Ю. В. Сагина Одесский академический театр музыкальной комедии имени М. Водяного Одесса (Украина) христианство и религия тоталитарного общества icon

Ю. В. Сагина Одесский академический театр музыкальной комедии имени М. Водяного Одесса (Украина) христианство и религия тоталитарного общества




Скачати 47.34 Kb.
НазваЮ. В. Сагина Одесский академический театр музыкальной комедии имени М. Водяного Одесса (Украина) христианство и религия тоталитарного общества
Дата21.07.2013
Розмір47.34 Kb.
ТипДокументи


Ю. В. Сагина

Одесский академический театр

музыкальной комедии имени М. Водяного

Одесса (Украина)


ХРИСТИАНСТВО И РЕЛИГИЯ ТОТАЛИТАРНОГО ОБЩЕСТВА

Многие философы, писатели. социологи указывали на сходство тоталитарной идеологии с религией [1-4]. Действительно усмотреть сходство ключевых установок верующего христианина и лояльного гражданина тоталитарного общества нетрудно. Здесь и абсолютизация верховной власти, и понимание своего ничтожества перед этой властью, и вера в светлое будущее, готовность к самопожертвованию ради будущего счастья, и идеалы равенства и братства всех людей и народов, и т.п..

Сравнивая сегодняшнее состояние общества, с его размытыми понятиями нравственности и морали, с советским обществом периода сталинизма можно видеть явные преимущества нравственных установок, стиля жизни, целей и стремлений советского человека. Именно за этими внешними достоинствами также как и за социальной защитой, ценами и прочими социалистическими благами тоскуют сегодняшние представители старшего поколения. Им, воспитанным в духе атеизма, трудно увидеть то, во что превратило тоталитарное общество их души.

Для рассмотрения феномена тоталитарного сознания важно правильно понимать различия между двумя формами сознания: тоталитарной и религиозной христианской.

Различие это для атеистического ума трудно распознаваемо. Человек знакомый с христианством поверхностно, например, по учебному курсу религиоведения, скорее обратит внимание на общность этих форм сознания. Эта общность, безусловно, существует, поскольку тоталитарное общество строится как извращенная уродливое подобие Божьего царства и Божьей власти. Именно в силу общих законов и установок тоталитарная власть путем обмана завоевывает души и сердца людей. Все мы сотворены Богом и несем образ Его в себе. Поэтому наша душа – христианка по природе, откликается на идеи свободы, равенства, братства, жертвенного служения отечеству и народу, которыми полны демагогические лозунги тоталитарной власти. Здесь нужно отметить, что царская власть и самодержавие, также в свое время основывались, как земное подобие Божьего управления. Однако царская власть не отменяла власти Всевышнего, а только претендовала на Помазание Божие. Тоталитарная власть в условиях захлестнувшего интеллигенцию на рубеже XIX-XX веков атеизма, решила полностью подменить собой отвергнутого Господа.

Но, как сказал Спаситель "По плодам их узнаете их" (Матф.7:16). Плодом построения тоталитарного общества, например в бывшем СССР, стала массовая нравственная и моральная деградация, оскудение духа, обеднение личности, развитие социального иждивенчества и сведение потребностей личности к материальному потреблению и поддержанию жизни тела. Это продемонстрировало поколение, достигшее зрелости в эпоху т.н. «развитого социализма». Свидетельством этому служит литература и изобразительное искусство андеграунда, понимаемого в широком смысле, как искусства, не поддерживавшего официальную идеологию. Недостижимость декларируемых обществом коммунистических идеалов уже всем была очевидна, но большинство граждан устраивало то, что их лояльность режиму и законопослушность обеспечивала им достаточно высокий уровень социальной защищенности. Вот только жертвовать собой ради этого общества и самоотверженно трудиться, для того чтобы вместо повышения зарплаты получить повышение плановой нормы выработки никто уже не хотел.

Двойная мораль и демагогия, воспринятые советским человеком как норма жизни привели к тому, что народ в большинстве своем перестал честно трудиться. Те, кто пытался это делать выглядели белыми воронами, над которыми втихаря посмеивались, и на высокие (номенклатурные) должности никогда не брали. То есть, тоталитарное общество в своем наиболее гуманном «брежневском» варианте давало гражданину определенную свободу от материальных забот в обмен на закабаление духа, лишение возможности творческой самореализации личности, за исключением идеологически проверенной и отобранной элиты творческих профессий, художников, писателей, композиторов, которые могли себя реализовать в жестких рамках соцреализма. Представители вышеозначенного андеграунда, наоборот, полностью лишались какой-либо социальной защиты и подвергались различным административным, лечебно-психиатрическим и уголовным наказаниям.

Вместо равенства возможностей и свободной конкуренции, которых не было, выбор в любом деле осуществлялся по праву телефонного звонка, обеспеченного нужными связями или взяткой. Вместо братства народов в лучшем случае была терпимость, но нередко затаенная вражда либо высокомерное пренебрежение одних к других, либо лишенное национального самосознания равнодушие.

В христианстве, как прописано в Евангелии, все по-другому. Христианство – это стремление к недостижимому идеалу Господу Иисусу Христу – Богу и совершенному Человеку. Это смирение своей гордыни, пренебрежение своей самостью ради истинной любви к ближним. Это не обезличение человека, превращения его в винтик государственной машины, а постоянный духовный порыв к всеобъемлющему и любящему Творцу. Это творческое самопознание и само преодоление. Это самая трудная и самая необходимая для каждого человека борьба с самим собой со своими животными страстями, которые держат в рабстве и постоянном угнетении нашу душу, не дают ей покоя и приводят к жизненным кризисам и тупикам.

И в христианстве и в тоталитарном (социалистическом, нацистском и т.п.) обществе обещается свобода личности. Но в тоталитарной системе свобода активно декларируется, никак не выражаясь на практике, а христианство нацеливает личность на достижение единственно возможной духовной свободы в выборе евангельского «узкого» пути к усыновлению Божьему и вечной жизни. «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 16:23).

Таким образом, подводя итог, можем еще раз отметить, что принципиальное отличие тоталитарной идеологии от христианства является подмена подлинного Владыки и Создателя, хваля и прославляя которого, человек стремиться жить по его завету и, перерождаясь заново, приближается к Ангельскому миру. В тоталитарном обществе сакрализации и безмерному восхвалению подвергается власть земная, ограниченная, трусливая, подчас безмерно жестокая, ведущая страну к оскудению генофонда, экономическому обнищанию и краху.

Summary

The author proposes to consider the similarities and differences between totalitarian Christian consciousness, and identify features of the condition of the human soul in a totalitarian society.

Анотація

Пропонується розглянути подібності та відмінності тоталітарної та християнської свідомості, виявити особливості душевного стану людини у тоталітарному суспільстві.

Литература


  1. Давыдов Д.Г. Сталин как полярно-райский субъект // Приложение к журналу Апокриф. – № 22. – С. 222–226.

  2. Поспеловский Д. Тоталитаризм и вероисповедание. – эл. ресурс http://krotov.info/history/20/pospelovs/page02.htm.

  3. Силади А. Тоталитарные культуры XX века: религия и рынок .– 1994 –– эл. ресурс. – http://ecsocman.hse.ru/data/051/900/1216/016Siladi.pdf

  4. Цатлин В. Мышление и цивилизация. - М. Издательство АСТ - Астрель, – 2009.

Схожі:

Ю. В. Сагина Одесский академический театр музыкальной комедии имени М. Водяного Одесса (Украина) христианство и религия тоталитарного общества iconУкраина, г. Одесса 2013
Одесский национальный университет имени и. И. Мечникова институт математики, экономики и механики
Ю. В. Сагина Одесский академический театр музыкальной комедии имени М. Водяного Одесса (Украина) христианство и религия тоталитарного общества iconР. А. Каприца 3-й курс Института социальных наук ону имени И. И. Мечникова репрессии как системная составляющая тоталитарного общества и тоталитарного государства
...
Ю. В. Сагина Одесский академический театр музыкальной комедии имени М. Водяного Одесса (Украина) христианство и религия тоталитарного общества iconАнализ причин образования наноостровкового кремния в плоскости гетероперехода Si-SiO2
Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова, 65081, Одесса, ул. Дворянская, 2
Ю. В. Сагина Одесский академический театр музыкальной комедии имени М. Водяного Одесса (Украина) христианство и религия тоталитарного общества iconПовышение эффективности обучения плаванию п. В. Саламатов,к п. н., ст преп., А. П. Арестов, студент-магистр, государственное учреждение «Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского»
«Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», Одесса, Украина
Ю. В. Сагина Одесский академический театр музыкальной комедии имени М. Водяного Одесса (Украина) христианство и религия тоталитарного общества iconОдесский национальный университет имени И. И. Мечникова является признанным авторитетом в области международного образования
Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова является признанным авторитетом в области международного образования. За...
Ю. В. Сагина Одесский академический театр музыкальной комедии имени М. Водяного Одесса (Украина) христианство и религия тоталитарного общества iconНародний театр та вертеп. Придворний та шкільний театр. Професійний український театр
Пройшовши багатовіковий шлях самостійного розвитку, народний театр на Русі мав великий вплив на театр професійний. Без народного...
Ю. В. Сагина Одесский академический театр музыкальной комедии имени М. Водяного Одесса (Украина) христианство и религия тоталитарного общества iconВ. В. Попков ону имени И. И. Мечникова Одесса (Украина) гуманизм как идеология XXI века
Часто социально-критические настроения вырастают из ощущения глубокого нравственного неблагополучия в обществе. Так, еще в середине...
Ю. В. Сагина Одесский академический театр музыкальной комедии имени М. Водяного Одесса (Украина) христианство и религия тоталитарного общества iconВера Савченко
Дерибасовская – Ришельевская: Одесский альманах (сб.) Книга 38.– Одесса, 2009. С. 225-232
Ю. В. Сагина Одесский академический театр музыкальной комедии имени М. Водяного Одесса (Украина) христианство и религия тоталитарного общества icon1 декабря 2011 года на электротехническом факультете Доннту при содействии Отделения «Общества Дружбы «Украина-Вьетнам»» Донецкой областной Ассоциации международного
«Общества Дружбы «Украина-Вьетнам»» Донецкой областной Ассоциации международного сотрудничества прошла встреча с чрезвычайным и полномочным...
Ю. В. Сагина Одесский академический театр музыкальной комедии имени М. Водяного Одесса (Украина) христианство и религия тоталитарного общества iconО. Ф. Гольд ону имени И. И. Мечникова Одесса (Украина) роль американских правозащитных организаций в противостоянии тоталитаризму
Цинь в (221–206 гг до н э.), зулу при правлении Чака (1816–1828) и некоторые другие. По нашему наблюдению, одним из первых правозащитников...
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи