Самостоятельная работа модуль № Творческая лаборатория писателя icon

Самостоятельная работа модуль № Творческая лаборатория писателя




НазваСамостоятельная работа модуль № Творческая лаборатория писателя
Сторінка1/4
Дата17.09.2012
Розмір0.73 Mb.
ТипСамостоятельная работа
  1   2   3   4



                    МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

                    ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ


                    Преподаватель –

                    канд. филол. наук, доц. Юган Н. Л.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Модуль № 1. Творческая лаборатория писателя

и учителя литературы

В первом модуле студенту предстоит познакомиться с одним из важнейших аспектов истории и методики литературы, связанным с изучением личности и лаборатории человека творческого труда, каким является писатель и учитель. В современ­ной школе главным является «переживание» знаний, «вчувствование» в текст, сотворческая деятельность учителя, ученика и автора, поэтому изучение творческой эволюции литераторов и их биографии поможет будущему учителю-филологу увидеть авторскую позицию в тексте, проявление личности писателя в процессе работы над анализом художественного произведения.

Студентам предлагается рассмотреть биографический материал, сложные вопросы жизненного пути авторов, проблемы их творческой эволюции. При этом предполагается осуществить анализ дружеских и творческих связей писателей и поэтов, прочитать важнейшие библиографические источники и составить конспекты, тезисы, таблицы, схемы, сопоставить созданные разными учеными образы литераторов и концепции их творчества.

В центре современного урока литературы находится диалог, который обеспечивает активное участие ученика в процессе обучения, диалог на уровне «ученик – автор», «ученик – учитель», «ученик – ученик», который может состояться только при условии глубокого проникновения в творческую лабораторию писателя и учителя, являющегося художником урока, его создателем, творцом.

Одним из важнейших аспектов рассмотрения в данном модуле является творческая лаборатория учителя литературы, основные этапы создания урока. Поскольку современный урок литературы является произведением искусства, то его структура включает в себя композиционные элементы, присущие любому художественному произведению: экспозицию, завязку, кульминацию, развитие действия, развязку и эпилог (заключение). Специфика процесса обучения на уроках литературы диктует свои требования к его построению, а также необходимость использования новых техно­логий. Но на какие бы технологии ни опирался учитель-словесник, главным на уроке является развитие художественно-творческих спо­собностей учащихся (литературных, изобразительных, музыкаль­ных, актерских и др.)

В первом модуле предлагается ряд вопросов и заданий, выполнение которых поможет будущим учителям в овладении программой по литературе, в том числе ее новым содержанием, в подготовке конспекта урока, в выборе методов, приемов и технологий обучения.


^ Творческая лаборатория учителя литературы. Конспект урока

ЗАДАНИЯ

1. Проанализируйте следующие программы по литературе (Зарубіжна література. Програми для середньої загальноосвітньої школи. 5–11 класи / За ред. Д. В. Затонського, К. О. Шахової, Є. В. Волощук // Всесвітня літ-ра в середніх навч. закладах України. – 2001. – № 7. – С. 25–62; Програми для загальноосвітніх навчальних закладів з українською мовою навчання. Зарубіжна література. 5–11 класи (1998–2003) // Всесвітня літ-ра в середніх навч. закладах України. – 2003. – № 7–8. – С. 15–33.; Програми із зарубіжної літератури для профільних класів / За ред. М. Д. Наливайко. — К., 2003; Перелік програм, підручників і навчально-методичних посібників, рекомендованих Міністерством освіти і науки України для використання в загальноосвітніх навчальних закладах з навчанням українською мовою в 2006–2007 навчальному році // Всесвітня літ-ра в середніх навч. закладах України. – 2006. – № 10. – С. 13–15.).

В процессе анализа обратите внимание на следующие вопросы:

  • содержание программы в каждом классе;

  • структура, основные разделы программы;

  • какие пути реализации Стандартов литературного образования в школе намечены в программе?

2. Выберите из программы любую тему и сформулируйте цель урока литературы.

3. Прочитайте и законспектируйте литературоведческие исследо-вания и критику, которая поможет вам в написании конспекта урока по выбранной теме.

4. Проанализируйте, как представлена данная тема в школьном учебнике (полнота и глубина раскрытия материала, соответствие требованиям программы, наличие материала, который может вызвать интерес у школьников, система вопросов и заданий по анализу текста, наличие иллюстраций)

5. Подберите оборудование к данной теме урока.

6. Сформулируйте замысел урока.

7. Напишите конспект урока литературы.


ВОПРОСЫ

1. Определите слагаемые творческой лаборатории учителя-словес-ника.

2. Какова роль личности учителя в создании урока лите­ратуры?

3. От чего зависит выбор типа и структуры урока в сред­них и старших классах?

4. Объясните значение понятий «сценарий урока», «дра­матургия урока», «режиссура урока», «нестандартный урок».

5. Нужен ли конспект урока? Может ли быть ему альтер­натива, какие могут быть его варианты? (См. стр. 22-24).

6. Проанализируйте один из предложенных вам конс­пектов урока или увиденный урок, используя приведенную ниже схему и требования к конспекту урока.

7. От чего зависит выбор типа и структуры уро­ка? Почему этот процесс носит творческий характер?

8. Сделайте анализ фрагмента урока, проведенного учителем СШ № 9 г. Свердловска Зарембой М. В. по теме: «А. И. Куприн. «Гранатовый браслет». Песнь бескорыстной любви».

^ Цель урока: проанализировать рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет»; помочь учащимся понять внутренний мир героев; проследить, как в рассказе решается проблема бескорыстной любви; раскрыть причины, обусловившие трагичность судеб героев; развивать навыки исследовательной работы с текстом; развивать логическое и образное мышление; воспитывать нравственные качества; воспитывать любовь к слову, музыке, живописи.

^ Оборудование урока: текст; иллюстрации к произведению; голубой, синий, белый шелк; живая красная роза; запись музыки Людвига ван Бетховена «Сонет № 2»; оформление доски (рисунки к произведению, портрет писателя, эпиграф).

^ Фрагмент урока: Урок начинается с музыкального вступления. Во время прослушивания музыки читается отрывок из произведения, и учитель предлагает ученикам выразить свои ощущения, настроения, используя ассоциативно-цветовую символику (АЦС). Далее ученикам предлагается создать так называемую «лесенку», на которой будут располагаться герои в соответствии со своим социальным статусом. При помощи вопросов и заданий учитель помогает ученикам самостоятельно сформулировать тему, идею произведения, определить его проблематику. Затем проводится работа над пониманием эпиграфа к уроку. На уроке используются такие формы и методы работы, как анализ глав посредством «АЦС», работа в малых группах, связь с другими видами искусств. Например, анализ II главы осуществлялся по таким вопросам: Какие чувства вызывают события, описанные во второй главе, с чем можно сравнить? С помощью каких средств художественной выразительности Куприн достигает такого эффекта? Каковы наши впечатления от описания обиды Веры Николаевны? Что о ней можно сказать? Готовит ли нас автор к восприятию содержания романа? Для подведения итогов, решения проблемных вопросов используется такой интерактивный прием, как работа в малых группах. Например:

1 группа: Как в рассказе решается проблема бескорыстной любви?

2 группа: Каковы причины, обусловившие трагичность судеб героев?

3 группа: Расшифруйте символику мини-сцены. (На переплетении голубого и синего шелка лежит белый шелк, а на нем красная роза). Согласны ли вы со словами генерала о том, что высокая любовь «должна быть трагедией, величайшей тайной в мире»?

4 группа: Почему Вера Николаевна говорит о том, что Желтков ее простил (13 гл.)?

5 группа: Почему Желтков убивает себя? Жертвует ли он собой?

6 группа: Выразить свое отношение к проблеме жертвенности (Жертвенность «вчера» и «сегодня»).

В конце урока учительница вместе с учащимися делает выводы и задает творческое домашнее задание: написать эссе на одну из тем: «Любовь», «Жизнь и смерть», «Жертвенность».

Учащимся предлагаются также индивидуальные задания:

  1. Проследить по тексту колебания запахов. Начертить график. Можем ли мы по графику определить «тревожность» глав рассказа? Что это дает?

  2. С помощью живой АЦС «снять» фильм по рассказу А. И. Куприна «Обнажение чувств».


^ ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Урок литературы является процессом творческим, и рабо­та учителя сродни деятельности композитора, живописца, ак­тера, режиссера. На всех этапах урока значительную роль иг­рает сам учитель, который должен проявить свои художествен­но-педагогические способности: артистизм, владение художе­ственным словом, способность к импровизации, перевоплощению и т. д. При этом важно помнить о том, что успешное решение основных задач урока возможно только при условии совершенно сво­бодного владения своим предметом, предполагающего высокий уро­вень знаний по литературоведению, теории литературы и литератур­ной критике, знания текста художественных произведений и умение их анализировать в единстве формы и содержания. Урок литературы не укладывается ни в какую схему, так как это урок искусства, но определенные подходы к его анализу наметились в современной методике.

1. Атмосфера урока, его эмоциональный тонус:

а) вызвал ли урок интерес у детей?

б) каков характер общения учителя с учащимися на этом уроке?

в) какие средства, приемы использовал учитель для создания особой атмосферы в классе?

2. Культурологические аспекты урока литературы:

а) осуществлялось ли изучение родной литературы как неотъемлемой части мирового литературного про­цесса?

б) как использовалось на уроке взаимодействие раз­ных видов искусств?

в) как решались на уроке проблемы общечеловечес­кого и национального?

г) как осуществлялось на уроке формирование худо­жественного вкуса, критериев эстетической оценки?

3. Анализ и интерпретация художественного текста на уроке:

а) какой путь анализа текста был выбран учителем? Его целесообразность;

б) осуществлялся ли анализ текста в единстве формы и содержания? Какие методы и приемы активизации мыслительной деятельности учащихся использовались учителем?

в) как решались на уроке проблемы «современного прочтения классики»?

г) как формировались навыки выразительного чте­ния?

д) насколько целесообразна система вопросов и заданий, в том числе творческого характера, которые предлагались учителем в процессе анализа текста?

е) обращался ли учитель к оригинальному тексту, была ли организована работа с его различными переводами?

4. Использование новых технологий обучения на уроке:

а) носил ли урок творческий характер?

б) какие новые технологии использовались на уроке (пол­ностью или частично)?

в) насколько эффективно было использование тех или иных технологий?

5. Как изучался на уроке материал по теории литературы? Способствовала ли эта работа постижению текста художественно­го произведения?

6. Как использовались на уроке межпредметные и межлите-­ратурные связи?

7. Развитие речи учащихся на уроке:

а) как осуществлялось формирование навыков устной и письменной речи?

б) какие приемы и методы работы использовались учите­лем с целью развития монологической и диалогической речи школьников?

в) уделялось ли внимание на уроке формированию навыков полемической речи учащихся?

8. Место урока в изучении темы:

а) прослеживалась ли связь урока с предыдущими и пос­ледующими занятиями?

б) как осуществлялась проверка домашнего задания?

в) достаточно ли разработано домашнее задание для пол­ноценной работы на следующем уроке?

9. Эффективность урока в целом: достиг ли урок обучающей цели, имел ли воспитатель­ное воздействие и развивающий характер?

10. Контроль и оценка учебных достижений школьников на уро­ках литературы:

а) целесообразность использования тестовой проверки зна­ний;

б) как осуществлялся контроль за самостоятельной рабо­той учащихся?

в) какой подход выбрал учитель к оценке творческой работы школьников?

г) как оценивались учебные достижения учащихся по 12-балльной системе?

  1   2   3   4

Схожі:

Самостоятельная работа модуль № Творческая лаборатория писателя iconДокументи
1. /Modul2_3rus/График отработок.doc
2. /Modul2_3rus/Календарно-тематический...

Самостоятельная работа модуль № Творческая лаборатория писателя iconСамостоятельная работа №2 Ученика 7-а класса Вариант 1 (1 балл ) Какой буквой обозначают время? a)

Самостоятельная работа модуль № Творческая лаборатория писателя iconДокументи
1. /МРЕС - самостоятельная работа.doc
Самостоятельная работа модуль № Творческая лаборатория писателя iconДокументи
1. /самостоятельная работа студентов 4.pdf
Самостоятельная работа модуль № Творческая лаборатория писателя iconДокументи
1. /СЕРЗ - самостоятельная работа (маг.).doc
Самостоятельная работа модуль № Творческая лаборатория писателя iconДокументи
1. /СЕРЗ - самостоятельная работа (спец.).doc
Самостоятельная работа модуль № Творческая лаборатория писателя iconДокументи
1. /СЕРЗ - самостоятельная работа (БАК.).doc
Самостоятельная работа модуль № Творческая лаборатория писателя iconСамостоятельная работа студентов по дисциплине «инвестиционный анализ»
Тема Исследование инвестиционных возможностей и составление технико-экономического обоснования
Самостоятельная работа модуль № Творческая лаборатория писателя iconСамостоятельная работа студентов по дисциплине «деньги и кредит» Тема Сущность и функции денег
В чем суть рационалистической концепции происхождения денег, кто ее основоположник и современные представители?
Самостоятельная работа модуль № Творческая лаборатория писателя iconСамостоятельная работа по физике Порядок оценивания
Как изменится давление идеального газа, если при неизменной кон­центрации средняя квадратичная скорость молекул увеличится в 3 раза?...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи