Список литературы по курсу: Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1975. Берков П. Н. Введение в технику литературоведческого анализа. Л., 1976 icon

Список литературы по курсу: Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1975. Берков П. Н. Введение в технику литературоведческого анализа. Л., 1976




Скачати 105.25 Kb.
НазваСписок литературы по курсу: Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1975. Берков П. Н. Введение в технику литературоведческого анализа. Л., 1976
Дата17.09.2012
Розмір105.25 Kb.
ТипДокументи




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО КУРСУ:


  1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. – М., 1975.

  2. Берков П.Н. Введение в технику литературоведческого анализа. – Л., 1976.

  3. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. – СПб., 2000.

  4. Введение в литературоведение: Хрестоматия / Под ред. П.А. Николаева – М., 1988.

  5. Введение в литературоведение / Под ред. Г.Н. Поспелова. – М., 1988.

  6. Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные понятия и термины. – М., 1999.

  7. Волков И.Ф. Теория литературы. – М., 1995.

  8. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974.

  9. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. – М., 1991.

  10. Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методические очерки о методике. – М.; Л., 1966.

  11. Гуляев Н.А. Теория литературы. – М., 1985.

  12. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебн. пособие. – М., 2002.

  13. Калачева С.В. Методика анализа сюжета и композиции (люб. изд.).

  14. Княжицкий А.И. и др. Опыты стиховедения. – М., 1995.

  15. Кременцов Л.П. Теория литературы. Чтение как художественное творчество. – М., 2003.

  16. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. – Л., 1972.

  17. Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М., 1984.

  18. Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., 2003.

  19. Новиков А.А. Художественный текст и его анализ (люб. изд.).

  20. Русская классическая литература: разборы и анализы. – М., 1969.

  21. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М., 1976.

  22. Федотов О.И. Введение в литературоведение. – М., 1998.

  23. Хализев В.Е. Драма как явление искусства. – М., 1986.

  24. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 2002.

  25. Холшевников В.Е. Основы стиховедения (люб. изд.).

  26. Эсалнек А.Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. – М., 2001(2003).

***

  1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966.

  2. Квятковский А. Поэтический словарь. – М., 1966.

  3. Кормилов С.И. Основные понятия теории литературы: Литературное произведение. Проза и стих. – М., 1999.

  4. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. – М., 1966-1978.

  5. Словарь литературоведческих терминов. – М., 1987.

  6. Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

  7. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М., 2002.
^

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Практическое занятие № 1

Тема и идея, сюжет и композиция литературного произведения


Задания:

  • выпишите из справочников по литературоведению (желательно нескольких) термины «тема», «проблематика», «идея», пафос», сюжет», «фабула», «композиция»;

  • определите тему и идею басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Песни про купца Калашникова» М. Лермонтова, повести А. Чехова «Ионыч».

  • охарактеризуйте сюжет повести П. Мериме «Маттео Фальконе», рассказов А. Чехова «Смерть чиновника», «Толстый и тонкий».


План:

  1. Тема литературного произведения. Тематика (основные темы, тематические мотивы). Подобрать свои примеры.

  2. Как соотносятся между собой понятия «тема», «персонаж», «характер»?

  3. Проблематика литературного произведения. В чем отличие этого понятия от «тематики»?

  4. Идейно-эмоциональная оценка и идея литературного произведения. Идея и пафос. Основная идея (идейный смысл).

  5. Событийная сторона литературного произведения. Основные элементы сюжета (на примере «Хамелеона» А. Чехова).

  6. Понятие фабулы, сюжета и композиции. Различные уровни композиции. Основные композиционные приемы (привести свои примеры). Анализ сюжета и композиция новеллы И. Бунина «Легкое дыхание» в книге Л. Выготского «Психология искусства».


Литература:

Тексты указанных в плане и заданиях произведений. Справочники, учебники, учебные пособия (см. список).

  1. Волков И.Ф. Литература как вид художественного творчества. – М., 1985.

  2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1968. (Гл. 7. «Легкое дыхание»).

  3. Есин А.Б., Касаткина Т.А. Система эмоционально-ценностных ориентаций // Филологические науки. – 1994. – № 5-6. – С. 10-18.

  4. Поспелов Г.Н. Целостно-системное понимание литературных произведений // Вопросы литературы. – 1982. – № 3.

  5. Ревякин А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы. – М., 1972. (Тема и идея, сюжет и фабула, композиция художественного произведения).

  6. Руднева Е.Г. Пафос художественного произведения. – М., 1977.


Дополнительная литература:

  1. Виноградов В.В. Сюжет и стиль. – М., 1965.

  2. Виноградов И.А. Элементы идейного содержания. Идея произведения и мировоззрение писателя // Виноградов И.А. Проблемы содержания и формы литературного произведения. – М., 1958.

  3. Добин Е.С. Сюжет и действительность. – Л., 1976.

  4. Егоров Б.Ф. и др. Сюжет и фабула. Вопросы сюжетосложения. – Рига, 1978.

  5. Захаров В.Н. О сюжете и фабуле литературного произведения // Принципы анализа литературного произведения. – М., 1984.

  6. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении: Роды и жанры литературы. – М., 1964.

  7. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы. – М., 1972. (О проблематике).



Практическое занятие № 2
^
Жанрово-родовые особенности эпических произведений

(«Свидание» И. Тургенева)

Задания:

  • законспектируйте статью В. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды» (раздел об эпической поэзии);

  • подготовьте индивидуальные сообщения «стихотворные эпические жанры», «лиро-эпические жанры».


План:

  1. Эпос как род литературы. Эпические жанры (эпос, роман, повесть, рассказ, новелла и др.). В. Белинский об эпосе.

  2. Жанровые особенности романа. Эпос и роман. М. Бахтин о романе и методологии его исследования.

  3. Анализ эпического произведения (1 пункт на выбор):

  • жанр и композиция «Евгения Онегина» А. Пушкина;

  • сюжет и система образов в романе Ф. Достоевского «Униженные и оскорбленные»;

  • речевая характеристика персонажей в романе Л. Толстого «Война и мир»;

  • портретная живопись в романе Л. Толстого «Воскресение»;

  • позиция автора в почести В. Распутина «Последний срок».

  1. Целостный анализ рассказа И. Тургенева «Свидание» (из цикла «Записки охотника»): жанр, композиция, конфликт, сюжет, система образов, речевая характеристика, позиция автор.



Литература:

Тексты указанных в плане и заданиях произведений. Справочники, учебники, учебные пособия (см. список).

  1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды (в люб. изд.).

  2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. – М., 1975. (Гл. «Эпос и роман», «О методологии исследования романа»).

  3. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. (Гл. «Проблема отношения автора к герою»).

  4. Гинзбург И.Я. О литературном герое. – Л., 1979. (Гл. «Прямая речь»).

  5. Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М., 1984. (Разд. «Анализ эпического произведения». С. 30-99).

  6. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972.

  7. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977. (Гл. «О композиции «Евгения Онегина» А. Пушкина).

  8. Чичерин А.В. Идеи и стиль. – М., 1968. (Гл. «Поэтический строй языка в романах Ф. Достоевского»).


Дополнительная литература:

  1. Антонов С.П. Письма о рассказе. – М., 1964.

  2. Кожинов В.В. Происхождение романа. – М., 1963.

  3. Косиков Г.К. О принципах повествования в романе // Литературные направления и стили. – М., 1976.

  4. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. – Л., 1982.

  5. Шкловский В.Б. Художественная проза: Размышления и разборы. – М., 1961.

  6. Эсалнек А.Я. Типология романа (Теоретический и историко-литературный аспекты). – М., 1991.
^





Практическое занятие № 3

Жанрово-родовые особенности лирических произведений

(«Вновь я посетил…» А. Пушкина)

Задания:

  • законспектируйте статью В. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды» (раздел о лирической поэзии);

  • дайте определения терминам «лирика», «лиро-эпические жанры», «ода», «сонет», «баллада», «элегия», «басня», «песня», «поэма»;

  • подготовьте сообщение о разных системах стихосложения, о стихотворных размерах.


План:

  1. Лирика как литературный род. Объективное и субъективное в лирике. Формы выражения внутреннего мира автора в лирике.

  2. Лирический образ. Лирический герой. Лирическая проза. Лирические отступления.

  3. Лирические жанры. Лиро-эпические жанры. Поиски новой классификации лирических жанров. В. Белинский о лирике.

  4. Анализ лирического произведения (1 пункт на выбор):

  • композиция стихотворения А. Пушкина «К морю»;

  • поэтический язык стихотворения А. Твардовского «Снега потемнеют синие»;

  • анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Гроза»;

  • роль эпитета в стихотворении А. Ахматовой «Слушая пение».

  1. Целостный анализ стихотворения А. Пушкина «Вновь я посетил…»:

  • философская тема бесконечности бытия и быстротекущей жизни; лирическое единение человека и природы в стихотворении;

  • композиция стихотворения как скрытого лирического монолога поэта, ее четырехчастность, лирический сюжет как отражение изменений в душевном состоянии автора;

  • нерасторжимая связь времен в стихотворении;

  • оптимизм и элегизм концовки стихотворения;

  • характер стиха, подчеркнутая фрагментарность, роль пауз, интонация размышления, пятистопный нерифмованный ямб.

Литература:

Тексты указанных в плане и заданиях произведений. Справочники, учебники, учебные пособия (см. список).

  1. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды (в люб. изд.).

  2. Гинзбург Л.Я. О лирике. – Л., 1974.

  3. Кожинов В.В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. – М., 1970. (Разд. «Природа стиха. Стих и лирика»).

  4. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972. (Разд. «Лирическое произведение»).

  5. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. – М., 1976. (Гл. 2).

  6. Пути анализа литературного произведения / Под ред. Б.Ф. Егорова. – М., 1981. (Разд. «Специфика поэтических родов и задачи анализа. Лирическое произведение»).

***

  1. Войоловская Э.А., Румянцева Э.М. Практические занятия по русской литературе XIX в. – М., 1975. – С. 172-180.

  2. Гиршман М.М. Анализ поэтических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева. – М., 1981.

  3. Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М., 1984. (О стихотворении А. Ахматовой. С. 135-159).

  4. Русская классическая литература: разборы и анализы. – М., 1969. (Гл. о лирике).


Дополнительная литература:

  1. Ларин Б.А. О лирике как разновидности художественной речи (Семантические этюды) // Ларин Б.А. Эстетика слова и язык писателя: Избр. статьи. – Л., 1973. – С. 54-101.

  2. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. – Л., 1972.

  3. Потебня А.М. Эстетика и поэтика. – М., 1976.

  4. Поэтический строй русской лирики. – Л., 1973. (Разд. «Введение»).

  5. Сильман Т.И. Заметки о лирике. – Л., 1973.



^
Практическое занятие № 4
Жанрово-родовые особенности драматических произведений

(«Пигмалион» Б. Шоу)

Задания:

  • законспектируйте статью В. Белинского «Разделение поэзии на роды и виды» (раздел о драматической поэзии);

  • подготовьте сообщение на тему «Аристотель и Г. Гегель о природе драматической поэзии»;

  • подготовьте индивидуальные сообщения: «Лирические черты в чеховской драме «Вишневый сад», «Эпические черты в драме Л. Толстого «Живой труп», «Особенности «новой драмы» в пьесе Б. Брехта «Матушка Кураж и ее дети».


План:

  1. Драма как род литературы. Драматургия и театр. Жанры драматургии (трагедия, драма, комедия, трагедия, мелодрама, водевиль и др.). В. Белинский о драматическом роде литературы.

  2. Жанровые особенности комедии (подобрать свои примеры).

  3. Анализ драматического произведения (по выбору):

  • композиция комедии А. Грибоедова «Горе от ума»;

  • сюжет комедии Н. Гоголя «Ревизор»;

  • конфликт драмы Г. Ибсена «Кукольный дом».

  1. Целостный анализ «Пигмалиона» Б. Шоу:

  • творческая история произведения,

  • особенности интерпретации античного мифа;

  • проблематика и конфликт пьесы, национальное и общечеловеческое в постановке и решении коренных вопросов человеческого бытия;

  • система образов пьесы;

  • композиция, художественные особенности.


Литература:

Тексты указанных в плане и заданиях произведений. Справочники, учебники, учебные пособия (см. список).

  1. Аристотель Об искусстве поэзии. – М., 1957.

  2. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4 т. – М., 1971. – Т. 3. (Гл. «Драматическая поэзия»).

  3. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды (в люб. изд.).

  4. Маймин Е.А., Слинина Э.В. Теория и практика литературного анализа. – М., 1984. (разд. «Анализ драматического произведения». С. 100-136).

  5. Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). – М., 1986. (Гл. 1. «Специфика литературы и ее родов»).

***

  1. Адмони В.Г. Генрик Ибсен. Очерк творчества. – М., 1956 (Л., 1989).

  2. Бердников Г.П. Чехов-драматург. Традиции и новаторство в драматургии А.П. Чехова. – М., 1981.

  3. Балашов П. Художественный мир Бернарда Шоу. – М., 1982.

  4. Клюев В.Г. Театрально-эстетические взгляды Брехта. – М., 1966.

  5. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. – М., 1972. (Гл. «Драматическое произведение», «Сюжетно-композиционный способ выражения авторского сознания в комедии А. Грибоедова «Горе от ума»).

  6. Лакшин В.Я. Искусство психологической драмы Чехова и Толстого: «Дядя Ваня» и «Живой труп». – М., 1958.

  7. Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М., 1979.

  8. Образцова А.Г. Драматургический метод Бернарда Шоу. – М., 1965.

  9. Самойлов В.В. Идейные и художественные особенности драмы Л.Н. Толстого «Живой труп» // Л.Н. Толстой. – М., 1956. – С. 135-165.

  10. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. – М., 1972. (ст. «К вопросу о принципах построения пьес А.П. Чехова»).

  11. Хейберг Х. Генрик Ибсен. – М., 1975.


Дополнительная литература:

  1. Владимиров С. Действие в драме. – Л., 1972. (Разд. «Категории жанра»).

  2. Карягин А. Драма как эстетическая проблема. – М., 1971.

  3. Пропп В.П. Проблемы комизма и смеха. – М., 1976.

  4. Гражданская З.Т. Бернард Шоу. – М., 1965 (1979).

  5. Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX в. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. – М., 1979.

  6. Пирсон Х. Бернард Шоу. – М., 1972 (1998).

  7. Сухих И.Н. «Вишневый сад» А.П. Чехова // Анализ драматического произведения. – Л., 1988. – С. 347-365.

  8. Фрадкин И.М. Бертольд Брехт. Путь и метод. – М., 1965.

  9. Храпченко М.Б. Творчество Гоголя. – М., 1959.


^ СПИСОК ТЕРМИНОВ

по курсу «Введение в литературоведение» (на КСР)

  1. Общие литературоведческие понятия и термины

Автор

Баллада

Басня

Драма

Жанр

Комедия

Лирика

Лиро-эпические виды

Литературоведение

Образ

Пафос

Персонаж

Песня

Повесть

Подтекст

Поэзия

Поэма

Рассказ

Род литературный

Роман

Сатира

Тип литературный

Трагедия

Эпос

^

I.Сюжет и композиция

Антитеза

Композиция


Конфликт

Сюжет

Тема

Фабула

Форма

Хронотоп

Эпиграф


  1. Язык художественной литературы

Аллегория


Аллитерация

Анафора

Гипербола

Гротеск

Литота

Метафора

Метонимия

Олицетворение

Параллелизм

Повторения

Рефрен

Символ

Сравнение

Тропы

Эпитет

Эпифора


  1. Основы стиховедения

Амфибрахий


Анапест

Белый стих

Дактиль

Метр, метрика

Пиррихий

Ритм

Рифма

Силлабическое стихосложение

Силлабо-тоническое стихосложение

Сонет

Спондей

Стопа

Строфа, строфика

Тоническое стихосложение

Хорей

Цезура

Ямб


  1. Литературный процесс

Авангардизм

Акмеизм

Вечные образы

Импрессионизм

Классицизм

Литературное направление

Литературный процесс

Модернизм

Постмодернизм

Реализм

Романтизм

Сентиментализм

Символизм

Социалистический реализм

Стиль

Футуризм

Экзистенциализм

Экспрессионизм

Схожі:

Список литературы по курсу: Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1975. Берков П. Н. Введение в технику литературоведческого анализа. Л., 1976 iconДокументи
1. /Введение в литературоведение Киченко А.С УМК/Вопросы к зачету.doc
2. /Введение...

Список литературы по курсу: Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1975. Берков П. Н. Введение в технику литературоведческого анализа. Л., 1976 iconДокументи
1. /ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ/I.Введение/Введение.doc
2. /ВВЕДЕНИЕ...

Список литературы по курсу: Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1975. Берков П. Н. Введение в технику литературоведческого анализа. Л., 1976 iconАбрамович С. Д
Абрамович С. Д. Категория ужасного в эстетике Гоголя [Текст] / С. Д. Абрамович // Русский язык и литература в учебных заведениях. –...
Список литературы по курсу: Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1975. Берков П. Н. Введение в технику литературоведческого анализа. Л., 1976 iconАкадемия наук СССР
«Введение в практику перевода научной и технической литературы на английский язык», «Пособие по переводу научной и технической литературы...
Список литературы по курсу: Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1975. Берков П. Н. Введение в технику литературоведческого анализа. Л., 1976 iconА. Б. Хавин Сидоров П. И., Парников А. В. С34 Введение в клиническую психологию: Т. II.: Учебник
С34 Введение в клиническую психологию: Т. II.: Учебник для студентов медицинских вузов. — М.: Академический Проект, Екатеринбург:...
Список литературы по курсу: Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1975. Берков П. Н. Введение в технику литературоведческого анализа. Л., 1976 iconУдк 004. 414. 3 Подход к выбору варианта организации дистанционного компьютерного обучения барченко Н. Л., Ободяк В. К. Введение
Лпр) по выбору технологии, или личных предпочтениях. Для решения подобного рода слабо структурированных проблем целесообразно применять...
Список литературы по курсу: Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1975. Берков П. Н. Введение в технику литературоведческого анализа. Л., 1976 iconА/нем, франц., исп пре6подавате6ль: Царёва В. П. Список художественной литературы по курсу «История зарубежной литературы 17в.»
МольЕр / Жан-Батист Поклен / Тартюф. Дон Жуан, или Каменный гость. МизантрОп. МещанИн во дворянстве
Список литературы по курсу: Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1975. Берков П. Н. Введение в технику литературоведческого анализа. Л., 1976 iconМвф приветствует успешное введение единой европейской валюты
Вашингтон. Директор-распорядитель Международного валютного фонда (мвф) Мишель Камдессю (Michael Camdessus) приветствует успешное...
Список литературы по курсу: Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1975. Берков П. Н. Введение в технику литературоведческого анализа. Л., 1976 iconМвф приветствует успешное введение единой европейской валюты
Вашингтон. Директор-распорядитель Международного валютного фонда (мвф) Мишель Камдессю (Michael Camdessus) приветствует успешное...
Список литературы по курсу: Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение. М., 1975. Берков П. Н. Введение в технику литературоведческого анализа. Л., 1976 iconКурс лекций Введение в буддологию. Курс лекций. Спб
Введение в буддологию. Курс лекций. Спб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. 304 С
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи