Творческие умения в структуре умений рабочих швейного профиля icon

Творческие умения в структуре умений рабочих швейного профиля




Скачати 120.71 Kb.
НазваТворческие умения в структуре умений рабочих швейного профиля
Дата11.06.2013
Розмір120.71 Kb.
ТипДокументи

УДК 371.134: 687


Кириченко О.М.


ТВОРЧЕСКИЕ УМЕНИЯ В СТРУКТУРЕ УМЕНИЙ РАБОЧИХ ШВЕЙНОГО ПРОФИЛЯ


Информационно-технологическая революция в настоящее время непрерывно повышает требования к специалистам в любой отрасли сферы производства, в том числе и к рабочим швейного профиля. Это обусловливается не только изменением модных направлений в одежде, появлением новых моделей, но и применением в швейном производстве новых материалов, разработкой более совершенных технологий, внедрением нового оборудования. К тому же в настоящее время наблюдается значительное расширение сети средних и особенно мелких предприятий, позволяющих насытить рынок швейными изделиями разнообразного ассортимента. А, как известно, условия работы малых предприятий резко отличаются от условий массового швейного производства на фабриках.

В условиях мелкосерийного и индивидуального производства необходимы специалисты самой высокой квалификации, умеющие работать на уровне профессионального мастерства. Наивысшая стадия профессионального становления личности – профессиональное мастерство – предполагает наличие у специалиста авторской системы профессиональной деятельности. Достичь профессионального мастерства и овладеть авторской системой деятельности возможно лишь при наличии творческих способностей и умений [1].

Проблема исследования состоит в определении методов и средств формирования творческих умений у будущих рабочих-швейников. Одной из задач исследования было выявление в структуре умений рабочих швейного профиля наиболее значимых творческих умений, формирование которых позволит создать основу для подготовки высококвалифицированных рабочих, способных овладеть в дальнейшем авторской системой деятельности.

Условия работы малых предприятий требуют от рабочих универсальных умений выполнять весь комплекс операций по изготовлению одежды, начиная от раскроя и начальной обработки деталей и заканчивая ее отделкой. Не вызывает сомнения тот факт, что рабочий, владеющий несколькими специальностями, обладает более высокой профессиональной мобильностью, ему легче ориентироваться в современных условиях производства, легче трудоустроиться. Например, в ПТУ № 40 г. Харькова за три года обучения учащиеся могут получить две профессии: «Портной» и «Закройщик». Обучение осуществляется поэтапно. На первом этапе обучения, который длится 2 года, учащиеся, как правило, получают после первого года обучения 3 разряд по профессии «Портной»; по окончании второго курса – 4 разряд по этой же профессии. На втором этапе в течение третьего года обучения учащиеся получают профессию «Закройщик» 4-5 разряда.

Аналогичная система ступенчатой подготовки квалифицированных рабочих имеет место и в других ПТУ. Каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность и подтверждается присвоением рабочей квалификации по определенной профессии.

Анализ представлений о будущем выпускнике ПТУ швейного профиля, сформированных на основе квалификационных характеристик и профессиограмм по профессиям «Портной» и «Закройщик» показал, что требования, предъявляемые к знаниям, умениям и особенностям личности портных и закройщиков имеют как общие положения, так и отличия, которые заключаются не только в целях труда. Знания и умения закройщиков являются развитием знаний и умений портных. Иными словами, знания и умения портного являются своеобразным фундаментом для получения профессии закройщика. Среди основных требований к деятельности рабочих швейного профиля и к их индивидуальным качествам, которые представлены в сборнике профессиограмм и профессиокарт основных профессий [2], можно указать следующие: а) хороший глазомер, зрительное восприятие; б) хорошая координация движений, точность движений рук; в) развитое зрительное восприятие, правильное цвето- и светоощущение; г) развитая образная и оперативная память; д) развитое наглядно-образное и наглядно-действенное мышление; е) пространственное представление; ж) воображение, фантазия; з) внимательность, добросовестность; и) художественный вкус.

Как видно из перечисленных качеств, наличие фантазии, воображения, пространственного представления, художественного вкуса и др. являются качествами творческой личности. Однако проблема формирования творческих способностей и умений, как правило, в процессе подготовки рабочих по этим профессиям целенаправленно не решается. Поэтому исследования по данной проблеме являются актуальными.

Проблема формирования творческих умений достаточно успешно рассматривалась и рассматривается в психолого-педагогической науке. Проблема творчества привлекает внимание многих авторов. Накоплен существенный материал, конкретизирующий представление о механизмах принятия решения, об уровневом строении творческой деятельности (И.П. Калошина, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Моляко, Я.А. Пономарев, Л.М. Попов и др.).

Проблемам формирования и развития творческих умений посвящены работы видных педагогов и психологов. Так, Е.А. Милерян, З.А. Решетова, Н.А. Рыков, рассматривая умение как возможность эффективно выполнять действия, пришли к выводу, что чем выше уровень умения, тем более сложной деятельностью может управлять специалист.

В профессиональной педагогике исследуются и те условия, которые способствуют продуктивному процессу формирования творческих умений. Этим вопросам посвящены работы В.И. Андреева, Е.И. Бойко, В.Л. Худякова, В.В. Шапкина и др.

Анализ состояния проблемы показывает, что несмотря на определенный уровень ее теоретической и практической разработанности, вне поля зрения исследователей остались такие аспекты, как целостное рассмотрение содержания, форм и методов подготовки будущих специалистов швейного профиля к осуществлению творческой профессиональной деятельности, а также способов стимулирования саморазвития личности обучаемого в процессе конструкторской подготовки.

Отправной точкой в изучении проблемы формирования творческих умений у рабочих швейного профиля мы считаем понимание и трактовку самого понятия «творчество». В большинстве определений творчества используется термин «деятельность». То есть творчество определяется как деятельность человека по созданию объектов, обладающих признаками полезности и новизны. Таким образом, творить – это значит создавать что-либо новое, открывать неведомое. К этому нельзя прийти путем пассивного восприятия готовой информации. Человек должен стремиться к самопознанию и саморазвитию, то есть к овладению новыми методами и средствами решения различных задач, достижению более высоких целей. Таким образом, творчество можно определить как духовно-практическую деятельность, направленную на создание качественно нового, обладающего неповторимостью и оригинальностью, имеющего общественное значение. Можно знать совокупность методов достижения результата, но этого недостаточно для творческого решения поставленной задачи. Надо обладать некоторыми творческими умениями. При этом не следует путать понятия способностей и умений. Они не тождественны друг другу.

Способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений. То есть способности не обеспечивают использование знаний и навыков, они только могут обеспечить возможность быстрого и прочного их приобретения.

В отличие от способностей, умения – это владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и умениями. Другими словами, это использование имеющихся знаний и навыков для осуществления приемов действия в соответствии с поставленной целью [3, с. 115-116].

Анализируя понятия способностей и умений, можно сделать следующий вывод. Способности обусловливают наличие перспективы усвоения знаний и умений, а наличие умений – это уже не перспектива, которая может и не быть достигнута, а реальность. И станет ли действительностью возможность, зависит от различных условий. Однако знания, умения и навыки остаются внешними по отношению к способностям только до тех пор, пока они не освоены. Обнаруживаясь в деятельности по мере ее освоения личностью, способности развиваются дальше, формируя в деятельности свою структуру и своеобразие [4, с. 420].

Таким образом, можно сказать, что способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. То есть от способностей зависит легкость приобретения знаний и умений в той или другой деятельности, но развиваются эти свойства в процессе самой деятельности [4, с. 421 ].

Структура творческих умений подразумевает разделение на общие и профессиональные умения. В свою очередь профессиональные творческие умения делятся на общепрофессиональные и специальные.

Следует отметить, что в квалификационных характеристиках и профессиограммах портного и закройщика не в полной мере отражены требования современного производства, связанные с наличием у рабочих общепрофессиональных и специальных творческих умений. Так, не упоминается о таких способностях, умениях и качествах, как наблюдательность, находчивость, способность к генерации идей, коммуникативные умения. Другие же качества раскрыты не полностью, не уточняются и не детализируются.

Анализ литературных источников и опыта практической деятельности портных, закройщиков и других рабочих швейного профиля позволил детализировать структуру творческих умений в соответствии с профессиональной направленностью деятельности рабочих-швейников, и сделать вывод о важности в их профессиональной деятельности следующих творческих умений, способностей и качеств:

  • фантазия, воображение (наличие фантазии позволяет представить результат труда до его начала, а также его промежуточные продукты);

  • оригинальность (умение находить оригинальный способ решения при известных других);

  • умение мысленного экспериментирования (пространственное воображение, умение оперировать образами двух- и трехмерных объектов);

  • любознательность, пытливость (стремление объяснить непонятные явления);

  • способность и умение получать новые знания;

  • наблюдательность;

  • творческая инициатива (стремление к творческим достижениям);

  • способность к генерации идей (к выдвижению гипотез);

  • находчивость (умение решать нестандартные задачи в короткие сроки, что по своей сути тесно переплетается с коммуникативными умениями).

Для того, чтобы доказать актуальность выбранной структуры творческих умений и качеств была организована экспертная оценка. В ходе экспертной оценки выяснялось мнение экспертов о степени значимости творческих умений и качеств у рабочих швейного профиля. В качестве экспертов были привлечены преподаватели и мастера производственного обучения учебных заведений г. Харькова: ПТУ №12, ПТУ №40 и Украинской инженерно-педагогической академии (УИПА). В состав экспертной группы вошли 14 научно-педагогических работников УИПА: доцентов (кандидатов педагогических, психологических и технических наук), старших преподавателей и ассистентов, а также 12 преподавателей и мастеров производственного обучения ПТУ. Всего было задействовано 26 экспертов. Количество экспертов является достаточным для получения достоверных данных, что обосновано в [5].

В анкетах, предложенных экспертам, был приведен перечень творческих умений и качеств личности, составленный на основе источников [2,6,7], а для оценки значимости творческих умений была использована десятибалльная шкала (от 0 до 9). Оценка компетентности экспертов и обработка полученных результатов проводились по методике, предложенной Гершунским Б.С. [8]. Ниже приведены среднеарифметические значения величин оценок исследуемых факторов. Результаты анкетирования экспертов показали, что все 9 вышеперечисленных творческих качеств, способностей и умений, получили достаточно высокие оценки – выше 6 баллов. Максимальное количество баллов (8,14) получило умение мысленного экспериментирования, т.е. умение оперировать образами двух- и трехмерных объектов (пространственное воображение). Минимальное количество балов (6,71) получило умение выдвигать гипотезы, генерировать идеи. Оценки остальных качеств, колеблются в интервале от 7,05 до 7,90 баллов. Экспертная оценка позволила определить ранговую значимость указанных качеств, которые распределились следующим образом:

  1. Пространственное воображение – 8,14 балла

  2. Творческая инициатива – 7,90 балла

  3. Фантазия – 7,76 балла

  4. Находчивость – 7,67 балла

  5. Оригинальность – 7,52 балла

  6. Способность и умение получать новые знания – 7,51 балла

  7. Наблюдательность – 7,38 балла

  8. Любознательность – 7,05 балла

  9. Способность и умение генерировать идеи – 6,71 балла.

Так как оценки творческих качеств имеют небольшую разницу (менее полутора балов при 10-бальной шкале), то не следует строго придерживаться установленной последовательности.

Поскольку те оценки творческих умений, которые дали эксперты, являются достаточно высокими и, соответственно, значимыми, возникает практическая задача формирования этих умений у рабочих швейного профиля в процессе их обучения в ПТУ.

С этой целью нами была апробирована разработанная в УИПА методика формирования творческих умений обучаемых в процессе конструкторской подготовки.

Предмет «Конструирование одежды» был выбран не случайно. Анализ учебного плана подготовки портных, закройщиков показал, что только два предмета из цикла специальных дисциплин изучаются в течение всех трех лет подготовки – это «Производственное обучение» и «Конструирование одежды». В течение этого периода преподаватель (или мастер производственного обучения) может систематически и целенаправленно работать с учащимися, реализуя поставленные цели по формированию творческих умений.

При изучении исходных условий для формирования творческих умений было установлено, что при изготовлении изделий на занятиях по производственному обучению учащиеся реализуют, воплощают в жизнь, как правило, ту идею (модель), которая была предложена заказчиком или мастером. И только на занятиях по конструированию одежды учащиеся имеют значительные возможности по овладению опытом самостоятельного поиска и реализации своих идей в области моделирования и конструирования одежды. Кроме того, моделирование и конструирование одежды – процесс творческий по своему содержанию, включающий в себя решение задач как технического, так и художественного (то есть творческого ) характера.

Чтобы проверить эффективность разработанной методики (в частности системы индивидуальных творческих заданий для самостоятельной работы) был организован педагогический эксперимент в ПТУ №40 г. Харькова. Для эксперимента были выбраны 2 группы первого года обучения по специальности «Портной, закройщик» (со сроком обучения 3 года).

Не описывая подробно ход педагогического эксперимента, хотим отметить, что был получен положительный результат; который состоит в том, что уровень сформированности творческих умений в среднем по экспериментальной группе увеличился на 18,9%, по сравнению с контрольной. Полученные в ходе обработки результатов эксперимента данные позволяют сделать заключение о том, что предложенная методика может быть положена в основу формирования творческих умений у будущих рабочих-швейников. В то же время следует отметить и то обстоятельство, что она нуждается в проверке на большей выборке и в течение более длительного периода.

Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:

  1. Удовлетворение текущих и перспективных потребностей производства в высококвалифицированных, обладающих развитыми творческими умениями рабочих является одной из важнейших задач системы профтехобразования. Достичь профессионального мастерства и овладеть авторской системой деятельности рабочий может лишь при наличии у него творческих способностей и умений.

  2. Актуальность выбранной структуры творческих качеств, способностей и умений подтверждена компетентными экспертами и может быть взята за основу при формировании модели специалиста швейного профиля.

  3. Данные экспертами высокие оценки всех указанных творческих качеств, способностей и умений подтверждают актуальность проблемы формирования творческих умений у рабочих швейного профиля в процессе их профессиональной подготовки.

  4. Апробация элементов предложенной нами методики формирования творческих умений у будущих рабочих-швейников подтвердила их эффективность. Следующим этапом экспериментальной работы должна быть апробация данной методики на более репрезентативной выборке специалистов-швейников различных образовательно-квалификационных уровней.


Література


  1. Васильев И.Б. Профессиональная педагогика: конспект лекций для студентов инженерно-педагогических специальностей.-Харьков,1999.-151с.

  2. Профессиограммы и профессиокарты основных профессий: В 2 кн.: Кн.1: Профессиограммы основных профессий: Метод. пособие для работников службы занятости / Под. ред. В.В. Ерасова.- К.,1995.-200с.

  3. Общая психология: Учеб. для студентов пед. вузов / А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П.Зинченко и др.; Под. ред. А.В.Петровского.-3-е изд., перераб. и доп. -М.: Просвещение, 1986.- 464с.

  4. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос , 1998.-448с.

  5. Молчановский А.А. Научные основы методического обеспечения построения модели деятельности мастера производственного обучения // Научные основы разработки модели деятельности мастера производственного обучения средних профтехучилищ. - Л.: ВНИИ профтехобразования.-1981.-с. 16-31.

  6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества.  Казань: Изд-во Казанского университета, 1988.  238 с.

  7. Худяков В.Л., Шапкин В.В. Методические основы развития творческой способности учащихся профтехучилищ: Метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1990.-128 с.

  8. Гершунский Б.С. Прогнозирование содержания обучения в техникумах: Учеб.- метод. пособие. - М.:Высш.шк.,1980.-144с.
^




Кириченко О.М


Творчі уміння в структурі умінь робітників швейного профілю.

Наведені підсумки експертної оцінки значущості творчих умінь для робітників швейного профиля. -швейників – кравців, закрійників. Високі оцінки усіх вказаних творчих властивостей, здібностей и умінь підтверджують актуальність проблеми формування творчих умінь у робітників швейного профілю в процесі їх професійної підготовки.


Кириченко О.

Творческие умения в структуре умений работников швейного профиля.

Подведены итоги экспертной оценки творческих умений для работников швейного профиля. Высокие оценки творческих способностей и умений подтверждают актуальность проблемы формирования творческих умений в процессе их профессиональной подготовки.


Kirichenko O.

Creative skills in the skills’ structure of sewing profile workers

There are results of an expert estimation of the sewing profile worker creative skills significance (for - tailors, cutters) in the article. The high estimations of all indicated creative qualities, capacities and skills confirm a urgency of a problem of creative skills forming for workers sewing profile during their professional training.

Схожі:

Творческие умения в структуре умений рабочих швейного профиля iconОсобенности разработки методики формирования творческих умений у будущих инженеров-педагогов швейного профиля
Здания качественно новой национальной системы профессионально-технического образования. В связи с этим главное внимание должно быть...
Творческие умения в структуре умений рабочих швейного профиля iconИспользование метода непрерывного усовершенствования для формирования умений решать творческие задачи постановка проблемы
Использование метода непрерывного усовершенствования для формирования умений решать творческие задачи
Творческие умения в структуре умений рабочих швейного профиля iconФормирование технического и технологического мышления в процессе подготовки будущих квалифицированных рабочих швейного профиля постановка проблемы
Витие технического и технологического мышления учащейся молодёжи рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике....
Творческие умения в структуре умений рабочих швейного профиля iconАнализ современных проблем организации проведения производственной практики для студентов швейного профиля

Творческие умения в структуре умений рабочих швейного профиля iconСтруктура и содержание проектных умений инженеров педагогов компьютерного профиля

Творческие умения в структуре умений рабочих швейного профиля iconОбщие вопросы опухолевого роста актуальность темы
Эти знания-умения необходимы специалистам разного профиля для своевременной диагностики, назначения этиопатогенетической терапии,...
Творческие умения в структуре умений рабочих швейного профиля iconДокументи
1. /Основи швейного виробництва/Основи швейного виробництва лекц_х.doc
2. /Основи...

Творческие умения в структуре умений рабочих швейного профиля iconДокументи
1. /Технолог_я швейного виробництва/Технолог_я швейного виробництва лекц_х.doc
2....

Творческие умения в структуре умений рабочих швейного профиля iconДокументи
1. /Матер_алознавство швейного виробництва/Матер_алознавство швейного виробництва лекц_х.doc
Творческие умения в структуре умений рабочих швейного профиля iconЮ., Голубова А. В. оценка и управлениЕ уровнем здроровья при подготовке специалистов управленческого профиля Постановка проблемы
В настоящее время система подготовки специалистов указанных профессий ограничивается системой знаний и умений, необходимых для выполнения...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи