Строки биографии icon

Строки биографии




НазваСтроки биографии
Сторінка1/17
Дата01.07.2012
Розмір2.72 Mb.
ТипДокументи
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
1. /психоанализ/Вайсс Дж Как работает психотерапия.doc
2. /психоанализ/Винникот Д.doc
3. /психоанализ/З.Фрейд/~$ истории одного детского неврозаЧЕЛОВЕК-ВОЛК.doc
4. /психоанализ/З.Фрейд/ВЛЕЧЕНИЯ И ИХ СУДЬБА.DOC
5. /психоанализ/З.Фрейд/Из истории одного детского неврозаЧЕЛОВЕК-ВОЛК.doc
6. /психоанализ/З.Фрейд/Психопатология обыденной жизни.DOC
7. /психоанализ/З.Фрейд/Ребенка бьют к вопросу о происхождении сексуальных извращени.DOC
8. /психоанализ/З.Фрейд/СЕКСУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА.DOC
9. /психоанализ/З.Фрейд/СТРОКИ БИОГРАФИИ.DOC
10. /психоанализ/З.Фрейд/Сознание и бессознательное.DOC
11. /психоанализ/З.Фрейд/ТРИ СТАТЬИ ПО ТЕОРИИ СЕКСУАЛЬНОСТИ.DOC
12. /психоанализ/З.Фрейд/Толкование сновидений.DOC
13. /психоанализ/З.Фрейд/Я и оно сознание и бессознат.DOC
14. /психоанализ/З.Фрейд/бессознательное Очерк истории психоан.DOC
15. /психоанализ/З.Фрейд/бессознательное.DOC
16. /психоанализ/З.Фрейд/вытеснение.DOC
17. /психоанализ/З.Фрейд/из книги толкование сновиден.DOC
18. /психоанализ/З.Фрейд/лекции 1 15.DOC
19. /психоанализ/З.Фрейд/лекции 16 28.DOC
20. /психоанализ/З.Фрейд/лекции 29 35 введение в психоан.DOC
21. /психоанализ/З.Фрейд/случай невроза навязчивостиЧЕЛОВЕК-КРЫСА.doc
22. /психоанализ/М Кляйн/klein_zavist_i_blagodarnost.doc
23. /психоанализ/М Кляйн/Мелани Кляйн К вопросу маниак депрес состояний.doc
24. /психоанализ/Ненси Мак Вильямс Психоаналитическая диагностика.doc
25. /психоанализ/Обсессивный дискурс Вадим Руднев.doc
26. /психоанализ/Отто Кернберг/Кернберг Отто травма агрессия развитие.doc
27. /психоанализ/Отто Кернберг/Отто Кернберг Отношения любви.doc
28. /психоанализ/Салливан Г.doc
29. /психоанализ/Словарь по психоанализу Лапланш.doc
30. /психоанализ/Фромм Э Искусство любить.doc
Джозеф Вайсс
Дональдс Вудс Винникот разговор с родителями нестрашный психоанализ Винникотта
Влечения и их судьба
З. Фрейд. 1914-1915 г
З. Фрейд
Зигмунд Фрейд
З. Фрейд сексуальная жизнь человека* [1]
Строки биографии
С. 184-188. Сознание и бессознательное См.: Фрейд З. Я и оно
Три статьи по теории сексуальности © Издательство «Алетейя» (г. Спб), 1998 г
Толкование сновидений Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000
Зигмунд Фрейд
З. Фрейд «Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа». «Алетейя» спб. 1998г
Остров доброты татьяны бонне
Остров доброты татьяны бонне
Очерк истории психоанализа Зигмунд Фрейд Из книги «Толкование сноведений», сборник произведений, Эксмо-Пресс 2000 Не следует удивляться субъективному характеру предлагаемого «Очерка истории психоаналитического движения»
З. Фрейд
З. Фрейд
З. Фрейд
Заметки об одном случае невроза навязчивости. (Случай Человека-Крысы) З. Фрейд. 1909 г
Мелани кляйн зависть и благодарность исследование бессознательных источников рекомендовано в качестве учебного пособия для дополнительного образования Министерством образования Российской Федерации
Маниакально-депрессивных состояний
Нэнси Мак-Вильямс
Вадим Руднев Обсессивный дискурс (патографическое исследование)
Отто Кернберг. Развитие личности и травма
Отто Ф. Кернберг
Предисловие к русскому изданию
Словарь по психоанализу Ж. Лапланш Ж. Б. Понталис
Исследование природы любви

З.ФРЕЙД

Сочинения


СТРОКИ БИОГРАФИИ

Психология масс и анализ человеческого "Я"

О сновидении


З.ФРЕЙД - СТРОКИ БИОГРАФИИ

Выкуп - 100 тысяч шиллингов


Родился в городке Фрайберг в Моравии (тогда провинция Австрии) 6 мая

1856 года. Поступил на медицинский факультет Венского университета в

1873 году. Работал в терапевтической, психиатрической клиниках Вены, у

Шарко - в Париже, у Бернхайма - в Нанси. В 1881 г. получил степень док-

тора медицины. Вместе с Йозефом Брейером разработал катартический метод

лечения неврозов. В 1895 г. в и шла их книга "Исследования истерий". От

нее принято вести историю психоанализа. С 1902 г. - профессор Венского

университета.

Более сорока лет посвятил разработке теории и практике психоанализа.

Работы: "Толкование сновидений" (1899), "Психопатология обыденной жизни"

(1901), "Тотем и табу" (1913), "Лекции по введению в психоанализ"

(1917), "Психология масс и анализ человеческого "Я" (1921), "Я" и "Оно"

(1923), "Будущее одной иллюзий" (1927), "Неудовлетворенность в культуре"

(1930) и другие. В 1930 году удостоен Премии Гете, в 1936 г. избирается

иностранным членом Королевского научного общества (Лондон).

Фрейда называют и ученым, и провидцем, и основоположником нового нап-

равления в науке. С его именем связывают понятие бессознательного в пси-

хике человека. Его теория обогатила многие области современных знаний.

В 1938 году, после вторжения нацистов в Австрию, стал узником гетто.

Его лишили паспорта, конфисковали имущество, библиотеку. Международное

психоаналитическое общество пыталось вызволить Фрейда. Фашисты потребо-

вали выкуп. Одна из пациенток Фрейда, принцесса Мария Бонапарт, заплати-

ла 100 тысяч шиллингов за его освобождение. Семья Фрейда переехала в

Лондон, а четыре его сестры погибли в газовых камерах.

Умер в Лондоне 23 сентября 1939 года.


З.ФРЕЙД

НЕДОВОЛЬСТВО КУЛЬТУРОЙ


I

Невозможно отрешиться от мысли, что обычно люди меряют все ложной ме-

рой: они рвутся к власти, успеху и богатству, восхищаются теми, кто всем

этим обладает, зато недооценивают истинные блага жизни. Правда, такое

обобщение как всегда небезопасно; предается забвению многокрасочность

человеческого мира и душевной жизни. Есть люди, которым не отказывают в

почтении их современники, хотя все их величие покоится на таких

свойствах и деяниях, которые совершенно чужды целям и идеалам толпы. До-

пустим, что великими их признает тоже меньшинство, тогда как подавляющее

большинство ничего не желает о них знать; но и тут не все так просто,

если учесть расхождение человеческих слов и дел, многообразие людских

желаний.

Один из этих замечательных людей в письмах называет меня своим дру-

гом. Я послал ему свою небольшую работу, где религия расценивается как

иллюзия. Он отвечал мне, что был бы целиком согласен с моей оценкой, но

сожалеет, что я не воздал должного подлинному источнику религиозности.

Таковым он считает особое чувство, никогда его не покидающее, обнаружи-

ваемое им у многих других и, предположительно, присущее миллионам. Это

чувство он называет оощущением вечностип, чувством чего-то безгранично-

го, бескрайнего, оокеаническогоп. Такое чувство - дело чисто субъектив-

ное, это не вопрос веры. Здесь не примешивается обещание личного бесс-

мертия, но зато в этом чувстве - источник религиозной энергии, питающей

различные церкви и религиозные системы. Они направляют его по определен-

ным каналам, где оно и поглощается. Лишь на основании такого оокеаничес-

когоп чувства человек может называть себя религиозным - даже если он от-

вергает всякую веру и любую иллюзию.

Это суждение моего уважаемого друга, который сам однажды отдал дань

волшебству поэтической иллюзии, поставило меня перед лицом немалых труд-

ностей1. У себя я не нахожу этого оокеаническогоп чувства; научному под-

ходу чувства вообще создают неудобства. Можно попытаться описать их фи-

зиологические признаки. Там, где это получается, - а я опасаюсь, что оо-

кеаническое. чувство такой характеристике не поддается, - не остается

ничего, кроме содержания тех представлений, которые ассоциативно связаны

с этим чувством. Если я правильно понял моего друга, он имеет в виду то

же самое, что и один оригинальный и весьма своеобразный поэт, утешавший

своего героя перед самоубийством: оНам не уйти из этого мирап2. Таким

образом, речь идет о чувстве неразрывной связи, принадлежности к мирово-

му целому. Для меня это имеет, скорее, характер интеллектуального умоз-

рения - конечно, не без сопровождающих чувств, но их ведь хватает и при

других мыслительных актах сходной значимости. Личный опыт не убеждает

меня в том, что такие чувства первичны по своей природе, Я не могу оспа-

ривать на этом основании факта наличия их у других; вопрос лишь в том,

насколько верно они истолковываются и могут ли считаться оfons et origoп

всех религиозных запросов.

Мне нечего предложить для окончательного решения этой проблемы. Идея

о непосредственном, изначальном оповещении человека этим чувством - о

его связи с окружающим миром - звучит столь странно, так плохо совмести-

ма с нашей психологией, что следовало бы предпринять психоаналитическое,

т.е. генетическое исследование подобного чувства. Тогда в нашем распоря-

жении следующий путь: в нормальном состоянии для нас нет ничего досто-

вернее чувства самих себя, нашего собственного оЯп, кажущегося нам са-

мостоятельным, целостным, ясно отличимым от всего остального, Видимость

обманчива, не существует четкой внутренней границы между оЯп и бессозна-

тельной душевной субстанцией, обозначаемой нами как оОноп. оЯп для нее

служит лишь фасадом - этому научил нас психоанализ. Ему предстоит еще во

многом уточнить отношения между оЯп и оОноп, однако, по крайней мере в

отношениях с внешним миром, оЯп кажется отделенным от последнего резкой

разграничительной линией. Только в одном, хотя и необычайном, но не па-

тологическом состоянии дело обстоит иначе. На вершине влюбленности гра-

ница между оЯп и объектам угрожающе расплывается. Вопреки всякой очевид-

ности, влюбленный считает оЯп и оТып единым целым и готов вести себя

так, будто это соответствует действительности. То, что на время может

устранить известная физиологическая функция, может, конечно, быть ре-

зультатом и болезнетворных процессов, Из патологии нам известно большое

число состояний, когда грань между оЯп и внешним миром делается ненадеж-

ной, либо границы пролагаются неверно. Таковы случаи, при которых части

нашего собственного тела или даже душевной жизни - наши восприятия, мыс-

ли, чувства - кажутся нам как бы чужими, не принадлежащими нашему оЯп.

Либо те случаи, когда на внешний мир переносится нечто порожденное или

явно принадлежащее оЯп. Таким образом, чувство оЯп также подвержено на-

рушениям, а границы оЯп неустойчивы.

Дальнейшие размышления показывают, что чувство оЯп взрослого человека

не могло быть таковым с самого начала, Оно должно было пройти долгий

путь развития. Понятийно это зачастую недоказуемо, но реконструируется с

достаточной степенью вероятности3. Младенец еще не отличает своего оЯп

от внешнего мира как источника приходящих к нему ощущений, Его постепен-

но обучают этому различные импульсы. Сильнейшее впечатление должно про-

изводить на него то, что одни источники возбуждения все время могут по-

сылать ему ощущения (позже он узнает в них органы собственного тела),

тогда как другие источники время от времени ускользают. Самый желанный

из них- - материнская грудь, призвать которую к себе можно только нас-

тойчивым криком. Так оЯп противопоставляется некий ообъектп, нечто нахо-

димое ововнеп, появляющееся только в результате особого действия.

Дальнейшим побуждением к вычленению оЯп из массы ощущений, а тем самым к

признанию внешнего мира, являются частые, многообразные и неустранимые

ощущения боли и неудовольствия. К-их устранению стремится безраздельно

господствующий в психике принцип удовольствия. Так возникает тенденция к

отделению оЯп от всего, что может сделаться источником неудовольствия.

Все это выносится вовне, а оЯп оказывается инстанцией чистого удо-

вольствия, которому противостоит чуждый и угрожающий ему внешний мир.

Границы такого примитивного оЯ п - чистого удовольствия - исправляются

под давлением опыта.Многое из того, что приносит удовольствие и от чего

нельзя отказаться, принадлежит все же не оЯп, а ообъектуп. И наоборот,

многие страдания, от которых хотелось бы избавиться, неотделимы от ооЯп,

имеют внутреннее происхождение. Целенаправленная деятельность органов

чувств и соответствующих умственных усилий учит человека методам разли-

чения внутреннего (принадлежащего оЯп) и внешнего, пришедшего из окружа-

ющего мира. Тем самым он делает первый шаг к утверждению принципа ре-

альности, который будет управлять дальнейшим его развитием. Такое разли-

чение, понятно, служит и практическим целям - защите от угрожающих неп-

риятных ощущений. То обстоятельство, что оЯп способно применять для за-

щиты от внутреннего неудовольствия те же методы, которыми оно пользуется

против внешних неприятностей, является исходным пунктом некоторых

серьезных психических расстройств.

Так оЯп отделяется от внешнего мира. Вернее, первоначально оЯп вклю-

чает в себя все, а затем из него выделяется внешний мир. Наше нынешнее

чувство ооЯп - лишь съежившийся остаток какого-то широкого, даже все-

объемлющего чувства, которое соответствовало неотделимости оЯп от внеш-

него мира. Если мы примем, что это первичное чувство ооЯп в той или иной

мере сохранилось в душевной жизни многих людей, то его можно признать

своего рода спутником более узкого и ограниченного чувства оЯп в зрелом

возрасте. Этим же объясняются представления о безграничности и связи с

мировым целым, именуемые моим другам оокеаническимп чувством. На вправе

ли мы из остатков первоначального, существующего наряду с возникшим поз-

же, выводить второе из первого?

Конечно, в этом не была бы ничего удивительного - ни в области душев-

ной жизни, ни в любой иной. Мы твердо убеждены, что в животном царстве

высокоразвитые виды произошли от самых низших, причем простейшие формы

жизни встречаются и поныне. Гигантские динозавры вымерли, освободив мес-

то млекопитающим, но такой представитель этого вида, как крокодил, про-

должает здравствовать и сегодня. Эта аналогия может показаться несколько

натянутой, да и ущербной, поскольку выжившие низшие виды по большей час-

ти не являются истинными предками современных более развитых видов. Про-

межуточные звенья по большей части вымерли, они известны только по ре-

конструкциям. Напротив, в душевной жизни сохранение примитивного наряду

с возникшим из него и преобразованным встречается столь часто, что тут

даже можно обойтись без примеров. Происходят перерывы в развитии, ка-

кая-то количественно определенная часть влечения остается неизменной,

тогда как другая развивается дальше.

Мы затрагиваем тем самым общую проблему сохранения психического, еще

почти не разработанную, но столь увлекательную и значимую, что даже без

достаточного к тому повода уделим ей толику внимания. С тех пор, как мы

преодолели заблуждение, будто обычное забывание есть разрушение следа в

памяти, иначе говоря, уничтожение, мы склонны придерживаться иного

взгляда. А именно, в душевной жизни ничто, раз возникнув, не исчезает,

все каким-то образом сохраняется, и при известных условиях, например, в

случае далеко зашедшей регрессии, может вновь всплыть на поверхность.

Попробуем содержательно пояснить это на примере из другой области, В ка-

честве такой иллюстрации возьмем развитие Вечного Города4. Историки учат

нас, что древнейший Рим был Roma quadrata, огороженным поселением на Па-

латине. Затем следует период Septimontium - объединения поселений на се-

ми холмах, из которых возникает город, границей коего была стена Сервия

Туллия, а потом, после всех перестроек республиканского и раннеимперско-

го времен, стены, воздвигнутые императором Аврелианом. Не прослеживая

далее истории города, зададим себе вопрос: что найдет от этих ранних

стадий посетитель сегодняшнего Рима, даже если он снабжен самыми совер-

шенными познаниями истории и топографии. Стену Аврелиана, несмотря на

некоторые повреждения и про ломы, он увидит почти не изменившейся.

Кое-где, благо даря раскопкам, он сможет увидеть остатки вала Сервия

Имея достаточные познания - превосходящие знания современной археологии

- он мог бы, наверное, восстановить очертания этих стен по всему пери-

метру, даже контуры Roma quadrata. Но от зданий, когда-то заполнявших

эти рамки древнего города, он не обнаружит ничего или почти ничего - эти

здания более не существуют. Великолепные познания в римской истории в

лучшем случае позволят ему установить, где стояли храмы и общественные

здания той эпохи. Теперь на их месте руины, да и не самих этих сооруже-

ний, а позднейших пристроек после пожаров и разрушений. Нет нужды напо-

минать, что все эти останки древнего Рима вкраплены сегодня в хаос

большого города, возникшего за последние века, начиная с эпохи Возрожде-

ния. Конечно, многие древности погребены в городской почве или под сов-

ременными зданиями Таков способ сохранения прошлого в исторических горо-

дах, вроде Рима.

Сделаем теперь фантастическое предположение, будто Рим - не место жи-

тельства, а наделенное психикой существо - со столь же долгим и богатым

прошлым в котором ничто, раз возникнув, не исчезало, а самые последние

стадии развития сосуществуют со всеми прежними. В случае Рима это озна-

чало бы, что по-прежнему возносились бы ввысь императорский дворец на

Палатине и Septimontium Септимия Севера, а карнизы замка Ангела украша-

лись теми же прекрасными статуями, как и до нашествия готов и т. д.

Больше того, на месте Палаццо Каффарелли - который, однако, не был бы

при этом снесен - по-прежнему стоял бы храм Юпитера Капитолийского, при-

чем не только в своем позднейшем облике, каким его видели в императорс-

ком Риме, но и в первоначальном облике, с этрусскими формами, украшенном

терракотовыми антефиксами. Там, где ныне стоит Колизей, можно было бы

восхищаться и исчезнувшим Domus Aurea Нерона; на площади Пантеона мы об-

наружили бы не только сохраненный для нас Пантеон Адриан - на том же

месте находилась бы и первоначальная постройка Агриппы. На одном и том

же основании стояли бы церковь Maria Sopra Minerva и древний храм, на

месте которого она была построена. И при небольшом изменении угла зрения

появлялось бы то одно, то другое здание.

Нет смысла развивать эту фантазию далее - она ведет к чему-то несооб-

разному и даже абсурдному. Историческая последовательность представима

лишь посредством пространственной рядоположенности: одно и то же прост-

ранство нельзя заполнить дважды. Наша попытка может выглядеть праздной

забавой, но тому есть оправдание - она показывает всю сложность передачи

душевной жизни с помощью наглядных образов.

Следует предупредить возможный упрек: почему мы избрали для сравнения

с душевным прошлым именно историю города? Гипотеза о сохранности всего

прошедшего относится и к душевной жизни - при том условии, что не были

повреждены органы психики, их ткань не пострадала от травмы или воспале-

ния. Но историю всякого города, даже если у него не столь бурное прош-

лое, как у Рима, или если он не знал вторжений неприятеля, как Лондон,

не миновали разрушительные воздействия - сравнимые с указанными причина-

ми заболевания. Самое мирное развитие любого города всегда сопровождает-

ся разрушением и сносом зданий, и уже поэтому история города изначально

несопоставима с душевным организмом.

Это возражение заставляет нас оставить яркую палитру контрастов; мы

обращаемся к более близкому объекту сравнения, каковым является тело жи-

вотного или человека. Но и здесь мы сталкиваемся с чем-то сходным. Ран-

ние стадии развития никоим образом не сохранились, они стали строи-

тельным материалом для более поздних форм и растворились в них. Зародыш

исчез во взрослом теле, загрудинная железа ребенка после достижения им

половой зрелости заменяется соединительной тканью, но как таковая более

не существует. В полых костях взрослого можно узнать очертания костей

ребенка, но последние принадлежат прошлому, они вытягивались и утолща-

лись, пока не приобрели окончательную форму. Сохранение всех ранних ста-

дий, наряду с завершенными, возможно лишь в душевной жизни, а мы не в

состоянии наглядно это представить.

Возможно, мы заходим слишком далеко с предположениями такого рода, и

нам следовало бы удовлетвориться утверждением, что прошлое может сохра-

няться в душевной жизни, что здесь нет неизбежного разрушения. Вероятно,

в психике многих стариков - в виде нормы или исключения - все настолько

стирается или разъедается, что прошлого уже никак не оживить и не восс-

тановить. Быть может, сохранение вообще связано с определенными благоп-

риятными условиями. Вполне возможно, но об этом мы ничего не знаем. Поэ-

тому нам следует твердо держаться того, что сохранение прошлого в душев-

ной жизни есть, скорее, правило, нежели исключение.

Если мы готовы полностью принять наличие оокеаническогоп чувства у

многих людей и склонны сводить его к ранней стадии чувства оЯп, то воз-

никает следующий вопрос: может ли такое чувство притязать на роль источ-

ника религиозных потребностей?

Такое притязание не кажется мне убедительным. Чувство может служить

источником энергии лишь в том случае, если само оно является выражением

какой-то сильной потребности. Мне кажется неопровержимым выведение рели-

гиозных нужд из детской беспомощности и связанного с нею обожания отца.

Тем более, что это чувство не только проистекает из детства, но и в

дальнейшем поддерживается страхом перед всемогуществом судьбы. Мне труд-

но привести другой пример столь же сильной в детстве потребности, как

нужда в отцовской защите. Поэтому роль оокеаническогоп чувства второсте-

пенна, оно могло бы служить только восстановлению безграничного нарцис-

сизма. Мы в состоянии четко проследить первоистоки религиозных воззрений

- вплоть до чувства детской беспомощности, За ним может скрываться

что-нибудь еще, но пока все это окутано густым туманом.

Я допускаю, что в дальнейшем оокеаническоеп чувство оказалось связан-

ным с религией. Единство со всем сущим (его идейное содержание) выступа-

ет как первая попытка религиозного утешения, как еще один способ отрица-

ния той опасности, которая угрожает оЯп со стороны внешнего мира. Приз-

наюсь, мне трудно оперировать этими едва уловимыми величинами; Другой

мой друг, неутолимая жажда знаний которого привела к самым необычным

экспериментам и сделала его чуть ли не всеведущим, уверял меня, что

практика йоги действительно может пробудить такие новые ощущения и

чувство всеобщности (отключением от внешнего мира, концентрацией внима-

ния на телесных функциях, особыми дыхательными упражнениями). Он склонен

считать это регрессией к древнейшим состояниям душевной жизни, уже давно

покрытым позднейшими наслоениями. В этом он видит, так сказать, физиоло-

гическое обоснование мистической премудрости. На первый план здесь выс-

тупает связь с многообразными темными проявлениями души, такими, как

транс и экстаз. Меня это заставляет лишь вспомнить слова из оНыряльщикап

Шиллера:

Блажен, кто там дышит в розовом свете.


II

В моей работе оБудущее одной иллюзиип речь шла не столько о глубинных

истоках религиозного чувства, сколько о религии обычных людей - системе
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Схожі:

Строки биографии iconДодаток Вимоги до оформлення тез
Після тексту тез з нової строки напівжирним пишеться слово Література (якщо є посилання). З наступної строки друкується список літератури...
Строки биографии iconСтроки прийому заяв і документів, проведення фахового випробування, конкурсного відбору та зарахування на навчання за освітньо-кваліфікаційними рівнями «спеціаліст», «магістр»
Прийом заяв І документів, вступні випробування, що проводить двнз «Криворізький національний університет», конкурсний відбір та зарахування...
Строки биографии iconСтроки прийому заяв І документів, вступних екзаменів, конкурсного відбору та зарахування на навчання у криворізькому педагогічному інституті двнз «криворізький національний університет»
Прийом заяв І документів, вступні випробування, що проводить Криворізький педагогічний інститут двнз «Криворізький національний університет»...
Строки биографии iconИз биографии профессора-невропатолога григория ивановича россолимо (1860-1928)
СумГУ, кафедра гигиены и экологии, социальной медицины и организации здравоохранения
Строки биографии iconКритерии оценивания по русскому языку и литературе
Задания закрытой формы по литературе (11 баллов) требуют от учащихся знаний биографии писателей в объеме курса
Строки биографии iconПерелік спеціальностей та строки навчання в інтернатурі

Строки биографии iconОсновні строки проведення вступної кампанії
move to 0-3601260
Строки биографии iconСтроки настанової сесії заочного факультету у 2012/2013 навчальному році

Строки биографии iconСтроки осінньої настановної сесії заочного факультету у 2013/2014 навчальному році

Строки биографии iconДекану фдзн
Прошу дозволу продовжити строки лабораторно-екзаменаційної сесії, у зв'язку з хворобою
Строки биографии iconДекану фдзн
Прошу дозволу продовжити строки лабораторно-екзаменаційної сесії, у зв'язку з хворобою
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи