Программа для школ с украинским языком обучения (Д. Затонский, К. Шахова и др.) по литературе Средних веков рекомендует для обязательного изучения средневековый эпос («Песнь о Роланде» icon

Программа для школ с украинским языком обучения (Д. Затонский, К. Шахова и др.) по литературе Средних веков рекомендует для обязательного изучения средневековый эпос («Песнь о Роланде»




Скачати 497.12 Kb.
НазваПрограмма для школ с украинским языком обучения (Д. Затонский, К. Шахова и др.) по литературе Средних веков рекомендует для обязательного изучения средневековый эпос («Песнь о Роланде»
Сторінка1/2
Дата17.09.2012
Розмір497.12 Kb.
ТипПрограмма
  1   2
История литературы Средних веков

и Возрождения


Данный курс охватывает огромный период в истории духовного развития человеческого общества – от IV – V вв. н. э. до XVI в. Две эпохи в развитии мировой культуры – Средние века и Возрождение, дают возможность постичь уникальные художественные произведения.

Школьные программы по зарубежной литературе включают значительное количество текстов указанного периода.

Программа для школ с украинским языком обучения (Д. Затонский, К. Шахова и др.) по литературе Средних веков рекомендует для обязательного изучения средневековый эпос («Песнь о Роланде»), лирику китайскую (Ли Бо, Ду Фу) и таджикско-персидскую (О. Хайям). К этому списку авторы программы для школ с украинским языком обучения и для профильных классов (Д. Наливайко, Ю. Ковбасенко и др.) добавляют роман Ж. Бедье «О Тристане и Изольде», лирику трубадуров, вагантов, Ф. Вийона. Также расширяются знания учащихся по средневековой поэзии (творчество Рудаки и Хафиза).

Необходимо обратить внимание на то, что древнерусская литература в данных программах не представлена вообще. Иначе в программе А. Симаковой, которая является интегрированной (русская и зарубежная литература). За счет того, что в ней значительно сокращено количество изучаемых произведений средневековой западноевропейской литературы (не изучается роман Ж. Бедье, лирика трубадуров и вагантов, Ф. Вийона) и средневековая восточная литература (она представлена только именем О. Хайяма), внесены библейские притчи, «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха». Также обзорно изучается древнерусская светская литература (оригинальная и переводная).

Программы для общеобразовательных школ с русским и украинским языками обучения из литературы эпохи Возрождения включают «Божественную комедию» Данте А., сонеты Ф. Петрарки, роман М. де Сервантеса «Дон Кихот» и творчество У. Шекспира (сонеты, трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет»). В программу для филологического профиля (Д. Наливайко, Ю. Ковбасенко и др.) дополнительно внесены отдельные главы «Декамерона» Дж. Боккаччо и романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Вузовский курс «Истории зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения» направлен на усиление гуманистической сущности литературного образования, на акцентирование нравственно-эстетического аспекта изучения произведений, на развитие эмоционального восприятия художественных текстов, систематизации знаний студентов в области мировой литературы в соответствии с этапами ее развития. Важную роль в работе над курсом имеет развитие навыков эстетико-функционального анализа произведений различных родов и жанров.

При изучении литературы данного периода невозможно избежать привлечения широкого культурного контекста.

Органическим языком Средневековья, поистине универсальным способом самовыражения была архитектура. Центральным культурным памятником является Аахенская капелла, базилика – символ восхождения от телесного к духовному, от земного к небесному (Святая София в Константинополе, Равеннский мавзолей Галлы Плацидии, церковь Успения в Никее, соборы в Вормсе, Шпейере, Майнце, Маастрихте, Отене, Шартре и др.). Византийский стиль архитектуры отличает пышная зрелищность и утонченный спиритуализм, строгая нормативность, каноничность, торжественность, романский – большая внутренняя сила, простота и строгость, при всей суровости искренняя и пылкая экспрессия. Эти стили – необычайно выразительная, пластически совершенная модель феодального общества. Еще в большей мере религиозным идеям мироустройства пронизана пришедшая на смену базилике архитектура готики, в которой каждая часть точнейшим образом воспроизводит целое, и все части связаны вместе началом господства и подчинения (Собор Парижской Богоматери, Вавельский собор в Кракове, Страсбургский собор и др.). Русскому типу крестово-купольного белокаменного храма (и монумен-тальной храмовой живописи, иконописи) свойственны компактная пластичность, скругленность форм, простота, спокойствие, ясность (собор Василия Блаженного в Москве, Святой Софии в Киеве, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и др., работы Ф. Грека, А. Рублева). При рассмотрении собственно литературных явлений Средневековья необходимо видеть их аналоги в других видах искусств.

Огромный идейный переворот, произведенный эпохой Ренессанса во всех областях культуры, получил блестящее выражение в сфере архитектуры, скульптуры и живописи (соборы Брунеллески, фрески и статуи Джотто, Мазаччо, Донателло, Микеланджело, живопись Боттичелли, Л. да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана, Тинторетто и др.). В этом поразительном расцвете изобразительных искусств особенно полно выразилось величие эпохи, ее передовые устремления, огромный сдвиг, произошедший в сознании людей Ренессанса, обратившихся к культу земной жизни и чувственной красоты. Художники переключают религиозные сюжеты в земной план, овладевают искусством портрета, выражением психологической характе-ристики героя, в их работах появляется ракурс и перспектива. Люди в изображении ренессансных художников и скульпторов выглядят одновременно и совсем живыми, и необыкновенными, как бы переведенными в какой-то высший, монументальный план. Так современное возводилось в ранг вечного, житейское приобщалось к героическому, утверждалась «богоподобность» реального человека. Данные новации нашли свое специфическое воплощение в художественной литературе.


^ Модуль № 1: Литература Средневековья

Хотя возникновение Библии относится к периоду античности, мы считаем целесообразным изучать ее как литературный памятник в курсе средневековой литературы. Это связано с тем, что христианство не оказало значительного воздействия на культуру и литературу античности. Библия, ее сюжеты, мотивы, герои стали основными в литературе эпохи Средневековья и на последующих этапах развития культуры.

Слушатели курса должны узнать и прокомментировать значение слова «Библия», рассмотреть ее состав, указать датировку различных частей, уяснить идейный смысл, тематику, проблематику, жанровую специфику тех разделов литературного памятника, которые указаны в списке для обязательного чтения. Необходимо помнить, что Библия – уникальная книга, в которой сконцентрированы духовные завоевания человеческого общества, заложена программа морально-этического развития как всего человечества, так и отдельной личности. Для нас она интересна и важна и как памятник мировой культуры. Среди текстов Библии есть немало художественно совершенных произведений, которые имеют большую литературную ценность (Книга псалмов, Книга притчей Соломона, Песня Песней и др.).

Библия включает в себя ритуальные и юридические кодексы, хроники, мифические народные песни и гимны (победные, погребальные, сатирические, свадебные), эротическую лирику, притчи, басни, загадки, сказания, легенды. Необходимо обратить особое внимание на библейские сказания «Продажа Иосифа», «Вавилонская башня», «Самсон и Далила», «О смерти Моисея». Из притч интересна притча о винограднике, притчи-афоризмы Соломона.

В Новый Завет вошли 4 Евангелия (Матфея, Марка, Луки, Иоанна) и откровение Иоанна Богослова. Центральный эпизод завета – Нагорная проповедь (Лук. VI, 17-20; Матф., V,1, 2). В Галилее Иисус Христос при избрании 12 апостолов сошел с ними с вершины горы, исцелял людей и проповедовал (изложены основные христианские заповеди). Притчи Христовы – наставления, заимствованные из подобий окружающей природы или примеров, взятых из обыкновенной жизни человека, которые нередко Иисус Христос предлагал своим ученикам в поучение или назидание (притча о сеятеле, о плевелах, о талантах, о благодетельном Самарянине, о блудном сыне).

Высокая эстетическая ценность Библии обусловила широкое использование ее сюжетов и образов мастерами кисти и пера. В сокровищницу мировой культуры навсегда вошли фрески, мозаики, скульптуры, картины на библейские темы. Из Святого писания черпали вдохновение П. Рубенс, Х. Рембрандт, Р. Веласкес, А. Дюрер, В. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель и др. К библейским образам обращались гениальные композиторы Й. Бах, Ф. Шуберт, К. Вебер, А. Шнитке и др. Философско-эстетические идеи Библии воплощали в своем творчестве многие писатели мира. Среди них – Данте А., Дж. Мильтон, Дж. Г. Байрон, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Куприн, Л. Андреев, М. Булгаков.

Рассмотрение особенностей литературы Средневековья нужно начать с установления хронологических границ периода (IV – XIII вв.), анализа общественно-политических процессов, которые происходили на территории бывшей Римской империи в IV – X вв. (существование и распространение варварских племен, «великое переселение народов», появление новой общественной формации – феодализма и др.), развитие из «вульгарной латыни» и местных диалектов романских, германских и романо-германских языков, влияние на зарождение и развитие средневековой литературы традиций народного творчества, культурных воздействий античного мира и христианства. Необходимо отметить поворотный момент в истории и культуре Средневековья – чрезвычайный подъем в XII – XIII вв. городов как новой общественно-политической силы, а следовательно, параллельное существование 3 особых литературных потоков – народного, клерикального и феодально-рыцарского, интенсивное развитие городского искусства и литературы.

В течение Средних веков христианское учение глубоко проникло в моральное сознание и быт верхушки общества и народных масс. На протяжении всего раннего Средневековья католическая церковь выдвигала идею теократии – претендовала на высшее управление государством. До XIII в. церковь обладала монополией на образование, в V – VI вв. ею был окончательно установлен состав дисциплин: тривий (грамматика, риторика и диалектика (формальная логика)) и квадривий (геометрия, арифметика, астрономия, музыка). Божественная наука – теология, учившая распознавать Божий промысел, была непререкаемым авторитетом во всем: в философии, этике, эстетике, политике, юриспруденции. Приоритет отдавался не законам науки, а божественным догмам церкви. Выше всего ставились «богооткровенные истины», авторитет Священного писания и «отцов церкви». Свободные исследования, разум, опыт отрицались как опасные соблазны, путь к заблуждению. Философия объявлялась «служанкой богословия». Христианская церковь разработала аскетическую доктрину равнодушия к мирским благам и покорности всякой земной власти, поскольку земное существование ничтожно, по сравнению с вечной загробной жизнью.

Католическая церковь оказала огромное влияние на литературу. Целый ряд весьма популярных в средневековой литературе жанров – религиозные гимны, духовные стихи, жития святых и др. – церковного происхождения. Внутри церкви зародилась культовая драма. Ранняя историография и различного рода дидактика в значительной степени следуют монастырско-латинским образцам. Христианская легенда ввела в обиход средневековой поэзии огромный международный фонд всякого рода сказаний и мотивов новеллистического характера. Не менее значительно то общее влияние религиозного мышления, которое проявилось в жанрах, по своему характеру вовсе не религиозных, таких, например, как религиозные мотивы в героическом эпосе или мистическая концепция любви в некоторых формах рыцарской лирики. Точно так же католическое учение о «двух реальностях», из которых земная якобы является лишь слабым отражением или подобием небесной, лежит в основе распространенного в средневековой поэзии аллегорического, или символического, восприятия действительности.

В Средневековье получили широкое распространение и героический эпос, и увлекательный рыцарский роман, и рыцарская лирика, подготовившая успех европейской лирики эпохи Возрождения, и жанры городской литературы, стоявшие у истоков ренессансной реалистической новеллистики. Несмотря на существенные различия в поэтике, все эти литературные жанры основываются на специфическом художественном методе, связанном с господством в данную эпоху теории двух реальностей (земной и потусторонней).

Художественное восприятие мира в средневековой литературе сближалось с религиозным, а символы, оставаясь символами, приобретали вещественную форму. Отсюда и важнейшие особенности художественного метода – аллегоризм, символизм. Ценностная иерархия получает выражение в строгом разграничении и регламентации жанров, подчинении художественного мира определенным «правилам» и «моделям», «формульности» языка художественной литературы, располагавшего для любой темы набором лексических, синтаксических, риторических клише. Вырабатываются специфические формы типизации и идеализации, художественное сознание ориентируется на постижение человека как определенного общественного сословия, игнорируя индивиду-альные черты. В основе хронотопа лежит присущее средне-вековому сознанию двоемирие. Согласно иерархическому представлению («подлунный мир» и «занебесный мир») время и пространство земной жизни человека и всего человечества является лишь тенью безграничного «небесного мира» и вечности «будущего века», и потому замкнуты в себе, ограничены. Человек – наименее значимый элемент пространственно-временных отношений: отведенные ему время и пространство иллюзорны, он не способен понять смысл своей судьбы, закономерности окружающей действительности.

На практическое занятие в данном модуле выносится тема «Средневековый героический эпос», в которой анализируются «Слово о полку Игореве» и «Песнь о Роланде». Все остальные темы слушателями курса прорабатываются самостоятельно.

При рассмотрении на занятии эпической поэмы «Песнь о Роланде» необходимо показать исторические условия возникновения героического эпоса феодальной эпохи и сделать целостный анализ произведения (преломление исторических событий, их художественная интерпретация, пробематика произведения, идея, система образов, художественные особен-ности, значение для историко-литературного процесса). Допол-нительным заданием является сравнение французского эпоса с эпосом других стран, выявление сходного и отличного. Самостоятельно студенты могут проработать вопрос об авторстве «Песни».

При анализе французских эпических поэм студенты должны указать время их создания, количество дошедших до нас произведений, особенности жанра «шансон де жест» и их бытования (певцы-жонглеры). Необходимо также охарактеризовать три основные темы, составляющие содержание французского эпоса: оборона Родины от внешних врагов (мавров, норманнов, саксов и др.); верная служба королю, охрана его прав и искоренение изменников; кровавые феодальные распри. При анализе системы образов поэмы интересно рассмотреть разные подходы при создании идеализированного героя. Сравнив Карла Великого как персонажа «Песни» с его прототипом, можно сказать о намеренном создании образа доброго, мудрого и справедливого короля. Роланд – могучий и блестящий рыцарь, образец доблести и благородства, он целиком отдает свои силы служению королю, народу, Родине. В образе Роланда и Оливье противопоставляется одно и то же положительное начало – рыцарская и человеческая доблесть (необузданная безрассудная смелость – благоразумие), причем автор показывает красоту и достоинство каждого героя. Суровый стиль «Песни о Роланде», ее величавая строгость и энергичная сжатость изложения, отсутствие темы любви, интимных, комических, бытовых мотивов находится в полном соответствии с характером сюжета и идейного замысла.

Студентам необходимо также прочитать образец испанского героического эпоса – «Песнь о моем Сиде», проанализировать тематику, проблематику, систему образов, композиционные и стилевые особенности. Особо нужно отметить, что в поэме отсутствует исключительность рыцарских чувств, значительна роль бытовых мотивов, семейной тематики. Сид изображен исполненным самосознания и достоинства, но вместе с тем добродушия и простоты в обращении со всеми, он чужд аристократической спеси. В отношении стиля испанский эпос отличается от французского более сухим и деловым способом изложения, обилием бытовых черт, почти полным отсутствием гиперболизма и элемента сверхъестественного, как сказочного, так и христианского. В заданиях для самостоятельной работы предлагается охарактеризовать Сида и сопоставить его с Роландом («Песнь о Роланде»), рассмотреть проявления демократизма тематики, проблематики, стиля «Песни о Сиде».

При анализе немецкого эпоса «Песнь о Нибелунгах» необходимо отметить причудливое сочетание в нем мифологических представлений, идущих от полуварварской древности, с выражением принципиально новых отношений между людьми, которые свойственны феодально-христианской эпохе и рыцарскому роману. Нужно обратить внимание на многочисленные разнородные и разновременные источники сюжета, разноплеменной состав героев, что обусловило стилистическую пестроту произведения и почти полное отсутствие в нем патриотического пафоса. В отличие от эпических поэм других национальных культур, «Нибелунги» значительно глубже в художественном отношении отображают человека как личность, которая борется за свои права в жестоком мире внутри- и межродовых противоречий. Самостоятельно студенты могут провести сопоставительный анализ «Песни о Нибелунгах» с эпическими поэмами Франции, Испании, Англии, а также написать реферат «Синтез архаики и куртуазии в «Песне о Нибелунгах».

Невозможно составить полное представление о средневековом западноевропейском героическом эпосе, не прочитав англо-саксонской поэмы «Беовульф». Важно увидеть в произведении характерные и оригинальные, национальные черты. В заданиях для самостоятельной работы студентам предлагается охарактеризовать сюжетику произведения, его идейно-художественное своеобразие, ответить на вопрос: «Можно ли считать Беовульфа трагическим заложником идеи рока?»

Важное место в данном курсе должна занять характеристика литературы эпохи развитого феодализма (лирика трубадуров, миннезингеров, вагантов). Необходимо отметить временные рамки данного литературного явления, охарактеризовать термин «куртуазия», раскрыть эстетику поэтов-трубадуров и миннезингеров, проанализировать жанровую систему их лирики (кансона, сирвента, тенсона, пасторела, альба, баллада, романс, плач и др.). Студенты должны увидеть в рыцарской поэзии утверждение чисто светского, жизнерадостного идеала в противоположность церковной аскетической догме, душившей мысль и чувства, зарождение интереса к явлениям реального мира и к процессу душевных переживаний, стремление к земной радости, материальной красоте, но в то же время к благородству чувств (Маркабрю, Бертран де Вентадорн, Бертран де Борн, Джауфре Рюдель и др.). Поэзия немецкого рыцарства – миннезанг, в большинстве своем имеет переводной или подражательный характер, но в лучших своих достижениях возвышается до подлинной творческой самостоятельности. Одно из направлений рыцарской любовной лирики миннезингеров архаично по своему стилю, тесно примыкает к народной песне и еще мало затронуто идеями рыцарского служения Прекрасной Даме (Кюренберг, Дитмар фон Айст и др.), другое – испытывает непосредственное влияние поэзии провансальских трубадуров (Генрих фон Фельдеке, Фридрих фон Хузен, Генрих фон Морунген, Рейнмар фон Хагенау и др.). Поэзия Вальтера фон дер Фогельвейде объединила в творческом синтезе оба направления: сохранив развитую композицию и стилистичекую форму куртуазной лирики, поэт наполняет ее новым содержанием, разрушая узкую сословную ограниченность «высокой» тематики аристократического культа Дамы. При анализе творчества вагантов (или голиардов) необходимо обратить внимание на эстетику авторов и идейно-тематическую направленность их поэзии (независимость в суждениях, поступках, политических и эстетических пристрастиях, близость поэзии народному творчеству, ее обличительный и гедонистический характер, отказ от условных штампов трубадуров, смешение стилей и др.). Самостоятельно студентам предлагается прочитать основную научную литературу по теме, выявить новаторство (прежде всего, жанрово-стилевое) поэзии средневе-ковых провансальских и северофранцузских авторов.

Обзорно студенты должны познакомиться с произведе-ниями древней (архаической) литературы – кельтским (уладским циклом) и древнеисландским эпосом (песни «Эдды»). Необходимо подчеркнуть связь данных циклов с культурой родового строя каждой страны, указать на отражение в них мифов, местных преданий и поверий, выражение идеализированного представления о героической личности, отметить особенности тематики, пробле-матики, системы образов, композиции, стиля.

Слушателям курса предлагается также охарактеризовать особенности поэтики рыцарского (куртуазного) романа, выделив следующие ее содержательные признаки: возвышенная героика, доминирующая тема любви в сочетании со сказочными фантастикой и экзотикой, национальный и исторический маскарад, авантюрный характер сюжетных перипетий, исключительный герой, действующий в исключительных обстоятельствах ради достижения своего собственного, сугубо личного счастья, а не общенационального благополучия и др. Все рыцарские романы можно сгруппировать в 3 цикла: античный, бретонский (артуровский), византийско-восточный. Текстуально студентам предлагается познакомиться с подлинной жемчужиной куртуазного эпоса – «Романом о Тристане и Изольде». В задания для самостоятельной работы включено сопоставление рыцарского романа и эпической поэмы (роман «Тристан и Изольда» и «Песнь о Роланде»), что позволяет расширить и углубить представления о жанре куртуазного романа.

Обзорно рассматривается городская и народная литература Средних веков (сатира и драма). Нужно отметить связь данной литературы с изменениями в общественной жизни Франции и Германии XVIII в. (рост городов, формирование цеховой системы и политических союзов, оживление торговых связей, интенсивные культурные взаимоотношения между странами, образование национального литературного языка, появление новой социальной силы – бюргеров, горожан, со своим мировоззрением, жизненными ценностями, эстетическими вкусами и потребностями и др.). Студенты характеризуют жанровую систему городской и народной литературы Средних веков (басня, миракль, мистерия, соти, фаблио, фарс, моралите, пародия, баллада и др.), отмечают особенности поэтики каждого жанра, подбирают соответствующие примеры. В заданиях для самостоятельной работы им предлагается раскрыть особенности эпических и лирических жанров городской литературы Средневековья, законспектировать статью А. Михайлова «Средневековый роман и повесть». Народную культуру и театр Средних веков, жанры фаблио и шванков можно охарактеризовать в рефератах на данные темы.

Особое внимание должно быть уделено анализу лирики Ф. Вийона (цикл стихотворений и лирическая поэма «Малое завещание», книга стихотворений «Большое завещание»). Рассматриваются факты биографии поэта, его трагическая судьба, характеризуются основные темы его произведений (смерти, бренности человеческого существования, социального нера-венства), отмечаются черты новаторства поэзии автора (имитация речевых стилей, жаргонов, умение перевоплощаться в своих героев, мастерство речевой характеристики персонажей, тонкий психологический самоанализ, наполнение новым гуманистическим содержанием традиционной системы средневековых жанров). Самостоятельно студентам предлагается охарактеризовать образ лирического героя Вийона в «Малом» и «Большом» завещаниях, выделить черты новаторства его лирики, сделать целостный анализ одного стихотворения поэта. Итоговым может стать вопрос: «Какие черты поэтического наследия Вийона позволяют характеризовать его как пограничного поэта Средневековья и эпохи Возрождения?»

В данном курсе необходимо рассмотреть процесс становления и развития древнерусской литературы, раскрыть ее художественную специфику, характер жанров и стилей, роль в возведении величественного здания национальной русской художественной культуры XVIII – XX вв. Студенты должны указать хронологические границы древнерусской литературы, увидеть ее связь с процессом формирования раннефеодального государства, отражение в ней различных периодов развития общественных и социальных отношений на Руси. Важно обозначить основные специфические особенности древнерусской литературы, отличающие ее от литературы Нового времени. Это рукописный характер бытования и распространения, анонимность, имперсональность произведений, невыделенность в самостоятельную область общественного сознания, неразрывная связь с философией, наукой, религией, историзм литературы, который носит специфически средневековый характер.

Важно подчеркнуть, что в основе древнерусской литературы лежат высокие нравственные идеалы, вера в человека, в его возможности безграничного нравственного совершенст-вования, в силу слова и его способность преобразования внутреннего мира человека. Неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, древнерусская литература проникнута героическим и патриотическим пафосом. Тема красоты и величия Руси – одна из центральных ее тем. В литературе данного периода звучит резкий голос осуждения политики князей, сеявших кровавые феодальные раздоры, ослаблявших политическое и военное могущество государства.

Ведущими принципами художественного метода древне-русской литературы является символизм, историзм, ритуальность, или этикетность, дидактизм. Для него характерна строгая фактографичность и идеальное изображение действительности. Будучи единым, этот художественный метод по-разному проявлялся в конкретных произведениях. В зависимости от жанра, времени создания произведения, степени талантливости его автора эти принципы получили различное соотношение и стилистическое выражение. Историческое развитие древнерусской литературы шло путем постепенного разрушения ее метода, освобождения от этикетности, дидактизма и христианской символики.

Разнообразны и специфические жанры литературы данного периода. Церковная литература, связанная с ритуалом христи-анского культа, имела такие жанры, как «слово», Четьи-Минеи, Патерики, жития, «хождения» и др. Система жанров мирской (светской) литературы включала исторические и воинские повести, сказания, предания, летописи, «поучения», хронографы и др. Слушатели курса должны знать названия жанров, особенности их поэтики, основные художественные произведения этих жанров. Им следует помнить, что каждый жанр древнерусской литературы обладал устойчивой внутренней композиционной структурой, своими канонами и имел свои стилистические «шаблоны». Развитие русской литературы данного периода в целом идет путем постепенного разрушения устойчивой системы церковных жанров, их трансформации. Жанры же мирской литературы подвергаются беллетризации: в них усиливается интерес к внутреннему миру человека, психологической мотивировке его поступков, появляется занимательность, бытовые описания.

Студенты должны обратить внимание на историю изучения древнерусской литературы. Среди имен ученых, внесших наибольший вклад в процесс опубликования и научного изучения произведений в XX в., необходимо назвать Д. Лихачева, А. Орлова, Н. Гудзия, В. Андрианову-Перетц, Л. Дмитриева, И. Еремина, О. Творогова, А. Панченко и др.

В данном курсе студенты знакомятся со знаменитыми древнерусскими произведениями «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», «Задонщина». При этом «Слово о полку Игореве» выносится на практическое занятие.

Знакомство с «Повестью временных лет» начинается с прочтения таких сюжетных отрывков, как «Хождение апостола Андрея», «Предание об освобождении Киева», «Притча об обрах», «Повесть о взятии Олегом Царьграда», «Сказание о смерти Олега от коня», «Об убийстве Игоря и мести Ольги древлянам», «Начало княженья Святослава, сына Игорева», «Хождение Ольги в Царьград», «Повесть об осаде Киева печенегами», «О Владимире Святославиче», «Сказание о Кожемяке», «Сказание о Белгородском киселе», «Битва на Нежатиной ниве», «Повесть об ослеплении Васильки Теребовльского».

При анализе следует говорить о творческой истории произведения (гипотезы А. Шахматова, Д. Лихачева, Б. Рыбакова), о составе летописного свода, его источниках, раскрыть идейное своеобразие, проблематику, указать особенности стиля и языка повествования, отметить историко-литературное значение памятника. Нужно подчеркнуть, что в центре летописного повествования находится Русская земля, ее историческая судьба, начиная с момента возникновения и заканчивая первым десятилетием XII в. Автором руководит высокая патриотическая идея могущества Руси, ее политической самостоятельности. Его высказывания и рассказы необычайно злободневны, публицис-тичны, исполнены резкого осуждения княжеских усобиц и распрей, призыва беречь родную земля, не посрамить ее в борьбе с внешними врагами. Особо необходимо отметить богатство жанров, включенных в «Повесть», - погодные записи, исторические повести и сказания, агиографические произведения, послания, притчи, предания, жития, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания и др. При ознакомлении с текстом «Повести» слушатели курса должны подобрать примеры, говорящие о ее жанровом многообразии.

При знакомстве с другим древнерусским памятником – «Поучением Владимира Мономаха», необходимо отметить назначение этого произведения, его основную идею, темы, нарисовать образ повествователя, который дает представление о личности самого автора. Студенты должны доказать и проиллюстрировать следующий тезис: в «Поучении» на примере богатого жизненного опыта Владимир Мономах дает высокий образец служения князя интересам своей страны.

Изучение знаменитого литературного памятника «Слово о полку Игореве» выносится на практическое занятие, причем оно сопоставляется с произведением французского героического эпоса «Песнью о Роланде». Нужно рассмотреть историю открытия и опубликования «Слова», охарактеризовать сюжет и фабулу, идейные и жанровые особенности, систему образов и средства художественной выразительности. Особо нужно отметить сплав литературной и фольклорной традиций в тексте как особенность стиля певца Бояна. Кстати, спорные вопросы изучения «Слова» (авторство, образ Бояна, «темные» места текста, предполагаемое место исторического события и др.) обязательно должны быть затронуты на данном занятии. Студенты самостоятельно готовят доклад об изучении древнерусского памятника, сравнивают «Слово» и «Повесть о походе Игоря Святославовича» Киевской летописи, выбирают и заучивают отрывок наизусть. Важной и интересной темой для беседы на практическом занятии по данному произведению может стать характеристика мотивов и образов «Слова» в других видах искусств, разработка темы «Слово о полку Игореве» и Донбасс». Расширить и углубить знания поможет рубрика «Задания для самостоятельной работы», где предлагается сравнить несколько поэтических и прозаических переводов «Слова» и выбрать наиболее удачный. Студенты также могут написать доклад на тему «Слово» и «Задонщина»: сходства и отличия».

Необходимо отметить, что «Задонщина» посвящена прославлению победы русских войск над монголо-татарскими полчищами, фактический материал для нее автор черпал из летописной повести, а литературным образцом служило «Слово о полку Игореве». Причем использование поэтического плана и художественных приемов «Слова» в «Задонщине» обусловлено замыслом произведения, где сознательно сопоставлялись события прошлого с событиями современными: если «Слово» призывало русских князей к единению для борьбы с кочевниками, то «Задонщина» прославляла объединение русских князей, благодаря которому и была одержана победа над чужеземцами. Весь пафос исторического замысла произведения – в сближении событий прошлого и настоящего.

Задания для самостоятельной работы несколько расширяют круг произведений древнерусской литературы для обязательного изучения. Они касаются житийной литературы и хождений, предлагают сопоставить язык древнерусского слова и кисти (иконопись, работы А. Рублева).

Особое место в курсе уделяется средневековой восточной лирике. Анализируя поэзию китайских авторов VIII в. Ли Бо и Ду Фу (работали в жанре стиха – кит. «ши»), необходимо отметить черты сходства и отличия в их поэтической манере. В лирике Ду Фу явственны черты конфуцианства, она проникновенна и тонка. Автор является певцом своих одиноких дум, выразителем интимных движений души. Ему удалось сплавить форму древних песен с острейшим современным содержанием, насытив их приметами дня, живыми и образными деталями, активно вводить разговорную речь («В зимний день думаю о Ли Бо», «Грустно. Осенний дождь», «В снегу», «Весенний пейзаж», «Лунной ночью вспоминаю своих братьев», «О чем вздыхаю», «Поднявшись на высоту» и др.). Ли Бо по мировоззрению – приверженец даосизма, его вдохновение спонтанно, сиюминутно, подчинено даосскому принципу «самоестественности». Он творит на грани «удивительного», в соприкосновении реального и ирреального. Ли Бо обладает ярким, романтичным, экспрессивным стилем, особой словесной утонченностью, при этом точность языка у него не внешняя, а внутренняя. Студенты должны познакомиться со стихотворениями автора о природе («Храм на вершине горы», «Летним днем в горах», «Глядя на гору Айвы», «Белая цапля» и др.), о родине, вспоминаемой на чужбине («Ссылаемый в Елан, пишу о подсолнечнике», «Поднявшися на фениксовую террасу у Цзиньлина» и др.), о женской доле («Осенние мысли», «Цзые весенняя», «Цзые зимняя», «Осенние чувства» и др.). Осваивая тему, слушателям курса нужно выбрать 2-3 стихотворения Ли Бо и Ду Фу и выучить их наизусть.

Значительное внимание необходимо уделить творчеству средневековых таджикско-персидских поэтов. В первую очередь это О. Хайям. Студенты должны получить представление о личнос-ти поэта, его разносторонных способностях (математика, астроно-мия, врачевание и др.), о радикальных для того времени фило-софских взглядах (материалист-диалектик, дуалист), о враждебных отношениях с реакционным мусульманским духовенством. После знакомства с рубаи Хайяма слушатели курса должны увидеть в них отражение мировоззренческих позиций автора (гуманизм, свободолюбие, вольномыслие, эпикурство, стихийный матери-ализм, ирония и скепсис), выделить и охарактеризовать основные темы, проблемы поэзии (вопросы смысла жизни и смерти, устройство Вселенной и космос, обличение Бога, всех установлений мусульманской религии, прославление красоты и радостей жизни, любви, культа вина и др.), художественные особенности (афористичность, эстетика недоговоренности и умолчания, неопределенности и двойственности авторской позиции, нарочитая незавершенность мысли), назвать лучших переводчиков на русский язык (И. Тихоржевский, В. Державин, О. Румер, И. Сельвинский). Задания для самостоятельной работы способствуют углублению знаний студентов по данной теме: предлагается создать свою классификацию произведений автора, выучить несколько рубаи поэта наизусть.

Хафиз должен быть представлен в данном курсе как поэт, в творчестве которого жанр газели достиг своей кульминации, вершины развития. Его газели – ряд, связка тем, объединенных весьма отдаленными, едва уловимыми ассоциативными связями. При этом произведение обладает определенным единством, но не логически-рациональным, а единством настроения, внутреннего чувства. Часть его наследия имеет суфистское содержание, т. е в них в мистической форме, в образах-символах прославляется Аллах. Но в основном в газелях Хайама развивается интимно-лирическая тема, идет чередование реального, земного и мистического, символистского планов. Для поэта характерна блестящая стихотворная техника: афористичность, изящность выражения, декоративность стиля, богатство образов-метафор, образов-символов, поэтических фигур-тропов, параллелизм образов, игра омонимов, звукопись. Дополнительно в заданиях для самостоятельной работы студентам необходимо охарактеризовать тематику и жанровую специфику газелей, особенности восприятия творчества Хафиза в западноевропейской и русской литературах.

Кроме того, предполагается ознакомление слушателей курса с творчеством других поэтов средневекового Востока – Рудаки, Саади, Низами. Соответствующие задания помещены в раздел для самостоятельной работы.


^ Модуль № 2: Литература эпохи Возрождения

Литература эпохи Возрождения (Ренессанса) привлекает своей яркостью и многообразием. Мы находим здесь замечательные образцы эпической (Данте А.) и лирической (Ф. Петрарка, П. Ронсар, У. Шекспир) поэзии, первые образцы новеллистического жанра (Дж. Боккаччо) и первые великие романы (Ф. Рабле, М. Сервантес). В Англии и Испании великолепного расцвета достигает драматургия (У. Шекспир, Лопе де Вега).

При характеристике эстетики литературы Возрождения необходимо указать на ее связь с изменениями общественного уклада в западноевропейских странах, и в первую очередь Италии, в XIV – XV вв. (зарождение капиталистических отношений). Культурные деятели этой эпохи, представители новой светской интеллигенции, вели непримиримую борьбу с теологией, схоластикой, аскетизмом, мистикой, с подчинением литературы и искусства религии, характерными для эпохи феодализма. Они стремились создать новую культуру, основанную на принципе свободного развития автономной человеческой личности, ее освобождения от стеснительной опеки религии и церкви. Наименованием «гуманисты» они подчеркивали светский характер создаваемой ими культуры, ее устремленность к удовлетворению чисто человеческих, земных интересов. Характерной чертой деятельности гуманистов являлось «открытие мира и человека», страстная жажда знания, стремление к преобразованиям и изобретениям во всех областях жизни.

Гуманисты подвергли строгой критике всю средневековую систему воспитания. Веря в исконную доброту человеческой природы, они выступили против аскетического направления в средневековой педагогике. Ренессансные деятели повели борьбу со схоластикой, решительно отвергли принцип подчинения науки и философии богословию, выдвинули положение о всестороннем развитии человеческой личности во всем многообразии ее духовных и физических свойств (Л. Бруни, В. да Фельтре). Проведенная реформа высшего научного образования (Болонский университет) поставила на первое место изучение не богословия, а права и медицины, т. е. практических, опытных наук. Также возникла новая светская философия, опирающаяся на достижения античной философии.

Культура эпохи Возрождения – новый качественный скачок, по сравнению со средневековой культурой, в методе художественного познания действительности. Это существенный шаг по пути освобождения человека от идеи двоемирия. На смену теоцентрическим представлениям о мире, ставящим в центр мироздания Бога, приходит идея антропоцентризма, согласно которой человек объявляется центром Вселенной и «венцом творения». Человеку открывается красота окружающего мира и ценность реального времени его земной жизни. Он осознает себя остающимся жить и после смерти – в своих потомках, в человечестве, в творчестве.

Одна из центральных проблем культуры Возрождения – проблема ренессансного реализма. Гуманизм рассматривается как своеобразная идеология, составляющая смысл и определяющая основную направленность ренессансной культуры – стремление создать светскую культуру с человеком в центре ее. Общей особенностью ренессансного гуманизма является восприятие человеческой личности, прежде всего, в ее связях с природой, как части природы. Но многие деятели Возрождения не ограничивались этим, они выдвигали требование общественной активности личности, подчеркивали необходимость гармонии между человеком и обществом. Индивидуалистический гуманизм Ренессанса здесь дополняется гражданским гуманизмом, направленным против общественной несправедливости и тирании.

В художественном методе ренессансной культуры происходило формирование реалистических принципов. Не довольствуясь правдивым воссозданием реальности, деятели искусства Возрождения выявляют глубинную сущность изображаемого, в том числе его социальные корни. Однако взаимосвязи между человеком и социально-историческим временем, социальным пространством (общественной средой), изображение действительности во всех ее трагических противоречиях и сложных связях оказывается возможным лишь в позднем Возрождении (в творчестве Сервантеса, Шекспира), когда ренессансное искусство вступает в период кризиса и обнаруживаются глубокие противоречия ренессансного мировоззрения, а гуманизм окрашивается в трагические тона.

Во втором модуле на практические занятия выносятся следующие темы: «Божественная комедия» Данте А., «Роман эпохи Возрождения» (на выбор – роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» или М. Сервантеса «Дон Кихот»). Все остальные темы изучаются студентами самостоятельно.

Творчество Данте А. в учебниках и учебных пособиях занимает разное положение, рассматривается то в рамках эпохи средних веков, то Возрождения. Мы включаем его творчество в анализ литературы Возрождения в качестве переходного этапа развития итальянской ренессансной литературы. Данте как автор «Новой жизни» и «Божественой комедии» был сыном своего века, в его творчестве причудливо переплетаются отголоски прошлого и порывы в будущее, пережитки средневекового сознания и мощный жизнеутверждающий пафос ренессансного реализма.

Изучению жизни и творчества Данте посвящено практическое занятие. На нем рассматриваются основные вехи жизненного пути поэта, трагедия его изгнания, обзорно изучаются лирическая автобиография «Новая жизнь», трактаты «Пир», «О народной речи», «Монархия». Основное внимание студентов должно быть сосредоточено на анализе поэтики «Божественной комедии», причем детально рассматриваются ключевые «Песни» первой части – «Ада» (I, III, IV, V, X, XII, XIX, XXVI, XXVIII, XXXII, XXXIII, XXXIV). Необходимо раскрыть смысл названия произведения, охарактеризовать особенности жанра средневековой комедии, композиции, показать символизм и аллегоризм повествования. Рассматривая изображение Ада и Рая, студенты должны показать их нравственный смысл, значение Чистилища в дантовой картине загробного мира, прокомментировать надпись на вратах Ада. Также слушатели курса анализируют указанные «Песни» «Ада», их главных персонажей, обозначают авторское отношение к каждому из них. Особое внимание нужно обратить на поэтическое мастерство Данте, значение его творения и на долгую жизнь в веках. Кроме того, предполагается обязательное знакомство студентов с монографией И. Голенищева-Кутузова «Данте» и обсуждение ее на занятии, рассмотрение вопроса о переходном характере творчества Данте, сопоставление иллюстраций к произведению различных художников, изучение отрывка из «Божественной комедии» наизусть.

Необходимо особо подчеркнуть, что жанровая форма дантовой комедии – явление в своем роде уникальное, синтезировавшее в себе многовековую литературную традицию (Гомер, Вергилий, средневековый жанр «видений», или «хождений по мукам») и беспрецедентное по поэтической смелости и продуманной художественной целесообразности новаторство. Данте создал мир «Божественной комедии» как некий пространственно-временной универсум, соответствующий христианской концепции бытия, усложнив его мощной поэтической фантазией, отвечающей новым гуманистическим представлениям.

При знакомстве с Ф. Петраркой студентам необходимо прочитать информацию о жизни и творчестве, в целом охарактеризовать его художественные и научные произведения на латинском языке (поэма «Африка», книги «О знаменитых мужах», «О достопамятных вещах», «О презрении к миру» и др.) и подробно остановиться на знаменитом стихотворном сборнике на итальянском языке «Канцоньере», посвященном возлюбленной мадонне Лауре. Необходимо отметить, что, несмотря на идеально-платоническую окраску любви Петрарки, его Лаура не теряет своих реальных очертаний, сам поэт не свободен от чувственного влечения к ней. Многочисленные описания красоты любимой – повод для выражения переживаний влюбленного в нее поэта. Книга стихов рисует мучительное раздвоение автора между возвышенным платонизмом и чувственной земной любовью, греховность которой он сознает. Петрарка мастерски изображает борьбу с этим чувством, тщетное стремление от него отказаться. Идеологический конфликт в его сознании сообщает любовной лирике драматизм, рождает динамизм образов и настроений. Значение лирики Петрарки заключается в освобождении им итальянской поэзии от мистики, аллегоризма и отвлеченности. Впервые у поэта любовная лирика стала служить прославлению реальной земной страсти.

В заданиях для самостоятельной работы по творчеству Петрарки от студентов требуется выяснить отношение писателя и ученого-гуманиста к античному наследию, проанализировать жанровый состав «Книги песен», выявить отличие в образе лирического героя и его любовного чувства от трубадуров, поэтов «нового сладостного стиля», сопоставить разные переводы сонетов автора, выучить одно стихотворение наизусть.

Обращение к творчеству Боккаччо в данном курсе ограничивается знакомством с отдельными новеллами «Декамерона» (нов. 2, день 1; нов. 3, день 1; нов. 4, день 2; нов. 8, день 3; нов. 1, день 4; нов. 9, день 5; нов. 10, день 6; нов. 10, день 10 и др.). Слушатели курса должны раскрыть смысл названия произведения, рассказать о сюжетном обрамлении новелл (пир во время флорентийской чумы 1348 г.), об особенностях композиции, охарактеризовать рассказчиков, проанализировать эмоциональный тон, настроение сборника, его источники, выделить основные тематические группы произведения. Важно подчеркнуть, что «Декамерон» открывает историю итальянской художественной прозы, наносит удар религиозно-аскетическому мировоззрению и дает необычайно полное, яркое и разностороннее отражение современной итальянской действительности. В жанровом отношении Боккаччо доводит до высокого совершенства небольшую прозаическую повесть-новеллу. Автор создал в произведении стиль итальянской прозы, которая до него была примитивной и безыскусной. В динамичных диалогах, переполненных поговорками, каламбурами, он использовал живой флорентийский язык. Кроме того, Боккаччо искусно сочетал в «Декамероне» быт и романтику, комизм обыденной жизни и трагизм сильных страстей. Задания для самостоятельной работы и предложенные рефераты по теме расширят и углубят знания студентов.

Тема «Роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» выносится на практическое занятие. Необходимо рассмотреть жизненный и творческий путь писателя, его эстетические взгляды. При анализе произведения важно охарактеризовать истоки сюжета, жанровые особенности, проблематику, гуманистические идеалы и утопические черты текста, представить главных персонажей и указать основные средства их создания. Особое внимание студенты должны обратить на художественные особенности романа (различные формы комического, карнавальный смех, реалистический гротеск и др.). При этом предполагается обязательное знакомство с работой М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (М., 1990), с комментариями к различным изданиям романа. Слушатели курса должны также подобрать примеры из текста, которые доказывали бы, что «Гаргантюа и Пантагрюэль» - один из самых филологичных в литературе эпохи Возрождения.

Рабле в своем романе высмеивает отдельные стороны феодализма – суд, войны, систему воспитания, богословскую метафизику и религиозный фанатизм. Разоблачая всю низость и глупость средневековых учреждений и понятий, автор противопоставляет им новое, гуманистическое мировоззрение, для которого наиболее характерны требования свободы человеческой личности от всяких уз, стихийный материализм, антифеодальные тенденции. В педагогической системе Рабле выдвигает принцип равномерного гармоничного развития душевных и физических свойств человека (Тубал Олоферн – Понократ). Ключом ко всякой морали и науке автор считает возвращение к природе. Язык повествования – причудливый, полный синонимических повторов, нагромождений, идиом, народных пословиц и речений – имеет своей задачей передать все богатство оттенков, свойственное ренессансному материально-чувственному восприятию мира, освобожденному от всех пут и ограничений средневекового мировоззрения.

На практическом занятии, посвященном роману М. де Сервантеса «Дон Кихот», студенты должны рассмотреть характерные особенности испанского рыцарского романа, основные вехи жизненного и творческого пути Сервантеса, его новеллистическое наследие. Далее необходимо подготовить информацию об истории создания романа «Дон Кихот», показать реализм автора при изображении действительности в произведении, раскрыть образ Дон-Кихота, подчеркивая его двойственность (комизм и трагизм), образ Санчо Пансы, его связь с господином, внешнее и внутреннее противостояние, диалектическое развитие. Самостоятельно слушатели курса должны сопоставить концепцию образа Дон-Кихота в нескольких монографиях, посвященных творчеству Сервантеса (И. Нусинова, Е. Снетковой, К. Державина), законспектировать статью И. Тургенева «Гамлет и Дон Кихот», подготовить сообщение «Сервантес в русских и украинских переводах». Задания для самостоятельной работы призваны углубить представления студентов о главном герое произведения.

Необходимо особо отметить, что роман Сервантеса не был по достоинству оценен современниками автора, и только в XIX – XX вв. был объявлен критиками одним из величайших созданий человеческой мысли. Вместе с тем, глубина и сложность идейного содержания вызвали множество толкований, часто противоре-чивых. Студенты должны рассмотреть основные точки зрения о паре Дон-Кихот – Санчо Панса, которые существуют в западноевропейском и русском литературоведении (А. Шлегеля и др. немецких романтиков, В. Гюго, Дж. Байрона, Г. Гейне, В. Белинского, И. Тургенева, А. Дурана и др.), и выработать свою позицию. Важно также подчеркнуть, что объектом осмеяния в произведении является не только рыцарские романы и весь отживший институт рыцарства, но и современный автору уклад Испании – тирания абсолютизма, безумные военные авантюры, засилие духовенства, привилегии аристократии и хищническое управление страной. Сервантес сочувственно изображает народную жизнь, показывает скрытые духовные возможности крестьянства, обличает социальную несправедливость и насилие. Несмотря на грустный характер большинства эпизодов книги и пронизывающую ее печаль, автор выражает любовь и уважение к человеку, веру в его здоровые и правдивые чувства и отношения, провозглашает оптимистический взгляд на мир. Всему этому соответствует реалистический язык романа, яркий, красочный, богатый оттенками, вобравший в себя множество элементов народной речи. Обобщив в образах двух главных героев основные тенденции и проблемы своей эпохи, Сервантес вложил в них общечеловеческое содержание, потому они приобрели гораздо более широкое значение, сохранив свою жизненность и выразительность и в последующие века.

В заданиях для самостоятельной работы по творчеству Лопе де Веги от студентов требуется познакомиться с разделами учебника или главами монографий, посвященных творчеству драматурга, выписать периодизацию, охарактеризовать эстетические взгляды автора. Предполагается обязательное текстуальное знакомство слушателей курса с пьесой автора «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»). Необходимо проанализировать тему, проблематику произведения, осмыслить идейную специфику, пафос, охарактеризовать главных героев – командора Фернана Гомеса, Лауренсии, Фрондосо, Менго, созданный образ народа. Важно показать, как в пьесе понятие чести из категории дворянских чувств переходит в категорию внесословную, общечеловеческую, как под влиянием дикого насилия в крестьянской массе пробуждается общественное самосознание, происходит сплочение разрозненных членов сельской общины в крепкий коллектив, способный на борьбу и подвиг.

В «Заданиях для самостоятельной работы» приводится целый комплекс вопросов и заданий, позволяющих студентам достаточно глубоко изучить одну из центральных тем курса – «Жизнь и творчество У. Шекспира». Необходимо составить хронологическую таблицу основных фактов жизни и творчества Шекспира, выписать из работы А. Аникста периодизацию его творчества, раскрыть суть «шекспировского вопроса». Студенты должны познакомиться с сонетами (сопоставить шескпировские и петрарковские сонеты, оригинал и разные переводы сонета № 90 Шекспира, сделать доклад о переводах сонетов автора на русский и украинский языки, выучить наизусть сонет № 66), с комедиями (проанализировать типы комических персонажей, образы шутов, принципы комического у Шекспира), с трагедиями «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло» (раскрыть принципы шекспировского психологизма, указать оптимистические черты трагедии «Ромео и Джульетта», проанализировать изменения трагического конфликта в пьесе в зависимости от характера трагедийного героя и понимания им любви в «Ромео и Джульетте» и «Отелло», показать эволюцию образа Гамлета, сравнить героя с Прометеем, выучить монолог Гамлета наизусть).

Наиболее сложной для анализа традиционно оказывается трагедия «Гамлет». Знакомство студентов с критической литературой покажет многообразие истолкования конфликта произведения, разноречивость объяснения причин пассивности и видимого безволия Гамлета, которые присутствуют на данный момент в современном литературоведении. Необходимо глубоко проанализировать само произведение, критически осмыслить все предлагаемые учеными точки зрения и высказать свое отношение к произошедшим в трагедии событиям и Гамлету. Слушатели курса должны обратить внимание не только на характер главного героя, но и на особенности положения, в котором он оказывается. Студент Виттенбергского университета, гуманист, весь ушедший в науку и размышления, державшийся вдали от придворной жизни, Гамлет внезапно сталкивается с убийством, предательством, ложью, фальшью, равнодушием, попустительством. Он должен ополчиться против всего мира, а это невозможно. Гамлет отступает, уходит в себя, погружается в глубины своего отчаяния. Такая позиция героя необычайно заостряет его мысль, делая его зорким и беспристрастным судьей жизни: он срывает маски со всех лжецов и лицемеров, с которыми встречается, разоблачает все старые предрассудки. Шекспир не оправдывает бездеятельность героя, считает ее болезненным явлением, критика XIX в. дала этому свое название – «гамлетизм».

Обзорно студентам необходимо познакомиться с такими темами, как «Поздний период развития гуманизма в Италии (кружок Лоренцо Медичи, М. Боярдо и Л. Ариосто, Т. Тассо)», «Особенности гуманизма в Германии и Нидерландах (Э. Роттердамский, С. Брандт, Г. Сакс)», «Литературная деятель-ность кружков Маргариты Наваррской и «Плеяды» во Франции», «Подготовка Возрождения в Англии (Дж. Чосер, драматургия дошекспировского периода)». Соответствующий материал можно найти в учебнике М. Алексеева, В. Жирмунского и др. «История западноевропейской литературы (средние века и Возрождение)» (М., 2000). Расширить и углубить знания по названным темам можно, выполнив задания для самостоятельной работы: проанализировать образ глупости в сатире северного Возрождения, раскрыть национальные особенности немецкого гуманизма на основе творчества Э. Роттердамского, познакомиться с научными работами, посвященными творчеству П. Ронсара, сделать целостный анализ одного из его стихотворений. Дошекспировская драматургия, жанр утопии в литературе Возрождения, традиции и новаторство творчества поэтов «Плеяды» могут стать темами рефератов и курсовых работ по ренессансной литературе.

                    Слушатели курса должны подвести итог истории мировой литературы Средневековья и эпохи Возрождения, выделить (уже исходя из полученных знаний) главные особенности литературы данного периода, указать важные достижения и их влияние на последующий историко-литературный процесс, показать отношение к литературе Средних веков и Ренессанса в западноевропейской и русской культуре разных периодов, подготовить сообщения о переводах произведений зарубежных авторов на русский язык.


Список текстов для обязательного чтения


Библия: Старый Завет: Первая книга Моисеева. Бытие. Гл. 1-22, 37-48. Вторая книга Моисеева. Исход. Гл. 1-2. Книга судей. Гл. 13-16. Первая книга царств. Гл. 14-42. Книга Иова. Песня Песней Соломона. Новый Завет: Евангелие от Луки. Евангелие от Иоанна.

  1. Италия

Данте Алигьери «Божественная комедия».

Петрарка Франческо Сонеты (№ 13, 35, 61, 134 и др.).

^ Боккаччо Джованни «Декамерон» (I – 1, 2, 3, 10; II – 3, 4, 7; III – 1, 4, 5, 8, 9, 10; IV – 1; V – 9; VI – 10; X – 10).

  1. Франция

«Песнь о Роланде».

Бедье Жозеф «Роман о Тристане и Изольде».

Поэзия трубадуров, труверов, вагантов.

Вийон Франсуа Лирика.

Рабле Франсуа «Гаргантюа и Пантагрюэль».

^ Ронсар Пьер Лирика.

  1. Германия

«Песнь о Нибелунгах».

Поэзия миннезингеров, вагантов.

Роттердамский Эразм «Похвала глупости».

  1. Испания

«Песнь о моем Сиде».

Мигель де Сервантес Сааведра «Дон Кихот».

Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Собака на сене»).

  1. Англия

«Беовульф»

Шекспир Уильям Сонеты (№ 21, 25, 30, 66, 90, 91, 102, 130 и др.). «Гамлет». «Ромео и Джульетта». (Доп. – «Отелло». «Король Лир». «Макбет»).

6. Россия

«Повесть временных лет».

«Поучение Владимира Мономаха».

«Слово о полку Игореве».

«Задонщина».

  1. Литература стран Востока

Китай:

Ли Бо (Ли Тайбо) Лирика.

Ду Фу (Ду Шаолин) Лирика.

Таджикско-персидская литература:

Рудаки (Рудаки Абу Абдаллах Джафар) Газели, рубаи, бейты.

^ Хайям Омар (Гияс ад-Дина Абу-л Фахта Омара ибн Ибрахима Хайяма Нишапури) Рубаи.

Хафиз (Шамсиддин Мухаммад) Газели.

Учебники, учебные пособия, хрестоматии,

справочная литература:

    1. Алексеев М. П. Литература средневековой Англии и Шотландии. – М., 1984.

    2. Андреев М. Л., Хлодовский Р. И. Итальянская литература зрелого и позднего Возрождения. – М., 1988.

    3. Андреева И. И. Древние и средневековые литературы народов СССР: Учебн. пособие. – Казань, 1990. – Ч. 1. Таджикско-персидская поэзия X – XV вв.

    4. Артамонов С. Д. Литература средних веков. – М., 1992.

    5. Артамонов С. Д. Литература эпохи Возрождения. – М., 1994.

    6. Древнерусская литература: Хрестоматия / Сост. Н. И. Проко-фьев. – М., 1988.

7.Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы – Л., 1987.

  1. Западноевропейская средневековая словесность / Под ред. Л. Г. Андреева. – М., 1985.

  2. Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия: В 2 т. / Сост. Б. И. Пуришев. – М., 1975.

  3. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения: Хрестоматия: В 2 т. / Сост. Б. И. Пуришев. – М., 1976.

  4. Зарубежные писатели: Биобиблиографический словарь: В 2 т. / Под ред. Н. П. Михальской. – М., 1997.

  5. История английской литературы: В 3 т. – М., 1953. – Т. 1.

  6. История всемирной литературы: В 9 т. – М., 1984 – 1985. – Т. 2 – 3.

  7. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение / Под ред. М. П. Алексеева и др. – М., 2000.

  8. История немецкой литературы: В 5 т. – М., 1962. – Т. 1.

  9. История русской литературы: В 4 т. – Л., 1980. – Т. 1.

  10. История французской литературы: В 4 т. – М.; Л., 1946. – Т. 1.

  11. Кусков В. В. История древнерусской литературы. – М., 1982.

  12. Литература Древней Руси: Хрестоматия / Сост. Л. А. Дмитриев. – М., 2002.

  13. Література західноєвропейського середньовіччя: Навч. посібник. – Вінниця, 2003.

  14. Погребная Я. В. История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения. Учеб.-метод. пособие. – Ставрополь, 1997.

  15. Пуришев Б. И. Литература эпохи Возрождения. – М., 1996.

  16. Федотов Р. М. История западноевропейской литературы средних веков: Учебник-хрестоматия. – М., 2004.

  17. Черноземова Е. Н. История зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения: Практикум. Планы. Разработки. Материалы. Задания. – М., 2004.

  18. Шайтанов И. О. История зарубежной литературы. Эпоха Возрождения: В 2 т. – М., 2001.


Практические занятия


  1   2

Схожі:

Программа для школ с украинским языком обучения (Д. Затонский, К. Шахова и др.) по литературе Средних веков рекомендует для обязательного изучения средневековый эпос («Песнь о Роланде» iconПеснь о Роланде
Перевод со старофранцузского Ю. Корнеева Из всех национальных эпосов феодального средневековья наиболее цветущим и разнообразным...
Программа для школ с украинским языком обучения (Д. Затонский, К. Шахова и др.) по литературе Средних веков рекомендует для обязательного изучения средневековый эпос («Песнь о Роланде» iconПрограмма изучения курса «экология»
Программа изучения курса «Экология» и методические указания к выполнению контрольных заданий (для студентов и слушателей заочной...
Программа для школ с украинским языком обучения (Д. Затонский, К. Шахова и др.) по литературе Средних веков рекомендует для обязательного изучения средневековый эпос («Песнь о Роланде» iconПрограмма по русскому языку и литературе
«Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования» и предназначена для подготовки к поступлению в нуфвсу....
Программа для школ с украинским языком обучения (Д. Затонский, К. Шахова и др.) по литературе Средних веков рекомендует для обязательного изучения средневековый эпос («Песнь о Роланде» iconДокументи
1. /ИЗЛ средних веков и возрождения Миленко В.Д УМК/Вопросы к экзамену.doc
2.
Программа для школ с украинским языком обучения (Д. Затонский, К. Шахова и др.) по литературе Средних веков рекомендует для обязательного изучения средневековый эпос («Песнь о Роланде» iconПрограмма курса «Организация производства»
Программа изучения курса «Организация производства» и методические указания к выполнению контрольной работы (для студентов и слушателей...
Программа для школ с украинским языком обучения (Д. Затонский, К. Шахова и др.) по литературе Средних веков рекомендует для обязательного изучения средневековый эпос («Песнь о Роланде» iconПрограмма изучения курса «экономика качества»
Программа изучения курса «Экономика качества» и методические указания к выполнению контрольных заданий (для студентов фпо и зо экономических...
Программа для школ с украинским языком обучения (Д. Затонский, К. Шахова и др.) по литературе Средних веков рекомендует для обязательного изучения средневековый эпос («Песнь о Роланде» iconПрограмма вступительных испытаний по русскому языку и литературе
Программа разработана с учетом действующей программы по русскому языку и литературе. Экзамен по русскому языку требует знания учебного...
Программа для школ с украинским языком обучения (Д. Затонский, К. Шахова и др.) по литературе Средних веков рекомендует для обязательного изучения средневековый эпос («Песнь о Роланде» iconФилософия средних веков
Рекомендовано к печати Ученым Советом Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького (протокол №8 от 27. 11. 2009...
Программа для школ с украинским языком обучения (Д. Затонский, К. Шахова и др.) по литературе Средних веков рекомендует для обязательного изучения средневековый эпос («Песнь о Роланде» iconПрограмма августовских совещаний педагогических работников руководители школ города
Анализ состояния управленческой деятельности руководителей школ города в 2012–2013 учебном году. Основные задачи управления школой...
Программа для школ с украинским языком обучения (Д. Затонский, К. Шахова и др.) по литературе Средних веков рекомендует для обязательного изучения средневековый эпос («Песнь о Роланде» iconСправочник по специальности Специальность 0100, 0104, 0105, 0106 3 семестр
Цель изучения дисциплины: целью изучения курса "Микроэкономика" является ознакомление студентов с инструментарием микроэкономики....
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи