Строки биографии психология масс и анализ человеческого \"Я\" icon

Строки биографии психология масс и анализ человеческого "Я"




НазваСтроки биографии психология масс и анализ человеческого "Я"
Сторінка1/17
Дата05.07.2013
Розмір2.72 Mb.
ТипДокументи
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд Зигмунд/Freid-Rat 1.doc
3. /Фрейд Зигмунд/Kon (2) Френйд Я и Оно.doc
4. /Фрейд Зигмунд/Kon Френйд Я и Оно.doc
5. /Фрейд Зигмунд/Leonardo.doc
6. /Фрейд Зигмунд/~$ Бессознательное.doc
7. /Фрейд Зигмунд/~$ Массовая психология и анализ человеческого Я.doc
8. /Фрейд Зигмунд/Алфавитка книг ФРЕЙДА .doc
9. /Фрейд Зигмунд/Влечения и их судьба - Фрейд.doc
10. /Фрейд Зигмунд/Глава 16 в книге 4 из ПЕРЕНОС.doc
11. /Фрейд Зигмунд/Глава 17 из третьей книги Метапсихология.doc
12. /Фрейд Зигмунд/Глава 4 Основные принципы манипуляции сознания.doc
13. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд - Толкование сновидений.doc
14. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд - Три статьи по теории сексуальности.doc
15. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд Бессознательное.doc
16. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд Недовольство культурой 11.doc
17. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд Недовольство культурой.doc
18. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд По ту сторону принципа удовольствия.doc
19. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд-Влечения и их судьба.doc
20. /Фрейд Зигмунд/ЗФ - Человек Моисей и монотеистическая религия.doc
21. /Фрейд Зигмунд/ЗФ 1.doc
22. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Bessozn.doc
23. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Leonardo.doc
24. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Анализ конечный и бесконечный.pdf
25. /Фрейд Зигмунд/ЗФ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 1.doc
26. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Бессознательное.doc
27. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Будущее одной иллюзии.doc
28. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Будущее одной иллюзии.pdf
29. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в ПА лекции.pdf
30. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 1 - 15.doc
31. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 16 - 28.doc
32. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 29 - 35.doc
33. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психологию.doc
34. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Влечения и их судьба 1.doc
35. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Влечения и их судьба.doc
36. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Вытеснение.doc
37. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Гипноз .doc
38. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Гипноз 1.doc
39. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Дискуссия с посторонним.doc
40. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Достоевский и отцеубийство.doc
41. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Достоевский.doc
42. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Женственность.doc
43. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Заметки о случае обессивного невроза от СИ.doc
44. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Заметки о случае обессивного невроза.doc
45. /Фрейд Зигмунд/ЗФ История болезни Анны О.doc
46. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Йозеф Брейер никролог.doc
47. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ..doc
48. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология 1.doc
49. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология и анализ человеческого Я.doc
50. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология.doc
51. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях.doc
52. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Механизм навязчивых идей и фобий.doc
53. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Мы и смерть.doc
54. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Мы и смерть.pdf
55. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Недовольство культурой.doc
56. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Недовольство культурой.pdf
57. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Некоторые замечания относительно понятия БСЗ в ПА.doc
58. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Несколько замечаний по повобу понятия БСЗ.doc
59. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Неудовольство культурой.doc
60. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О ПРЕВРАЩЕНИИ ВЛЕЧЕНИЙ В ОСОБЕННОСТИ АНАЛЬНОЙ ЭРОТИКИ.doc
61. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О параное 111.doc
62. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О преврацении влечений в особенности анальной эротики.doc
63. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О сновидении.doc
64. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА 2.doc
65. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Об унижении любовной жизни.doc
66. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Остроумие и его отношение к бессознательному.doc
67. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерк истории ПА.doc
68. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерк истории психоанализа.doc
69. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерки об истерии.doc
70. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ПА религия культура.pdf
71. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ПОЛОЖЕНИЯ О ДВУХ ПРИНЦИПАХ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc
72. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ППОЖ Забывание иностранных слов .doc
73. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Печаль и меланхолия 1.doc
74. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Печаль и миланхолия.doc
75. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону принципа Удовольствия.doc
76. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону принципа наслаждения.pdf
77. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону удовольствия.doc
78. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Положение о 2 принципах психической деятельности.doc
79. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Представление о мотивах и личности в ПА.doc
80. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Психология масс и анализ человеческого Я.doc
81. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Психопатология обыденной жизни.doc
82. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Разделение психической лекции Л 31.doc
83. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Ребенка бьют ......doc
84. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Ребенка бьют к вопросу о происхождении сексуальных извращ.doc
85. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сексуальная жизнь человека.doc
86. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сознание и бессознательное.doc
87. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сочинен Строки биогр О снов Псих масс и анал чел Я.pdf
88. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сочинения Строки биографии.doc
89. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Строки биографии.doc
90. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ТРУДНОСТЬ НА ПУТИ ПСИХОАНАЛИЗА.doc
91. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Табу девственности.doc
92. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Теория личности.doc
93. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Толкование сновидений.doc
94. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Три статьи по теории сексуальности.doc
95. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Трудности на пути ПА.doc
96. /Фрейд Зигмунд/ЗФ УС Представлени о мотивах и личности в ПА.doc
97. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Человек Моисей и монотеистическая религия.pdf
98. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Этот человек Моисей.doc
99. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Этюды об истерии предисловия.doc
100. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Я и Оно.doc
101. /Фрейд Зигмунд/ЗФ.doc
102. /Фрейд Зигмунд/Заметки о контрпереносе.doc
103. /Фрейд Зигмунд/Зигмунд Фрейд Введение в психологию.doc
104. /Фрейд Зигмунд/Оккупация Метапсихология.doc
105. /Фрейд Зигмунд/Печаль и меланхолия.doc
106. /Фрейд Зигмунд/Список Фобий и извращений.doc
107. /Фрейд Зигмунд/Фрейд БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.doc
108. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ДОСТОЕВСКИЙ И ОТЦЕУБИЙСТВО.doc
109. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ..doc
110. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я.doc
111. /Фрейд Зигмунд/Фрейд Я и Оно.doc
112. /Фрейд Зигмунд/Фрейд- Человек Моисей и монотеизм.doc
3игмунд фрейд
Примечание издателя
Сознание и бессознательное
Сознание и бессознательное
Что же это было, что мешало современникам понять личность Леонардо
Название книг и статей
Влечения и их судьба
Определение
Из третьей книги "Метапсихология", входящей в цикл "
Основные доктрины манипуляции сознанием § Технология манипуляции как закрытое знание
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
З. фрейд строки биографии
З. фрейд строки биографии
З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768
Влечения и их судьба
З. Фрейд человек моисей и монотеистическая религия
Примечание издателя
Бессознательное
Что же это было, что мешало современникам понять личность Леонардо
З. Фрейд бессознательное
Остров доброты татьяны бонне
З. фрейд будущее одной иллюзии
З. Фрейд введение в психоанализ
З. Фрейд введение в психоанализ
З. Фрейд введение в психоанализ
Введение в психологию
З. Фрейд влечения и их судьба
Остров доброты татьяны бонне
Остров доброты татьяны бонне
Статья из первого издания «Терапевтического лексикона практикующего врача», изданного доктором Антоном Бумом в 1891 году
Статья из первого издания «Терапевтического лексикона практикующего врача», изданного доктором Антоном Бумом в 1891 году
З. Фрейд Дискуссия с Посторонним
Фрейд З. Достоевский и отцеубийство
Достоевский и отцеубийство
З. Фрейд женственность*
Отчет о начале лечения, данный Фрейдом, и дальнейшее его обсуждение в Венском Психоаналитическом обществе, заняли два вечера 30 октября и 6 ноября
З. Фрейд Заметки о случае обессивного невроза
Ii. Случай I. Истории болезней (Бройер и Фрейд) Фройлен Анн О. (Бройер)
З. Фрейд Йозеф Брейер
З. Фрейд «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» из кн. З. Фрейд «Психоаналитические этюды»
З. Фрейд Массовая психология
Книга З. Фрейд "Массовая психология и анализ человеческого "Я"
З. Фрейд Массовая психология
Остров доброты татьяны бонне
Механизм навязчивых идей и фобий
З. Фрейд мы и смерть
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они
З. Фрейд Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе
Остров доброты татьяны бонне
З. Фрейд недовольство культурой
Ii томе «Kleiner Schriften zur Neurosenlehre». О превращении влечений
От редактора статьи
Остров доброты татьяны бонне
Зигмунд Фрейд о сновидении
З. Фрейд очерк истории психоанализа не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
З. Фрейд об унижении любовной жизни
З. Фрейд Остроумие и его отношение к бессознательному
Зигмунд фрейд очерк истории психоанализа не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
Очерк истории психоанализа Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 Не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
Этюды об истерии
З. Фрейд положения о двух принципах психической деятельности
З. Фрейд забывание иностранных слов
Печаль и меланхолия
З. Фрейд Печаль и меланхолия
По ту сторону принципа удовольствия
З. Фрейд По ту сторону удовольствия
Зигмунд фрейд
Уильям С. Буллит, Зигмунд Фрейд представления о мотивах и личности в психоанализе
З. Фрейд Психология масс и анализ человеческого Я
З. Фрейд Психопатология обыденной жизни
Лекции по психоанализу. М., С. 334-349. Зигмунд фрейд разделение психической личности (тридцать первая лекция)
Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
З. Фрейд сексуальная жизнь человека* [1]
Сознание и бессознательное См.: Фрейд З. Я и оно
Строки биографии психология масс и анализ человеческого "Я"
Строки биографии строки биографии
З. Фрейд трудность на пути психоанализа
З. Фрейд табу девственности
З. Фрейд: теория личности
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
Остров доброты татьяны бонне
Уильям С. Буллит, Зигмунд Фрейд представления о мотивах и личности в психоанализе
З. Фрейд Этот человек Моисей
Этюды об истерии
Зигмунд Фрейд Сборник произведений
Отчет о начале лечения, данный Фрейдом, и дальнейшее его обсуждение в Венском Психоаналитическом обществе, заняли два вечера 30 октября и 6 ноября
З. Фрейд Заметки о контрпереносе
Зигмунд Фрейд. Введение в психологию
Оккупация (пленённость, захваченность объектом)
Печаль и меланхолия
Список различных фобий и извращений
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
Достоевский и отцеубийство
З. Фрейд «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» из кн. З. Фрейд «Психоаналитические этюды»
Психология масс и анализ человеческого я*
Сознание и бессознательное
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством

З.ФРЕЙД

Сочинения


СТРОКИ БИОГРАФИИ

Психология масс и анализ человеческого "Я"

О сновидении


З.ФРЕЙД - СТРОКИ БИОГРАФИИ

Выкуп - 100 тысяч шиллингов


Родился в городке Фрайберг в Моравии (тогда провинция Австрии) 6 мая

1856 года. Поступил на медицинский факультет Венского университета в

1873 году. Работал в терапевтической, психиатрической клиниках Вены, у

Шарко - в Париже, у Бернхайма - в Нанси. В 1881 г. получил степень док-

тора медицины. Вместе с Йозефом Брейером разработал катартический метод

лечения неврозов. В 1895 г. в и шла их книга "Исследования истерий". От

нее принято вести историю психоанализа. С 1902 г. - профессор Венского

университета.

Более сорока лет посвятил разработке теории и практике психоанализа.

Работы: "Толкование сновидений" (1899), "Психопатология обыденной жизни"

(1901), "Тотем и табу" (1913), "Лекции по введению в психоанализ"

(1917), "Психология масс и анализ человеческого "Я" (1921), "Я" и "Оно"

(1923), "Будущее одной иллюзий" (1927), "Неудовлетворенность в культуре"

(1930) и другие. В 1930 году удостоен Премии Гете, в 1936 г. избирается

иностранным членом Королевского научного общества (Лондон).

Фрейда называют и ученым, и провидцем, и основоположником нового нап-

равления в науке. С его именем связывают понятие бессознательного в пси-

хике человека. Его теория обогатила многие области современных знаний.

В 1938 году, после вторжения нацистов в Австрию, стал узником гетто.

Его лишили паспорта, конфисковали имущество, библиотеку. Международное

психоаналитическое общество пыталось вызволить Фрейда. Фашисты потребо-

вали выкуп. Одна из пациенток Фрейда, принцесса Мария Бонапарт, заплати-

ла 100 тысяч шиллингов за его освобождение. Семья Фрейда переехала в

Лондон, а четыре его сестры погибли в газовых камерах.

Умер в Лондоне 23 сентября 1939 года.


З.ФРЕЙД

НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ


I

Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной ме-

рой: они рвутся к власти, успеху и богатству, восхищаются теми, кто всем

этим обладает, зато недооценивают истинные блага жизни. Правда, такое

обобщение как всегда небезопасно; предается забвению многокрасочность

человеческого мира и душевной жизни. Есть люди, которым не отказывают в

почтении их современники, хотя все их величие покоится на таких

свойствах и деяниях, которые совершенно чужды целям и идеалам толпы. До-

пустим, что великими их признает тоже меньшинство, тогда как подавляющее

большинство ничего не желает о них знать; но и тут не все так просто,

если учесть расхождение человеческих слов и дел, многообразие людских

желаний.

Один из этих замечательных людей в письмах называет меня своим дру-

гом. Я послал ему свою небольшую работу, где религия расценивается как

иллюзия. Он отвечал мне, что был бы целиком согласен с моей оценкой, но

сожалеет, что я не воздал должного подлинному источнику религиозности.

Таковым он считает особое чувство, никогда его не покидающее, обнаружи-

ваемое им у многих других и, предположительно, присущее миллионам. Это

чувство он называет оощущением вечностип, чувством чего-то безгранично-

го, бескрайнего, оокеаническогоп. Такое чувство - дело чисто субъектив-

ное, это не вопрос веры. Здесь не примешивается обещание личного бесс-

мертия, но зато в этом чувстве - источник религиозной энергии, питающей

различные церкви и религиозные системы. Они направляют его по определен-

ным каналам, где оно и поглощается. Лишь на основании такого оокеаничес-

когоп чувства человек может называть себя религиозным - даже если он от-

вергает всякую веру и любую иллюзию.

Это суждение моего уважаемого друга, который сам однажды отдал дань

волшебству поэтической иллюзии, поставило меня перед лицом немалых труд-

ностей1. У себя я не нахожу этого оокеаническогоп чувства; научному под-

ходу чувства вообще создают неудобства. Можно попытаться описать их фи-

зиологические признаки. Там, где это получается, - а я опасаюсь, что оо-

кеаническое. чувство такой характеристике не поддается, - не остается

ничего, кроме содержания тех представлений, которые ассоциативно связаны

с этим чувством. Если я правильно понял моего друга, он имеет в виду то

же самое, что и один оригинальный и весьма своеобразный поэт, утешавший

своего героя перед самоубийством: оНам не уйти из этого мирап2. Таким

образом, речь идет о чувстве неразрывной связи, принадлежности к мирово-

му целому. Для меня это имеет, скорее, характер интеллектуального умоз-

рения - конечно, не без сопровождающих чувств, но их ведь хватает и при

других мыслительных актах сходной значимости. Личный опыт не убеждает

меня в том, что такие чувства первичны по своей природе, Я не могу оспа-

ривать на этом основании факта наличия их у других; вопрос лишь в том,

насколько верно они истолковываются и могут ли считаться оfons et origoп

всех религиозных запросов.

Мне нечего предложить для окончательного решения этой проблемы. Идея

о непосредственном, изначальном оповещении человека этим чувством - о

его связи с окружающим миром - звучит столь странно, так плохо совмести-

ма с нашей психологией, что следовало бы предпринять психоаналитическое,

т.е. генетическое исследование подобного чувства. Тогда в нашем распоря-

жении следующий путь: в нормальном состоянии для нас нет ничего досто-

вернее чувства самих себя, нашего собственного оЯп, кажущегося нам са-

мостоятельным, целостным, ясно отличимым от всего остального, Видимость

обманчива, не существует четкой внутренней границы между оЯп и бессозна-

тельной душевной субстанцией, обозначаемой нами как оОноп. оЯп для нее

служит лишь фасадом - этому научил нас психоанализ. Ему предстоит еще во

многом уточнить отношения между оЯп и оОноп, однако, по крайней мере в

отношениях с внешним миром, оЯп кажется отделенным от последнего резкой

разграничительной линией. Только в одном, хотя и необычайном, но не па-

тологическом состоянии дело обстоит иначе. На вершине влюбленности гра-

ница между оЯп и объектам угрожающе расплывается. Вопреки всякой очевид-

ности, влюбленный считает оЯп и оТып единым целым и готов вести себя

так, будто это соответствует действительности. То, что на время может

устранить известная физиологическая функция, может, конечно, быть ре-

зультатом и болезнетворных процессов, Из патологии нам известно большое

число состояний, когда грань между оЯп и внешним миром делается ненадеж-

ной, либо границы пролагаются неверно. Таковы случаи, при которых части

нашего собственного тела или даже душевной жизни - наши восприятия, мыс-

ли, чувства - кажутся нам как бы чужими, не принадлежащими нашему оЯп.

Либо те случаи, когда на внешний мир переносится нечто порожденное или

явно принадлежащее оЯп. Таким образом, чувство оЯп также подвержено на-

рушениям, а границы оЯп неустойчивы.

Дальнейшие размышления показывают, что чувство оЯп взрослого человека

не могло быть таковым с самого начала, Оно должно было пройти долгий

путь развития. Понятийно это зачастую недоказуемо, но реконструируется с

достаточной степенью вероятности3. Младенец еще не отличает своего оЯп

от внешнего мира как источника приходящих к нему ощущений, Его постепен-

но обучают этому различные импульсы. Сильнейшее впечатление должно про-

изводить на него то, что одни источники возбуждения все время могут по-

сылать ему ощущения (позже он узнает в них органы собственного тела),

тогда как другие источники время от времени ускользают. Самый желанный

из них- - материнская грудь, призвать которую к себе можно только нас-

тойчивым криком. Так оЯп противопоставляется некий ообъектп, нечто нахо-

димое ововнеп, появляющееся только в результате особого действия.

Дальнейшим побуждением к вычленению оЯп из массы ощущений, а тем самым к

признанию внешнего мира, являются частые, многообразные и неустранимые

ощущения боли и неудовольствия. К-их устранению стремится безраздельно

господствующий в психике принцип удовольствия. Так возникает тенденция к

отделению оЯп от всего, что может сделаться источником неудовольствия.

Все это выносится вовне, а оЯп оказывается инстанцией чистого удо-

вольствия, которому противостоит чуждый и угрожающий ему внешний мир.

Границы такого примитивного оЯ п - чистого удовольствия - исправляются

под давлением опыта.Многое из того, что приносит удовольствие и от чего

нельзя отказаться, принадлежит все же не оЯп, а ообъектуп. И наоборот,

многие страдания, от которых хотелось бы избавиться, неотделимы от ооЯп,

имеют внутреннее происхождение. Целенаправленная деятельность органов

чувств и соответствующих умственных усилий учит человека методам разли-

чения внутреннего (принадлежащего оЯп) и внешнего, пришедшего из окружа-

ющего мира. Тем самым он делает первый шаг к утверждению принципа ре-

альности, который будет управлять дальнейшим его развитием. Такое разли-

чение, понятно, служит и практическим целям - защите от угрожающих неп-

риятных ощущений. То обстоятельство, что оЯп способно применять для за-

щиты от внутреннего неудовольствия те же методы, которыми оно пользуется

против внешних неприятностей, является исходным пунктом некоторых

серьезных психических расстройств.

Так оЯп отделяется от внешнего мира. Вернее, первоначально оЯп вклю-

чает в себя все, а затем из него выделяется внешний мир. Наше нынешнее

чувство ооЯп - лишь съежившийся остаток какого-то широкого, даже все-

объемлющего чувства, которое соответствовало неотделимости оЯп от внеш-

него мира. Если мы примем, что это первичное чувство ооЯп в той или иной

мере сохранилось в душевной жизни многих людей, то его можно признать

своего рода спутником более узкого и ограниченного чувства оЯп в зрелом

возрасте. Этим же объясняются представления о безграничности и связи с

мировым целым, именуемые моим другам оокеаническимп чувством. На вправе

ли мы из остатков первоначального, существующего наряду с возникшим поз-

же, выводить второе из первого?

Конечно, в этом не была бы ничего удивительного - ни в области душев-

ной жизни, ни в любой иной. Мы твердо убеждены, что в животном царстве

высокоразвитые виды произошли от самых низших, причем простейшие формы

жизни встречаются и поныне. Гигантские динозавры вымерли, освободив мес-

то млекопитающим, но такой представитель этого вида, как крокодил, про-

должает здравствовать и сегодня. Эта аналогия может показаться несколько

натянутой, да и ущербной, поскольку выжившие низшие виды по большей час-

ти не являются истинными предками современных более развитых видов. Про-

межуточные звенья по большей части вымерли, они известны только по ре-

конструкциям. Напротив, в душевной жизни сохранение примитивного наряду

с возникшим из него и преобразованным встречается столь часто, что тут

даже можно обойтись без примеров. Происходят перерывы в развитии, ка-

кая-то количественно определенная часть влечения остается неизменной,

тогда как другая развивается дальше.

Мы затрагиваем тем самым общую проблему сохранения психического, еще

почти не разработанную, но столь увлекательную и значимую, что даже без

достаточного к тому повода уделим ей толику внимания. С тех пор, как мы

преодолели заблуждение, будто обычное забывание есть разрушение следа в

памяти, иначе говоря, уничтожение, мы склонны придерживаться иного

взгляда. А именно, в душевной жизни ничто, раз возникнув, не исчезает,

все каким-то образом сохраняется, и при известных условиях, например, в

случае далеко зашедшей регрессии, может вновь всплыть на поверхность.

Попробуем содержательно пояснить это на примере из другой области, В ка-

честве такой иллюстрации возьмем развитие Вечного Города4. Историки учат

нас, что древнейший Рим был Roma quadrata, огороженным поселением на Па-

латине. Затем следует период Septimontium - объединения поселений на се-

ми холмах, из которых возникает город, границей коего была стена Сервия

Туллия, а потом, после всех перестроек республиканского и раннеимперско-

го времен, стены, воздвигнутые императором Аврелианом. Не прослеживая

далее истории города, зададим себе вопрос: что найдет от этих ранних

стадий посетитель сегодняшнего Рима, даже если он снабжен самыми совер-

шенными познаниями истории и топографии. Стену Аврелиана, несмотря на

некоторые повреждения и про ломы, он увидит почти не изменившейся.

Кое-где, благо даря раскопкам, он сможет увидеть остатки вала Сервия

Имея достаточные познания - превосходящие знания современной археологии

- он мог бы, наверное, восстановить очертания этих стен по всему пери-

метру, даже контуры Roma quadrata. Но от зданий, когда-то заполнявших

эти рамки древнего города, он не обнаружит ничего или почти ничего - эти

здания более не существуют. Великолепные познания в римской истории в

лучшем случае позволят ему установить, где стояли храмы и общественные

здания той эпохи. Теперь на их месте руины, да и не самих этих сооруже-

ний, а позднейших пристроек после пожаров и разрушений. Нет нужды напо-

минать, что все эти останки древнего Рима вкраплены сегодня в хаос

большого города, возникшего за последние века, начиная с эпохи Возрожде-

ния. Конечно, многие древности погребены в городской почве или под сов-

ременными зданиями Таков способ сохранения прошлого в исторических горо-

дах, вроде Рима.

Сделаем теперь фантастическое предположение, будто Рим - не место жи-

тельства, а наделенное психикой существо - со столь же долгим и богатым

прошлым в котором ничто, раз возникнув, не исчезало, а самые последние

стадии развития сосуществуют со всеми прежними. В случае Рима это озна-

чало бы, что по-прежнему возносились бы ввысь императорский дворец на

Палатине и Septimontium Септимия Севера, а карнизы замка Ангела украша-

лись теми же прекрасными статуями, как и до нашествия готов и т. д.

Больше того, на месте Палаццо Каффарелли - который, однако, не был бы

при этом снесен - по-прежнему стоял бы храм Юпитера Капитолийского, при-

чем не только в своем позднейшем облике, каким его видели в императорс-

ком Риме, но и в первоначальном облике, с этрусскими формами, украшенном

терракотовыми антефиксами. Там, где ныне стоит Колизей, можно было бы

восхищаться и исчезнувшим Domus Aurea Нерона; на площади Пантеона мы об-

наружили бы не только сохраненный для нас Пантеон Адриан - на том же

месте находилась бы и первоначальная постройка Агриппы. На одном и том

же основании стояли бы церковь Maria Sopra Minerva и древний храм, на

месте которого она была построена. И при небольшом изменении угла зрения

появлялось бы то одно, то другое здание.

Нет смысла развивать эту фантазию далее - она ведет к чему-то несооб-

разному и даже абсурдному. Историческая последовательность представима

лишь посредством пространственной рядоположенности: одно и то же прост-

ранство нельзя заполнить дважды. Наша попытка может выглядеть праздной

забавой, но тому есть оправдание - она показывает всю сложность передачи

душевной жизни с помощью наглядных образов.

Следует предупредить возможный упрек: почему мы избрали для сравнения

с душевным прошлым именно историю города? Гипотеза о сохранности всего

прошедшего относится и к душевной жизни - при том условии, что не были

повреждены органы психики, их ткань не пострадала от травмы или воспале-

ния. Но историю всякого города, даже если у него не столь бурное прош-

лое, как у Рима, или если он не знал вторжений неприятеля, как Лондон,

не миновали разрушительные воздействия - сравнимые с указанными причина-

ми заболевания. Самое мирное развитие любого города всегда сопровождает-

ся разрушением и сносом зданий, и уже поэтому история города изначально

несопоставима с душевным организмом.

Это возражение заставляет нас оставить яркую палитру контрастов; мы

обращаемся к более близкому объекту сравнения, каковым является тело жи-

вотного или человека. Но и здесь мы сталкиваемся с чем-то сходным. Ран-

ние стадии развития никоим образом не сохранились, они стали строи-

тельным материалом для более поздних форм и растворились в них. Зародыш

исчез во взрослом теле, загрудинная железа ребенка после достижения им

половой зрелости заменяется соединительной тканью, но как таковая более

не существует. В полых костях взрослого можно узнать очертания костей

ребенка, но последние принадлежат прошлому, они вытягивались и утолща-

лись, пока не приобрели окончательную форму. Сохранение всех ранних ста-

дий, наряду с завершенными, возможно лишь в душевной жизни, а мы не в

состоянии наглядно это представить.

Возможно, мы заходим слишком далеко с предположениями такого рода, и

нам следовало бы удовлетвориться утверждением, что прошлое может сохра-

няться в душевной жизни, что здесь нет неизбежного разрушения. Вероятно,

в психике многих стариков - в виде нормы или исключения - все настолько

стирается или разъедается, что прошлого уже никак не оживить и не восс-

тановить. Быть может, сохранение вообще связано с определенными благоп-

риятными условиями. Вполне возможно, но об этом мы ничего не знаем. Поэ-

тому нам следует твердо держаться того, что сохранение прошлого в душев-

ной жизни есть, скорее, правило, нежели исключение.

Если мы готовы полностью принять наличие оокеаническогоп чувства у

многих людей и склонны сводить его к ранней стадии чувства оЯп, то воз-

никает следующий вопрос: может ли такое чувство притязать на роль источ-

ника религиозных потребностей?

Такое притязание не кажется мне убедительным. Чувство может служить

источником энергии лишь в том случае, если само оно является выражением

какой-то сильной потребности. Мне кажется неопровержимым выведение рели-

гиозных нужд из детской беспомощности и связанного с нею обожания отца.

Тем более, что это чувство не только проистекает из детства, но и в

дальнейшем поддерживается страхом перед всемогуществом судьбы. Мне труд-

но привести другой пример столь же сильной в детстве потребности, как

нужда в отцовской защите. Поэтому роль оокеаническогоп чувства второсте-

пенна, оно могло бы служить только восстановлению безграничного нарцис-

сизма. Мы в состоянии четко проследить первоистоки религиозных воззрений

- вплоть до чувства детской беспомощности, За ним может скрываться

что-нибудь еще, но пока все это окутано густым туманом.

Я допускаю, что в дальнейшем оокеаническоеп чувство оказалось связан-

ным с религией. Единство со всем сущим (его идейное содержание) выступа-

ет как первая попытка религиозного утешения, как еще один способ отрица-

ния той опасности, которая угрожает оЯп со стороны внешнего мира. Приз-

наюсь, мне трудно оперировать этими едва уловимыми величинами; Другой

мой друг, неутолимая жажда знаний которого привела к самым необычным

экспериментам и сделала его чуть ли не всеведущим, уверял меня, что

практика йоги действительно может пробудить такие новые ощущения и

чувство всеобщности (отключением от внешнего мира, концентрацией внима-

ния на телесных функциях, особыми дыхательными упражнениями). Он склонен

считать это регрессией к древнейшим состояниям душевной жизни, уже давно

покрытым позднейшими наслоениями. В этом он видит, так сказать, физиоло-

гическое обоснование мистической премудрости. На первый план здесь выс-

тупает связь с многообразными темными проявлениями души, такими, как

транс и экстаз. Меня это заставляет лишь вспомнить слова из оНыряльщикап

Шиллера:

Блажен, кто там дышит в розовом свете.


II

В моей работе оБудущее одной иллюзиип речь шла не столько о глубинных

истоках религиозного чувства, сколько о религии обычных людей - системе
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Схожі:

Строки биографии психология масс и анализ человеческого \"Я\" iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

Строки биографии психология масс и анализ человеческого \"Я\" iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

Строки биографии психология масс и анализ человеческого \"Я\" iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

Строки биографии психология масс и анализ человеческого \"Я\" iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

Строки биографии психология масс и анализ человеческого \"Я\" iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

Строки биографии психология масс и анализ человеческого \"Я\" iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

Строки биографии психология масс и анализ человеческого \"Я\" iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

Строки биографии психология масс и анализ человеческого \"Я\" iconДокументи
1. /Лебон/Лебон Психология народов и масс.doc
Строки биографии психология масс и анализ человеческого \"Я\" iconДокументи
1. /Лебон/Лебон Психология народов и масс.doc
Строки биографии психология масс и анализ человеческого \"Я\" iconДокументи
1. /Лебон/Лебон Психология народов и масс.doc
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи