Сознание и бессознательное icon

Сознание и бессознательное




Скачати 245.81 Kb.
НазваСознание и бессознательное
Дата02.09.2013
Розмір245.81 Kb.
ТипДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд Зигмунд/Freid-Rat 1.doc
3. /Фрейд Зигмунд/Kon (2) Френйд Я и Оно.doc
4. /Фрейд Зигмунд/Kon Френйд Я и Оно.doc
5. /Фрейд Зигмунд/Leonardo.doc
6. /Фрейд Зигмунд/~$ Бессознательное.doc
7. /Фрейд Зигмунд/~$ Массовая психология и анализ человеческого Я.doc
8. /Фрейд Зигмунд/Алфавитка книг ФРЕЙДА .doc
9. /Фрейд Зигмунд/Влечения и их судьба - Фрейд.doc
10. /Фрейд Зигмунд/Глава 16 в книге 4 из ПЕРЕНОС.doc
11. /Фрейд Зигмунд/Глава 17 из третьей книги Метапсихология.doc
12. /Фрейд Зигмунд/Глава 4 Основные принципы манипуляции сознания.doc
13. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд - Толкование сновидений.doc
14. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд - Три статьи по теории сексуальности.doc
15. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд Бессознательное.doc
16. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд Недовольство культурой 11.doc
17. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд Недовольство культурой.doc
18. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд По ту сторону принципа удовольствия.doc
19. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд-Влечения и их судьба.doc
20. /Фрейд Зигмунд/ЗФ - Человек Моисей и монотеистическая религия.doc
21. /Фрейд Зигмунд/ЗФ 1.doc
22. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Bessozn.doc
23. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Leonardo.doc
24. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Анализ конечный и бесконечный.pdf
25. /Фрейд Зигмунд/ЗФ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 1.doc
26. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Бессознательное.doc
27. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Будущее одной иллюзии.doc
28. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Будущее одной иллюзии.pdf
29. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в ПА лекции.pdf
30. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 1 - 15.doc
31. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 16 - 28.doc
32. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 29 - 35.doc
33. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психологию.doc
34. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Влечения и их судьба 1.doc
35. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Влечения и их судьба.doc
36. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Вытеснение.doc
37. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Гипноз .doc
38. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Гипноз 1.doc
39. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Дискуссия с посторонним.doc
40. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Достоевский и отцеубийство.doc
41. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Достоевский.doc
42. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Женственность.doc
43. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Заметки о случае обессивного невроза от СИ.doc
44. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Заметки о случае обессивного невроза.doc
45. /Фрейд Зигмунд/ЗФ История болезни Анны О.doc
46. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Йозеф Брейер никролог.doc
47. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ..doc
48. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология 1.doc
49. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология и анализ человеческого Я.doc
50. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология.doc
51. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях.doc
52. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Механизм навязчивых идей и фобий.doc
53. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Мы и смерть.doc
54. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Мы и смерть.pdf
55. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Недовольство культурой.doc
56. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Недовольство культурой.pdf
57. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Некоторые замечания относительно понятия БСЗ в ПА.doc
58. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Несколько замечаний по повобу понятия БСЗ.doc
59. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Неудовольство культурой.doc
60. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О ПРЕВРАЩЕНИИ ВЛЕЧЕНИЙ В ОСОБЕННОСТИ АНАЛЬНОЙ ЭРОТИКИ.doc
61. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О параное 111.doc
62. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О преврацении влечений в особенности анальной эротики.doc
63. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О сновидении.doc
64. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА 2.doc
65. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Об унижении любовной жизни.doc
66. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Остроумие и его отношение к бессознательному.doc
67. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерк истории ПА.doc
68. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерк истории психоанализа.doc
69. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерки об истерии.doc
70. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ПА религия культура.pdf
71. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ПОЛОЖЕНИЯ О ДВУХ ПРИНЦИПАХ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc
72. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ППОЖ Забывание иностранных слов .doc
73. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Печаль и меланхолия 1.doc
74. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Печаль и миланхолия.doc
75. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону принципа Удовольствия.doc
76. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону принципа наслаждения.pdf
77. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону удовольствия.doc
78. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Положение о 2 принципах психической деятельности.doc
79. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Представление о мотивах и личности в ПА.doc
80. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Психология масс и анализ человеческого Я.doc
81. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Психопатология обыденной жизни.doc
82. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Разделение психической лекции Л 31.doc
83. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Ребенка бьют ......doc
84. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Ребенка бьют к вопросу о происхождении сексуальных извращ.doc
85. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сексуальная жизнь человека.doc
86. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сознание и бессознательное.doc
87. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сочинен Строки биогр О снов Псих масс и анал чел Я.pdf
88. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сочинения Строки биографии.doc
89. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Строки биографии.doc
90. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ТРУДНОСТЬ НА ПУТИ ПСИХОАНАЛИЗА.doc
91. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Табу девственности.doc
92. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Теория личности.doc
93. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Толкование сновидений.doc
94. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Три статьи по теории сексуальности.doc
95. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Трудности на пути ПА.doc
96. /Фрейд Зигмунд/ЗФ УС Представлени о мотивах и личности в ПА.doc
97. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Человек Моисей и монотеистическая религия.pdf
98. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Этот человек Моисей.doc
99. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Этюды об истерии предисловия.doc
100. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Я и Оно.doc
101. /Фрейд Зигмунд/ЗФ.doc
102. /Фрейд Зигмунд/Заметки о контрпереносе.doc
103. /Фрейд Зигмунд/Зигмунд Фрейд Введение в психологию.doc
104. /Фрейд Зигмунд/Оккупация Метапсихология.doc
105. /Фрейд Зигмунд/Печаль и меланхолия.doc
106. /Фрейд Зигмунд/Список Фобий и извращений.doc
107. /Фрейд Зигмунд/Фрейд БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.doc
108. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ДОСТОЕВСКИЙ И ОТЦЕУБИЙСТВО.doc
109. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ..doc
110. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я.doc
111. /Фрейд Зигмунд/Фрейд Я и Оно.doc
112. /Фрейд Зигмунд/Фрейд- Человек Моисей и монотеизм.doc
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством
Сознание и бессознательное
Психология масс и анализ человеческого я*
З. Фрейд «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» из кн. З. Фрейд «Психоаналитические этюды»
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
Достоевский и отцеубийство
Печаль и меланхолия
Список различных фобий и извращений
Оккупация (пленённость, захваченность объектом)
Зигмунд Фрейд. Введение в психологию
З. Фрейд Заметки о контрпереносе
Отчет о начале лечения, данный Фрейдом, и дальнейшее его обсуждение в Венском Психоаналитическом обществе, заняли два вечера 30 октября и 6 ноября
Этюды об истерии
Зигмунд Фрейд Сборник произведений
З. Фрейд Этот человек Моисей
Уильям С. Буллит, Зигмунд Фрейд представления о мотивах и личности в психоанализе
Остров доброты татьяны бонне
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
З. Фрейд табу девственности
З. Фрейд: теория личности
З. Фрейд трудность на пути психоанализа
Строки биографии строки биографии
Строки биографии психология масс и анализ человеческого "Я"
Сознание и бессознательное См.: Фрейд З. Я и оно
З. Фрейд сексуальная жизнь человека
Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
Лекции по психоанализу. М., С. 334-349. Зигмунд фрейд разделение психической личности (тридцать первая лекция)
З. Фрейд Психопатология обыденной жизни
З. Фрейд Психология масс и анализ человеческого Я
Уильям С. Буллит, Зигмунд Фрейд представления о мотивах и личности в психоанализе
Зигмунд фрейд
З. Фрейд По ту сторону удовольствия
По ту сторону принципа удовольствия
З. Фрейд Печаль и меланхолия
Печаль и меланхолия
З. Фрейд забывание иностранных слов
З. Фрейд положения о двух принципах психической деятельности
Этюды об истерии
Очерк истории психоанализа Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 Не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
Зигмунд фрейд очерк истории психоанализа не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
З. Фрейд Остроумие и его отношение к бессознательному
З. Фрейд об унижении любовной жизни
З. Фрейд очерк истории психоанализа не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
Остров доброты татьяны бонне
Зигмунд Фрейд о сновидении
От редактора статьи
З. Фрейд недовольство культурой
Ii томе «Kleiner Schriften zur Neurosenlehre». О превращении влечений
З. Фрейд Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе
Остров доброты татьяны бонне
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они
З. Фрейд мы и смерть
Остров доброты татьяны бонне
Механизм навязчивых идей и фобий
Книга З. Фрейд "Массовая психология и анализ человеческого "Я"
З. Фрейд Массовая психология
З. Фрейд «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» из кн. З. Фрейд «Психоаналитические этюды»
З. Фрейд Массовая психология
З. Фрейд Йозеф Брейер
Ii. Случай I. Истории болезней (Бройер и Фрейд) Фройлен Анн О. (Бройер)
З. Фрейд Заметки о случае обессивного невроза
Отчет о начале лечения, данный Фрейдом, и дальнейшее его обсуждение в Венском Психоаналитическом обществе, заняли два вечера 30 октября и 6 ноября
З. Фрейд женственность
З. Фрейд Дискуссия с Посторонним
Фрейд З. Достоевский и отцеубийство
Достоевский и отцеубийство
Статья из первого издания «Терапевтического лексикона практикующего врача», изданного доктором Антоном Бумом в 1891 году
Статья из первого издания «Терапевтического лексикона практикующего врача», изданного доктором Антоном Бумом в 1891 году
Остров доброты татьяны бонне
Остров доброты татьяны бонне
З. Фрейд влечения и их судьба
Введение в психологию
З. Фрейд введение в психоанализ
З. Фрейд введение в психоанализ
З. Фрейд введение в психоанализ
З. фрейд будущее одной иллюзии
Остров доброты татьяны бонне
З. Фрейд бессознательное
Что же это было, что мешало современникам понять личность Леонардо
Бессознательное
З. Фрейд человек моисей и монотеистическая религия
Примечание издателя
Влечения и их судьба
З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768
З. фрейд строки биографии
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
З. фрейд строки биографии
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
Из третьей книги "Метапсихология", входящей в цикл "
Основные доктрины манипуляции сознанием § Технология манипуляции как закрытое знание
Определение
Название книг и статей
Влечения и их судьба
Что же это было, что мешало современникам понять личность Леонардо
Сознание и бессознательное
Сознание и бессознательное
3игмунд фрейд
Примечание издателя

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Я не собираюсь сказать в этом вводном отрывке что-либо новое и не могу избежать повторения того, что не­однократно высказывалось раньше.

Деление психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа, и только оно дает ему возможность понять и подвергнуть научному исследованию часто наблюдающиеся и очень важные па­тологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ не может считать сознательное сущностью психического, но должен рассматривать сознание как ка­чество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Если бы я мог рассчитывать, что эта книга будет про­чтена всеми интересующимися психологией, то я был бы готов и к тому, что уже на этом месте часть читателей остановится и не последует далее, ибо здесь первый шиб-болет1 психоанализа. Для большинства философски обра­зованных людей идея психического, которое одновременно не было бы сознательным, до такой степени непонятна, что представляется им абсурдной и несовместимой с про­стой логикой. Это происходит, полагаю я, оттого, что они

1 По поводу этого слова у Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона читае*с «Шибболет (евр. «колос», Кн. Судей, XII). По произношению этого слова жители галаадские во время междоусобной войны с ефремлянамн при Иеффае узнавали ефремлян при переправе их через Иордан и ><>и-вали их. Ефремляне произносили это слово «сибболет»: это была осо­бенность их диалекта» (Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, т. XXXIXa (78), с. 551). В переносном смысле означает «особенность», «отличие». — Примеч. ред. перевода.

841

никогда не изучали относящихся сюда феноменов гипноза и сновидений, которые — не говоря уже о всей области патологических явлений — требуют такого понимания. Од­нако их психология сознания не способна и разрешить проблемы сновидения и гипноза.

Быть сознательным — это прежде всего чисто описа­тельный термин, который опирается на самое непосред­ственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что психический элемент, например, представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наобо­рот, характерным для него является то, что состояние осо­знанности быстро проходит; представление, в данный мо­мент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при из­вестных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период — мы не знаем; можно сказать, что оно было латентным, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать созна­тельным. Если мы скажем, что оно было бессозна­тельным, мы также дадим правильное описание. Это бес­сознательное в таком случае совпадает с латентным или потенциально сознательным. Правда, философы возрази­ли бы нам: нет, термин «бессознательное» не может здесь использоваться; пока представление находилось в латент­ном состоянии, оно вообще не было психическим. Но если бы уже в этом месте мы стали возражать им, то затеяли бы совершенно бесплодный спор о словах.

К термину или понятию бессознательного мы пришли другим путем, путем переработки опыта, в котором боль­шую роль играет душевная динамика. Мы узнали, т. е. вынуждены были признать, что существуют весьма силь­ные душевные процессы или представления,— здесь прежде всего приходится иметь дело с некоторым количествен­ным, т. е. экономическим, моментом, — которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие послед­ствия, которые могут быть осознаны опять-таки как пред-стааления, хотя сами в действительности не являются со­знательными. Нет необходимости подробно повторять то, о чем уже часто говорилось. Достаточно сказать: здесь на-

842

пинается психоаналитическая теория, которая утверждает, что такие представления не становятся сознательными по­тому, что им противодействует известная сила, что без это­го они могли бы стать сознательными, и тогда мы увидели бы, как мало они отличаются от остальных общепризнан­ных психических элементов. Эта теория оказывается не­опровержимой благодаря тому, что в психоаналитической технике нашлись средства, с помощью которых можно устранить противодействующую силу и довести соответст­вующие представления до сознания. Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытесне­нием, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживаю­щая его, ощущается нами во время нашей психоаналити­ческой работы как сопротивление.

Понятие бессознательного мы, таким образом, получа­ем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматри­ваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть два вида бессознательного: латентное, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое са­мо по себе и без дальнейшего не может стать сознатель­ным. Наше знакомство с психической динамикой не может не оказать влияния на номенклатуру и описание. Латент­ное бессознательное, являющееся бессознательным только в описательном, но не в динамическом смысле, называет­ся нами предсознательным; термин «бессозна­тельное» мы применяем только к вытесненному дина­мическому бессознательному; таким образом, мы имеем теперь три термина: «сознательное» (bw), «предсознательное» (vbw) и «бессознательное» (ubw)1, смысл которых уже не только чисто описательный. Предсознательное (Vbw) предполагается нами стоящим гораздо ближе к сознатель­ному (Bw), чем бессознательное, а так как бессознатель­ное (Ubw) мы назвали психическим, мы тем более назовем так и латентное предсознательное (Vbw)....

1 bw — сокр. от bewubt (сознательное), vbw — от voibcwubt (предсо-знательное), ubw — unbewubt (бессознательное). Заглавная и строчная буквы в начале всех абревиатур означают, что последние обозначают со­ответственно сушествительное (или субстативированное прилагательное) и прилагательное. Например, Bw и bw — сознание и сознательное, Ubw и ubw — бессознательное (субстан, прилаг.) и бессознательное (приляг). — Примеч. ред. перевода.

843

Таким образом, мы с большим удобством можем обхо­диться нашими тремя терминами: bw, vbw и ubw, если толь­ко не станем упускать из виду, что в описательном смысле существуют два вида бессознательного, в динамическом же только один. В некоторых случаях, когда изложение преследует особые цели, этим различием можно прене­бречь, в других же случаях оно, конечно, совершенно не­обходимо....

В дальнейшем ходе психоаналитической работы выяс­няется, однако, что и эти различия оказываются недоста­точными, практически неудовлетворительными. Из ряда положений, служащих тому доказательством, приведем ре­шающее. Мы создали себе представление о связной орга­низации душевных процессов в одной личности и обозна­чаем его как Я этой личности. Это Я связано с сознанием, оно господствует над побуждениями к движению, т. е. к разрядке возбуждений во внешний мир. Это та душевная инстанция, которая контролирует все частные процессы, которая ночью отходит ко сну и все же руководит цензу­рой сновидений. Из этого Я исходит также вытеснение, благодаря которому известные душевные побуждения под­лежат исключению не только из сознания, но также из других областей влияний и действий. Это устранение пу­тем вытеснения в анализе противопоставляет себя Я, и анализ стоит перед задачей устранить сопротивление, ко­торое доказывает попыткам приблизиться к вытесненно­му. Во время анализа мы наблюдаем, как больной, если ему ставятся известные задачи, испытывает затруднения; его ассоциации прекращаются, как только они должны приблизиться к вытесненному. Тогда мы говорим ему, что он находится во власти сопротивления, но сам он ничего о нем не знает, и даже в том случае, когда, на основании чувства неудовольствия, он должен догадываться, что в нем действует какое-то сопротивление, он все же не умеет ни назвать, ни указать его. Но так как сопротивление, несо­мненно, исходит из его Я и принадлежит последнему, то мы оказываемся в неожиданном положении. Мы нашли в самом Я нечто такое, что тоже бессознательно и проявля­ется подобно вытесненному, т. е. оказывает сильное дей­ствие, не переходя в сознание, и для осознания чего тре-

844

буется особая работа. Следствием такого наблюдения для психоаналитической практики является то, что мы попа­даем в бесконечное множество затруднений и неясностей, если только хотим придерживаться привычных способов выражения, например, если хотим свести явление невроза к конфликту между сознанием и бессознательным. Исходя из нашей теории структурных отношений душевной жиз­ни, мы должны такое противопоставление заменить дру­гим, а именно: связному Я противопоставить отколовшее­ся от него вытесненное.

Однако следствия из нашего понимания бессознатель­ного еще более значительны. Знакомство с динамикой внесло первую поправку, структурная теория вносит вто­рую. Мы приходим к выводу, что Ubw не совпадает с вы­тесненным; остается верным, что все вытесненное бессо­знательно, но не все бессознательное есть вытесненное. Даже часть Я (один Бог ведает, насколько важная часть) может быть бессознательной и без всякого сомнения и яв­ляется таковой. И это бессознательное в Яне есть латент­ное в смысле предсознательного, иначе его нельзя было бы сделать активным без осознания и само осознание не представляло бы столько трудностей. Котла мы, таким об­разом, стоим перед необходимостью признания третьего, не вытесненного Ubw, то нам приходится признать, что свойство бессознательности теряет для нас свое значение. Оно становится многозначным качеством, не позволяю­щим широких и непререкаемых выводов, для которых нам хотелось бы его использовать. Тем не менее нужно осте­регаться пренебрегать им, так как в конце концов свойст­во бессознательности или сознательности является един­ственным лучом света во тьме глубинной психологии.


Я И ОНО

Патологические изыскания отвлекли наш интерес ис­ключительно в сторону вытесненного. После того как нам стало известно, что и Я в собственном смысле слова может быть бессознательным, нам хотелось бы больше узнать

845

о Я. Руководящей нитью в наших исследованиях до сих пор служил только признак сознательности или бессозна­тельности; под конец мы убедились, сколь многозначным может быть этот признак.

Все наше знание постоянно связано с сознанием. Даже бессознательное мы можем узнать только путем превра­щения его в сознательное. Но каким же образом это воз­можно? Что значит: сделать нечто сознательным? Как это может произойти?

Мы уже знаем, откуда нам следует исходить. Мы ска-зали, что сознание представляет собой поверхностный слой душевного аппарата, т. е. мы сделали его функцией некоей системы, которая пространственно ближе всего к внешнему миру. Пространственно, впрочем, не только в смысле функции, но на этот раз и в смысле анатомичес­кого расчленения. Наше исследование также должно ис­ходить от этой воспринимающей поверхности.

Само собой разумеется, что сознательны все воспри­ятия, приходящие извне (чувственные восприятия), а так­же изнутри, которые мы называем ощущениями и чув­ствами. Как, однако, обстоит дело с теми внутренними процессами, которые мы — несколько грубо и недостаточ­но — можем назвать мыслительными процессами? Дохо­дят ли эти процессы, совершающиеся где-то внутри аппа­рата, как движения душевной энергии на пути к действию, зо поверхности, на которой возникает сознание? Или, на­оборот, сознание доходит до них? Мы замечаем, что здесь кроется одна из трудностей, встающих перед нами, если мы хотим всерьез оперировать с пространственным, то­пическим представлением душевной жизни. Обе воз­можности одинаково немыслимы, и нам следует искать третьей. *

В другом месте1 я уже указывал, что действительное различие между бессознательным и предсознательным пред­ставлениями заключается в том, что первое совершается три помощи материала, остающегося неизвестным (непо­знанным), в то время как второе (vbw) связывается с п р е д-ставлениями слов. Здесь впервые сделана попытка

1 Das Cnbewubte // Intern. Zeitschr. fur Psychoanalyse, Bd. 3, 1905, тая.. Sammiung Ueiner Schriften zur Neurosenlehre, 4 Folge, 1918.

846

дать для системы Vbw и Ubw такие признаки, которые существенно отличны от признака отношения их к созна­нию. Вопрос: «Каким образом что-либо становится соз­нательным?» — целесообразнее было бы облечь в такую форму: «Каким образом что-нибудь становится предсо­знательным?» Тогда ответ был бы таким: «Посредством соединения с соответствующими словесными представле­ниями слов»....

Если таков именно путь превращения чего-либо бессо­знательного в предсознательное, то на вопрос: «Каким об­разом мы делаем вытесненное (пред)сознательным?» — сле­дует ответить: «Создавая при помощи аналитической работы упомянутые подсознательные опосредствующие звенья». Сознание остается на своем месте, но и бессознательное не поднимается до степени сознательного.

В то время как отношение внешнего восприятия к Я совершенно очевидно, отношение внутреннего восприя­тия к Я требует особого исследования. Отсюда еще раз возникает сомнение в правильности допущения, что все сознательное связано с поверхностной системой воспри­ятие — сознание (W — Bw) .

Внутреннее восприятие дает ощущения процессов, про­исходящих в различных, несомненно, также в глубочайших слоях душевного аппарата. Они мало известны, и лучшим их образцом может служить ряд удовольствие — неудо­вольствие. Они первичнее, элементарнее, чем ощущения-возникающие извне, и могут появляться и в состоянии смутного сознания. О большом экономическом значении их и метапсихологическом обосновании этого значения я говорил в другом месте. Эти ощущения локализованы в различных местах, как и внешние восприятия, они могут притекать с разных сторон одновременно и иметь при этом различные, даже противоположные качества....

Ощущения и чувства также становятся сознательными лишь благодаря соприкосновению с системой W, если же путь к ней прегражден, они не осуществляются в виде ощу­щений. Сокращенно, но не совсем правильно мы говорим тогда о бессознательных ощущениях, придержи­ваясь аналогии с бессознательными представлениями, хотя эта аналогия и недостаточно оправдана. Разница заключа-

847

ется в том, что для доведения до сознания необходим**. создать сперва посредствующие звенья, в то время как для ощущений, притекающих в сознание непосредственно, таг хая необходимость отпадает. Другими словами, разница между- bw и vbw для ощущений не имеет смысла, так как -•bar здесь исключается: ощущения либо сознательны, либо бессознательны. Даже в том случае, когда ощущения евя-загваются с представлениями слов, их осознание не обусловлено последними: они становятся сознательными не­посредственно.

Роль слов становится теперь совершенно ясной. Через шс люсредство внутренние процессы мысли становятся воо ориятнями. Таким образом, как бы подтверждается поло­жение: всякое знание происходит из внешнего восприятия: При «перенаполнении» (Uberbesetzung) мышления мысли зействтельно воспринимаются как бы извне и потому счи­таются истинными.

Разъяснив взаимоотношение внешних и внутренних вос­приятий и поверхностной системы (W — Bw), мы можем лпристугаггь к построению нашего представления о Я. Мы видим его исходящим из системы восприятия W, как из саоего ядра-центра, и в первую очередь охватывающим Vbw, которое соприкасается со следами воспоминаний. Но, как мы уже видели, Я тоже бывает бессознательным.

Я полагаю, что здесь было бы очень целесообразно шежювать предложению одного автора, который из лич­ных соображений напрасно старается уверить, что ничего общего с высокой и строгой наукой не имеет. Я говорю о Г. Гроддеке', неустанно повторяющем, что то, что мы на­зываем своим Я, в жизни проявляется преимущественно пассивно, что нас, по его выражению, «изживают» не-згзэестные и неподвластные нам силы. Все мы испытыва­ли такие впечатления, хотя бы они и не овладевали нами настолько, чтобы исключить все остальное, и я открыто заявляю, что взглядам Гроддека следует отвести надлежа-IESS место в науке. Я предлагаю считаться с этими взгля-_1£ш« к назвать сущность, исходящую из системы W и пре­бывающую вначале предсознательной, именем Я, а те

Gmddeck G. Das Buch vom Es. Intern. Psychoanalytischer Verlag,

'

848

другие области психического, в которые эта сущность про­никает и которые являются бессознательными, обозначить. по примеру Гроддека1, словом Оно.

Мы скоро увидим, можно ли извлечь из такого пони­мания какую-либо пользу для описания и уяснения. Со­гласно предлагаемой теории индивидуум представляется нам как непознанное и бессознательное Оно, на поверх­ности которого покоится Я, возникшее из системы W как ядра. При желании дать графическое изображение можно прибавить, что Яне целиком охватывает Оно, а покрывает его лишь постольку, поскольку система W образует его поверхность, т. е. расположено по отношению к нему при­мерно так, как зародышевый диск расположен в яйле. Я и Оно не разделены резкой границей, и с последним Я сли­вается внизу.

Однако вытесненное также сливается с Оно и есть толь­ко часть его. Вытесненное благодаря сопротивлениям вы­теснения резко обособлено только от J?; с помощью Оно ему открывается возможность соединиться с Я. Ясно, сле­довательно, что почти все разграничения, которые мы ста­рались описать на основании данных патологии, относят­ся только к единственно известным нам поверхностным слоям душевного аппарата. Для изображения этих отно­шений можно было бы набросать рисунок, контуры кото­рого служат лишь для наглядности и не претендуют на какое-либо истолкование. Следует, пожалуй, прибавить, что Я, по свидетельству анатомов, имеет «слуховой кол­пак» только на одной стороне. Он надет на него как бы набекрень.

Нетрудно убедиться в том, что Я есть только измененная под прямым влиянием внешнего мира и при посредстве W — Bw часть Оно, своего рода продолжение дифферен­циации поверхностного слоя. Я старается также содейст­вовать влиянию внешнего мира на Оно и осуществлению тенденций этого мира, оно стремится заменить принцип удовольствия, который безраздельно властвует в Оно. прин-

1 Сам Гроддек последовал, вероятно, примеру Ниинк. который часто пользовался этим грамматическим термином для выражения без­личного и. так сказать, природно-необходимого в нашем существе

849

шшом реальности. Восприятие имеет для Я такое же зна­чение, как влечение для Оно. # олицетворяет то, что мож­но назвать разумом и рассудительностью, в противополож­ность к Оно, содержащему страсти. Все это соответствует общеизвестным и популярным разграничениям, однако мо­жет считаться верным только для некоторого среднего — или в идеале правильного — случая. -•,.;> Большое функциональное значение Я выражается в том, что в нормальных условиях ему предоставлена власть над побуждением к движению. По отношению к Оно Я по-лобно всаднику, который должен обуздать превосходящую силу лошади, с той только разницей, что всадник пытается совершить это собственными силами, Я же силами заим­ствованными. Это сравнение может быть продолжено. Как всаднику, если он не хочет расстаться с лошадью, часто остается только вести ее туда, куда ей хочется, так и Я превращает обыкновенно волю Оно в действие, как будто бы это было его собственной волей.

Я складывается и обособляется от Оно, по-видимому, не только под влиянием системы W, но под действием также другого момента. Собственное тело, и прежде всего поверхность его, представляет собой место, от которого могут исходить одновременно как внешние, так и внут­ренние восприятия. Путем зрения тело воспринимается как другой объект, но осязанию оно дает двоякого рода ощущения, одни из которых могут быть очень похожими на внутреннее восприятие. В психофизиологии подробно описывалось, каким образом собственное тело обособ­ляется из мира восприятий. Чувство боли, по-видимому, также играет при этом некоторую роль, а способ, каким при мучительных болезнях человек получает новое знание о своих органах, является, может быть, типичным спосо­бом того, как вообще складывается представление о своем теле.

Я прежде всего телесно, оно не только поверхностное еушество, но даже является проекцией некоторой поверх­ности. Если искать анатомическую аналогию, его скорее зсгго можно уподобить «мозговому человечку» анатомов, который находится в мозговой коре как бы вниз головой,

850

простирает пятки вверх, глядит назад, а на левой стороне. как известно, находится речевая зона.

Отношение Я к сознанию обсуждалось часто, однако здесь необходимо вновь описать некоторые важные факты. Мы привыкли всюду привносить социальную или этичес­кую оценку, и поэтому нас не удивляет, что игра низших страстей происходит в бессознательном, но мы заранее уверены в том, что душевные функции тем легче доходят до сознания, чем выше указанная их оценка. Психоанали­тический опыт не оправдывает, однако, наших ожиданий. С одной стороны, мы имеем доказательства тому, что даже тонкая и трудная интеллектуальная работа, которая обыч­но требует напряженного размышления, может быть со­вершена бессознательно, не доходя до сознания. Такие слу­чаи совершенно бесспорны, они происходят, например, в состоянии сна и выражаются в том, что человек непосред­ственно после пробуждения находит разрешение трудной математической или иной задачи, над которой он бился безрезультатно накануне1.

Однако гораздо большее недоумение вызывает знаком­ство с другим фактом. Из наших анализов мы узнаем, что существуют люди, у которых самокритика и совесть, т. е. бесспорно высокоценные душевные проявления, оказы­ваются бессознательными и, оставаясь таковыми, обуслов­ливают важнейшие поступки; то обстоятельство, что сопро­тивление в анализе остается бессознательным, не является, следовательно, единственной ситуацией такого рода. Еще более смущает нас новое наблюдение, приводящее к не­обходимости, несмотря на самую тщательную критику, счи­таться с бессознательным чувством вины, — факт, который задает новые загадки, в особенности если мы все больше и больше приходим к убеждению, что бессознатель­ное чувство вины играет в большинстве неврозов экономически решающую роль и создает сильнейшее пре­пятствие выздоровлению. Возвращаясь к нашей оценочной шкале, мы должны сказать: не только наиболее глубокое, но и наиболее высокое в Я может быть бессознательным.

1 Такой факт еше совсем недавно был сообщен мне как возражение против моего описания «работы сновидения».

851


Таким образом, нам как бы демонстрируется то, что рань­ше было сказано о сознательном Я, а именно — что оно прежде всего «телесное Я*.


Ш Я И СВЕРХ-Я (Я-ИДЕАЛ)

Если бы Ябыло только частью Оно, определяемой вли­янием системы восприятия, только представителем реаль­ного внешнего мира в душевной области, все было бы просто. Однако сюда присоединяется еще нечто.

В других местах уже были разъяснены мотивы, побу­дившие нас предположить существование некоторой ин­станции в Я, дифференциацию внутри Я, которую можно назвать ^-идеалом или с верх-Я1. Эти мотивы вполне правомерны2. То, что эта часть Я не так прочно связана с сознанием, является неожиданностью, требующей разъяс­нения.

Нам придется начать несколько издалека. Нам удалось осветить мучительное страдание меланхолика благодаря предположению, что в Я восстановлен утерянный объект, т. е. что произошла замена привязанности к объекту (ОЬ-jekibeseraing) идентификацией3 в то же время, однако, мы еще не уяснили себе всего значения этого процесса и не знали, насколько он прочен и часто повторяется. С тех пор мы говорим: такая замена играет большую роль в образова­нии Я. а также имеет существенное значение в выработке того, что мы называем своим характером.

Первоначально в примитивной оральной фазе индиви­да трудно отличить обладание объектом от идентифика-шш. Позднее можно предположить, что желание обладать

! Zur Einfuhrung des Narzibmus; Massebpsychologie und Ich-Analyse.

2 Ошибочным и нуждающимся в исправлении может показаться только обстоятельство, что я приписал этому сверх-Я функцию контроля реальностью. Если бы испытание реальностью оставалось собственной задачей Я. это совершенно соответствовало бы отношениям его к миру восприятия. Также и более ранние недостаточно определенные замеча-НЗВЕ о ял ре Я должны теперь найти правильное выражение в том смыс­ле, «гто только система W — Bw может быть признана ядром Я.

' Trauer und Melancholic.

852

объектом исходит из Оно, которое ощущает эротическое стремление как потребность. Вначале еще хилое Я полу­чает от привязанности к объекту знание, удовлетворяется им или старается устранить его путем вытеснения'.

Если мы нуждаемся в сексуальном объекте или нам приходится отказаться от него, наступает нередко измене­ние Я, которое, как и в случае меланхолии, следует опи­сать как внедрение объекта в Я; ближайшие подробности этого замещения нам еще неизвестны. Может быть, с по­мощью такой интроекции (вкладывания), которая являет­ся как бы регрессией к механизму оральной фазы, Я об­легчает или делает возможным отказ от объекта. Может быть, это отождествление есть вообще условие, при кото­ром Оно отказывается от своих объектов. Во всяком случае процесс этот, особенно в ранних стадиях развития, на­блюдается очень часто; он дает нам возможность предпо­ложить, что характер Я является осадком отвергнутых при­вязанностей к объекту, что он содержит историю этих выборов объекта. Поскольку характер личности отвергает или приемлет эти влияния из истории эротических выбо­ров объекта, естественно наперед допустить целую шкалу сопротивляемости. Мы думаем, что в чертах характера женщин, имевших большой любовный опыт, легко найти отзвук их привязанностей к объекту. Необходимо также принять в соображение случаи одновременной привязан­ности к объекту и идентификации, т. е. изменения харак­тера прежде, чем произошел отказ от объекта. При этом условии изменение характера может оказаться более дли­тельным, чем отношение к объекту, и даже, в известном смысле, консервировать это отношение.

Другой подход к явлению показывает, что такое пре­вращение эротического выбора объекта в изменение ^яв­ляется также путем, каким Я получает возможность овла-

1 Интенсивной параллелью замены выбора объекта идентифика­цией служит вера первобытных народов в то, что свойства принятого в пишу животного перейдут к лицу, и основанные на этой вере залреты-Она же, как известно, служит также одним из оснований каннибализма и сказывается в целом ряде обычаев тоте.мической трапезы вплоть до святого причастия. Следствия, которые здесь приписываются овладению объектом, действительно оказываются верными по отношению к позд­нейшему выбору сексуального объекта.

853

деть Оно и углубить свои отношения к нему, правда, ценой значительной уступчивости к его переживаниям. Прини­мая черты объекта, Я как бы навязывает Оно самого себя в качестве любовного объекта, старается возместить ему его утрату, обращаясь к нему с такими словами: «Смотри, ты ведь можешь любить и меня — я так похоже на объект». Происходящее в этом случае превращение объект-ли­бидо в нарцистическое либидо, очевидно, влечет за собой отказ от сексуальных целей, известную десексуализацию, а стало быть, своего рода сублимацию. Более того, тут воз­никает вопрос, заслуживающий внимательного рассмот­рения, а именно: не есть ли это обычный путь к сублима­ции, не происходит ли всякая сублимация посредством вмешательства Я, которое сперва превращает сексуальное объект-либидо в нарцистическое либидо с тем, чтобы в даль­нейшем поставить, может быть, ему совсем иную цель1? Не может ли это превращение влечь за собой в качестве следствия также и другие изменения судеб влечения, не может ли оно приводить, например, к расслоению различ­ных слившихся друг с другом влечений? К этому вопросу мы еше вернемся впоследствии.

Хотя мы и отклоняемся от нашей цели, однако необ­ходимо остановить на некоторое время наше внимание на объектных идентификациях Я. Если таковые умножаются, становятся слишком многочисленными, чрезмерно силь­ными и несовместимыми друг с другом, то они легко мо­гут привести к патологическому результату. Дело может дойти до расщепления Я, поскольку отдельные идентифи­кации благодаря противоборству изолируются друг от дру­га и загадка случаев так называемой «множественной личности», может быть, заключается как раз в том, что отдельные идентификации попеременно овладевают созна­нием. Даже если дело не заходит так далеко, создается все же почва для конфликтов между различными идентифи-кднкями. на которые раскладывается Я, конфликтов, ко­торые в конечном итоге не всегда могут быть названы па­тологическими.

" С введением нарциссизма мы теперь, после того как отделим Я от Оаа. должны признать Оно большим резервуаром либидо. Либидо, на­правляющееся на Я вследствие описанной идентификации, составляет *п «етсричный нарциссизм».

854

Как бы ни окрепла в дальнейшем сопротивляемость характера в отношении влияния отвергнутых привязан­ностей к объекту, все же действие первых, имевших место в самом раннем возрасте идентификаций будет широким и устойчивым. Это обстоятельство заставляет нас вернуть­ся назад к моменту возникновения .Я-идеала, ибо за пос­ледним скрывается первая и самая важная идентификация индивидуума, именно: идентификация с отцом в самый ранний период истории развития личности1. Такая иден­тификация, по-видимому, не есть следствие или результат привязанности к объекту; она прямая, непосредственная и более ранняя, чем какая бы то ни было привязанность к объекту. Однако выборы объекта, относящиеся к перво­му сексуальному периоду и касающиеся отца и матери, при нормальных условиях в заключение приводят, по-ви­димому, к такой идентификации и тем самым усиливают первичную идентификацию.

Все же отношения эти так сложны, что возникает необ­ходимость описать их подробнее. Существуют два момента, обусловливающие эту сложность: треугольное расположе­ние Эдипова отношения и изначальная бисексуальность индивида.

Упрощенный случай для ребенка мужского пола скла­дывается следующим образом: очень рано ребенок обна­руживает по отношению к матери объектную привязан­ность, которая берет свое начало от материнской груди и служит образцовым примером выбора объекта по типу опо­ры (Anlehnungstypus); с отцом же мальчик идентифициру­ется. Оба отношения существуют некоторое время парал­лельно, пока усиление сексуальных влечений к матери и осознание того, что отец является помехой для таких вле­чений, не вызывает Эдипова комплекса2. Идентификация с отцом отныне принимает враждебную окраску и превра-

1 Может быть, осторожнее было бы сказать «с родителями», так как оценка отца и матери до точного понимания полового различия — от­сутствие пениса — бывает одинаковой. Из истории одной молодой де­вушки мне недавно случилось узнать, что, заметив у себя отсутствие пе­ниса, она отрицала наличие этого органа вовсе не у всех женщин, а лишь у тех, которых она считала неполноценными. У ее матери он, по ее мне­нию, сохранился. В целях простоты изложения я буду говорить лишь об идентификации с отцом.

2 Ср. Massenpsycholodie und Ich-Analyse, VII.

355

пзается в желание устранить отца и заменить его собой у матери. С этих пор отношение к отцу амбивалентно, со-ззается впечатление, будто содержащаяся с самого начала в идентификации амбивалентность стала явной. «Амбива­лентная установка» по отношению к отцу и лишь нежное объектное влечение к матери составляют для мальчика со­держание простого, положительного Эдипова комплекса. При разрушении Эдипова комплекса необходимо от­казаться от объектной привязанности к матери. Вместо нее могут появиться две вещи: либо идентификация с мате­рь», либо усиление идентификации с отцом. Последнее мы обыкновенно рассматриваем как более нормальный случай, он позволяет сохранить в известной мере нежное отношение к матери. Благодаря исчезновению Эдипова комплекса мужественность характера мальчика, таким об-разом. укрепилась бы. Совершенно аналогичным образом Эдипова установка маленькой девочки может вылиться в усиление ее идентификации с матерью (или в появлении таховой). упрочивающей женственный характер ребенка. Эти идентификации не соответствуют нашему ожида­нию, так как они не вводят оставленный объект в Я\ од­нако и такой исход возможен, причем у девочек его на­блюдать легче, чем у мальчиков. В анализе очень часто приходится сталкиваться с тем, что маленькая девочка, пос­ле того как ей пришлось отказаться от отца как любовного объекта, проявляет мужественность и идентифицирует себя не с матерью, а с отцом, т. е. с потерянным объектом. Ясно, что при этом все зависит от того, достаточно ли сильны ее мужские задатки, в чем бы они ни состояли.

Таким образом, переход Эдиповой ситуации в иденти-фикадшо с отцом или матерью зависит у обоих полов, по-зилямому, от относительной силы задатков того иличцругого пола. Это один способ, каким бисексуальность вмешива­ется в судьбу Эдипова комплекса. Другой способ еще бо-лге важен. В самом деле, возникает впечатление, что про­стой Эдипов комплекс вообще не есть наиболее частый случай, а соответствует некоторому упрощению или схе­матизации, которая практически осуществляется, правда, .лэстаточяо часто. Более подробное исследование вскры-аае- в большинстве случаев более полный Эдипов ком-

856

плекс, который бывает двояким — позитивным и негатив­ным — в зависимости от первоначальной бисексуальности ребенка, т. е. мальчик находится не только в амбивалент­ном отношении к отцу и останавливает свой нежный объ­ектный выбор на матери, но он одновременно ведет себя как девочка, проявляет нежное женское отношение к отцу и соответствующее ревниво-враждебное к матери. Это втор­жение бисексуальности очень осложняет анализ отноше­ний между первичными выборами объекта и идентифика­циями и делает чрезвычайно затруднительным понятное их описание. Возможно, что установленная в отношении к родителям амбивалентность должна быть целиком отне­сена на счет бисексуальности, а не возникает, как я ут­верждал это выше, из идентификации вследствие сопер­ничества.

Я полагаю, что мы не ошибемся, если допустим суще­ствование полного Эдипова комплекса у всех вообще людей, а у невротиков в особенности. Аналитический опыт обна­руживает затем, что в известных случаях та или другая со­ставная часть этого комплекса исчезает, оставляя лишь ед­ва заметный след, так что создается ряд, на одном конце которого стоит позитивный комплекс, на другом конце — обратный, негативный комплекс, в то время как средние звенья изображают полную форму с неодинаковым учас­тием обоих компонентов. При исчезновении Эдипова комп­лекса четыре содержащихся в нем влечения сочетаются таким образом, что из них получается одна идентифика­ция с отцом и одна с матерью, причем идентификация с отцом удерживает объект-мать позитивного комплекса и одновременно заменяет объект-отца обратного комплекса; аналогичные явления имеют место при идентификации с матерью. В различной силе выражения обеих идентифи­каций отразится неравенство обоих половых задатков.

Таким образом, можно сделать грубое до­пущение, что в результате сексуальной фазы, характеризуемой господством Эдипова комплекса, вЯотлагается осадок,состоящий в образованииобеих названных, к а к - т о с о г л а-сованных друг с другом идентификаций. Это изменение Я сохраняет особое положение:

857

оно противостоит прочему содержанию Я в качестве Я-идеала или сверх-Я.

Сверх-Яне является, однако, простым осадком от пер­вых выборов объекта, совершаемых Оно, ему присуще также значение энергичного реактивного образования по отношению к ним. Его отношение к Я не исчерпывается требованием «ты должен быть таким же (как отец)», оно выражает также запрет: «Таким (как отец) ты не с м е е ш ь быть. т. е. не смеешь делать все то, что делает отец; неко­торые поступки остаются его исключительным правом». Это двойное лицо Я-идеала обусловлено тем фактом, что сверх-Я стремилось вытеснить Эдипов комплекс, более то­го — могло возникнуть лишь благодаря этому резкому из­менению. Вытеснение Эдипова комплекса было, очевид­но, нелегкой задачей. Так как родители, особенно отец, осознаются как помеха к осуществлению Эдиповых вле­чений, то инфантильное Я накопляло силы для осущест­вления этого вытеснения путем создания в себе самом того же самого препятствия. Эти силы заимствовались им в известной мере у отца, и такое позаимствование явля­ется актом, в высшей степени чреватым последствиями. Сверх-Я сохранит характер отца, и чем сильнее был Эди­пов комплекс, чем стремительнее было его вытеснение (под влиянием авторитета, религии, образования и чтения), тем строже впоследствии сверх-Я будет властвовать над Я как совесть, а может быть, и как бессознательное чувство ви­ны. Откуда берется сила для такого властвования, откуда принудительный характер, принимающий форму катего­рического императива, — по этому поводу я еще выскажу в дальнейшем свои соображения.

Сосредоточив еще раз внимание на только что описан­ном возникновении сверх-Я, мы увидим в нем результат двух чрезвычайно важных биологических факторов: про­должительной детской беспомощности и зависимости че­ловека и наличия у него Эдипова комплекса, который был сведен нами даже к перерыву развития либидо, произво­димому латентным периодом, т. е. к двукратному на­чалу половой жизни. Это последнее обстоятельство являет­ся, по-видимому, специфически человеческой особенностью и составляет, согласно психоаналитической гипотезе, на-

858

следив того толчка к культурному развитию, который был насильственно вызван ледниковым периодом. Таким об­разом, отделение сверх-Я от Я не случайно, оно отражает важнейшие черты как индивидуального, так и родового развития и даже больше: сообщая родительскому влиянию длительное выражение, оно увековечивает существование факторов, которым обязано своим происхождением.

Несчетное число раз психоанализ упрекали в том, что он не интересуется высшим, моральным, сверхличным в человеке. Этот упрек несправедлив вдвойне — исторически и методологически. Исторически — потому что психоанализ с самого начала приписывал моральным и эстетическим тенденциям в Я побуждение к вытеснению, методологи­чески — вследствие нежелания понять, что психоаналити­ческое исследование не могло выступить, подобно философ­ской системе, с законченным сводом своих положений, но должно было шаг за шагом добираться до понимания сложной душевной жизни путем аналитического расчле­нения как нормальных, так и аномальных явлений. Нам не было надобности дрожать за сохранение высшего в че­ловеке, коль скоро мы поставили себе задачей заниматься изучением вытесненного в душевной жизни. Теперь, ког­да мы отваживаемся подойти, наконец, к анализу Я, мы так можем ответить всем, кто, будучи потрясен в своем нравственном сознании, твердил, что должно же быть выс­шее в человеке: «Оно несомненно должно быть, но Я-идеал или сверх-Я, выражение нашего отношения к родителям, как раз и является высшим существом. Будучи маленьки­ми детьми, мы знали этих высших существ, удивлялись им и испытывали страх перед ними, впоследствии мы приня­ли их в себя самих».

Я-идеал является, таким образом, наследником Эдипо­ва комплекса и, следовательно, выражением самых мощ­ных движений Оно и самых важных судеб его либидо. Вы­ставив этот идеал, Я сумело овладеть Эдиповым комплексом и одновременно подчиниться Оно. В то время как Я явля­ется преимущественно представителем внешнего мира, реаль­ности, сверх-Я выступает навстречу ему как поверенный внутреннего мира, или Оно. И мы теперь подготовлены к тому, что конфликты между Я и Я-идеалом в конечном

859

счете отразят противоречия реального и психического, внеш­него и внутреннего миров.

Все. что биология и судьбы человеческого рода создали в Оно и закрепили в нем, — все это приемлется в Я в форме образования идеала и снова индивидуально пе­реживается им. Вследствие истории своего образования ЛТ-идеал имеет теснейшую связь с филогенетическим до­стоянием, архаическим наследием индивидуума. То, что в индивидуальной душевной жизни принадлежало глу­бочайшим слоям, становится благодаря образованию Я-идеала самым высоким в смысле наших оценок достояни­ем человеческой души. Однако тщетной была бы попытка локализовать Я-идеал, хотя бы только по примеру Я, или подогнать его под одно из тех сравнений, при помощи которых мы пытались наглядно изобразить отношение Я и Оно.

Легко показать, что Я-идеал соответствует всем требо­ваниям, предъявляемым к высшему началу в человеке. В качестве заместителя страстного влечения к отцу оно содержит в себе зерно, из которого выросли все религии. Суждение о собственной недостаточности при сравнении Я со своим идеалом вызывает то смиренное религиозное ощущение, на которое опирается страстно верующий. В даль­нейшем ходе развития роль отца переходит к учителям и авторитетам; их заповеди и запреты сохраняют свою силу в Я-идеале, осуществляя в качестве совести моральную цензуру. Несогласие между требованиями совести и дей­ствиями Я ощущается как чувство вины. Социальные чувства покоятся на идентификации с другими людьми на основе одинакового Я-идеала.

Схожі:

Сознание и бессознательное iconРеферат по философии на тему: «Сознание и бессознательное»
Охватывается понятием бессознательного
Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот...

Сознание и бессознательное iconТестовый контроль. См занятие 9
Сознание ясное, t 36,5 С. Из анамнеза известно, что 5 дней тому назад употреблял грибы домашнего консервирования. Ваш предварительный...
Сознание и бессознательное iconДокументи
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд...

Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи