Из истории игровой культуры довоенной одессы: ефим маркович минскин и одесская игротека icon

Из истории игровой культуры довоенной одессы: ефим маркович минскин и одесская игротека




Скачати 206.69 Kb.
НазваИз истории игровой культуры довоенной одессы: ефим маркович минскин и одесская игротека
Дата21.07.2013
Розмір206.69 Kb.
ТипДокументи

УДК 94(477).084.6:374


  1. Е. А. Ефимова

  2. Московский городской Дворец

  3. детского (юношеского) творчества,

  4. Москва (Россия)

ИЗ ИСТОРИИ ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ ДОВОЕННОЙ ОДЕССЫ:


ЕФИМ МАРКОВИЧ МИНСКИН И ОДЕССКАЯ ИГРОТЕКА

Термин «игровая культура» вошел в научный оборот в начале 1990-х гг. [8, с. 4, 5; 30, с. 5] и прошел уже некоторое развитие, некоторую эволюцию, соотносимую с различными пониманиями термина «культура». Игровая культура в настоящее время рассматривается как применительно к субъекту (игровая культура личности), так и применительно к разным историческим периодам и народам (традиционная, современная игровая культура, игровая культура этноса, региона) [8, с. 33]. В широком смысле в понятие «игровая культура» входит все, что создано людьми в области игры: не только сами игры, игровые действия, их правила, организация, бытование, но и снаряжение, сооружения, площадки для игр, игрушки (материальная сторона игровой культуры), а также всевозможные сведения, мнения, оценки, принципы, отношения, идеалы в области игры (духовная сторона культуры).

При изучении игровой культуры какого-либо региона, социума в определенный временной отрезок, мы должны обратить внимание на игры детей (самодеятельные и проводимые под руководством), на меры по игровой организации детского досуга, на формы организации детей для игр, на материальную составляющую вышеуказанных положений – в контексте общеисторических тенденций, направленностей в общественно-педагогической практике, в деятельности детских организаций и пр.

В представленной работе самодеятельные игры детей не рассматриваются, поскольку этот краеведческий, этнографический, этнологический аспект игровой культуры не представляется обеспеченным по данному региону доступными источниками.

Предметом нашего рассмотрения является деятельность одесской городской игротеки под руководством Е.М.Минскина, история ее создания и влияния на состояние игровой организации детского досуга, на формы организации детей с игровой целью, на игровую обстановку не только в городе, но и во всей республике. Игротека – это социально-педагогический институт, деятельность которого направлена на организацию педагогически целесообразной игровой работы с детьми на основе игрового оборудования при посредстве специалистов-игровиков. Игротеки являются нашим отечественным «ноу-хау», реалией XX века, во многом – детищем культурной революции.

Термин «культурная революция» вбирает в себя целый спектр мероприятий, направленных на формирование нового человека, создание социалистической системы народного образования и просвещения, перестройку быта и т.п. [3, с. 598]. В нашей стране этот этап, по определению наркома просвещения А.В.Луначарского, логически последовал в конце 1920-х гг. за началом развертывания промышленного строительства [13, с. 28, 32, 44].

Именно в области воспитания будущей смены и организации нового быта немалое значение имели социально-педагогические меры, основанные на рациональной организации свободного времени детей и взрослых. Общей тенденцией периода конца 1920 – начала 1930-х гг. было, в частности, развитие внешкольной работы с детьми, а также проведение мероприятий по организации здорового досуга населения в целом.

Одним из знаковых событий стало открытие в 1928 г. в Москве Центрального парка культуры и отдыха, повлекшее за собой открытие аналогичных парков в столице и в других городах. В этом же году в Москве «было создано еще одно учреждение, роль которого в разумной организации детского досуга очевидна – Центральная станция детских развлечений» [19, с. 120]. В одном ряду с этими событиями стоят признание необходимости широкого применения игры в работе пионерской организации [12, с. 1,4; 32, с. 47; 33, с. 47] и активная исследовательская и организационная деятельность Междуведомственного Научно-художественного совета по игрушке [36, с. 46] и Научно-исследовательского института игрушки в структуре Музея игрушки (г. Загорск).

В конце 1920-х — начале 1930-х гг. обеспечение детей играми и игрушками даже в крупных городах СССР оставляло желать лучшего. Игрушечной промышленности не существовало, кустарно-артельное производство не удовлетворяло потребностей не только детей среднего школьного возраста (инвентарь для подвижных игр, занимательные и познавательные игры), но и младших школьников (куклы и мягкая игрушка, настольные игры, инвентарь для подвижных игр, развивающие игры). Качество артельной продукции не отвечало педагогическим, гигиеническим и политическим требованиям.

Организация игротек для совместной детской игры, для освоения детьми игр и игрового инвентаря, для привития навыков здорового проведения досуга началась в нашей стране с 1934 г. Основной их идеей было воспитание коллективизма в игре, что соответствовало педагогической парадигме тех лет. Для этого игротеки в довоенный период, по возможности, обеспечивались эксклюзивными играми и игрушками, выполненными, как правило, в мастерских при игротеках, специально для организации коллективных игр в игротеках.

Первые игротеки были созданы в Загорске при НИИ игрушки и в Москве в детском городке ЦПКиО. Опыт их работы был широчайшим образом развит и развернут Ефимом Марковичем Минскиным.

Место и роль Ефима Марковича Минскина (1906-1987) в развитии игровой культуры в нашей стране, да и во всем мире заслуженно определяется словосочетанием «король игры». Этот ёмкий образ возник в его родном городе Одессе, где его до сих пор помнят.

В юности Фима Минскин в течение недолгого времени работал в типографии, а потом тесно связал свою судьбу с работой с детьми. С 16 лет (1922 г.) он стал инструктором детских групп юных спартаковцев (название первых пионерских отрядов Украины [6, с. 9-10]), затем вожатым пионерского отряда при клубе печатников [21, с. 33]. Здесь находятся корни его игрового опыта.

В его первых публикациях конца 1920-х – начала 1930-х гг. присутствуют все виды игр, ориентированные, в первую очередь, на младший возраст. Ефим Маркович убедился, что «одними беседами да читками ребят не удовлетворишь, им нужны и веселые шумные игры, песни и хороводы. Завоевать доверие ребят, быстро расположить их к себе, вызвать в них интерес к работе, организовать и дисциплинировать можно всего вернее и лучше при помощи игры» [15, с. 9; 16, с. 28-30].

В этих изданиях в указаниях руководителю к некоторым настольным и подвижным играм, к теневому театру, в описании подражательных игр («Живая ракета» и др.) слышен живой голос Минскина. Он даже был автором слов одной из игровых песен – «Неряшливый октябренок».

Часто в тексте можно встретить буквально зарисовки с натуры:

«Проходя по улице, я натолкнулся однажды на двух ребят девяти-десяти лет, крепко сцепившихся и лупивших друг друга по чем попало. Кто-то из прохожих пробовал их разнять, но ему это не удавалось.

Я подошел к ребятам, схватил каждого из них за плечо и крикнул:

– Эй вы, петухи!.. Курицы! Разве так настоящие петухи дерутся? Смотрите, я покажу вам настоящий «петушиный бой».

Стал на одну ногу, сложил руки на груди и показал им хорошо известную игру «Бой петухов». Нужно было посмотреть, с каким увлечением эти ребята в течение нескольких минут дрались «по-петушиному». Об обиде, послужившей, очевидно, поводом для драки, они быстро забыли и разошлись друзьями» [15, С.9-10].

Затем в течение нескольких лет Минскин работал в городском кабинете социальной педагогики, в методическом кабинете по пионерской работе, был инспектором Одесского городского отдела народного образования по внешкольной работе, директором детского клуба и парка [21, с. 33]. В 1926-29 гг. получил образование на факультете социального воспитания Одесского института народного образования [28, с. 3].

С 1929 г. Ефим Маркович стал директором созданной в Одессе по примеру Москвы станции детских развлечений (станции детского досуга [34, с. 46]), которая потом была реорганизована в Областной дом художественного воспитания детей [21, с. 33]. Здесь он получил возможность приступить к работе по организации свободного времени детей в масштабах всего города.

Пять лет работы в этой должности в сочетании с вожатским опытом дали замечательные результаты. Главным содержанием работы городской станции детских развлечений была игра, самые различные ее формы – настольные и подвижные игры, головоломки и игры на внимание, теневой и кукольный театры. Опыт работы вожатым подсказал Ефиму Марковичу, что следует нести игры детям, идти к детям с играми, а сами игры должны быть обеспечены необходимым оборудованием и инвентарем.

Немаловажной составной частью будущей игротеки явилось складывание детского актива – бригады затейников. Значение этого слова от 1920-х гг. до конца XX в. прошло трансформацию: от «группа ребят, борющихся со скукой» до «организаторы художественной самодеятельности, культмассовой работы». Затейники в 1920-х - 30-х гг. широко использовали такие характерные для того периода формы работы, как выезды в деревни и в окраинные городские районы с передвижкой (инструктор, 2-3 затейника, библиотечка, набор самодельных настольных игр, музыкальные инструменты, игральные принадлежности). Такая бригада активистов – старших подростков – сплотилась вокруг увлеченного и увлекающего всех своей энергией молодого директора Одесской станции детских развлечений. Последующий многолетний опыт работы показал, что с организацией детского актива решается одновременно несколько социально-педагогических задач: возрастет благотворное влияние детского учреждения на социум, организуется здоровый рациональный досуг не только членов актива, но и широкого круга их общения, завоевывается доверие взрослой части социума к социально-педагогической деятельности детского учреждения, попутно решаются даже задачи профориентации.

Е.М.Минскин писал, что с самого начала работы Одесской станции детских развлечений большое значение «придавалось использованию различного игрового инвентаря. Сначала он был громоздким, но, в конце концов, весь инвентарь удалось так сконструировать, чтобы он укладывался в 15 чемоданов (по числу ребят-затейников в бригаде). Никто тогда не мог предвидеть, что именно эти чемоданы и опыт, накопленный бригадой при выездах, послужит основой для создания учреждения, которому будет присвоено название игротека» [29, с. 80]. Именно в связи с этими чемоданами и узнала в декабре 1934 г. об одесских затейниках вся страна [35].

Бригада затейников Одесской станции детских развлечений в 1934 г. располагала, в частности, такими чемоданами: подвижная химическая лаборатория; аппараты и приспособления для фокусов; 100 настольных игр, преимущественно самодельных; патефон, электроусилитель и 2 репродуктора; электровикторины; кукольный театр [35] и др. (указано меньше, чем 15, но это определено форматом газетной публикации). Как видим, в чемоданах располагались не только и не столько игры, но и приспособления для занимательных опытов, что связано с общим направлением развития популяризации науки в начале 1930-х гг. Одесситы обратились через газету ко всем затейникам страны, интересующимся «нашими играми, нашими чемоданами, нашим методом работы». «Мы очень охотно вышлем чертежи и обменяемся опытом затейной работы», – предложили они. Однако в «Пионерской правде» развития этой темы не последовало. Зато в Одессе наступающий 1935 год стал звездным годом городской станции детских развлечений и ее молодого энергичного директора.

2 мая 1935 г., в день всеукраинского детского праздника в Одессе открылась игротека. В ближайшие два года Ефим Маркович получил много заказов на статьи в периодической печати, по которым можно реконструировать этапы создания и развития игротеки и изменения содержания этого нового термина – «игротека».

Е.М. Минскин в своей работе по организации досуга детей шел от игр вожатого со своими питомцами и занимательных развлекательных программ, проводимых бригадой затейников на выезде, к выдаче инвентаря для игр и оборудования для опытов и фокусов во временное пользование отдельным детям и группам детей (пионерским форпостам), а затем – к организации стационарного игрового зала (игроклуба) при пункте выдачи игр. Термин «игротека» в его статьях 1936-37 гг. применяется только ко второй и третьей формам работы.

«Игротека – прокатный пункт детских игр, игрушек и спортинвентаря. Так же как библиотека выдает на определенный срок книги, игротека выдает ребятам на дом всевозможные игры, мячи, строительные ящики, велосипеды – другими словами, это своеобразная «библиотека» детских игр», писал Е.М.Минскин в 1936 г. (таким же образом по его определениям это слово трактовалось и в редакционных материалах в прессе 1935-36 гг.) [17, с. 43; 23, с. 7; 36, с. 46]. «За два года она значительно расширилась и имеет теперь районные филиалы, передвижные игротеки со своей производственной базой (мастерской-лабораторией) и выставку игр» (1937 г.) [14, с. 14] – мы видим, что это определение игротеки шире, чем просто прокатный пункт.

«Когда мы взялись оборудовать игротеку, то главная трудность оказалась в подборе соответствующих игр и инвентаря» [17, с. 43], поскольку в продаже игр и игрушек было мало, они были дороги и низкого качества (в основном – шашки и шахматы и головоломка-самоделка танграм) [37, 1927. – № 51. – с. 7]. Сотрудники Одесской станции детских развлечений и ее директор были хорошо информированы о состоянии работы в интересующей их области. «Мы использовали для этого всю литературу об играх. Позаимствовали лучшие образцы, разработанные в Москве, в Парке культуры и отдыха, Центральном доме художественного воспитания детей, кое-что придумали сами» [17, с. 43]. Большинство игр и игрового оборудования было изготовлено в мастерских Одесской станции детских развлечений, а купленные в магазинах настольно-печатные игры в целях сохранности наклеены на фанеру, отлакированы, переложены из картонных коробок в фанерные [18, с. 10].

«К открытию игротека состояла из 150 различных названий игр и около тысячи экземпляров спортинвентаря» [14, с. 14]. Среди них те, которые признаны старейшими играми игротеки Е.М.Минскина: «Пионер-бильярд», «Лодочка», «Избавься от шариков», «Снайпер», «Эйфелева башня», «Цепочка», «Спиральбол», объемные и настольные головоломки, разборные географические карты.

Спортивный инвентарь был представлен волейбольными и футбольными мячами, сетками, серсо, гимнастическими палками и булавами. Для малышей имелись скакалки, тачки, ведерца, лопатки, песочницы, мячи, вожжи и пр. Кроме собственно игр, игротека выдавала «лобзики и все приспособления для выпиливания, наборы инструментов для столярничания, моделирования и пр.», музыкальные инструменты, а также санки, лыжи, коньки, двух- и трехколесные велосипеды, самокаты, самодельные спортивные дрезины и ходули. Вероятно, нелишне будет отметить, что ходули испокон века были в Одессе «не роскошью, а средством передвижения». В сезон дождей улицы города покрывались слоем грязи глубиной в несколько десятков сантиметров, перейти которую, пожалуй, можно было лишь на ходулях. Именно эту особенность городского климата А.С. Пушкин упомянул в «Отрывках из путешествия Онегина». В том, что это явление оставалось реальностью и в XX в., нас убеждает информация в журнале «Шквал», где речь идет о незамощеных улицах в одесском районе «Сахалинчик» и изображен человек на ходулях, пересекающий улицу [37, 1926. – № 4. – с. 8].

Игротека пользовалась в городе огромной популярностью. Дадим слово самому Ефиму Марковичу: «Просторная комната. В витрине под стеклом наглядный каталог – выставка игр. На стенах щиты с фотографиями и чертежами, описания, как сделать игры самому. В углу на специальном столе и на стенке электрифицированные викторины, аттракцион «Глазомер» и другие игры для ожидающих своей очереди ребят. В комнате несколько столиков для ребят, желающих проверить полученную игру, познакомиться с правилами. В небольшом деревянном простенке два окна для выдачи игр (одиночкам и коллективам). Каждый день за час до открытия игротеки [игротека работала с 17 до 21 часа] на ступеньках собираются ребята, пришедшие поменять игры. С разных улиц и переулков приходят ребята, держа в руках кегли, крокет, всевозможные бильярды и коробочки с играми. Приезжают на велосипедах, на дрезинах, приходят на ходулях. Очень многие дети приходят со своими родными. Некоторые родители до такой степени заинтересовались игротекой, что почти ежедневно приходят с сыном или с дочкой поменять игру» [17, с. 44].

В игротеке работало всего 4 сотрудника: заведующий игротекой, заведующий абонементным столом и два работника мастерской [23, с. 7], и этими весьма незначительными силами им удавалось успешно вести не только выдачу-прием игр, текущий ремонт игр и изготовление новых, но и педагогическую работу. Они проводили беседы с детьми и с родителями, посещали детей-абонентов на дому, записывали свои наблюдения за играми ребят и их впечатления о взятых играх. Уже через полгода в игротеке имелось «много восторженных писем с отзывами и пожеланиями родителей» [14, с. 10; 2, с. 18; 5, с. 4; 23, с. 7]. Эти материалы давали возможность говорить о большом воспитательном и социализирующем значении работы игротеки.

  1. Прокат игр был платный, требовалось гарантийное письмо с места службы родителей и денежный залог; к концу лета 1935 г., убедившись в успехе нового дела и установив отсутствие пропаж и поломок игр, сотрудники игротеки снизили денежный залог и заменили гарантийное письмо заявлением от родителей [17, с. 44; 14, с. 10-11].

  2. В конце 1935 г. была введена новая форма работы – игроклуб при игротеке. Е.М.Минскин сравнивал его с читальным залом при библиотеке [17, с. 34]. В его фонде были игры наиболее дорогие, редкие, сложные; игры, включающие в себя многочисленные мелкие детали. Это был не только игрозал для игр под руководством, но и место для работы с детским активом. «Назначение игроклуба – привить ребенку культуру игры» [27, с. 25]. «Здесь ребята осваивают новые игры, учатся интересно и правильно играть» [23, с. 8]. И для октябрят Е.М.Минскин устроил игровую комнату, где были игрушки для сюжетно-ролевых игр; там же проводились занятия по изготовлению самодельных игрушек. Пользование играми в игроклубе и в игровой комнате было бесплатным.

В начале октября 1935 г. Ефим Маркович был заслушан с докладом об опыте своей работы в Киеве, на комиссии, созданной по инициативе первого секретаря ЦК КП(б)У П.П.Постышева «для того, чтобы изучить этот опыт и наметить способы наилучшего обслуживания детей разумными играми во всей республике» [25].

На заседание он представил фотоальбом о работе игротеки [22], привез чертежи, образцы игр и несколько чемоданов передвижной игротеки. В киевских («Пролетарий», «Коммунист») и центральных («Правда», «За коммунистическое просвещение») газетах, а затем и в профильных журналах («Клуб», «Советская игрушка») появились материалы о работе одесской игротеки. Е.М.Минскину удалось установить связи с Центральным домом вожатого ЦК ВЛКСМ и с Центральным Домом художественного воспитания детей в Москве. Позже, в 1936-37 гг. Е.М.Минскин получил приглашение от секретаря ВЛКСМ А.В.Косарева продолжить работу по развитию игротек уже в Москве [36, Ф. М-1. – Оп. 7. – Д. 667. – Л. 194].

На Украине решением ЦК КП(б)У предполагалось создать десятки игротек [11, с. 9], для чего предполагалось организовать несколько производственных баз, где можно было бы заказать игры; а также выпустить чертежи игр в издательстве «Молодой большевик» [27, с. 24].

Весь зимний сезон 1936-37 гг. Ефим Маркович был занят организацией новых игротек в республике: «Приедет, проинструктирует, поможет и поддерживает постоянную связь с новой точкой» [11, с. 9]. Им было подготовлено «Методическое письмо Одесского ДХВ об игротеках», где были закреплены организационные и педагогические находки одесской игротеки.

Их можно обобщить в следующих положениях: организационная структура, фонд игр и инвентаря игротеки, оборудование ее помещений строятся в соответствии с возрастом детей, обслуживаемых ею; структура (и размеры) игротеки зависит от масштаба ее работы: для школьной игротеки достаточно одной комнаты, разгороженной на хранилище и зал, для городской или районной желательно, кроме этого, оборудовать 4-5 комнат для игроклуба, отдельно – комнату игрушек для октябрят; крупные игротеки должны иметь передвижные филиалы; правила пользования играми должны быть просты, понятны и справедливы. Игроклуб, предназначенный для игр под руководством, должен быть направлен как на работу с активом затейников, так и на массовую работу: организация конкурсов, турниров, сеансов одновременной игры; вечеров по направлениям работы [27, с. 23-26]. Имея в виду, что «Методическое письмо…» описывает, в сущности, полугодовой опыт работы одесской игротеки (и плюс к нему - предыдущий педагогический опыт самого Е.М.Минскина), поражаешься масштабам этой работы и энтузиазму Ефима Марковича.

В конце 1935 г. в одесские дворы стали выезжать передвижная игротека. «Для этого мы сконструировали небольшой павильон на двух колесах. Он перевозится с места на место, как обычная тачка. Павильон внешне интересно оформлен, на нем нарисованы различные игры, шахматные фигуры. Приезжая в сквер или во двор какого-либо крупного жилкоопа, организаторы раскрывают его, сдвигают дополнительное дно, стенки, совершенно закрывающие колеса, спереди расставляют столики (десять столиков военного типа, сворачивающихся в трубку, также хранятся в павильоне), раскладывают игры» [17, с. 45]. Передвижку обслуживали бригада актива затейников (4-5 чел.) и один работник игротеки или трое взрослых сотрудников; они не только выдавали игры, но и организовывали игры с инвентарем [23, с. 8].

В конце 1935 г. Ефим Маркович мечтал, что передвижку-тачку будет перевозить пони или ослик (а не сотрудник игротеки). А в 1937 г. у него были уже стационарные павильоны и небольшие будочки на колесах специально для скверов и садов, нарядные фургончики с тихим резиновым ходом на рессорах, раскрашенный под игрушечный трактор тягач и гараж для всего этого транспорта [14, с. 16; 18, с. 10]. Он дает в одной из своих статей интересную бытовую картинку: «Однажды был такой любопытный случай. Передвижка приехала в один небольшой дом на окраине города. Весь двор вдоль и поперек был завешан веревками, на которых сушилось белье. Въехать во двор было невозможно. Хозяйки первоначально отказались снять белье, но ребята, узнав в чем дело, подняли такой шум, так настойчиво потребовали убрать белье, что уже через 15 минут были сняты все веревки – и игротека, при общем восторге детей, вкатила на самую середину двора» [18, с. 10].

В мае 1936 г., получив в подарок к первой своей годовщине грузовик от Совнаркома Украины, игротека Одесского ДХВД вышла за пределы города. «В переоборудованной машине нам удалось разместить самое разнообразное оборудование для культурно-массовой работы с ребятами. Здесь игры на 300-400 человек: десять складных столиков для игр, кукольный театр (в чемоданах); сцена, кукольного театра (подмосты выдвигаются из-под пола машины); кинопередвижка, динамопривод к аппарату; всевозможные приспособления для массовых игр, мелких аттракционов, для демонстрирования фокусов и научных развлечений; чемодан с литературой, чертежами, нотами. Машину обслуживают девять человек: руководитель передвижки (он же руководитель кукольного театра), шофер (он киномеханик), баянист и шесть организаторов игр. В каждом селе машина остается на два-три дня. Здесь организуются утренники и вечера для ребят, проводятся инструктивные совещания. За девять месяцев [по февраль 1937 г.] работы культпередвижка посетила 27 районов области, побывала в 96 селах. В этом году мы хотим побывать во всех остальных районах области» [17, с. 16, 17]. Энергия и самоотверженность сотрудников игротеки заслуживают восхищения.

В 1936 г. после опубликования постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» в результате развернувшейся антипедологической компании по стране в целом были закрыты и реорганизованы многие детские учреждения, связанные с экспериментальной работой, в том числе и Загорская игротека. Но указанное постановление (как и отставка П.П.Постышева), не отразилось на работе одесской игротеки.

В 1936-37 г. в игротеке были разработаны наборы «Игротека вожатого звена», «Игротека вожатого отряда», тематические игровые комплекты «Головоломки», «Игры настойчивости»; «Настольная игротека» для пионерских форпостов, клубов, пионерских комнат в школах, детских кинотеатров; технические наборы; уголок занимательной науки [14, с. 14, 15; 18, с. 11].

В 1938 г. игротека несколько сузила область охвата досуга детей: технические игры-занятия были переданы городской детской технической станции. Только в Одессе детская техническая станция выдавала ребятам инструменты на дом, «это нововведение заимствовано у игротеки» [2]. Одесский ДХВД и Одесская СЮТ в предвоенные годы работали в самом тесном контакте. Ефим Маркович сохранил на всю жизнь деятельный интерес к работе станций юных техников, а с Одесской СЮТ поддерживал связь до конца своих дней [36, Ф. М-1. – Оп. 7. – Д. 674. - Л. 280].

Без преувеличения можно сказать, что Е.М. Минскин был на пути к всесоюзной славе, и, возможно, его положительный опыт со временем способствовал бы преодолению негативного отношения властей к слову «игротека», возникшего после постановления 1936 года.

Положительную роль здесь сыграло как то, что Е.М. Минскин шел не от педагогики (педологии) и опытной работы, как игротеки Загорского НИИИ и ЦПКиО, а от пионерской работы, так и то, что его деятельность была в оценке властей инициативой с мест, а не измышлениями столичных теоретиков из Наркомпроса.

На Украине в течение 1937-40 гг. было организовано несколько новых игротек, в том числе – при домах и дворцах пионеров Киева, Харькова, Львова, Херсона, Сталино, Днепропетровска, при домах культуры Сталинской, Ворошиловоградской и Ростовской областей [20, с. 4]. Летом 1941 г. их было 16 [9, с. 27].

С 1938 г. в Одесском Дворце пионеров действовала комната настольных игр, открылся филиал игротеки в Доме пионеров Ленинского района и курсы для затейников при игротеке Одесского ДХВД [1]. Весной 1941 г. одесская игротека решением Совнаркома УССР получила статус республиканской и перешла в ведение Наркомпроса Украины [7, с. 145].

Интересно, что уже в мае 1938 г. «Комсомольская правда» призывала Московский и Ленинградский горкомы ВЛКСМ, а также Дома и Дворцы пионеров обратить внимание на ценный почин одесского комсомола (подзаголовок статьи) и организовывать по их примеру игротеки [1]. В 1938 и 1940 гг. успешно прошли выставки одесской игротеки в Москве [2; 4], наиболее известны были его «затейные чемоданы» и «игротеки-передвижки» [10; 23; 24; 31].

Одесская игротека погибла в огне Великой Отечественной войны, во время оккупации города. Существует история, как благодаря самоотверженности жены Е.М.Минскина удалось спасти часть чертежей настольных игр [4]. Сам Ефим Маркович ушел на фронт рядовым воздушно-десантного корпуса, а затем служил в воинской части, обеспечивающей армейские подразделения техническими средствами связи; возглавлял красноармейский клуб и концертную бригаду. Он дошел со своей частью до Кенигсберга; демобилизовался в 1946 г. в звании техника-лейтенанта, был награжден двумя боевыми орденами и пятью медалями.

Одесская игротека в послевоенные годы возродилась в гораздо большем масштабе в Москве, в городском Доме пионеров. Именно там Ефимом Марковичем были впервые воплощены в жизнь те формы работы, которые на протяжении многих десятилетий являются гордостью отдела игры МГДПиШ (МГДД(Ю)Т) – «Неделя игры и игрушки», «Передвижная игротека», «Пионерская фабрика игр».

Summary

The article considers the activity of the Odessa city toy library under the guidance of E.M.Minskin, the history of its creation and the impact on the gaming organization of children's leisure, to work with children not only in the city Odessa but in the whole Ukraine.

Аннотация

У статті розглядається діяльність Одеської міської ігротеки під керівництвом Е.М.Мiнськiна, історію її створення та впливу на стан ігровий організації дитячого дозвілля, на роботу з дітьми не тільки у Одесе та Одесщине, але і у всій Україна.


Литература

  1. Аграновский, И. Игрушку – детям /Аграновский// Комсомольская правда: орган ЦК ВЛКСМ. – 28 мая.– 1938.

  2. Анчарова, М. «Всегда всем весело» / М.Анчарова // Игрушка : орган Комитета по игрушке при Наркомпросе РСФСР, Научно-исследовательского института игрушки и Всекопромсовета. – 1939. – №1. – С.17-18.

  3. Большая советская энциклопедия. – Т.13. – М.: Советская энциклопедия, 1973.

  4. Воспоминания о Короле игры // Мир игры: газета отдела игры МГДТДиЮ. – 1997. – 2 апреля.

  5. Всемерно способствовать развитию игротек// Советская игрушка : орган Комитета по игрушке при Наркомпросе РСФСР, Научно-экспериментального института игрушки и Всекопромсовета. – 1936. – №2. – С.4.

  6. Глебова, Г.С. Основные проблемы развития общественно-политической активности пионеров в коммунистическом детском движении (На материалах Юга Украины): автореф.на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. / Одесский гос. университет им. И.И.Мечникова. / Г.С.Глебова. – Одесса, 1971. – 22 с.

  7. Грандова, В. Король игр / Валентина Грандова // Комиссары нашего детства. / Сост. С. Тупиченков; Послесл. В. Кудинова, С. Тупиченкова. – М.: Мол. гвардия, – С.140-154.

  8. Григорьев, В.М. Народные игры и традиции в России: Учебное пособие. / Владимир Михайлович Григорьев. – Изд. 2-е, доп. – М., 1994. – 176 с.

  9. Гриценко, М.С. З історії дитячого комуністичного руху на Україні (1917-1958 рр.): посібник з педагогіки та історії педагогіки для студентів-заочників./ М.С. Гриценко. Одеський державний педагогічний інститут ім. К.Д.Ушинського. – Одесса, 1958. – 38 с.

  10. Дьячкова, О. Из опыта игротеки / Ольга Алексеевна Дьячкова.// Советская игрушка : орган Комитета по игрушке при Наркомпросе РСФСР, Научно-экспериментального института игрушки и Всекопромсовета. – 1935. – №3. – С.13-14.

  11. Игрушка на Украине // Советская игрушка : орган Комитета по игрушке при Наркомпросе РСФСР, Научно-экспериментального института игрушки и Всекопромсовета. – 1936. – №7. – С.9.

  12. Из доклада т.Салтанова на VII Всесоюзной конференции ВЛКСМ/ С.А.Салтанов // Вожатый : общественно-политический и методический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. – 1932. – С.1-8.

  13. Луначарский, А.В. Итоги решений XV съезда ВКП(б) и задачи культурной революции : доклад на вузовском партактиве 18 января 1928 г. / Анатолий Васильевич Луначарский. – М., 1928. – 16 с.

  14. Минскин, Е. Игротека/ Ефим Минскин. // Вожатый : общественно-политический и методический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. – 1937. – №7. – С.14-17.

  15. Минскин, Е. Игры и песни октябрят / Ефим Минскин. – М., 1931. – 108 с.

  16. Минскин, Е. Массовые игры и гулянья с октябрятами /Ефим Минскин. // Вожатый : общественно-политический и методический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. – 1929. – №15. – С.28-30.

  17. Минскин, Е. Одесская игротека/Ефим Минскин//Вожатый: общественно-политический и методический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. – 1936 – №1. – С.43-45.

  18. Минскин, Е. Одесская игротека/Ефим Минскин//Игрушка: орган Комитета по игрушке при Наркомпросе РСФСР, Научно-исследовательского института игрушки и Всекопромсовета. – 1937. – № 9. – С.9-11.

  19. Минскин, Е.М. Большой путь игры/Ефим Маркович Минскин// Советская педагогика : ежемесячный научно-теоретический журнал АПН СССР. – 1972. – №5. – С.115-123.

  20. Минскин, Е.М. Игротека в детских внешкольных учреждениях и школах: инструктивно-методическое письмо с альбомом чертежей настольных иг / Ефим Маркович Минскин. – М., 1953. – 55 с.

  21. Минскин, Е.М. Переписка с В.Н.Терским /Ефим Маркович Минскин // Академия игры : ежегодник. – М.: ОДИ-InternationaI, 1998. – С.33.

  22. Одеська мiська iгротека : альбом-рапорт/ Автор-сост. Ефим Мiнськiн. – Одесса, 1935.

  23. Панова, Н. Одесская игротека / Наталья Панова// Советская игрушка : орган Комитета по игрушке при Наркомпросе РСФСР, Научно-экспериментального института игрушки и Всекопромсовета – 1936. – №2. – С.7.

  24. Панова, Н. Пионерские лагерные игры/Наталья Панова//Советская игрушка : орган Комитета по игрушке при Наркомпросе РСФСР, Научно-экспериментального института игрушки и Всекопромсовета – 1936. – №4. – С.7.

  25. Портной, Е. Игротека/ Е.Портной //Правда: орган ЦК ВПК(б). – 1935. – 6 октября.

  26. Советская игрушка: сборник Междуведомственного научно-художественного совета по игрушке и игровым материалам Всекопромсовета и музея игрушки. – М., 1931. – Вып.1. – 64 с.

  27. Создадим в клубах игротеки : из «Методического письма Одесского ДХВ об игротеках»// Клуб : орган ВЦСПС. – 1935. – №23. – С.26.

  28. Тимофеев, Ю.Н. Ефим Маркович Минскин и история игротек в России/ Юрий Николаевич Тимофеев// Московская игротека. – Вып.1. – М.: МГДТДиЮ, 1997. – С.3-4.

  29. Тимофеев, Ю.Н. К предыстории и истории игротек/ Юрий Николаевич Тимофеев// Теория и история игры. – Вып.2. – М. : ОДИ-International, 2002. – С.78-93.

  30. Традиционные новгородские игры и забавы / Автор-сост. С.В. Григорьев. – Новгород, 1991. – 54 с.

  31. Фрелина, Е. Обеспечим детей хорошей летней игрушкой /Е.Фрелина// Советская игрушка: орган Комитета по игрушке при Наркомпросе РСФСР, Научно-экспериментального института игрушки и Всекопромсовета. – 1936. – №4. – С.1.

  32. Хроника // Вожатый: общественно-политический и методический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. – 1927. – №4. – С.47.

  33. Хроника // Вожатый: общественно-политический и методический журнал ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. – 1927. – №8. – С.47 .

  34. Хроника// Советская игрушка: орган Комитета по игрушке при Наркомпросе РСФСР, Научно-экспериментального института игрушки и Всекопромсовета. – 1935. – №3. – С.46.

  35. 15 чемоданов // Пионерская правда: орган ЦК ВЛКСМ и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина. – 1934. – 22 декабря.

  36. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Фонд М-1. Центральный комитет ВЛКСМ (1918-1991).

  37. Шквал: приложение к газете «Известия» Одесского губкома КП(б)У, губисполкома и губпрофсовета.– 1926-1928.

Схожі:

Из истории игровой культуры довоенной одессы: ефим маркович минскин и одесская игротека iconМетодические указания для подготовки к госэкзамену по истории зарубежной культуры Вопрос Отличительные особенности первобытной культуры
Обратите внимание на то, что первобытность самый древний тип культуры, который существовал на Земле, самый продолжительный тип культуры,...
Из истории игровой культуры довоенной одессы: ефим маркович минскин и одесская игротека iconМетодические указания для подготовки к госэкзамену по истории зарубежной культуры Вопрос Отличительные особенности первобытной культуры
move to 1064-20408
Из истории игровой культуры довоенной одессы: ефим маркович минскин и одесская игротека iconКонкурс на для кандидатов из: Центральной Европы, Балканского Полуострова, Восточной Европы, России, Кавказа и Средней Азии
Охватывает тему истории и современности Центрально-Восточной Европы, России и всего посткоммунистического пространства, фокусируется...
Из истории игровой культуры довоенной одессы: ефим маркович минскин и одесская игротека iconНациональный университет «Одесская юридическая академия» Новосибирский государственный технический университет (Россия)
Обзорная экскурсия по Национальному университету «Одесская юридическая академия» (для зарубежных участников)
Из истории игровой культуры довоенной одессы: ефим маркович минскин и одесская игротека iconН. И. Горошко Настольный теннис как игровой метод развития психофизических способностей студентов Методические указания
Настольный теннис как игровой метод развития психофизических способностей студентов: Методические указания к выполнению практических...
Из истории игровой культуры довоенной одессы: ефим маркович минскин и одесская игротека iconКультуры государственный университет физического воспитания и спорта республики молдова кафедра теории и методики физической культуры
...
Из истории игровой культуры довоенной одессы: ефим маркович минскин и одесская игротека iconКонституция социалистической республики вьетнам
На протяжении тысячелетий своей истории вьетнамский народ упорно трудился, героически боролся за создание и сохранение своей страны;...
Из истории игровой культуры довоенной одессы: ефим маркович минскин и одесская игротека iconТема Понятие «культура» иее сущность
Соотношение понятий «культуры» и «цивилизации» в рамках деятельностной концепции культуры
Из истории игровой культуры довоенной одессы: ефим маркович минскин и одесская игротека iconУшакова К. В. доцент кафедры культурологии Курс «Типология и хронология культуры»
Назовите принципы, которые лежат в основе классификации и типологизации культуры
Из истории игровой культуры довоенной одессы: ефим маркович минскин и одесская игротека iconУшакова К. В. доцент кафедры культурологии Курс «Типология и хронология культуры»
Перечислите и дайте основные характеристики наиболее важным принципам типологизации культуры
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи