Е. А. Маковкин рисунок деталей головы методические указания icon

Е. А. Маковкин рисунок деталей головы методические указания




Скачати 402.9 Kb.
НазваЕ. А. Маковкин рисунок деталей головы методические указания
Сторінка1/3
>Е.А.Маковкин <> <><><><>РИСУНОК<><> <> <>ДЕТАЛЕЙ ГОЛОВЫ<><><><>
Дата13.07.2012
Розмір402.9 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА


Е.А.Маковкин


РИСУНОК

ДЕТАЛЕЙ ГОЛОВЫ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И

ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ

«РИСУНОК. ЖИВОПИСЬ. СКУЛЬПТУРА»

(для студентов 2 курса дневной формы обучения

направление 6.060102 - «Архитектура»)





ХАРЬКОВ – ХНАГХ- 2009


Рисунок деталей головы. Методические указания к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы по курсу «Рисунок. Живопись. Скульптура» (для студентов 2 курса дневной формы обучения, направления - 6.060102 «Архитектура») / Укл. Е. А. Маковкин – Харьков: ХНАМГ, 2009. – 42 с.


Автор: Ст. преп. Е. А. Маковкин


Рецензент: Доцент кафедры И. А. Бабенко


Рекомендовано кафедрой архитектурного мониторинга городской среды, протокол №1 от 1.09.2009г.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение ..……………………………………………………….

4







Рисунок деталей головы человека……………………………

6







Рисунок носа……………………………………………………

6







Рисунок глаза…………………………………………………..

12







Рисунок губ…………………………………………………….

21







Рисунок уха……………………………………………………..

31







Список литературы……………………………………………..

41



Введение


Особое место в образовании архитектора занимает рисунок головы человека и изучение закономерностей её строения. Рисунок головы человека являет собой высшую ступень учебного процесса школы изобразительного искусства.

Этот раздел учебного курса требует особого внимания и способностей студентов.

Рисуя голову человека, студенты учатся более тонко чувствовать, видеть даже малые отклонения от натуры - линейных и объёмных пропорций, характера движения, логики её конструктивной сущности. Учатся видеть ошибки в расположении и размере рисунка глаза, носа, губ или какой-либо другой детали лица даже «на толщину линии».

В процессе рисования головы человека можно усовершенствовать чувство натуры до такой степени, что в рисунке будет передано - то самое «чуть-чуть», с которого начинается художественное мастерство, столь необходимое будущему зодчему.

Твёрдые знания закономерностей конструктивного построения головы, изменения характера формы в процессе движения, в перспективе, в светотени и умелое использование различных средств рисунка, как-то основных, опорных, акцентных точек-маяков, линий и тушёвки - облегчают и ускоряют процесс познания и создания точного, правдивого рисунка.

Голова человека является одним из наиболее сложных объектов визуального графического изображения. Для правильного изображения головы человека необходимо иметь определенную сумму знаний, умений и практических навыков.

Для более основательного овладения принципами реалистического рисунка необходимо изучить основы пластической анатомии головы человека и уметь выполнять конструктивные построения головы и её деталей на двухмерной плоскости листа бумаги.

Две основные цели должны стоять перед студентом при изучении анатомии.

Во-первых, перейти от чисто внешнего, поверхностного восприятия головы человека и слепого копирования его форм в светотеневой или линейной манере к правдивому, глубокому изображению, опирающемуся на знание закономерностей внутренней структуры. Рисуя голову человека, студент должен познавать логику строения её объёмной формы и правильно передавать, строить, конструировать этот объём так, чтобы его части гармонично сочетались между собой и с целым.

Во-вторых, знание объёмной формы головы человека развивает художественное «зрение», формирует подлинно творческое, конструктивно-пространственное мышление будущего архитектора. Познание сути гармонии головы человека, соответствия её формы содержанию, функции и конструкции поможет в дальнейшем увидеть и правильно подойти к изучению многообразных форм природы и мира вещей, разобраться в их внутренней структуре и извлечь из этого практическую пользу для решения различных творческих задач, которые может поставить жизнь перед будущим архитектором.

Конструктивно - анатомическая основа головы человека определяет её общую форму. Студенты на занятиях по рисунку, изучая и анализируя анатомическое строение головы, соблюдая точные пропорции и законы перспективы, могут правильно вести построение изображения обобщённой формы. Лишь такой подход позволяет студенту рисовать осмысленно, а не копировать видимую объёмную форму головы. Форма головы человека и её детали обусловлены внутренним анатомическим строением костей и мышц.

Хотя голова человека имеет индивидуальные различия, всё же общая форма головы имеет единую для всех закономерность строения.

Суть построения и рисования головы человека состоит, прежде всего, в изображении внутренней структуры костей черепа и располагающихся на нём мышечных образований. Во время построения учитывается парность строения форм, т.е. их симметричность.

Анализ общей формы головы должен производиться одновременно с изучением её деталей на конструктивно-анатомической основе. Перед этим необходимо сначала ознакомиться с анатомическим строением черепа как основы конструкции головы человека.

Форму черепа и самой головы можно определить как объёмный предмет, также как и все предметы, они имеют объёмно-пространственные характеристики: длину, ширину и высоту. Суть заключается в том, что эти поверхности, сочетаясь между собой, выражают объём и образуют форму.

Любая живая форма в своей основе является и рассматривается, как геометрический объём, тем самым подчиняясь единым закономерностям перспективы и освещения. Выполняя рисунок формы черепа, а также головы студенты должны знать теорию перспективы и уметь пользоваться линейно-конструктивным построением рисунка.

Применяя метод линейно-конструктивного изображения, обратим внимание, что линия является одним из основных изобразительных средств. Линиями определяют контуры предметов, образующих их форму. Ими обозначают объёмно - пространственные величины: высоту, длину, ширину, конструктивные оси, вспомогательные линии, в том числе и линии построения, намечают тон штрихами и т.д. Но изображение обычных форм предметов одними линиями осложняет объёмно-пространственное представление. В этом случае необходимо дополнительно пользоваться так называемыми опорными точками, так как эти точки определяют характерные пункты, узлы и конструкции предметов в изображении. Опорными точками фиксируются узлы объёмной формы конструкции. С их помощью легко установить взаимно-пространственные расположения узлов, характеризующих конструкцию формы.

Для более точного и лаконичного определения объёмно-пространственных форм пользуются опорными точками и линиями, хотя в действительности на модели нет таких точек и линий, они условны. Есть только воображаемая форма с гранями и планами, находящимися в воображаемом пространстве на плоскости листа бумаги.

Использование опорных точек и линий при изображении объёмных форм в пространстве - это и есть линейно-конструктивный метод изображения.

Линейно-конструктивный рисунок помогает студентам быстрее и лучше усваивать учебный материал, развивает логику мышления.

А также учит работать предельно рационально, лаконичными средствами выражать главное и самое характерное, не акцентируя лишнего внимания на мелких деталях.

Такой подход к выполнению рисунка головы направляет их на путь дилетантского изображения натуры - поверхностного срисовывания её видимых частей, игнорирующего проникновение в суть причин и следствий образования тех или иных форм на натурной модели. Чтобы избежать грубейших ошибок в рисунке, студенты должны пользоваться средствами, облегчающими работу над рисунком, знать нормы, правила и законы, которые будут помогать им в работе.

Правила, законы и схемы строения формы являются отправной точкой в работе студента. Выделяя в натурной модели самое главное, студенты смогут разобраться в строении сложной формы.

Знание конструктивной схемы строения формы черепа поможет студентам правильно изображать голову человека, соблюдать законы перспективы и отучит от механического срисовывания натурной модели.

Студенты, усвоив закономерности основного конструктивного строения формы черепа и овладев умением выражать его линейно-конструктивным методом, могут без особого труда построить изображение головы в сложных перспективных положениях.

Одновременно студенты, работая методом линейно-конструктивного изображения, приучают себя мыслить формой, рассуждать логически и, вместе с тем, развивать объёмно-пространственное и конструктивное мышление. Отказавшись от поверхностного срисовывания эффектных светотеневых пятен, студенты постепенно начинают осознавать, что структура строения формы неизменна.

Следует отметить, что линейно-конструктивное построение должно непременно производиться с учётом знаний пластической анатомии, пропорций и закономерностей перспективного сокращения форм в пространстве. Без этих знаний невозможно правильно и убедительно изобразить голову человека.


^ Рисунок деталей головы

(нос, глаз, губы и ухо)


Сложность изображения головы человека обусловлена наличием главных частей лица - глаз, носа, уха и губ. Студенты, не представляя всей сложности их изображения, с и непродуманной лёгкостью приступают к рисованию общей формы головы человека. Между тем, именно из-за такого подхода к рисунку головы и начинаются всевозможные осложнения в работе, требующие впоследствии значительных усилий и неоправданных затрат времени при выполнении рисунка.

Для изучения всех тонкостей изображения деталей головы потребуется дополнительное время, знания и умения. Только после тщательного изучения всей методики процесса рисования можно переходить к изображению головы.

Как показывает многолетняя практика, даже после специальных упражнений студенты, приступая к изображению головы, по-прежнему допускают грубейшие ошибки. Это лишний раз подтверждает то, что студенты недостаточно обращают внимания на конструктивную сущность строения формы, не говоря о недостатке знаний пропорций, перспективы, анатомии или неумении анализировать форму. Они спешат запечатлеть сходство и светотеневые эффекты, упуская из вида самую суть. Поэтому, во избежание подобного рода ошибок, следует обратить особое внимание именно на эти аспекты и успешно применять их в процессе рисования.


^ Рисунок носа


Изучение частей головы следует начинать с анализа и изображения формы носа. У каждого человека нос имеет свои характерные индивидуальные особенности. Но, несмотря на многообразие форм носов, их строение имеет единую для всех структуру, обусловленную анатомическим строением костей и мышц, а также хрящевыми образованиями.

Анализируя форму носа, видим, что её схема состоит из четырёх основных поверхностей: передней, двух боковых и нижней плоскостей, не считая условной плоскости на основании лицевой поверхности носа.

Конструкция носа в поперечном сечении представляет собой трапецию, а целиком напоминает призму. Пропорциональный строй её имеет разные величины. Но, несмотря на это, нос человека имеет приблизительно общую для всех носов среднепропорциональную величину, на что и следует ориентироваться при его изображении. Важность соблюдения пропорциональных отношений очевидна, поскольку сходство есть результат правильного построения общей формы при точно выверенных пропорциональных отношениях. При изображении головы, помимо остальных её деталей, в качестве модульного размера можно взять размер носа, который в среднепропорциональной голове укладывается по высоте четыре раза.



а б в

Рис.1 - Конструктивно-структурное построение формы носа

В начальной стадии анализа формы носа не следует забывать о линейно-конструктивном изображении. Предлагаемая схема поможет без труда осмыслить закономерность строения формы носа.

Приступая к построению формы носа, следует начинать с основных пропорциональных величин, а затем определить наклон и положение носа в пространстве с учетом перспективы. Рисуя гипсовый слепок носа, не забудьте наметить общую форму и точно определить его размеры - высоту, длину и ширину.

Затем наметьте надбровную дугу, длину призмы носа, ширину его основания в области переносицы, крыльев носа, переднюю плоскость с кончиком носа и переносицу.

Для этого необходимо знать характерные конструктивные точки. Эти точки располагаются симметрично относительно осевой профильной линии, разделяющей форму носа на две половины.

Они являются парными и располагаются следующим образом. Точки, определяющие верхнюю поверхность носа, находятся на уровне переносицы и кончика носа, на боковой поверхности - сверху у основания. А также точки у внутренних краёв слезников, а снизу - уголки краев крыльев носа. Они же определяют нижнюю поверхность основания носа. Соединив линиями эти точки, получим обобщенную схему призмы носа, которая состоит из четырех плоскостей - передней, двух боковых и нижней. При трёхчетвертном положении та боковая плоскость, которая обращена к рисующему, будет находиться почти под прямым углом зрения, поэтому не подлежит перспективному сокращению, тогда как противоположная, вместе с плоскостью основания носа будет в перспективном сокращении или скрыта.

Построив общую схему конструкции носа, нужно проверить, насколько верно соблюдены пропорция, перспектива и характер формы. Замеченные ошибки, не откладывая, необходимо исправить. После чего переходите к уточнению деталей носа.

Рассматривая переднюю поверхность спинки носа, заметим, что она разделяется на три сектора: верхний, средний и нижний (рис.1,б). Каждый сектор образован из трапециевидных плоскостей, соприкасающихся своими основаниями. При этом все три плоскости определяют характерную фигуру на верхней поверхности призмы носа. Так, например, две верхние, соприкасаясь между собой широкими основаниями и еле заметными выступами, определяют наличие носовых костей.

Плоскость, находящаяся на поверхности кончика носа, образована наличием парных хрящевых образований. Помимо плоскостей, образующих переднюю поверхность носа, имеется ещё одна плоскость трапеции, участвующая в образовании надпереносья - поверхности, переходной от переносицы к плоскости лба. Схема строения носа, в зависимости от индивидуальных особенностей, видоизменяется.



Рис.2 Рис.3

Если рассматривать нос античной головы Гермеса (рис.2), то увидим, что структура остается прежней, а схема строения будет иной, так как переносица здесь вдвое шире кончика носа. Такие носы встречаются редко. Один из самых характерных признаков носа - это горбинка, так как у большинства носов, так или иначе, заметно наличие носовых костей. Этот участок носа является самым характерным наряду с кончиком.

Форма кончика носа обусловлена наличием парных хрящевых образований, идущих от основания кончика носа к крыльям. Они покрыты сверху мышечными тканями, вплетенными под кожу. Из-за этих образований кончик носа имеет форму раздвоенной миндалины, а иногда имеет округлую форму.

Окончательно проанализировав формообразование нижней поверхности основания носа, следует отметить, что нижняя площадка призмы носа имеет не одну общую плоскость, как это показано в ряде учебных пособий и учебников, а две симметричные треугольные плоскости. Они располагаются под определенным углом относительно друг друга, а между ними находится узкая плоскость перегородки носа, которая граничит с так называемым «фильтром» на носогубной поверхности. Треугольные плоскости основания носа должны быть местом расположения носовых отверстий с учетом их размеров и толщины стенок крыльев носа. Следует заметить, что угол расположения плоскостей основания носа зависит от его индивидуальных особенностей. На рис.3. показан анализ строения основания формы носа и правила его построения.

Кроме представленных на рис.3 форм основания носа встречаются и другие формы - плоские.

Закончив данный этап построения носа, проведём проверку. Проверять рисунок следует, как всегда, на расстоянии, в зависимости от размера изображения. Чем больше размер рисунка, тем дальше следует отходить. Проверяя общее состояние рисунка, обратите внимание на пропорции и перспективное сокращение. Частые ошибки, совершаемые студентами во время рисования носа, следующие: а) чрезмерно занижены основания крыльев носа по отношению к кончику. При таком неправильном определении отношений деталей носа друг к другу нарушается истинное положение угла носа, т.е. вместо острого угла получается тупой (рис.3).

Причина - недостаточное знание анатомии и пропорциональных отношений, или просто невнимательность при уточнении пропорциональных величин; б) отношения длины верхней поверхности носа к лицевому основанию (от слезников до уголков крыльев носа) имеют разные величины. Неверно намечаются уровни слезников по отношению к переносице. Слезники и переносицу располагать на одном уровне совершенно недопустимо.

Во избежание ошибок, рисуя с натуры, нужно приучать себя изучать модель со всех сторон, вставая со своего места. Такой подход помогает лучшему пониманию изображаемого предмета. Например, рисуя нос спереди, необходимо осмотреть его в профиль, снизу и сверху. Рисуя нос в профиль, нужно осмотреть нос спереди и т.д. Исправив ошибки, можно переходить к моделировке формы тоном.


Работа тоном.


Приступая к тональной моделировке, не нужно спешить с детальной проработкой, прежде нужно заняться лепкой общей формы носа. Работая тоном, нужно исходить от источника освещения, при этом строго соблюдая тональные отношения. При обычном освещении, т.е. сверху и спереди, передняя плоскость носа будет наиболее освещена, а самой темной будет плоскость основания носа с падающими от него тенями на носогубной поверхности. Боковые плоскости носа находятся под скользящими лучами, поэтому сила тона на них будет промежуточной. Соотнося наибольшую освещённую плоскость с самой тёмной, определите промежуточные тона. Тональные отношения в рисунке следует соблюдать в течение всего времени, вплоть до его завершения.

При моделировке тоном можно сталкиваются с трудностями при выявлении нижнего раздела носа, начиная от кончика, границ боковых поверхностей ноздрей и его основания. Здесь необходимо определить границы плоскостей, проложить падающую тень, а затем усилить границы тоном.

Переходя к детальной моделировке формы, проверьте правильность выполнения предыдущих этапов работы. Проверяя, проследите, достаточно ли выражена трёхмерность формы призмы носа, не сливаются ли плоскости в одну общую тональность.

При детальной моделировке формы носа внимательно следите за правильностью формообразования каждой детали. Детали должны быть подчинены целому и не выходить из общей формы. Вместе с тем, следите за пластической характеристикой формы носа, т.е. за переходом форм из одной поверхности в другую, с учётом их освещенности. При этом светотеневые градации помогают видеть и передавать в изображении структуру формы носа.

Как уже отмечалось, работая тоном, может появиться сложность при установлении верных тональных отношений.

Здесь следует исходить из самых тёмных и самых светлых тонов на натуре и затем, сопоставляя полутона, привести рисунок к целостному решению. Детали ближнего плана по чёткости должны быть более проработаны, чем детали дальнего плана. В тех случаях, когда детали дальнего плана выступают вперед, их следует тонально ослабить.
Рисуя тени, не оставляйте чистый лист бумаги для рефлексов. Чтобы исключить из своей практики такого рода передачу рефлексов, вначале проложите легкий тон, затем усиливайте его на светотеневых границах и окружающих его поверхностях. Таким образом, постепенно усиливая тон, доведите рисунок до нужной тональности.

При моделировании тоном штрихи следует класть по форме, как это делается при рисовании простых геометрических и бытовых предметов, при этом избегайте излишней штриховки, не способствующей выявлению главного - формы.

Для лучшего освоения принципов и методов изображения носа, следует поупражняться над его построением, внимательно изучая анатомическое строение формы. Производя построение конструкции носа, старайтесь осмыслить форму с самых разнообразных положений, как это показано на приведенных рисунках (рис.4).



  1   2   3

Схожі:

Е. А. Маковкин рисунок деталей головы методические указания iconЕ. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания
Методические указания по самостоятельной работе и выполнению практического задания по курсу «Рисунок. Живопись. Скульптура» (для...
Е. А. Маковкин рисунок деталей головы методические указания iconЕ. А. Маковкин рисунок детали головы методические указания
Методические указания к выполнению практического задания и самостоятельной работы
Е. А. Маковкин рисунок деталей головы методические указания iconЕ. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания
Методические указания для практических занятий и выполнению самостоятельной работы по курсу «Рисунок, живопись, скульптура» (для...
Е. А. Маковкин рисунок деталей головы методические указания iconЕ. А. Маковкин конструктивно пластичное построение головы человека методические указания
Роение головы человека» для практических занятий и выполнения самостоятельной работы по курсу «рисунок. Живопись. Скульптура» (для...
Е. А. Маковкин рисунок деталей головы методические указания iconИ. А. Бабенко рисунок человека и ландшафта методические указания
Рисунок человека и ландшафта: Методические указания к практическим занятиям и выполнению самостоятельной работы по дисциплине «Рисунок....
Е. А. Маковкин рисунок деталей головы методические указания iconТ. В. Бондаренко точечный массаж при спазмах сосудов головы методические указания
Точечный массаж при спазмах сосудов головы: Методические указания для практических и самостоятельных занятий по дисциплине «Управление...
Е. А. Маковкин рисунок деталей головы методические указания iconМетодические указания для практических занятий и выполнению самостоятельной работы по курсу «рисунок. Живопись. Скульптура» ( для студентов 2 курса дневной формы обучения, направление 060102 «Архитектура»)
Методические указания для практических занятий и выполнению самостоятельной работы по курсу «Рисунок, живопись, скульптура» (для...
Е. А. Маковкин рисунок деталей головы методические указания iconМетодические указания по организации выполнения контрольной работы рисунок 1 Пример оформления таблицы
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Локальные информационные сети» для студентов специальности 090803...
Е. А. Маковкин рисунок деталей головы методические указания iconМетодические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического факультета
Методические указания к практическим занятиям по «Оперативной хирургии и топографической анатомии головы и шеи» для студентов стоматологического...
Е. А. Маковкин рисунок деталей головы методические указания iconМетодические указания к практическим занятиям для студентов медицинских факультетов
Оперативная хирургия и топографическая анатомия головы, шеи, груди, переднебоковой стенки живота и брюшной полости
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи