Тема Миф как явление словесной культуры (2 ч.) icon

Тема Миф как явление словесной культуры (2 ч.)




Скачати 99.05 Kb.
НазваТема Миф как явление словесной культуры (2 ч.)
Дата17.09.2012
Розмір99.05 Kb.
ТипДокументи

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ


Тема 1. Миф как явление словесной культуры (2 ч.).

  1. Долитературные формы словесного искусства.

  2. Мифология как сфера мышления древних людей.

  3. Понятие «миф». Различные его интерпретации.

  4. Реконструкция мифов и их систематизация.

  5. Мифы о происхождении мира и человеческого общества.

  6. Герои разных типов мифов.

  7. Мифы об искусстве.

  8. Отличие мифов от других видов словесного искусства (сказка, литература).

  9. Мифы в литературе античного периода (Гомер, Эсхил, Софокл, Лукиан, Вергилий, Овидий и др.)* и последующих эпох (от средневековья до наших дней).

* - обзорно, глубже данный вопрос можно рассмотреть на практических занятиях, посвященных творчеству названных литераторов.


Задания:

  1. Сделать доклады, индивидуальные сообщения (по выбору, по желанию студентов):

  1. Взаимоотношения богов и людей в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера;

  2. Специфика авторской интерпретации образа Прометея и других персонажей в трагедии Эсхила «Прометей прикованный»;

  3. Мифологические сюжеты в творчестве Софокла;

  4. Мифологическая основа трагедий Эврипида «Медея» и «Ипполит»;

  5. Переосмысление мифических сюжетов в произведении Лукиана «Разговоры богов»;

  6. Особенности интерпретации мифологических сюжетов в «Метаморфозах» Овидия.

  1. Мифологические сюжеты различных народностей (желательно!):

  1. славянская мифология;

  2. кельтская мифология (англ.);

  3. германо-скандинавская мифология (нем.).

  1. Заполнить таблицу (обязательно, для всех !!!):




^ Древняя Греция

Древний Рим

Назначение божества (его функция)

Зевс

Юпитер

верховный бог, громовержец

Гера







Афродита







Афина







Арес







Гефест







Асклепий







Посейдон







Аполлон







Аид







Артемида







Гермес







Дионис







Гименей







Гестия







Деметра







Эос







Эрот







Эринии







Ника







Харити







Музы: Каллиопа







Эвтерпа







Эрато







Мельпомена







Талия







Терпсихора







Клио







Урания







Полигимния







Ветер: Борей







Эвр







Нот







Зефир










  1. ^ Заполненную таблицу выучить для модульной контрольной № 1 (обязательно, для всех !!!).

  2. По мере знакомства с мифами из списка для обязательного чтения выписывать устойчивые выражения, «крылатые слова» (обязательно, для всех).

^ СПИСОК МИФОВ ДЛЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ:

  1. Происхождение мира и богов.

  2. Пять веков.

  3. Рождение и деятельность основные олимпийских богов (см. таблицу богов).

  4. Пигмалион.

  5. Нарцисс.

  6. Адонис.

  7. Деметра и Персефона.

  8. Фаэтон.

  9. Пандора.

  10. Персей и горгона Медуза.

  11. Сизиф.

  12. Тантал.

  13. Геракл и его подвиги.

  14. Дедал и Икар.

  15. Орфей и Эвридика.

  16. Мифы о Тесее и Ясоне (общее ознакомление).

  17. Из мифов Древнего Рима: Ромул и Рем, основание Рима.



Тексты:

  1. Герои Эллады: из мифов Древней Греции. – М., 1980.

  2. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции (люб.изд.).

  3. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции и Рима. – М., 1975.

  4. Нейхардт А. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима. – М., 1987.

  5. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. – М., 1992.

Дополнительные тексты:

  1. Міфи народів світу. – Львів, 1997.

  2. Скандинавские сказания о богах и героях (люб. изд.).

Литература:

Учебники, учебные пособия.

  1. История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1983. – Т.1. – С. 28-42, 316-327, 329-332.

  2. Лифшиц М.А. Античный мир, мифология, эстетическое воспитание // Лифшиц М.А. Собр. соч.: В 3 т. – С. 336-428.

  3. Мифологический словарь. – М., 1986.

  4. Парандовский Я. Мифология. – М., 1971.

  5. Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. – М., 1989.

  6. Токарев С.А. Мифология // Мифы народов мира: В 2 т. – М., 1987. – Т.1. – С. 11-20.

Дополнительная литература:

  1. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. – М., 1957.

  2. Мелетинский Е.М. Германо-скандинавская мифология // Мифы народов мира: В 2 т. – М., 1987. – Т.1. – С. 284-292.

  3. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. – М., 1976.

  4. Персонажи славянской мифологии: Рисованный словарь. – К., 1992.

  5. Ранние формы искусства: Сб. статей. – М., 1972.

  6. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. – М., 1995.

  7. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М., 1989. – С. 121-204.

  8. Шкунаев С.В. Кельтская мифология // Мифы народов мира: В 2 т. – М., 1987. – Т.1. – С. 633-637.



Тема 2. Античная эпическая поэзия. Гомер «Илиада», «Одиссея» (2 ч.).

  1. Сведения о жизни Гомера. Гомеровский вопрос.

  2. «Илиада» и «Одиссея» - энциклопедия жизни и мировоззрения древних греков. Реальность и вымысел в поэмах. Стихийный реализм эпической поэзии.

  3. Проблематика и система образов:

А) мужские образы (Ахиллес, Гектор и др.; Одиссей, Телемак и др);

Б) женские образы (Андромаха, Пенелопа и др.);

В) собирательный образ воина.

  1. Художественные особенности поэм Гомера (композиция, стиль, язык). Сказочные элементы «Одиссеи».

  2. Значение поэм Гомера для мировой культуры и литературы. Знаменитые переводы Гомера (Н.И. Гнедича, В.А. Жуковского, Н.И. Минского, В.В. Вересаева).


Задания:

  1. Сделать доклады, индивидуальные сообщения (по выбору, по желанию студентов):

  1. Послегомеровский эпос (киклические поэмы, гомеровские гимны, пародийный эпос). Общая характеристика;

  2. Дидактический эпос Гесиода;

  3. Вергилий «Энеида»:

  • проблематика поэмы;

  • система образов;

  • значение «Энеиды» для эпохи (общественное и культурное) и для литературы последующих столетий (Данте А. «Божественная комедия», Котляревський “Єнеїда” и др.);

4) Жанровое своеобразие античной эпической поэмы.

  1. ^ Выучить наизусть фрагмент из поэмы Гомера (любой).

Тексты:

Гомер (люб. изд.).

Литература:

Учебники, учебные пособия.

  1. Боннар А. Греческая цивилизация (люб. изд.). Гл. 1-3.

  2. Егунов А.Н. Гомер в русских переводах XVIII-XIX вв. – М.; Л., 1964.

  3. История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 316-329, 453-454, 456, 459-460.

  4. Лосев А.Ф. Гомер. – М., 1960.

  5. Маркиш С.П. Гомер и его поэмы. – М., 1962.

  6. Полонская К.П. Поэмы Гомера. – М., 1961.

  7. Сахарный Н. Гомеровский эпос. – М., 1976.

  8. Флоренсов Н.А. Троянская война и поэмы Гомера. – М., 1991.

  9. Шталь И.В. Гомеровский эпос. – М., 1975.

  10. Шталь И.В. «Одиссея» – героическая поэма странствий. – М., 1978.

  11. Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. – М., 1983.

Тема 3. Греческая трагедия. Софокл «Царь Эдип». Эврипид «Медея» (Ипполит») (2 ч.).

  1. Особенности греческого театра.

  2. Происхождение и структура аттической трагедии.

  3. Личность Софокла. Творческое наследие драматурга. Традиции Эсхила в драматургии Софокла, его новаторство.

  4. Сюжетика трагедии Софокла «Царь Эдип».

  5. Идея трагедии. Ее выражение в системе образов.

  6. Смысл судьбы Эдипа. Символизм.

  7. Трагическая ирония. Прием узнавания (познание через страдания).

  8. Значение творчества Софокла для последующего развития литературы.

  9. Общая характеристика творчества Эврипида. Новаторство драматурга.

  10. Эврипид – «философ на сцене».

  11. Размышление о судьбе женщины в трагедии «Медея». Психологизм.

  12. * Борьба чувств и внутренний разлад героев трагедии «Ипполит».

  13. * Федра – обольстительница или жертва?

  14. Мировое значение Эврипида.

* - дополнительные вопросы, если внимание сосредоточено на «Медее», или заменяющие № 11.

Тексты:

Софокл, Эврипид (люб. изд., хрестоматии, антологии).

Литература:

Учебники, учебные пособия.

  1. Боннар А. Греческая цивилизация (люб. изд.). Гл. «От Эврипида до Александрии».

  2. Головня В.В. История античного театра. – М., 1972.

  3. История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 362-370.

  4. Каллистов Д.П. Античный театр. – Л., 1970.

  5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. – М., 1962.

  6. Лосев Н.А. Греческие трагедии. – М., 1960.

  7. Радциг С.И. Опыт историко-литературного анализа «Медеи» Эврипида // Вопросы классической филологии. – 1969. – № 2. – С. 80-106.

  8. Федоров Н.А. Греческая трагедия. – М., 1962.

  9. Ярхо В.Н. Античная драма.Технология мастерства. – М., 1990.

  10. Ярхо В.Н. Софокл. Антигона. – М., 1986.



Тема 4. Античная комедия (2 ч.).

  1. История возникновения жанра комедии.

  2. Сущность комического по Аристотелю.

  3. Аристофан и Менандр. Их роль в создании греческой комедии.

  4. Основные особенности комедий Аристофана «Облака», «Мир», «Лягушки», «Лисистрата», «Всадники» (на выбор).

  5. Новаторство Аристофана.

  6. Основные особенности римской комедиографии. Плавт «Горшок» («Привидение», «Два Менехма»). Теренций «Братья», «Свекровь» (на выбор).

  7. Роль римской комедии в развитии новоевропейского театра.


Тексты:

Аристофан, Плавт, Теренций (люб. изд., хрестоматии, антологии).

Литература:

Учебники, учебные пособия.

  1. Головня В.В. Аристофан. – М., 1954.

  2. Полонская К.П. Античная комедия. – М., 1962.

  3. Соболевский С.И. Аристофан и его время. – М., 1957. – С. 7-94, 116-164, 221-234, 348-358, 363-400.

  4. Ярхо В.Н. Античная драма.Технология мастерства. – М., 1990.

  5. Ярхо В.Н. Аристофан. – М., 1954.

  6. Ярхо В.Н. Софокл. Антигона. – М., 1986.

  7. Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. – М., 1979 (о Менандре).

  8. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная комедия. – М., 1979.



Тема 5. Античная поэзия (2 ч.).

  1. Происхождение лирики. Фольклорные истоки.

  2. Лирика высокой классики: Сапфо (Сафо), Алкей, Анакреонт, Пиндар, Архилох.

  3. Лирическая поэзия эпохи эллинизма: Феокрит.

  4. Римская поэзия эпохи Августа и поздней античности:

  • Катулл Лирика;

  • Гораций Эподы.Оды;

  • Вергилий «Буколики», «Георгики»;

  • Овидий Элегии («Песни о любви», «Скорбные песни (элегии)», «Письма (Послания) с Понта»);

  • Марциал Эпиграммы;

  • Ювенал Сатиры.


Задания:

  1. Сделать доклады, индивидуальные сообщения (по выбору, по желанию студентов):

  1. Песни периода древнейшей литературы (трудовая песня, песня-заговор);

  2. Поэзия Анакреонта и «анакреонтика» Древней Греции;

  3. Основные виды лирики (элегия, ямб, мелика);

  4. Элегическая и ямбическая поэзия: Каллин, Тиртей, Солон, Мимнерм, Феогнид, Гиппонакт, Семонид Аморгский (по выбору);

  5. Хоровая лирика: Алкман, Пиндар, Вакхилид;

  6. Поэзия эпохи эллинизма: Каллимах, Аполлиний Родосский;

  7. Сравнительный анализ идейно-художественной специфики («К Мельпомене» Горация, «Памятник» Г.Р. Державина, «Я памятник воздвиг..» А.С. Пушкина);

  8. «Элегии» Альбия Тибулла и Секста Проперция.




  1. Выучить наизусть 2 стихотворения (любые) из древнегреческой и древнеримской лирики (обязательно для всех!!!).


Тексты:

(люб. изд., хрестоматии, антологии).

  1. Александрийская поэзия. – М., 1972.

  2. Античная лирика. – М., 1965.

  3. Валерий Катулл. Альбий Тибулл. Секст Проперций. – М., 1963.

  4. Вергилий Буколики. Георгики. Энеида. – М., 1971.

  5. Гораций Оды. Эподы. Сатиры. Послания. – М., 1970.

  6. Греческая эпиграмма. – М., 1960.

  7. Овидий Элегии и малые поэмы. – М., 1973.

  8. Парнас. Антология античной лирики. – М., 1980.

  9. Пиндар, Вакхилид Оды, фрагменты. – М., 1980.

  10. Римская сатира. – М., 1957.

  11. Феокрит, Бион, Мосх Идиллии и эпиграммы. – М., 1958.

  12. Эллинские поэты. – М., 1963.


Литература:

Учебники, учебные пособия.

  1. Боннар А. Греческая цивилизация (люб. изд.). (Архилох, Сафо, Феокрит).

  2. Гаспаров М.Л. Древнегреческая хоровая лирика. Поэзия Пиндара // Пиндар, Вакхилид Оды, фрагменты. – М., 1980.

  3. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. – М., 1979. – С. 407-433. (Гораций).

  4. Полонский К.П. Римские поэты эпохи принципата Августа. – М., 1963.

  5. Толстой И.И. Сафо и тематика ее песен // Статьи о фольклоре. – М.;Л., 1977.

  6. Фрейденберг О.М. Происхождение греческой лирики // Вопросы литературы. – 1973. – № 11.

  7. Шервинский С.В. Античная лирика. – М., 1968.

  8. Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. – М., 1976.

Схожі:

Тема Миф как явление словесной культуры (2 ч.) iconТема 21. Организационная культура понятие организационной культуры
Понятие организационной культуры. На любом предприятии существуют сложившиеся убеждения от­носительного того, как должна быть организована...
Тема Миф как явление словесной культуры (2 ч.) iconТема Начало религии. Миф и религия
Причины человеческих жертвоприношений (Рене Жирар о жертвоприношениях в архаических религиях как механизме предотвращения насилия...
Тема Миф как явление словесной культуры (2 ч.) iconКонспект лекций по курсу "Основы психологии" Тема Предмет, задачи и значение психологии как науки на современном этапе развития общества
Охватывает взаимодействия, так или иначе расшатывающие совместную деятельность. Социальная психология не рассматривает конкуренцию...
Тема Миф как явление словесной культуры (2 ч.) iconТема Понятие «культура» иее сущность
Соотношение понятий «культуры» и «цивилизации» в рамках деятельностной концепции культуры
Тема Миф как явление словесной культуры (2 ч.) iconКак отображать системное время возле курсора мыши
В современной компьютерной технике такое явление, как моддинг, никогда не теряло своей актуальности. Вот и мы сегодня, поддавшись...
Тема Миф как явление словесной культуры (2 ч.) iconМетодические указания для подготовки к госэкзамену по истории зарубежной культуры Вопрос Отличительные особенности первобытной культуры
Обратите внимание на то, что первобытность самый древний тип культуры, который существовал на Земле, самый продолжительный тип культуры,...
Тема Миф как явление словесной культуры (2 ч.) iconТема исторические пути формирования украинской культуры. Понятие «культура» Тест Существует множество различных понятий культуры, при этом наиболее признанным является следующее
move to 0-15635609
Тема Миф как явление словесной культуры (2 ч.) iconТема Начало религии. Миф и религия
move to 1064-20397
Тема Миф как явление словесной культуры (2 ч.) iconО. М. Куницкая особенности соглашения (договора) государственно-частного партнерства в литературе понятие «государственно-частное партнерство»
Гчп определяют в общем виде как социально-экономическое явление и как конкретные проекты, реализуемые на объектах государственной...
Тема Миф как явление словесной культуры (2 ч.) iconМежпредметные связи физики и информатики как средство формирования информационной культуры постановка проблемы
Межпредметные связи физики и информатики как средство формирования информационной культуры
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи