозначают со­ответственно сушествительное (или субстативированное прилагательное) и прилагательное. Например, Bw и bw — сознание и сознательное, Ubw и ubw — бессознательное (субстан, прилаг.) и бессознательное (приляг). — Примеч. ред. перевода.

843

Таким образом, мы с большим удобством можем обхо­диться нашими тремя терминами: bw, vbw и ubw, если толь­ко не станем упускать из виду, что в описательном смысле существуют два вида бессознательного, в динамическом же только один. В некоторых случаях, когда изложение преследует особые цели, этим различием можно прене­бречь, в других же случаях оно, конечно, совершенно не­обходимо....

В дальнейшем ходе психоаналитической работы выяс­няется, однако, что и эти различия оказываются недоста­точными, практически неудовлетворительными. Из ряда положений, служащих тому доказательством, приведем ре­шающее. Мы создали себе представление о связной орга­низации душевных процессов в одной личности и обозна­чаем его как Я этой личности. Это Я связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению, т. е. к разрядке возбуждений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензу­рой сновидений. Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные побуждения под­лежат исключению не только из сознания, но также из других областей влияний и действий. Это устранение пу­тем вытеснения в анализе противопоставляет себя Я, и анализ стоит перед задачей устранить сопротивление, ко­торое доказывает попыткам приблизиться к вытесненно­му. Во время анализа мы наблюдаем, как больной, если ему ставятся известные задачи, испытывает затруднения; его ассоциации прекращаются, как только они должны приблизиться к вытесненному. Тогда мы говорим ему, что он находится во власти сопротивления, но сам он ничего о нем не знает, и даже в том случае, когда, на основании чувства неудовольствия, он должен догадываться, что в нем действует какое-то сопротивление, он все же не умеет ни назвать, ни указать его. Но так как сопротивление, несо­мненно, исходит из его Я и принадлежит последнему, то мы оказываемся в неожиданном положении. Мы нашли в самом Я нечто такое, что тоже бессознательно и проявля­ется подобно вытесненному, т. е. оказывает сильное дей­ствие, не переходя в сознание, и для осознания чего тре-

844

буется особая работа. Следствием такого наблюдения для психоаналитической практики является то, что мы попа­даем в бесконечное множество затруднений и неясностей, если только хотим придерживаться привычных способов выражения, например, если хотим свести явление невроза к конфликту между сознанием и бессознательным. Исходя из нашей теории структурных отношений душевной жиз­ни, мы должны такое противопоставление заменить дру­гим, а именно: связному Я противопоставить отколовшее­ся от него вытесненное.

Однако следствия из нашего понимания бессознатель­ного еще более значительны. Знакомство с динамикой внесло первую поправку, структурная теория вносит вто­рую. Мы приходим к выводу, что Ubw не совпадает с вы­тесненным; остается верным, что все вытесненное бессо­знательно, но не все бессознательное есть вытесненное. Даже часть Я (один Бог ведает, насколько важная часть) может быть бессознательной и без всякого сомнения и яв­ляется таковой. И это бессознательное в Яне есть латент­ное в смысле предсознательного, иначе его нельзя было бы сделать активным без осознания и само осознание не представляло бы столько трудностей. Котла мы, таким об­разом, стоим перед необходимостью признания третьего, не вытесненного Ubw, то нам приходится признать, что свойство бессознательности теряет для нас свое значение. Оно становится многозначным качеством, не позволяю­щим широких и непререкаемых выводов, для которых нам хотелось бы его использовать. Тем не менее нужно осте­регаться пренебрегать им, так как в конце концов свойст­во бессознательности или сознательности является един­ственным лучом света во тьме глубинной психологии.


Я И ОНО

Патологические изыскания отвлекли наш интерес ис­ключительно в сторону вытесненного. После того как нам стало известно, что и Я в собственном смысле слова может быть бессознательным, нам хотелось бы больше узнать

845

о Я. Руководящей нитью в наших исследованиях до сих пор служил только признак сознательности или бессозна­тельности; под конец мы убедились, сколь многозначным может быть этот признак.

Все наше знание постоянно связано с сознанием. Даже бессознательное мы можем узнать только путем превра­щения его в сознательное. Но каким же образом это воз­можно? Что значит: сделать нечто сознательным? Как это может произойти?

Мы уже знаем, откуда нам следует исходить. Мы ска-зали, что сознание представляет собой поверхностный слой душевного аппарата, т. е. мы сделали его функцией некоей системы, которая пространственно ближе всего к внешнему миру. Пространственно, впрочем, не только в смысле функции, но на этот раз и в смысле анатомичес­кого расчленения. Наше исследование также должно ис­ходить от этой воспринимающей поверхности.

Само собой разумеется, что сознательны все воспри­ятия, приходящие извне (чувственные восприятия), а так­же изнутри, которые мы называем ощущениями и чув­ствами. Как, однако, обстоит дело с теми внутренними процессами, которые мы — несколько грубо и недостаточ­но — можем назвать мыслительными процессами? Дохо­дят ли эти процессы, совершающиеся где-то внутри аппа­рата, как движения душевной энергии на пути к действию, зо поверхности, на которой возникает сознание? Или, на­оборот, сознание доходит до них? Мы замечаем, что здесь кроется одна из трудностей, встающих перед нами, если мы хотим всерьез оперировать с пространственным, то­пическим представлением душевной жизни. Обе воз­можности одинаково немыслимы, и нам следует искать третьей. *

В другом месте1 я уже указывал, что действительное различие между бессознательным и предсознательным пред­ставлениями заключается в том, что первое совершается три помощи материала, остающегося неизвестным (непо­знанным), в то время как второе (vbw) связывается с п р е д-ставлениями слов. Здесь впервые сделана попытка

1 Das Cnbewubte // Intern. Zeitschr. fur Psychoanalyse, Bd. 3, 1905, тая.. Sammiung Ueiner Schriften zur Neurosenlehre, 4 Folge, 1918.

846

дать для системы Vbw и Ubw такие признаки, которые существенно отличны от признака отношения их к созна­нию. Вопрос: «Каким образом что-либо становится соз­нательным?» — целесообразнее было бы облечь в такую форму: «Каким образом что-нибудь становится предсо­знательным?» Тогда ответ был бы таким: «Посредством соединения с соответствующими словесными представле­ниями слов»....

Если таков именно путь превращения чего-либо бессо­знательного в предсознательное, то на вопрос: «Каким об­разом мы делаем вытесненное (пред)сознательным?» — сле­дует ответить: «Создавая при помощи аналитической работы упомянутые подсознательные опосредствующие звенья». Сознание остается на своем месте, но и бессознательное не поднимается до степени сознательного.

В то время как отношение внешнего восприятия к Я совершенно очевидно, отношение внутреннего восприя­тия к Я требует особого исследования. Отсюда еще раз возникает сомнение в правильности допущения, что все сознательное связано с поверхностной системой воспри­ятие — сознание (W — Bw) .

Внутреннее восприятие дает ощущения процессов, про­исходящих в различных, несомненно, также в глубочайших слоях душевного аппарата. Они мало известны, и лучшим их образцом может служить ряд удовольствие — неудо­вольствие. Они первичнее, элементарнее, чем ощущения-возникающие извне, и могут появляться и в состоянии смутного сознания. О большом экономическом значении их и метапсихологическом обосновании этого значения я говорил в другом месте. Эти ощущения локализованы в различных местах, как и внешние восприятия, они могут притекать с разных сторон одновременно и иметь при этом различные, даже противоположные качества....

Ощущения и чувства также становятся сознательными лишь благодаря соприкосновению с системой W, если же путь к ней прегражден, они не осуществляются в виде ощу­щений. Сокращенно, но не совсем правильно мы говорим тогда о бессознательных ощущениях, придержи­ваясь аналогии с бессознательными представлениями, хотя эта аналогия и недостаточно оправдана. Разница заключа-

847

ется в том, что для доведения до сознания необходим**. создать сперва посредствующие звенья, в то время как для ощущений, притекающих в сознание непосредственно, таг хая необходимость отпадает. Другими словами, разница между- bw и vbw для ощущений не имеет смысла, так как -•bar здесь исключается: ощущения либо сознательны, либо бессознательны. Даже в том случае, когда ощущения евя-загваются с представлениями слов, их осознание не обусловлено последними: они становятся сознательными не­посредственно.

Роль слов становится теперь совершенно ясной. Через шс люсредство внутренние процессы мысли становятся воо ориятнями. Таким образом, как бы подтверждается поло­жение: всякое знание происходит из внешнего восприятия: При «перенаполнении» (Uberbesetzung) мышления мысли зействтельно воспринимаются как бы извне и потому счи­таются истинными.

Разъяснив взаимоотношение внешних и внутренних вос­приятий и поверхностной системы (W — Bw), мы можем лпристугаггь к построению нашего представления о Я. Мы видим его исходящим из системы восприятия W, как из саоего ядра-центра, и в первую очередь охватывающим Vbw, которое соприкасается со следами воспоминаний. Но, как мы уже видели, Я тоже бывает бессознательным.

Я полагаю, что здесь было бы очень целесообразно шежювать предложению одного автора, который из лич­ных соображений напрасно старается уверить, что ничего общего с высокой и строгой наукой не имеет. Я говорю о Г. Гроддеке', неустанно повторяющем, что то, что мы на­зываем своим Я, в жизни проявляется преимущественно пассивно, что нас, по его выражению, «изживают» не-згзэестные и неподвластные нам силы. Все мы испытыва­ли такие впечатления, хотя бы они и не овладевали нами настолько, чтобы исключить все остальное, и я открыто заявляю, что взглядам Гроддека следует отвести надлежа-IESS место в науке. Я предлагаю считаться с этими взгля-_1£ш« к назвать сущность, исходящую из системы W и пре­бывающую вначале предсознательной, именем Я, а те

Gmddeck G. Das Buch vom Es. Intern. Psychoanalytischer Verlag,

'

848

другие области психического, в которые эта сущность про­никает и которые являются бессознательными, обозначить. по примеру Гроддека1, словом Оно.

Мы скоро увидим, можно ли извлечь из такого пони­мания какую-либо пользу для описания и уяснения. Со­гласно предлагаемой теории индивидуум представляется нам как непознанное и бессознательное Оно, на поверх­ности которого покоится Я, возникшее из системы W как ядра. При желании дать графическое изображение можно прибавить, что Яне целиком охватывает Оно, а покрывает его лишь постольку, поскольку система W образует его поверхность, т. е. расположено по отношению к нему при­мерно так, как зародышевый диск расположен в яйле. Я и Оно не разделены резкой границей, и с последним Я сли­вается внизу.

Однако вытесненное также сливается с Оно и есть толь­ко часть его. Вытесненное благодаря сопротивлениям вы­теснения резко обособлено только от J?; с помощью Оно ему открывается возможность соединиться с Я. Ясно, сле­довательно, что почти все разграничения, которые мы ста­рались описать на основании данных патологии, относят­ся только к единственно известным нам поверхностным слоям душевного аппарата. Для изображения этих отно­шений можно было бы набросать рисунок, контуры кото­рого служат лишь для наглядности и не претендуют на какое-либо истолкование. Следует, пожалуй, прибавить, что Я, по свидетельству анатомов, имеет «слуховой кол­пак» только на одной стороне. Он надет на него как бы набекрень.

Нетрудно убедиться в том, что Я есть только измененная под прямым влиянием внешнего мира и при посредстве W — Bw часть Оно, своего рода продолжение дифферен­циации поверхностного слоя. Я старается также содейст­вовать влиянию внешнего мира на Оно и осуществлению тенденций этого мира, оно стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно. прин-

1 Сам Гроддек последовал, вероятно, примеру Ниинк. который часто пользовался этим грамматическим термином для выражения без­личного и. так сказать, природно-необходимого в нашем существе

849

шшом реальности. Восприятие имеет для Я такое же зна­чение, как влечение для Оно. # олицетворяет то, что мож­но назвать разумом и рассудительностью, в противополож­ность к Оно, содержащему страсти. Все это соответствует общеизвестным и популярным разграничениям, однако мо­жет считаться верным только для некоторого среднего — или в идеале правильного — случая. -•,.;> Большое функциональное значение Я выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению. По отношению к Оно Я по-лобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, Я же силами заим­ствованными. Это сравнение может быть продолжено. Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей.

Я складывается и обособляется от Оно, по-видимому, не только под влиянием системы W, но под действием также другого момента. Собственное тело, и прежде всего поверхность его, представляет собой место, от которого могут исходить одновременно как внешние, так и внут­ренние восприятия. Путем зрения тело воспринимается как другой объект, но осязанию оно дает двоякого рода ощущения, одни из которых могут быть очень похожими на внутреннее восприятие. В психофизиологии подробно описывалось, каким образом собственное тело обособ­ляется из мира восприятий. Чувство боли, по-видимому, также играет при этом некоторую роль, а способ, каким при мучительных болезнях человек получает новое знание о своих органах, является, может быть, типичным спосо­бом того, как вообще складывается представление о своем теле.

Я прежде всего телесно, оно не только поверхностное еушество, но даже является проекцией некоторой поверх­ности. Если искать анатомическую аналогию, его скорее зсгго можно уподобить «мозговому человечку» анатомов, который находится в мозговой коре как бы вниз головой,

850

простирает пятки вверх, глядит назад, а на левой стороне. как известно, находится речевая зона.

Отношение Я к сознанию обсуждалось часто, однако здесь необходимо вновь описать некоторые важные факты. Мы привыкли всюду привносить социальную или этичес­кую оценку, и поэтому нас не удивляет, что игра низших страстей происходит в бессознательном, но мы заранее уверены в том, что душевные функции тем легче доходят до сознания, чем выше указанная их оценка. Психоанали­тический опыт не оправдывает, однако, наших ожиданий. С одной стороны, мы имеем доказательства тому, что даже тонкая и трудная интеллектуальная работа, которая обыч­но требует напряженного размышления, может быть со­вершена бессознательно, не доходя до сознания. Такие слу­чаи совершенно бесспорны, они происходят, например, в состоянии сна и выражаются в том, что человек непосред­ственно после пробуждения находит разрешение трудной математической или иной задачи, над которой он бился безрезультатно накануне1.

Однако гораздо большее недоумение вызывает знаком­ство с другим фактом. Из наших анализов мы узнаем, что существуют люди, у которых самокритика и совесть, т. е. бесспорно высокоценные душевные проявления, оказы­ваются бессознательными и, оставаясь таковыми, обуслов­ливают важнейшие поступки; то обстоятельство, что сопро­тивление в анализе остается бессознательным, не является, следовательно, единственной ситуацией такого рода. Еще более смущает нас новое наблюдение, приводящее к не­обходимости, несмотря на самую тщательную критику, счи­таться с бессознательным чувством вины, — факт, который задает новые загадки, в особенности если мы все больше и больше приходим к убеждению, что бессознатель­ное чувство вины играет в большинстве неврозов экономически решающую роль и создает сильнейшее пре­пятствие выздоровлению. Возвращаясь к нашей оценочной шкале, мы должны сказать: не только наиболее глубокое, но и наиболее высокое в Я может быть бессознательным.

1 Такой факт еше совсем недавно был сообщен мне как возражение против моего описания «работы сновидения».

851


Таким образом, нам как бы демонстрируется то, что рань­ше было сказано о сознательном Я, а именно — что оно прежде всего «телесное Я*.


Ш Я И СВЕРХ-Я (Я-ИДЕАЛ)

Если бы Ябыло только частью Оно, определяемой вли­янием системы восприятия, только представителем реаль­ного внешнего мира в душевной области, все было бы просто. Однако сюда присоединяется еще нечто.

В других местах уже были разъяснены мотивы, побу­дившие нас предположить существование некоторой ин­станции в Я, дифференциацию внутри Я, которую можно назвать ^-идеалом или с верх-Я1. Эти мотивы вполне правомерны2. То, что эта часть Я не так прочно связана с сознанием, является неожиданностью, требующей разъяс­нения.

Нам придется начать несколько издалека. Нам удалось осветить мучительное страдание меланхолика благодаря предположению, что в Я восстановлен утерянный объект, т. е. что произошла замена привязанности к объекту (ОЬ-jekibeseraing) идентификацией3 в то же время, однако, мы еще не уяснили себе всего значения этого процесса и не знали, насколько он прочен и часто повторяется. С тех пор мы говорим: такая замена играет большую роль в образова­нии Я. а также имеет существенное значение в выработке того, что мы называем своим характером.

Первоначально в примитивной оральной фазе индиви­да трудно отличить обладание объектом от идентифика-шш. Позднее можно предположить, что желание обладать

! Zur Einfuhrung des Narzibmus; Massebpsychologie und Ich-Analyse.

2 Ошибочным и нуждающимся в исправлении может показаться только обстоятельство, что я приписал этому сверх-Я функцию контроля реальностью. Если бы испытание реальностью оставалось собственной задачей Я. это совершенно соответствовало бы отношениям его к миру восприятия. Также и более ранние недостаточно определенные замеча-НЗВЕ о ял ре Я должны теперь найти правильное выражение в том смыс­ле, «гто только система W — Bw может быть признана ядром Я.

' Trauer und Melancholic.

852

объектом исходит из Оно, которое ощущает эротическое стремление как потребность. Вначале еще хилое Я полу­чает от привязанности к объекту знание, удовлетворяется им или старается устранить его путем вытеснения'.

Если мы нуждаемся в сексуальном объекте или нам приходится отказаться от него, наступает нередко измене­ние Я, которое, как и в случае меланхолии, следует опи­сать как внедрение объекта в Я; ближайшие подробности этого замещения нам еще неизвестны. Может быть, с по­мощью такой интроекции (вкладывания), которая являет­ся как бы регрессией к механизму оральной фазы, Я об­легчает или делает возможным отказ от объекта. Может быть, это отождествление есть вообще условие, при кото­ром Оно отказывается от своих объектов. Во всяком случае процесс этот, особенно в ранних стадиях развития, на­блюдается очень часто; он дает нам возможность предпо­ложить, что характер Я является осадком отвергнутых при­вязанностей к объекту, что он содержит историю этих выборов объекта. Поскольку характер личности отвергает или приемлет эти влияния из истории эротических выбо­ров объекта, естественно наперед допустить целую шкалу сопротивляемости. Мы думаем, что в чертах характера женщин, имевших большой любовный опыт, легко найти отзвук их привязанностей к объекту. Необходимо также принять в соображение случаи одновременной привязан­ности к объекту и идентификации, т. е. изменения харак­тера прежде, чем произошел отказ от объекта. При этом условии изменение характера может оказаться более дли­тельным, чем отношение к объекту, и даже, в известном смысле, консервировать это отношение.

Другой подход к явлению показывает, что такое пре­вращение эротического выбора объекта в изменение ^яв­ляется также путем, каким Я получает возможность овла-

1 Интенсивной параллелью замены выбора объекта идентифика­цией служит вера первобытных народов в то, что свойства принятого в пишу животного перейдут к лицу, и основанные на этой вере залреты-Она же, как известно, служит также одним из оснований каннибализма и сказывается в целом ряде обычаев тоте.мической трапезы вплоть до святого причастия. Следствия, которые здесь приписываются овладению объектом, действительно оказываются верными по отношению к позд­нейшему выбору сексуального объекта.

853

деть Оно и углубить свои отношения к нему, правда, ценой значительной уступчивости к его переживаниям. Прини­мая черты объекта, Я как бы навязывает Оно самого себя в качестве любовного объекта, старается возместить ему его утрату, обращаясь к нему с такими словами: «Смотри, ты ведь можешь любить и меня — я так похоже на объект». Происходящее в этом случае превращение объект-ли­бидо в нарцистическое либидо, очевидно, влечет за собой отказ от сексуальных целей, известную десексуализацию, а стало быть, своего рода сублимацию. Более того, тут воз­никает вопрос, заслуживающий внимательного рассмот­рения, а именно: не есть ли это обычный путь к сублима­ции, не происходит ли всякая сублимация посредством вмешательства Я, которое сперва превращает сексуальное объект-либидо в нарцистическое либидо с тем, чтобы в даль­нейшем поставить, может быть, ему совсем иную цель1? Не может ли это превращение влечь за собой в качестве следствия также и другие изменения судеб влечения, не может ли оно приводить, например, к расслоению различ­ных слившихся друг с другом влечений? К этому вопросу мы еше вернемся впоследствии.

Хотя мы и отклоняемся от нашей цели, однако необ­ходимо остановить на некоторое время наше внимание на объектных идентификациях Я. Если таковые умножаются, становятся слишком многочисленными, чрезмерно силь­ными и несовместимыми друг с другом, то они легко мо­гут привести к патологическому результату. Дело может дойти до расщепления Я, поскольку отдельные идентифи­кации благодаря противоборству изолируются друг от дру­га и загадка случаев так называемой «множественной личности», может быть, заключается как раз в том, что отдельные идентификации попеременно овладевают созна­нием. Даже если дело не заходит так далеко, создается все же почва для конфликтов между различными идентифи-кднкями. на которые раскладывается Я, конфликтов, ко­торые в конечном итоге не всегда могут быть названы па­тологическими.

" С введением нарциссизма мы теперь, после того как отделим Я от Оаа. должны признать Оно большим резервуаром либидо. Либидо, на­правляющееся на Я вследствие описанной идентификации, составляет *п «етсричный нарциссизм».

854

Как бы ни окрепла в дальнейшем сопротивляемость характера в отношении влияния отвергнутых привязан­ностей к объекту, все же действие первых, имевших место в самом раннем возрасте идентификаций будет широким и устойчивым. Это обстоятельство заставляет нас вернуть­ся назад к моменту возникновения .Я-идеала, ибо за пос­ледним скрывается первая и самая важная идентификация индивидуума, именно: идентификация с отцом в самый ранний период истории развития личности1. Такая иден­тификация, по-видимому, не есть следствие или результат привязанности к объекту; она прямая, непосредственная и более ранняя, чем какая бы то ни было привязанность к объекту. Однако выборы объекта, относящиеся к перво­му сексуальному периоду и касающиеся отца и матери, при нормальных условиях в заключение приводят, по-ви­димому, к такой идентификации и тем самым усиливают первичную идентификацию.

Все же отношения эти так сложны, что возникает необ­ходимость описать их подробнее. Существуют два момента, обусловливающие эту сложность: треугольное расположе­ние Эдипова отношения и изначальная бисексуальность индивида.

Упрощенный случай для ребенка мужского пола скла­дывается следующим образом: очень рано ребенок обна­руживает по отношению к матери объектную привязан­ность, которая берет свое начало от материнской груди и служит образцовым примером выбора объекта по типу опо­ры (Anlehnungstypus); с отцом же мальчик идентифициру­ется. Оба отношения существуют некоторое время парал­лельно, пока усиление сексуальных влечений к матери и осознание того, что отец является помехой для таких вле­чений, не вызывает Эдипова комплекса2. Идентификация с отцом отныне принимает враждебную окраску и превра-

1 Может быть, осторожнее было бы сказать «с родителями», так как оценка отца и матери до точного понимания полового различия — от­сутствие пениса — бывает одинаковой. Из истории одной молодой де­вушки мне недавно случилось узнать, что, заметив у себя отсутствие пе­ниса, она отрицала наличие этого органа вовсе не у всех женщин, а лишь у тех, которых она считала неполноценными. У ее матери он, по ее мне­нию, сохранился. В целях простоты изложения я буду говорить лишь об идентификации с отцом.

2 Ср. Massenpsycholodie und Ich-Analyse, VII.

355

пзается в желание устранить отца и заменить его собой у матери. С этих пор отношение к отцу амбивалентно, со-ззается впечатление, будто содержащаяся с самого начала в идентификации амбивалентность стала явной. «Амбива­лентная установка» по отношению к отцу и лишь нежное объектное влечение к матери составляют для мальчика со­держание простого, положительного Эдипова комплекса. При разрушении Эдипова комплекса необходимо от­казаться от объектной привязанности к матери. Вместо нее могут появиться две вещи: либо идентификация с мате­рь», либо усиление идентификации с отцом. Последнее мы обыкновенно рассматриваем как более нормальный случай, он позволяет сохранить в известной мере нежное отношение к матери. Благодаря исчезновению Эдипова комплекса мужественность характера мальчика, таким об-разом. укрепилась бы. Совершенно аналогичным образом Эдипова установка маленькой девочки может вылиться в усиление ее идентификации с матерью (или в появлении таховой). упрочивающей женственный характер ребенка. Эти идентификации не соответствуют нашему ожида­нию, так как они не вводят оставленный объект в Я\ од­нако и такой исход возможен, причем у девочек его на­блюдать легче, чем у мальчиков. В анализе очень часто приходится сталкиваться с тем, что маленькая девочка, пос­ле того как ей пришлось отказаться от отца как любовного объекта, проявляет мужественность и идентифицирует себя не с матерью, а с отцом, т. е. с потерянным объектом. Ясно, что при этом все зависит от того, достаточно ли сильны ее мужские задатки, в чем бы они ни состояли.

Таким образом, переход Эдиповой ситуации в иденти-фикадшо с отцом или матерью зависит у обоих полов, по-зилямому, от относительной силы задатков того иличцругого пола. Это один способ, каким бисексуальность вмешива­ется в судьбу Эдипова комплекса. Другой способ еще бо-лге важен. В самом деле, возникает впечатление, что про­стой Эдипов комплекс вообще не есть наиболее частый случай, а соответствует некоторому упрощению или схе­матизации, которая практически осуществляется, правда, .лэстаточяо часто. Более подробное исследование вскры-аае- в большинстве случаев более полный Эдипов ком-

856

плекс, который бывает двояким — позитивным и негатив­ным — в зависимости от первоначальной бисексуальности ребенка, т. е. мальчик находится не только в амбивалент­ном отношении к отцу и останавливает свой нежный объ­ектный выбор на матери, но он одновременно ведет себя как девочка, проявляет нежное женское отношение к отцу и соответствующее ревниво-враждебное к матери. Это втор­жение бисексуальности очень осложняет анализ отноше­ний между первичными выборами объекта и идентифика­циями и делает чрезвычайно затруднительным понятное их описание. Возможно, что установленная в отношении к родителям амбивалентность должна быть целиком отне­сена на счет бисексуальности, а не возникает, как я ут­верждал это выше, из идентификации вследствие сопер­ничества.

Я полагаю, что мы не ошибемся, если допустим суще­ствование полного Эдипова комплекса у всех вообще людей, а у невротиков в особенности. Аналитический опыт обна­руживает затем, что в известных случаях та или другая со­ставная часть этого комплекса исчезает, оставляя лишь ед­ва заметный след, так что создается ряд, на одном конце которого стоит позитивный комплекс, на другом конце — обратный, негативный комплекс, в то время как средние звенья изображают полную форму с неодинаковым учас­тием обоих компонентов. При исчезновении Эдипова комп­лекса четыре содержащихся в нем влечения сочетаются таким образом, что из них получается одна идентифика­ция с отцом и одна с матерью, причем идентификация с отцом удерживает объект-мать позитивного комплекса и одновременно заменяет объект-отца обратного комплекса; аналогичные явления имеют место при идентификации с матерью. В различной силе выражения обеих идентифи­каций отразится неравенство обоих половых задатков.

Таким образом, можно сделать грубое до­пущение, что в результате сексуальной фазы, характеризуемой господством Эдипова комплекса, вЯотлагается осадок,состоящий в образованииобеих названных, к а к - т о с о г л а-сованных друг с другом идентификаций. Это изменение Я сохраняет особое положение:

857

оно противостоит прочему содержанию Я в качестве Я-идеала или сверх-Я.

Сверх-Яне является, однако, простым осадком от пер­вых выборов объекта, совершаемых Оно, ему присуще также значение энергичного реактивного образования по отношению к ним. Его отношение к Я не исчерпывается требованием «ты должен быть таким же (как отец)», оно выражает также запрет: «Таким (как отец) ты не с м е е ш ь быть. т. е. не смеешь делать все то, что делает отец; неко­торые поступки остаются его исключительным правом». Это двойное лицо Я-идеала обусловлено тем фактом, что сверх-Я стремилось вытеснить Эдипов комплекс, более то­го — могло возникнуть лишь благодаря этому резкому из­менению. Вытеснение Эдипова комплекса было, очевид­но, нелегкой задачей. Так как родители, особенно отец, осознаются как помеха к осуществлению Эдиповых вле­чений, то инфантильное Я накопляло силы для осущест­вления этого вытеснения путем создания в себе самом того же самого препятствия. Эти силы заимствовались им в известной мере у отца, и такое позаимствование явля­ется актом, в высшей степени чреватым последствиями. Сверх-Я сохранит характер отца, и чем сильнее был Эди­пов комплекс, чем стремительнее было его вытеснение (под влиянием авторитета, религии, образования и чтения), тем строже впоследствии сверх-Я будет властвовать над Я как совесть, а может быть, и как бессознательное чувство ви­ны. Откуда берется сила для такого властвования, откуда принудительный характер, принимающий форму катего­рического императива, — по этому поводу я еще выскажу в дальнейшем свои соображения.

Сосредоточив еще раз внимание на только что описан­ном возникновении сверх-Я, мы увидим в нем результат двух чрезвычайно важных биологических факторов: про­должительной детской беспомощности и зависимости че­ловека и наличия у него Эдипова комплекса, который был сведен нами даже к перерыву развития либидо, произво­димому латентным периодом, т. е. к двукратному на­чалу половой жизни. Это последнее обстоятельство являет­ся, по-видимому, специфически человеческой особенностью и составляет, согласно психоаналитической гипотезе, на-

858

следив того толчка к культурному развитию, который был насильственно вызван ледниковым периодом. Таким об­разом, отделение сверх-Я от Я не случайно, оно отражает важнейшие черты как индивидуального, так и родового развития и даже больше: сообщая родительскому влиянию длительное выражение, оно увековечивает существование факторов, которым обязано своим происхождением.

Несчетное число раз психоанализ упрекали в том, что он не интересуется высшим, моральным, сверхличным в человеке. Этот упрек несправедлив вдвойне — исторически и методологически. Исторически — потому что психоанализ с самого начала приписывал моральным и эстетическим тенденциям в Я побуждение к вытеснению, методологи­чески — вследствие нежелания понять, что психоаналити­ческое исследование не могло выступить, подобно философ­ской системе, с законченным сводом своих положений, но должно было шаг за шагом добираться до понимания сложной душевной жизни путем аналитического расчле­нения как нормальных, так и аномальных явлений. Нам не было надобности дрожать за сохранение высшего в че­ловеке, коль скоро мы поставили себе задачей заниматься изучением вытесненного в душевной жизни. Теперь, ког­да мы отваживаемся подойти, наконец, к анализу Я, мы так можем ответить всем, кто, будучи потрясен в своем нравственном сознании, твердил, что должно же быть выс­шее в человеке: «Оно несомненно должно быть, но Я-идеал или сверх-Я, выражение нашего отношения к родителям, как раз и является высшим существом. Будучи маленьки­ми детьми, мы знали этих высших существ, удивлялись им и испытывали страх перед ними, впоследствии мы приня­ли их в себя самих».

Я-идеал является, таким образом, наследником Эдипо­ва комплекса и, следовательно, выражением самых мощ­ных движений Оно и самых важных судеб его либидо. Вы­ставив этот идеал, Я сумело овладеть Эдиповым комплексом и одновременно подчиниться Оно. В то время как Я явля­ется преимущественно представителем внешнего мира, реаль­ности, сверх-Я выступает навстречу ему как поверенный внутреннего мира, или Оно. И мы теперь подготовлены к тому, что конфликты между Я и Я-идеалом в конечном

859

счете отразят противоречия реального и психического, внеш­него и внутреннего миров.

Все. что биология и судьбы человеческого рода создали в Оно и закрепили в нем, — все это приемлется в Я в форме образования идеала и снова индивидуально пе­реживается им. Вследствие истории своего образования ЛТ-идеал имеет теснейшую связь с филогенетическим до­стоянием, архаическим наследием индивидуума. То, что в индивидуальной душевной жизни принадлежало глу­бочайшим слоям, становится благодаря образованию Я-идеала самым высоким в смысле наших оценок достояни­ем человеческой души. Однако тщетной была бы попытка локализовать Я-идеал, хотя бы только по примеру Я, или подогнать его под одно из тех сравнений, при помощи которых мы пытались наглядно изобразить отношение Я и Оно.

Легко показать, что Я-идеал соответствует всем требо­ваниям, предъявляемым к высшему началу в человеке. В качестве заместителя страстного влечения к отцу оно содержит в себе зерно, из которого выросли все религии. Суждение о собственной недостаточности при сравнении Я со своим идеалом вызывает то смиренное религиозное ощущение, на которое опирается страстно верующий. В даль­нейшем ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам; их заповеди и запреты сохраняют свою силу в Я-идеале, осуществляя в качестве совести моральную цензуру. Несогласие между требованиями совести и дей­ствиями Я ощущается как чувство вины. Социальные чувства покоятся на идентификации с другими людьми на основе одинакового Я-идеала.

Схожі:

Сознание и бессознательное iconРеферат по философии на тему: «Сознание и бессознательное»
Охватывается понятием бессознательного
Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Сознание и бессознательное iconТестовый контроль. См занятие 9
Сознание ясное, t 36,5 С. Из анамнеза известно, что 5 дней тому назад употреблял грибы домашнего консервирования. Ваш предварительный...
Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи