Е. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания icon

Е. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания




НазваЕ. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания
Сторінка1/5
>Е.А.Маковкин <> <><><><>КОНСТРУКТИВНО - ПЛАСТИЧНОЕ ПОСТРОЕНИЕ Г
Дата12.07.2012
Розмір0.7 Mb.
ТипМетодические указания
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА


Е.А.Маковкин


КОНСТРУКТИВНО - ПЛАСТИЧНОЕ

ПОСТРОЕНИЕ ГОЛОВЫ ЧЕЛОВЕКА


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

И ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ

«РИСУНОК. ЖИВОПИСЬ. СКУЛЬПТУРА»

(для студентов 2 курса дневной формы обучения, направление 6.060102 - «Архитектура»)





ХАРЬКОВ - ХНАГХ - 2009

Конструктивно – пластичное построение головы человека. Методические указания по самостоятельной работе и выполнению практического задания по курсу «Рисунок. Живопись. Скульптура» (для студентов 2 курса дневной формы обучения, направление 6.060102 - «Архитектура») / Укл. Е. А. Маковкин – Харків: ХНАМГ, 2009. – 66 с.


Автор: ст. преп. Е. А. Маковкин


Рецензент: доцент кафедры И. А. Бабенко


Рекомендовано кафедрой архитектурного мониторинга городской среды, протокол №1 от 1.09.2009 г.


СОДЕРЖАНИЕ



Введение………………………………………………………...…….

4







Глава 1. Пластическая анатомия головы человека……..…...

6

1.1 Пластическая анатомия костей черепа……………….…

6

1.2 Костные выступы черепа………………………………….

9







Глава 2. Пропорции головы человека…………………………

11







Глава 3. Основные типы формы головы человека……………

20







^ Глава 4. Последовательность рисования гипсовой головы…..

23

І этап…………………………………………………….………

23

ІІ этап……………………………………………………………

31

ІІІ этап…………………………………………………………..

35

IV этап…………………………………………………………...

39

V этап……………………………………………………………

43

VI этап……………………………………………………..……

45







^ Перечень иллюстраций……………………………………………

52







Список литературы………………………………………………..

65



ВВЕДЕНИЕ

Центральным объектом любого творчества является человек. Для человека создаются все материальные и культурные ценности, все произведения искусства, в том числе и архитектура.

Сообразно с человеком зодчие устанавливают соразмерность и пропорциональность сооружаемых объектов. Для человека сооружаются жилые и общественные здания, крупные городские ансамбли, города и системы населенных мест.

Особое место в образовании архитектора занимает рисунок тела человека и сопутствующее ему изучение закономерностей его строения. Главным элементом такого изучения представляет голова человека. Рисунок головы человека являет собой высшую ступень учебного процесса школы изобразительного искусства.

Этот раздел учебного курса требует особого внимания и способностей студентов. Рисуя голову человека, студенты учатся более тонко чувствовать, видеть даже малые отклонения от натуры - линейных и объёмных пропорций, характера движения, логики её конструктивной сущности. Учатся видеть ошибки в расположении и размере рисунка глаза, носа, губ или какой-либо другой детали лица.

В процессе рисования головы человека можно усовершенствовать чувство натуры до такой степени, что в рисунке будет передано - то самое «чуть-чуть», с которого начинается художественное мастерство, столь необходимое будущему зодчему.

Твёрдые знания закономерностей конструктивного построения головы, изменения характера формы в процессе движения, в перспективе, в светотени и умелое использование различных средств рисунка, как-то основных, опорных, акцентных точек-маяков, линий и тушёвки - облегчают и ускоряют процесс познания и создания точного, правдивого рисунка.

Голова человека является одним из наиболее сложных объектов визуального графического изображения. Для правильного изображения головы человека необходимо иметь определенную сумму знаний, умений и практических навыков.

Для более основательного овладения принципами реалистического рисунка необходимо изучить основы пластической анатомии головы человека и уметь выполнять конструктивные построения головы и её деталей на двухмерной плоскости листа бумаги.

Две основные цели должны стоять перед студентом при изучении анатомии.

Во-первых, перейти от чисто внешнего, поверхностного восприятия головы человека и слепого копирования форм в светотеневой или линейной манере к правдивому, глубокому и точному изображению, опирающемуся на знание закономерностей внутренней структуры. Рисуя голову человека, студент должен познавать логику строения её объёмной формы и правильно передавать, строить, конструировать этот объём так, чтобы его части гармонично сочетались между собой и с целым.

Во-вторых, знание объёмной формы головы человека развивает художественное «зрение», формирует подлинно творческое, конструктивно-пространственное мышление будущего архитектора. Познание сути гармонии головы человека, соответствия её формы содержанию, функции и конструкции поможет в дальнейшем увидеть и правильно подойти к изучению многообразных форм природы и мира вещей, разобраться в их внутренней структуре и извлечь из этого практическую пользу для решения различных творческих задач, которые может поставить жизнь перед будущим архитектором.

Конструктивно - анатомическая основа головы человека определяет её общую форму. Студенты на занятиях по рисунку, изучая и анализируя анатомическое строение головы, соблюдая точные пропорции и законы перспективы, могут правильно вести построение изображения обобщённой формы. Лишь такой подход позволяет студенту рисовать осмысленно, а не копировать видимую объёмную форму головы. Форма головы человека и её детали обусловлены внутренним анатомическим строением костей и мышц.

Хотя голова человека имеет индивидуальные различия, всё же общая форма головы имеет единую для всех закономерность строения.

Суть построения и рисования головы человека состоит, прежде всего, в изображении внутренней структуры костей черепа и располагающихся на нём мышечных образований. Во время построения учитывается парность строения форм, т.е. их симметричность.

Анализ общей формы головы должен производиться одновременно с изучением её деталей на конструктивно-анатомической основе. Перед этим необходимо сначала ознакомиться с анатомическим строением черепа как основы конструкции головы человека.

Форму черепа и самой головы можно определить как объёмный предмет, также как и все предметы, они имеют объёмно-пространственные характеристики: длину, ширину и высоту.

Суть заключается в том, что эти поверхности, сочетаясь между собой, выражают объём и образуют форму.

Любая живая форма в своей основе является и рассматривается, как геометри-ческий объём, тем самым подчиняясь единым закономерностям перспективы и освещения. Выполняя рисунок формы черепа, а также головы студенты должны знать теорию перспективы и уметь пользоваться линейно-конструктивным построением рисунка.

Применяя метод линейно-конструктивного изображения, обратим внимание, что линия является одним из основных изобразительных средств. Линиями определяют контуры предметов, образующих их форму. Ими обозначают объёмно - пространственные величины: высоту, длину, ширину, конструктивные оси, вспомогательные линии, в том числе и линии построения, намечают тон штрихами и т.д. Но изображение обычных форм предметов одними линиями осложняет объёмно-пространственное представление. В этом случае необходимо дополнительно пользоваться так называемыми опорными точками, так как эти точки определяют характерные пункты, узлы и конструкции предметов в изображении. Опорными точками фиксируются узлы объёмной формы конструкции. С их помощью легко установить взаимно-пространственные расположения узлов, характеризующих конструкцию формы.

Для более точного и лаконичного определения объёмно-пространственных форм пользуются опорными точками и линиями, хотя в действительности на модели нет таких точек и линий, они условны. Есть только воображаемая форма с гранями и планами, находящимися в воображаемом пространстве на плоскости листа бумаги.

Использование опорных точек и линий при изображении объёмных форм в пространстве - это и есть линейно-конструктивный метод изображения.

Линейно-конструктивный рисунок помогает студентам быстрее и лучше усваивать учебный материал, развивает логику мышления. А также учит работать предельно рационально, лаконичными средствами выражать главное и самое характерное, не акцентируя лишнего внимания на мелких деталях.

Пренебрежение линейно-конструктивным способом изображения рисунка головы направляет студента на путь дилетантского изображения натуры - поверхностного срисовывания её видимых частей, игнорирующего проникновение в суть причин и следствий образования тех или иных форм на натурной модели. Чтобы избежать грубейших ошибок в рисунке, студенты должны пользоваться средствами, облегчающими работу над рисунком, знать нормы, правила и законы, которые будут помогать им в работе.

Правила, законы и схемы строения формы являются отправной точкой в работе студента. Выделяя в натурной модели самое главное, студенты смогут разобраться в строении сложной формы.

Знание конструктивной схемы строения формы черепа поможет студентам правильно изображать голову человека, соблюдать законы перспективы и отучит от механического срисовывания натурной модели.

Студенты, усвоив закономерности основного конструктивного строения формы черепа и овладев умением выражать его линейно-конструктивным методом, могут без особого труда построить изображение головы в сложных перспективных положениях.

Одновременно студенты, работая методом линейно-конструктивного изображения, приучают себя мыслить формой, рассуждать логически и, вместе с тем, развивать объёмно-пространственное и конструктивное мышление. Отказавшись от поверхностного срисовывания эффектных светотеневых пятен, студенты постепенно начинают осознавать, что структура строения формы неизменна.

Следует отметить, что линейно-конструктивное построение должно непременно производиться с учётом знаний пластической анатомии, пропорций и закономерностей перспективного сокращения форм в пространстве. Без этих знаний невозможно правильно и убедительно изобразить голову человека.

Овладение студентом конструктивно-пластичными принципами изображения головы человека, позволит будущему зодчему свободно изображать и переносить на бумагу разнообразные архитектурные замыслы.

^ Глава 1


Пластическая анатомия головы человека


1.1 Пластическая анатомия костей черепа


Голова человека рассматривается как одна из сложных и многообразных форм человеческого тела. Форма головы состоит из костной основы - черепа и расположенными на нём мышечными структурами. Череп имеет два отдела: черепной (мозговой) коробки, имеющей шарообразную форму и лицевую часть, состоящей из глазниц, верхних и нижних челюстей. Черепная коробка состоит из восьми костей, образующих полость, содержащую головной мозг (рис. 1 и 2).

Лицевая часть черепа состоит из четырнадцати костей. Наиболее крупными здесь являются парные верхнечелюстные, парные скуловые и нижнечелюстная непарная кости. Верхняя челюсть (парная) имеет форму, напоминающую трёхгранную призму с четырьмя отростками. Форма свода черепа проста и статична в отличие от более сложной формы лицевой части черепа.

Рассмотрим кости черепа, образующие внешнюю форму головы.

Черепная коробка образована из восьми костей: теменными (парными), височными (парными), клиновидными (парными), затылочной и лобной (непарными).

Лобная кость образует передний отдел черепной коробки. На передней поверхности лба в верхней части имеются два выступа надбровных бугров, под ними надглазничный край глазных впадин с двумя выступами, надбровные дуги, между ними углубление - надпереносье. Лобная кость имеет два отростка, соединяющих её со скуловой костью. Лобная кость по своей форме и строению играет важную роль в формировании пластики лица. Теменные кости (парные) образуют свод черепа. Они расположены между лобной и затылочной костями. Имеются хорошо выраженные теменные выступы - бугры.

Теменные кости cоединяются с височной и клиновидной костями. Поверхности лба определены височными линиями.

Затылочная кость расположена на тыльной стороне черепа и образует собой заднюю стенку и основание. Сверху с двух сторон она соединяется с теменными костями, а нижней боковой частью примыкает к височным костям. На верхней части затылочной кости имеется выступ, а в её нижней части находится наибольший выступ - наружное затылочное возвышение. Вдоль возвышения располагаются линии, предназначенные для крепления мышц шеи.

На основании затылочной кости имеется большое затылочное отверстие, где череп сочленяется с позвоночным столбом атлантнозатылочным суставом.

Все четыре кости: лобная, две теменные и затылочная образуют жёсткий свод черепной (мозговой) коробки.

Височные кости (парные) образуют нижние боковые стенки черепной коробки, сзади примыкая к затылочной кости, сверху соединяясь с теменными костями при помощи чешуйчатого шва.

У основания височной кости имеется наружное слуховое отверстие. Над ним в направлении к лицевой части проходит скуловой отросток.

Сзади слухового отверстия расположен сосцевидный отросток, предназначенный для крепления ключично-сосцевидной мышцы.

Спереди, у основания скулового отростка, имеется нижнечелюстная ямка для сочленения височной кости с головкой суставного отростка нижнечелюстной кости, именуемой суставным бугорком.

Клиновидная кость, так же как и височная кость, участвует в образовании нижней боковой стенки черепа и занимает её среднюю часть. Она имеет несколько отростков.

Один из них, наибольший, обращённый в наружную сторону, называется большим крылом клиновидной кости. Поверхность отростка, обращённая в переднюю сторону, называется глазничной и участвует в образовании наружной стенки глазницы.

Решётчатая кость, как и клиновидная, затылочная и лобная, относится к непарным костям и располагается на внутренней стенке глазницы, участвуя в её строении. Эта кость образует глазничную пластинку, называемую бумажной.

Рассмотрим костные образования лицевой части черепа.

Наиболее крупными костями лицевой части черепа являются верхнечелюстные (парные), скуловые (парные) и нижнечелюстные (непарные).

Верхнечелюстные кости образуют среднюю поверхность лица и служат ей прочной основой. Эти кости располагаются между глазными впадинами и основанием верхних зубов, напоминая по своей форме трехгранную призму. Верхние кости челюсти, образуя нижние надглазничные края, загибаются внутрь глазницы в области переносицы, их лобные отростки, направляясь вверх, соединяются с лобной костью

На средней поверхности верхнечелюстной кости, с двух сторон, лобные отростки одновременно участвуют в образовании носовых стенок - костной основы носа. Сверху парные носовые кости соединяются, образуя спинку носа. Края носовых стенок костной основы носа вместе с носовыми костями образуют грушевидное носовое отверстие. У основания отверстия кости верхней челюсти, соединяясь внутренними краями между собой, формируют выступ передней носовой ости.

Верхнечелюстная кость имеет четыре отростка: луночковый или альвеолярный, лобный, скуловой и нёбный.

Луночковый или альвеолярный (лунки, ячейки для корней зубов) отросток располагается по дуге и имеет большое значение для формирования поверхности черепа. Лобный отросток направлен в сторону лобной кости и участвует в образовании боковых стенок носа, скуловой отросток соединяется со скуловой костью, нёбный участвует в образовании костного нёба.

Скуловая кость играет существенную роль в пластике лица и всей головы. Она имеет два отростка. Лобный отросток направлен вверх и соединяется с лобной и клиновидной костями.

Височный отросток направлен к уху, соединяется со скуловой дугой, а на передней поверхности - с верхнечелюстной костью.

Скуловая кость участвует в формировании наружной стенки глазниц.

Нижнечелюстная кость имеет особое значение для пластики лица. Она имеет подковообразную форму, особенно в верхнем отделе тела кости со стороны альвеолярных или луночковых отростков (ячеек для зубов). В отличие от других костей черепа эта кость является подвижной и отделена от черепа суставной головкой. Имеет тело и две ветви - правую и левую.

В нижнем отделе кости находится подбородочное возвышение, чуть поодаль, с боков, находятся подбородочные отверстия.

Ниже подбородочного возвышения над основанием передней части подбородка имеются подбородочные бугорки. Ветви нижнечелюстной кости имеют два отростка - венечный и суставной - и разделены вырезкой. Венечный отросток располагается спереди и является местом крепления мышц виска. Суставной отросток вместе со своей головкой образует нижнечелюстной сустав. Угол нижнечелюстной кости расположен у основания ветви в конце основания челюсти и определяет пластику лица головы в её нижнем отделе.

Подъязычная кость располагается на уровне нижней челюсти под языком в соответствии с названием. Соединяется с черепом при помощи связок и мышц, имеет тело и две пары отростков - больших и малых рожков.

Глазницы - глазные впадины, углубления, состоящие из пяти костей и образующие форму сглаженной усеченной четырехгранной пирамиды, предназначенной для помещения глазных яблок. Верхняя стенка глазницы образована лобной костью, а нижняя – верхнечелюст-ной костью. Наружная стенка – образована скуловой и клиновидной костью, а внутренняя стенка - в основном решётчатой костью своей глазничной (бумажной) пластинкой.

На костных стенках глазной впадины имеются рваные отверстия для пучков зрительного нерва.

Формы глазницы бывают более округлыми и менее округлыми. Особое внимание привлекает расположение глазниц относительно своих поперечных осей. Поперечные оси глазниц располагаются либо под некоторым наклоном, либо почти горизонтально, но чаще всего имеют большой наклон - под тупым углом по отношению друг другу.


.


Рис. 1 Рис. 2


Рис. 1 - Вид спереди


1 - лобная кость; 2 - венечный шов; 3 - теменная кость; 4 - глазница;
5 - чешуя височной кости; 6 - скуловая кость; 7 - верхняя челюсть;
8 - фушевидное отверстие; 9 - нижняя челюсть; 10 - подбородочная выпуклость;
11 - зубы нижней челюсти; 12 - межверхнечелюстной шов; 13 - носовая кость;
14 - скуловая дуга; 15 - слезная кость; 16 - большое крыло клиновидной кости;
17 - надбровная дуга; 18 - глабелла (надпереносье); 19 - лобный бугор


Рис. 2 - Вид сбоку


1 - височная кость; 2 - теменная кость; 3 - венечный (зубчатый) шов; 4 - лобная кость;
5 - лобный бугор; 6 - большое крыло клиновидной кости; 7 - глазница; 8 - слезная кость;
9 - носовая кость; 10 - лобный отросток верхней челюсти; 11 - верхняя челюсть;
12 - альвеолярные возвышения верхней челюсти; 13 - скуловая кость;
14 - подбородочное отверстие; 15 - бугристость нижней челюсти;
16 - венечный отросток нижней челюсти; 17 - скуловая дуга;
18 - шиловидный отросток; 19 - суставной отросток нижней челюсти;
20
- сосцевидный отросток височной кости; 21 - наружный слуховой проход;

22 - чешуя височной кости; 23 - затылочная кость; 24 - нижняя височная линия;
25 - верхняя височная линия


^ 1.2 Костные выступы черепа





Рис. 3 - Схема основных костных выступов (выпуклостей)


1, 2 - центральные выступы надбровных дуг; 3,4 - боковые выступы нaдбровных дуг (или верхнеглазничные выступы); 5 - выступ центрального шва; 6, 7 - лобные бугры;
8, 9 - выступы височных линий; 10, 11 - теменные выступы; 12 - затылочный выступ;
13 - венечный выступ; 14 - передний выступ носовой части; 15 - выступ в сочленении носа с верхней челюстью; 16 - подбородочный выступ; 17, 18 - скуловые выступы;
19, 20 - наружные нижнечелюстные костные выступы


^ ОСНОВНЫЕ КОСТНЫЕ ВЫСТУПЫ


Рассматривая общую форму головы челoвека, можно различить на ней рельеф костных выступов и многих кожных покровов. Анализируя видимые формы с позиций анатомии, легко заметить то, что возвышения, изгибы, углубления костей черепа не всегда совпадают с их шовными сочленениями, а формы мышечных покровов во многом зависят от толщины кожно-жирового слоя.

Общая форма головы определяется индивидуальным расположением основных костных выступов и главных мышечных костно-жировых образований. Основных анатомических костных выступов (выпуклостей) на голове человека насчитывается двадцать. 13 на черепной коробке и 7 на лицевой части.


^ КОСТНЫЕ ВЫСТУПЫ НА ЧЕРЕПНОЙ КОРОБКЕ


Лобная сторона - четыре выпуклости надбровных дуг (две центральные и две боковые), два лобных бугра (правый и левый), одна выпуклость центрального шва между лобными буграми, две выпуклости височных линий. Тыльная сторона - две выпуклости теменных костей (правая и левая), одна выпуклость затылочной кости. Кроме того, на черепной коробке наблюдается ещё одна выпуклость - это венечный подъём черепной коробки, которым определяется степень скатов к лобным буграм и к затылочной кости. Определение индивидуального положения костных выступов является первым этапом построения головы.


^ КОСТНЫЕ ВЫСТУПЫ НА ЛИЦЕВОЙ ЧАСТИ


Один передний выступ носовой кости, одна выпуклость в сочленении носа с верхней челюстью, одна подбородочная выпуклость, две скуловых в их высших точках (чаще всего в месте сочленения скулы со скуловой дугой), две выпуклости нижней челюсти. Все остальные выпуклости, шероховатости и отростки, наблюдаемые на черепе, существенного значения для построения костной основы головы не имеют, и потому они дорабатываются при окончательной моделировке портрета. Индивидуальное расположение указанных костных выступов черепа позволяет улавливать ту неповторимость общей формы головы, которая присуща каждой модели, а индивидуальность и неповторимость - это первооснова художественного образа.

Степень рельефности костных выступов бывает резко выражена, особенно у мужчин пожилого возраста, и может быть мало заметна, что больше присуще женской, юношеской, детской головам. Но указанное различие в рельефности не является непременным правилом рельефа головы. Может случиться, что в мужской голове рельеф мало заметен, а в женской, наоборот, рельеф выражен чётко. Поэтому нужно твёрдо знать наличие анатомических костных выступов головы, чтобы изображать их рельефность в той степени, в какой они присущи именно для данной модели. Помимо вышеуказанных твёрдых костных выступов мы различаем плотные формы жевательной и височных мышц, а также жесткую гранённость носовых хрящей.


  1   2   3   4   5

Схожі:

Е. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания iconЕ. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания
Роение головы человека» для практических занятий и выполнения самостоятельной работы по курсу «рисунок. Живопись. Скульптура» (для...
Е. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания iconЕ. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания
Методические указания для практических занятий и выполнению самостоятельной работы по курсу «Рисунок, живопись, скульптура» (для...
Е. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания iconЕ. А. Маковкин рисунок деталей головы методические указания
Рисунок деталей головы. Методические указания к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы по курсу «Рисунок. Живопись....
Е. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания iconЕ. А. Маковкин рисунок детали головы методические указания
Методические указания к выполнению практического задания и самостоятельной работы
Е. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания iconТ. В. Бондаренко точечный массаж при спазмах сосудов головы методические указания
Точечный массаж при спазмах сосудов головы: Методические указания для практических и самостоятельных занятий по дисциплине «Управление...
Е. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания iconИ. А. Бабенко рисунок человека и ландшафта методические указания
Рисунок человека и ландшафта: Методические указания к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Рисунок....
Е. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания iconМетодические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического факультета
Методические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического...
Е. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов
Оперативная хирургия и топографическая анатомия головы, шеи, груди, переднебоковой стенки живота и брюшной полости
Е. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания iconЛ. П. Вороновская А. А. Кузнецова математика методические указания
Методические указания для работы с иностранными студентами подготовительного отделения
Е. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания iconМетодические указания
Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины «Основы гидромелиорации» для
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи