Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 icon

Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000




НазваТолкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
Сторінка1/31
Дата05.07.2013
Розмір5.93 Mb.
ТипДокументи
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот Д.doc
3. /психоанализ/З.Фрейд/~$ истории одного детского неврозаЧЕЛОВЕК-ВОЛК.doc
4. /психоанализ/З.Фрейд/ВЛЕЧЕНИЯ И ИХ СУДЬБА.DOC
5. /психоанализ/З.Фрейд/Из истории одного детского неврозаЧЕЛОВЕК-ВОЛК.doc
6. /психоанализ/З.Фрейд/Психопатология обыденной жизни.DOC
7. /психоанализ/З.Фрейд/Ребенка бьют к вопросу о происхождении сексуальных извращени.DOC
8. /психоанализ/З.Фрейд/СЕКСУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА.DOC
9. /психоанализ/З.Фрейд/СТРОКИ БИОГРАФИИ.DOC
10. /психоанализ/З.Фрейд/Сознание и бессознательное.DOC
11. /психоанализ/З.Фрейд/ТРИ СТАТЬИ ПО ТЕОРИИ СЕКСУАЛЬНОСТИ.DOC
12. /психоанализ/З.Фрейд/Толкование сновидений.DOC
13. /психоанализ/З.Фрейд/Я и оно сознание и бессознат.DOC
14. /психоанализ/З.Фрейд/бессознательное Очерк истории психоан.DOC
15. /психоанализ/З.Фрейд/бессознательное.DOC
16. /психоанализ/З.Фрейд/вытеснение.DOC
17. /психоанализ/З.Фрейд/из книги толкование сновиден.DOC
18. /психоанализ/З.Фрейд/лекции 1 15.DOC
19. /психоанализ/З.Фрейд/лекции 16 28.DOC
20. /психоанализ/З.Фрейд/лекции 29 35 введение в психоан.DOC
21. /психоанализ/З.Фрейд/случай невроза навязчивостиЧЕЛОВЕК-КРЫСА.doc
22. /психоанализ/М Кляйн/klein_zavist_i_blagodarnost.doc
23. /психоанализ/М Кляйн/Мелани Кляйн К вопросу маниак депрес состояний.doc
24. /психоанализ/Ненси Мак Вильямс Психоаналитическая диагностика.doc
25. /психоанализ/Обсессивный дискурс Вадим Руднев.doc
26. /психоанализ/Отто Кернберг/Кернберг Отто травма агрессия развитие.doc
27. /психоанализ/Отто Кернберг/Отто Кернберг Отношения любви.doc
28. /психоанализ/Салливан Г.doc
29. /психоанализ/Словарь по психоанализу Лапланш.doc
30. /психоанализ/Фромм Э Искусство любить.doc
Джозеф Вайсс
Дональдс Вудс Винникот разговор с родителями нестрашный психоанализ Винникотта
Влечения и их судьба
З. Фрейд. 1914-1915 г. Из истории одного детского невроза
З. Фрейд Психопатология обыденной жизни
Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
З. Фрейд сексуальная жизнь человека* [1]
Строки биографии психология масс и анализ человеческого "Я"
Сознание и бессознательное См.: Фрейд З. Я и оно
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
Зигмунд Фрейд Сборник произведений
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
Остров доброты татьяны бонне
Остров доброты татьяны бонне
Очерк истории психоанализа Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 Не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
З. Фрейд введение в психоанализ
З. Фрейд введение в психоанализ
З. Фрейд введение в психоанализ
Заметки об одном случае невроза навязчивости. (Случай Человека-Крысы) З. Фрейд. 1909 г
Исследование бессознательных источников
Маниакально-депрессивных состояний
Нэнси Мак-Вильямс
Вадим Руднев Обсессивный дискурс (патографическое исследование)
Отто Кернберг. Развитие личности и травма
Отто Ф. Кернберг отношения любви
Предисловие к русскому изданию интерперсональный психоанализ гарри салливана
Словарь по психоанализу Ж. Лапланш Ж. Б. Понталис
Исследование природы любви перевод Л. А. Чернышевой




Толкование сновидений

Зигмунд Фрейд

Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000


ВВЕДЕНИЕ

Делая попытку толкования сновидений, я не переступаю, на мой взгляд, замкнутого круга невропатологических интересов. Сновидение в психологическом анализе служит первым звеном в ряду анормальных психических феноменов, из которых дальнейшие — истерические фо­бии, навязчивые мысли и бредовые идеи — должны интересовать врача по практическим соображениям. На такое практическое значение сно­видение — как мы увидим — претендовать не может. Но тем значитель­нее его теоретическая ценность в качестве парадигмы. Кто не умеет объяснить себе возникновение сновидений, тот напрасно будет ста­раться понять различного рода фобии, навязчивые мысли, бредовые идеи и их терапевтическое значение.

Эта тесная взаимозависимость, которой обязана своей важностью разбираемая нами тема, является, однако, причиной и недостатков предлагаемой работы. Пробелы, имеющиеся в последнем в столь обиль­ном количестве, соответствуют стольким же точкам соприкосновения, в которых проблема возникновения сновидений входит в более общие проблемы психопатологии, которые не освещаются тут и которым будут посвящены дальнейшие исследования, сколько это позволят время и силы.

Своеобразие материала, с которым приходилось оперировать мне для толкования сновидений, чрезвычайно затрудняло мою работу. Из изложения само собой будет ясно, почему все сновидения, описанные в литературе или собранные от неизвестных лиц, совершенно непри­годны для моих целей. У меня был только выбор между собственными сновидениями и сновидениями моих пациентов, пользующихся психо­аналитическим лечением. Использование последних затруднялось, кроме того, тем, что эти сновидения осложнялись привхождением нев­ротических элементов. С сообщением же собственных сновидений была неразрывно связана необходимость раскрывать перед чужим взо­ром больше интимных подробностей моей личной жизни, чем мне бы хотелось и чем вообще должен открывать их автор — не поэт, а естест­воиспытатель. Это было неприятно, но неизбежно. И я примирился с этим, лишь бы не отказываться вообще от аргументации своих психо­логических выводов. Я не мог, конечно, противостоять искушению при помощи различного рода сокращений и пропусков скрывать наиболее интимные подробности; но это всегда служило во вред данному приме­ру как доказательному аргументу. Я могу надеяться только, что читате­ли моей книги поймут мое затруднительное положение и будут ко мне снисходительны и, далее, что все лица, которые так или иначе затраги­ваются в этих сновидениях, не откажутся предоставить по крайней мере этой сфере полную свободу мысли.


Предисловие ko Второму изданию

Тем, что со дня выхода моей книги еще не прошло десяти лет, а уже появилась потребность во втором ее издании, я обязан отнюдь не инте­ресу специалистов, к которым обращался я во введении. Мои колле­ги — психиатры — не дали себе труда разделаться с тем первоначаль­ным недоумением, которое должно было вызвать в них мое новое по­нимание сновидений, а философы, привыкшие смотреть на проблему сновидения как на добавление к вопросам сознания, не поняли, оче­видно, что именно отсюда можно извлечь кое-что, ведущее к коренно­му преобразованию всех наших психологических теорий. Отношение научной критики могло только подтвердить мое ожидание, что участью моей книги будет упорное замалчивание ее.

Первое издание моей книги не могло быть разобрано полностью и той небольшой кучкой смелых сторонников, которые следуют за мной по пути врачебного применения психоанализа и которые по моему примеру толкуют сновидения, чтобы использовать это затем при лече­нии невротиков. Ввиду этого я считаю себя обязанным выразить благо­дарность тем широким кругам интеллигентных и любознательных лиц, сочувствие которых и вызвало предложение спустя девять лет взяться снова за мой нелегкий и во многих отношениях капитальный труд.

С удовлетворением могу я сказать, что исправлять и изменять мне пришлось очень немногое. Я включил только кое-где новый материал, добавил несколько замечаний, вытекавших из моих продолжительных наблюдений, и местами кое-что переработал. Все существенное же о сновидении и его толковании, а также и вытекающие из последнего общие психологические принципы остались без изменения. Все это — по крайней мере, субъективно — выдержало испытание временем. Кто знаком с моими другими работами (об этиологии и механизме психо­неврозов), тот знает, что я никогда не выдавал неготового и неполного за полное и готовое и всегда старался изменять свои утверждения, ког­да они переставали соответствовать моим убеждениям. В сфере же тол­кования сновидений я остался на своей первоначальной точке зрения. За долгие годы своей работы над проблемой неврозов я неоднократно колебался и менял свои взгляды. Только в своем «толковании сновиде­ний» я всегда находил твердую точку опоры. И многочисленные мои научные противники обнаруживают большую чуткость, избегая столк­новения со мной на почве проблемы сновидения.

Материал моей книги, эти в большинстве своем уже обесцененные давностью сновидения, на примере которых я объясняю принципы толкования сновидений, также оказались при пересмотре не нуждаю­щимися в какой-либо переработке. Для меня лично эта книга имеет еще другое субъективное значение, которое я сумел понять лишь по ее

окончании. Она оказалась отрывком моего самоанализа — реакцией на смерть моего отца, на крупнейшее событие и тягчайшую утрату в жиз­ни человека. Поняв это, я счел невозможным уничтожить черты этого воздействия. Для читателя же совершенно безразлично, на каком мате­риале учится он оценивать и толковать сновидения.

Там, где необходимое замечание не укладывалось в логическую связь с прежним изложением, я заключал его в квадратные скобки.

Берхтесгаден, лето 1908 г.

Предисловие k третьему изданию

В то время как между первым и вторым изданиями этой книги про­шло девять лет, потребность в третьем ощутилась немногим более чем через год. Я вполне вправе радоваться такой перемене. Но если прежде пренебрежение моим трудом со стороны его читателей я не считал до­казательством его негодности, то теперь пробудившийся к нему инте­рес не доказывает еще его положительных качеств.

Прогресс научной мысли не оставил в стороне и «толкования сно­видений». Когда в 1899 году я писал эту книгу, сексуальной теории еще не было, а анализ сложных форм психоневрозов только еще зарождал­ся. Толкование сновидений должно было стать вспомогательным сред­ством для осуществления анализа неврозов. Углубившееся изучение последних само, в свою очередь, стало оказывать влияние на толкова­ние сновидений. Учение о последнем пошло по пути, который недоста­точно определенно был выражен в первом издании этой книги. Благо­даря собственному опыту и работам В. Штекеля и других я научился правильнее оценивать объем и значение символики в сновидении (или, вернее, в бессознательном мышлении). И таким образом в течение этих лет скопилось многое, требовавшее особого внимания к себе. Я попы­тался использовать все это, прибегнув к помощи примечаний и вставок в тексте. Если добавления эти угрожают местами переступить рамки изложения или если не везде удалось поднять первоначальный текст до Уровня наших нынешних взглядов, то к этим недостаткам своей книги я прошу снисхождения; они являются лишь следствиями и результата­ми быстрого темпа развития нашего знания.

Я решаюсь, кроме того, сказать заранее, по каким другим путям от­клонятся последующие издания «Толкования сновидений», — если окажется в них потребность. Они должны будут приблизиться более к богатому материалу поэзии, мифа, языка и народного быта, с другой же • стороны, коснутся более подробно, чем теперь, отношения сновидений к неврозам и психическим расстройствам.

Господин Отто Ранк оказал мне весьма ценные услуги при подборе материала, и я выражаю ему и другим глубокую благодарность за их указания.

Вена, весна 1911 г.


НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВОПРОСУ О СНОВИДЕНИЯХ'

В дальнейшем изложении я постараюсь привести доказательство того, что существует психологическая техника, которая позволяет тол­ковать сновидения и что при применении этого метода любое сновиде­ние оказывается осмысленным психическим феноменом, которое может быть в соответствующем месте включено в душевную деятель­ность бодрствования. Я попытаюсь далее выяснить те процессы, кото­рые обусловливают странность и непонятность сновидения, и вывести на основании их заключение относительно природы психических сил, из сотрудничества или соперничества которых образуется сновидение. Но на этом пункте изложение мое и закончится, так как далее пробле­ма сновидения переходит в более обширную проблему, разрешение ко­торой нуждается в другом материале.

Своему изложению я предпосылаю обзор работ других авторов, а также и современного положения проблемы сновидения в науке; делаю я это потому, что в дальнейшем буду иметь мало поводов возвращаться к этому. Научное понимание сновидения, несмотря на тысячелетние попытки, ушло вперед очень мало. В этом так единодушны все авторы, что излишне выслушивать по этому поводу их отдельные голоса. В со­чинениях, список которых я прилагаю в конце своей книги, имеется много ценных замечаний и интересного материала для нашей темы, но там нет ничего, или почти ничего, что касалось бы самой сущности сновидения и разрешало бы его тайну. Еще меньше перешло, понятно, в понимание интеллигентных читателей-неспециалистов.

Первое сочинение, в котором сновидение рассматривается как объект психологии, принадлежит, по-видимому, Аристотелю («О сно­видениях и толковании их»). Аристотель заявляет, что сновидение дья­вольского, а не божественного происхождения; это раскрывает, одна­ко, его глубокий смысл. Ему знакомы различные типы сновидений, он знает, например, что сновидение превращает мелкие раздражения, на­ступающие во время сна, в крупные (кажется, будто идешь через огонь

До 1900 года.

и горишь, когда на самом деле происходит лишь незначительное согре­вание той или другой части тела), и выводит отсюда заключение, что сновидение может обнаружить перед врачом первые, незаметные при­знаки начинающегося изменения в теле. Более подробно изучить труд Аристотеля я не мог ввиду отсутствия необходимой подготовки.

Древние до Аристотеля считали сновидение, как известно, не про­дуктом грезящей души, а внушением со стороны Божества: мы уже видим у них оба противоположных направления, имеющиеся налицо во всех исследованиях сна и сновидения. Они отличают истинные и ценные сновидения, ниспосланные спящему для предостережения или для предсказания будущего, от тщеславных, обманчивых и ничтожных, целью которых было смутить спящего или ввергнуть его в гибель. Это донаучное понимание сновидений вполне гармонировало с общим ми­ровоззрением древних, которое проецировало в качестве реальности во внешний мир только то, что имело реальность в душевной жизни. Оно принимало во внимание, кроме того, впечатление, которое получало мышление наутро от оставшегося воспоминания о сновидении, так как в этом воспоминании сновидение противостоит остальному психичес­кому содержанию как нечто чуждое, происходящее словно из иного мира. Было бы ошибочно, однако, предполагать, что учение о сверхъ­естественном происхождении сновидения не имеет сторонников и в настоящее время; не говоря уже обо всех поэтических и мистических писателях, которые изо всех сил стараются наполнять каким-нибудь содержанием остатки столь обширной в прежнее время сферы сверхъ­естественного, покуда она не завоевывается естественнонаучным ис­следованием: очень часто встречаются чрезвычайно развитые, далекие от всяких подозрений люди, которые пытаются обосновать свою рели­гиозную веру в существование и во вмешательство сверхчеловеческих духовных сил именно необъяснимостью явлений сна (Гаффнер'32'). Понимание сновидений некоторыми философскими системами, на­пример шеллингианцами, представляет собою очевидный отзвук твердо­го убеждения древних в божественном происхождении сновидений.

Писать историю научного изучения проблемы сновидения тем более трудно, что в этом изучении, как ни ценно оно в некоторых своих частях, нельзя заметить прогресса в определенном направлении. Дело никогда не доходило до возведения фундамента из прочно обоснован­ных результатов, на котором последующий исследователь мог бы про­должить свою постройку. Каждый новый автор принимается за изуче­ние проблемы сызнова. Если бы я стал рассматривать авторов в хроно­логическом порядке и про каждого из них сообщать, какого он был воззрения на проблему сновидения, мне пришлось бы, наверное, отка­заться от составления общего наглядного обзора современного состоя­ния проблемы сновидения. Я предпочел поэтому связать изложение с сущностью разбираемых вопросов, а не с авторами, и постараюсь при

каждой проблеме указывать, какой материал имеется в литературе для ее разрешения.

Так как, однако, мне не удалось осилить всю чрезвычайно разбро­санную и разностороннюю литературу вопроса, то я прошу читателей удовлетвориться сознанием, что я не упустил ни одного существенного факта, ни одной значительной точки зрения.

До недавнего времени большинство авторов считали необходимым рассматривать сон и сновидение вместе, а обычно присоединяли сюда еще и изучение аналогичных состояний, соприкасающихся с психопа­тологией, и сноподобных явлений (каковы, например, галлюцинации, видения и т.п.). В противоположность этому и в более поздних работах обнаруживается стремление суживать по возможности тему и исследо­вать какой-нибудь один только вопрос из области сновидений. В этой перемене я вижу выражение того взгляда, что в таких темных вещах по­нимания можно достичь лишь целым рядом детальных исследований. Я и предлагаю здесь не что иное, как такое детальное исследование специально психологического характера. У меня нет оснований занять­ся проблемою сна, так как это уже почти чисто физиологическая про­блема, хотя и в характеристике сна должно быть налицо изменение ус­ловий функционирования душевного аппарата. Я опускаю поэтому и литературу по вопросу о сне.

Научный интерес к проблеме сновидения сводится к следующим отдельным вопросам, отчасти скрещивающимся друг с другом.

а) Отношение сновидения k бодрствованию

Наивное суждение пробуждающегося человека предполагает, что сновидение, если и не происходит из другого мира, то, во всяком слу­чае, переносит его самого в этот чуждый мир. Старый физиолог Бур-дах' ' °' ', которому мы обязаны добросовестным и остроумным опи­санием явлений сновидения, выразил это убеждение в довольно часто цитируемом положении: «...жизнь дня с ее треволнениями и пережива­ниями, с радостями и горестями никогда не воспроизводится в снови­дении; последнее стремится скорее вырвать нас из этой жизни. Даже когда вся наша душа преисполнена одной мыслью, когда острая боль разрывает наше сердце или когда какая-либо цель поглощает целиком весь наш разум, — даже тогда сновидение оживляет нечто совершенно своеобразное, или же берет для своих комбинаций только отдельные элементы действительности, или же, наконец, входит в тон нашего на­строения и символизирует действительность».

В аналогичном смысле высказывается и Л. Штрюмпель'66' в своем справедливо прославившемся исследовании природы и возникновения сновидений: «Кто грезит, тот уносится из мира бодрствующего созна-

ния...»: «В сновидении совершенно исчезает память относительно строго упорядоченного содержания бодрствующего сознания и его нормальных функций...»: «Почти полное отделение души в сновидении от осмысленного содержания и течения бодрствования».

Подавляющее большинство авторов придерживается, однако, про­тивоположного мнения относительно взаимоотношения сновидения и бодрствования. Так, Гаффнер'32' с' "Ь «Прежде всего сновидение слу­жит продолжением бодрствования. Наши сновидения находятся всегда в связи с представлениями, имевшими место незадолго до того в созна­нии. Такое наблюдение найдет всегда нить, которой сновидение связа­но с переживаниями предшествующего дня». Вейгандт'75' прямо про­тиворечит вышеупомянутому утверждению Бурдаха: «Очень часто, по-видимому, в огромном большинстве сновидений можно наблюдать, что они возвращают нас в повседневную жизнь, а вовсе не вырывают из нее». Мори'48! говорит в своей лаконической формуле: «Nous revons de се que nous avons vu, dit, desire ou fait»1. Иессен'36' в своей психологии, появившейся в 1855 г., высказывается более подробно: «Более или менее содержание сна всегда определяется индивидуальностью, воз­растом, полом, общественным положением, умственным развитием, привычным образом жизни и фактами всей предшествующей жизни».

Древние никогда не представляли себе иначе взаимозависимости сновидения и жизни. Я цитирую по Радештоху'54' стр' '"': «Когда Ксеркс перед походом на греков не послушался добрых советов, а пос­ледовал воздействию постоянных сновидений, старый толкователь снов, перс Артабан, сказал ему очень метко, что сновидения в боль­шинстве случаев содержат то, о чем думает человек во время бодрство­вания».

В стихотворении Лукреция «De rerum natura» («О природе вещей») есть одно место (IV, 962):

«Et quo quisque fere Studio devinctus adhaeret, aut quibus in rebus mul-tum sumus ante morati atque in ea ratione fuit contenta magis mens, in som-nis eadem plerumque videmur obire; causidici causas agere et componere leges, induperatores pugnare ac proelia obire»2 и т.д.

(ФР-).

Нам снится то, что мы видели, о чем говорили, чего желали и что делали

Если же кто-нибудь занят каким-либо делом прилежно,

Иль отдавалися мы чему-нибудь долгое время,

И увлекало наш ум постоянно занятие это,

То и во сне представляется нам, что мы делаем то же:

Стряпчий службы ведет, составляет условия сделок,

Военачальник идет на войну и в сраженья вступает...

(лат., перевод Петровского Ф.А.)

Цицерон, «De divinatione, II» («О дивинации»), говорит то же, что потом Мори:

«Maximeque reliquiae earum rerum moventur in animis et agitantur, de quibus vigilantes aut cogitavimus aut egimus»1.

Противоречие обоих этих воззрений относительно взаимоотноше­ния сновидения и бодрствования, по-видимому, действительно нераз­рывно. Здесь уместно вспомнить о Ф. Гильдебрандте'35', который пола­гает, что своеобразные особенности сновидения вообще нельзя описать иначе, как посредством «целого ряда контрастов, которые переходят часто в противоречия». «Первый из этих контрастов образует, с одной стороны, полная отделенность и замкнутость сновидения от действи­тельной, реальной жизни и, с другой стороны, постоянное соприкос­новение их друг с другом, постоянная их взаимозависимость. Сновиде­ние есть нечто строго отделенное от действительности, пережитой во время бодрствования, — так сказать, герметически замкнутое бытие, отрезанное от действительной жизни непроходимой пропастью. Оно отрывает нас от действительности, убивает в нас нормальное воспоми­нание о ней, переносит нас в другой мир, в другую среду, не имеющую решительно ничего общего с действительностью...» Гильдебрандт гово­рит далее, что во сне все бытие наше словно исчезает за «невидимой дверью». Во сне едешь, например, на остров Святой Елены и приво­зишь живущему там Наполеону превосходный, дорогой мозельвейн. Экс-император встречает очень любезно. Чувствуешь положительно жалость, когда пробуждение разрушает интересную иллюзию. Но начи­наешь сравнивать сновидение с действительностью. Виноторговцем ты никогда не был и быть не хотел. Морского путешествия не совершал и, во всяком случае, никогда не отправился бы на Святую Елену. К Напо­леону вообще не питаешь никакой симпатии, а скорее врожденную патриотическую ненависть. И вдобавок тебя не было еще на свете, когда на острове умер Наполеон. Думать о какой-либо личной привя­занности нет никаких оснований. Все сновидение представляется в виде какого-то чуждого феномена.

«А все же, — продолжает Гильдебрандт, — мнимое противоречие вполне правдиво и правильно. На мой взгляд, эта замкнутость и обо­собленность идет рука об руку с наитеснейшей связью и общностью. Мы можем сказать даже: что бы ни представляло собою сновидение, оно берет свой материал из действительности и из духовной жизни, ра­зыгрывающейся на фоне этой действительности. Что бы оно ни делало с ним, оно никогда не отделится от реального мира и его самые комич-

И все это по большей части происходит в душе как следы того, о чем мы в бодрствующем состоянии думали или что делали (лат., перевод Рижского М.И.).

ные и странные формы должны будут всегда черпать свой материал из того, что либо стояло перед нашими глазами в действительной жизни, или же уже заняло так или иначе место в нашем бодрствующем мышле­нии, короче говоря, из того, что мы пережили внешне или внутренне».

б) Материал сновидения. Память 0 сновидении

То, что весь материал, образующий содержание сновидения, так или иначе происходит от реальных переживаний и во сне лишь воспро­изводится, вспоминается, — это, по крайней мере, должно быть при­знано бесспорнейшим фактом. Но было бы ошибочно полагать, что такая взаимозависимость содержания сновидения с бодрствующим со­стоянием без всякого труда может быть констатирована поверхност­ным исследованием. Ее приходится отыскивать очень долго, и в целом ряде случаев она остается вообще скрытой. Причина этого заключается в целом ряде особенностей, которые обнаруживает память в сновиде­нии и которые хотя и всегда отмечались, однако не нашли еще себе удовлетворительного объяснения. Между тем, безусловно, стоит труда подробнее остановиться на них.

Прежде всего бросается в глаза то, что в содержании сновидения имеется материал, за которым по пробуждении человек отрицает при­надлежность к своему кругу знаний и переживаний. Он вспоминает, что это снилось ему, но не помнит, что когда-либо пережил это. Он ос­тается затем в неизвестности, из какого источника черпало сновиде­ние; им овладевает искушение уверовать в самостоятельную творчес­кую способность сновидения; но неожиданно, иногда спустя долгое время, новое переживание переносит мнимо утерянное воспоминание на более раннее переживание и находит тем самым источник сновиде­ния. Приходится сознаваться тогда, что в сновидении человек знал и вспомнил нечто, чего не помнил в бодрствующем состоянии.

Особенно характерный пример такого рода рассказывает Дель-беф!16' из собственного опыта. Ему приснился двор его дома, покры­тый снегом; под снегом он нашел двух полузамерзших ящериц. Любя животных, он поднял их, согрел и отнес их в нору возле стены. Туда же положил он несколько листьев папоротника, который они, как он знал, очень любили. Во сне он знал название растения: Asplenium ruta mu-ralis. Сновидение продолжалось и, к удивлению Дельбефа, показало ему двух новых зверьков, растянувшихся на остатках папоротника. Он поднял глаза на дорогу, увидел пятую, шестую ящерицу, и скоро вся Дорога была усеяна ящерицами, которые направлялись все в ту же нору возле стены.

Действительные познания Дельбефа включали в себя очень мало

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   31

Схожі:

Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи