«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма icon

«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма




Скачати 186.91 Kb.
Назва«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма
Дата16.07.2012
Розмір186.91 Kb.
ТипДокументи


«ЗАТВЕРДЖУЮ»

Ректор ________ С.В. Савченко

«_____» _______________ 2012 р.


ПРОГРАМА

фахового вступного випробування

спеціальність 8.02030302 „Мова та література (російська)”

освітньо-кваліфікаційний рівень „магістр ”


З російської літератури

ПОЯСНЮВАЛЬНА ЗАПИСКА

Основу программы составили вопросы по истории русской литературы, начиная с древности и заканчивая современностью, а также по теории литературы. Соответственно, программа состоит из пяти блоков.

В первом блоке – представлены теоретические проблемы обобщающего характера, которые помогут сориентировать студентов, желающих поступить в магистратуру, в контексте тех вопросов по истории русской литературы, которые будут представлены на вступительных экзаменах, с учётом современного состояния теоретической науки, новейших литературоведческих концепций.

Во второй блок выделены концептуальные вопросы по развитию древнерусской литературы в её наиболее значимых проявлениях, имевших определённое воздействие на последующее литературное движение.

В третьем разделе при выборе вопросов основное внимание было уделено специфике развития русской литературы XVIII века и её роли в формировании русской литературы XIX века.

В четвертом разделе раскрывается история русской литературы XIX века в проблемном освещении с учётом современного состояния изучения отечественной классики в литературоведении.

В пятом в хронологической последовательности представлен в его основных событиях историко-литературный процесс ХХ века, начиная с Серебряного века и по настоящее время.

В освещении проблематики историко-литературной науки выделены принципы историзма, ценностный подход к литературным явлениям, а также принципы систематизации накопленных литературоведческих знаний. Что, в частности, реализуется в общей концепции развития русской литературы, а также в периодизации, положенной в основу распределения материала в четвёртом и пятом разделах. Поскольку объектом профессиональной деятельности будущих магистрантов является отечественная литература, то она в программе рассматривается с учетом закономерностей её развития.


1. Теория литературы

1. Иносказательность художественного слова (тропы) и иносказательность образа (внетропические знаки).

2. Композиционные приемы и их роль в организации художественного целого.

3. "Память жанра" (М.М. Бахтин) и его самоотрицание.

4. Динамика жанровой системы в русской литературе XIX–ХХ веков.

5. Художественный психологизм и социально-исторический детерминизм как факторы реалистического метода и объективного типа художественного содержания.

6. Категория автора в современных русских и зарубежных исследованиях.

7. Современные исследовательские методологии в литературоведении.


2. Древнерусская литература

1. Особенности древнерусской литературы. Специфика её художественного метода и жанровой системы.

2. Проблема национального своеобразия древнерусской литературы.

3. Древнерусская литература и фольклор.

4. Поэтика художественного пространства и времени в древнерусской литературе.

5. Житие как жанр в древнерусской литературе.

6. Художественные особенности «Повести временных лет».

7. Жанрово-стилевое своеобразие «Слово о полку Игореве». История открытия и изучения. Авторство. Особенности композиции.

8. История русского театра и драматургии XVII века.

9. Церковно-ораторская проза. «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Темы, композиция, стилевые приёмы. Литературное значение памятника.

10. Формирование оригинальной житийной литературы в «Повести временных лет» (о кончине Ольги, об убиении Бориса и Глеба, о кончине Феодосия Печерского).

Литература периода феодальной раздробленности (последняя треть XII – первая половина-середина XIII вв.).

11. «Поучение» Вл. Мономаха, его литературное, нравственное и политическое значение.

12. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» как первая светская бытовая повесть. Отзвуки в ней житий о подвижниках. Элементы повести о любви. Фольклорные традиции.

13. Эволюция жанра «хождений» к XVI в. «Хождение за три моря Аф. Ни-китина» как светское путешествие. Образ автора.

14. Барокко, его сущность. Эстетические принципы. Значение барокко для развития литературы XVIII в. Творчество Симеона Полоцкого. Стихотворство. Придворный театр и школьная драма.

15. Художественные открытия древнерусской литературы.

16. Бытовые повести как итог развития бытовых элементов в повествовании XV–XVI веков. («Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве»). Сюжеты как воплощение новых жанровых признаков бытовой повести. Конфликты. Характеры. Соотношение быта и исторического материала. Фантастическое и авантюрно-бытовое начала.

17. Развитие демократической сатиры и её связь с сатирическими элементами в литературе предшествующих эпох («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Калязинская челобитная», «Повесть о браж-нике» и др.). Объекты осмеяния (феодальный суд, церковь, социальное нера-венство и т. д.). приёмы создания комического.


3. Русская литература XVIII века

1. Проблема барокко в русской литературе 18 века.

2. Художественное своеобразие русского классицизма. Классицизм в трудах современных исследователей.

3. Русская стихотворная сатира 18 века. Кантемир как основоположник русской сатиры. Структура сатиры как художественного целого. Сатира и классицизм.

4. Личность и творчество М. В. Ломоносова в русской литературе и культуре. Поэтический строй ломоносовской оды. Современные тенденции изучения Ломоносова.

5. Русская комедия 18 века. Её жанровые черты. Художественные особенности комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».

6. Новаторство художественной системы Г. Р. Державина. Своеобразие лирического героя его поэзии. Принципы изображения действительности.

7. Эволюция жанра трагедии в русской литературе 18 века. Трагедии А. Н. Сумарокова и их значение в истории русской литературы. Структурные особенности трагедийного жанра.

8. Русская проза 18 века. Её жанровая система. Эволюция принципов изображения действительности.

9. Стихотворная повесть И. Богдановича «Душенька» (освоение перспективных форм организации стихотворного повествования, образ автора, ироническая интонация, стилистическое обыгрывание мифологического сюжета).

10. Художественно-публицистическая книга А. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Проблематика и принцип тематической композиции книги, жанровая природа произведения. 

11. Н. М. Карамзин и проблемы развития русской литературы рубежа 18–19 веков. Новаторство прозы Карамзина.


4. Русская литература XIX века

1. Русская классическая литература в контексте мирового литературного процесса. Общечеловеческие, нравственные и эстетические ценности как приоритеты русской литературы XIX века.

2. Основные литературные направления начала XIX века: сентиментализм, предромантизм, просветительский реализм.

3. Басенное творчество И. А. Крылова. Широта проблематики, национальная самобытность и реализм басен Крылова, их связь с устным народным творчеством.

4. Поэтическое и жанровое богатство творчества В. А. Жуковского (элегии, баллады, патриотическая лирика, сказки, поэмы и повести в стихах). Исследования отечественных историков литературы о творчестве В.А.Жуковского.

5. «Горе от ума» А.С.Грибоедова в восприятии читателей разных эпох: оценка комедии А.С.Пушкиным, В.Г.Белинским, И.А.Гончаровым, литературоведением ХХ века.

6. Литературная деятельность декабристов и проблемы её изучения. Гражданская лирика, думы и поэмы К. Ф. Рылеева.

7. Романтическое творчество А.С.Пушкина периода южной ссылки. "Романтический кризис" 1823 года, его социально-исторические и художественные предпосылки.

8. Становление и развитие реализма в творчестве А. С. Пушкина. Историзм и народность как важнейшие особенности пушкинского реализма.

9. Роман «Евгений Онегин», его место в творчестве А.С. Пушкина. Изучение романа «Евгений Онегин» в русском литературоведении ХХ века: итоги и перспективы.

10. Социальная и философская проблематика поэм А. С. Пушкина «Полтава» и «Медный всадник».

11. «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. Соотношение любовной и исторической сюжетных линий в романе. Роль фольклорного начала в сюжете и стиле.

12. Своеобразие художественного мира Н.В.Гоголя. Эволюция мировоззрения писателя. Проблемы изучения творчества писателя.

13. Идейно-художественное своеобразие поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», итоги и перспективы изучения. «Герой нашего времени» как социально-психологический роман. Художественные средства типизации характера главного героя. Функция двух предисловий. Проблема судьбы в романе.

14. Становление русской драматургии в 1840-е – 1850-е годы и творчество А. Н. Островского. Островский и театр.

15. Идея личности в прозе А.И. Герцена, проблема "человек и история" в «Былом и думах».

16. И. А. Гончаров-романист. Современное состояние изучение наследия Гончарова.

17. Жанровая природа романов И. С. Тургенева. Проблема соотношения жанров повести и романа в творчестве писателя. Стихотворение в прозе «Русский язык».

18. Поэзия Н. А. Некрасова: проблема "тенденции" и продолжение традиций русской лирики, жанры, язык и стиль.

19. Философские основы лирики Ф.И.Тютчева. Своеобразие трактовки природы в лирике поэта. Любовно-психологическая лирика. Место Тютчева в истории русской поэзии.

20. Авторский цикл в поэтике М. Е. Салтыкова-Щедрина. Философия истории и ее воплощение в «Истории одного города». «Господа Головлевы» как социально-психологическая сатира и семейный роман. Образ Иудушки Головлева в ряду типов русской литературы.

21. Творчество Ф. М. Достоевского сегодня: рецепция и проблемы изучения. Значение работ М. М. Бахтина о Достоевском. Образ красоты в художественном мире Ф. М. Достоевского. Поэтика "полифонических" романов. Ф.М. Достоевский. Роман Достоевского как «одно из глубочайших слов, подуманных человеком о себе» (В. Розанов)

22. Л. Н. Толстой и русская литература ХХ века. Динамическая поэтика «Войны и мира» Л. Н. Толстого. Поэтика нравственно-психологических романов Л. Н. Толстого («Анна Каренина» и «Воскресение»).

23. Закономерность развития русской прозы третьей трети XIX века (В. М. Гаршин, Г. И. Успенский, В. Г. Короленко). Основные этапы творчества В. Г. Короленко.

24. Творчество А. П. Чехова в отечественном и зарубежном литературоведении. Поэтика прозы Чехова. Поэтика смеха в ранней прозе.

25. Драматургия А. П. Чехова и русский театр ХХ века. Поэтика "драмы настроения" Чехова.


5. Русская литература ХХ века

1. Проблема периодизации русского литературного процесса ХХ века. Современная наука о выделении этапов литературного развития. Споры вокруг категорий "литературное направление", "реализм", "соцреализм".

2. Творчество И. А. Бунина. Черты и истоки таланта. Поэзия. Лирическая проза 1890 - 1900-х годов. Творчество И. А. Бунина в эмиграции («Окаянные дни», «Темные аллеи», «Жизнь Арсеньева»). Итоги и перспективы изучения творчества Бунина.

3. Художественный мир А. И. Куприна. Тематика, проблематика и поэтика прозы. Проблема цивилизации и природы, тип "естественного человека" («Олеся», «Лесная глушь», «Серебряный волк», «На глухарей»). Тема армейской жизни и образ провинции («Дознание», «Ночлег», «Поединок» и др.). Любовь как вечная и неизменная ценность бытия («Суламифь», «Гранатовый браслет», «Колесо времени»). Образ Москвы, тема России в романе «Юнкера».

4. Творчество М. Горького. Жанр рассказа в творчестве писателя, циклизация малых форм.

героя в прозе писателя 1900-х годов ("Иуда Искариот", "Рассказ о семи повешенных").

5. Русский символизм: основные этапы развития, идейно-эстетическое своеобразие, проблемы изучения. Принцип двоемирия в поэтике символизма. Старшее поколение символистов ("общественники", "эстеты"): мировоззрение, декадентская ориентация, эстетика. Младосимволизм: идейно-эстетическая позиция, поэтика.

6. Русский символистский роман. Художественное пространство в романах Ф. Сологуба («Тяжёлые сны», «Мелкий бес»). Жанр и символическое пространство/время в романе В. Брюсова «Огненный ангел». «Петербург» Андрея Белого: имена - символы, хронотоп, мифопоэтика.

7. Основные мотивы и проблема циклизации в лирике А. Блока. Идея пути и художественная эволюция поэта: "трилогия вочеловечения" (три тома лирики, их состав, содержание и поэтика). Поэма «Двенадцать»: художественный смысл, сюжетно-композиционная организация. Проблемы изучения творчества А. Блока.

8. Кризис символизма и акмеизм. Иннокентий Анненский как "предтеча" акмеистов. История акмеизма. Николай Гумилев и «Цех поэтов». Теоретико-эстетические взгляды (статья «Наследие символизма и акмеизм»), поэзия. Раннее творчество Анны Ахматовой. Программная статья Осипа Мандельштама «Утро акмеизма» и его поэзия.

9. Русский футуризм: история, теория, практика (группировки). Кубофутуризм и творчество Велимира Хлебникова как "первооткрывателя новых поэтических материков". Игорь Северянин – поэт-эгофутурсит. Поэзия Елены Гуро.

10. Поэзия и поза русской эмиграции 1920-х годов: мотивы, образы, лирический герой (И. Шмелёв, Б. Зайцев, В. Набоков и др.).

Г. Короленко 1917-1921 годов.

11. Литературные группы в 1920-е годы: эстетические программы и творческая практика.

12. Проза М. Зощенко: рассказы, «Сентиментальные повести», «Возвращенная молодость», «Перед восходом солнца».

13. Поэтический мир В. Маяковского. Поэмы и лирика. Драматургия В. Маяковского: её идейно-эстетическое своеобразие. Современные проблемы изучения творчества В. Маяковского.

14. Поэтический мир С. Есенина. Особенности образа лирического героя. Тема родины и природы, языческие и христианские мотивы, контраст между "живым" и "железным". Жанровое многообразие, стиль. Есенин и крестьянские поэты.

15. Творческий путь Е. Замятина. Антиутопический роман «Мы» и русский модернизм. Философская проблематика, жанровое своеобразие и стиль романа.

16. Творчество М. А. Булгакова. Взаимопроникновение исторического и семейного начал в романе «Белая гвардия». Взаимодействие двух потоков времени в «Мастере и Маргарите». Многоплановость композиции. Жанровая уникальность.

17. Человек, природа и человечество в прозе А. Платонова. Роман А. Платонова «Чевенгур»: идейно-художественное своеобразие. Проблематика, поэтика, система образов-символов повести А. Платонова «Котлован».

18. Проблема историзма и художественной правды в творчестве М. А. Шолохова. Народ и личность в «Тихом Доне». Трагическое в романе и споры о нём в исследовательской литературе. Сюжет и композиция. Классические традиции в сфере психологизма.

19. Судьба и поэзия М. Цветаевой. Образ лирической героини. Поэтика. Цветаеведение сегодня.

20. Природа и человек в художественном мире М. Пришвина («В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Жень-Шень», «Фацелия», «Корабельная чаща»), К. Паустовского («Кара-бугаз», «Колхида», «Мещерская сторона»), Л. Леонова («Русский лес»).

21. Литература Великой Отечественной войны: духовная атмосфера времени и основные идейно-эстетические тенденции. Публицистика в годы войны: идейно-эстетические открытия и художественное разнообразие (А.Толстой, И. Эренбург, Л. Леонов, М. Шолохов, К. Симонов, Л. Соболев). Проза военных лет как художественная летопись Великой Отечественной войны. Ее жанровое и тематическое своеобразие.

22. Жанр поэмы в годы войны. «Василий Теркин» А. Твардовского – художественная энциклопедия фронтовой жизни.

23. Литература "оттепели": преодоление канона и зарождение основных тематических течений. Активизация гуманистических тенденций во всех родах и видах литературы, жанровое обновление, расширение проблематики литературного творчества, возросший интерес к поэзии и театру.

24. Своеобразие художественного мира Б. Пастернака. Поэтические сборники «Сестра моя – жизнь» (1917, 1922), «Второе рождение» (1932). Основные черты поэтики. Роман «Доктор Живаго» (1956, 1988): творческая история, концепция личности, её соотношение с историей и вселенной. Евангельские мотивы. Художественное своеобразие, лиризм романа.

25. Лирическая проза в литературном процессе, ее основные образы, идеи, эмоциональный тон (К. Паустовский, О. Берггольц, В. Солоухин, Ю. Казаков и др.).

26. Проблематика и эстетическое своеобразие "тихой поэзии": традиционные жизненные приоритеты: религиозное миропонимание, культ домашнего очага, осознание особой значимости общения с природой, восприятие деревни как хранительницы древней народной культуры. Своеобразие лирики Н. Рубцова, А. Жигулина, В. Соколова, А. Прасолова. Традиции русской классической поэзии, С. Есенина.

27. Театр А. Вампилова. Жанр психологической драмы-комедии. Традиционное и новое в поэтике А. Вампилова, "поствампиловская" драма.

28. "Деревенская проза" как одно из ведущих течений в литературном процессе 1960-х - 1970-х годов (Е. Дорош, В. Шукшин, Б. Можаев, В. Распутин и др. )

29. Социально-философская проза: проблема добра и зла в романах В. Дудинцева («Белые одежды») и Ю. Домбровского («Хранитель древностей», «Факультет ненужных вещей»).

30. Поэзия 1960–1970: основные тенденции, стилевое своеобразие, имена. Неоклассическая традиция в поэзии (А. Тарковский, Б. Ахмадулина, Д. Самойлов, А. Кушнер, О. Чухонцев).

31. Творчество создателей авторской песни - Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Н. Матвеевой, А. Городницкого, А. Галича, В. Высоцкого и др. Лучшие образцы рок-поэзии. Песни А. Макаревича, Б, Гребенщикова, К. Никольского, А. Романова, Ю. Шевчука, В. Цоя и др. Острая социальная проблематика рок-поэзии 1970 - 80-х годов. Рок-антологии "Блюз из подвала" (1990), "Альтернатива" (1991).

32. Художественный мир И. Бродского. Трагический характер мировосприятия. Тема экзистенциального одиночества. Личностное переживание культуры, истории, христианства. Поэтика И. Бродского.

33. Литературный "андеграунд" и постмодернизм. Философские и теоретические основы русского постмодернизма, три этапа развития. «Пушкинский Дом» Андрея Битова и «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева - первые постмодернистские тексты (интертекст, архитектоника, роль "московского" и "петербургского" текстов в их соотнесенности и противопоставленности, принцип деконструкции, пародия).

34. Активизация женского творчества в 1990 - 2000-е годы: проза О. Славниковой, Л. Улицкой, С. Василенко, М. Вишневецкая, М. Палей, И. Полянской, Н. Садур и др.

35. "Новая волна" в русской драматургии: А. Галин «Звезды на утреннем небе», Л. Петрушевская «Три девушки в голубом», «Квартира Коломбины», «Московский хор», В. Мережко «Женский стол в охотничьем зале» и другие.

36. Новые концепции литературного процесса ХХ века (единство литератур метрополии и диаспоры).


Литература

  1. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. – Л., 1974.

  2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М., 2002.

  3. Лихачев Д.С. Великое наследие. – М., 1975.

  4. Робинсон А.Н. Борьба идей в русской литературе XVII века. М., 1974.

  5. Андреев Ю. Наша авторская... История, теория и современное состояние само-деятельной песни. – М., 1991.

  6. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. – М., 1979.

  7. Творогов О.В. Древняя Русь: события и люди. – СПб., 1994.. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. Книга для учащихся 11 класса СШ 2-х т. – М., "Просвещение" – 2-е изд. 1994 г.

  8. Григорьева Л.П. Возвращенная классика. – Л., 1990.

  9. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. – Л., 1978.

  10. Апухтина В.А. Современная советская проза.60-70-егоды. – М., 1984.

  11. Словарь книжников и книжности Древней Руси: В 3 вып. – Л., 1987-СПб., 2004.

  12. История русской литературы ХХ в. (20–90- гг). – М. : МГУ, 1998.

  13. Комина Р.В. Современная советская литература. – М., 1984.

  14. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература. В 3 тт. – М., 2001.

  15. Метченко А. и др. Современная советская литература, 70-е годы. – М.

  16. Демкова Н.С. Средневековая русская литература: поэтика, интерпретации, источники. – СПб., 1997.

  17. Бочаров А.Г. Литература и время. Из творческого опыта прозы 60-80-х годов. –М.,1989.

  18. Живов В.М. Святость: краткий словарь агиографических терминов. – М., 1994.

  19. Бугров Б.С. Герой принимает решение. Движение драмы от 50-х годов – М., 1987.

  20. Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. – Л., 1984.

  21. Герасименко А.П. Русский советский роман 60-80-х годов. Некоторые аспекты концепции человека. – М., 1989.

  22. Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ. – Л., 1984.

  23. Зайцев В.А. Современная советская поэзия. Пособие по спецкурсу. – М., 1988.

  24. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. – Л., 1987.

  25. Панченко А.М. Русская стихотворная культура XVII в. – Л., 1973.

  26. Шнейберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицина. Пособие по ли-тературе для поступающих в вузы. – М., "Высшая школа", 2-е изд. 1997.

  27. История русской литературы X-XVII веков / Под ред. Д.С.Лихачева. – М., 1980.

  28. Панченко А.М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. Россия: история и культура. – СПб., 2005.

  29. Агеносов В., Анкудинов К. Современные русские поэты. Справочник. – М, 1997.

  30. Кусков В.В. История древнерусской литературы. – М., 1977.

  31. Пигин А.В. Видения потустороннего мира в русской рукописной книжности. – СПб., 2006.

  32. Михайлов О. Литература русского зарубежья. – М., 1995.

  33. Лихачев Д.С. Великий путь: становление русской литературы XI-XVII веков. – М., 1987.

  34. Пигин А.В. Из истории русской демонологии XVII века. Повесть о бесноватой жене Соломонии: исследование и тексты. – СПб., 1998.

  35. Струве Г. Русская литература в изгнании. – М., 1997.



З російської мови

Понятие национального русского языка; его место в генеалогической и типологической классификациях языков мира. Разновидности национального русского языка: литературный язык, диалекты, просторечия, жаргоны.

2. Периодизация истории русского языка (ИРЯ) и основные источники его изучения. Теория диглоссии в ИРЯ.

3. Система функциональных стилей современного русского литературного языка. Изменения в системе стилей.

4. Фонология. Понятие фонемы. Соотношение «звук речи» – «фонема» в разных фонологических школах. Система гласных и согласных фонем русского языка. Гласные и согласные звуки русского языка, их позиционная мена.

5. Русская графика Принципы русской графики.

6. Принципы русской орфографии. Орфограммы, связанные с фонематическим, фонетическим, дифференцирующим и традиционным принципами русской орфографии.

7. Язык как система знаков и уровневая структура. Центральное положение слова при уровневом описании языка. Слово как единица лексического уровня: определение слова, семантическая структура, системные связи слов. Толковые словари конца XX – начала ХХІ вв.

8. Лексическое значение слова, типология лексических значений. Типы полисемии. Коммуникативный аспект значения.

9. Фразеологические единицы (ФЕ) русского языка, их признаки. Классификация ФЕ по степени семантической слитности компонентов. Этнокультурная специфика русской фразеологии. Фразеологические словари конца XX – начала ХХІ вв.

10. Морфемика. Различные классификации морфем. Морфемная структура русского слова. Типы основ. Исторические изменения в морфемном составе и словообразовательной структуре слова.

11. Основные понятия словообразования (деривации): производная и производящая основы; виды формальных и семантических отношений производящей и производной основ. Морфологические и неморфологические способы образования слов.

12. Грамматическое значение (ГЗ) как одно из центральных понятий морфологии. Способы и средства выражения ГЗ в современном русском языке (на примере способов выражения конкретных ГЗ).

13. Понятие грамматической категории (ГК). Типы ГК. Понятие лексико-грамматического разряда и формального класса слов.

14. Понятие «часть речи». Проблема выделения частей речи в русском языкознании. Характеристика системы частей речи.

15. Именные части речи в современной русской грамматике (категориальное значение, набор грамматических признаков, синтаксические функции, словообразовательные особенности).

16. Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки. Лексико-грамматические разряды имен существительных, их характеристика.

17. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных, их характеристика. Краткие прилагательные. Степени сравнения прилагательных. Субстантивация прилагательных.

18. Имя числительное как часть речи. Морфологические признаки. Лексико-грамматические разряды.

19. Вопрос о местоименных словах в современной грамматической науке. Особенности лексического значения местоименных слов. Местоимение как часть речи в частеречной системе В.В. Виноградова.

20. Наречие как часть речи. Слова категории состояния. Проблемы разграничения.

21. Глагол как часть речи. Вид и способ глагольного действия. Характеристика грамматической категории залога.

22. Характеристика грамматических категорий наклонения и времени глагола.

23. Служебные части речи, их отличие от знаменательных частей речи. Вопрос о модальных словах.

24. Место синтаксиса в ряду грамматических дисциплин. Предмет синтаксиса. Синтаксические единицы. Средства выражения синтаксической связи.

25. Предложение как минимальная коммуникативная единица. Формальная организация предложения (структурная схема). Предикативность. Компонентный состав простого предложения.

26. Парадигма предложения. Основные модели предложения и их модификации. Стилистические свойства односоставных предложений.

27. Оппозиция «полное – неполное предложение». Типы неполных предложений. Стилистические особенности неполных и эллиптических предложений.

28. Предикативный минимум предложения, виды его распространения и осложнения. Односоставное предложение.

29. Разграничение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

30. Многокомпонентные сложные предложения с разными типами синтаксической связи. Уровневое членение таких предложений. Сложное синтаксическое целое, его структурно-семантические особенности.

32. Понятие бессоюзного сложного предложения (БСП). БСП открытой и закрытой структуры.

33. Принципы классификации сложноподчиненных предложений (СПП) в истории русской науки.

34. Из истории языкознания (грамматическая традиция, сравнительно-исторический метод, структурная лингвистика). Другие методы изучения и описания языка.

35. Предмет, задачи, методы и проблемы социолингвистики. Социальная дифференциация языка, его основные формы. Современная языковая ситуация. Накопление новых качеств нормы стиля (текста, дискурса).

37. Риторика как научная и учебная дисциплина.

38. Культура речи как научная дисциплина, ее задачи и проблематика. Коммуникативные качества речи, их сочетание в текстах разных типов. Понятие нормы. Виды норм. Норма как историческая категория.


Голова атестаційної комісії І.М. Карпенко


Схожі:

«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма icon«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма

«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма icon«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма

«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма icon«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма

«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма icon«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма

«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма icon«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма
Принцип конфіденційності та особистої відповідальності в психологічному консультуванні
«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма icon«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма
Принцип конфіденційності та особистої відповідальності в психологічному консультуванні
«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма icon«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма
Оценка экономической эффективности на основе показателей макроэкономического развития
«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма iconЗатверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма
Обґрунтуйте ієрархію духовного, психічного І фізичного аспектів здоров’я людини
«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма icon«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма
Конституційні гарантії забезпечення соціальних прав І свобод людини І громадянина
«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма icon«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма
Професійна освіта (технологія виробництва та переробка продуктів сільського господарства)”
«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма icon«затверджую» Ректор С. В. Савченко 2012 р. Програма
Асортимент І технологія кулінарної продукції з круп, бобових І макаронних виробів
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи