Тема Модернистская поэзия Серебряного века (4 ч.) icon

Тема Модернистская поэзия Серебряного века (4 ч.)




Скачати 238.24 Kb.
НазваТема Модернистская поэзия Серебряного века (4 ч.)
Дата17.09.2012
Розмір238.24 Kb.
ТипДокументи

Практические занятия

Тема 1. Модернистская поэзия Серебряного века (4 ч.)

  • Философско-эстетические основы символизма.

  • «Старшие» символисты: надежда на вселенский духовный переворот, тяготение к интуитивизму, мистике, метафоризации, уподобление слова музыкальному образу (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К Бальмонт и др.).

  • Раскрытие жизни через творческую деятельность, использование наследия древнего мифа и фольклора, символика образа и цвета, словесная инструментовка у «младших» символистов (А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов и др.).

  • Акмеизм: поиск выхода из кризиса символизма, обращенность поэзии к реальной жизни, утверждение эстетической функции искусства (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.).

  • Футуризм как литературный авангард: традиции, новаторство, многообразие течений. Творчество И. Северянина, В. Хлеб-никова, В. Маяковского, Б. Пастернака.

  • Значение модернистской поэзии Серебряного века.




      • Какие характерные черты авангарда отразились в данной поэме? Насколько они соответствуют положениям, провозглашенным в манифестах футуристов?

      • Выучите наизусть несколько стихотворений поэтов-символистов, акмеистов и футуристов.

  • Подготовьте сообщение на тему «Русский символизм и западноевропейская литература (Ш. Бодлер, Л. де Лиль, П. Вер-лен, А. Рембо, С. Малларме, Э. Верхарн)».

  • Напишите рецензию на один из сборников поэта-акмеиста (на выбор).

  1. Разработайте фрагмент урока по литературе Серебряного века, включающий работу с мемуарами.

  • Познакомьтесь с методическими разработками по теме за 2000 – 2006 гг. Какие новые методы и подходы применяют методисты и учителя-практики?



Тексты:

Сборники Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова, К. Баль-монта, А. Белого, А. Блока, Вяч. Иванова, Н. Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Северянина, В. Хлебникова, В. Маяковского, Б. Пастернака.


Литература:

Учебники, учебные пособия, хрестоматии, антологии, сборники.

1. Библиография // Бахмач В. И. Поэзия Серебряного века (1890 – 1920):

Методич. пособ. – Луганск, 2003. – С. 66-73.

  1. 2. Гончаров Б. П. Поэтика Маяковского: Лирический герой послеоктябрьской поэзии и пути его художественного утверждения. – М., 1983.

  2. 3. Григорьев В. Грамматика идиостиля В. Хлебникова. – М., 1983.

  3. 4. Давидсон А. Муза странствий Николая Гумилева. – М., 1992.

  4. 5. Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма. – М., 1989.

  5. 6. Колобаева Л. Русский символизм. – М., 2000.

  6. 7. Лекманов О. А. Книга об акмеизме. – М., 1998.

  7. 8. Максимов Д. Е. Поэзия и проза Александра Блока. – Л., 1975.

  8. 9. Максимов Д. Е. Русские поэты начала века. – Л., 1986.

  9. 10. Мусатов В. В. Лирика Осипа Мандельштама. – К., 2000.

  10. 11. Павловский А. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. – М., 1991.

  11. 12. Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания. – М., 1999.

  12. 13. Сарычев В. Эстетика русского модернизма. – Воронеж, 1991.

  13. 14. Ханзен-Леве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов: Ранний символизм. – СПб.,1999.

  14. 15. Червинская О. В. Акмеизм в контексте серебряного века и традиции. – Черновцы, 1997.


Дополнительная литература:

    1. Бабенко Е. П. Поэзия и живопись «серебряного века» в России. Методические советы к проведению уроков // Зарубіжна література в навч. закл. – 2004. – № 6. – С. 59-64.

2.Бурлаков Н. С. Валерий Брюсов. – М., 1975.

3.Н. С. Гумилев: pro et contra. Личность и творчество Николая Гумилева в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб., 2000.

4.Дорожкина В. Неисчерпаемый Серебряный век. – Тамбов, 1997.

5.Дуганов Р. Велимир Хлебников: Природа творчества. – М., 1990.

6.Жирмунский В. Творчество Анны Ахматовой. – Л., 1973.

7.Кихней Л. Г. Философско-эстетические принципы акмеизма и художественная практика Осипа Мандельштама. – М., 1997.

8.Крук И. Т. «Сокрытый двигатель его…». Проблема эволюции творчества А. Блока. – К., 1980.

9.Перцов В. О. Маяковский: Жизнь и творчество: В 3 т. – М., 1976.

10.Рассадин Ст. Очень простой Мандельштам. – М., 1994.

11.Черников А. П. Серебряный век русской литературы. – Калуга, 1998.


Практическое занятие № 1

Человек и война в мировой литературе ХХ века.

Проблемы:

  1. Война как тема художественной литературы. Система вопросов, входящих в тему (духовный мир человека на войне, мужчине, мужчина и женщина в войне, любовь и война, гуманизм и война и др.).

  2. Батальный и психологический аспекты войны. Реализм, романтизм и натурализм в изображении войны.

  3. Война и быт. Повседневность на войне. «Послевоенный синдром» и проблема «потерянного поколения».

  4. Проблема положительного героя в литературе о войне. Особенности решения этой проблемы. Облик положительного героя.


Авторы:

А. Барбюс, Э.М.Ремарк, Э.Хемингуэй, В.Астафьев, В.Быков, Г.Бакланов, Д. Олдингтон, А. Зегерс и др. (по выбору и рекомендации преподавателя).


^ Критические источник найти самостоятельно (особое внимание обратить на исследования по творчеству отдельных авторов, прежде всего- Хемингуэя, Ремарка, Быкова).

Тема 3. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (2 ч.)

  1. Место сказки «Маленький принц» в творчестве А. де Сент-Экзюпери.

  2. Современное и вечное в проблематике сказки. Философские аспекты.

  3. Особенности жанра. Традиции Вольтера (образ простодушного).

  4. Идейно-композиционная роль посвящения. Тема детства. Значение рисунков в произведении.

  5. Система образов (Принц, Роза, обитатели астероидов, Летчик, Лис, Змея). Их роль в организации художественного мира сказки.

  6. Особенности композиции. Специфика создания пространственно-временных отношений.

  7. Воспитательный потенциал «Маленького принца».



Текст:

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».


Литература:

  1. Буковская А. Сент-Экзюпери, или Парадоксы гуманизма. – М.,

1983.

  1. Вайсман М. И., Гарват Р. Ф. Зорко одно лишь сердце. «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери в восприятии школьников в 8 классе // О литературе для детей. – Л., 1970. – Вып. 16. – С. 129-140.

  2. Ваксмахер М. Предисловие // Сент-Экзюпери А. Сочинения. – М., 1964. – С. 5-28.

  3. Ваксмахер М. Часовой в ответе за всю империю // Французская

литература до наших дней. – М., 1967.

  1. Галь Н. Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944) // Парус. – 1985. – С. 203-206.

  2. Ефремова Н. О маленьком принце и большом человеке // Библиотека. – 2000. – № 6. – С. 69-70.

  3. Мижо М. Сент-Экзюпери. – М., 1965.

  4. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» // Практические занятия по зарубежной литературе. – М., 1981. – С. 217-222.

  5. Шифф С. Сент-Экзюпери. Биография. – М., 2003.

  6. Штейн А. Л., Черневич М. Н., Яхонтова М. А. История французской литературы. – М., 1988.


Дополнительная литература:

  1. Беляцкая Л. Ю. Душа в вечном полете // Русская словесность в школах Украины. – 2003. – № 2. – С. 53-55.

  2. Ворошилова С. С. Берегите землю! (Урок внеклассного чтения по сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») // Відродження. – 1993. – № 3-4. – С. 52-54.

  3. Валентинова Д. В. Міжпланетна прес-конференція «Пошуки сенсу життя». Підсумковий урок з вивчення казки А. де Сент-Екзюпері «Маленький принц» // Зарубіжна література в школах України. – 2006. – № 3. – С. 46-47.

  4. Дереза Л. В. Щоб глибше осягнути ідейно-естетичний зміст твору (Урок порівняльного аналізу філософських казок: О. Вайльд «Хлопчик-зірка», А. де Сент-Екзюпері «Маленький принц») // Всесвітня література в СНЗУ. – 2004. – № 10. – С. 31-32.

  5. Забродская Н. Капитан птиц остался в небе // Позакласний час. – 2004. – № 3-4. – С. 42-47.

  6. Качерская Л. К. «Хочу я всех людей сдружить». Приемы работы по выявлению авторского замысла в сказке А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» // Русская словесность в школах Украины. – 2005. – № 8. – С. 29-30.

  7. Кірган Л. М. Нехай панує на землі добро. Урок з вивчення казки-притчі «Маленький принц» // Зарубіжна література в школах України. – 2006. – № 4. – С. 38-40.

  8. Кирнозе З. И., Пронин В. Н. Практикум по истории французской литературы. – М., 1991.

  9. Кочина О. Л., Пастухов Л. Н. Я родом из моего детства. (Литературно-музыкальная композиция) // Литература в школе. – 1995. – № 1.

  10. Пятакова Г. П. Цветок как символ счастья. Компаративное исследование сказок А. Платонова «Неизвестный цветок» и А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» // Русская словесность в школах Украины. – 2003. – № 2. – С. 40-42.


Тема 4-5. «Мистический» реализм XX в.

М. Булгаков и Г. Маркес (4 ч.)

  1. Суть «мистического» реализма как художественного метода XX ст.

  2. М. Булгаков и Г. Маркес как «мистические» реалисты.

  3. Творческая история романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

  4. Основные темы, мотивы, проблематика романа. Как вы понимаете эпиграф?

  5. Композиция «Мастера и Маргариты». Как соотносятся в произведении сатирический (бытовой) и символический (библейский) планы? Каковы особенности их взаимодействия?

  6. Характеристика главных героев произведения: Воланд, Мастер, Маргарита, Иешуа, Понтий. Их характеры, мировоззрение, судьба (подобрать цитаты).

  7. Юмор и сатира в романе. Значение произведения Булгакова.

  8. История создания романа Г. Маркеса «Сто лет одиночества». Смысл названия.

  9. Реализм и фантастика в романе. Исторический фон повествования.

  10. Сущность конфликта и его выражение в системе образов.

  11. Художественная специфика романа: хронотоп, стиль повествования.


Тексты:

М. Булгаков «Мастер и Маргарита». Г. Маркес «Сто лет одиночества».


Литература

  1. Боборыкин В. Г. Михаил Булгаков. – М., 1991.

  2. Земсков В. Б. Габриэль Гарсиа Маркес: Очерк творчества. – М., 1986.

  3. Кутейщикова В. Н., Осповат Л. С. Новый латиноамериканский роман. 50 – 70-е годы: Лит.-критич. очерки.– М., 1983.

  4. Немцев В. И. Михаил Булгаков: становление романиста. – Саратов, 1991.

  5. Соколов Б. В. Булгаковская энциклопедия. – М., 1998.

  6. Соколов Б. В. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. – М., 1991.

  7. Степанов М. С. Сатира Михаила Булгакова в контексте русской сатиры XIX – первой половины XX вв. – Винница, 1999.

  8. Тертерян И. А. Человек мифотворящий. – М., 1988.

  9. Чудакова М. О. Жизнеописание Михаила Булгакова. – М., 1988.

  10. Яблоков Е. Мотивы прозы Булгакова. — М., 1997.

  11. Яновская Л. М. Треугольник Воланда. – К., 1992.


Дополнительная литература

  1. Акимов В. М. Свет художника, или Михаил Булгаков против Дьяволиады. – М., 1995.

  2. Борківська О. П. Спокуса пізнання таємниці життя. Система уроків з вивчення роману М. Булгакова «Майстер і Маргарита» // Зарубіжна література в навч. закл. – 2004. – № 1. – С. 2-8; № 2. – С. 16-21.

  3. М. Булгаков. «Майстер і Маргарита»: У пошуках методичних варіантів // Всесвітня література в СНЗУ. – 2001. – № 3. – С. 28-40.

  4. Гаспаров Б. Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Бул­гакова «Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы. — М., 1995.

  5. Голуб О. Б. «Пусть добро не будет безоружно...». Урок-семинар по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Зарубіжна література в навч. закл. – 2003. – № 10. – С. 38-40.

  6. Костенко Ю. В., Бородавка Л. І. У математичному вимірі. Інтегрований урок з вивчення роману М. Булгакова «Майстер і Маргарита» // Всесвітня література в СНЗУ. – 2005. – № 1. – С. 32-34.

  7. Материалы по изучению романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в школе // Всесвітня література в СНЗУ. – 2004. – № 11.

  8. Современные прозаики Латинской Америки / Под ред. С. П. Малюкова. – М., 1972.

  9. Соколов Б. Три жизни М. Булгакова. — М., 1997.

  10. Солошко Н. І. Групова форма роботи з розвитку критичного мислення. Система уроків за творчістю М. Булгакова // Всесвітня література в СНЗУ. – 2005. – № 9. – С. 35-40.

  11. Торрес-Риосеко А. Большая латиноамериканская литература. – М., 1972.

  12. Художественное своеобразие литератур Латинской Америки: Сб. – М., 1976.

  13. Яковлева Л. Д. Силы зла так же неизбежны, как и силы добра. Организация работы над романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Русская словесность в школах Украины. – 2005. – № 6. – С. 38-41.















^
Задания для самостоятельной работы

Модуль № 1. Литература XX в. (1910-1930 гг.)


  1. Охарактеризуйте историко-культурную и литературную жизнь конца XIX – начала XX вв. Отметьте связь с социально-политическими, научно-техническими, экономико-промышленными особенностями эпохи.




  1. Заполните таблицу, в которой отобразите связь литературного развития с философскими, научными, культурологическими концепциями первой половины XX вв. (позитивизм, «философия жизни», Ницше, Шпенглер, интуитивизм, фрейдизм, марксизм, экзистенциализм).




Концепции

Основопо-ложники и главные теоретики учения

^ Основные тезисы учения

Программные постулаты учения

Связь с лите-ратур-ой

Позити-визм

Основоположник – фр. фило-соф О. Конт. Теоретики – Дж. С. Милль, Г. Спенсер, И. Тен, Э. Ж. Ренан.

Отрицание приоритетной роли идеалис-тических форм познания мира и противопоставле-ние им ра-ционально-пра-гматического (позитивного) отношения к жизни.

Отбрасывание теологи-ческих и метафизических концепций объяснения ми-ра; преобладание мате-риальных интересов над духовными; прагматичес-кое отношение к жизни; вера в безграничные воз-можности человеческого разума и рациональное познание мира; перенесе-ние внимания с гумани-тарных сфер знания на проблемы общественного развития и науки; культ научного, точного знания; отрицание идеалистичес-кой философии и романтического искусства.

Реализм,

натура-лизм, неореа-лизм, литерату-ровед-ческая концеп-ция Ф. Брюне-тьера, романы Э. Золя.

«фило-софия жиз-ни»
















  1. Выпишите из литературоведческих словарей, справочников, учебников, учебных пособий по истории зарубежной литературы XX в. определения «авангардизм», «дадаизм», «импрессионизм», «модернизм», «неоромантизм», «сюрреа-лизм», «экзистенциализм», «экспессионизм».

  2. Познакомьтесь с рассказом Дж. Джойса «Эвелин» (из сборника рассказов «Дублинцы»). Раскройте его идейно-художественное своеобразие. В чем заключается психологизм повествования? Как соотносится понимание Джойсом «истинного драматизма» с рассказом «Эвелин»? Сопоставьте финальную сцену рассказа в подлиннике и переводе Н. Волжиной. Насколько отрывок в русском переводе адекватен тексту на английском языке?



Evelin

<…> She stood among the swaying crowd in the station at the North Wall. He held her hand and she knew that he was speaking to her, saying something about the passage over and over again. The station was full of soldiers with brown baggages. Through the wide doors of the sheds she caught a glimpse of the black mass of the boat, lying in beside the quay wall, with illumined portholes. She answered nothing. She felt her cheek pale and cold and, out of a maze of distress, she prayed to God to direct her, to show her what was her duty. The boat blew a long mournful whistle into the mist. If she went, tomorrow she would be on the sea with Frank, steaming towards Buenos Ayres. Their passage had been booked. Could she still draw back after all he had done for her? Her distress awoke a nausea in her body and she kept moving her lips in silent fervent prayer.

A bell clanged upon her heart. She felt him seize her hand:

‘Come!’

Alle the seas of the world tumbled about her heart. He was drawing her into them: he would drown her. She gripped with both hands at the iron railing.

‘Come!’

No! No! No! It was impossible. Her hands clutched the iron in frenzy. Amid the seas she sent a cry of anguish.

‘Evelin! Evvy!’

He rushed beyond the barrier and called to her to tollow. He was shouted at to go on, but he still called to her. She set her white face to him, passive, like a helpless animal. Her eyes gave him no sign of love or farewell or recognition.


Эвелин

<…> Она стояла в суетливой толпе на пристани в Норт-Уолл. Он держал ее за руку, она слышала, как он говорит, без конца рассказывает что-то о путешествии. На пристани толпились солдаты с вещевыми мешками. В широкую дверь павильона она увидела стоявшую у самой набережной черную громаду парохода с освещенными иллюминаторами. Она молчала. Она чувствовала, как побледнели и похолодели у нее щеки, и, теряясь в своем отчаянии, молилась, чтобы Бог вразумил ее, указал ей, в чем ее долг. Пароход дал в туман протяжный, заунывный гудок. Если она поедет, завтра они с Фрэнком уже будут в открытом море на пути к Буэнос-Айресу. Билеты уже куплены. Разве можно отступать после всего, что он для нее сделал? Отчаяние вызвало у нее приступ тошноты, и она, не переставая, шевелила губами в молчаливой горячей молитве.

Звонок резанул ее по сердцу. Она почувствовала, что Фрэнк сжал ей руку.

  1. Идем!

Волны всех морей бушевали вокруг ее сердца. Он тянет ее в пучину; он утопит ее. Она вцепилась обеими руками в железные перила.

  1. Идем!

Нет! Нет! Нет! Это немыслимо. Ее руки судорожно ухватились за перила. И в пучину, поглощающую ее, она кинула вопль отчаяния.

  1. Эвелин! Эви!

Он бросился за барьер и звал ее за собой. Кто-то крикнул на него, но он все еще звал. Она повернула к нему бледное лицо, безвольно, как беспомощное животное. Ее глаза смотрели на него не любя, не прощаясь, не узнавая.

  1. Охарактеризуйте Ф. Кафку как крупнейшего представителя литературы модернизма. Какие черты модернистской поэтики в повести «Превращение» вы можете назвать?

  2. Подберите живопись и музыку, которую можно было бы использовать при изучении модернистской литературы (по творчеству 1-2 авторов).

  3. Сопоставьте библейскую легенду о Соломоне и его возлюбленной и повесть А. Куприна «Суламифь». Сделайте вывод об идейном, жанровом и стилевом своеобразии произведения писателя.

  4. Почему А. Куприн сделал «Аппассионату» Л. ван Бетховена и фоном, и одним из героев повести «Гранатовый браслет»? Почему он выбрал именно это музыкальное произведение?

  5. Познакомьтесь с одной из монографий об И. Бунине. Составьте сложный план ответа по жизни и творчеству писателя.

  6. Сделайте целостный анализ одного из стихотворений М. Цве-таевой.

11.Выучите наизусть стихи И. Бунина, М. Цветаевой, С. Есенина (2-3 стиха).

  1. Охарактеризуйте специфику развития русской литературы в годы гражданской войны. Назовите авторов и их основные произведения.

  2. Проанализируйте первые художественные отклики на события революции и гражданской войны (А. Блок «Двенадцать», В. Маяковский «Мистерия-буф», Л. Райснер «Фронт», В. Зазубрин «Два мира», С. Есенин «Инония» и др.).

  3. Охарактеризуйте основные черты эстетики Б. Брехта, его теорию «эпического театра». Каковы характер и функции «эффекта отчуждения» в его пьесах? Приведите примеры из драмы «Матушка Кураж и ее дети».

  4. Т. Манн называл свой роман «Будденброки» произведением, которое «стремилось передать психологию тех, кто устал жить, изобразить то усложнение духовной жизни и обострения восприимчивости к прекрасному, которое сопровождает биологический упадок» (Т. Манн Собр. соч.: В 10 т. – М., 1960. – Т. 9. – С. 195). Прокомментируйте данное высказывание. Согласны ли вы с ним? Приведите примеры из текста.

  5. Напишите сочинение на тему «Мир детства в романах Марка Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна».

  6. Выпишите из литературоведческих словарей и справочников определение «антиутопия». Сопоставьте роман Д. Оруэлла «1984» («Скотный двор») с романами-антиутопиями Е. За-мятина «Мы», О. Хаксли «О прекрасный новый мир!» и др.

  7. Напишите рецензию на 1 из монографий, посвященной творчеству Б. Шоу (П. Балашова, А. Образцовой, З. Граж-данской, Х. Пирсона и др.).

  8. Антивоенное и антифашистское творчество Э. М. Ремарка. Изображение «потерянного поколения» в его романах. Раскройте данные проблемы на примере прочитанных произведений.

  9. Раскройте нравственно-философскую проблематику повести Э. Хемингуэя «Старик и море». С помощью каких художественных приемов автор раскрывает идею своего произведения?

  10. Сопоставьте творческий метод П. Элюара и Г. Аполлинера. Что сближает и что разнит двух знаменитых французских поэтов?

  11. Выучите наизусть стихотворения Г. Аполлинера, Ф. Гарсиа Лорки, Т. Элиота, Р. Рильке (по 1 стихотворению).

  12. Сделайте доклады о переводческой деятельности А. Ахма-товой, И. Бунина, В. Брюсова, Б. Пастернака, И. Эренбурга, П. Антокольского, С. Маршака и др. русских литераторов XX в.


Дополнительные задания:

  1. Является ли термин «модернизм» синонимом термина «авангардизм»? Ответ обоснуйте.

  2. Охарактеризуйте роль модернизма в художественной литературе 1920-х гг. Проанализируйте философские корни модернизма-работы (А. Бергсона, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, З. Фрейда). Определите, какое влияние оказали философские работы названных авторов на творчество М. Пруста, Ф. Кафки, Дж. Джойса.

  3. Познакомьтесь с притчами Ф. Кафки из сборника «Созерцание» (3-4 на выбор). Каковы их основные художественные особенности? Каким образом Кафка способствовал развитию жанра притчи? Как проявился в притчах индивидуальный стиль писателя? На основе анализа подлинника и перевода И. Та-тариновой расскажите о трудностях переводчика притч Кафки. С чем они связаны?

Di Bäume

Denn wir sind wie Baumstämme in Schnee. Scheinbar liegen sie glatt auf, und mit kleinem Anstoss sollte man sie wegschieben kÖnnen. Nein, das kann man nicht, denn sie sind fest mit dem Boden verbunden. Aber sieh, sogar das ist nur scheinbar.


Деревья

Ибо мы как срубленные деревья зимой. Кажется, что они просто скатились на снег, слегка толкнуть – и можно сдвинуть их с места. Нет, сдвинуть их нельзя – они крепко примерзли к земле. Но, поди ж ты, и это только кажется.


  1. Какие художественные средства помогают Дж. Джойсу отображать течение времени, жизни? Приведите примеры.

  2. Познакомьтесь с одной из монографий о жизни и творчестве М. Горького 1990 – 2000-х гг. Составьте хронологическую таблицу.

  3. Как проявляется эстетика и поэтика импрессионизма в произведениях К. Гамсуна «Пан» и И. Бунина «Легкое дыхание»? Соотнесите с работами художников-импрессио-нистов Э. Мане, Э. Дега, К. Писсарро, Э. Будена, О. Ренуара, К. Моне и др.

  4. Прокомментируйте заповеди поэта-символиста, изложенные в статье Вяч. Иванова «Мысли о символизме».

  5. Познакомьтесь со сборниками мемуаров о Серебряном веке «Воспоминания о Серебряном веке» (М., 1993), «Серебряный век. Мемуары» (М., 1990), а также книгами И. Одоевцевой «На берегах Невы» (М., 1988), «На берегах Сены» (М., 1989), Н. Мандельштам «Вторая книга: Воспоминания» (М., 1990), Ю. Анненкова «Дневник моих встреч: Цикл трагедий» (Л., 1991) и др. Что нового привносят данные книги в ваше представление об отдельных авторах и эпохе в целом? Подберите яркие интересные примеры, которые можно было бы использовать в школе при изучении тем по Серебряному веку.

  6. Рассмотрите репродукции М. Ларионова, А. Лентулова, В. Кан-динского, И. Машкова, П. Кончаловского. Определите футуристические черты в творчестве данных художников. Как можно использовать их картины в школе при изучении соответствующей темы?

  7. Выявите особенности созданного образа эпохи в поэмах периода гражданской войны, сопоставляя поэмы С. Есенина («Инония», «Иорданская голубица», «Небесный барабанщик»), В. Маяковского («150000000»), А. Блока («Двенадцать»).

  8. Рассмотрите проблему «гражданская война, политика и литература» в ее преломлении в публицистике (М. Горький «Несвоевременные мысли и суждения о революции и культуре», А. Блок «Интеллигенция и революция», И. Бунин «Окаянные дни», В. Короленко «Письма к Луначарскому», Е. Замятин «Завтра», «Я боюсь», «О литературе, революции, энтропии и прочем» и др.).

  9. Сделайте целостный анализ стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая…» (или «Не жалею, не зову, не плачу…»).

  10. Как относится к войне и миру Анна Фирлинг (Б. Брехт «Матушка Кураж и ее дети»)? Какие позитивные качества детей матушки стали причиной их трагедии и гибели?

  11. Сделайте доклад на тему «Чеховские традиции в пьесе Б. Шоу «Дом, где разбиваются сердца».

  12. Сопоставьте легенды о Лорелее с тематическими стихами Г. Гейне и Г. Аполлинера.

  13. Сделайте сообщение на тему «Дружеские и творческие контакты П. Элюара с французскими художниками (в частности с кубистами П. Пикассо, А. Матиссом, М. Вла-минком)».

  14. Прочитайте «Превращение» Ф. Кафки и «Смерть в Венеции» Т. Манна. Как раскрывается проблема одиночества каждым автором?

  15. Напишите сочинение на тему «Подтекст в повести Э. Хе-мингуэя «Старик и море».

  16. Охарактеризуйте «принцип айсберга» как психологическую доминанту прозы Э. Хемингуэя.

  17. Напишите сочинение-размышление на тему «Если я умру – не закрывайте балкона…»: Лирическая философия Ф. Г. Лорки».

  18. Как раскрывается тема детства в творчестве Ф. Мориака? Проиллюстрируйте повестью Мориака «Мартышка». Какое влияние на Мориака оказали традиции русских писателей? (См. кн. Ю. Милешина «Достоевский и французские романисты первой половины XX в.» (Челябинск, 1984. – С. 68-74)).


^ Модуль № 2: Литература XX в. (1940 – 1990 гг.)

    1. Составьте таблицу, в которую были бы внесены сведения об основных литературных направлениях зарубежной литературы второй половины XX в., отмечены имена известных, знаменитых литераторов и их произведения (по странам).

    2. Охарактеризуйте русскую поэзию периода Великой Отечественной войны. Укажите этапы эволюции лирических жанров. (См. кн. А. Абрамова «Лирика и эпос Великой Отечественной войны» (М., 1975); «История русской советской поэзии: В 2 ч.» (Л., 1984. – Ч. 2)).

    3. Рассмотрите поэму А. Твардовского «Василий Теркин» как произведение, отражающее события с позиций народной этики.

    4. Сопоставьте лирику поэтов-фронтовиков (А. Твардовский, С. Гудзенко, М. Луконин, С. Наровчатов и др.) в годы ВОВ и послевоенный период. Определите, какие изменения произошли в проблематике и трактовке темы войны.

    5. Определите важнейшие эстетические изменения в лирике Б. Пастернака 1946 – 1955 гг. Что имел в виду поэт, говоря о «неслыханной простоте» своих зрелых произведений?

    6. Пользуясь учебниками по «Истории русской литературы XX в.», изданными в 2000 – 2005 гг., составьте развернутый план по теме «Русская поэзия 60 – 90-х гг.».

    7. Какое место в историко-литературном процессе в СССР в 60 – 80 гг. занимала бардовская поэзия? Обоснуйте свой ответ. Приведите примеры.

8. Презентуйте работу «Русский авангард в кругу европейской культуры» (М., 1993).

9.Какое место занимает авангардная поэзия в русской литературе 1990-х гг. и в современном литературном процессе? Назовите самые известные имена, подберите интересные примеры.

10.Какова роль А. Солженицына в общественной и литературной жизни страны в последней четверти XX в.? Перечислите основные произведения писателя. Охарактеризуйте самые значимые.

  1. Назовите представителей каждой из трех «волн» русской эмиграции. Отметьте роль наиболее интересных и талантливых представителей русского зарубежья в формировании литературных традиций «русской зарубежной литературы».

  2. Раскройте смысл аллюзитивного заглавия романа У. Фолкнера «Шум и ярость» (У. Шекспир «Макбет»).

  3. Познакомьтесь с романом Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Проанализируйте тематику, проблематику, идейный смысл произведения. Охарактеризуйте главного героя Холдена Колфилда, создайте его психологический портрет, расскажите о нравственном кризисе в душе молодого человека и художественных способах его выражения. В чем заключается гуманизм романа?

  4. Напишите работу реферативного характера (5-6 листов) на одну из тем по роману Г. Гессе «Игра в бисер»: «Судьба духовных, вечных и общечеловеческих ценностей в романе Гессе», «Игра как символ самоценности культуры в произведении Гессе».

  5. Почему защищенным от оносорожения был только Беранже – главный герой пьесы Э. Ионеско «Носороги»? Какой смысл заложен в образ носорогов в произведении?

  6. Из справочников, учебников и учебных пособий выпишите несколько определений понятия «постмодернизм». Какое из них вам больше всего понравилось? Обоснуйте свой выбор.

  7. Познакомьтесь с книгой И. Скоропановой «Русская постмодернистская литература» (М., 1999). Составьте сложный план.

  8. Составьте сложный план рассказа о жизни и творчестве Ф. Дюрренматта. При этом используйте следующие источники: Н. Павлова «Фридрих Дюрренматт» (М., 1967), В. Седельник «Невероятность современного мира» (В кн. Ф. Дюрренматта «Избранное» (М., 1990)).

  9. Существует множество определений жанра романа У. Эко «Имя розы» – исторический, «готический», детективный, постмодернистский, семиотический. Какое определение кажется вам наиболее объективным? Докажите.

  10. Представьте «Запахи» П. Зюскинда как произведение с интертекстуальными связями (использование романтических структур Шамиссо, Новалиса, Гофмана, стилевых кодов Гюго, Золя, Гюйсманса, Т. Манна).

  11. Напишите мини-сочинение на тему «Отражение миро-ощущения японцев в романе Я. Кавабата «Тысячекрылый журавль».

  12. Прореферируйте одну из научных работ, в которой дан анализ русской литературы конца XX – начала XXI вв. (См. список в учебн. пособие Л. Черниенко «Русская литература конца XX – начала XXI столетий». (Луганск, 2004)).



Дополнительные задания:

  1. Выпишите из справочников, словарей, учебников по истории зарубежной литературы XX в. определение «экзистенициа-лизм». Какое место и значение занимает в истории данного литературного направления Ж.-П. Сартр?

  2. Познакомьтесь с книгой А. Журавлева «Писатели-прозаики в годы Великой Отечественной войны» (М., 1985). Ответьте на вопросы: «Почему в годы войны на первый план вышла публицистика, художественно-документальная проза? Какова в этот период была судьба повести и романа?»

  3. В чем отличия трактовки темы гражданской войны Б. Пас-тернаком («Доктор Живаго»), созданных ранее произведений на эту тему (Д. Фурманова, А. Серафимовича, Л. Сейфулиной, Д. Малышкина, М. Шолохова, А. Толстого).

  4. Охарактеризуйте идейно-художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой «Реквием». Слово «реквием» означает «покой». Звучит ли «Реквием» Ахматовой спокойно? Поясните авторский замысел.

  5. Охарактеризуйте «новый роман» и его место в литературе послевоенной Франции (основные темы, проблемы, открытие новых стилевых возможностей слова, фабулы, жанра, обращение к другим видам искусства в поисках новых изобразительных средств в творчестве А. Роб-Грийе, Н. Саррот, М. Бютора).

  6. Назовите по 3-4 произведения каждого жанрово-тематического направления в творчестве В. Высоцкого: а) песни-сказки; б) блатные песни; в) песни о спорте; г) песни о войне; д) сатирические песни; е) лирические песни.

  7. Познакомьтесь с песенным циклом А. Галича «Литературные мостки», которыйпосвящен литераторам, ставшим жертвами репрессий (песни «Памяти Б. Пастернака», «Снова август…» (памяти А. Ахматовой), «На сопках Манчжурии» (памяти М. Зощенко), «Легенда о табаке» (памяти Д. Хармса), «Возвращение на Итаку» (памяти О. Мандельштама)). Как вы понимаете смысл названия цикла? Каким видит Галич каждого автора?

8. Напишите рецензию на главу, посвященную анализу «деревенской прозы» как литературного явления, одного из вузовских учебников по русской литературе XX в. (В. Зайцев, А. Герасименко «История русской литературы второй половины XX века» (М., 2004), Н. Лейдерман, М. Липовецкий Современная русская литература» (М., 2003. – Т. 2), «Русская литература XX в. / Под ред. В. Агеносова» (М., 1997. – Т. 2), «Русская литература XX в. / Под ред. Л. Кременцова» (М., 2003)).

9. Рассмотрите «Прогулки с Пушкиным» Абрама Терца (А. Синявского) с точки зрения традиционного и нетрадиционного взгляда на русскую классику.

10.Сопоставьте философскую лирику В. Набокова и И. Бродского (произведения по выбору), выявите точки соприкосновения.

11. Литературоведы отмечают следующие художественные особенности рассказа Г. Белля «Прохожий, когда ты придешь в Спа…»: отсутствие четкого сюжета, интриги, ослабление фабульного напряжения, присутствие иронии, непредсказуемость финала, многозначность художественных деталей, использование техники киномонтажа, метода контрапункта. Согласны ли вы с данным перечнем? Проиллюстрируйте текстом.

  1. Раскройте идейную специфику романа У. Голдинга «Повелитель мух». Какой воспитательный потенциал несет данное произведение? Назовите возможные варианты включения романа в учебно-воспитательный процесс школы.

  2. Напишите сочинение-размышление на тему «Разработка жанра «фэнтази» в творчестве Дж. Р. Р. Толкиена («Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец»)».

14. Проанализируйте романное творчество писателей США второй половины XX в., выделите основные темы, проблемы, художественные особенности литературы данного периода. С этой целью законспектируйте соответствующие разделы научных исследований: М. Мендельсон «Американский роман сегодня – на заре 80-х годов» (М., 1992); М. Мендельсон «Американская сатирическая проза XX в.» (М., 1972); А. Мулярчик «Послевоенные американские романисты» (М., 1980); А. Мулярчик «Современный реалистический роман США. 1945 – 1980» (М., 1988).

15. Охарактеризуйте «Визит старой дамы» Ф. Дюрренмата как пьесу-притчу. С помощью каких художественных приемов автор изображает конформизм под маской общественного морализма?

16. Познакомьтесь с романом А. Мердок «Черный принц». Проанализируйте шекспировские аллюзии, образ Гамлета и его роль в раскрытии авторского замысла.

17. Напишите сочинение на тему «Модернистское изображение трагедии Голокоста в произведении П. Целана «Фуга смерти».

18.Проанализируйте «текст в тексте», созданный в творчестве Х. Л. Борхеса: а) «Вавилонская библиотека» (Вольтер); б) «Три версии предательства Иуды» (Достоевский); в) «Сообщение Броуди» (Свифт) – 1 на выбор. Выпишите самые яркие примеры и укажите типы взаимодействия текстов.

19. Укажите основные особенности поэтики интертекстуальности в творчестве У. Эко. Раскройте данную проблему на примере сюжетно-композиционной организации романа «Имя розы».

20. Прорецензируйте одну работу о Я. Кавабата (М. Герасимовой, Т. Григорьевой, Н. Федоренко).

21. Презентуйте одну из книг о взаимодействии русской и зарубежной литератур в XX в.: З. Потапова «Русско-итальянские литературные связи. Вторая половина XX в.» (М., 1973), «Советская литература и мировой литературный процесс» (М., 1972).

22.Подготовьте сообщение о русских поэтах-переводчиках XX ст., опираясь на материал сборников «Золотое сечение: Австрийская поэзия XIX – XX вв. в русских переводах» (М., 1988), «Французские стихи в переводах русских поэтов XIX – XX вв.» (М., 1973).


^ Модульные контрольные работы


1(по вариантам):

1.Назовите общие и отличительные черты различных групп футуристов.

2. Место сказки «Маленький принц» в творчестве А. де Сент-Экзюпери.

3. Суть «мистического» реализма как художественного метода XX ст.


(для всех) Напишите сочинение-размышление на тему «Если я умру – не закрывайте балкона…»: Лирическая философия Ф. Г. Лорки».


2 (по вариантам).

1. Укажите основные особенности поэтики интертекстуальности в творчестве У. Эко. Раскройте данную проблему на примере сюжетно-композиционной организации романа «Имя розы».

  1. Назовите по 3-4 произведения каждого жанрово-тематического направления в творчестве В. Высоцкого: а) песни-сказки; б) блатные песни; в) песни о спорте; г) песни о войне; д) сатирические песни; е) лирические песни.

  2. Почему защищенным от оносорожения был только Беранже – главный герой пьесы Э. Ионеско «Носороги»? Какой смысл заложен в образ носорогов в произведении?


(для всех) Познакомьтесь с притчами Ф. Кафки из сборника «Созерцание» (3-4 на выбор). Каковы их основные художественные особенности? Каким образом Кафка способствовал развитию жанра притчи? Как проявился в притчах индивидуальный стиль писателя? На основе анализа подлинника и перевода И. Та-тариновой расскажите о трудностях переводчика притч Кафки. С чем они связаны?


Di Bäume

Denn wir sind wie Baumstämme in Schnee. Scheinbar liegen sie glatt auf, und mit kleinem Anstoss sollte man sie wegschieben kÖnnen. Nein, das kann man nicht, denn sie sind fest mit dem Boden verbunden. Aber sieh, sogar das ist nur scheinbar.


Деревья

Ибо мы как срубленные деревья зимой. Кажется, что они просто скатились на снег, слегка толкнуть – и можно сдвинуть их с места. Нет, сдвинуть их нельзя – они крепко примерзли к земле. Но, поди ж ты, и это только кажется.





Схожі:

Тема Модернистская поэзия Серебряного века (4 ч.) iconИскусство – художник – жизнь (Развитие античной традиции в культуре серебряного века)
move to 1064-20627
Тема Модернистская поэзия Серебряного века (4 ч.) iconИскусство – художник – жизнь (Развитие античной традиции в культуре серебряного века)
Но, пытаясь ответить на эти вопросы, мы не сможем обойти вниманием и самого художника, поскольку его причастность к тому и другому...
Тема Модернистская поэзия Серебряного века (4 ч.) iconДокументи
1. /Новая папка/Литература 19 века/Бальмонт К. Д. Очерк жизни Эдгара По.doc
2....

Тема Модернистская поэзия Серебряного века (4 ч.) iconУшакова К. В. доцент кафедры культурологии Курс «Культура XX века»
Социально- исторические условия первой половины ХХ века и их влияние на культуру
Тема Модернистская поэзия Серебряного века (4 ч.) iconТематический план лекций № п/п Тема к-во
Украина под властью российской и австро-венгерской империй. Национальное возрождение ХІХ века
Тема Модернистская поэзия Серебряного века (4 ч.) iconПо курсу «античная поэзия»
Алкман, Стесихор, Ивик, Пиндар, Семонид Аморгский, Архилох, Тиртей, Алкей, Сафо, Анакреонт
Тема Модернистская поэзия Серебряного века (4 ч.) iconИстория русской литературы ХХ века
Русская литература XX века (часть Еторая-20 е 90 е годы) одна из главных дисциплин специальности «русский и англ язык», хронологически...
Тема Модернистская поэзия Серебряного века (4 ч.) icon«История мировой литературы ХХ века» 4 курс преподаватель: Л. В. Черниенко Пояснительная записка
Имеющиеся в библиотеках учебники и учебные пособия методологически устарели. Новейший источник, который можно рекомендовать, это...
Тема Модернистская поэзия Серебряного века (4 ч.) iconКонтрольные вопросы по теме «Романтизм»: Особенности эпохи 1789-1830 гг. Понятие о романтизме как методе
Поэзия Лермонтова М. Ю., Кольцова А. В., Тютчева Ф. И., Некрасова Н. А., Фета А. А. (одно стихотворение по выбору – наизусть)
Тема Модернистская поэзия Серебряного века (4 ч.) iconЗаявка-договор №01 от 09. 01. 2008 г на участие в международной научно-технической конференции “Машиностроение и техносфера XXI века
Машиностроение и техносфера XXI века”, которая состоится 15-20 сентября 2008 года в г. Севастополе
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи