Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством icon

Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством




НазваПреследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством
Сторінка1/4
Дата02.09.2013
Розмір0.78 Mb.
ТипДокументи
  1   2   3   4
1. /Фрейд Зигмунд/3Ф Зловещее.doc
2. /Фрейд Зигмунд/Freid-Rat 1.doc
3. /Фрейд Зигмунд/Kon (2) Френйд Я и Оно.doc
4. /Фрейд Зигмунд/Kon Френйд Я и Оно.doc
5. /Фрейд Зигмунд/Leonardo.doc
6. /Фрейд Зигмунд/~$ Бессознательное.doc
7. /Фрейд Зигмунд/~$ Массовая психология и анализ человеческого Я.doc
8. /Фрейд Зигмунд/Алфавитка книг ФРЕЙДА .doc
9. /Фрейд Зигмунд/Влечения и их судьба - Фрейд.doc
10. /Фрейд Зигмунд/Глава 16 в книге 4 из ПЕРЕНОС.doc
11. /Фрейд Зигмунд/Глава 17 из третьей книги Метапсихология.doc
12. /Фрейд Зигмунд/Глава 4 Основные принципы манипуляции сознания.doc
13. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд - Толкование сновидений.doc
14. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд - Три статьи по теории сексуальности.doc
15. /Фрейд Зигмунд/З. Фрейд Бессознательное.doc
16. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд Недовольство культурой 11.doc
17. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд Недовольство культурой.doc
18. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд По ту сторону принципа удовольствия.doc
19. /Фрейд Зигмунд/З.Фрейд-Влечения и их судьба.doc
20. /Фрейд Зигмунд/ЗФ - Человек Моисей и монотеистическая религия.doc
21. /Фрейд Зигмунд/ЗФ 1.doc
22. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Bessozn.doc
23. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Leonardo.doc
24. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Анализ конечный и бесконечный.pdf
25. /Фрейд Зигмунд/ЗФ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 1.doc
26. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Бессознательное.doc
27. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Будущее одной иллюзии.doc
28. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Будущее одной иллюзии.pdf
29. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в ПА лекции.pdf
30. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 1 - 15.doc
31. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 16 - 28.doc
32. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психоанализ Лекции 29 - 35.doc
33. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Введение в психологию.doc
34. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Влечения и их судьба 1.doc
35. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Влечения и их судьба.doc
36. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Вытеснение.doc
37. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Гипноз .doc
38. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Гипноз 1.doc
39. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Дискуссия с посторонним.doc
40. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Достоевский и отцеубийство.doc
41. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Достоевский.doc
42. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Женственность.doc
43. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Заметки о случае обессивного невроза от СИ.doc
44. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Заметки о случае обессивного невроза.doc
45. /Фрейд Зигмунд/ЗФ История болезни Анны О.doc
46. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Йозеф Брейер никролог.doc
47. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ..doc
48. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология 1.doc
49. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология и анализ человеческого Я.doc
50. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Массовая психология.doc
51. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Метапсихологическое дополнение к учению о сновидениях.doc
52. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Механизм навязчивых идей и фобий.doc
53. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Мы и смерть.doc
54. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Мы и смерть.pdf
55. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Недовольство культурой.doc
56. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Недовольство культурой.pdf
57. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Некоторые замечания относительно понятия БСЗ в ПА.doc
58. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Несколько замечаний по повобу понятия БСЗ.doc
59. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Неудовольство культурой.doc
60. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О ПРЕВРАЩЕНИИ ВЛЕЧЕНИЙ В ОСОБЕННОСТИ АНАЛЬНОЙ ЭРОТИКИ.doc
61. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О параное 111.doc
62. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О преврацении влечений в особенности анальной эротики.doc
63. /Фрейд Зигмунд/ЗФ О сновидении.doc
64. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ОЧЕРК ИСТОРИИ ПСИХОАНАЛИЗА 2.doc
65. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Об унижении любовной жизни.doc
66. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Остроумие и его отношение к бессознательному.doc
67. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерк истории ПА.doc
68. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерк истории психоанализа.doc
69. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Очерки об истерии.doc
70. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ПА религия культура.pdf
71. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ПОЛОЖЕНИЯ О ДВУХ ПРИНЦИПАХ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .doc
72. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ППОЖ Забывание иностранных слов .doc
73. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Печаль и меланхолия 1.doc
74. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Печаль и миланхолия.doc
75. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону принципа Удовольствия.doc
76. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону принципа наслаждения.pdf
77. /Фрейд Зигмунд/ЗФ По ту сторону удовольствия.doc
78. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Положение о 2 принципах психической деятельности.doc
79. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Представление о мотивах и личности в ПА.doc
80. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Психология масс и анализ человеческого Я.doc
81. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Психопатология обыденной жизни.doc
82. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Разделение психической лекции Л 31.doc
83. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Ребенка бьют ......doc
84. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Ребенка бьют к вопросу о происхождении сексуальных извращ.doc
85. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сексуальная жизнь человека.doc
86. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сознание и бессознательное.doc
87. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сочинен Строки биогр О снов Псих масс и анал чел Я.pdf
88. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Сочинения Строки биографии.doc
89. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Строки биографии.doc
90. /Фрейд Зигмунд/ЗФ ТРУДНОСТЬ НА ПУТИ ПСИХОАНАЛИЗА.doc
91. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Табу девственности.doc
92. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Теория личности.doc
93. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Толкование сновидений.doc
94. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Три статьи по теории сексуальности.doc
95. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Трудности на пути ПА.doc
96. /Фрейд Зигмунд/ЗФ УС Представлени о мотивах и личности в ПА.doc
97. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Человек Моисей и монотеистическая религия.pdf
98. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Этот человек Моисей.doc
99. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Этюды об истерии предисловия.doc
100. /Фрейд Зигмунд/ЗФ Я и Оно.doc
101. /Фрейд Зигмунд/ЗФ.doc
102. /Фрейд Зигмунд/Заметки о контрпереносе.doc
103. /Фрейд Зигмунд/Зигмунд Фрейд Введение в психологию.doc
104. /Фрейд Зигмунд/Оккупация Метапсихология.doc
105. /Фрейд Зигмунд/Печаль и меланхолия.doc
106. /Фрейд Зигмунд/Список Фобий и извращений.doc
107. /Фрейд Зигмунд/Фрейд БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.doc
108. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ДОСТОЕВСКИЙ И ОТЦЕУБИЙСТВО.doc
109. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ..doc
110. /Фрейд Зигмунд/Фрейд ПСИХОЛОГИЯ МАСС И АНАЛИЗ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я.doc
111. /Фрейд Зигмунд/Фрейд Я и Оно.doc
112. /Фрейд Зигмунд/Фрейд- Человек Моисей и монотеизм.doc
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством
Сознание и бессознательное
Психология масс и анализ человеческого я*
З. Фрейд «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» из кн. З. Фрейд «Психоаналитические этюды»
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
Достоевский и отцеубийство
Печаль и меланхолия
Список различных фобий и извращений
Оккупация (пленённость, захваченность объектом)
Зигмунд Фрейд. Введение в психологию
З. Фрейд Заметки о контрпереносе
Отчет о начале лечения, данный Фрейдом, и дальнейшее его обсуждение в Венском Психоаналитическом обществе, заняли два вечера 30 октября и 6 ноября
Этюды об истерии
Зигмунд Фрейд Сборник произведений
З. Фрейд Этот человек Моисей
Уильям С. Буллит, Зигмунд Фрейд представления о мотивах и личности в психоанализе
Остров доброты татьяны бонне
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
З. Фрейд табу девственности
З. Фрейд: теория личности
З. Фрейд трудность на пути психоанализа
Строки биографии строки биографии
Строки биографии психология масс и анализ человеческого "Я"
Сознание и бессознательное См.: Фрейд З. Я и оно
З. Фрейд сексуальная жизнь человека
Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
Зигмунд Фрейд. "Ребенка бьют": к вопросу о происхождении сексуальных извращений
Лекции по психоанализу. М., С. 334-349. Зигмунд фрейд разделение психической личности (тридцать первая лекция)
З. Фрейд Психопатология обыденной жизни
З. Фрейд Психология масс и анализ человеческого Я
Уильям С. Буллит, Зигмунд Фрейд представления о мотивах и личности в психоанализе
Зигмунд фрейд
З. Фрейд По ту сторону удовольствия
По ту сторону принципа удовольствия
З. Фрейд Печаль и меланхолия
Печаль и меланхолия
З. Фрейд забывание иностранных слов
З. Фрейд положения о двух принципах психической деятельности
Этюды об истерии
Очерк истории психоанализа Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 Не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
Зигмунд фрейд очерк истории психоанализа не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
З. Фрейд Остроумие и его отношение к бессознательному
З. Фрейд об унижении любовной жизни
З. Фрейд очерк истории психоанализа не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
Остров доброты татьяны бонне
Зигмунд Фрейд о сновидении
От редактора статьи
З. Фрейд недовольство культурой
Ii томе «Kleiner Schriften zur Neurosenlehre». О превращении влечений
З. Фрейд Некоторые замечания относительно понятия бесознательного в психоанализе
Остров доброты татьяны бонне
Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной мерой: они
З. Фрейд мы и смерть
Остров доброты татьяны бонне
Механизм навязчивых идей и фобий
Книга З. Фрейд "Массовая психология и анализ человеческого "Я"
З. Фрейд Массовая психология
З. Фрейд «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства» из кн. З. Фрейд «Психоаналитические этюды»
З. Фрейд Массовая психология
З. Фрейд Йозеф Брейер
Ii. Случай I. Истории болезней (Бройер и Фрейд) Фройлен Анн О. (Бройер)
З. Фрейд Заметки о случае обессивного невроза
Отчет о начале лечения, данный Фрейдом, и дальнейшее его обсуждение в Венском Психоаналитическом обществе, заняли два вечера 30 октября и 6 ноября
З. Фрейд женственность
З. Фрейд Дискуссия с Посторонним
Фрейд З. Достоевский и отцеубийство
Достоевский и отцеубийство
Статья из первого издания «Терапевтического лексикона практикующего врача», изданного доктором Антоном Бумом в 1891 году
Статья из первого издания «Терапевтического лексикона практикующего врача», изданного доктором Антоном Бумом в 1891 году
Остров доброты татьяны бонне
Остров доброты татьяны бонне
З. Фрейд влечения и их судьба
Введение в психологию
З. Фрейд введение в психоанализ
З. Фрейд введение в психоанализ
З. Фрейд введение в психоанализ
З. фрейд будущее одной иллюзии
Остров доброты татьяны бонне
З. Фрейд бессознательное
Что же это было, что мешало современникам понять личность Леонардо
Бессознательное
З. Фрейд человек моисей и монотеистическая религия
Примечание издателя
Влечения и их судьба
З. Фрейд «По ту сторону принципа удовольствия» из кн. ЗюФрейд «Я и Оно» М.: Зао изд-во эксмо-пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998 г. Стр. 711- 768
З. фрейд строки биографии
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
З. фрейд строки биографии
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
Из третьей книги "Метапсихология", входящей в цикл "
Основные доктрины манипуляции сознанием § Технология манипуляции как закрытое знание
Определение
Название книг и статей
Влечения и их судьба
Что же это было, что мешало современникам понять личность Леонардо
Сознание и бессознательное
Сознание и бессознательное
3игмунд фрейд
Примечание издателя

преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством. |

Я нашел самый дружественный прием в прекрасной^ свободной, великодушной Англии. Здесь я, весьма желан»| ный гость, теперь живу, отдыхаю от любого давления на меня и опять вправе говорить и писать — лучше даже ска­зать: думать как хочу или как мне надобно. Я отваживаюсь представить общественности последнюю часть моего труда.

Больше нет внешних помех или по крайней мере та­ких, которые могли бы меня испугать. За несколько не­дель пребывания здесь я получил несметное количество приветствий от друзей, обрадованных моим появлением в Англии, от незнакомых людей, вовсе никак ко мне непри^ частных, желающих выразить лишь свое удовлетворение тем, что я обрел тут свободу и безопасность. К этому при- | бавились в поразительном для иностранца количестве по­слания иного рода, пекущиеся о моем душевном здоровье и желавшие направить меня на путь Христа и просветить о будущем Израиля.

Добрые люди, их писавшие, видимо, не многое знали обо мне, но предполагали, что когда мои Новые соотече­ственники познакомятся с переводом этой работы о Мои­сее, у некоторых из них несколько поутратятся симпатии, сейчас мне высказываемые.

Политический переворот и смена места жительства ни­чего не смогли изменить во внутренних трудностях. Сей­час, как и ранее, я чувствую себя неуверенно перед лицом собственной работы, мне недостает сознания единства и сопричастности, должной существовать между автором и его произведением. Не скажу, что мне всегда недостает убежденности в правильности результата. Последнюю я при­обрел еще четверть века назад, когда в 1912 г. написал книгу «Тотем и табу», и с тех пор она стала только проч­нее. С того времени я уже не сомневался, что религиозные феномены следуетпониматьтолько по образпу-дзвестныу Jj^M нрирптиче^киу^имптомов индивида, каквозврат дав­но забытых, важных процессов в предыстории человечес­кой семьи, что как раз этому происхождению они обязаны ^ своим навязчивым характером, а стало_бытЬр в силу своей

принадлежности к исторической иртине роздейству-^ ют наблюдай. Моя неуверенность проявляется лишь тогда, когда я спрашиваю себя, удалось ли мне доказать эти по­ложения на избранном здесь примере иудаистского мо­нотеизма. Моей критической способности эта, отправ­ляющаяся от человека по имени Моисей, работа кажется танцовщицей, балансирующей на цыпочках. Если бы я не мог опереться на аналитическое толкование мифа о под­кидыше, а отсюда перейти к предположению Зеллина о конце Моисея, целое, должно быть, осталось бы ненапи­санным. Все же теперь я решаюсь на это.

Я начинаю с того, что резюмирую выводы моего второго, чисто исто­рического очерка о Моисее. Здесь они не будут подвергаться никакой новой критике, поскольку образуют предпосылку психологических изыс­каний, исходящих из них и опять-таки к ним же возвращающихся.

А ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРЕДПОСЫЛКА

Итак, исторический фон события, приковавшего наше внимание, следующий: в результате завоеваний восемнад­цатой династии Египет стал мировой державой. Новый империализм отразился в развитии религиозных представ­лений если и не всего народа, то все же его господству­ющего и духовно активного высшего слоя. Под влиянием жрецов бога Солнца в Оне (Гелиополь), вполне вероятно усиленным импульсами из Азии, выдвигается идея уни­версального бога Атона, больше не связанного границами стран или народов. В лице юного Аменхотепа IV к власти приходит фараон, не знающий более высокой цели, чем развитие такой идеи бога. Он возвышает религию Атона до уровня государственной религии, благодаря ему уни­версальный бог становится единственным Богом; все рас­сказы о других богах — надувательство и ложь. С крайней непримиримостью он противостоит всем соблазнам маги­ческого мышления и отвергает особо ценную для египтян

31 963

пробной жизни. Поразительно предчувствуя бо-/iee научное понимание, он видит в энергии сол+ /5 излучения источник любой жизни на Земле и ^ляет ее как символ своего бога. Он славит его ра-. L от творчества и его жизнь в Маат (истина и спра-* ведливость).

Это первый и, быть может, самый подлинный случай монотеистической религии в человеческой истории; более глубокое проникновение в исторические и психологичес­кие условия его появления имели бы неоценимое зна­чение. Но этому мешало то, что мы сумели получить не слишком много сведений о религии Атона. При слабых преемниках Эхнатона рухнуло все им созданное. Месть притесняемых им жрецов обрушилась теперь на память о нем, религия Атона упразднена, резиденция заклейменно­го нечестивцем фараона разрушена и разграблена. Около 1350 г. до н. э. восемнадцатая династия вымерла; после некоторого периода анархии полководец Харемхаб, пра­вивший до 1315 г., восстановил порядок. Реформа Эхна­тона оказалась эпизодом, обреченным на забвение.

Это все, что было установлено историей, а теперь всту­пает в действие наше гипотетическое продолжение. Среди Приближенных к Эхнатону находился человек, которого, возможно, звали Тотмес, как в то время называли и мно­гих других', — от имени мало что зависит, только то, что его вторая составная часть должна была быть мозе. Он был знатного сословия и являлся убежденным приверженцем религии Атона, но в противоположность мечтательному царю — энергичным и страстным человеком. Конец Эх­натона и упразднение его религии означали для него крах всех надежд. Он мог далее жить в Египте только как па­рия или богоотступник. Вероятно, будучи наместником пограничной провинции, он соприкасался с племенами семитских народов, переселившимися туда несколько по­колений назад. Из-за разочарования и изоляции он обра­тился к этим чужеземцам в поисках возмещения своих ут­рат. Он избрал их своим народом, попытался с их помощью осуществить свои идеалы. В сопровождении свиты он по­кинул вместе с ними Египет, освятил их знаком обреза-

' Так звали и скульптора, мастерская которого была найдена в Тель-эль-Амарне.

964

ния, дал им законы, познакомил с учением атоновской религии, только что отвергнутой египтянами. Быть может, предписания, которые этот человек Моисей предложил своим евреям, были жестче предписаний его повелителя и учителя Эхнатона, возможно, он отказался и от опоры на бога Солнца в Оле, культ которого последние еще соблю­дали.

Временем Исхода из Египта мы обязаны считать пери­од междуцарствия после 1350 г. Последующий отрезок вре­мени, вплоть до завершения захвата земли Ханаан, особен­но смутен. Из темноты, которую в этом месте оставило или скорее создало библейское сказание, историография наших дней сумела извлечь два факта. Первый, открытый Е. Зеллином: евреи, даже по свидетельству Библии строп­тивые и ослушные в отношении рнпргп чяурнодателя и вождя, в один прекрасный день восстали против негру убили его самого и отвергли, как рр^рр. египтяне, навязанную ишзег литию Атона. Другой, указанный Эд. Мейером: эти вер­нувшиеся из Египта.евреи позднее объединились с другими, близкородственными пмм^и31^ в землях между Палести­ной, Ощайскимгюдуостповом иАшвиеи^и там в рогатом источниками мрртр.ц^^^деун гтлл, в^ияниегМЛрабскИ^^.:

дианитян они^триняли новую религшо^почитание вулка-

HH4ecKo1%r^ju^sc3^£^ji^£]aQS

х^Ейть.Ханаан.,,,„

Временное отношение двух этих событий друг к другу и к Исходу из Египта очень туманно. Ближайшую истори­ческую точку отсчета предлагает стелла фараона Мернеп-таха (до 1215 г.), которая в сообщении о военных походах в Сирию и в Палестину упоминает среди побежденных «Израиль». Если датировку этой стеллы принять как ter­minus ad quern, то для процесса исхода в целом остается около столетия (после 1350 и до 1215 г.). Но возможно, что название «Израиль» еще не относится к тем племенам, за судьбой которых мы следим, и что на самом деле мы рас­полагаем более продолжительным промежутком времени. Расселение будущего еврейского народа в Ханаане, разу­меется, не было быстро закончившимся завоеванием, но процессом, осуществлявшимся поэтапно и затянувшимся на долгие времена. Отвлекаясь от ограничений стеллы Мер-нептаха, мы можем для удобства принять жизнь поколе-

965

ния (30 лет) за эпоху Моисея1, тогда по меньшей мере могло пройти два, но, вероятно, и больше поколений до объедине­ния в Кадешё^\ промежуток между Кадешем и вторжением в Ханаан должен быть еще короче; еврейское предание, как было показано в предыдущем очерке, имело серьезное осно­вание сокращать интервал между Исходом и основанием ре­лигии в Кадеше; наше описание заинтересовано в обратном.

Но все это беллетристика, попытка заполнить пробелы нашего исторического знания, отчасти повторение второ­го очерка в «Imago». Наше внимание следует за судьбами Моисея и его доктрин, которым восстание евреев только по видимости положило конец. Из сообщения Яхвиста, написанного около 1000 года, но, конечно, опирающегося на более ранние редакции, мы узнали, что одновременно с объединением и учреждением религии в Кадеше состо­ялся компромисс, в котором еще хорошо различимы обе стороны. Одной стороне важно было только отвергнуть новизну и иноземное происхождение бога Яхве и укрепить его притязания на преданность народа, вторая не хотела поступиться дорогими воспоминаниями об освобождении из Египта и о величественном образе вождя Моисея, и в новое изложение предыстории ей удалось вставить как факты, так и человека, сохранить по крайней мере внеш­ний признак религии Моисея — обрезание — и, видимо, добиться некоторых ограничений в употреблении нового имени Бога. Мы говорили, что представителями этих тре­бований были потомки людей Моисея, левиты, отделен­ные только несколькими поколениями от современников и соотечественников Моисея и еще связанных живыми воспоминаниями о его даре. Поэтически окрашенные кар­тины, которые мы приписываем Яхвисту и его более позд­нему конкуренту Элохисту, подобны надгробиям, под ко­торыми как бы обрели вечный покой истинные сведения о былых деяниях, о природе моисеевой религии и о на­сильственном устранении великого человека — знания, недоступные последующим поколениям. И если мы пра­вильно интерпретировали этот процесс, то и далее в нем

1 Это соответствовало бы 40-летним скитаниям по пустыне в биб­лейском тексте.

2 Стало быть, около 1350(40)—1320(10) — Моисей, 1260 г., или не­сколько позже — Кадеш; стелла Мернептаха до 1215 г.

966

нет ничего загадочного; но он весьма вероятно обозначил окончательное завершение Моисеева периода в истории ев­рейского народа.

Примечательно, однако, что конец не таков, что гораз­до позднее проявилось сильнейшее воздействие таких пе­реживаний народа, которые на самом деле должны были постепенно в течение многих столетий подвергаться вы­теснению. Маловероятно, чтобы Яхве по характеру значи­тельно отличался от богов соседних народов и племен, конечно, он соперничал с ними подобно тому, как сража­лись друг с другом сами народы, но можно предположить, что тогдашнему поклоннику Яхве так же мало приходило в голову отрицать существование богов Ханаана, Моава и Амалика и т. д., как и существование веривших в них на­родов.

Монотеистическая идея, блеснувшая вместе с Эхнато-ном, опять погрузилась во мрак и должна была еще долгое время находиться вЬ тьме. Находки на острове Элефантин, прямо перед первым водопадом Нила, доставили порази­тельные сведения, что там на протяжении столетий суще­ствовала оседлая военная колония евреев, в храме которой наряду с главным богом Йахве поклонялись двум жен-скимбожествам, называемым одним именем Анат-Йахве. Правда, евреи были оторваны от родины и не соучаство­вали в тамошнем религиозном развитии; сведения о но­вых культурных предписаниях Иерусалима' передавало им персидское имперское правительство. Обращаясь к более отдаленным временам, мы можем сказать, что бог Яхве определенно не имел никакого сходства с Моисеевым бо­гом. Атон был пацифистом/как и его представитель на земле, собственно говоря, его прототип — фараон Эхна-тон, бездеятельно взирающий, как разваливается мировая империя, завоеванная его предками. Несомненноотроду, намеревающемуся насильственно овладеть новым место-житаш^ствомГ^хве]^ А все достойное по­клонения вТоге Моисея вооб^выходило за нимания примитивных масс.

Я уже сказал — и при этом с удовольствием сослался на согласие с другими авторами: центральным фактом раз-

вития и^цаистскои^лигии было то, что богЯхвестечар '^Ieм-ДP£меди„xтEaжaлJSвoй,^ качествами во^Ц больше приобрел сходство со старым богом Моисея Атр^^

^••л... „„ „ ^._,_,. __ .^^-.^ ..-.i.A,- --»••.•«•'. '•.---"•••• ,.••,.,..,,, , ..„ .. ...^,, .„^.-^„^^i^,.:|b,a»^6?-^.—-- .' ~— --•^-••Wribw-..-.'. •v.t'.-^w.-,. /-,. » i МШЧ ШЧЯЬ- ;: ^

«(ш. Правда, оставались серьезные и важные различия, н(й они легко объяснимы. Атон имел надежное преимущество | в Египте, начав преобладать в счастливый период, и даже^| когда царство пошатнулось, его почитатели могли отвлечьг! ся от помех и продолжали славить и пользоваться его тво<| рениями. |

Судьба принесла еврейскому народу ряд трудных ис* | пытаний, мучительных событий, его Бог был жесток, строг \ и мрачен. Он сохранил особенность универсального бога» | распоряжающегося всеми странами и народами, но тот факт, что его культ перешел от египтян к евреям, выразился в | дополнении, что евреи — избранный им народ, чьи осо- | бые обязанности в конце концов будут и возмещены по особому. Видимо,иароду было нелегко соединить ^веру в < предпочтение со стороны^своего^^мо^ОЗцесо^Боса.с JOte.} рестными испытаниями своей несчастной судьбы. Впро-

. i ,д IIII^IT -•Ц——"— '*————— •*Ц" 1 г - •—^——^•^'•-^••^^•'^^•-*"*-^°«—— - j -• - ——— -| ГТ- 1Г-~Т ^•А^'-»--»Ч!-«-Ъ.4чя»Д-№-'«^^Ч'-»'*"1Ь- •.•--У"'"'1'——

чем, можно не заблуждаться.чтобь^ заглушить сомнедия в БогеГвоз]раст1зд1.з^^ .собс^шю^видьГи, лйдимо, ^ r^цeJCoнI^BJйSыдки,нa^нeиc^ Бога», как это делают набожные люди еще и сегодня. Если при этом Казалось все же удивительным, что он насылает все новых насильников, ассирийцев, вавилонян, персов, которые под­чиняли и жестоко обращались с евреями, то все же его власть видели в том, что все эти злобные враги сами были повержены, а их царства исчезли.

Ыатнец. по трем важным параметрам позднейший Бог евреев был равен старому^бдгу-Мдисея. Первый 1Грешаю-

щий: он^^ствитедьнал1ЖЖЙ8^ Богом, рядо^ц^с^отор^М -hp гтппугтимы другие " Монотеизм .Эхна-тона был глубоко воспринят целым народом, более того, этот народ настолько привязался к этой идее, что она ста­ла ядром его духовной жизни и не оставила ему никаких других интересов. Народ и утвердившееся в его среде жре­чество были в этом едины, но пока деятельность жрецов ограничивалась созданием культового церемониала, она противоречила мощным течениям в народе, пытавшимся воссоздать два других поучения Моисея о своем боге. Го­лоса пророков неустанно возвещали, что Бог отвергает це-

968

ремониал и жертвоприношения, а требует только веры в него и жизни по истине и справедливости. И когда они превозносили простоту и святость жизни в пустыне, то, несомненно, находились под влиянием Моисеевых идеалов.

Самое время затронуть вопрос, нужно ли вообще ссы­латься на влияние Моисея на окончательное формирова­ние иудаистских представлений о Боге, не ограничиться ли предположением о спонтанном движении к более вы­сокой духовности в ходе растянувшейся на столетия куль­турной жизни. Такую возможность объяснения, вроде бы кладущую конец всем нашим догадкам, можно оценить двояко. Безусловно, подобные же обстоятельства привели очень одаренный греческий народ не к монотеизму, а к размыванию политеистических религий и к началу фи­лософского мышления. Насколько нам удалось понять, _р Ргитттр мо^теизм вырос как побочный продукт импе-JJ^nm^Tn i»nr fjtth ^тгя^^нжм фараона, неограниченно ^МП^г^у^-^д^1^^ мировое державой^ Не были ли политические обстоятельства евреев в высшей степени не­благоприятны для дальнейшего движения от идеи бога обособленного народа к идее универсального вседержате-ля, и по какой причине эта крошечная и немощная нация дерзнула выдавать себя за привилегированного любимца великого властителя? Таким образом, вопрос о возникно­вении монотеизма у евреев остался без ответа или удо­вольствовался обычным ответом, что именно в этом про­является особый религиозный гений народа. Как известно, гений непостижим и не допускает вопросов, а потому нельзя призывать к такому объяснению прежде, чем исчерпаны любые другие решения'.

Далее наталкиваются на тот факт, что само еврейское сказание и историография указуют нам путь, поскольку они весьма решительно, на этот раз не противореча самим себе, утверждают, что идея единого Бога была дарована народу Моисеем. Если и есть возражение против досто­верности этого утверждения, то оно сводится к тому, что жреческая обработка имеющихся у нас текстов слишком многое сводит к Моисею. Установления, как и ритуальные предписания, безусловно, относящиеся к более поздним

' Это же соображение имеет силу и для курьеза с Вильямом Шекс­пиром из Стратфорда.

969

временам, выдаются за заветы Моисея с явным намерени­ем повысить их авторитет. Конечно/это дает нам основа­ние для подозрения, но недостаточно для опровержения. Ибо более глубокие мотивы такого преувеличения очевид­ны. Жреческое описание намерено создать преемственность между собственным веком и Моисеевым рассветом; оно как раз намерено отрицать отмеченное нами как самый удивительный факт еврейской религиозной истории, что между законоположением Моисея и последующей еврей­ской религией зияет провал, который поначалу заполняло служение Яхве и который лишь позднее стал постепенно исчезать. Любыми способами они оспаривают этот про­цесс, хотя его историческая достоверность безоговорочно установлена, так как при специальном толковании, кото­рому подвергался библейский текст, сохранилась обшир­ная информация, его обосновывающая. Жреческая обра­ботка претерпела здесь нечто подобное, что и искажающая тенденция, сделавшая нового бога Яхве Богом-отцом. Ес­ли принять в расчет этот мотив Жреческого кодекса, то нам трудно отрицать догмат веры — именно Моисей да­ровал своим евреям идею монотеизма. Нашего согласия добиться особенно легко, ибо мы знаем, откуда к Моисею пришла эта идея, которую иудаистские жрецы, конечно же, еще не сознавали.

Здесь кто-то может задать вопрос: что мы приобрели, выведя иудаистский монотеизм из египетского? В резуль­тате проблема только отчасти сдвинулась с места, о гене­зисе монотеистической идеи мы не узнали благодаря этому пониманию нового. Ответ гласит: это вопрос не вы­игрыша, а исследования. И, быть может, если мы осозна­ем действительный ход событий, то при этом узнаем что-то еще.

/

'-' ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД И ПРЕДАНИЕ

Итак, мы обрели уверенность, что идея единого Бога, как и отвержение действующего на основе магии церемо­ниала и акцент на этические требования от его имени, фактически выдвигалась заветами Моисея, первоначально не нашедшими отклика, но после окончания долгого меж-

\/970\

временья добившимися успеха и в конце концов надолго одержавшими верх. Как объяснить такое запоздалое воз­действие и где встречаются подобные феномены?

Первая пришедшая в голову мысль: их нередко можно обнаружить в самых различных областях и возникают они, вероятно, разными, более или менее легко объяснимыми способами. Возьмем, к примеру, судьбу новых научных теорий, скажем, эволюционного учения Дарвина. Пона­чалу оно встретило ожесточенное неприятие, десятилетия горячо опровергалось, однако потребовалось менее одно­го поколения, пока оно не было признано гигантским шагом к истине. Уже сам Дарвин добился чести быть за­хороненным или кенотаджированным в Вестминстере. Дан­ный случай мало что дает нам для разгадки. Новая исти­на пробуждала эмоциональное сопротивление, оно может проявляться в виде аргументов, способных опровергать до­казательства в пользу вызывающего неприязнь учения, борьба мнений требует некоторого времени, с самого начала су­ществуют сторонники и противники, число которых, как и влияние первых, постоянно увеличивается, пока в конце концов первые не одерживают верх; об этом следует всегда помнить. Нас едва ли удивит, что весь процесс потребовал долгого времени, но, вероятно, недостаточно это конста­тировать, чтобы позволить себе перейти к процессам мас­совой психологии.

Нетрудно обнаружить полную аналогию этому процес­су в психической жизни индивида. Таков, похоже, случай, когда кто-то узнает в качестве нового нечто, что на основе определенных аргументов он вынужден признать истиной, но что противоречит некоторым его желаниям и что заде­вает некоторые из его драгоценных убеждений. Тогда он мешкает в поисках оснований, с помощью которых он мог бы поставить под сомнение новое знание, и некоторое время будет бороться с самим собой, пока в конце концов не установит: хотя мне это нелегко принять, хотя мне это неприятно, все же в это я вынужден поверить. Отсюда мы только узнаем, что требуется время, пока силами разума Я преодолеет возражения, поддерживаемые мощной эмоци­ональной увлеченностью.

Казалось бы, следующий пример, к которому мы обра­тимся, имеет с нашей проблемой еще меньше общего. Бы-

971

вает, что человека, по видимости, не затронуло место, в котором он пережил ужасное несчастье, например столк­новение поездов. Однако в течение последующих недель у него развивается ряд тяжелых психических и двигатель­ных симптомов, которые можно вывести только из его шо­ка, из случившегося потрясения или из того, что как-то иначе воздействовало в тот момент. Теперь у него появляет­ся «травматический невроз». Это совершенно непонятный, а стало быть, новый факт. Время между несчастным слу­чаем и первым проявлением симптомов называют «инкуба­ционный период» с явным намеком на патологию инфек­ционных заболеваний. Вдобавок нам бросается в глаза, что, невзирая на основательные различия двух случаев в одном пункте, все же существует сходство между пробле­мой травматического невроза и проолемои^удаистского монотеизма. А именно в особенности, которую можно на­звать «латенция». Ведь согласно" нашему~обоснованному~ предположению, в истории иудаистской религии^осде_от-каза от моисеевой религии, безусловно, прошло долгое вре­мя, когда не осталось ,и_следа монотеистической"йдей7 Ът^

вержения церемониалами акцента^^и_этику^ "Стало быть, мы готовы к варианту, что разгадку наших проблем нужно искать в особой психологической ситуации.

Мы уже вторично описали происшедшее в Кадеше, ког­да две части будущего еврейского народа встретились для принятия новой религии. Среди тех, кто побывал в Егип­те, воспоминания об Исходе и об образе Моисея были еще так сильны и живы, что требовали включения в повест­вование о древйости. Возможно, это были внуки людей, знавших самого Моисея, а некоторые из них еще чувство­вали себя египтянами и носили египетские имена. Но у них были серьезные причины вытеснить память о судьбе, постигшей их вождя и законодателя. Другие руководство­вались намерением прославить нового Бога и оспорить его чужеземное происхождение. Обе части были равно заин­тересованы в отрицании существования у них более ран­ней религии и ее подлинного содержания. Так произошел тот первый компромисс, который, по всей видимости, был вскоре зафиксирован письменно; люди из Египта прине­сли с собой письменность и склонность к летописанию, но еще должно было пройти много времени, пока историо-

972

графия признала, что ее предназначение — в неукоснитель­ной правдивости. Поначалу она не стеснялась оформлять свои повествования согласно своим тогдашним потреб­ностям и устремлениям, словно ей еще было неизвестно понятие «фальсификация». В результате могло возникнуть противоречие между письменной редакцией и устным пе­ресказом одного и того же материала, преданием, весь­ма вероятно, что пропущенное или измененное в писан­ном тексте могло остаться неприкосновенным в предании. Предание дополняло и в то же время противоречило ис­ториографии. Оно было меньше подвержено влиянию ис­кажающих тенденций, а в некоторых частях, видимо, пол­ностью свободно от него и поэтому могло быть более правдоподобным, чем письменно изложенное повествова­ние. Однако его надежность страдала из-за того, что оно было изменчивее и неопределеннее, чем запись, претер­певало многообразные изменения и искажения при уст­ной передаче от поколения к поколению. У такого преда­ния возможны различные судьбы. В первую очередь, мы обязаны предположить, что письменный текст уничтожит его, что оно не в состоянии сохраниться наряду с ним, становится все более призрачным, а в конце концов забы­вается, но возможна и другая судьба; одна из них: само предание завершается письменной фиксацией, а еще одну мы обсудим в последующем.

Теперь напрашивается объяснение занимающего нас феномена латенции в истории иудаистской религии: в дей­ствительности ситуации и события, намеренно отрицае­мые официальными, так сказать, летописями, никогда не проходят бесследно. Сведения о них живут в преданиях, хранимых народом. Ведь, по утверждению Зеллина, даже о конце Моисея есть предания, начисто противоречащие официальной версии и находящиеся ближе к истине. Мы можем предположить то же самое и для того, что, по-ви­димому, нашло гибель одновременно с Моисеем, для не­которых положений моисеевой религии, неприемлемых для большинства современников Моисея.

Но примечательность данного факта состоит в том, что эти предания, вместо того чтобы со временем ослабевать, становились в ходе столетий все мощнее, в виде поздней­ших переработок вытесняли официальные сообщения и,

973

тежного блаженства. Если от прошлого остаются всего лишь неполные и расплывчатые воспоминания, названные на­ми преданием, в таком случае оно представляет для ху­дожника особую прелесть, так как тут-то ему предоставле­на свобода заполнить пробелы памяти в соответствии с прихотью собственной фантазии и создавать облик вос­производимого им времени, согласно своим замыслам. Мож­но было бы утверждать, что чем расплывчатое предание, тем нужнее оно поэту. Стало быть, не нужно удивляться важности предания для поэзии, а аналогия с обусловлен­ностью эпоса подведет нас к удивительному предположе­нию, что у евреев сохранилось предание о Моисее, преоб­разовавшее служение Яхве в духе старой религии Моисея. Но эти случаи, как правило, весьма различны. В первом — результатом является поэзия, во втором — религия, и в последнем случае мы предположили, что религия была вос­произведена под импульсом предания с точностью, не свой­ственной эпосу. Таким образом, от нашей проблемы оста­лось еще достаточно, чтобы оправдать потребность в более подходящих аналогиях.

  1   2   3   4

Схожі:

Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством iconПавел скоропадскии воспоминания
Лично не чувствую ни охоты, ни способности создавать интересные мемуары, но события, центром которых мне пришлось быть за этот период...
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством iconГомер. Одиссея песнь первая. Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который
Многих трудов, хоть и был меж друзей. Сострадания полны 20 Были все боги к нему. Лишь один Посейдон непрерывно
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством iconМолитвенная встреча души и Бога
Теперь стараюсь прощать людям все. Живу сегодняшним днем и будущим. Мне уже не интересно, что было в моей жизни. Я помню время, когда...
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством iconОбоснование области применения квазичастотного способа управления автоматизированным электроприводом каваре Ясер Хуссейн, асп
Цель исследований – выявление достоинств и недостатков квазичастотного способа управления асинхронным электроприводом
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством iconОт греческого слова
Етода в тече­ние последующих 15 лет было отсутствие подходящих источников света. Эти источники должны обладать особыми свойствами...
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством iconПедагогические ресурсы при обучении компьютерным дисциплинам в инженерно-педагогическом высшем учебном заведении Постановка проблемы
Однако в современной системе профессионально-технического образова­ния (пто) встает вопрос не только о наличии преподавательских...
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством iconЗаявка Ф. И. О. Проценко Оксана Владимировна Должность, место работы, город
...
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством iconЛ. А. Радионова город как социальная система курс лекций
Город как социальная система: Курс лекций для студентов 1 курса всех форм обучения специальностей 030504 – «Экономика предприятий»,...
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством iconУчебное пособие для духовных православных школ Составитель доц. Кобяков А. Н. Сумы 2010
Охватывают всего бытия, а либо дают знание отдельных сторон бытия, либо бытие им просто снится. Только диалектика, умение рассуждать...
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством iconРадионова Л. А. Хрестоматия по модулю «Город как социальная система»
«Город как социальная система» (для самостоятельной работы студентов 1-го курса дневной и заочной форм обучения образовательно-квалификационного...
Преследование касается не только моего способа мышлейй ния, но и моей расы, я с рядом друзей покинул город, • бывший мне с раннего детства и на протяжении 78 лей отечеством iconС. В. Попов, к мед
Состояние фетальных коммуникаций у новорожденных в течение раннего неонатального периода
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи