По курсу история русской литературы icon

По курсу история русской литературы




Скачати 229.09 Kb.
НазваПо курсу история русской литературы
Дата17.09.2012
Розмір229.09 Kb.
ТипДокументи



МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ




ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

к. XIX – н. XX вв.»




ДЛЯ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

(III р/а)


ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

ДОЦЕНТ В.И.БАХМАЧ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»


1. Андреев Л. Рассказы: «Баргамот и Гараська», «Петька на даче», «Жили-были»; пьеса «Жизнь человека».

2. Анненский И. Стихотворения: «Зимнее небо», «Среди миров», «Тринадцать строк», «Дети», «В небе ли меркнет звезда».

3. Ахматова А. Стихотворения из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник».

4. Бальмонт К. Стихотворения из поэтической библиотеки «Классики и современники» или из хрестоматии*.

5. Бедный Демьян. Стихотворения из хрестоматии*.

6. Белый Андрей. Стихотворения «Родина», «Из окна вагона», «Тройка», «Жизнь», «Родине» и из хрестоматии*.

7. Блок А. Циклы «Стихи о Прекрасной Даме», «На поле Куликовом», «Страшный мир»; стихотворения: «Фабрика», «Незнакомка», «О, весна, без конца и без краю», «О доблестях, о подвигах, о славе», «На железной дороге», «Пушкинскому Дому»; поэмы: «Возмездие», «Двенадцать».

8. Брюсов В. Стихотворения «Сонет к форме», «Юному поэту», «Женщине», «Век за веком», «Поэту» и из хрестоматии*.

9. Бунин И. Стихотворения из хрестоматии*; рассказы: «Антоновские яблоки», «Грамматика любви», «Легкое дыхание», «Митина любовь», «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Сны Чанга»; повести: «Деревня» или «Суходол» (на выбор); дневник «Окаянные дни».

10. Вересаев В. Рассказы: «Лизар», «На эстраде»; повесть «Без дороги» или роман «В тупике».

11. Вертинский А. Стихотворения: «Я сегодня смеюсь над собой», «Дым без огня», «То, что я должен сказать», «Пани Ирена», «В степи молдаванской», «Концерт Сарасате», «Сумасшедший шарманщик».

12. Волошин М. Цикл «Киммерийская весна»; стихотворения: «Мир», «Ангел мщения (1905)», «Красногвардеец», «Дикое поле», «Дом поэта».

13. Гиппиус З. Стихотворения из хрестоматии*.

14. Горький М. Рассказы: «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш»; стихотворения в прозе: «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»; пьесы: «Мещане», «На дне»; публицистика «Несвоевременные мысли».

15. Гумилев Н. Стихотворения из книг: «Путь конквистадоров», «Чужое небо», «Костер», «Огненный столп».

16. Есенин С. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «О Русь, взмахни крылами…», «Песнь о собаке», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь», «Сорокоуст»; цикл «Персидские мотивы», поэма «Черный человек».

17. Клюев Н. Цикл «Избяные песни»; стихотворения: «Молитва солнцу», «Александру Блоку».

18. Куприн А. Рассказы: «Последний дебют», «Тапер», Белый пудель», повести: «Олеся»; «Гранатовый браслет»; «Поединок».

19. Маяковский В. Стихотворения: «Ночь», «Утро», «Порт», «А вы могли бы?», «Вам!», «Послушайте», «Лиличке»; поэмы «Облако в штанах», «Человек».

20. Северянин Игорь. Стихотворения из сборников или из хрестоматии*.

21. Серафимович А. Рассказы: «Маленький шахтер», «На Пресне»; повесть «Пески».

22. Сологуб Федор. Стихотворения из сборников: «Серебряный век. Поэзия» (М., 2002), «Поэзия Серебряного века: Антология» (М., 2007).

23. Тэффи. Юмористические рассказы: «Взамен политики», «Модный адвокат», «Патриот», «Человекообразные», «Экзамен»»концерт»; пьеса «Женский вопрос».

24. Хлебников В. Стихотворения из сборников или из хрестоматии*.

25. Ходасевич В. Стихотворения: «Елена Кузина», «Путем зерна», «Баллада», «Пробочка», «Перед зеркалом».

26. Цветаева М. Циклы: «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку», «Ахматовой», «Але».

27. Саша Черный. Сатирические стихотворения: «Потомки», «Зеркало», «Обстановочка», «Цензурная сатира», «Молитва», «Смех сквозь слезы», «Человек».

28. Шмелев И. Рассказы: «Человек из ресторана», «Неупиваемая чаша».


^ Стихотворения из хрестоматии* читать по следующему изданию: Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. Хрестоматия. Пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. Н.А. Трифонов. - 4-е изд. М., 1980. Кроме того, можно знакомиться со стихами по сборникам перечисленных поэтов.


^ СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ


1. Анненский И. (1-2 стихотворения по выбору)

2. Ахматова А. Лирика (1-2 стихотворения по выбору).

3. Блок А. Лирика (1-2 стихотворения по выбору).

4. Брюсов В. Лирика (1-2 стихотворения по выбору).

5. Волошин М. Лирика (1-2 стихотворения по выбору).

6. Гумилев Н. Лирика (1-2 стихотворения по выбору).

7. Есенин С. Лирика (1-2 стихотворения по выбору).

8. Маяковский В. Лирика (1-2 стихотворения по выбору).

9. Северянин И. Лирика (1-2 стихотворения по выбору).

10. Ходасевич В. Лирика (1-2 стихотворения по выбору).

11. Цветаева М. Лирика (1-2 стихотворения по выбору).

12. Саша Черный. Сатиры (1-2 стихотворения по выбору).


ПРИМЕЧАНИЕ


В целом необходимо знать наизусть не менее пяти стихотворений, за которые будут выставляться зачетные баллы! Кроме того, баллы выставляются за работу на практических занятиях, ответах на письменные тесты по пройденному или изученному самостоятельно материалу. В течение семестра по курсу проводится два модуля: 1) модернистская поэзия и 2) проза Серебряного века.

БИБЛИОГРАФИЯ


Рекомендуемые учебники, хрестоматии и справочники


История русской литературы: В 4 т. Л., 1984. Т. 4.

История русской литературы. ХХ век. Серебряный век/Под ред. Ж.Нива, И.Сермана, В.Страда, Е.Эткинда. М., 1995.

История русской литературы конца XIX – начала ХХ века: В 2 т./Под ред. В.А. Келдыша. М., 2007.

История русской литературы XIX – начала ХХ века: Библиографический указатель: Общая часть/Под ред. К.Д.Муратовой. СПб, 1993.

Литературные манифесты, Художественная критика. Хрестоматия / Сост. А.Г.Соколов. М., 1988.

Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918-1940. Писатели русского зарубежья/Под ред. А.Н.Николюкина. М., 1997.

Поэзия Серебряного века: Антология. М., 2007. (БВЛ).

Русская литература конца XIX – начала ХХ века (90-е годы) /отв. ред. Б.А. Бялик. М., 1968.

Русская литература конца XIX – начала ХХ века (1901 -1907) / отв. ред. Б.А. Бялик. М., 1971.

Русская литература конца XIX – начала ХХ века (1908 -1917) / отв. ред. Б.А. Бялик. М., 1972.

Русская литература рубежа веков (1890-е – начало 1920-х годов) : В 2 кн./Под ред. В.А. Келдыша. М., 2000 – 2001.

Русская литература ХХ века. Дооктябрьский период. Хрестоматия / Сост. И.Т. Крук. Л., 1991.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 ч./Под ред. П.А.Николаева. М., 1990.

Русские писатели 20 века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А. Николаев. М., 2000.

Русская поэзия «серебряного века», 1890 – 1917: Антология. М., 1993.

Серебряный век. Поэзия. М., 2002. (Школа классики).

Современный словарь-справочник по литературе/Сост. и науч. ред. С.И.Кормилов. М., 2000.

Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX- начала ХХ века: Учеб. 5-е изд., испр. М., 2006.

Научно-методическая литература и учебные пособия


Абишева У. Неореализм в русской литературе 1900 – 1910-х годов. М., 2005.

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994.

Акимов В.М. Сто лет русской литературы. От серебряного века до наших дней. СПб., 1995.

Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века: Библиогр. очерки. М., 1993.

Бялый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973.

Бобринская Е. Русский авангард: истоки и метаморфозы. М., 2003.

Бобринская Е. Футуризм. М., 2000.

Богомолов Н. В зеркале «Серебряного века»: Русская поэзия начала ХХ века: В помощь лектору. М., 1990.

Богомолов Н.А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм: Исследования и материалы. М., 2000.

Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2 т. М., 1994.

Белый Г.А. Русский реализм конца XIX века. Л., 1973.

Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы ХХ века. М., 1994.

Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х – 1925-го годов в комментариях. М., 1993.

Дальние берега: Портреты писателей эмиграции. М., 1994.

Долгополов Л. На рубеже веков: О рус. лит. конца XIX – нач. ХХ в. Л., 1985.

Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945): Библиографические материалы. М., 1995.

Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.

Каминский В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца XIX - начала ХХ века. Л., 1979.

Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века. М., 1975.

Колобаева Л. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX – ХХ вв. М., 1990.

Колодный Л.Е. Поэты и вожди. М., 1997.

Корецкая И. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. М., 1995.

Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980.

Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890-1917 годов. М., 2004.

Литературно-эстетические концепции в России конца XIX – начала ХХ в. М., 1975.

Максимов Д.Е. Русские поэты начала века: Очерки. Л., 1986.

Мандельштам А.И. Серебряный век: Русские судьбы. СПб., 1996.

Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб., 2000.

Минц З.Г. Поэтика русского символизма. СПб., 2004.

Мифологи Серебряного века: В 2 т. М.; СПб., 2003.

Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии. Л., 1990.

Михайлов О. Литература русского зарубежья. М., 1995.

Мочалова О. Голоса серебряного века. М., 2004.

Мочульский К. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов. М., 1997.

Наливайко Д.С. Искусство, направления, течения, стили. К., 1985.

Нечипоров И. Поэзия темна, в словах не выразима… Творчество И. А. Бунина и модернизм. М., 2003.

Осьмаков Н.В. Русская пролетарская поэзия 1890-1917 гг. М., 1968.

Пайман А. История русского символизма. М., 1998.

Писатели символистского круга. Новые материалы. СПб., 2003.

Рогозинский В.В., Сафарян С.И. Поэзия серебряного века. К., 1997.

Ронен О. Серебряный век как умысел и вымысел. М., 2000.

Русская литература ХХ века: Направления и течения / Под ред. Н.Л. Лейдермана. Екатеринбург, 1992. – Вып. 1; Екатеринбург, 1995. – Вып. 2.

Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина. Учеб. пособие. М., 2006.

Русский имажинизм. История, теория, практика. М., 2003.

Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М., 1999.

Рутминский В.С. Поэты серебряного века: Монография: В 3 т. Екатеринбург, 2000.

Сарычев В. Эстетика русского модернизма. Воронеж, 1991.

Связь времен: Проблемы преемственности в русской литературе конца XIX – начала ХХ в. М., 1992.

Серебряный век в России. Избранные страницы. М., 1993.

Серебряный век русской поэзии. Пособие для учителей. М., 1994.

Судьбы русского реализма начала ХХ века / Под ред. К.Д.Муратовой. Л., 1972.

Сучков Б. Исторические судьбы реализма. М., 1977.

Тарасенков А.К. Русские поэты ХХ века. 1900-1955. М., 1966.

Тух Б.И. Путеводитель по Серебряному веку. М., 2005.

Черников А.П. Проза и поэзия серебряного века. Калуга, 1993.

Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. СПб, 1995.

^ ДНЕВНИКИ И МЕМУАРЫ


Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: В 2 т. Л.,1991.

Анненский И. Книги отражений. М., 1979.

Берберова Н. Железная женщина. Рассказ о жизни М.И. Закревской Бенкендорф-Будберг, о ней самой и ее друзьях. М., 1991.

Волошин М. Автобиографическая проза; Дневники/Сост., вступ. ст. и примеч. З.Д.Давыдова, В.П.Купченко. М., 1991.

Воспоминания о серебряном веке / Сост., авт. предисл. и коммент. В.Крейд. М., 1993.

Гиппиус З. Петербургские дневники. 1914-1919. М., 1991.

Маковский С.К. На Парнасе Серебряного века. Екатеринбург, 2000.

Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина: Беседы с памятью. М., 1989.

Одоевцева И. На берегах Невы: Воспоминания. М., 1988.

Одоевцева И. На берегах Сены: Воспоминания. М., 1989.

Серебряный век. Мемуары / Сост. Т.Дубинская-Джалилова. М., 1990.

Ходасевич В. Портреты словами. Очерки. М., 1987.

Ходасевич В.Ф. Некрополь: Воспоминания. М., 1991.

Чуковский К.И. Современники: Портреты и этюды. М., 1967.


Практическое занятие № 1 2

^ ОТ ДЕКАДАНСА К СИМВОЛИЗМУ

План

  1. Интеллектуальное влияние западноевропейской и восточной культуры на русский декаданс и модернизм. Духовные, эстетические и философские основы декаданса и модернизма в русской литературе.

  2. Манифесты русских символистов (Д. Мережковский, В. Брюсов, К. Бальмонт, А. Белый).

  3. Организация художественного пространства и времени в стихах символистов: роль символа, мотивы многомирия, намека и недосказанности (на примерах из К. Бальмонта, Ф. Сологуба, З. Гиппиус, Вяч. Иванова и др.).

  4. Внутренняя неоднородность русского символизма. «Старшие» и «младшие» символисты, их идейное и творческое различие.

  5. Основные символы поэзии А. Блока. Интерпретация женского образа в его творчестве, эволюция героини от Прекрасной Дамы до Катьки из поэмы «Двенадцать».

  6. Мотивы личного и общественного неблагополучия в лирике А. Блока, особенности их воплощения.

  7. Путеводная звезда декадентства в поэтике В. Брюсова: романтические черты, стремление к своим краскам и формам, импрессионизм, рационализм, декларативно-риторические интонации. Свобода исканий В. Брюсова: философский смысл, тема города, тема труда, жажда обновления, право собственного взгляда на мир.

  8. Значение символистской поэзии в русской литературе.


ЗАДАНИЕ: законспектировать литературные манифесты русских символистов

(Д. Мережковского, В. Брюсова, К. Бальмонта, А. Белого).

Литература

  1. Акимов В.М. Сто лет русской литературы. От серебряного века до наших дней. СПб., 1995.

  2. Белый А. Символизм как понимание. М., 1994.

  3. Ермилов Е.В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.

  4. Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.

  5. Куликова И.С. Философия и искусство модернизма. М., 1980.

  6. Наливайко Д.С. Искусство, направления, течения, стили. К., 1985.

  7. Пайман А. История русского символизма. М., 2000.

  8. Сарычев В. Эстетика русского модернизма. Воронеж, 1991.

  9. Тух Б.И. Путеводитель по Серебряному веку. М., 2005.

  10. Ханзен-Леве А. Русский символизм. Система и развитие поэтических мотивов. СПб., 1996.

  11. Блок А. Циклы: «Стихи о Прекрасной Даме», «Снежная маска», «Страшный мир»; стихи «Незнакомка», «На железной дороге»; поэма «Двенадцать» (любые изд.).

  12. Брюсов В. «Юному поэту», «Женщине», «Работа», «Творчество», «Первый снег», «Каменщик», «Кинжал», «Грядущие гунны», «Конь блед», «Жизнь», «Поэту» (любые изд.).

  13. Громов П.П. А. Блок, его предшественники и современники. Л., 1986.

  14. Литвин Э.С. Валерий Брюсов // История русской литературы: В 4 т. Л., 1983. Т. 4. С. 480-519. Здесь же: Александр Блок. С. 520-548.

  15. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века. М., 1993. С. 71-85 и С. 86-101.

  16. Максимов Д. Русские поэты начала века. Л., 1986.

  17. Мочульский К. Александр Блок. Андрей Белый. Валерий Брюсов. М., 1997.

  18. Серебряный век. Поэзия. М., 2002. (Школа классики).

Практическое занятие № 3

^ АКМЕИЗМ КАК «ТОСКА ПО МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ»


План


  1. Возникновение и развитие акмеизма в русской литературе. Основные черты адамизма как художественного мироотражения. Расхождение акмеистов с символистами.

  2. Манифесты русского акмеизма (Н. Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», С. Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии», О. Мандельштам «Утро акмеизма»). Концепция мира и человека в поэзии «Цеха поэтов» (на примерах из прочитанного).

  3. Культ «естественного» и сильного человека (С. Городецкий, Н. Гумилев). Роль подсознательного в мотивации поведения героев. Обращение к мировой культуре прошлых эпох.

  4. Библейские образы и их содержательность в поэзии Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама.

  5. Осмысление сокровенных тайн жизни и мира. Образ автора и повествователя.

  6. Патетическая, трагическая и философская лирика акмеистов (на примерах из прочитанного).

  7. Значение акмеизма для последующей поэзии.


Задание: Законспектировать статьи Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм», С. Городецкого «Некоторые течения в современной русской поэзии», О. Мандельштама «Утро акмеизма».


Литература


  1. Поэтические сборники А.Ахматовой, С.Городецкого, Н.Гумилева, О.Мандельштама,

М. Зенкевича, В. Нарбута (люб. изд.).

  1. Бавин С.П., Семибратова И.В. Судьбы поэтов серебряного века. М., 1993.

  2. Богомолов Н.А. Русская литература начала ХХ века и оккультизм: Исследования и материалы. М., 1999.

  3. Гаспаров М.Л. Русские стихи 1890-х – 1825-го годов в комментариях. М., 1993.

  4. Жирмунский В. Творчество А. Ахматовой. Л., 1973.

  5. Клинг О. Стилевое направление акмеизма: Н.Гумилев и символизм // Вопросы литературы. 1995. № 5.

  6. Кроль Ю. Об одном необычном трамвайном маршруте: «Заблудившийся трамвай»

Н.С. Гумилева//Русская литература. 1990. № 1.

8. Николай Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. СПб., 1994.

9. Серебряный век. Поэзия. М., 2002. (Школа классики).

10. Фатющенко В.И. Из истории русской лирики 10-х – начала 20-х годов. М., 1970.

11. Эткинд Е.Г. Там, внутри. О русской поэзии ХХ века. СПб, 1995.

12. Учебники и учебные пособия.


Практическое занятие № 4

^ ФУТУРИЗМ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ


План


  1. Футуризм как литературный авангард: традиции, новаторство, многообразие.

  2. Особенности языка и структуры стиха представителей эгофутуризма, кубофутуризма, «Мезонина поэзии», «Центрифуги». Работа над формой и новым словом. Гротеск и метафора как способы обобщения явлений социальной и нравственной жизни.

  3. Отражение в поэзии футуристов стереотипов массового сознания. Принцип контраста и антитезы в их поэзии. Мотив механизации живого (на примерах).

  4. Концепция любви. Создание типа нового человека (В. Маяковский, И. Северянин,

В. Хлебников и др.).

  1. Художественное своеобразие поэзии Владимира Маяковского (ранние стихотворения и поэма «Облако в штанах»). Способы выражения авторской позиции. Соотношение «Я» и «Вы».

  2. Метаморфозы футуризма в советскую эпоху.

Задание: Законспектировать литературные манифесты футуристов.


Литература


  1. Сборники стихотворений В. Маяковского (Стихи: «А вы могли бы?», «Нате!», «Вам!», «Послушайте!», поэма «Облако в штанах»), И. Северянина, В. Хлебникова, В. Каменского, А. Крученых (любые изд.).

  2. Бавин С.П., Семибратова И.В. Судьбы поэтов серебряного века. М., 1993.

  3. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX- начала XX века. М., 1975.

  4. Мандельштам А.И. Серебряный век: Русские судьбы. СПб., 1996.

  5. Марков В.Ф. История русского футуризма. СПб., 2000.

  6. Михайлов А.А. Мир Маяковского. Взгляд из восьмидесятых. М., 1990.

  7. Парнис А.Е. «Ищу я Верников в себя…»: Новое о Хлебникове // Лит. обозрение. 1996.

№ 5-6.

8. Поэзия Серебряного века; Антология. М., 2007. (БВЛ). С. 237 – 253.

9. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. М., 1999.

10. Степанов Н.Л. Велимир Хлебников: Жизнь и творчество. М., 1975.

11. Чуковский К.И. Ахматова и Маяковский // Чуковский К.И. Соч.: В 3 т. М., 1990. Т. 2.

11. Шаповалов М.А. Король поэтов: Путь Игоря Северянина // Литература в школе. 1992.

№ 5-6.

12. Учебники и учебные пособия.


Практическое занятие № 5

^ И.А. БУНИН – ПЕВЕЦ «ЧУДЕСНЫХ МГНОВЕНИЙ» И «ВСЕЙ ЖИЗНИ».


План


  1. Специфика реализма и неореализма начала ХХ века. Пути развития и формы реалистического искусства.

  2. Мировоззренческая основа и проблематика творчества И.А. Бунина.

  3. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей и продолжение классических традиций в поэзии Бунина, его стихотворное мастерство.

  4. Тема любви и специфика ее воплощения в рассказах «Грамматика любви», «Легкое дыхание», «Митина любовь».

  5. Тайны человеческой души и противоречия русского характера в рассказах Бунина «Чистый понедельник», «Солнечный удар», «Темные аллеи».

  6. Ощущение катастрофизма, строгая пластичность и нравственная мощь рассказа «Господин из Сан-Франциско». Роль образов-символов.

  7. И. Бунин – мастер «внутренней подлинности» (Ф. Степун).



Литература


  1. Абишева У. Неореализм в русской литературе 1900 – 1910-х годов. М., 2005.

  2. Альберт И.С. И.Бунин: завещанное и новое. Львов, 1995.

  3. Архангельский А. Последний классик // Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии. Иван Бунин. М., 1991.

  4. Бабореко А.К. Бунин: Жизнеописание. М., 2004.

  5. Волков А. Проза Ивана Бунина. М., 1969.

  6. Долгополов Л. Некоторые особенности реализма позднего Бунина (опыт комментария к рассказу «Чистый понедельник») // Русская литература. 1973. № 2.

  7. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ века. М., 1975.

  8. Михайлов О.Н. Жизнь Бунина: Лишь слову жизнь дана… М, 2001.

  9. Сливицкая О.В. Реалистическая проза 1910-х годов // История русской литературы: В 4 т. Л., 1983. Т. 4.

  10. Смирнов В.П. Бунин И.А. // Русские писатели: 1980 – 1917: Биографический словарь. М., 1989. Т. 1.

  11. Смирнова Л.А. И.А. Бунин: Жизнь и творчество. М., 1991.

  12. Степун Ф. Встречи и размышления. Лондон, 1992. С. 152-169.

  13. Морозов Ю.Г. Художественно-стилистический анализ литературных произведений («Легкое дыхание» Бунина) // Відродження. 1993. № 7.

  14. Чалмаев В. Свод радуги. Литературные портреты. М., 1987.



Практическое занятие № 6.

^ ЛЮБОВЬ И СУДЬБА В ПРОЗЕ А.И. КУПРИНА


План


  1. Становление А.И. Куприна: традиции и новаторство. Специфика романтического реализма писателя.

  2. Место социально-нравственной проблематики в творчестве художника (на примерах).

  3. Поэтизация любви и мира природы в повести «Олеся», столкновение человека «естественного» и «цивилизованного» как продолжение традиций сентиментализма.

  4. Любовь в мире растленной и антигуманной морали («Гранатовый браслет»). Романтическое и реалистическое начало в произведении. Новаторство образа «маленького человека».

  5. Особенности художественной манеры Куприна-реалиста (пейзаж, интерьер, фольклорные мотивы, стилевое и языковое своеобразие).

  6. «У него гениальный глаз» (К.И. Чуковский). Место А.И. Куприна в русской литературе.


Литература


  1. Афанасьев В. А.И. Куприн. М., 1960.

  2. Бунин И.А. Куприн // Бунин И.А. Собр соч.: В 9 т. М., 1967. Т. 9.

  3. Волков А.А. Творчество Куприна. 2-е изд. М., 1981.

  4. Добин Е. Светская дама и телеграфист // Добин Е. Сюжет и действительность. Л., 1976.

  5. Кулешев Ф. Творческий путь А.И.Куприна. 1883 -1907. Минск, 1983.

  6. Кулешев Ф. Творческий путь А.И.Куприна. 1907 – 1938. Минск, 1987.

  7. Михайлов О. А.И. Куприн (ЖЗЛ). М., 1985.

  8. Рослякова Я. Если пренебречь любовью // Литература. 1995. № 4.

  9. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991.

  10. Чуковский К.И. Современники: Портреты и этюды. М., 1967.

  11. Учебники и учебные пособия.



Практическое занятие № 7

^ ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ПОИСКИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА

(М. ГОРЬКИЙ и Л. АНДРЕЕВ).


План


1. «Мещане» М. Горького как социально-философская драма. Главный конфликт пьесы.

2. «Отцы и дети»: старое поколение мещанства (Бессеменов и его жена), молодое поколение мещанства (Петр и Татьяна Бессеменовы)..

3. Жертвы мещанского мира (Перчихин и Тетерев).

4. Нил – положительный герой, один из мещан или разрушитель?

5. Место в драме Поли, Шишкина, Цветаевой, Елены и внесценических персонажей (Сизов, Досекин, Седова).

6. «Жизнь Человека» Л. Андреева как социально-философская аллегория о человеческом бытие. Конфликты пьесы и символы-характеры. Передача ощущения российского безвременья начала века.

7. Архитектурные принципы построения действительности и цветомузыкальные мотивы. Разработка Андреевым-драматургом принципов условно-обобщенной поэтики.

8. Своеобразие горьковской и андреевской драматургии в сравнении с пьесами А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.


Литература


  1. Андреев Л.Н. Жизнь Человека // Андреев Л.Н. Анатэма. К., 1989.

  2. Горький А.М. Мещане (любое изд.).

  3. Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. М., 1994.

  4. Басинский П. Логика гуманизма: Об истоках трагедии Максима Горького // Вопросы литературы. 1991. № 2.

  5. Бялик Б.А. М. Горький-драматург. 2-е изд. М., 1977.

  6. Галаган Г.Я. Поздний Толстой // История русской литературы: В 4 т. Л., 1983. Т. 4.

  7. Григорьев А. Л.Андреев в мировом литературном процессе // Рус. литература. 1972. № 3.

  8. Зингерман Б.И. Театр Чехова и его мировое значение. М., 1988.

  9. Иезуитова Л.А. Творчество Леонида Андреева: 1892-1906. Л., 1979.

  10. История русской литературы: В 4 т. Л., 1983. Т. 4 (гл. о М. Горьком и Л. Андрееве).

  11. Касторский С.В. Драматургия Горького. Наблюдения над идейно-художественной спецификой. М.-Л., 1963.

  12. Келдыш В.А. Поздний Толстой // История всемирной литературы: В 9 т. М., 1994. Т. 8.

  13. Лебедев Е. Мой Бессеменов. М., 1973.

  14. Новиков В. Творческая лаборатория Горького-драматурга. М., 1976.

  15. Спиридонова Л. М. Горький: диалог с историей. М., 1994.

  16. Чехов и «серебряный век». М., 1996.

  17. Чирва Ю.Н. О пьесах Леонида Андреева // Андреев Л.Н. Драматические произведения: В 2 т. Л., 1989. Т. 1.



^ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К КУРСУ


  1. Характер и периодизация русской литературы конца XIX-начала XX века.

  2. Декадентские и модернистские тенденции в историко-литературном развитии России

рубежа веков.

  1. Эстетико-философские «корни» серебряного века.

  2. Символизм, его теоретические основы. Внутренняя неоднородность русского символизма.

  3. Акмеизм как литературное направление, его лучшие представители. Проблема отношения к символизму.

  4. Футуризм, его творческие принципы, разновидности и лучшие представители.

  5. Реалистическое и неореалистическое художественное мироотражение серебряного века:

поэзия и проза.

  1. Новокрестьянская плеяда в русской поэзии (Н. Клюев, С. Есенин и др.).

  2. Развитие и значение пролетарской поэзии (Л. Радин, Ф. Шкулев и др.). Роль М. Горького в пролетарской литературе.

  3. Имажинизм и его наследие в русской поэзии.

  4. Творческий путь А. Блока – от символизма к героическому романтизму.

  5. Своеобразие любовной лирики А. Блока, интерпретация женского образа и проблема лирического героя.

  6. Мотивы личного и общественного неблагополучия и надвигающейся катастрофы в лирике А. Блока.

  7. Тема родины в поэзии А. Блока. Проблема традиции и новаторства в осмыслении поэтом образа России.

  8. Личность и творчество В. Брюсова. Проблема соотношения формы и содержания в его поэзии.

  9. Философский смысл темы города и темы труда в лирике В. Брюсова.

  10. Поэтическая «загадка» ахматовской поэзии серебряного века.

  11. Интимная лирика А. Ахматовой. Проблема лирической героини.

  12. Художественные особенности лирики Н. Гумилева.

  13. Эволюция лирического героя Н. Гумилева: от внутреннего «конквистадорства» до постижения глубин человеческой души.

  14. Проблема творческого метода лирики серебряного века М. Цветаевой.

  15. Черты развития художественного мироотражения М. Волошина.

  16. Классические традиции в стихах И. Бунина и В. Ходасевича.

  17. Футуристические традиции в поэзии В. Маяковского.

  18. Художественное новаторство поэзии И. Северянина и В. Хлебникова.

  19. Концепция мира и человека в ранней лирике С. Есенина.

  20. Природа смеха и объекты сатиры Саши Черного.

  21. Отражение пролетарского сознания в поэзии Д. Бедного.

  22. Тематика и проблематика творчества А. Серафимовича.

  23. Противоречия, завоевания и ошибки художественного мировидения М. Горького. Значение его творчества в эпоху серебряного века.

  24. Поэтизация духовной силы человека, гимн жизни и борьбе в раннем творчестве М. Горького.

  25. Своеобразие горьковской драматургии.

  26. Тема интеллигенции в творчестве В. Вересаева.

  27. Творческий путь Л. Андреева. Особенности его прозы и драматургии.

  28. И.А. Бунин - певец уходящей поместно-дворянской России.

  29. Специфика художественного воплощения темы любви и смерти в рассказах Ивана Бунина.

  30. Тайны человеческой души, духовные и биологические начала в прозе И. Бунина.

  31. Противоречия русского характера и размышление над историческим путем народа в повестях И. Бунина.

  32. Жизненная основа и тематическое богатство прозы А.И. Куприна.

  33. Поэтизация любви и мира природы в повестях А. Куприна.

  34. Особенности изображения армейской жизни в повести А.Куприна «Поединок».

  35. Тема интеллигенции в творчестве В.В. Вересаева.

  36. «Корни» русской жизни в творчестве И.Шмелева.

  37. Влияние натурализма на русскую прозу серебряного века (М.П. Арцыбашев, П.Д. Боборыкин, А.И. Куприн, А.С. Серафимович и др.).

  38. Роль «живых классиков» (Л. Толстого, А. Чехова, В. Короленко) в литературе серебряного века.

  39. Литературные манифесты «серебряного века», их роль в развитии литературы.

  40. Литература «серебряного века» как сложная целостность.



^




КРИТЕРИЙ ОЦЕНИВАНИЯ ПО КУРСУ«ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

к. XIX – н. XX вв.»





^ Национальная оценка

Проценты

Шкала ЕСТS

отлично

90 – 100%

A

Отличное выполнение всех видов работ с незначительным количеством ошибок.

  • «Отлично» студент получает, если:

  • произведения, входящие в курс им внимательно прочитаны;

  • имеет представление (понимает и умеет объяснить): традиции и новаторство русской литературы конца XIX – начала XXвв., связь литературы с историей российского государства, искусством и фольклором,

  • знает: содержание классических произведений русской литературы конца XIX – начала XXвв., основы их поэтики, жанровую систему, научные труды ученых, занимавшихся проблемами русской литературы; выявляет их родовые, видовые и жанровые особенности;

  • умеет: самостоятельно анализировать памятники русской литературы конца XIX – начала XXвв.,

  • умеет пользоваться научно-критической и справочной литературой, рассматривает литературно-художественное произведение в контексте мировой художественной культуры как эстетически целое в тесном единстве содержания и формы, использует во время интерпретации различные оценки литературно-художественного произведения и доступные методы анализа,

  • имеет навыки анализа всех родов литературно-художественных призведений.

  • выполняет все письменные работы (написание модулей, проверочных тестов, письменный анализ произведений);

  • участвует во всех семинарах, посещает все лекции,

  • знает наизусть не менее пяти стихотворений поэтов Серебряного века.

хорошо

83 – 89%

B

«очень хорошо» студент получает, если:

Выполняет все вышеперечисленное, но есть некоторые недочеты в устных и письменных ответах, анализе, модульных работах и т.д.

хорошо

75 – 82%

C

«хорошо» студент получает, если:

  • произведения, входящие в курс русской литературы конца XIX – начала XXвв., им внимательно прочитаны;

  • он отвечает на поставленный вопрос (устный ответ, выполнение тестов, модульный контроль) с некоторыми недочетами;

  • речь его понятна и доступна;

  • студент понимает позицию автора и отстаивает собственную;

  • обладает некоторыми навыками анализа художественного произведения;

  • способен выразить свое мнение по тому или иному произведению;

  • пытается выразить свое мнение по данному произведению,

  • знает не менее трех стихотворений наизусть

удовлетворительно

63 – 74%

D

«удовлетворительно» студент получает, если:

  • произведения, входящие в курс русской литературы конца XIX – начала XXвв., им внимательно прочитаны;

  • хорошо знает содержание художественного произведения;

  • может сделать частичный анализ произведения;

  • на модульном контроле, тестировании и семинарах допускает фактические ошибки;

  • речь студента насыщена как грамматическими, так и лексическими ошибками;

  • на дополнительные вопросы не может ответить;

  • не выполнены частично письменные задания (анализ произведения, творческое задание);

удовлетворительно

50 – 62%

E

«удовлетворительно» студент получает, если:

  • произведения, входящие в курс русской литературы конца XIX – начала XXвв., им в основном прочитаны;

  • знает содержание художественного произведения;

  • отвечает на поставленный устно или письменно вопрос, но допускает серьезные фактические ошибки;

  • обладает слабыми навыками анализа произведения;

  • речь студента насыщена как грамматическими, так и лексическими ошибками;

  • на дополнительные вопросы не может ответить,

  • знает не менее одного стихотворения наизусть.

неудовлетворительно

21 – 49%

FX

Сделано и усвоено меньше половины курса.

«неудовлетворительно» студент получает, если:

  • произведения, входящие в курс того или иного этапа античной поэзии, им не прочитаны;

  • не знает содержание художественного произведения;

  • на дополнительные вопросы не может ответить;

  • не может выразить своего мнения по данному произведению;

  • позиция автора далека от его понимания,

  • Не знает ни одного стихотворения наизусть

неудовлетворительно

0 – 20%

F

Студент полностью не освоил курс.

Схожі:

По курсу история русской литературы iconМетодическая папка по курсу «История древней русской литературы» преподаватель: Царева В. П
Основные этапы изучения древнерусской литературы. Ученые-медиевисты, характеристика 2-3 работ, проблема периодизации русской средневековой...
По курсу история русской литературы iconИстория русской литературы ХХ века
Русская литература XX века (часть Еторая-20 е 90 е годы) одна из главных дисциплин специальности «русский и англ язык», хронологически...
По курсу история русской литературы iconДокументи
1. /История русской литературы рубежа 19-20 веков Миленко В.Д УМК/Задания для самостоятельной...
По курсу история русской литературы iconДокументи
1. /История русской литературы 1 пол. 19 в. Миленко В.Д УМК/Задания для индивидуальной работы.doc
По курсу история русской литературы iconДокументи
1. /История русской литературы 1 пол. ХХ века Миленко В.Д УМК/Задания для индивидуальной...
По курсу история русской литературы iconИстория зарубежной литературы 17 -18 вв. 3 курс (А,Б) Преподаватель: Царёва В. П. Вопросы для первого модульного контроля по курсу «История зарубежной литературы 17- 18 вв.»
Эпическая поэма 17 века: Джон Мильтон «Потерянный рай» (предшественники, история создания текста, проблематика, темы, композиции,...
По курсу история русской литературы iconВопросы к экзамену по курсу «история всемирной литературы XVII xviii в в.» Общая характеристика зарубежной литературы XVII в., ее особенности, эстетические искания
Контрольные вопросы к экзамену по курсу «история всемирной литературы XVII xviii в в.»
По курсу история русской литературы iconА/нем, франц., исп пре6подавате6ль: Царёва В. П. Список художественной литературы по курсу «История зарубежной литературы 17в.»
МольЕр / Жан-Батист Поклен / Тартюф. Дон Жуан, или Каменный гость. МизантрОп. МещанИн во дворянстве
По курсу история русской литературы icon«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма
Основу программы составили вопросы по истории русской литературы, начиная с древности и заканчивая современностью, а также по теории...
По курсу история русской литературы iconДокументи
1. /История зарубежной Литературы 19 в. Дашко Е.Л УМК/ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.doc
2....

Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи