«История мировой литературы ХХ века» 4 курс преподаватель: Л. В. Черниенко Пояснительная записка icon

«История мировой литературы ХХ века» 4 курс преподаватель: Л. В. Черниенко Пояснительная записка




Скачати 207.59 Kb.
Назва«История мировой литературы ХХ века» 4 курс преподаватель: Л. В. Черниенко Пояснительная записка
Дата17.09.2012
Розмір207.59 Kb.
ТипПояснительная записка

Методические материалы

по курсу


«История мировой литературы ХХ века»


4 курс


преподаватель: Л.В. Черниенко


Пояснительная записка

Курс зарубежной литературы XX века относится к наиболее сложным для изучения курсами литературоведческого цикла. Это объясняется и значительным объемом факти­ческого материала, непростой проблематикой и сложностью художественных систем, в которых проявили себя зарубежные авторы, а также небольшим количеством часов, от­водимых на лекционные и практические занятия. Студентам при изучении данного кур­са следует выделить особенности литературы этого периода, опирающиеся на своеобра­зие исторической эпохи, обратить внимание на борьбу литературных направлений и ме­тодов, индивидуальное мастерство того или иного писателя. Имеющиеся в библиотеках учебники и учебные пособия методологически устарели. Новейший источник, который можно рекомендовать, - это учебник «Зарубежная литература XX века» под редакцией Л.Г.Андреева (М., 1996 и последние издания).

В данном курсе очень важны теоретические проблемы, связанные с творчеством от­дельных писателей. В литературе XX века создаются совершенно новые жанры лирики и эпоса, новые концепции искусства, связанные с различными философскими системами, экспериментальная драма. Студенты должны суметь охарактеризовать такие, например, сложные явления в драматургии, как творчество Ибсена, Шоу, Брехта, Дюрренматта, те­атр абсурда.

Важная сторона изучения литературного процесса - это анализ художественных произведений. Студенты должны тщательно, на достаточном научном уровне проанали­зировать любое включенное в программу произведение. Квалифицированный литерату­роведческий анализ текста - это, прежде всего многосторонний комплексный анализ. Нельзя дать какой-то единый исчерпывающий образец анализа, но можно указать неко­торые грани, стороны произведений, характеристика которых всегда обязательна. Так, всегда следует учитывать место данного произведения в развитии писателя и - шире -значение произведения в развитии данного жанра, черты новаторства или литературные традиции в нём. Необходимо определить специфику творческого метода автора, его жан­ровые пристрастия и в этой связи жанр анализируемого текста. Система образов (поня­тие «образа» шире понятия «персонаж»!) также должна быть в центре внимания, и рас­сматривается она в связи с главными конфликтами и сюжетными ситуациями.

В методических рекомендациях указана критическая литература, в которой дан и анализ художественных произведений или хотя бы вехи подобного анализа. Однако главное - чтение художественных текстов, их осмысление и филологическая интерпре­тация. Самостоятельное изучение курса рекомендуется в плане рассмотрения отдельных национальных литератур, чтобы выявить общие черты литературного процесса XX века и национальную специфику.

Студентам рекомендуется систематическое ознакомление с художественными тек­стами, литературоведческими и методическими материалами по курсу зарубежной лите­ратуры XX века в филологических журналах, издаваемых в Украине и России «Ино­странная литература», «Всесвіт», «Відродження», «Вопросы  литературы», «Литература в школе» и др.


Учебники, учебные пособия, критические источники


(для всех специальностей)


1. Зарубежная литература XX века / под ред. Л.Г.Андреева. - М., 1996 - (2004).

2. Шабловская И.В. История зарубежной литературы XX век. В 2 частях. - Минск, 1998-2000.

3. Дудова Н., Михальская Н., Трыков В. Модернизм в зарубежной литературе. Учеб­ное пособие. - М., 2000.

4. История немецкой литературы. - М., 1974. - Т.5.

5. История французской литературы. - М., 1963. - Т.4.

6. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. - М., 2001. (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М., 1992.- доп.).

7. Андреев В.Д. История болгарской литературы. - М., 1978.

8. Великовский СИ. В поисках утраченного смысла. Очерки литературы трагическо­го гуманизма во Франции. - М., 1979.

9. Днепров В.Д. Проблема времени и формы времени. Л., 1981. 10.Жантиева Д.Г. Английский роман XX века. - М., 1965.

11.3асурский Я.Н. Американская литература XX века. - М., 1965.

12.3атонский Д.В. В наше время. Книга о зарубежных литературах XX века. - М., 1979.

1 З.Зверев A.M. Модернизм в литературе США. - М., 1979.

Н.Зингерман Б.И. Очерки истории драмы XX века.- М., 1979.

15.Карельский А.В. От героя к человеку. - М., 1990.

16.Кирнозе З.И. Французский роман XX века. - Горький, 1977.

17.Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. — М., 1976.

18.Михальская Н.П., Аникин Г.В. Английский роман XX века. - М., 1982.

19.Мотылёва Т.Л. Роман - свободная форма. - М., 1982.

20.Мулярчик А. послевоенные американские романисты. - М., 1980.

21.Оленева В.И. Современная американская новелла. - К., 1973.

22.Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

23.Сучков Б.Л. Лики времени. - М., 1976.

24.Театр США XX в. / Сб. ст. - Л, 1976.

25.Тертерян И.Я. Человек мифотворящий. - М., 1988.

26.Современный роман. - М., 1990.

27.Ивашева В. Новые черты реализма на Западе. - М., 1986.

28.Зверев А. Модернизм // Лит.энциклопедия терминов и понятий. — М., 2001.

29.Гугнин А. Магический реализм в контексте литературы искусства XX века. Фено­мен и некоторые пути его осмысления. - М., 1998.

30.Образ человека и творческая индивидуальность художника в западном искусстве XX века.-М., 1984.


Списки обязательных текстов


IV - Р/А

Барбюс А. Огонь.

Белль Г. Глазами клоуна. Бильярд в половине десятого. Групповой портрет с дамой (од­но из произведений).

Брехт Б. Матушка Кураж и её дети.

Вежинов П. Барьер.

Гессе Г. Степной волк. Игра в бисер (один из романов).

Джойс Д. Улисс (фрагменты с филологическими комментариями).

Драйзер Т. Американская трагедия.

Дюррематт Ф. Визит пожилой дамы. Физики ( одна из пьес).

Зегерс А. Седьмой крест. Мёртвые остаются молодыми (одно из произведений).

Золя Э. Жерминаль. Деньги (один из романов).

Ибсен Г. Кукольный дом (обязательно). Пер Гюнт. Приведения (одна из пьес).

Камю А. Посторонний. Чума (одно из произведений).

Кафка Ф. Превращение (обязательно) + ещё две любые новеллы.

Лондон Д. Мартин Идеи. Северные рассказы (2-3).

Лирика Гийома Аполинара, П.Элюара, Ф.Г.Лорки, П.Неруды, Р.Рильке, Р.Фроста и др.

классиков XX века (см. материалы лекций).

Манн Г. Верноподданный.

Манн Т. Будденброки. Волшебная гора. Доктор Фаустус (один из романов).

Маркес Г.Г. Сто лет одиночества.

Метерлинк М. Синяя птица. Вторая пьеса по выбору студента.

Мопассан Г. Жизнь. Милый друг (один из романов).

Пруст М. В поисках утраченного времени (фрагменты с филологическими комментария­ми).

Ремарк Э.М.Три товарища. Время жить и время умирать.

Роллан Р. Кола Брюньон (обязательно всем). Ещё одно произведение (по выбору студента).

Саган Ф. Здравствуй, грусть. Немного солнца в холодной воде.

Сарт Ж.П. Тошнота. Мухи.

Селинджер Д. Над пропастью во ржи.

Уильяме Т. Трамвай «Желание». Кошка на раскалённой крыше (одна из пьес). \/Уэллс Г. Человек - невидимка. Война миров.

Фолкнер У. Деревушка. Шум и ярость. Авессалом, Авессалом! Город. Особняк (один изроманов).

Хаксли О. О дивный новый мир.

ОруэллД. 1984.

у Хемингуэй Э. Прощай, оружие. По ком звонит колокол (один из романов). Старик и море

(обязательно всем).

Чапек К. Война с саламандрами.

Шоу Б. Пигмалион (всем). Дом, где разбиваются сердца. Профессия миссис Уоррен (од­на из пьес)

Экзюпери А. Маленький принц.

IV А/Н, А/Ф, А/ИнФ.


Астафьев В. Царь-рыба. Пастух и пастушка. Рассказы. Печальный детектив (одно из произведений).

Барбюс А. Огонь.

Белль Г. Глазами клоуна. Бильярд в половине десятого. Групповой портрет с дамой (од­но из произведений).

Бондарев Ю. Берег. Выбор. Игра. Искушение (один из романов).

Брехт Б. Матушка Кураж и её дети.

Булгаков М. Мастер и Маргарита. Дни Турбиных.

Вежинов П. Барьер.

Гессе Г. Степной волк.

Горький М. Дело Артамоновых. На дне. Несвоевременные мысли.

Грин. Г. Тихий американец.

Джойс. Улисс (фрагменты с комментариями).

Драйзер Т. Американская трагедия.

Дюрренматт Ф. Визит пожилой дамы. Физики (одна из пьес).

Зегерс А. Седьмой крест. Мёртвые остаются молодыми (одно из произведений). Зощенко М. Рассказы (3-5).

Ибсен Г. Кукольный дом.

Камю. Посторонний. Чума (один из романов).

Кафка Ф. Новеллы (не менее 3-х).

Лем С. Солярис.

Лирика Аполлинер Г., Ахматова А., Есенин С, Маяковский В., Пастернак, Рильке Р., Твардовский А., Фрост Р., Цветаева М., Элиот Т., Элюар П. и др. поэты XX века Особо: И. Бродский как лирики переводчик.

Лондон Д. Мартин Идеи. Северные рассказы (2-3).

Манн Г. Верноподданный

Манн Т. Будденброки. Новеллы (2-3).

Маркес Г. Сто лет одиночества.

Мопассан Г. Милый друг. Новеллы (не менее 3-х).

Оруэлл Д. 1984.

Ремарк Э.М.Три товарища. На западном фронте без перемен. Чёрный обелиск. Время жить и время умирать (один из романов).

Роллан Р. Кола Брюньон.

Саган Ф. Здравствуй, грусть. Немного солнца в холодной воде.

Платонов А. Чевенгур. Котлован. Ювенильное море (одно из произведений). Рассказы: В прекрасной яростной мире. Юшка Джан. Фро. Уильяме Т. Трамвай «Желание». Кошка на раскалённой крыше (одна из пьес).

Фолкнер У. Шум и ярость. Свет в августе (один из романов).

Фицджеральд С. Ночь нежна. Великий Гетсби (один из романов).

Хаксли О. О дивный новый мир.

Хемингуэй Э. Прощай, оружие! По ком звонит колокол (один из романов). Старик и море (обязательно всем).

Чапек К. Война с саламандрами.

Шолохов М.Тихий Дон. Поднятая целина (один из романов).

Шоу Б. Пигмалион (всем). Дом, где разбиваются сердца.

Экзюпери А. Маленький принц.


Дополнительные списки

(прочитать из не менее 3 произведений)

IVP/A

Гашек Я. Похождения бравого солдата Швейка.

Голдинг У. Повелитель мух.

Грин Г. Тихий американец.

Ионеско Э. Стулья.

Кобо Абэ Женщина в песках (или «Человек - ящик»).

Мориак Ф. Мартышка.

Музиль Р. Человек без свойств.

Мёрдок А. Дикая роза. Песочный замок. Море, море. Время ангелов (один из романов).

Фейтвангер Л. Безобразная герцогиня. Успех. Гойя (одно из произведений). Кортосар X. 2-3 новеллы из сб. «Редкие занятия» (СПб, 1999).

Бредбери Р. Вино из одуванчиков. Улыбка. 451° по Фаренгейту (или другие 2-3 произ­ведения).


IV А/Н, А/Ф, А/Инф.

Бредбери Р. Улыбка. Вино из одуванчиков. 451° по Фаренгейту.

Веркор (Ж. Брюллер). Молчание моря. Люди и животные.

Голдинг У. Повелитель мух. Ритуалы на море.

Голсуорси Д. Сага о Форсайтах (особо - «Собственник»).

Кобо Абэ. Женщина в песках. Чужое лицо. Человек - ящик.

Леонов Л. Вор. Золотая карета.

Мердок А. Дикая роза. Чёрный принц.

Мориак Ф. Мартышка. Клубок змей.

Распутин В. Прощание с Матёрой.

Сартр Ж.П. Тошнота. Мухи.

Сэлинджер Д. Над пропастью во ржи.

Трифонов Ю. Обмен. Другая жизнь. Старик. Дом на набережной.

Фейхтвангер Л. Гойя, или Тяжкий путь познания.

Франс А. Остров пингвинов.

Фриш М. HOMO FABER.

Шукшин В. Рассказы из сб. «Беседы при ясной луне», «Характеры», «Сельские жители».

Пруст М. В поисках утраченного времени (фрагменты).

Музель Р. Человек без свойств.


Контрольные вопросы к экзамену

IVP/A


1. Мировой литературный процесс XX века (общая характеристика). Специфика развития русской литературы XX века.

2. Особенности развития традиционных методов (реализма и романтизма) в XX ве­ке. Реализм и натурализм.

3. Экзистенциализм - одна из главных философских теорий прошлого столетия. Эк­зистенциализм в литературе.

4. Синкретичные методы и направления в литературе XX века А. Платонов как представитель синкретичного метода.

5. Модернизм в литературе прошлого века. Сюрреализм (суть и конкретные прояв­ления). Символизм в различных родах литературы. Символизм в русской поэзии.

6. Особенности эволюции прозы в XX столетии. Романистика. Русские романисты (Горький, Шолохов, Леонов, Булгаков и др.), их вклад в мировую прозу.

7. Поэзия в XX веке. Главные особенности развития. Выдающиеся поэты столетия (Г. Аполлинер, П. Элюар, Р. Фрост, М. Цветаева, P.M. Рильке, А. Ахматова, Б. Пастернак, Г. Мистраль и др.).

8. Драматургия XX века. Классика мировой драматургии (Б.Шоу, Г. Ибсен, В. Брехт и др.). Театр абсурда. Специфика современной драмы ( в том числе рус­ской).

9. Славянские литературы в мировом литературном процессе (кроме русской литературы). Общая характеристика, анализ прочитанного.

10. Литература Великобритании (общая характеристика). Классики XX века.

11. Литература Франции (общая характеристика). Классики XX века.

12. Литература Германии (общая характеристика). Классики XX века.

13. Литература США (общая характеристика). Классики XX века.

14. Литература Австрии (общая характеристика). Классики XX века.

15. Сатира в мировой литературе XX века (функции сатиры, художественная специфика). Крупные сатирики.

16. Фантастика, мистика, миф в литературе XX столетия. М. Булгаков и Г.Г. Маркес как «мистиче­ские реалисты».

17. Антиутопия как особый жанр XX века. Сатирическое и фантастическое в антиутопии.

18. Вечные темы в мировой литературе XX столетия. Особенности их интерпретации. Современ­ная русская литература в трактовке вечных тем.

19. Особенности отражения темы войны в литературе XX века. Русские писатели о войне (первая мировая, гражданская, вторая мировая).

20. Семейная тема в мировой литературе XX ст. роль семейных хроник в раскрытии темы («Сага о Форсайтах», «Будденброки», «дело Артамоновых» и др.).

21. Ромен Роллан в истории французской литературы.

22. Братья Манны в немецкой и мировой прозе.

23. Э.М.Ремарк как классик «военной прозы».

24. Роль Г.Уэллса в формировании фантастики XX в.

25. Б. Шоу как драматург - новатор.

26. Теория и практика «эпического театра» Б.Брехта.

27. А.Сент-Экзюпери и его философская сказка «Маленький принц».

28. Проблема героя в литературе XX века. Роль Г.Гессе в решении проблемы.

29. «Женский аспект» литературного развития XX столетия. Женщины - персонажи и женщины -авторы.

30. Общее понятие о постмодернизме. Его конкретные проявления в литературе XX века.


Контрольные вопросы к экзамену

IV А/Н, А/Ф. А/ИнФ.


1. Важнейшие особенности развития мировой литературы XX века. Традиционное и

новаторское. Проблема героя. Модернизм и его основные проявления. Течения в модернизме.

2. Сюрреализм как одно из главных литературных направлений XX века. Выдающиеся сюрреалисты

прошлого столетия.

3. Экзистенциализм как «базовая» философская теория искусства XX века. Проявления экзистенциализма в литературе.

4. Специфика развития эпоса, лирики и драмы. Выдающиеся представители различных литературных

родов в XX веке. Эпический театр Б.Брехта.

5. Классики литературы Великобритании XX века.

6. Роль Б.Шоу в развитии мировой драматургии XX века.

7. Особенности научно-фантастической прозы Г. Уэллса.

8. «Улисс» Д.Джойса как образец модернистской прозы прошлого века.

9. Классики французской литературы XX века.

10.Ромен Роллан в истории французской и мировой культуры XX ст.

11.Значение традиций Г. Мопассана во французской и мировой прозе ХХвека.

12.Тема любви и одиночества в прозе Ф. Саган.

13.Классики немецкой литературы XX века.

14. Вклад братьев Маннов в немецкую и мировую прозу. Творческое лицо каждого художника.

15.Э.М.Ремарк и развитие темы войны в прозе XX века.

16. Своеобразие творчества Г.Гессе. Роль его романа «Степной волк»в развитии психологической

прозы прошлого столетия.

17. Австрийская литература XX века и творчество Ф.Кафки.

18.Классики русской литературы XX века.

19.М.Горький в русской и мировой литературе.

20.Модель мира в прозе А.Платонова.

21.Мистический реализм М. Булгакова.

22.Романистика М.Шолохова.

23. Сложности развития сатиры в русской литературе XX века. Значение М.Зощенко как сатирика.

24. Русская поэзия XX века и её выдающиеся представители. Значение Серебряного века в развитии

русской лирики прошлого столетия.

25.Классики Литературы США XX века.

26.Проблематика и герои Э.Хемингуэя.

27.Романистика С.Фицджеральда.

28.Своеобразие художественного метода У.Фолкнера, его концепция мира и человека. 29.Д.Лондон в прозе США. Реализм и романтизм в его творчестве.

30.Жанр антиутопии в мировой литературе XX века (Д.Оруэл, О.Хаксли).

31 .Латиноамериканские литературы в XX веке (общая характеристика развития).

32.Г.Г.Маркес и его роман «Сто лет одиночества»

33. Западноевропейская лирика XX века. Проявления в ней реалистических модернистских тенденций

(Г.Аполлинер, Р.Рильке, П.Элюар и др.).

34. Специфика воплощения темы войны в литературе XX века: Нравственно-философский аспект и конкретная тематика (Первая мировая, Вторая мировая).

35.Своеобразие подходов писателей XX столетия к острым социальным (в том числе политическим) проблемам времени. «Тихий американец» Г.Грина и романы Г.Бёлля в решении этих проблем.


Дополнительная информация для студентов, не изучающих специальный курс

«История русской литературы XX века»

IV А/Н, А/Ф, А/Инф.


Русские прозаики XX века


Первая половина столетия


Иван Бунин, Борис Зайцев, Иван Шмелёв, А.Куприн, Евгений Замятин, Михаил Осоргин, М.Горький, А.Толстой, М.Шолохов, М. Булгаков, А.Платонов, Борис Пильняк, Влади­мир Зазубрин, Пантелеймон Романов, М.Зощенко, Леонид Леонов, Всеволод Иванов, Бо­рис Лавренов, Валентин Катаев, Вениамин Каверин, Александр Фадеев.


(Леонов, Катаев, Каверин продолжили своё творчество во второй половине века).


^ Вторая половина столетия


Даниил Гранин, Владимир Тендряков, Владимир Богомолов, Юрий Бондарев, Виктор Астафьев, Анатолий Ананьев, Фёдор Абрамов, Юрий Казаков, Юрий Нагибин, Виль Ли­патов, Сергей Залыгин, Василий Белов, Валентин Распутин, Борис Васильев, Юрий Три­фонов, Евгений Носов, Константин Воробьёв, Вячеслав Кондратьев, Виктория Токарева, Нина Катерли, Майя Ганина, Виктор Ерофеев, Венедикт Ерофеев, Фазиль Искандер.


^ Пришедшие на рубеже 70-х - 80-х гг. и позднее


Михаил Кураев, Александр Кабаков, Вячеслав Пьецух, Юрий Поляков, Сергей Каледин, Ел. Сазонович, Светлана Василенко, Виктор Пелевин, Татьяна Толстая, Владимир Мака-нин, Татьяна Тайганова, Валерия Нарбикова, Галина Щербакова, Руслан Киреев, Алек­сандр Мелихов.


^ Русские поэты XX века


Первая половина столетия

А.Блок, В.Брюсов, А.Белый, З.Гиппиус, Николай Гумилёв, А.Ахматова, М.Цветаева, Ирина Одоевцева, О.Мандельштам, Б.Пастернак, С.Есенин, В.Маяковский, Н.Заболоцкий, О. Берггольц, Павел Васильев, Дмитрий Кедрин, Михаил Исаковский, Н.Тихонов, Михаил Светлов, Николай Асеев, Алексей Сурков, Леонид Мартынов, А.Твардовский.

(Ахматова, Пастернак, Берггольц, Тихонов, Твардовский некоторое время работали во 2-

ой половине века: смотрите даты жизни).

«Шестидесятники»: А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина.


^ Из пришедших в последнее 20-летие XX ст.


Александр Кушнер, Олег Чухонцев, Татьяна Бек, Екатерина Горбовская, Дмитрий При-гов, Тимур Кибиров, Нина Искренко, Сергей Гандлевский, Инна Кабыш, Ольга Седако-ва, Пётр Вегин, Влад.Вишневский, Елена Исаева, Игорь Губерман, Иван Жданов, Нина Горланова, Галина Нерпина.


^ Русские драматурги XX века


Первая половина столетия

М.Горький, Л.Леонов, Александр Афиногенов, Владимир Киршон, М.Булгаков, Василий Шкваркин, Виктор Гусев (пьесы в стихах), В.Маяковский, Николай Погодин, Борис Лав­ренёв, Алексей Файко, Николай Эрдман.

^ Алексей Арбузов (с 1939 г. по нач. 80 гг.)


Конец 50х-70 гг.:


Александр Вампилов, Афанасий Салынский, Михаил Шатров, Александр Штейн, Виктор Розов, Михаил Рощин, Александр Володин, Самуил Алёшин, Игнатий Дворецкий, Алек­сандр Гельман, Эдвард Радзинский (некоторые продолжили и в 80-90 годы, но взлёт приходится на 50-70; исключение: Володин, Радзинский).


80-90 годы:


Александр Галин, Людмила Петрушевская, Роман Солнцев, Александр Казанцев, Люд­мила Разумовская, Михаил Ворфоломеев, Мария Арбатова, Ольга Кучкина, Юлиу Эдлис, Николай Коляда, Надежда Птушкина.


^ Литература Русского зарубежья (XX век)


  1. Представители Серебряного века


Дмитрий Мережковский, Нина Берберова, Ир. Одоевцева, Владислав Ходасевич,

Г.Иванов, Алексей Ремизов, Надежда Тоффи (Лохвицкая), Саша Чёрный, Борис Поплавский.

Особо: Владимир Набоков (выехал с родителями; писал на 2-х языках).


2. Русское зарубежье после «хрущёвской оттепели»


А. Солженицын, Иосиф Бродский, Виктор Некрасов, Александр Галич, Сергей Довлатов, Саша Соколов, Василий Аксёнов, Владимир Войнович, Абрам Тэрц (Андрей Синяв­ский), Александр Зиновьев, Владимир Максимов.


3. Из «задержанной литературы»


Евгений Замятин («Мы»); Борис Пильняк («Повесть непогашенной луны», «Красное де­рево», «Соляной амбар»); Василий Гроссман («Жизнь и судьба», «Всё течёт»); Юрий Домбровский («Факультет ненужных вещей», «Меня убить хотели эти суки »); Владимир Дудинцев («Белые одежды»); Василий Ажаев («Вагон»); Анатолий Рыбаков («Дети Ар­бата», «35-ый и другие годы», «Страх»).


^ Практическое занятие № 1

(для всех групп)


Тема: Человек и война в мировой литературе XX века.


Проблемы:

1. Война как тема художественной литературы. Система вопросов, входящих в тему (духовный мир человека на войне, героизм, мужчина и женщина в войне, любовь и война, гуманизм и война и др.).

2. Батальный и психологический аспекты войны. Реализм, романтизм и натурализм в изображении войны.

3. Война и быт. Повседневность на войне. «Послевоенный синдром» и проблема «по­терянного поколения».

4. Проблема положительного героя в литературе о войне. Особенности решения этой проблемы. Облик положительного героя.


Авторы:

А. Барбюс, Э.М.Ремарк, Э.Хемингуэй, В.Астафьев, В.Быков, Г.Бакланов, Д. Олдингтон, А. Зегерс и др. (по выбору и рекомендации преподавателя).


^ Критические источники найти самостоятельно (особое внимание обратить на ис­следования по творчеству отдельных авторов, прежде всего- Хемингуэя, Ремарка, Быко­ва).

Желательно познакомиться со сб. «Вторая мировая война в литературе зарубежных стран». - М., 1985.


^ Практическое занятие № 2

(для IV «р/а» -4 часа; IV «В», «Б», «Д» - 2 часа)


Тема: Специфика развития мировой драматургии XX века.


Проблемы:

1. Общие особенности эволюции драматургии и театра XX века. Театр абсурда.

2. Драматургия рубежа XIX - XX веков. Роль Г.Ибсена и А.Чехова в её формирова­нии.

3. Б.Шоу как драматург - экспериментатор.

4. Теория и практика «эпического театра» Б.Брехта.

5. Мировая драматургия на современном этапе (особо: драматургия Великобритании, США, русская драматургия 70-х -90-х годов XX столетия: Т.Стоппард, Э.Поуэлл, Эд. Радзинский, Н.Коляда и др.).


Тексты:

Г.Ибсен. Кукольный дом. А.Чехов. Три сестры. Б.Шоу. Пигмалион. Б.Брехт. Мамаша Кураж и её дети. М.Метерлинк. Синяя птица.

Примечания:

1. Кроме названных пьес, необходимо прочитать ещё по одному тексту каждого ав­тора (по выбору);

2. Вопрос 5 готовит только группа «А».

Критические источники:

Б.Шоу. Квинтэссенция ибсенизма. (обязательно). Зингерман Б. Очерки истории драмы XX века. - М., 1979 (и посл. издание)


Остальную литературу найти самостоятельно.


^ Практическое занятие № 3(4 р/а)


Тема: Французская поэзия конца XIX - первой трети XX веков.


Проблемы:

1. Специфика литературного развития Франции рубежа XIX - XX вв. и 20-30-годов XX века. Основные направления в поэзии, их эстетические программы.

2. Роль Ш.Бодлера, П.Верлена, А.Рембо в формировании «новой французской по­эзии».

3. Символизм Эмиля Верхарна (франкоязычный бельгийский поэт) и французская лирика конца XIX - начала XX вв. Урбанизм Верхарна и натурализм Бодлера - со­поставительный аспект).

4. Поэты французского модернизма (Валерии, Апполинер, Элюар, Колодель, и др.): темы, образы, художественный мир.

5. Французский и русский символизм (сопоставительный аспект).


Сборники: Аполлинер Г. Бестиарий или Кортеж Орфея. М., 1967.

Валерии П. Избранные стихотворения. М., 1992.

Верлен П. Лирика. М., 1969.

Поэзия французского символизма. М., 1993.

Рнмбо А. Стихи. Последние стихотворения. Озарения.

Одно лето в аду. М., 1982.

Французские стихи в переводе русских поэтов XIX - XX вв. М., 1969.

Стихи русских символистов (любые издания) В.Брюсова, А. Блока, З.Гиппиус

и др.


Критика: Андреев Л.Г. и др. История французской литературы. М., 1987.

Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 1980.

Балашова Т. Французская поэзия XX века. М., 1982.

Божович В. Традиции и взаимодействия искусств. Франция: конец XIX - нач.

XX века. М, 1987.

Великовский С. В скрещении лучей. Групповой портрет с Полем Элюаром.

М, 1987.

Горький М. Поль Верлен и декаденты (любое издание: в тридцатитомнике -

том - 23).

Ковалёва Т., Леснова Е., Кириллова Т. История зарубежной литературы (вто­рая половина XIX - нач. XX вв.). Минск, 1997. С 23-60.

Обломовский Л. Французский символизм. М., 1978.

Белый А. Символизм (любое изд.).

Примечания:

1. На занятии обязательны тексты стихов.

2. Повторить теорию стихосложения (размеры, рифмы, строфы и проч., а также тео­рию тропов и поэтических фигур). Учебники по введению в литературоведение - с 1989 г. изд.

3. Проверить каталоги периодики (возможны интересные журнальные публикации последних лет).

4. Обратить особое внимание на творчество Гийома Аполлинера и Поля Элюара!

^ Практическое занятие № 4

Тема: Мистический реализм XX века и его формы


Тексты для анализа: М. Булгаков «Мастер и Маргарита»;

Г. Г.Маркес «Сто лет одиночества».


Проблемы:

1. Суть мистического реализма как художественного метода XX столетия.

2. Европейский мистический реализм в творчестве различных авторов (Т.Манн, Г.Гессе, Ф.Кафка, С.Хилл и др.).

3. М.Булгаков как мистический реалист (собственное определение автора).

4. Общие особенности латиноамериканских литератур XX в. Проявления мистиче­ского реализма в творчестве Х.Л.Борхеса, Х.Кортасара, К.Костанеды и др.

5. Специфика мистического реализма в романе «Сто лет одиночества» Г. Г.Маркеса.


^ Критическую литературу найти самостоятельно, обратив внимание на журнальные публикации.


По М.Булгакову учесть работы М.Чудаковой, Л.Яновской, В.Лакшина. По Г.Г.Маркесу - А.Кофмана, Т.Эйдельман, а также:

Л.Осповат. Как становятся Гарсия Маркесом.

И. Тертерян. Человек мифотворящий.

(изд. любые).


^ Практическое занятие № 5

Тема: Любовь и семья в мировой литературе XX века


Проблемы:

1. Аспекты любовной темы в художественной литературе до XX века. Изменились ли подходы к теме в XX столетии?

2. Особенности воплощения темы любви и семьи в различ­ных родах литературы.

З.^ендерный аспект темы / в том числе влияние феминизма на освещение тем /.

4. Система «больных» вопросов в семейной теме: «отцы» и «дети», любовные «треугольники» и «многоугольники», «развод», «братья и сестры», «приемные дети», «отчим и мачеха» и т.д.

5. Особенности выражения авторской позиции в произведе­ниях указанной тематики.


^ Обратить особое внимание на произведения В.Вульф, Д.Лоуренса,

Ф.Мориака, Ф.Саган, Т.Драйзера, У.Фолкнера, Г.Г.Маркеса, П.Вежинова.

/ «Барьер»! /.

(См. список литературы к экзамену!)


Литература


Вульф В., Гаскелл Э., Спарк М., Уэлдон Ф. Эти загадочные англичанки. М., 1992.

Ерофеев Виктор. Мужчины. М., 1997.

Касаткина Т. «Но страшно мне: изменишь облик ты...»// Новый мир, 1996, № 4. *Компанцева Л.Ф. Адам заврался, не дать ли слово Еве? // Динамизм социаль­ных процессов в постсоветском обществе. М-лы международного семинара. Вы­пуск II Часть I. Филологические науки.

Корф А. Эротические этюды. М., 1999.

Культурология. Учебное пособие. Под научной редакцией проф. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону, 1999. Раздел 4. Приложение.

Макавой Эл., Израэльсон С. Синдром Мэрилин Монро. СПб, 1999.

Митина О., Петренко В. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения / в России и США /. Вопросы психологии - 2000, № 1.

*Руденко Д., Загурская Н. Камп как культурный метастиль и денди как постмо­дерный сверхчеловек // Динамизм социальных процессов... / См. Компанцеву/. Юрчук В. Современная психология общения женщины с мужчиной. Минск, 2000.


Примечание: Сборник «Динамизм социальных процессов в постсоветском обществе» спросить в 309 кабинете!

Схожі:

«История мировой литературы ХХ века» 4 курс преподаватель: Л. В. Черниенко Пояснительная записка iconИстория зарубежной литературы 17 -18 вв. 3 курс (А,Б) Преподаватель: Царёва В. П. Вопросы для первого модульного контроля по курсу «История зарубежной литературы 17- 18 вв.»
Эпическая поэма 17 века: Джон Мильтон «Потерянный рай» (предшественники, история создания текста, проблематика, темы, композиции,...
«История мировой литературы ХХ века» 4 курс преподаватель: Л. В. Черниенко Пояснительная записка iconИстория русской литературы ХХ века
Русская литература XX века (часть Еторая-20 е 90 е годы) одна из главных дисциплин специальности «русский и англ язык», хронологически...
«История мировой литературы ХХ века» 4 курс преподаватель: Л. В. Черниенко Пояснительная записка iconЛитература: Романтизм (1991) © Н. А. Соловьева, Б. И. Колесников, (1991) Источник: История зарубежной литературы ХIХ века
Источник: История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н. А. Соловьевой. М.: Высшая школа, 1991. 637 с. С.: 114-211 (Раздел...
«История мировой литературы ХХ века» 4 курс преподаватель: Л. В. Черниенко Пояснительная записка iconЛитература: Романтизм (1991) © Н. П. Козлова, Е. Г. Петраш, (1991) Источник: История зарубежной литературы ХIХ века
Источник: История зарубежной литературы ХIХ века / Под ред. Н. А. Соловьевой. М.: Высшая школа, 1991. 637 с. С.: 212-306
«История мировой литературы ХХ века» 4 курс преподаватель: Л. В. Черниенко Пояснительная записка iconДокументи
1. /История русской литературы 1 пол. ХХ века Миленко В.Д УМК/Задания для индивидуальной...
«История мировой литературы ХХ века» 4 курс преподаватель: Л. В. Черниенко Пояснительная записка iconМетодическая папка по курсу «История древней русской литературы» преподаватель: Царева В. П
Основные этапы изучения древнерусской литературы. Ученые-медиевисты, характеристика 2-3 работ, проблема периодизации русской средневековой...
«История мировой литературы ХХ века» 4 курс преподаватель: Л. В. Черниенко Пояснительная записка iconВопросы к экзамену по курсу «история всемирной литературы XVII xviii в в.» Общая характеристика зарубежной литературы XVII в., ее особенности, эстетические искания
Контрольные вопросы к экзамену по курсу «история всемирной литературы XVII xviii в в.»
«История мировой литературы ХХ века» 4 курс преподаватель: Л. В. Черниенко Пояснительная записка iconДокументи
1. /История зарубежной Литературы 19 в. Дашко Е.Л УМК/ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.doc
2....

«История мировой литературы ХХ века» 4 курс преподаватель: Л. В. Черниенко Пояснительная записка iconДокументи
1. /История зарубежной литературы 17-18 вв Адонина Л.В УМК/Вопросы к экзамену.doc
«История мировой литературы ХХ века» 4 курс преподаватель: Л. В. Черниенко Пояснительная записка iconДокументи
1. /История русской литературы рубежа 19-20 веков Миленко В.Д УМК/Задания для самостоятельной...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи