Абстиненция (правило абстиненции) icon

Абстиненция (правило абстиненции)




НазваАбстиненция (правило абстиненции)
Сторінка1/26
Дата02.07.2012
Розмір2.49 Mb.
ТипДокументи
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26
1. /Работы/Аналитическая психология К.doc
2. /Работы/ВКЛАД ПСИХОАНАЛИЗА В ПОНИМАНИЕ депрессии.doc
3. /Работы/Введение в концепцию психзащиты.doc
4. /Работы/Глава 16 в книге 4 из ПЕРЕНОС.doc
5. /Работы/Глава 17 из третьей книги Метапсихология.doc
6. /Работы/Групповой объект разведдеятельности.pdf
7. /Работы/ДАОССКИЕ ПРИТЧИ.pdf
8. /Работы/Зависимости.doc
9. /Работы/Заметки о контрпереносе.doc
10. /Работы/Концепция Эриксона.doc
11. /Работы/Краткосрочная позитивная терапия.pdf
12. /Работы/МЕЖДУ ЖУТКИМ И ВОЗВЫШЕННЫМ.doc
13. /Работы/Материалы международной конференции.doc
14. /Работы/Механизмы психологической защиты.doc
15. /Работы/Психоанализ детей.doc
16. /Работы/Психология современного секса.doc
17. /Работы/Разрешение невротических конфликтов.pdf
18. /Работы/Руководство по телефонному консультированию.pdf
19. /Работы/СЛОВАРЬ.doc
20. /Работы/Семинар ПА в России.doc
21. /Работы/Современный Энциклопедический словарь.pdf
22. /Работы/Теории объектных отношений.doc
23. /Работы/Техника анализа защит.doc
24. /Работы/Тридцать методов для подавления творческих способностей.doc
25. /Работы/Часть 2 Образование суперэго и латентный период.DOC
К. Г. Юнга · Телесно-ориентированная психотерапия · Детский психоанализ · Классический и постклассический психоанализ · Психодрама и ролевые игры в индивидуальной и групповой психотерапии Программа курса
Вклад психоанализа в понимание
Введение в концепцию психологической защиты
Определение
Из третьей книги "Метапсихология", входящей в цикл "
Зависимости
Заметки о контрпереносе
Концепция Э. Эриксона
                                     между жутким и возвышенным        
Материалы международной конференции
Механизмы психологической защиты
Психоанализ детей
Психология современного секса
Абстиненция (правило абстиненции)
Тема лекции
Теории объектных отношений
Известные формы защиты
Тридцать методов для подавления творческих способностей кандидатов в психоаналитики
Образование суперэго и латентный период глава Предварительные стадии развития суперэго

Абстиненция (правило абстиненции)


В качестве правила выставлено Фройдом в 1915 году. Абстиненция (или правило абстиненции) говорит о том, что в психоанализе пациент не должен находить замещающего удовлетворения своим симптомам. Посредством нейтральной установки, принимающей в равной мере любые проявления пациента, он лишается возможности удовлетворить свои желания. В классической технике лечения неврозов это правило до сих пор сохраняет своё огромное значение. Но при аналитическом лечении особенно тяжёлых пациентов, корни расстройств которых простираются до очень раннего детства, психоаналитик иногда дистанцируется от правила абстиненции, хотя и делает это в осторожной, дозированной форме. Подобного рода изменения в классической фундаментальной установке некоторыми психоаналитиками рассматривается как отказ от аналитической позиции, в то время как другие психоаналитики считают, что тщательно спланированное использование параметров удаётся со временем устранить. Фройд говорил о том, что в некоторых случаях необходим отказ от нейтральной позиции (в качестве примеров Фройд приводил фобии и тяжёлые неврозы навязчивости), Фройд называл новый подход «активностью» психоаналитика (вместе с венгерским аналитиком Шандором Ференци).

"Сегодня я мог бы удовольствоваться принципом, который пожалуй скоро начнёт господствовать в этой области. Он гласит: Психоаналитический курс лечения, насколько только возможно, должен проводиться с соблюдением абстиненции, не позволяющей пациенту удовлетворять свои желания на сеансах.

Насколько конкретно здесь будут установлены границы, можно будет установить лишь после проведения серьёзной дискуссии. Но под абстиненцией не следует понимать отказ в удовлетворении любой потребности (такое вообще невозможно), а если следовать за популярным мнением толпы – отказ от полового акта. Абстиненция подразумевает совсем другое, то, что больше связано с динамикой заболевания и процессом исцеления» (Зигмунд Фройд. «Пути психоаналитической терапии», доклад на 5-ом Международном Психоаналитическом конгрессе, Будапешт, сентябрь 1918).

Агрессивное влечение


Хотя ещё в работе "Агрессивное влечение в жизни и в неврозе" (1908) Альфред Адлер заговорил об агрессивном влечении, вначале на концепцию с таким влечением ни Фройд, ни психоанализ не обратил внимания. Но это отнюдь не означает, что феномены агрессивности не замечались, просто их не формулировали в терминах теории влечений.

В 1920 году вводя гипотезу о существовании влечения к смерти, Фройд заново обратился к вопросу о существовании агрессивного влечения. Даже первая дуалистическая теория влечений, в которой Фройд разделял сексуальное влечение и Я-влечение, оставалась для него всего на всего гипотезой, которая могла сохранять право на жизнь лишь постольку, поскольку доказывала свою полезность. С созданием структурной теории Я-влечения стали рассматриваться в качестве функций инстанции (сферы) «Я», а остальные влечения получили место прописки в инстанции «Оно». После некоторых раздумий Фройд стал структурно описывать дуализм влечений (сексуальности и агрессии) в качестве частей Оно. Именно такой структурный подход и отличает возникшую у Фройда концепцию агрессии от представлений Адлера.

Хотя идея о существовании агрессивного влечения и наталкивается в аналитических кругах на гораздо меньшее сопротивление, чем гипотеза о существовании влечения к смерти, разработка теории агрессивного влечения и его судеб далеко не достаточна, во всяком случае, не сравнима с работой над теорией либидо. В «Кратком очерке о психоанализе» (1939) Фройд обращает внимание на то, что совместное воздействие и противодействие двух основных влечений обусловливает всю пестроту явлений жизни. «Изменения в распределении величины влечений имеют самые большие последствия. Немножко больше сексуальной агрессии и любовник становится убийцей-садистом, а уменьшение агрессивного фактора делает его робким, или даже вообще импотентом». Поскольку агрессивное влечение направлено внутрь (влечение к смерти), Оно незаметно для нас. Только при обращённости вовне мы можем его обнаруживать.

Центральным предметом дискуссий тема агрессии была выбрана для Международного Психоаналитического конгресса в Вене (1971), так как большинство психоаналитиков не могли принять Фройдовскую гипотезу о существовании влечения к смерти, хотя как раз после Второй мировой войны лечение пациентов, страдающих тяжёлыми психическими расстройствами, предоставило массу клинического материала для разрешения проблемы агрессивного и деструктивного поведения. Довольно удачно была показана значимость враждебных чувств и фантазий младенцев в исследованиях Меляни Кляйн и её учеников. Много ценных идей можно обнаружить по этой теме и у Sascha Nacht, Дональда Винникотта, Вили Хоффера, Михаэля Балинта и Angel Garma. Последний хорошо известен в Вене в качестве большого приверженца идее Фройда о существовании влечения к смерти.

На Венском конгрессе (1971) актуальное состояние дискуссий было обобщено Charles Brenner:

1.      Психологически становится совершенно очевидно, что существует достаточно веских причин принять концепцию о существовании агрессивного влечения. Хотя пока не существует столь строгих доказательств в других науках, скажем в биологии и этологии

2.      Пока не обнаруживаются какие-либо иные источники агрессии кроме психических. Агрессию всё ещё не удаётся связать с каким-либо физиологическим феноменом, разве что с церебральными функциями

3.      В настоящее время не существует никаких доказательств того, что агрессивное влечение может быть «масштабом привязанности соматических процессов к психической жизни»

4.      Одинаково ведут себя агрессия и либидо по отношению к принципу наслаждения-неудовольствия. В общем, обнаруживается, что у обоих влечений разрядка сопровождается наслаждением, а её невозможность связывается с неудовольствием

5.      Целью агрессии далеко не всегда является разрушение оккупированного (пленённого) объекта. Эта цель оказывается очень вариабельной и тесно связанной с имеющимся у субъекта жизненным опытом и функционированием сферы Я

6.      Отношения между Я-функциями и влечениями экстремально сложны и тесны

7.      Сегодня практически невозможно провести границу между теорией смешивания (интеграции) влечений и теорией дифференциации влечений.

Посредством последней теории Фройду удалось совсем неплохо разрешить проблему садизма и мазохизма. Там, где одна часть влечения к смерти прямо ставится на службу сексуальной функции, там он говорит о садизме, а там, где оставшаяся часть влечения, которой не удаётся обратиться к внешней реальности, остаётся пребывать в организме, там она обусловливает эрогенный мазохизм. Психоаналитический язык Фройда, как и большинства аналитиков, которые хотя и не допускают возможности существования влечения к смерти, а только дуализм сексуальности-агрессивности, позволяет обнаруживать обращённость агрессии не только на объект-отношения, но и на отношения внутри психических инстанций (Например, конфликт между сферами Я и Сверх-Я).

Для самого Фройда «агрессивное влечение» являлось той частью влечения к смерти, которая посредством мышечной деятельности направляется вовне. В работах «Три очерка» (1905) и «Новая серия лекций» (1933) Фройд использует слова «агрессивный» и «активный» в качестве синонимов. Не стоит забывать, что одновременно «активность» является наиболее важной характеристикой сексуального влечения. Исходя из этого, некоторые авторы в аналитических дискуссиях на темы агрессии пришли к тому, что стали рассматривать агрессию исключительно в качестве базиса активности, забывая при этом о присущем агрессии враждебно-разрушительном аспекте.

Адаптация


Под адаптацией (приспособлением) в психоанализе понимаются реципрокные (взаимозависимые) отношения между индивидуумом и его окружением. Речь следовательно не идёт об адаптации только индивидуума, как ошибочно утверждают некоторые критики психоанализа. На самом деле различают две формы адаптации: аллопластическую и аутопластическую, в зависимости от того, где будет происходить адаптивный процесс, в осуществляемых субъектом изменениях внешнего (в том числе и социального) окружения или в изменении своей собственной психической структуры.

У маленького ребёнка вначале большую роль играют аутопластические процессы, так как аллопластика оказывается возможной лишь тогда, «когда сфера Я становится способной в неизменном виде сохранять существующее положение равновесия и соответствующую психическую структуру. А предварительным условием этого является высоко развитое чувство реальности» (заметка Ференци от 10.8.1930). Об этом же говорит Хайнц Хартманн в «Психологии сферы Я и проблеме адаптации» (1939): принцип реальности включает в себя как знание реальности, так и соответствующие действия, что и наделяет овладение этим принципом важной предпосылкой на пути к адаптации.

Активная техника


В своём докладе на 5-ом Международном Психоаналитическом конгрессе в Будапеште (1918) Фройд в очередной раз заговорил о основополагающих проблемах психоаналитической техники. В мыслях, которые составили статью «Пути психоаналитической терапии», мы встречаем и знаменитое высказывание о чистом психотерапевтическом золоте, когда ограничиваются исключительно одним психоанализом, и о терапии для масс, когда золото психоанализа приходится соединять с медью суггестии. Такие взгляды Фройда позволяют многим психоаналитикам оправдывать предлагаемые ими произвольные изменения в технике психоанализа, которые никак не обусловлены теоретически. Сам Фройд позволил модифицировать технику в неаналитическом ключе, что явно отклонялось от прежних взглядов, высказанных в статье «Советы врачу, занимающемуся психоаналитическим лечением» (1912). Фройд упоминает Ш. Ференци, который на его взгляд открыл новый путь для развития терапии, назвав такой подход «активностью психоаналитика». И тем не менее терапевтические задачи оставались прежними: 1) осознание вытесненного и 2) выявление сопротивлений. Принцип абстиненции продолжает господствовать и при «активности» психоаналитика. В качестве примеров активности психоаналитика Фройд приводит введение ограничения срока лечения, что Фройд применил в анализе человека-волка (как Фройд считал – с большим успехом), а также у пациентов с агарофобией (страхом открытых пространств), которых психоанализ должен подвигнуть на то, чтобы самостоятельно выходить на улицу, преодолевая страх. Это отличается от некоторых современных техник, стремящихся лишь заместить симптом. В психоанализе же приходится бороться за те ассоциации и воспоминания пациента, которые позволяют полностью искоренить фобию.

Ференци посредством своей активной техники пытался преодолеть определённые трудности, возникающие при психоаналитическом лечении. Этот, по-видимому самый одарённый и творческий ученик Фройда, мотивы сделанных им модификаций техники объяснял следующими словами: «Особая фанатическая вера в возможности глубинной психологии заставила меня рассматривать случайные неудачи не как непригодность некоторых пациентов к психоаналитическому лечению, а как следствие нашего неумения, что и явилось предпосылкой того, что я стал в трудных случаях, когда классическая техника оказывается бессильной, предпринимать в ней изменения» (статья «Детский анализ в работе со взрослыми пациентами», 1931).

Активное воображение

Понятие "активное воображение" Юнг использовал для того, чтобы описывать грёзы при открытых глазах (GW 14/2, § 66). Вначале пациент концентрируется на каком-то одном определённом пункте, эмоциональном состоянии, образе или событии, чтобы потом отдаться фантазийной активности, с каждым шагом приобретающей всё более драматический характер. То есть, психические образы начинают здесь приобретать свою собственную жизненную активность и появляются по законам своей специфической логики. И тут никак нельзя обойтись без преодоления колебаний и сомнений в сознания, чтобы допустить всё, что стремится презентировать себя ему (сознанию). А это уже создаёт новую психическую ситуацию. Материал, к которому ранее не было никакого доступа, становится более или менее ясным и чётким. Под влиянием переживаемых эмоций сознательное Я начинает реагировать даже более непосредственнее и прямее, чем это бывает в случае сновидений. В результате этого ускоряется процесс психического созревания, так как образы, появляющиеся в процессе активного воображения, предвосхищают работу сновидений.

Активное воображение следует отличать от мечты, которая выдумывается самой персоной пациента и пребывает на поверхности личностного и повседневного опыта. А активное воображение является полной противоположностью осознанной мечты. Инсценируемая драма пытается побудить наблюдателя к активному участию. Создаётся новая ситуация, в которой бессознательный материал открыто предъявляется бодрствующему сознанию. В этом Юнг усматривал проявление деятельности трансцендентной функции, то есть интегрального воздействия сознательных и бессознательных факторов.

Можно по-разному обходиться с манифестно проявляющимся материалом. Даже сам по себе процесс активного воображения может оказывать позитивное и витализирующее (оживляющее) воздействие. Увиденный материал может ещё быть зарисованным (так, например, как это делают с образами снов). Пациентов можно просить зарисовывать виденные им фантазии, чтобы выявлять отдельные эпизоды сразу же во время их появления. Потом, эти зарисовки могут использоваться на аналитических сеансах для интерпретаций.

В любом случае Юнг был убеждён, что фантазийный образ обладает всем, что необходимо для его последующих метаморфоз и изменений в психической жизни. Юнг предостерегал от реальных контактов во время процесса активного воображения, сравнивая последний с алхимическим процессом, нуждающимся в "герметически замкнутом сосуде". Юнг не советовал применять активное воображение бездумно и любым человеком; скорее всего он предназначал его для лечения, когда работу со сновидениями должна заместить объективация образов. Активное воображение будет наиболее полезным на поздних стадиях аналитического лечения.

Увиденные фантазийные образы требуют для себя включённости в сознательную жизнь. Хотя активное воображение и может способствовать излечению от невроза, таковое может происходить только тогда, когда оно гармонично включается в психическую деятельность, не приводя ни к эрзацам, ни к бегству от сознательной жизни. В отличии от сновидений, переживаемых пассивно, процесс активного воображения сопровождается активным и творческим участием сферы Я (Weaver M. [1964] The Old Wise Woman. London; Watkins M. [1976] Waking Dreams. NY; Jaffй A. [1983] C. G. Jung – Bild und Wort. Olten und Freiburg i. Br.).

Этот метод предоставления сознанию того материала, который лежит непосредственно под порогом бессознательной сферы, может оказаться очень опасным. Здесь Юнг обращал внимание прежде всего на трёх моментах:

-         Процесс активного воображения может оказаться бесполезным, если пациент продолжает быть в плену своих собственных комплексов

-         Пациент оказывается соблазнённым игрой своей фантазии, не замечая необходимости конфронтации с появляющимися образами

  • Бессознательный материал может быть настолько сильно заряжен энергией, что пациент становится полностью захвачен яркими образами, когда забывает о работе с ними (инфляция1[1]).

(1) Более или менее выраженная идентификация с коллективной психикой, вызываемая вторжением бессознательного архетипического материала или являющаяся результатом расширения сознания. Появляется дезориентированность, сопровождаемая чувством огромного могущества и своеобразия, или же наоборот ощущением своей ничтожности и бесполезности. Первое называется гипоманиакальным состоянием, а последнее -депрессией.

Юнг писал: "Инфляция является неосознаваемым состоянием сознания. Такой случай наступает тогда, когда власть захватывает материал бессознательной сферы, теряется способность различать реальное и ирреальное. Архетипический материал "заполоняет психику первобытным насилием и побуждает идти за порог человеческой психики. Возникают перегибы и утрирование, раздутость (инфляция!), закабалённость, иллюзии и полная захваченность как добрым, так и злым" (СМ 7, § 110). Юнг говорил, что инфляции сферы Я будет особенно опасной тогда, когда она доходит до идентификации с Самостью. Результат - высокомерие и надменность, которые делают невозможной идентификацию, так как человек перестаёт отличать себя от образа Бога.

Актуальный невроз


Этим термином Фройд называл состояния, которые никак не связаны с психическими процессами. В 1895 году Фройд считал причиной появления актуальных неврозов сдерживание сексуального возбуждения, например, при сексуальном воздержании, как и  отсутствие сексуальной разрядки, особенно, при Coitus interruptus. В статье «О правомерности выделения из неврастении симпомокомплекса, называющегося ”невроз страха”» (1895) Фройд различает три типа актуальных неврозов: неврастению, невроз страха и ипохондрию. Неврастения рассматривалась как последствие чрезмерных сексуальных разрядок (эксцессов) с большим расходов сексуальных продуктов (например, при частых мастурбациях или поллюциях), невроз страха – как последствие незавершённой разрядки (Coitus interruptus и воздержание), ипохондрия – в избыточном накоплении Я-либидо.

От концепции актуальных неврозов сегодня практически полностью отказались. Сам Фройд в «Лекциях» пишет о том, что в чистой форме их невозможно встретить. Концепция актуальных неврозов связана с первой фройдовской теорией страха, где в качестве провоцирующего фактора принималась физиологическая трансформация либидо. Некоторые параллели к фройдовским идеям о актуальных неврозах можно видеть в современных психосоматических теориях.

Альянс, Терапевтический альянс (рабочий союз)


От переноса следует отделять те взаимоотношения аналитика и пациента, в которых обнаруживается осознанное согласие по поводу сотрудничества, служащего для того, чтобы анализанд в результате нарастающего понимания и большего контроля своих бессознательных импульсов и конфликтов мог осуществить достаточно большие изменения в своём поведении. Представление о терапевтическом альянсе базируется на созданной Рихардом Штербой «концепции терапевтического расщепления Я» пациента, способности, которая позволяет одновременно проводить самонаблюдение (являющееся одной из функций Я) и предаваться свободным ассоциациям на материал, пробивающийся из сферы бессознательного. При этом речь идёт о идентификации пациента с психоаналитиком. Ещё в 1912 году Фройд указывал на то, что дружеская установка психоаналитика особенно важна для пациента в начале лечения: «Первой целью психоаналитического лечения была и остаётся привязка пациента к курсу лечения и к личности врача. Тут мы ничего особого поделать не можем, остаётся только предоставить пациенту на это время».

Базисом терапевтического альянса (или терапевтического союза) является желание пациента справиться со своими трудностями,  чувство беспомощности и рациональная готовность пациента сотрудничать с психоаналитиком. Вот таким путём и начинается сотрудничество между рациональными частями Я пациента и анализирующим Я психоаналитика. Таковое как раз и становится возможным посредством терапевтического расщепления Я, когда пациент частично идентифицируется с аналитической установкой психоаналитика, в той степени, в которой последний посредством интерпретаций и терапевтических интервенций пытается понять поведение пациента. Естественно, невозможно чётко разделить терапевтический альянс и реакции переноса. Вполне возможно, что в терапевтическом альянсе обнаружатся элементы инфантильных установок, которые будут нуждаться в анализе. Такое особенно часто бывает у пациентов, которым психоанализ сильно нравится и они хорошо сотрудничают, но всё это делается по особым эмоциональным причинам – заслужить любовь и одобрение психоаналитика. Да и идеализация психоаналитика, которая вначале помогает сформировать терапевтический альянс, в ходе анализа может приводить к большому сопротивлению. Не стоит забывать, что отношения между пациентом и психоаналитиком в терапевтическом альянсе оказываются не совсем конгруэнтными (совпадающими). Пациент оказывается в новой для него аналитической ситуации. Она для него необычна и искусственна, вызывает тревогу. Пациент соглашается на такую ситуацию только из-за страдания от симптомов, так как ожидает от психоаналитика помощи. Психоаналитику тут необходимо рассматривать пациента как равноправного партнёра, а это означает, что жёсткий, авторитарный и ригидный стиль поведения психоаналитика может помешать формированию терапевтического альянса. Мы не должны навязывать пациенту регрессивное поведение, обращаясь с ним как с беспомощным ребёнком из-за необходимости вызывать у пациента в аналитической ситуации терапевтическую регрессию Некоторые психоаналитики предпочитают говорить о психоаналитике как помогающем Я или выделять свою способность презентировать себя в качестве «доброго объекта». Концепция терапевтического альянса была создана Элизабет Цетцель (1956), Ральф Гринсон предпочитал говорить о рабочем союзе.

Амбивалентность


Термин, использованный впервые Ойгеном Блойлером (1910) и описывающий одновременное существование противоречащих друг другу и противоположных чувств, тенденций и установок по отношению к одному и тому же объекту (любовь и ненависть, желание и нежелание, активность и пассивность и т. д.). В 1912 Фройд году описал амбивалентность пациента в переносе. А в работе о психоаналитическом лечении человека-крысы Фройд пишет: «В нашем возлюблённом бушевала борьба между любовью и ненавистью, которые предназначались одной и той же персоне».

Блойлер рассматривал амбивалентность в качестве главного симптома шизофрении. А кроме психозов амбивалентность играет большую роль при неврозе навязчивости, а также при некоторых аффективных состояниях, например, при ревности и скорби. С точки зрения развития либидо амбивалентность характерна для орально-садистической и анально-садистической фаз, где одновременно выступают любовь и желание разрушить объект.

Амнезия, инфантильная


Этот термин, который ввёл в психоанализ Фройд, позаимствован им из невропатологии. Слово «амнезия» означает там «невозможность припомнить» или «дефект памяти», и используется для обозначения расстройств памяти при патологии головного мозга. Однако «инфантильная амнезия» психоанализа (то есть, невозможность припомнить чувства, переживания и события из периода раннего детства) отнюдь не объясняется функциональной незрелостью головного мозга. Инфантильная амнезия является последствием вытеснения и обусловлена необходимостью забвения переживаний, связанных с детской сексуальностью и реакциями окружающих людей на неё. Речь вовсе не идёт о том, что ребёнок не способен был их заметить, просто он был вынужден их вытеснить в силу предосудительности переживаемых им событий. Довольно часто инфантильная амнезия простирается до латентного периода, то есть до поступления в школу.

В отличии от инфантильной амнезии при амнезии истериков речь идёт о невротическом симптоме.

Аналитическая психология

(A. Samuels, ... A Critical Dictionary of Jungian Analysis, London, 1968)

После того, как Юнг оставил классическое психоаналитическое движение, он начинает называть понятием "аналитическая психология" новую по его словам психологическую науку, сформировавшуюся в лоне фройдовского психоанализа. И только гораздо позже, когда Юнг уже крепко стал стоять на своих собственных ногах, он начал говорить о том, что существуют "психоаналитический метод" Фройда и "индивидуальная психология" Адлера, от которых следует отличать его собственный подход – "аналитическую психологию". Под последней Юнг подразумевал интегральную концепцию, объединяющую оба названных первыми психоаналитических подхода, как и многие другие направления.

На заре психоаналитических исследований Блойлер предложил использовать термин "глубинная психология", чтобы подчеркнуть этим, что подобного рода психология занимается регионами психики, находящимися очень глубоко, то есть в бессознательной сфере. Но Юнг считал, что это незаслуженно ограничивает область психологических исследований. Уже тогда Юнг считал, что создаваемый им метод охватывает символические области, причём в равной степени как сознательные сферы, так и бессознательные. Ещё одно название для направления Юнга предложил Toni Wollfs - "комплексная психология". Однако оно так и не прижилось, прежде всего, потому что такой термин концентрируется на одном довольно ограниченном, хотя и существенном элементе в концепции Юнга.

Юнг не уставал повторять, что его психология является наукой, что аналитическая психология эмпирически доказывает существование обнаруживаемых ею явлений. Так что сегодня аналитическая психология охватывает не только теорию, но и её практическое приложение к реальной жизни, научные исследования, и само собой понятно психотерапевтическую практику. Международное Общество Аналитической Психологии называется International Association for Analytical Psychology (IAAP).

Юнговские размышления на темы теории и практики собраны в 20 томах его Gesammelten Werke. А кроме этого ещё издана огромная переписка, личные воспоминания и интервью + о Юнге написано несколько биографий.

Небольшой обзор-определение, охватывающее все главные концепции аналитической психологии, Юнг дал в своих "Психологических типах". Там мы находим определение психической энергии, происхождение которой Юнг усматривает в инстинктах; а в остальном психическую энергию можно приравнять физической, во всяком случае она определяется теми же самыми законами – за единственным исключением: психическая энергия имеет не только истоки, но и цель. Бессознательная сфера рассматривается комплиментарной (дополнительной) по отношению к сознанию; она функционирует в качестве контейнера, как для прежних личных переживаний, так и для более универсальных образов (архетипов и символов). Дальше в "Психологических типах" изображается то, каким именно образом бессознательное приоткрывается сознанию. Демонстрируется латентный язык образов, который предоставлен каждому индивидууму и то, каким образом этот язык изменяется под воздействием комплексов. Это всё показывается на примере установок, действий, решений и сновидений, а также на примере отдельных болезней. Демонстрируется организация человеческой психики в отдельные "пол-личности" или архетипические репрезентанты (представители архетипического мира, персонификации), а именно в Персону, Я, Тень, Аниму, Анимуса, Древнего Мудреца, Великую Мать и Самость. И, наконец, индивидуацию Юнг рассматривает как процесс, который может привести человека к интеграции его личности, к его фундаментальной целостности и охватывает всю его жизнь. Всё названное является теми параметрами, на которых и строится психотерапия, использующая синтетический герменевтический подход, в отличие от редукционистского подхода.

А ещё Юнг очень много занимался проблемами психологии религии. В различных фазах его жизни мы обнаруживаем интерес и к паранормальным феноменам, и к индивидуальной типологии и к алхимии, а также к другим очень значимым проблемам культуры. Как видите аналитическая психология развивается в двух направлениях: и к всё большей интеграции, и к всё более глубокой разработке проблем.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

Схожі:

Абстиненция (правило абстиненции) icon3 Элементарные методы пересчета выборок
К основным правилам комбинаторики относятся правило суммы, правило произведения и правило включений и исключений. Многие задачи комбинаторики...
Абстиненция (правило абстиненции) iconНечеткий логический вывод композиционное правило нечеткого вывода заде
В четком логическом выводе наиболее часто применяется правило модус поненс, которое можно записать так
Абстиненция (правило абстиненции) iconФаз правило, см. Гиббса правило фаз. Фаза
Жидкие Ф. отличаются друг от друга концентрацией компо­нентов, наличием или отсутствием сверхтекучести, анизотропией упру­гих и электрич...
Абстиненция (правило абстиненции) iconПравило левой руки Для определения направления силы, действующей на проводник с током, обычно используют правило левой руки
«Если расположить левую руку так, чтобы линии индукции входили в ладонь, а вытянутые пальцы были направлены вдоль тока, то отогнутый...
Абстиненция (правило абстиненции) icon2. Сформувати лінійне вирішальне правило для розпізнавання двох образів за допомогою одношарового персептрону
Сформувати лінійне вирішальне правило для розпізнавання двох образів за допомогою одношарового персептрону. При оптимізації параметрів...
Абстиненция (правило абстиненции) iconСформувати лінійне вирішальне правило для розпізнавання двох образів за допомогою одношарового персептрону
Сформувати лінійне вирішальне правило для розпізнавання двох образів за допомогою одношарового персептрону. При оптимізації параметрів...
Абстиненция (правило абстиненции) iconПоложення про куратора студентської групи
Куратор закріплюється за студентською групою, як правило, на весь період навчання в університеті
Абстиненция (правило абстиненции) iconПлан самостійної роботи студентів на 2012-2013 н р
В чому полягає енергетичне правило скелетних м’язів? Дати коротку характеристику
Абстиненция (правило абстиненции) iconНе менш важливу роль відіграють порушення інервації, які
При інфантилізмі, як правило, є надлишкова продукція фсг при недостатньому синтезу лг
Абстиненция (правило абстиненции) icon1. Матриці та основні операції з матрицями. Визначники матриць. Системи рівнянь першого ступеня: правило Крамера. Метод повного виключення. Обернена матриця. Розвязання матричних рівнянь
Тема Матриці та основні операції з матрицями. Визначники матриць. Системи рівнянь першого ступеня: правило Крамера. Метод повного...
Абстиненция (правило абстиненции) icon1. Матриці та основні операції з матрицями. Визначники матриць. Системи рівнянь першої степені: правило Крамера. Метод повного виключення. Обернена матриця. Розвязок матричних рівнянь
Тема Матриці та основні операції з матрицями. Визначники матриць. Системи рівнянь першої степені: правило Крамера. Метод повного...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи