М.: Гардарики, 2002. 432 с. § Приемы и методы психологического оздоровления организма icon

М.: Гардарики, 2002. 432 с. § Приемы и методы психологического оздоровления организма




Скачати 305.75 Kb.
НазваМ.: Гардарики, 2002. 432 с. § Приемы и методы психологического оздоровления организма
Дата27.09.2012
Розмір305.75 Kb.
ТипДокументи
1. /курс лекций готовый/1 Валеология - наука о здоровье.doc
2. /курс лекций готовый/2 Стресс и адаптация.doc
3. /курс лекций готовый/3 c Физическое здоровье.doc
4. /курс лекций готовый/3 c ссылка Петрушин В.doc
5. /курс лекций готовый/4 питание.doc
6. /курс лекций готовый/5 Психическое здоровье.doc
7. /курс лекций готовый/5 с Петрушин В.doc
8. /курс лекций готовый/6 режим и биоритмы.doc
9. /курс лекций готовый/7 инфекц наркомании.doc
10. /курс лекций готовый/JГ Л А В Л Е Н И Е.doc
Курс лекций по валеологии "Тема Валеология наука о здоровье. Основные понятия науки. "
Лекция Тема: стресс и адаптация  Гиперссылка выделена цветом фона и шрифта Содержание Представления о процессе адаптации организма
Литература по теме. Понятие о физическом здоровье и развитии. Особенности телосложения человека
Приемы и методы физического оздоровления организма
Курс лекций по валеологии "Тема Организация рационального питания."  Гиперссылка выделена цветом фона и шрифта Содержание
Литература по теме. Понятие о психическом здоровье. Пути сохранения и приумножения психического здоровья
М.: Гардарики, 2002. 432 с. § Приемы и методы психологического оздоровления организма
Курс лекций по валеологии "Тема Организация режима жизнедеятельности."  Гиперссылка выделена цветом фона и шрифта Содержание
Курс лекций по валеологии Тема Факторы, повреждающие здоровье
Литература по теме. Тема Стресс и адаптация Представления о процессе адаптации организма

Петрушин В.И., Петрушина Н.В. Валеология: Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2002.- 432 с. § 3.

Приемы и методы психологического оздоровления организма


Лечить надо душу: ведь от нее у нас и мысли, и слова, от нее осанка, выражение лица, походка. Когда душа здорова и сильна, тогда и речь могуча, мужественна и бесстрашна; если душа рухнула, она все увлекает в своем падении.

Сенека


Идея связи здоровья с психическим состоянием человека стара как мир. Но истины, входящие в золотой фонд человеческого опыта, заслуживают того, чтобы их повторяли до тех нор, пока они не ста­нут руководством к действию большинства людей. Лучше всего об этом сказал Сократ в диалоге «Хармид»: «Как не следует питаться лечить глаза отдельно от головы и голову — отдельно от тела, так не следует лечить тело, не леча душу, и у эллинских врачей именно тогда бывают неудачи при лечении многих болезней, когда они не призна­ют необходимости заботиться о целом, а между тем если целое в плохом состоянии, то и часть не может быть в порядке».

«Даруй, Зевс, здоровому телу здоровый дух», восклицали древ­ние греки. От этого обращения произошли два крылатых выраже­ния: «В здоровом теле здоровый дух» и «Здоровое тело творит здоро­вый дух». Эти два постулата современной валеологии, восходящие к нам из работ античных философов, говорят о неразрывной с вязи физической и психологической структур человека.

Выше уже говорилось о том, что большинство заболеваний сома­тического характера лежит в области негативных эмоциональных переживаний, которые в свою очередь начинаются с плохих мыслей. Информация о плохих и хороших событиях является для нашего организма такой же питательной энергетической субстанцией, как и пища, которую мы едим, как воздух, которым мы дышим. Из неваж­ных продуктов питания при наличии некоторых навыков кулинарно­го искусства мы можем приготовить достаточно вкусное блюдо. И точно так же из хороших продуктов можно сделано нечто совер­шенно неудобоваримое. То же самое можно сказать и о той инфор­мации, которая поступает к нам из окружающего мира. Оттого, как мы ее воспримем и переработаем, будет зависеть ее действие на наше сознание и настроение.

Современный человек, живущий в городе, как правило, перена­сыщен информацией. Ее излишнее потребление — это то же самое, что переедание или гипервентиляция при избыточном дыхании. Ин­формационная перегрузка, как и любая другая, несет в себе отрица­тельные эмоции. Поэтому современному человеку приходится воору­жаться специальными психологическими знаниями и навыками, ко­торые могли бы нейтрализовать отрицательный эффект информа­ционных сообщений.

Во всех известных культурах для нормализации своего психичес­кого состояния люди издавна использовали религиозные песнопе­ния, обрядовые и культовые танцы, медитацию, молитвы и покая­ния. В наши дни к этому арсеналу прибавилось огромное количество самых разнообразных специальных психологических методов, среди которых наиболее распространенными стали аутогенный тре­нинг, психоанализ, психодрама, психосинтез, рациональная психотерапия, нейролингвистическое программирование. Однако эффек­тивность испытанных временем и хорошо зарекомендовавших себя традиционных средств, таких как медитация, молитва и покаяние, от этого меньше не стала.


Медитация

Медитация — древнейший способ открытия человеком нового знания через достижение сосредоточенного состояния в психической и умственной деятельности. Можно без преувеличения с казать, что все достижения человеческой культуры есть результат погружения человека-творца в медитативное состояние, приносящее каждому, кто им пользуется, с вон драгоценные плоды.

В переводе с латинского meditatio означает размышление, обду­мывание. Считается, что этот термин произошел от древнеиндий­ского слова samadhi, обозначающего состояние безмятежного психическою бодрствования, достигаемого посредством специальных психологических упражнений.

Исторические данные говорят об использовании практики медитации еще за 10 тыс. лет до п.э. Медитацию использовали служители всех известных религий для решения сложных жизненных вопросов: для постановки диагноза больному, для предсказания будущего «Философский экстаз» у Платона и его последователей, пророчества жрецов-оракулов знаменитого древнегреческого храма в Дельфах, шаманство у первобытных народов — все эти явления и факты отно­сятся к проявлениям медитативного состояния сознания.

Современная психология накопила огромное количество фактов, доказывающих позитивное влияние медитации на все сферы жизнедеятельности человека, начиная оздоровлением организма и кончая повышением его творческого потенциала. Позитивный эффект воз­никает в результате глубокого погружения медитирующего в самого себя и обращения к своим внутренним ресурсам. Б состоянии глубо­кого покоя организм начинает лечить себя сам, вырабатывая при этом все необходимые для самолечения лекарственные вещества. В этом же состоянии человек открывает для себя ту или иную истину, обращаясь к своему внутреннему голосу, подсказывающему наиболее правильное решение трудной жизненной проблемы. Можно срав­нить этот внутренний голос с интуицией животного, например ло­шади, которая заблудилась вместе со своим всадником ночью в незна­комой местности. Самое лучшее, что может сделать всадник в этом случае, — опустить вожжи и перестать управлять лошадью, с тем чтобы она сама нашла дорогу к дому. И лошадь обязательно ее найдет. Точно так же организм человека сам находит дорогу к своему выздо­ровлению, когда ему проставляют особым образом организованный покой. Лучшим способом достижения этого покоя, как показывает практика, являете я медитация.

На физиологическом уровне процессе медитации происходят следующие изменения: уменьшаете я частота дыхания и снижается уровень потребления кислорода, понижаются частота сердечных со­кращений и артериальное давление, на электроэнцефалограмме регистрируются синхронные альфа-ритмы, что свидетельствует об упорядоченности работы головного мозга; происходит синхронизация взаимодействия правого и левого полушарий.

Широчайшие возможности медитации в различных сферах чело­веческой деятельности можно обобщить следующим образом.

В области оздоровления организма медитация:

- уменьшает стресс, избавляет человека от внутренней тревоги и (суеты, принося внутренний покой и удовлетворенность жизнью;

- нормализуем деятельность сердечно-сосудистой и желудочно-кишечной систем, равно как и всех других функциональных систем;

- избавляет от бессонницы и улучшает ночной сон, уравновешивая его медленные и быстрые фазы. Медитирующие могут обходиться меньшим временем для сна по сравнению с немедитирующими, так как восстановительные процессы при медитации протекают бы­стрее, чем при обычном сне;

- регулирует вес, снижая его у чересчур полных и повышая у
чрезмерно худых;

- снижает потребность в психоэмоциональных стимуляторах
типа алкоголя, курения табака и наркотиков;

- снижает потребность во внешней медицинской помощи, в ле­карствах и соответственно в обращении к врачам.

В области личностного развития медитация:

- укрепляет внутреннюю психологическую структуру личности,
повышая ее самооценку и независимость от мнения других людей;

- формирует уверенное, спокойное и в тоже время оптимистическое мироощущение и мировосприятие;

- способствует установлению более тесных и позитивно окрашенных взаимоотношений с окружающими, улучшает отношения на работе и в семье;

- способствует нахождению жизненного смысла и жизненных целей.

По данным американских ученых регулярные занятия трансцен­дентальной медитацией снижают вероятность инфаркта миокарда на 87% и злокачественных образований на 55,4%.

Некоторые зарубежные страховые компании, в частности гол­ландские, предоставляют своим клиентам, практикующим регуляр­ную медитацию, 30%-ную скидку при страховании здоровья.

В области обучения и образования при помощи медитации:

- успешно развиваются психические познавательные процессы, такие как ощущение, внимание, память, мышление, воображение, что в свою очередь помогает более быстрому и глубокому усвоению учебного материала;

- повышаются творческий потенциал и способность к генерированию оригинальных и нестандартных решений;

- повышаются работоспособность в профессиональной сфере и тяга к самовыражению в творческих видах деятельности.

Все эти неоспоримые достижения, которые становится возмож­ными благодаря использованию практики медитации, привели к тому, что сегодня во многих с трапах этот вид оздоровления и совершенствования личности находит свое отражение в специальных го­сударственных программах. Во многих учебных заведениях Западной Европы, США и Канады медитация введена как обязательная учебная дисциплина, нацеленная па развитие у учащихся социально ценных навыков. Большую известность США получил Международ­ный университет Манарихии, пропагандирующий трансценденталь­ную медитацию как наиболее эффективный способ решения лич­ностных и социальных проблем. Имеются данные, согласно кото­рым уровень преступности в небольших американских городах существенно снижается, если удается вовлечь хотя бы один процент жи­телей в занятия медитацией.

Известно довольно большое количество техник и видов медитации, которые имеют свои особенности. Медитация бывает пассив­ной и активной, содержательной и бессодержательной, открытой и закрытой.

Большинство форм медитации связано с иммобилизацией орга­низма в сидячей позе. Они пассивны по внешнему проявлению, но необычайно активны по внутреннему психологическому напол­нению.

Активные формы медитации связаны с ритмичным движением. Та­ковы танцы суфиев в исламе и продолжительный бег североамери­канских индейцев из племени навахо. Для медитирующего характер­но особое состояние психологического слияния с объектом созерца­ния. Это можно видеть на примере песни бегущего индейца из севе­роамериканского племени навахо:

Гора, я стал твоей частью.

Травы, я стал вашей частью,

Солнце, озаряющее землю,

Я стал твоей частью...

В Тибете существует племя лун-том-па, которое называют не иначе как племя «беговых йогов». В медитативном состоянии со­знания они способны пробегать за одну ночь свыше 200 км. При беге их взгляд сосредоточиваете я на далеком звезде, что способст­вует возникновению измененного состояния сознания. Интересно, что в обычном состоянии они не могут повторить свой фантасти­чен кип бег.

Содержательная медитация связана с погружением в объект созер­цания или в какую-либо мысль. В этом случае никакая другая мысль, кроме той, па которую направлено внимание, не должна проникнуть в сознание. При бессодержательной медитации сознание медитиру­ющего нацелено на то, чтобы в нем не было ни одной мысли, только пустота, создающая лишь ощущение просветления ума.

При открыткой медитации медитирующий может прислушиваться ко всем звукам, доносящимся до его слуха, пли видеть вес мельчай­шие подробности объекта, находящегося перед ним в данный мо­мент. .Знаменитая китайская чанная церемония - одна ил разновид­ностей открытой медитаций, когда медитирующий выполняет каж­дое движение с полным осознанием его смысла и значения в общем ритуале церемонии.

При закрытой медитации медитирующий с закрытыми глазами не воспринимает никаких посторонних звуков, предметов, ощущений.

Обычно для медитации принимают особую позу. Наиболее распространенные из них — поза лотоса со скрещенными ногами или положение сидя на пятках. Можно сидеть на стуле, но во всех случаях обязательное требование — выпрямленный позвоночник и ладони, развернутые наружу.

Нельзя медитировать сразу после еды, после принятия алкоголя и курения. Перед началом медитации желательно почистить зубы, принять освежающий душ, снять пальцами налет с языка.

Для начинающих один из самых доступных способов вхождения в медитативное состояние — подсчет вдохов и выдохов от одного до десяти и обратно. Вдохи делятся на нечетные числа, выдохи — на четные. если ученик сбивается со счета или отвлекается на что-то постороннее, то процесс медитирования начинается сначала. Вот классический вариант дыхательной медитации, приписываемый самому Будде.

«Я сажусь со скрещенными ногами и выпрямленным позвоночником. Мое сознание сконцентрировано на моменте выдоха, мое сознание сконцентрировано на моменте вдоха.

Делаю длинный вдох.

Делаю длинный выдох.

Делаю короткий вдох.

Делаю короткий выдох.

Я чувствую свое дыхание – я вдыхаю.

Я чувствую свое дыхание я выдыхаю.

Моё тело расслабляется – я вдыхаю.

Мое тело расслабляется – я выдыхаю.

Я чувствую свое тело – я вдыхаю.

Я чувствую свое тело – я выдыхаю

Какое спокойное ощущение – я вдыхаю.

Какое спокойное ощущение – я выдыхаю.

Я наблюдаю за своими мыслями – я вдыхаю.

Я наблюдаю за своими мыслями – я выдыхай

Я расслабляюсь – я вдыхаю.

Я расстраиваюсь – я выдыхаю.

Спокойствие и тишина – я вдыхаю.

Спокойствие и тишина я выдыхаю.

Предлагая своим ученикам этот способ медитации, Будда говорил, что если они с могут осознавать своё дыхание в течение одного часа, с упустив ни одного вдоха выдоха, то достигнут просветления.

Один из вариантов дыхательной медитации – сосредоточение всех мыслей на дыхании и просчитывание на вдох - 1, 2, 3, 4, на выдох - 5, 6, 7, 8; снова на вдох - 9, 10, 11, 12 и выдох на счет 13, 14, 15, 16. Продолжать до 248. На счет 249 открыть глаза и продолжать упражнение до счета 500.

Начинающие медитировать довольно часто отвлекаются на по­сторонние мысли после нескольких вдохов-выдохов. Заметив это, надо вернуть свое внимание на дыхание и таким образом снова ощу­тить себя в центре своего собственного я, а не во внешних мыслях о посторонних вещах.

Сознающая медитация. При этой медитации человек наблюдает все, что сможет заметить снаружи и внутри себя, — шум с улицы, обрывки фраз из соседней комнаты, биение пульса, онемение ноги, подрагивание мышцы. За всем этим надо наблюдать с позиции сто­роннего наблюдателя, отмечая мысли и ощущения без долгой фикса­ции на них. Как рекомендует известный американский психотера­певт Д. Рейнуоттер, если возникают болезненные воспоминания, не надо позволять им овладевать вами. Надо снабдить их лаконичными пометками, такими, как «чувство уныния», «воспоминание», «чувст­во раздражения», и отпустить от себя.

Медитация па свечу. Этот вид медитации связан с концентрацией взгляда и внимания на пламени свечи. Известно, что на зрительное восприятие уходит около 50% психической энергии человека. Когда мы останавливаем взор на одной точке, то добиваемся, с одной стороны, прекращения суеты взора и концентрации возбуждения толь­ко на одном участке мозга. С другой стороны, такая концентрация обеспечивает по закону отрицательной индукции торможение в других областях коры головного мозга. Это помогает скорейшему пси­хическому успокоению и вхождению в измененное состояние созна­ния, присущее медитации. Сосредоточение взгляд па пламени свечи или ритуального огни - очень сильный прием воздействия па психическое состояние человека, который мы видим во всех мировых религиях — христианстве, исламе и буддизме.

Янтра-медитация. В традиции йогов для вхождения в измененное состояние сознания были разработаны янтры. Так называются спе­циальные геометрические рисунки, которые в символической форме передают связь человека с Вселенной, единство в нем муже ко­го и женского начала, бесконечность пространства и времени. янтра располагается на расстоянии 50—120 см от глаз медитирующего в зависимости от размера рисунка. Вдыхая, следует представлять себе внесение в свой духовный мир тех сущностей, которые заключены в янтре, выдыхая — отбрасывать от себя все негативные посторонние мысли. Одним из признаков, по которому медитирующий может по­чувствовать наступление измененного состояния сознания, — когда янтра начинает казаться объемной и возникает ощущение единства с Космосом и самого себя как его неразрывной части. Вот образцы йогических янтр, взятые из книги Ю. Каптена «Основы медитации».




Мантра-медитация. В переводе с санскрита «ман» означает ум, «тра» — освобождение. Мантрами называют особые звуковые молитвенные формулы, вызывающие в организме резонансные вибрации и приводящие человека к измененному состоянию сознания. Поскольку весь окружающий человека мир пронизан всевозможными вибрациями, начиная от движения планет и кончая биотоками мозга, то, создавая эти вибрации и управляя ими, человек получает возможность влиять как на самого себя, так и па других.

Одна из самых знаменитых восточных мантра «ом», которая в ведической традиции произносится как «а-о-у-ммм». Нa вдохе медитирующий мысленно представляет эту мантру, на выдохе пропевает ее на одной ноте. При этом звук «м» должен по длительности равняться первым трем гласным. В процессе пения следует представляет, себе Космос и звезды, сверкающие ярким светом, беспредельные просторы вселснной, входящие в сознание медитирующего.

Другая знаменитая индийская мантра звучит как «ом-мани-падме-хум», что в переводе с санскрита означает «О! Сокровище в лотосе!». Повторение этой мантры на одной поте дает очищение ума от посторонних мыслей и ведет к просветлению сознания. Когда мы о чем то думаем, то всегда, хотим мы это или нет, проговариваем в скрытом и свернутом виде паши мысли при помощи голосовых с вязок. Когда же голосовые связки заняты пропеванием мантр, то уже никакая другая мысль у большинства людей не может войти ни в голосовой аппарат, ни в сознание.

При прочтении каждого из слогов мантры «ом-мани-падме-хум» рекомендуется представлять себе последовательную смену белого, синего, желтого, зеленого, красного и черного цветов.

Медитативное восприятие искусства. Когда мы хотим по-настояще­му воспринять какое-либо произведение искусства, будь то музыка, литература, живопись или скульптура, то должны постараться пере­нестись из нашего обыденного мира в воображаемый мир художника и прожить кусочек его жизни, прочувствовать все, что он чувствовал, создавая данное произведение. Для такого восприятия нужно время и соответствующий душевный настрой, который надо в себе созна­тельно формировать. Очень хорошо подобное восприятие произве­дения искусства описано в одной из заметок известного российского писателя Б.А. Солоухина: «Однажды, будучи еще студентами, мы с товарищем (теперь известным писателем) провели эксперимент — уговорились и простояли полдня перед картиной Левитана «Над ночным покоем», хотя и до этого знали ее наизусть. В конце-концов я почувствовал в себе поднимающуюся волну тревоги, любви, тоски, безотчетной готовности к любому свершению. В это время товарищ повернулся ко мне, и я увидел в его глазах слезы. А сколько раз до этого останавливались перед картиной, говорили; «Да, здорово», — и бежали дальше».

Медитативное восприятие искусства — один из лучших путей личностного совершенствования. Знаменитый арабский писатель Х.Дж. Джебран в своем эссе «Слеза и улыбка» пишет:


«Ты хочешь знать, как прийти к совершенству? Слушай:

Человек идет к совершенству, если чувствует себя бескрайней степью или без­брежным полем; если вечно горит как пламя и светит ярчайшим светом; или подобен ветру в неистовстве и покое и, как плача, проливается дождем, сверкает молнией и гремит громом; если, как ручей, журчит и плачет; если, как дерево, наряжается вес­ною, а осенью сбрасывает свои одежды; если горой устремляется ввысь и низиной опускается в глубь тверди; если, как нива, сулит богатую жатву или грозит бесплодием. Но это лишь половина пути. А чтобы прийти к цели, надо познать свои силы. Ощутить себя ребенком, опирающимся на руку матери; старцем, отвечающим за судьбу близких; юношей, заблудившимся и дебрях страстей; мужем, вступившим в битву со временем.

Надо испытать чувства отшельника, уединившегося в келье, и преступника, изнываю­щего в тюрьме, ученого, зарывающегося в книги, и невежды, бредущего во мраке ночи; надо увидеть себя монахиней среди роз веры и шипов одиночества, падшей женщиной в тисках нужды и копях слабости, бедняком в горечи и смирении,, и бога­чом в вожделенье и стране, поэтом в тумане грез и сиянии радости. И только гак ты придешь к совершенству».


Все эти переживания и ощущения человек получает сполна, когда он целиком и полностью погружается в содержание прекрасного произведения искусства. Медитативная техника восприятия искусст­ва — наилучший способ такого погружения.

Молитва и покаяние

Молитва представляет собой одну из разновидностей медитативной практики, а именно так называемую джапа-медитацию, в которой непрерывно много раз повторяются одни и те же слова.

Молитва во всех религиях связана с обращением верующего к Богу с просьбой о прощении, славословием и благодарением. Соглас­но христианской традиции как человек умирает без дыхания, так дух верующего умирает без молитвы, ибо она укрепляет веру, избавляет от печалей, приносит радость и спокойствие, наполняет жизнь смыс­лом. Плоды молитвы, учили святые отцы христианской церкви, «светлый мир души, соединенный с тихой молчаливой радостью, чуждой мечтательности, самомнения и разгоряченных порывов и движений; любовь к ближним, не отделяющая для любви добрых и злых, по ходатайствующая об всех перед Богом, как о себе».

Для того чтобы молитва смогла оказать на верующего с вое благо­творное воздействие, она должна совершаться с предельным вниманием. «Внимание - душа молитвы, наставлял один из отцов право славной церкви Игнатий Брянчанинов, — без внимании молитва мертва, как тело без души. Внимательная молитва, чуждая мечтательности, есть видение невидимого Бога, влекущего к себе прением ума и желанием сердца». Приготовление к молитве предполагает удале­ние от себя рассеянности, мечтательности. Верующий должен погру­зиться в молитву всем своим существом, настраивая на нее все свои органы чувств. «Наши уста произносят слова молитвы. Наш ум вни­мает словам молитвы. Наше сердце чувством отзывается на них.

Другой отец православной церкви Иоанн Златоуст наставлял по­слушников так: «произноси молитвы твои, всесильно углубляясь в них и всячески заботясь о том, чтобы они исходили из сердца, как твои собственные. Не дозволяй вниманию твоему отклоняться и мыслям твоим улететь на сторону. Как только осознаешь, что это случилось, возврати мысли свои внутрь и начинай молитву с того пункта, с которого внимание отклонилось».

Самой распространенной в православном христианстве является молитва «Отче наш...» в полном и кратком варианте: «Господи Иису­се Христе, сыне Божий, помилуй меня, грешного».

Молитва выполняет две важные психологические функции: под­готавливает ориентировочную основу действия, его исполнитель­ную фазу и переключает внимание с посторонних раздражителей на внутренний мир, концентрируя очаг возбуждения в каком-то одном центре головного мозга. Это делает поведение более уверенным и целеустремленным.

Вот как звучит утренняя молитва оптинских старцев, в которой содержатся все основные нормы праведной христианской жизни:


«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что даст мне сей день.

Господи, дай мне вполне предаться воле Твоей.

Господи, на всякий час этого дня наставь и поддержи меня.

Господи, открой мне волю Твою для меня и окружающих.

Какие бы я пи получил известия в течение дня, дай мне принять их с покойной душой и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Господи, Великий Милосердный, во всех моих делах и словах руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных обстоятельствах не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой.

Господи, дай мне разумно действовать с каждым из ближних моих, никого не огорчая и никого не смущая.

Господи, дай мнё силу перенести утомление сего дня и все события в течение его. Руководи моею волею и научи молится и полюбить всех нелицемерно. Аминь!»


Однако для того чтобы молитва имела свое благотворное дейст­вие, недостаточно одного лишь пристального внимания к ней. Надо еще, чтобы совесть молящегося была чиста. Очищается же совесть глубоким искренним покаянием, которое «смывает скверну с души и делает ее чистой». Воздержание от зла и искоренение его из своей совести способствуют, как учат святые отцы, достижению чистоты сердца. Этому же способствует взаимная доброжелательность, забо­та о ближнем, христианское смирение, искреннее отношение друг к другу.

Психологическую значимость покаяния составляет способность к самокритике и умение посмотреть па свои поступки с высоты нравственных идеалов. Умение видеть, разрыв между «Я-реальным» и «Я-идеальным» является мощным источником для личностного роста и нравственного самосовершенствования. Вот как звучит одна из христианских покаянных молитв — «Исповедание грехов повседневное»:


«Исповедую Тебе, Господу Богу моему и Творцу, во Святой Троице Единому, сла­вимому и поклоняемому Отцу и Сыну, и Святому Духу все мои грехи, яже содеях во все дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшие дни и нощи:

делом, словом и помышлением;

объядением и пьянством;

тайноядением и празднословием;

унынием и леностью;

прекословием и непослушанием;

оклеветанием и осуждением;

небрежением и самолюбием;

многостяжанием и хищением;

неправдоглаголением и скверноприбытчеством;

мшелоимством и ревнованием;

завистию и гневом;

памятозлобием и ненавистью;

лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осяза­нием и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах и ближнего моего неоиравдовах:

о сих жалея, винна себе Тебе, Богу моему представляю, и имею волю каятися: точию Господи Боже мой, помози мне, со слезами смирения молю Тя; прошедшие же согрешения моя милосердием Твоим прости мя и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец».


Утренняя молитва: «К Тебе, Владыка и Человеколюбец, вставши ото сна, спешу по милосердию Твоему и принимаюсь за угодные Тебе дела и молюсь Тебе: помоги мне во всякое время во всяком деле и избавь меня от всякой к мной злой вещи и диавольского соблазна и спаси меня и помоги мне сделаться достойным Твоего вечногно царства. Ты мой Творец и Промыслитель и Податель всякого добра. На Тебя вся надежда моя и Тебя прославляю теперь всегда и вечно. Аминь».

Великопостная молитва СВ. Ефрема Сирина: «Господь и владетель моей жизни, избавь меня от духа праздности, уныния. Любви властвовать и пустословия. Дух же чистоты, смирения, терпения и любви, дан мне, рабу Твоему. О, Господьи Царь мой, помоги мне видеть мои прегрешения и не осуждать ближнего моего, так как ты благословен всегда и вечно. Аминь».

Молитва Ангелу Хранителю: «Ангел Божий, святой мой Хранитель, данный мне

от Бога с неба в охранение, прошу Тебя усердно: Ты меня сегодня вразуми и сохрани от всякого зла, научи меня доброму делу и направь на путь спасителя».


Аутогенная тренировка (АГ)

Аутогенная тренировка была разработана в 30-е гг. XX в. немецким врачом И. Шульцем на основе практики индийских йогов, о которой мы уже говорили В предыдущих главах.

Работая много лет в должности врача-психиатра в одном из не­мецких санаториев и практикуя при этом лечебный гипноз, Шульц разработал свою знаменитую систему психофизического саморегу­лирования (СПС), которая впоследствии получила название аутоген­ного тренинга. В переводе с латыни «ауто» — значит «сам», «генный» в смысле порождающий. Метод можно описать как самостоятельное достижение здоровья и совершенствования личности при помощи целенаправленного внушения на фоне глубокого расслабления мышц. В своей работе «О стадиях гипнотического состояния души» Шульц констатировал, что в предгипнотическом состоянии, когда человек особенно подвержен внушающему словесному воздействию, все его пациенты с абсолютной закономерностью переживали два состояния — своеобразную тяжесть во всем теле, особенно в конечностях, и последующее приятное ощущение тепла. В этом состоянии открывалась возможность при помощи слов влиять на вегетативную нервную систему и через нее — на все физиологические функцио­нальные системы организма человека. Для приведения пациентов в необходимое полугипнотическое состояние Шульц и разработал свой метод СПС.

Первая ступень AT содержит шесть типов внушений, направлен­ных на успокоение вегетативной периной системы. Самое трудное в этих упражнениях как отмечает один из ее пропагандистов X. Линдеман, — достижение внутренней сосредоточенности и концентра­ции внимания на внушаемых ощущениях и представлениях, не обра­щаясь при этом к воле, которая автоматически повышает уровень напряжения и делает расслабление невозможным. «Подкорковые от­делы мозга, в которых расположены вегетативные центры, управ­ляющие функционированием внутренних органов, пишет Линдеман, - не поддаются прямому воздействию. Чем более на­пряженно мы заставляем себя расслабиться, тем более напряженной становится деятельность всех систем организма... В этом заключает­ся один из «Парадоксов воли». Шульц отмечал, что сознательное волевое усилие оказывает па саморасслабление такое же отрицатель­ное влияние, как сомнение. Потому он учил своих паци­ентов свободно отдаваться своим неосознанным импульсам, раство­ряться в своих представлениях, не анализируя их и не противодей­ствуя им.


Полная формула погружения в аутогенное расслабление выгля­дит так:

Я совершенно спокоен (повторить мысленно 1 раз).

Правая рука тяжелая (6 раз).

Я совершенно спокоен (1 раз).

Правая рука теплая (6 раз).

Я совершенно спокоен (1 раз).

Сердце бьется спокойно и ровно (6 раз).

Я совершенно (покоен (1 раз).

Дыхание спокойное и ровное (6 раз).

Я совершенно спокоен (1 раз).

Солнечное сплетение излучает тепло (6 раз).

Я совершенно спокоен (1 раз).

Лоб приятно прохладен (6 раз).

Я совершенно спокоен (1 раз).


После достижения аутогенного состояния занимающийся может произносить формулы цели, т.е. те программы оздоровления орга­низма, которых он хочет достичь. Это может быть нормализация работы какого-то отдельного органа (например, желудок работает нормально) или достижение изменений в структуре характера и лич­ности (я становлюсь смелым и уверенным в себе).

Упражнения но AT рекомендуется проводить два-три раза в день. Они обладают тренирующим эффектом и способностью к постепен­ному накоплению в психике позитивных изменений. Линдеман, ко­торому удалось пересечь Атлантический океан па стандартной надувной лодке, полагал, что главная причина его успеха заключалась в умении управлять своей психикой при помощи методов саморегуляции. Главной формулой на период подготовки опасного путешествия стала мысль «я справлюсь». Она должна была стать не только смыс­лом жизни, но и самой жизнью, содержанием личности, его вторым Я. На свое рискованное предприятие Линдеман решился только тогда, когда уверенность в успехе захватила его целиком, не оставляя ни тени сомнения в том, что он все выдержит и останется жив. Формула «я справлюсь» наполняла его непоколебимой уверенностью и энергией во всех остальных ситуациях когда ночью переворачива­лась лодка или когда многодневные ветры подрывали физические силы.

Для самого путешествия решающей была формула «курс вест», т.е. направление строго на запад. В случае отклонения от этого курса Линдемана ожидала неминуемая гибель. После продолжи тель­ных тренировок эта формула царила в подсознание Лппдемапа на столько, что прорывалась у него через бред и галлюцинации, кото­рые были вызваны изнурительными многодневными штормовыми тренировками, бессонницей и качкой. Однажды, находясь в палубе в со­знательном состоянии, он увидел во с не африканца, который с про сил его:

Куда мы едем?

К моему хозяину, — отвечал Линдеман.

Где живет твой хозяин?

В направлении вест! — отвечал сам себе Линдеман.

На сегодняшний день аутогенная тренировка входит как обяза­тельная программа в курс подготовки всех спортсменов, артистов, музыкантов, людей всех других специальностей, которым по роду службы приходится работать в экстремальных условиях. Один из вариантов AT — метод прогрессивной релаксации, разработанный американским психологом Джекобсоном. Суть метода заключается в том, что перед тем, как расслабить ту или иную группу мышц, их надо до предела напрячь на 2—3 с и потом резко сбросить это напряжение. Следующее за напряжением расслабление в этом случает становится более полным и глубоким.

Хотя наша повседневная жизнь, как правило, не требует тех экс­тремальных усилий, с которыми приходилось сталкиваться Линдеману во время его трансатлантического путешествия, тем не менее психологическая гигиена должна стать нормой жизни каждого обра­зованного человека. С точки зрения современной психологии и мо­литвы, и формулы аутогенного внушения представляют Собой программирующий элемент действия, вслед за которым выполнение ре­ального действия становится более точным и уверенным.

Одной из основ правильно организованной жизни является внимание человека к тому, что он делает в настоящий момент. Человек, склонный к невротическим отклонениям, любит жить или в про­шлом, или мечтая о будущем, не понимая и не принимая ценности каждого момента жизни. Знаменитый английский просветитель в одном из своих писем сыну написал:


«Человек; который не способен овладеть своим вниманием и направить его на нужный предмет, изгнан на время нес остальные мысли, или который просто не даст себе труда об этом позаботиться, не годен ни для дела, ни для удовольствия. Если где-нибудь на балу, за ужином, в вселенной компании человек принялся бы решать в уме геометрическую задачу, он оказался бы очень неинтересным собеседником и представлял бы собою в обществе жалкое зрелище. А если в часы, посвященные геометрии, мысли его клонились бы к менуэту то, думается, математик из него вышел бы неважный. День велик, и его хватит на все, если одновременно ты бываешь занят чем то одним, и имеете с тем целого года тебе ни на что не хватит, если ты будешь делать два дела сразу».


Ниже приводятся педагогические настрои, которые могут по­мочь учителю лучше выполнять свою профессиональную деятель­ность.

Настрой на дорогу. Здравствуй, дорога, Ведущая меня к моим делам. Неспешно и с удовольствием я пройду каждый свой шаг, наслаждаясь движением и возможностью дышать полной грудью. Я приветствую это небо, я приветствую это солнце, я приветствую эти деревья, я приветствую всю природу, которая окружает меня. Я мысленно при­ветствую всех людей, которых встречаю на своем пути.

Толчея в транспорте не будет раздражать меня. Я защищен от нее прочной оболочкой спокойствия и доброжелательности. Я приду на работу в школу свежим и бодрым.

Настрой па приход в школу. Я подхожу к моей школе и чувствую, как я внутренне преображаюсь. Я отодвигаю от себя все свои личные проблемы и заботы, я мысленно настраиваюсь на хорошее располо­жение к каждому ребенку, которого сейчас встречу. Мое лицо излуча­ет свет, тепло и благожелательность. Мне приятно увидеть моих кол­лег но школе, которых, как и меня, объединяет любовь к детям и истине.

Я понимаю, что школе сегодня живется трудно. Школа отражает и песет в себе все беды и проблемы нашего общества. Господи, дай мне и моим коллегам мужество вынести все трудности нашего суще­ствования. Мы будем стойкими, как 100 оловянных солдатиков!

Настрой па урок. Сейчас я должен быстро настроиться на предсто­ящий урок. Мысленным взором я охватываю класс и всех детей, находящихся в нем. Я хорошо чувствую атмосферу класса и настро­ение моих детей. Я могу видеть их всех вместе и каждого в отдельности И знаю, что надо сказать каждому. Я четко представляю себе план урока и что я должен па нем сегодня сделать. Проверка домашних заданий, опрос, Объяснение нового материала, контрольные вопро­сы, задание па дом все это я свободно держу в голове. Я готов к непредвиденным ситуациям и у меня есть па них некоторый резерв времени. Но время урока я буду обязательно выкраивать несколько секунд времени для передышки и расслабления от делового напряже­ния. 51 внутренне собран и освещен улыбкой.

Настрой не разговор с родителями. Да, к сожалению, мне приходиться воспитывать не только детей, но и их родителей. Для многих из них школа как камера хранения, куда они сдают своих детей на время своей работы. Я буду терпелив, ровен и невозмутим, рассказывая родителям своих учеников, как им следует обращаться с собствен­ными детьми. И понимаю, что у большинства из них нелегкая жизнь. Многие ил них сами как дети. Господи, дай мне силы оставаться разумным среди скопища неразумных!

Настрой на серьезный разговор. Сейчас мне предстоит трудный и важный разговор. От его исхода зависит судьба дела, кото­рому я служу. Я сосредоточиваюсь, собираюсь с мыслями, акти­визирую все свои внутренние возможности и весь свой професси­ональный опыт.

Я готов к неожиданным вопросам и знаю, как надо на них отве­чать. Как хороший боксер, я могу держать удар все свои сильные аргументы я отчетливо вижу и держу перед собой. Я готов пустить их в ход и знаю, как и когда это нужно сделать. Я верю в свои силы и возможности. Я знаю, я верю, я все преодолею.

Настрой на обед. Теперь я оставляю все дела и с удовольствием предамся милым радостям жизни. Благодарю судьбу за то, что могу вкушать эту пищу и ощущать на своем языке сладостный вкус еды. Вместе с ней я вкушаю всю радость и блаженство бытия.

Ах, какое это наслаждение — вдыхать аромат и впиваться зубами в плоть еды, жевать, глотать ее и чувствовать внутри себя приятное удовлетворение! Как бы ни был прост мой стол, моя еда всегда при­носит мне море удовольствия!

Я ем не спеша, и приятном расслаблении и с удовольствием ощу­щаю, как внутри меня переваривается вкусная еда. Покой, мир и блаженство наполняют меня!

Настрой на встречу с друзьями. Теперь я оставлю мои дела, внутрен­не отойду от них и забуду про них, потому что мне предстоит встреча с моими дорогими друзьями. Я внутренне распрямляюсь, возвыша­юсь и улыбаюсь. Свои сложности и проблемы я оставлю пока в школе.

Я предвкушаю радость встречи со старыми друзьями в непринуж­денной обстановке. Я переключаюсь на радость общения. Я стараюсь излучать тепло и свет, я настроил гное сердце па радость и любовь. Глядя на меня, другим людям тоже хочется улыбаться. Всем вокруг меня хорошо становится, когда я вхожу в компанию моих друзей у меня всегда есть свежие новости, анекдоты истории, которые я заготовил заранее, чтобы «угостить» ими моих друзей. Мой настрой сторицей возвращается ко мне в смехе и радости моих друзей и знакомых. Все это заряжает меня повой энергией и дает еще большее ощущение радости жизни.

Настрои на сон. Сегодня я прожил большой и интересный день. Перед отходом ко сну я постараюсь прокрутить его События в обратном порядке. Психологи говорят, что это полезно для развития само­сознания. Я сделал почти все, что было намечено. Мое тело приятно расслабляется, мысли перестраиваются на приятные сны. Мне ды­шится легко и свободно. Я не чувствую за собой никакой вины и ни на кого не держу обиды. Я всех простил. Я буду спать до утра, не просыпаясь. Я всех люблю. Мир и покой во мне. Мир и покой вокруг. Древние не зря говорили, что самым сильным человеком надо признать того, кто умеет управлять собой. Аутогенная тренировка есть тот самый ключ, который поможет каждому человеку открыть в самом себе резервы этой силы.

В последние годы появилось много модификаций метода психи­ческой саморегуляции и приемов поддержания духа в оптимистичес­ком настрое. Здесь мы видим известные психологические настрои ГН. Сытина, метод управляемой психофизиологической саморегуля­ции Х.М. Алиева. Авторы этих методик учат своих пациентов и уче­ников быть хозяевами своей судьбы, видеть в ней как можно больше положительных сторон и уметь управлять своими ощущениями, чув­ствами и восприятиями, пользуясь для этого достижениями совре­менной науки.

Нельзя не сказать и об аппаратных методах психофизиологичес­кой саморегуляции. Прежде всего это аппараты с обратной связью, дающие пациенту возможность видеть на экране монитора измене­ние своего состояния под влиянием тех или иных усилий. В настоя­щее время все большее распространение получают биологические электронные стимуляторы, влияющие на биоритмы мозга через спе­циальные шлемы и очки с мерцающим светом. При всей практичес­кой пользе подобных аппаратов надо все-таки помнить, что для лю­бого человека пет лучше лекарства, чем другой человек, особенно если мы имеем дело с его внутренним миром.

Позитивное мышление

Этот способ оздоровления организма тесно связан с таким психологическим феноменом, как вера. В отличие от иррациональной религиозной веры психологическая вера связана с продуктивным мышле­нием и способностью человека действовать в соответствии с выработанной установкой. Позитивное мышление определяется с верой человека в свои силы, высокой самооценкой и оптимистическим взглядом на жизнь, который вырабатывается в процессе воспитания, но еще в большей мере в процессе самовоспитания.

Сформированное позитивное мировосприятие лучшая защита человека от ударов судьбы, от которых никто не застрахован. Это конечная цель всех мировых религий и практическая задача каждого практикующего психотерапевта,

Отечественные читатели впервые узнали о значении позитивно­го мышления из книг Д. Карнеги, который в своей уже цитированной нами книге «Как перестать беспокоится и начать жить» четко и внятно словами Марка Аврелия выразил суть позитивного мышле­ния: «Паша жизнь есть то, что мы о ней думаем».

Из этого краткого постулата вытекает очень много последствий. Суть их заключается в том, что если человек думает о болезнях и несчастьях, то скорее всего они и случатся. Если человек думает, какой он неудачник и как ему плохо живется, то он еще больше ухудшит свое положение. Однако если человек мыслит о своем здо­ровье позитивно, думает о том, как он хорошо выглядит, то его ре­альное здоровье и внешний вид скорее всего будут улучшаться. Карнеги, а затем и сотни его последователей, в том числе и психотера­певты разных стран мира, неоднократно убеждались в том, что изме­нение образа мыслей с негативных на позитивные способно не толь­ко излечивать людей, по и полностью преобразовывать их жизнь. Нa этом основывается, в частности, рациональная психотерапия фран­цузского врача Ф. Дюбуа и разъяснительная терапия американского психиатра Л. Эллиса.

Из зарубежных авторов, говорящих о благотворной силе пози­тивного мышления, помимо Д. Карнеги, можно назвать имена П. Вайнцвайга, М. Мольца, Дж. Скотт, Л. Хей, В. Каппони и Г. Новака. В нашей стране о возможностях позитивного мышления можно узнать из работ В.Л. Райкова; ГН. Сытина, Н.И. Козлова, Ю.М. Ор­лова.

Позитивность мышления основывается на его диалектичности – возможности в процессе аналитического рассуждения увидеть в любом предмете как положительные, так и отрицательные стороны. Акцентируюсь на положительной стороне какого-либо явлении и устраняя отрицательную, можно добиться большой психологической устойчивости, чем и отличались все знаменитые греческие философы и отличаются те, кто практикуют этот тип мышления в наше время.

Одна из разновидностей позитивного мышления ~ саногенное мышление, которое разрабатывает в своих работах Орлов. Саногенное мышление позволяет огозплть всю последовательность актов мышления, вызывающих ту или иную отрицательную эмоцию, управлять ею и устранять ее. Так, к примеру, страдание от зависти может быть начисто устранено путем отказа от умственной операции сравнения самого себя с другим человеком, которое при автоматизме выполнения и порождает это чувство. Рациональная проработка лю­бого негативного чувства способна эффективно устранить его. Чув­ство обиды устраняется, если вместо простого воспоминания обиды человек с просит сам себя: «Каковы были мои ожидания, т.е., какую программу поведения я своевольно присвоил другому человеку? От­куда эти ожидания произошли? Реалистичны ли они? Будет ли обид­чик когда-либо вести себя так, как я ожидаю? Почему он себя так ведет? Что мешает мне принять его таким, какой он есть?» Подобная интеллектуальная работа, как считает Орлов, полностью уничтожа­ет отрицательную эмоцию обиды и другие, ей подобные.

Позитивное мышление, помимо умения здраво рассуждать и ана­лизировать свои чувства, подразумевает также:

- безусловную любовь к самому себе и изгнание из сознания уничижительной самокритики, принятие самого себя таким, какой вы есть со всеми вашими положительными и отрицательными сторонами;

- восприятие мира с позиций «я — хороший, ты — хороший»,
«мир вокруг меня — хороший»;

- прощение самому себе своих прошлых ошибок;

- умение говорить окружающим «нет», не испытывая при этом
разрушительного чувства вины;

- способность прислушиваться к своему внутреннему голосу, на­зываемому интуицией, и следовать ему, а не советам родственников,
учителей и общепринятым мнениям;

- любовь к тому делу, которое приносит средства к существова­нию, и отсутствиё желания считать доходы, которые получают другие люди, занимающиеся чем-то иным.

Эти Способности позитивного мышления формируются в процес­се медитативных размышлений, в которых человек спрашивает сам себя о всех сторонах своего бытия и получает ответы, дающие основу для поступков.

КРАТКИЕ ТОГИ

  • Наше здоровье зависит от всего того, чем мы питаем наше созна­ние и наше физическое тело. Две эти субстанции нашего организ­ма находятся в неразрывной связи, о чем хорошо знали уже древ­ние греки. Сила Духа может поддерживать даже самое хилое тело, и могучие атлеты оказываются сломленными, если дух их не зака­лен. Давно известно, что раны у победителей заживают быстрее, чем у побежденных, и психотерапевты всех стран могут с готов­ностью подтвердить тот неоспоримый факт, что тот человек, ко­торый борется за свое здоровье и активно сопротивляется болезни, имеет гораздо больше шансов нл выздоровление, чем тот, кто махнул на себя рукой и передоверил заботу о самом себе врача. Медитация, молитва, аутогенная тренировка — надежные и хоро­шо проверенные методы поддержания психического здоровья и бодрого состояния духа. Овладение этими методами — признак культуры современного воспитанного человека, знающего и ува­жающего психологические законы жизнедеятельности собствен­ного духа

  • Обладание позитивным мышлением — это не только облада­ние мудростью и устойчиво просветленным восприятием жизни. Это также и показатель духовной зрелости человека, умеющего любить жизнь и самого себя несмотря на все преврат­ности судьбы.


ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1. Что думали и говорили древние греки о связи души и тела?

2. Что такое медитация и какими возможностями для развития личности она

обладает?

3. В чем отличие молитвы от медитации и какими возможностями воздействия на сознание верующего обладает молитва?

4. какой психологический смысл для развития личности имеет покаяние?

5. Что собой представляет аутогенная тренировка и какова основа ее психофизиологического воздействия на организм человека? Каким приемам и методам саморегуляции вы сами отдаете предпочтение?

6. Что такое позитивное мышление и как оно влияет на психологическое и

физическое самочувствие человека?

Схожі:

М.: Гардарики, 2002. 432 с. § Приемы и методы психологического оздоровления организма iconУправление парусно моторным судном (теория)
Приемы и методы уменьшения парусности. Рифление грота, методы, приемы и порядок рифления
М.: Гардарики, 2002. 432 с. § Приемы и методы психологического оздоровления организма iconР. С. Немов основы психологического консультирования рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебник
Н50 Основы психологического консультирования: Учеб для студ педвузов. – М.: Гуманит изд центр владос, 1999. 394 с
М.: Гардарики, 2002. 432 с. § Приемы и методы психологического оздоровления организма iconНекоторые вопросы психологического аспекта исследования критического мышления постановка проблемы
Целью статьи является анализ некоторых вопросов психологического аспекта исследования критического мышления
М.: Гардарики, 2002. 432 с. § Приемы и методы психологического оздоровления организма iconДокументи
1. /461.1.doc
2. /461.2.doc
3.
М.: Гардарики, 2002. 432 с. § Приемы и методы психологического оздоровления организма iconДокументи
move to 432-63664
М.: Гардарики, 2002. 432 с. § Приемы и методы психологического оздоровления организма iconДокументи
move to 432-63664
М.: Гардарики, 2002. 432 с. § Приемы и методы психологического оздоровления организма iconДокументи
move to 432-63664
М.: Гардарики, 2002. 432 с. § Приемы и методы психологического оздоровления организма iconДокументи
move to 432-63664
М.: Гардарики, 2002. 432 с. § Приемы и методы психологического оздоровления организма iconМонография Волгоград «Парадигма»
Макаров 1990; Попов 2005 и пр.), но и в работах по национализмоведению и исторической энтологии (см.: Андерсон 2001, Вердери 2002,...
М.: Гардарики, 2002. 432 с. § Приемы и методы психологического оздоровления организма iconДокументи
1. /2002-2006/русс. вариант/1.0. Неорганическая химия 2002-2006.doc
2. /2002-2006/русс....

М.: Гардарики, 2002. 432 с. § Приемы и методы психологического оздоровления организма iconГост 30780-2002 межгосударственный стандарт сосуды и аппараты стальные компенсаторы сильфонные и линзовые методы расчета на прочность межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации минск
Разработан техническим комитетом 260 «Оборудование химическое и нефтегазоперерабатывающее»» Российской Федерации
Додайте кнопку на своєму сайті:
Документи


База даних захищена авторським правом ©zavantag.com 2000-2013
При копіюванні матеріалу обов'язкове зазначення активного посилання відкритою для індексації.
звернутися до адміністрації
Документи